Значение мистики в соотношении догматики и этики в православном богословии Вступление Актуальность темы исследования




НазваниеЗначение мистики в соотношении догматики и этики в православном богословии Вступление Актуальность темы исследования
страница1/8
Дата публикации19.02.2015
Размер1.11 Mb.
ТипДокументы
lit-yaz.ru > Право > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8
Значение мистики в соотношении

догматики и этики в православном богословии
Вступление

Актуальность темы исследования.
В настоящее время как с отечественных, так и с зарубежных богословских кафедр, а также из уст многих иерархов звучат заявления о том, что современная система православного догматического богословия искажена, устарела, не отвечает духовным запросам личности, не дает той силы в познании вероучительных истин, которую она давала в древности. Все реже и реже зажигаются светильники благочестия: египетские, палестинские, сирийские пустыни, русские, белорусские, сибирские леса превратились в места, необитаемые для подвижников, а о прошлом напоминают только пустые пещеры и разваленные монастыри. Особое место занимает исторический путь догматического богословия Русской Православной Церкви. И действительно, ввиду неоднозначного исторического пути самой Церкви этот недостаток ощущается особенно остро, особенно в трагическом для Церкви и Российского государства XX веке. На эту проблему указывает, например, архиепископ Смоленский и Вяземский в своем докладе «Процесс преодоления схоластического влияния в русском богословии», прочитанном на международной церковной конференции «Богословие и духовность» в Москве в 1987 г., посвященной тысячелетию Крещения Руси.

Одновременно начала вырождаться и христианская этика. В духовных школах она сводится к теоретическому усвоению нравственного богословия, которое также оторвано от святоотеческого наследия. В обыденной христианской жизни христианская этика начала превращаться в обрядоверие. Многие «правила» превратились в формальное исполнение, а такие средства ко спасению, как пост и молитва, для одних стали самоцелью, а другими вообще игнорируются.

Понимание православной мистики, мистического содержания догматических вероучительных истин, мистического понимания христианского подвига или христианской этики вообще не изучается, или этому уделяют мало внимания. И более того, понятие мистики многими до сих пор восприниманется только через призму негативного отношения. Об этой проблеме еще в начале двадцатого века говорил и русский философ Н.А. Бердяев1.

Предмет исследования данной статьи состоит в том, чтобы на основе исторического развития богословской мысли, святоотеческого наследия и мистического опыта православной церкви показать, что догматика и этика тесно взаимосвязаны с мистикой и составляют единое целое. Как показывает история, неправильное понимание или восприятие православной мистики, которые имели место в истории христианской церкви и Русской Православной в частности, приводит и к искажению христианского вероучения и образа жизни. И в истории церкви это повторялось неоднократно, так как механизмы заблуждения имеют одни и те же корни.


^ I часть
Основное содержание работы
Проблематика мистики
Отношение к мистике со стороны общественного сознания неоднозначно, и здесь можно выделить несколько подходов. Первый – это отношение на уровне обыденного сознания2. Второй – это эзотерическое понимание мистики3. Третий – определение мистики со стороны научного атеизма с позиций диалектического материализма. Четвертый – современное понимание мистики, так называемая «научная мистика». И, наконец, пятый – это определение и понимание мистики со стороны конфессиональных религий, в данном случае – православное понимание мистики. В этой статье представляет интерес исследование научного подхода и православного понимания мистики.

С научным пониманием мистики связан в настоящее время круг проблем. До сих пор нет единого определения мистики, нет единого мнения в отношении происхождения и сущности мистики, мистических явлений и мистического опыта ни в западном богословии, ни в религиозной философии, ни в обыденном сознании.

Первое, на что обращает внимание ученый при изучении современных исследований по мистике, – это неопределенность и противоречивость в отношении представления о мистике4.

Volker Leppin, немецкий богослов, считает, что греческое слово «мystik» как прилагательное употреблялось еще во времена античности, но как существительное вошло в обиход французского языка в XVII в., а затем оттуда распространилось в XVIII-XIX вв. по всей Европе и вошло во всеобщее употребление. Термин «мистицизм», в свою очередь, происходит от древнегреческого слова mustikos, означающего «посвященный в мистерии». Оно укрепилось и стало употребляться в христианских кругах для обозначения ветви христианского богословия, признающей возможность прямого общения души с Богом.

Особый интерс к исследованию мистики появился в XIX в. в Европе и не угасает до сих пор, но проблема мистики и мистицизма не решена и до сегодняшнего дня.

Так, немецкий исследователь Korbinian Schmidt в своей книге «Mystische Erfahrung: Einheit oder Vielfalt» пишет: «Мистика – это одно из таких понятий, которое до сих пор не имеет еще общепризнанного определения, но которое тем не менее у всех на устах»5. Более того, вопрос определения понятия мистики – это проблема не только сегодняшнего дня. Так, тот же ученый, цитируя Немецкий теологический словарь за 1941г., в котором исследователи затрагивали подобный вопрос, отмечает: «Что нужно понимать под М[ystik]? В исследовании этого вопроса не могут достигнуть никакого согласия до сих пор»6. Поэтому автор считает, что мистика в определенном смысле – это искусственное понятие, которое употребляется в современном религиоведении для определения более старых или новых форм различных религий. Профессор философии религии Йелльского университета Луи Дюпре в своей книге «Мистицизм» приводит характерный пример: «Ни одно определение не смогло быть достаточно емким, чтобы охватить все опыты, которые в том или ином смысле называются «мистическими». В 1899г. Дин У.Р. Инг составил список из двадцати пяти определений»7.

Русские иследователи мистики начала XX в. также признают проблему определения этого понятия. Так, П. Минин пишет: «Мистицизм – понятие весьма растяжимое. Оно охватывает собой чрезвычайно многочисленный и разнообразный класс явлений. Поэтому нельзя говорить о мистицизме, не установив предварительно, что мы будем разуметь под этим понятием и какие задачи будем преследовать при изучении этого явления»8.

Эта же проблема осталась нерешенной и до настоящего времени. Так, современный автор научных работ по мистике Е.Г. Балагушкин признает, что «представления о мистике и мистицизме довольно неопределенны и во многом противоречивы, и не только в обыденном сознании, но даже в религиоведении, претендующем на высокий статус «науки о религии», ко многому обязывающий, в том числе точности используемых понятий. На это досадное обстоятельство указывал почти столетие тому назад Ульям Джеймс»9. Кроме этого, в отношении мистики остаются нерешенными и другие проблемы, и в первую очередь это касается мистического опыта. Так, за последние сто лет вопросы, связанные с мистикой и мистическим опытом, вызывали далеко идущий интерес у многих теологов, ученых, философов. Значительный вклад в исследование этой темы в XX веке внесли английские ученые, такие как Evelyn Underhill, Rudolf Otto, Walter T. Stace10. В своих трудах они подняли проблему философского и гносеологического уровня, которая вызывает интерес до сего дня. В осмыслении мистического опыта они склонялись к пониманию его единства, считая, что мистика всех религий и частных практик имеет некое единое ядро. Но спустя полтора десятка лет другой английский ученный Steven T. Katz выступил за разнообразие мистического опыта. И в настоящее время немецкий исследователь Korbinian Schmidt в своей книге «Mystische Erfahrung: Einheit oder Vielfalt», пытаясь решить эту же проблему мистики, ставит тот же вопрос: «Имеется единственный мистический опыт, который превосходит границы религий, культуры и времени, или мистический опыт настолько разнообразен, как и различаются религии, в которых он встречается?»11 Немецкий богослов Volker Leppin, в своей книге «Die Christliche Mystik» видит проблему христианской мистики в том ключе, что когда человек 21-го века слышит о мистике, то первая возникающая у него ассоциация оказывается связанной не с христианской мистикой, а с феноменом восточных религий и их медиативной практикой12. Это происходит потому, считает богослов, что протестантское и католическое богословие уже долгое время пропитано рационализмом.

Современный английский исследователь мистики William Harmless вообще считает, что «мистика – это составная часть человеческой природы, что большинство из нас является фактически «подавленными» мистиками»13.

Что же касается современного отечественного религиоведения, то проблему мистики рассматривали С.С. Аверинцев, Л.Н. Митрохин, Е.Г. Балагушкин, П.С. Гуревич и другие. Но изучение и исследование в то время проводились с позиций научного материализма, поэтому они смогли отобразить мистику лишь в свете диалектического материализма. Новый подход к мистике начали вырабатывать с 90-х гг. прошлого века. В этом ключе мистику начали исследовать Е.Г. Благушкин, З.А. Абдурашидова и др. В 2008г. Российская Академия Наук и Институт философии выпустили научный сборник «Мистицизм: теория и история», где были опубликованы статьи по исследованию феномена мистики и мистического опыта. Особого внимания здесь, пожалуй, заслуживает статья Е.Г. Балагушкина «Аналитическая теория мистики и мистицизма».

Что же касается взаимосвязи научного определения мистики и ее православного понимания, то здесь нужно отметить, что во всех этих научных исследованиях характерна одна особенность, а именно: почти нигде не рассматривается опыт православных подвижников и аскетов.

Так, известный протестантский богослов Альберт Швейцер в своем труде «Мистика апостола Павла» пишет: «Мистика находит свое выражение в эллинистическом богословии Игнатия и Евангелии от Иоанна; в сочинениях Августина и в текстах, приписываемых Дионисию Ареопагиту; ее можно найти у Гуго Се-Викторинского и других схоластов, у Франциска Ассизского, Мейстера Экхарта, Сузо, Таулера и других отцов немецкой богословской мистики; она говорит устами Якоба Беме и других протестантских еретиков-мистиков; мистическими являются гимны Терстегена, Ангелуса Силезиуса и Новалиса; в работах Шлейемахера мистика стремится выразить себя на языке Церкви»14.

Это можно объяснить тем, что в современном западном понимании понятие мистики связывается с индивидуальным мистическим опытом, а не с общецерковным соборным сознанием и опытом, который интерпретирует мистику в свете Божественного откровения. Вот как это понимает западный исследователь: «Западное христианство, главным образом под влиянием Августина, со временем пришло к пониманию мистического как относящегося к субъективному душевному состоянию. Например, Жан Жерсон, канцлер Сорбонны в XV веке, понимал под мистической теологией «опытное знание о Боге, достигаемое в объятих соединяющей любви». Здесь мы видим формулировку, соответствующую современному использованию термина в качестве указания на состояние сознания, превосходящее обыденный опыт благодаря соединению с трансцендентной реальностью»15.
^ Научное определение мистики
В настоящее время существует много научных определений мистики. Для примера можно рассмотреть некоторые из них. Так, например, в философском энциклопедическом словаре за 1983 г. помещено определение мистики в редакции С.С. Аверинцева. Под мистикой он понимает религиозную практику, имеющую своей целью переживание в экстазе непосредственного единения с Абсолютом16. С этим определением согласны и многие современные философы и религиоведы. Так, доцент кафедры истории философии Санкт-Петербургского государственного университета Л.В. Цыпина в своем докладе «Христианская мистика: концептуальное своеобразие и исторические типы» считает, что «данное определение представляется наиболее удачным из всего массива известных определений»17. Но как бы к нему ни относились философы и религиоведы, это определение составлено в духе диалектического материализма и не совсем точно отражает сущность мистики в целом, тем более в православном понимании. Другой словарь «Dictionary» в разделе «Мистика Христианская» дает более точные понятия, определяя мистику как опыт непосредственного переживания соединения с Богом: «Человеческая душа стремится не только к знанию о Боге, но и к живому соединению с Ним. Такое соединение есть цель всего бытия человека, поскольку Бог есть Всесовершенное Существо и соединение с Ним есть источник духовного блаженства»18. Конечно, «опыт» по сравнению с практикой отражает более правильное отношение к мистике, особенно православной, но православная мистика не ограничивается только одним опытом.

В современном западном философском понимании под мистикой понимается «сакральная религиозная практика, направленная на достижение непосредственного сврехчувственного общения и единения с Богом в экстатически переживаемом акте Откровения, а также система теологических доктрин, ставящих своей задачей концептуализацию и регулирование этой практики»19. Свое определение дает «Cвободная энциклопедия – Википедия»: «Христианский мистицизм – это стремление к общению с Богом, единению с Ним или же к осознанному познанию Бога через прямой опыт, интуицию, инстинкт или озарение <…> Этот подход и способ жизни отличается от других форм христианской практики своей целью достижения единства с Божественным»20.

В этом же ключе определяет мистику и английская исследовательница Evelyn Underhill. По ее мнению, мистика это «выражение или проявление врожденного стремления человеского духа к совершенной гармонии сверхчувственного порядка вещей, точно так же, как может звучать теологическая формула этого порядка»21.

Перечисленные исследования – каждое со своей стороны – дают существенную характеристику мистики и в общенаучном понимании этого явления предлагают ее всестороннее определение, но все вместе и каждый в отдельности не отражают сущность православной мистики. Такие понятия, как религиозная практика, переживание в экстазе, общение с Абсолютом и другие не употребляются в православном богословии. Также православный опыт богопознания и богообщения не ограничивается экстазом, и более того, экстаз – это крайне редкое явление даже в аскетической православной практике. Наконец, стремление человека к богопознанию отражает только одну сторону мистики.

Особенность научного понимания мистики состоит в том, что представители этого лагеря не признают реальности духовного мира, личного духовного бытия души, Бога как личности. Главным китерием истины они признают суждение человеческого разума. Бог является понятием ноуменальным, и о Нем можно говорить как об идельном принципе Абсолюта или Божества.

Таким образом, понимание мистики было неоднозначно на протяжении XIX-XX вв. как по форме, так и по содержанию, и в настоящее время нет единого подхода к этой проблеме. Но природа человека такова, что он, действительно, не может обойтись без мистики: он состоит из души и тела, и это взаимообщение так или иначе всегда проявляется, так как человеческий дух всегда стремится к своему Первообразу. Однако потерянный вследствие грехопадения путь к Богу человек не может найти с помощью рационального исследования или даже посредством того опыта, который ему предлагает современная научная мистика.

^ Православная мистика
Понимание православной мистики имеет формальную и содержательную сторону. В первом случае мистика связана с употреблением самого термина, а во втором – с пониманием содержания и сущности мистики. В настоящее время в православном богословии нет официального формального определения мистики, и то, что сейчас православное богословие понимает под мистикой, не всегда имело идентичное значение в истории Церкви. Но одно несомненно: учение о стремлении человека к Богу и непосредственному общению с Ним всегда было неотъемлемой частью христианского вероучения и христанского образа жизни.

Мистика в православном понимании толкуется с позиции ортодоксального богословия, проверенного многочисленным и многократным опытом как каждого верующего христанина, так и в особенности проверенного мистическим опытом тысячи христианских подвижников: апостолов, мучеников, исповедников, аскетов. Такого количества и качества мистического опыта, какой дает нам православная церковь, нет ни в научной базе научного осмысления мистицизма, ни в практике любой религии мира. Как говорил Н.А. Бердяев, «про христианство одинаково можно сказать, что оно самая мистичная религия в мире»22. Христианство, исходя из опыта миллионов верующих людей, доказывает существование и души как субстанции, и духовного мира как действительной, живой, реальности, и Бога как личности, и постоянное живое и сознательное общение между Богом и человеком как таинственный мистический процесс.

Нетрудно заметить, что православное восприятие мистики и мистицизма фактически сводится к боговедению или богопознанию (мистика как процесс общения и единения с Богом) и богословию (мистицизм как система богословских дисциплин, задающих направление этому процессу). Все известные варианты мистики имеют неразрывную и органическую связь с определённой религиозной догматикой и этикой, даже если эта связь явно не прослеживается или вовсе отрицается. По свидетельству исследователей мистического опыта самых разных религиозных традиций, мистика всегда имеет глубокие догматические корни, и вообще всей духовно-аскетической жизни гармонично сопутствует догматическое сознание, причём даже в том случае, когда оно формально отвергается. В равной мере данное положение относится и к этическому содержанию духовной жизни.

Для православного понимания духовной жизни характерен синтез догматики, этики и мистики, то есть полное единодушие между этими составляющими, по слову св. Симеона Нового Богослова: «… если кто не имеет непогрешительной веры (догматика) и добрых дел (этика), на того никак невозможно низойти благодати Святого и поклоняемого Духа (мистика)»23.

В святоотеческом подходе богословие рассматривается как составная органическая часть всецелого служения человека Богу – не умозрительная, интеллектуальная дисциплина, а опытное богообщение, причастие24. Чрезвычайно важно, но еще недостаточно осознанно то, что в этом случае мистика и мистицизм, понимаемые как богопознание и богословие, обретают не только антропологическое, но и онтологическое основание и измерение. Они одновременно обращены и к «внутренней», и к «внешней» культуре человека и человеческого сообщества: индивиду и социуму, личности и обществу. Причины их сложной взаимосвязи коренятся в известной автономности индивидуальной человеческой природы и способе бытия человека как существа, реализующего своё бытие только в общении, поскольку «… бытие означает жизнь, а жизнь означает общение»25.

Все вышеизложенное перекликается с заявленной, но до сих пор так по существу и не развитой идеей «соборности» не только мышления и сознания, но всего человеческого бытия в целом, на которую, в частности, указывает С.Н. Трубецкой в своем известном труде «О природе человеческого сознания»26. Между тем в современном православном богословии проблема соотнесённости мистики и мистицизма, богопознания и богословия в вышеизложенной трактовке их воздействия на человеческое бытие должна, на наш взгляд, осознаваться в контексте сущностных свойств Церкви: «…человек был создан, чтобы осуществить Церковь», потому именно с такой позиции возможно «… различить отблеск истины Церкви даже в самых разных формах человеческого общения … , подчёркивая “церковную” природу всякой человеческой природы и отмечая тем самым состояние подлинности человеческого бытия до его изменения и повреждения»27. Только на этих основаниях можно понять и объяснить то влияние, которое религия всегда оказывала и продолжает оказывать на человека и человеческое сообщество, определяя тот или иной культурный и цивилизационный тип.
  1   2   3   4   5   6   7   8

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Значение мистики в соотношении догматики и этики в православном богословии Вступление Актуальность темы исследования iconАктуальность темы исследования и постановка проблемы. Актуальность...
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью анализа гендерного сознания современных россиян. Процессы демократизации...

Значение мистики в соотношении догматики и этики в православном богословии Вступление Актуальность темы исследования iconАктуальность темы исследования. Актуальность темы исследования определена...
Формируется образный язык музыки Нового времени, переживающей кардинальный поворот в своей судьбе — переход от полифонического к...

Значение мистики в соотношении догматики и этики в православном богословии Вступление Актуальность темы исследования iconАктуальность темы исследования. Основным фактором благополучия общества...
Реализация бытие человечества. Критерием осознания благополучия и развития выступают понятия индивидуального и общественного «здоровья»...

Значение мистики в соотношении догматики и этики в православном богословии Вступление Актуальность темы исследования iconАктуальность темы. В начале XXI века проблема осмысления феномена...
Актуальность темы диссертационного исследования определяется все возрастающим интересом к проблемам интерпретации специфического...

Значение мистики в соотношении догматики и этики в православном богословии Вступление Актуальность темы исследования iconАктуальность темы исследования
Целью данного исследования является разработка методологических основ организационно-экономического механизма создания' ис использования...

Значение мистики в соотношении догматики и этики в православном богословии Вступление Актуальность темы исследования iconМорковин А. А. Творение и эволюция: «Несовместимости суть дополнительности»
На мой взгляд, статья, безусловно, интересна, и некоторые заданные в ней вопросы не имеют однозначного и окончательного решения в...

Значение мистики в соотношении догматики и этики в православном богословии Вступление Актуальность темы исследования iconАктуальность темы исследования; Интеграция! России I Bi мировое сообщество,...
Прежде всего, интеграция? в мировое сообщество; требует информационной: прозрачности банковского рынка, достижение которой; возможно;...

Значение мистики в соотношении догматики и этики в православном богословии Вступление Актуальность темы исследования iconАктуальность темы исследования определяется проблемами и задачами,...
Актуальность темы исследования определяется проблемами и задачами, которые стоят перед российскими предприятиями, добывающими сырье...

Значение мистики в соотношении догматики и этики в православном богословии Вступление Актуальность темы исследования iconАктуальность темы исследования. В последнее десятилетие в России...
В этих условиях потребовался поиск новых средств поддержания стабильной бюджетной системы и устойчивости межбюджетных отношений....

Значение мистики в соотношении догматики и этики в православном богословии Вступление Актуальность темы исследования iconАктуальность темы исследования
Русская усадьба занимает значительное место в отечественной и общеевропейской культуре. Её по праву называют "историческим и культурным...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница