Уроках математики




Скачать 60.61 Kb.
НазваниеУроках математики
Дата публикации08.01.2015
Размер60.61 Kb.
ТипУрок
lit-yaz.ru > Математика > Урок
Формирование познавательной активности на уроках математики

Основным источником побуждения младшего школьника к умственному труду на уроках может послужить интерес. Познавательный интерес не только активизирует умственную деятельность в данный момент, но и направляет ее к последующему решению различных задач. От того, насколько сознательно, творчески, с желанием будут учиться дети в начальной школе, зависит в дальнейшем самостоятельность их мышления, умение связывать теоретический материал с практической деятельностью. Поэтому одна из основных моих задач - активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики.

Устойчивый познавательный интерес формируется при сочетании эмоционального и рационального в обучении. Еще К.Д.Ушинский подчеркивал, как важно серьезное занятие сделать для детей занимательным.

Занимательный материал на уроках математики не только увлекает, заставляет задуматься, но и развивает самостоятельность, инициативу и волю ребенка, приучает считаться с интересами товарищей. Дети легче усваивают материал, приобретают определенные знания, умения и навыки.

Поддержанию познавательной активности учащихся на уроках математики помогают стихи о математике и задачи в стихах. Приступая к изучению нумерации чисел первого десятка, учителя часто используют стихотворения Маршака С.Я. о начертании цифр. Стихи этого поэта довольно хорошо известны и знакомы детям. Поэтому я использую еще стихи Виеру Г.:

Похожа единица на крючок,

А может, на обломанный сучок.

Два – похожа на гусенка

С длинной шеей, клювом тонким.

Цифра три-

Словно ласточка, смотри!

Гляди, четыре - это стул,

Который я перевернул.

На что похожа цифра пять?

На серп, конечно, как не знать!

Семь - точно острая коса.

Коси, коса, пока роса.

Цифра восемь так вкусна-

Из двух бубликов она.

Девять, как шесть, вглядись,

Только хвост не вверх, а вниз...

Учащимся 1-го класса очень нравится решать задачи, где математическое содержание подается в стихотворной форме.

Семь гусей пустились в путь.

Два решили отдохнуть.

Сколько их под облаками?

Сосчитайте, дети, сами. 7 – 2 = 5

Пять ворон на крышу сели,

Две еще к ним прилетели.

Отвечайте быстро, смело,

Сколько всех их прилетело? 5 + 2 = 7

Такого типа задачи я стараюсь задавать детям на каждом уроке математики в 1-ом классе и стараюсь продолжать эту работу при обучении математики во 2-ом – 4-ом классах. Например:

У речки гуляли 4 утенка

И 24 веселых гусенка.

Во сколько раз больше

Было гусят ?

На сколько меньше

Было утят? (24 : 4 = 6 ; 24 - 4 = 20 )

Сорока прожить может 27 лет.

В три года короче у ласточки век.

Ворона на 40 лет больше живет...

Кто быстро считает, тот скажет ответ,

Сколько старейшей вороне той лет?

( 27 : 3 + 40 = 49 )

Через сказочные образы дети легче воспринимают новый материал. Элементы проблемного обучения в форме сказки-игры вызывают у детей большой интерес. Поэтому несколько сказок я попыталась составить сама и по реакции детей поняла, что они вызвали большой интерес у детей.

Сказка о знаках " больше и меньше ".

Это было давным-давно. В некотором царстве, в некотором государстве, называемом Математикой, жили-поживали два братца утенка.

Каждое утро королева Математики Цифирия кормила двух утят. Неразумные братцы постоянно спорили между собой, кто из них съест больше, а кто меньше. Толстенький утенок подходил к тарелке, открывал свой клювик и говорил: "Больше, больше съем ". А худенький утенок клювик закрывал и говорил: "Меньше, меньше меня кормите ". С тех пор королева Математики прозвала этих братьев "больше", "меньше" и различала их по клювикам. Иногда Цифирия приглашала "больше" и "меньше" для сравнения чисел в своем королевстве.
С интересом ученики принимаются за отгадывание простых ребусов. При этом я предлагаю только те, которые имеют определенную связь с математикой: либо в его изображении встречаются математические знаки, либо в ответе содержится математический термин, либо имеет место первый и второй признаки одновременно. Например, предлагаю детям отгадать, какие слова написаны с помощью букв и других знаков.



Для более прочного усвоения геометрического материала я использую такие задание:

■ Из каких фигур состоит рисунок?

■ Сколько разных фигур? (треугольников, четырехугольников, кругов)

■ Каких фигур больше, меньше, на сколько?

■ Найди площадь туловища кошки, найди периметр хвоста.

В конце учебного года, в период углубленного повторения пройденного материала в 3-ем и 4-ом классах я предлагаю задачи, которые интересны в познавательном отношении, так как они составлены на основе цифровых данных материалов газет, журналов, статистических справочников, энциклопедий и книги рекордов Гиннеса. Здесь и задачи, имеющие практическое значение, связанные с жизненными ситуациями детей, здесь и задачи с лишними или недостающими данными, задачи на развитие воображения, смекалки.

■ Ученик взял 100-граммовый кусочек хлеба и половину его не доел. Сколько хлеба пойдет в отходы, если в классе 30 учеников, и каждый из них не доест свой кусочек?

  • За сутки из неисправного крана утекает 60л воды. Сколько воды утечет за сутки, если в доме неисправных 120 кранов?

  • Туловище японского гигантского краба достигает 60см, а есть крабы - горошины с размером тела в 2см. Во сколько раз туловище краба - гиганта больше краба - горошины?

  • Почтовый голубь должен доставить донесение на расстояние 130км. Скорость голубя 50км/ч. Успеет ли голубь доставить это донесение за 3 часа?

  • Высота самого высокого водяного смерча - 1км 528м. Этот смерч был 16 мая 1898г. в Австралии. Вырази высоту смерча в метрах.

  • Самый большой лимон был выращен в августе 1982г. в Америке. Масса его 3кг 88г. Вырази массу в граммах.

  • Самая долгая радуга была видна в течение 3-х часов. Она наблюдалась 14-го августа 1979 года в Англии. Вырази часы в минутах.

Многие задачи составляются на основе материала, который изучается на уроках окружающего мира. Осуществляется тесная связь уроков математики, окружающего мира, углубляются знания по этим предметам, повышается воспитательная и развивающая функции уроков. Эти задачи практического характера и развивают познавательную активность детей начальных классов.

■ Самое большое в мире озеро Каспийское. Его площадь 400 кв. км, что на 368 кв. км больше площади озера Байкал. Какова площадь озера Байкал?

■ Вспомните, в каком году произошла Куликовская битва, а Бородинский бой - 432 года спустя. В каком году произошел Бородинский бой?

  • Самая высокая башня Кремля - Троицкая. Ее высота -80м, а самая маленькая - Кутафья. Она на 60м ниже. Какова высота самой маленькой башни Кремля?

Формирование вычислительных навыков - трудоемкая и скучная работа, если учитель не вносит разнообразие в ее организацию. Поэтому я предлагаю детям математические задания, чередуя их с некоторой информацией о животных и событиях в форме беседы или тестов, что дает возможность усилить воспитательный эффект, осуществить межпредметные связи, повысить познавательную активность детей.

Задание 1. Какая птица может ходить по дну водоема?

Воробей – 3. Оляпка – 4. Сорока – 5.

Для проверки выбора ответа воспользуйтесь цепочкой примеров. Результат последнего действия, число 4, соответствует слову оляпка.

-6 +7 -6 +5 -4

Задание 2. 1) Какая рыба без чешуи?

Щука – 4. Сом – 2. Карась – 3.

+8 -9 +8 -6 +4

Действия в цепочке примеров выполняются обратные данным, справа налево. Число 2 соответствует слову сом.

Задание 3. Кто из великих музыкантов в 28 лет начал глохнуть, в 48 лет окончательно потерял слух, но продолжал сочинять великую музыку до самой смерти?

60 – Моцарт 18 – Чайковский 57 – Бетховен

х : + - : + : : +

При разнообразной подаче математического задания и информации, а также эмоциональном воздействии на детей дополнительные сведения способствуют повышению познавательной активности, т.к. в предлагаемых заданиях, во-первых, заложена смена деятельности детей, а во-вторых, дети узнают интересные факты, что не только расширяет их кругозор, но и способствует общему развитию и побуждает к самостоятельному познанию нового.

В заключение хотелось бы подчеркнуть, что формирование познавательной деятельности – не самоцель. Цель любого учителя – воспитать творческую личность, готовую свои познавательные возможности использовать на общее дело.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Уроках математики iconУроках математики
Как разбудить в ученике стремление работать над собой, стремление к творчеству? Наиболее эффективные способы и условия формирования...

Уроках математики iconМетодическое объединение учителей математики Иванкив Л. И. г. Красноперекопск
Актуальность использования дифференцированных заданий на уроках математики с целью повышения качества математического образования...

Уроках математики iconУроках математики
О математике же говорят как о науке абстрактной и сухой. Разумеется, у этой науки свой особый язык: язык рассуждений и доказательств....

Уроках математики iconУроках математики
Одним из решений этой проблемы является организация систематической работы с учебником математики на каждом уроке и дома по трем...

Уроках математики iconУроках математики
Дания положительной эмоциональной обстановки, для поддержания и развития интереса к предмету на уроках такой строгой науки, как математика,...

Уроках математики iconУрок №1. Тема: «Счёт предметов»
Учёные говорят: математика – царица наук. На этих уроках вы будете считать, решать задачи, играть в математические игры. На уроках...

Уроках математики iconУроках математики, через средства информационных технологий
Государственное образовательное учреждение специальная (коррекционная) общеобразовательная

Уроках математики iconЦелостного описания опыта
...

Уроках математики iconТемы вашего учебного проекта
...

Уроках математики iconУроков математики и практическая направленность на уроках физики....
Спд: «Подведение месячника по истории, обществознанию и предметам регионального компонента»



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница