Воспитание языковой личности в процессе преподавания лингвистических и речеведческих дисциплин




Скачать 456.68 Kb.
НазваниеВоспитание языковой личности в процессе преподавания лингвистических и речеведческих дисциплин
страница1/3
Дата публикации07.07.2013
Размер456.68 Kb.
ТипАвтореферат
lit-yaz.ru > Право > Автореферат
  1   2   3
ИЗ ФОНДОВ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ БИБЛИОТЕКИ

Быкова, Галина Ивановна

1. Воспитание языковой личности в процессе преподавания лингвистических и речеведческих

дисциплин

1.1. Российская государственная библиотека

diss.rsl.ru 2003

Быкова, Галина Ивановна

Воспитание языковой личности в процессе преподавания лингвистических и речеведческих дисциплин[Электронный ресурс]: Дис. канд. пед. наук : 13.00.06 .-М.: РГБ, 2003 (ИЗ фондов Российской Государственной библиотеки)

Теория и методика воспитания (по направлениям и сферам деятельности)

Полный текст: http://diss.rsl.ru/diss/03/0032/030032028.pdf

Текст воспроизводится по экземпляру, находящемуся в фонде РГБ:

Быкова, Галина Ивановна

Воспитание языковой личности в процессе преподавания лингвистических и речеведческих

дисциплин

Екатеринбург 1999

Российская государственная библиотека, 2003 год (электронный текст).

^V -* P& - SJ X ~f&S-

^ УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

На правах рукописи

БЫКОВА Галина Ивановна

(

Воспитание языковой личности

в процессе преподавания лингвистических и

речеведческих дисциплин

13.00.06 — теория и методика воспитания

ДИССЕРТАЦИЯ

на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

т ^ Научные руководители:

/Р доктор педагог, наук,

Q^r^t^i^^Y .... профессор А.С.Белкин,

■"" канд. педагог, наук,

доцент Н.Е.Богуславская

Екатеринбург - 1999

2 ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

^ ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ

ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ-СЛОВЕСНИКОВ в

  1. Языковая личность как феномен культуры (историко-логический анализ) 13

  2. Сущность и структура языковой личности 31

  3. Педагогические условия воспитания языковой

личности студентов-словесников 49

Выводы 69

^ ГЛАВА П. МЕТОДИКА И ТЕХНОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ

ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ-СЛОВЕСНИКОВ 71

II. 1. Методика и технология организации экспе­
риментальной работы по воспитанию языковой
личности студентов-словесников 71

11.2. Структурно-функциональный анализ
экспериментальной работы на занятиях
лингвистического и речеведческого циклов

факультета русского языка и литературы 95

11.3. Интегративная характеристика результатов

исследования 120

Выводы 141

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 144

ЛИТЕРАТУРА 151

ПРИЛОЖЕНИЯ 172

3

ВВЕДЕНИЕ

^ АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ. Обращение к проблеме воспитания языковой личности студентов-словесников обусловлено соци­альными, психологическими и педагогическими причинами. С социальной точки зрения постановка данной проблемы вызвана демократическим об­новлением нашего общества, гуманизацией всей системы обучения. Гума­низация образования и обучения представляет собой ориентацию на созда­ние наиболее благоприятных условий для развития личности обучаемого, его самоопределения, самосовершенствования и самореализации.

Воспитание языковой личности приобретает особое значение в со­временных условиях, когда наблюдаются тенденции кризиса системы об­разования, выражающиеся в негативном отношении как к образователь­ным программам, так и результатам образования. Одним из путей выхода из кризиса является реализация принципов гуманизации системы обуче­ния, что предполагает изменение отношения участника образовательного процесса из пассивного объекта в акгивного участника образовательной деятельности.

Накопленный опыт и новые социальные условия позволяют более четко определить ориентиры воспитания студентов-словесников как язы­ковой личности,

Проблема, обозначенная в нашем исследовании, рассматривалась в работах Г.И.Богина, Н.Н.Богуславской, Р.А.Будагова, В.Д.Виноградова, Л.С.Выготского, И.Р.Гальперина, В.В.Давыдова, Ю.Н.Караулова, Т.А.Ладыженской И.Б.Тарасовой и других.

В последние годы появились научные труды, в которых разрабаты­вается такие аспекты проблемы воспитания языковой личности, как мо­дель языковой личности (Г.И.Богин), выделение уровней организации языковой личности (Ю.Н.Караулов), взаимообусловленность культурного

4

состояния современного русского языка и формирования языковой лично­сти (Н.А.Купина), коммуникативно-деятельностная сторона языковой лич­ности (ИВ.Сентенберг).

В педагогической науке были разработаны психолого-педагогические концепции, теория деятельностного подхода (А.Н. Леонть­ев, О.В.Данилевич и др.)т личностный подход в образовании (А.В.Петровский, Л.И.Божович, А.Г.Асмолов и др), учет возрастных осо­бенностей в процессе обучения и воспитания (А.С.Белкин, Д.Б.Эльконин, Н.Д.Девитов, А.В.Мудрик и др), положение о гуманизации образования (Ш.А.Амонашвили, А.А.Ьодалев, Ь.В.Бондаревская, А.В.Сухомлинский).

На современном этапе перед школой встает одна из актуальных за­дач - задача воспитания языковой личности , что предполагает наличие та­ких способностей у человека, которые обусловливают уровень владения родным языком.

В психолингвистической литературе языковая личность трактуется как "целостный феномен" (ЮЛ.Караулов), как "многослойный и много­компонентный набор языковых способностей, умений, готовностей к осу­ществлению речевых поступков разной степени сложности" (Г.И.Ьогин), как "совокупность способностей человека", взаимосвязанных с уровнем овладения языком (Н.КБогуславская). Таким образом, развитая языковая личность - это личность, свободно владеющая большим запасом языковых (лексических и грамматических) средств, правильно и эффективно исполь­зующая их в разнообразных видах общения (монолог, диалог и другие формы полилогического общения) с учетом реальной коммуникативной ситуации.

В нашем исследовании воспитание языковой личности студентов-словесников рассматривается на занятиях лингвистического и речеведче-ского циклов факультета русского языка и литературы, результатом кото­рого должно стать формирование личности, способной свободно и пра­вильно говорить, создавать устные и письменные тексты для решения

5 коммуникативных задач, эффективно извлекать информацию из чужой ре­чи, соблюдать этические нормы речевого поведения. Вышеназванные чер­ты языковой личности являются важнейшими компонентами общей куль­туры человека и особенно значимы для будущих педагогов.

Однако следует отметить, что вопросам воспитания языковой лич­ности в совокупности способностей, обусловливающих уровень культур­но-речевых навыков, в научной литературе в целом отводится недостаточ­ное место. Высшая школа не владеет еще в полной мере ни содержатель­ной, ни процессуальной сторонами воспитания языковой личности сту­дентов-словесников. Несмотря на достаточно широкий круг исследований по вопросам воспитания личности студентов-словесников, проблема вос­питания языковой личности требует дальнейшей разработки.

Очевидным становится противоречие между потребностью общест­ва в выпускниках высшей школы с высоким уровнем владения языком и недостаточной разработанностью методики и технологии, обеспечиваю­щих эффективность воспитания языковой личности студентов-словесников на занятиях лингвистического и речеведческого циклов.

В теории и практической деятельности обозначилась проблема, требующая научного разрешения и состоящая в необходимости разработки и апробации основных методико-технологических средств, обеспечиваю­щих воспитание языковой личности студентов-словесников.

Разрешение этой проблемы возможно при условии разработки ком­плекса методико-технологических средств, способствующих достижению высоких результатов в процессе воспитания языковой личности студентов-словесников.

Актуальность исследования, выявленные противоречия и практи­ческая потребность в разработке комплекса методико-технологических средств воспитания языковой личности позволили нам сформулировать тему исследования следующим образом: "ВОСПИТАНИЕ ЯЗЫКОВОЙ

6

^ ЛИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ И РЕЧЕВЕДЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН ".

В соответствии с темой исследования были определены цель, объ­ект, предмет и задачи.

^ ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ - выявить, теоретически обосновать пе­дагогические возможности комплекса мстодико-технологичсских средств в процессе воспитания языковой личности студентов-словесников.

^ ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ - процесс преподавания лингвисти­ческих и речеведческих дисциплин.

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ - воспитание языковой личности студентов-словесников методико-технологическими средствами в процес­се преподавания лингвистических и речеведческих дисциплин.

^ ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ - состоит в том, что применение комплекса методико-технологических средств способствует воспитанию языковой личности студентов-словесников за счет:

  • формирования у студентов-словесников субъектного состояния го­товности включиться в учебно-воспитательный процесс на уровне индиви­дуальных познавательных возможностей;

  • применения комплекса методико-технологических средств воспита­ния языковой личности студентов-словесников на каждом этапе учебной деятельности (стимулирующе-мотивационном, операционно-деятельностном и оценочно-результативном), что является условием пози­тивной динамики в процессе развития языковой личности студентов-словесников.

В соответствии с целью, предметом и гипотезой исследования были поставлены следующие ЗАДАЧИ:

1. На основе историко-логического анализа лингвистической и психо­лого-педагогической литературы определить сущность и структуру языко­вой личности студентов-словесников; выявить показатели и уровни разви­тия языковой личности студентов-словесников.

7

2. Сформировать у студентов-словесников субъектное состояние го­
товности включиться в процесс формирования языковой личности на
уровне индивидуальных познавательных возможностей.

3. Определить и обосновать содержание комплекса методико-
технологических средств воспитания языковой личности студентов-
словесников на занятиях лингвистического и речеведческого циклов фа­
культета русского языка и литературы педагогического вуза.

4. Экспериментально проверить педагогические возможности методи-
ко-технологического комплекса в процессе воспитания языковой личности
студентов-словесников.

^ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ ОСНОВОЙ ИССЛЕДОВАНИЯ яви­лись классические и новейшие положения и выводы философии образова­ния (теория воспитания личности), психологии и педагогики о социальной детерминированности процессов воспитания личности, учение о личности как субъекте общественных отношений, своеобразии личности как обще­ственной ценности, диалектические положения о единстве общего, осо­бенного и единичного.

^ ТЕОРЕТИЧЕСКУЮ ОСНОВУ ИССЛЕДОВАНИЯ составили теория развития личности (Л.И.Ьожович, Л. С. Вы го тс кий, В.В.Давыдов, А.Н.Леонтьев и др); теория возрастной педагогики (В.С.Безрукова, А.С.Белкин и др); теория деятельное гного подхода в формировании лич­ности {М.Я.Басов, А.НЛеонтьев, С.Л.Рубинштейн, Г.И.Щукина и др.); концепция личностного подхода в образовании (К.А.Абульханова, А.С.Белкин, А.В.Мудрик и др); о гуманизации учебно-воспитательного процесса (В.И.Загвязинскмй, А.А.Маркова, В.А.Сухомлинский Д.Д.Ушинский и др)

Для проверки гипотезы исследования и решения поставленных за­дач использовались следующие ^ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:

- теоретические: историко-логический анализ философской, психо­лого-педагогической, лингвистической литературы, системный подход;

8 - эмпирические: педагогический эксперимент, включающий прямое

и косвенное наблюдение; анкетирование, тестирование; анализ продуктов деятельности; количественный и качественный анализ полученной инфор­мации; создание особых педагогических ситуаций; графическая и матема­тическая обработка результатов исследования.

^ ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.

Первый этап (1990 - 1993гг.) - изучение и анализ философской, психолого-педагогической, научно-методической и учебной литературы по проблеме исследования; определение методологической и теоретической базы исследования; изучение опыта работы педагогов со студентами фа­культета русского языка и литературы; определение цели, гипотезы и задач исследования.

^ Второй этап ( 1994 - 1997гг.) - проведение педагогического экспе­римента с целью проверки гипотезы исследования, разработка системы методико-технологических средств, применяемых на занятиях лингвисти­ческих и речеведческих дисциплин факультета русского языка и литерату­ры; определение педагогических возможностей разработанного комплекса в процессе воспитания языковой личности студентов-словесников.

^ Третий этап (1998-1999) - теоретическая и статистическая обра­ботка результатов опытно-экспериментальной работы; осмысление и сис­тематизация полученных результатов; формулировка выводов и рекомен­даций.

^ БАЗОЙ ИССЛЕДОВАНИЯ явились факультет русского языка и литературы Уральского государственного педагогического университета, средние общеобразовательные школы г.Екатеринбурга (№№ 11, 178, 67), школа-гимназия №99 (г.Екатеринбург), школа-лицей №40 (г. Екатеринбург).

^ НАУЧНАЯ НОВИЗНА ИССЛЕДОВАНИЯ:

9

1. Определены структура и содержание языковой личности студен­
тов-словесников. Разработаны показатели и определены уровни ее разви­
тия (недостаточный, достаточный и высокий).

2. Создан и апробирован комплекс мстодико-технологических
средств воспитания языковой личности студентов-словесников на занятиях
лингвистического и речеведческого циклов факультета русского языка и
литературы, к которым относятся:

а) методы и приемы воспроизведения и осмысления лингвистиче­
ского и речеведческого материала: объяснение, рассуждение, рефлексия,
пример;

б) методы организации деятельности: упражнения, создание педа­
гогических ситуаций, инструктаж, педагогическое требование, создание
проблемных ситуаций, анализ ситуаций, деловая игра, интерактивное обу­
чение;

в) методы стимулирования деятельности студентов-словесников:
поощрение и наказание, создание ситуаций успеха, опора на положитель­
ное в человеке, выделение положительно!-о в деятельности, соревнование;

г) методы контроля, самоконтроля и самооценки деятельности и
поведения: самоконтроль и контроль, оценка и самооценка, рецензирова­
ние и редактирование, проверка и оценивание адекватности воспроизведе­
ния предложенного текста, анализ созданных речевых произведений (рече­
вого идеала).

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ состоит в том, что определены понятие языковой личности студентов-словесников, ее структура и содержание, а также выявлены педагогические возможности комплекса методико-технологических средств воспитания языковой личности студентов-словесников.

На основе анализа философских, лингвистических, психолингви­стических, педагогических теорий осуществлена попытка рассмотрения языковой личности как феномена культуры.

^ 10 ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ связана

с разработкой комплекса методико-технологических средств воспитания языковой личности студентов-словесников на занятиях лингвистического и речеведческого циклов факультета русского языка и литературы и их широким применением. Результаты исследования, разработанная техноло­гия воспитания языковой личности могут быть использованы в процессе преподавания русского языка в общеобразовательной школе, в классах с углубленным изучением русского языка, в высших учебных заведениях при подготовке и чтении спецкурсов, спецсеминаров, при подготовке лек­ций и практических занятий, при написании курсовых и дипломных работ. Повышение профессиональной подготовки сгудентов-словесников'обеспе-чить профессионально-методическую перспективу совершенствования его как языковой личности, стимулирует творческую и педагогическую дея­тельность, приобщает к научно-исследовательской деятельности по дан­ному кругу проблем.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Воспитание языковой личности в процессе преподавания лингвистических и речеведческих дисциплин iconЭкология языка как наука
Языковая личность, черты языковой личности. Этапы формирования языковой личности. Типология языковой личности

Воспитание языковой личности в процессе преподавания лингвистических и речеведческих дисциплин iconКонцепция преподавания литературных и лингвистических дисциплин на кафедре словесности одиПЖ
Одна из ключевых составляющих новой системы обучения на отделении деловой и политической журналистики – гуманитарное образование....

Воспитание языковой личности в процессе преподавания лингвистических и речеведческих дисциплин iconУчебной дисциплины прикладные аспекты преподавания русского языка...
Приобретение представления о методических и лингвистических основах преподавания рки, о целях и задачах преподавания русского языка...

Воспитание языковой личности в процессе преподавания лингвистических и речеведческих дисциплин iconПроект урока словесности
Цель: познакомить учащихся с аллитерацией и ассонансом в поэтической речи; раскрыть суть цветослова как активной формы преподавания...

Воспитание языковой личности в процессе преподавания лингвистических и речеведческих дисциплин iconПлан работы Информационно-методического центра Избербашского гуо на 2013-2014
В процессе преподавания предметных дисциплин шире использовать возможности интерактивных, коллективных, творческих, технических способов...

Воспитание языковой личности в процессе преподавания лингвистических и речеведческих дисциплин iconЛитература Предисловие Цель изучения раздела «Фонетика. Фонология....
Важной задачей преподавания дисциплин первой ступени является не только раскрытие особенностей определенной языковой области, но...

Воспитание языковой личности в процессе преподавания лингвистических и речеведческих дисциплин iconПрагматический уровень языковой личности
В задачи входит выявление способов ввода прецедентных имен и прецедентных текстов в эпистолярном наследии В. П. Астафьева. Новизна...

Воспитание языковой личности в процессе преподавания лингвистических и речеведческих дисциплин iconМи нистерство образования республики башкортостан гаоу дпо институт развития образования рб
Иро рб и кафедрой русского языка и методики его преподавания Башгу 30 марта 2012 года проводится конференция-сателлит «Формирование...

Воспитание языковой личности в процессе преподавания лингвистических и речеведческих дисциплин iconОдним из при­оритетных направлений информатизации современного общества...
Развитие профессионально зна­чимых качеств билингвальной личности, в том числе ее познавательной самостоятельности, является одной...

Воспитание языковой личности в процессе преподавания лингвистических и речеведческих дисциплин iconПрограмма рассмотрена и утверждена на заседании кафедры общих гуманитарных...
В основу программы положены Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования по специальностям



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница