Инструктивно-методическое письмо “ Организация образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования детей и молодежи в 2012/2013 учебном году”




Скачать 360.08 Kb.
НазваниеИнструктивно-методическое письмо “ Организация образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования детей и молодежи в 2012/2013 учебном году”
страница1/3
Дата публикации15.06.2013
Размер360.08 Kb.
ТипИнструктивно-методическое письмо
lit-yaz.ru > Право > Инструктивно-методическое письмо
  1   2   3


УТВЕРЖДАЮ

Заместитель

Министра образования

Республики Беларусь
______________В.В.Якжик
12.07.2012 г.
Инструктивно-методическое письмо

Организация образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования детей и молодежи

в 2012/2013 учебном году”

Нормативное правовое регулирование деятельности учреждений дополнительного образования детей и молодежи

Кодекс Республики Беларусь об образовании, вступивший в силу 1 сентября 2011 года, обозначил важность и значение дополнительного образования детей и молодежи как системы, способствующей развитию склонностей, способностей и интересов, социальному и профессиональному самоопределению детей и молодежи.

Учреждения дополнительного образования детей и молодежи формируют сегодня новую практику получения дополнительного образования детей и молодежи, доступного и интересного, отвечающего требованиям времени.

Цель дополнительного образования детей и молодежи состоит в обеспечении качества, доступности и эффективности дополнительного образования детей и молодежи на основе сохранения лучших традиций внешкольного воспитания по различным направлениям деятельности.

В 2011/2012 учебном году педагогические коллективы учреждений дополнительного образования работали в соответствии с новой нормативной правовой базой, разработанной на основе положений Кодекса Республики Беларусь об образовании, Программы непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь на 2011—2015 годы.

^ Справочно. В 2011-2012 годах Министерством образования Республики Беларусь утверждены:

 Положение об учреждении дополнительного образования детей и молодежи1;

^ Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2011—2015 годы2;

 Инструкция о порядке проведения учреждениями дополнительного образования детей и молодежи республиканских мероприятий с участием обучающихся3;

 типовые программы дополнительного образования детей и молодежи по профилям деятельности4.

В соответствии с приказом Министерства образования Республики Беларусь от 27.05.2011 № 348 “О совершенствовании системы идеологической и воспитательной работы в учреждениях образования”, учреждениям дополнительного образования детей и молодежи была поставлена задача привести в соответствие с требованиями кодекса программно-планирующую документацию по вопросам воспитания.

В течение всего 2011/2012 учебного года проводился анализ практики применения требований и положений Кодекса Республики Беларусь об образовании по вопросам воспитания с последующим внесением предложений по совершенствованию нормативной правовой базы.

Внесены изменения в нормативные акты. В “Квалификационном справочнике должностей служащих, занятых в образовании” вместо должности “руководитель кружка” введена должность “педагог дополнительного образования”.

Министерством образования разработаны критерии и показатели деятельности учреждений дополнительного образования детей и молодежи5.
^ Обеспечение качества образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования детей и молодежи

Приоритетным направлением развития системы дополнительного образования детей и молодежи в 2012/2013 учебном году является работа по повышению качества дополнительного образования детей и молодежи, обеспечению его соответствия требованиям законодательства, учебно-программной документации.

Современное понимание качества дополнительного образования детей и молодежи предполагает не только получение знаний и развитие способностей учащихся на уровне современных требований, но и экономическую эффективность педагогической деятельности, внедрение здоровьесберегающих технологий. С этой целью в полной мере необходимо использовать имеющиеся резервы учреждений дополнительного образования детей и молодежи для привлечения дополнительных финансовых средств и повышения эффективности управления государственными финансами.

В этой связи актуальной задачей становится оптимизация деятельности учреждений дополнительного образования детей и молодежи, изучение и дальнейшее открытие на платной основе объединений по интересам по актуальным направлениям дополнительного образования детей и молодежи, сокращение невостребованных объединений по интересам, функционирующих за счет бюджета.

Справочно. В 2011/2012 учебном году в 354 учреждениях дополнительного образования детей и молодежи функционировали около 31 694 объединений по интересам (кружков, секций, студий, и т.д.), в которых занимались более 404 тысяч детей и молодежи (в 2010/2011 году соответственно 383 учреждений, 31 965 объединений по интересам, 415 тысяч учащихся; в 2009/2010 году — 389 учреждений дополнительного образования детей и молодежи, 31 247 объединений по интересам, 416 431 участников, в 2008/2009 году — 386 учреждений, 30 897 объединений и 400 338 учащихся). При общем уменьшении количества учреждений дополнительного образования детей и молодежи и объединений по интересам охват по стране занятиями в объединениях по интересам в 2011/2012 году составил 44,2% (в 2010/2011 — 44%).

Республиканские учреждения дополнительного образования детей и молодежи — учреждения образования “Национальный центр художественного творчества детей и молодежи”, “Республиканский центр туризма и краеведения”, “Республиканский эколого-биологический центр”, “Республиканский центр технического творчества” — выполняют координирующую функцию в вопросах повышения качества дополнительного образования детей и молодежи, создают организационно-методические условия эффективного развития дополнительного образования детей и молодежи по профилям (направлениям).

Занятия в объединениях по интересам художественного профиля способствуют приобщению учащихся к мировому, национальному наследию, художественным традициям в сфере изобразительного и декоративно-прикладного творчества детей и молодежи. Презентацией результативности названных занятий служит проведение выставок, в рамках которых в новом учебном году будут реализованы региональные и республиканские проекты “Таленты зямлі Берасцейскай” (октябрь 2012); “Святочнае кола” с участием коллективов учреждений дополнительного образования детей и молодежи, имеющих звание “народный” (ноябрь 2012); конкурс-выставка декоративно-прикладного творчества учащихся “Калядная зорка” (декабрь 2012 — январь 2013) и другие.

Формированию эстетического вкуса, исполнительской культуры, реализации творческого потенциала учащихся в объединениях по интересам музыкального направления способствует использование таких форм образовательной деятельности, как музыкальные гостиные, мастер-классы, встречи с интересными людьми, тематические музыкальные вечера и концертно-игровые программы.

Педагогам дополнительного образования фольклорного направления следует продолжить работу по изучению традиций белорусского народа, сохранению и изучению регионального фольклорного наследия: песенного, танцевального искусства, народных промыслов, народного костюма и т.д. Огромный воспитательный и развивающий потенциал в развитии духовной сферы личности даст знакомство с календарно-обрядовыми традициями белорусов, поэтому планировать работу объединения и осуществлять подбор репертуара для занятий рекомендуется на основе календарной обрядности как традиционной системы воспитания в белорусском этносе с учетом временной цикличности праздников белорусского календаря, местных региональных традиций.

В 2012 году мы празднуем юбилейные даты: 130-летие со дня рождения классиков белорусской литературы Янки Купалы и Якуба Коласа, 100-летие со дня рождения Максима Танка. Рекомендуем продолжить подготовку литературно-музыкальных композиций, тематических программ, посвященных их творчеству, что будет способствовать развитию самосознания и духовно-нравственных качеств учащихся.

В ноябре 2012 года в Национальном центре художественного творчества пройдет республиканский семинар для педагогов дополнительного образования фольклорного направления.

В 2012/2013 учебном году в работе с учащимися театральных объединений целесообразно использовать форму театрализованного представления — сценического эстрадно-театрального действия, объединенного единым авторским замыслом, в котором в процессе монтажа соединяются различные виды и жанры литературы и искусства. Театрализованное представление может быть посвящено историческим и культурным датам, общественным событиям, творчеству поэтов, художников, известных деятелей театра.

В связи со 150-летием со дня рождения великого русского режиссера К.С.Станиславского в календарно-тематический план работы объединений театрального направления можно включить ряд соответствующих мероприятий воспитательно-познавательного характера.

Среди множества форм и методов организации свободного времени учащихся особо популярны и востребованы технологии интеллектуального досуга: игры КВН, “Что? Где? Когда?” и другие.

В течение 2012/2013 учебного года Национальным центром художественного творчества будут проведены турниры и чемпионаты среди детей и молодежи по интеллектуальным играм и КВН6.

В 2012/2013 учебном году развитие технического творчества — одно из важнейших направлений развития дополнительного образования детей и молодежи. Большую часть технического творчества составляют изобретательство и рационализаторство. Условием результативного технического творчества детей и молодежи являются постоянный поиск, эксперимент и исследовательская работа, решение творческих задач с обязательным обращением к источникам информации и овладением новыми методами познания (метод временных ограничений, внезапных запрещений, скоростного эскизирования, новых вариантов, информационной недостаточности, информационной перенасыщенности, абсурда, ситуационной драматизации и др.), опора на теоретические знания и непрерывное совершенствование практических умений и навыков.

Такой вид организации работы будет способствовать приобретению учащимися прочных знаний в области технических наук, ценных практических умений и навыков; воспитанию трудолюбия, дисциплинированности, культуры труда, умения работать в коллективе. Учащиеся смогут практически применять полученные знания в различных областях техники, что в будущем облегчит им сознательный выбор профессии и последующее овладение специальностью.

В 2012/2013 учебном году для активизации работы с одаренными учащимися Республиканским центром технического творчества будут проведены как традиционные (спартакиада по техническим видам спорта “ТехноСпорт”, “Прорыв в будущее”, “ТехноИнтеллект”, республиканские соревнования по юношескому мотомногоборью памяти Петра Куприянова, республиканский конкурс по разработке компьютерных игр патриотической направленности и др.), так и новые мероприятия, такие как республиканский дистанционный интернет-проект “Модули творчества”, республиканский фестиваль мобильного кино Mobila Live Art, республиканский форум медиатворчества и программирования “Вдохновение!” и другие.

В мае 2013 года планируется проведение в Республике Беларусь конкурса научно-технического творчества учащихся Союзного государства “Таланты XXI века”. Педагогам дополнительного образования технического профиля следует уделить максимум внимания подготовке учащихся к данному мероприятию.

Важным фактором творческого, интеллектуального роста учащихся является участие в проектах по модернизации производства, создание новых энергосберегающих и других технологий, реализация инициатив по развитию экономического образования подрастающего поколения.

В новом учебном году необходимо активизировать работу педагогов дополнительного образования технического профиля по взаимодействию с учебно-методическим, производственно-практическим журналом “Юны тэхнік-вынаходнік”, что позволит развивать профессиональное мастерство и обмениваться опытом педагогов-практиков, вооружать их инновационными технологиями, организовывать современный образовательный процесс в объединениях по интересам технического профиля.

В 2012/2013 учебном году необходимо продолжить работу по развитию сети объединений по интересам технического творчества в сельской местности. Важно стремиться обеспечить равный доступ всех детей к разным сферам технического творчества, дать им возможность не только успешно развиваться, но и включаться в социально значимую деятельность региона, что позволит приучать детей к труду, ориентировать их на выбор рабочей профессии.

Новый учебный год должен стать для объединений по интересам эколого-биологического профиля годом совершенствования экологического образования учащихся как условия устойчивого развития личности, природы и общества, семьи, социума, а так же стратегического условия решения экологических проблем Беларуси.

Экологическое образование создает условия для развития познавательных интересов и навыков практической исследовательской деятельности, воспитания экологической ответственности и становления активной жизненной позиции учащихся. Формы организации работы различны: индивидуальные, групповые (объединения по интересам, клубы, экологические школы развития, академии юных, студии, мастерские, экотеатры, экологические отряды, школьные лесничества, факультативы), массовые (экологические слеты, профильные смены, профильные недели, конференции, конкурсы, праздники, выставки, экомарафоны и др.). Эффективными формами экологического образования являются очное, заочное (дистанционное) обучение.

В новом учебном году рекомендуем принять участие в работе Республиканской школы актива юных лесоводов, которая создана с целью оказания помощи школьным лесничествам, учреждениям общего среднего и дополнительного образования детей и молодежи страны в экологическом образовании учащихся, расширении и углублении знаний о лесе и его обитателях, охране окружающей среды, рациональном природопользовании, привитии навыков практической и исследовательской работы в природе, профессиональной ориентации.

Справочно. Школа состоит из 2-х факультетов: лесного хозяйства и охраны леса. Срок обучения 2 года. Обучение осуществляется путем самостоятельной работы с литературой, выполнения контрольных, курсовых, исследовательских и практических работ, прослушивания лекций. Набор с сентября по октябрь 2012 года.

В 2013 году состоится республиканский слет юных лесоводов “Зеленая школа”. Необходимо организовать подготовку учащихся к участию в слете учащихся школьных лесничеств учреждений общего среднего и дополнительного образования детей и молодежи.

С 2011 года работает Республиканская очно-заочная (дистанционная) школа по биологии. Школа обеспечивает углубление и расширение знаний учащихся по общему курсу биологии, способствует приобретению навыков практической и исследовательской работы, дает возможность учащимся, особенно тем, кто проживает в сельской местности и других населенных пунктах, отдаленных от научных центров, углубленно заниматься биологией.

Важной задачей, стоящей перед педагогами, остается создание в учреждениях дополнительного образования детей и молодежи целостной системы экономии материальных ресурсов. С целью формирования у учащихся экономного и бережного отношения к использованию природных ресурсов, бережливости, рачительности, хозяйственности, повышения культуры быта необходимо активизировать работу по подготовке учащихся к участию в республиканском конкурсе школьных проектов по энергоэффективности “Энергия и среда обитания”. Рекомендуем использовать в работе объединений по интересам учреждений дополнительного образования детей и молодежи и факультативных курсов учреждений общего среднего образования программу факультативных занятий “Я, энергия и охрана окружающей среды” для учащихся 2—4 классов, рабочие тетради для учащихся 2 классов “Энергия вокруг нас”, для учащихся 3 классов — “Сберегаем энергию”, учащихся 4 классов — “Земля — наш общий дом”, 5, 6—8 классов — “Энергия и окружающая среда”, утвержденных Министерством образования Республики Беларусь.

11 ноября 2012 года пройдет Международный день энергосбережения. Рекомендуем учреждениям дополнительного образования детей и молодежи принять участие в проведении названного дня.

С целью активизации пропаганды экологической полезности сбора макулатуры рекомендуем вести постоянную работу по информированию учащихся, молодежи, населения о необходимости сбора и сдачи на вторичную переработку макулатуры через организацию информационных кампаний совместно со средствами массовой информации, экологических акций “Спаси дерево” — посадка деревьев, “Сохраним дерево — сдадим макулатуру” (по сбору макулатуры), практической работы “Вторая жизнь вещей”, тренингов для учащихся “Потребление и вторичная переработка мусора”.

В связи с популярностью научно-практической работы среди педагогов и учащихся рекомендуем организовать научные общества учащихся и принять участие в республиканском экологическом интернет-конкурсе учащихся (март — май, 2013 год) и республиканском конкурсе научных биолого-экологических работ учащихся учреждений общего среднего и дополнительного образования детей и молодежи (февраль, 2013 год).

Победители республиканского конкурса научных биолого-экологических работ учащихся учреждений общего среднего и дополнительного образования детей и молодежи примут участие в международной олимпиаде INEPO EUROASIA (Баку, Азербайджан), международной олимпиаде экологических проектов (Стамбул, Турция), стокгольмском юниорском водном конкурсе (апрель, май, август 2013 г.).

Одним из направлений творческой деятельности учащихся является работа с природным материалом в объединениях по интересам. С целью формирования творческих способностей учащихся, потребности в сбережении и приумножении национального, духовного и культурного наследия, воспитания экологической культуры рекомендуем принять участие в республиканских конкурсах по благоустройству и озеленению территорий “Цветочный стиль”, (март — октябрь 2013 г.), конкурсе — выставке фитодизайна “Лед. Цветы. Фантазия” (декабрь 2012 — январь 2013 г.).

Трудовое воспитание выступает как важное средство экологической подготовки учащихся, способствует применению и закреплению полученных знаний и умений, побуждает к приобретению новых знаний, являясь одновременно и их новым источником. Значимой частью трудового воспитания является деятельность, связанная с охраной природы и благоустройством территории, уходом за растениями и животными. С целью активизации проводимой опытнической, экспериментальной, исследовательской работы, выявления талантливых учащихся в области опытно-экспериментальной и практической деятельности рекомендуем принять участие в республиканском конкурсе по итогам опытнической и исследовательской работы “Юннат-2013”, трудовых экологических акциях “Поможем пернатому другу”, по уборке и благоустройству территорий “Мой двор — лучший”.

Необходимо продолжить проведение профильных недель биологии, природоведения, агробиологии, экологии. Особое внимание в работе педагогам следует уделить датам Международного экологического календаря (приложение).

Одной из важнейших экологических дат является 5 июня — Всемирный день окружающей среды, который можно отметить проведением театрализованных экологических судов, турниров юных экологов, конкурсов творческих проектов “Природа моей Родины”, организацией экологических трудовых десантов в парках, скверах, на прилегающей к водоемам территории по уборке мусора и посадке саженцев деревьев “Помоги природе”.

22 апреля — Всемирный день Земли — рекомендуем отметить проведением экологических акций “Охранять природу — значит любить Родину!”, “Чистая вода”, “Вместе против отходов”, “Украсим Беларусь цветами”, “Мир, в котором я живу”.

В стране функционирует 69 учреждений дополнительного образования детей и молодежи туристско-краеведческого профиля, которыми выполняется значительная организационно-методическая работа по оказанию помощи учреждениям образования в использовании потенциала туризма и краеведения.

Незаменимо в накоплении материалов, отражающих историю и культуру определенного региона, практическое краеведение. В целях презентации, популяризации практического краеведения учащимися создаются новые экскурсионные маршруты по своей малой родине с использованием местных достопримечательностей, пополняются экспозиции музеев учреждений образования, что в итоге содействует привлечению интереса к данному региону, развитию внутреннего туризма.

Вместе с тем необходимо полнее использовать фонды и экспозиции музеев в гражданско-патриотическом и духовно-нравственном воспитании учащихся. Обобщению и пропаганде опыта лучших музеев учреждений образования будет способствовать проведение на базе музеев открытых мероприятий воспитательного характера. Повышению педагогического и профессионального мастерства руководителей музеев учреждений образования, координации их организационно-методической работы способствует ежегодное проведение республиканского и региональных семинаров руководителей музеев.

Так же в деятельности музеев учреждений образования необходимо организовать надлежащий учет музейных предметов, обеспечить их сохранность.

Особое внимание необходимо обратить на музеи боевой славы, в которых собраны материалы о ветеранах войны, воинских соединениях и частях, участвовавших в освобождении нашей страны от немецко-фашистских захватчиков, партизанах и подпольщиках, организовавших сопротивление на временно оккупированной территории.

Все педагоги должны знать, что проведение поисковых работ в местах, где проходили боевые действия, а также вскрытие воинских захоронений лицами, не уполномоченными Министерством обороны Республики Беларусь, категорически запрещается (письмо Министерства образования Республики Беларусь “Об экспонатах музеев, комнат (уголков) Боевой Славы” от 7.04.2010 № 12-01-13/1700/дс).

Одним из аспектов туристско-краеведческой и экскурсионной деятельности является развитие у учащихся интереса к богатому историко-культурному наследию нашей республики и соседних стран. Экскурсионные программы являются одним из элементов образовательных услуг, являясь практическим продолжением логического ряда в изучении истории, географии, экономики и др. предметных дисциплин. Программой непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь и Национальной программой развития туризма в Республике Беларусь на 2011—2015 годы предусмотрено проведение экскурсий с учащимися.

Министерство образования Республики Беларусь рекомендует областным управлениям образования запланировать в течение учебного года двухдневные тематические экскурсионные поездки в Минск, экскурсионные маршруты по Беларуси; на региональном уровне полнее использовать возможности туристских баз учреждений дополнительного образования детей и молодежи (письмо от 15.02.2012 № 12-01-12/38/дс).

Рекомендуется также посещение учащимися дворцово-паркового ансамбля XVI—XVIII веков в Несвиже (протокол поручений Премьер-Министра Республики Беларусь от 9 апреля 2012 года № 05/15 пр) и др.

В конце учебного года традиционно будет проводиться республиканская неделя туризма и краеведения для детей и молодежи, направленная на привлечение наибольшего числа учащихся к занятиям туризмом и краеведением, интеграцию деятельности учреждений образования культуры, спорта и туризма, общественных организаций и объединений по туристско-краеведческой деятельности, благоустройство воинских захоронений, встречи с творческими людьми, сбор, систематизация и демонстрация материалов о родном крае, пополнение экспозиций музеев учреждений образования.

Для пропаганды туризма, привлечения учащихся к занятиям туризмом необходимо проводить туристские слеты, праздники. При проведении массовых праздников устраиваются показательные выступления по туристской технике. Основное требование при организации подобных мероприятий — зрелищность и безопасность.

В течение года можно вести подготовку к категорийным походам, которые могут быть организованы и проведены в летний период в рамках республиканского заочного конкурса на лучший туристский поход “Познай Родину — воспитай себя”.

При проведении туристско-краеведческих мероприятий особое внимание необходимо обратить на обеспечение безопасности учащихся, строго соблюдая Директиву Президента Республики Беларусь от 11 мая 2004 года № 1 “О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины”, а также инструкцию об организации участия обучающихся учреждений образования в туристских походах и экскурсиях (постановление Министерства образования Республики Беларусь от 17 июля 2007 г. № 35 а) и постановления Совета Министров Республики Беларусь от 30 июня 2008 года № 972 “О некоторых вопросах автомобильных перевозок пассажиров”.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Инструктивно-методическое письмо “ Организация образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования детей и молодежи в 2012/2013 учебном году”  iconИнструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики...
Нормативное правовое обеспечение идеологической и воспитательной работы в учреждениях общего среднего образования

Инструктивно-методическое письмо “ Организация образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования детей и молодежи в 2012/2013 учебном году”  iconАнализ работы за 2012 2013 учебный год
В 2012-2013 учебном году педагогический коллектив муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей центра...

Инструктивно-методическое письмо “ Организация образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования детей и молодежи в 2012/2013 учебном году”  iconМетодические рекомендации по организации работы удодиМ в 2011/2012 учебном году Содержание
Научно-методическое обеспечение дополнительного образования детей и молодежи. Образовательная программа как нормативный правовой...

Инструктивно-методическое письмо “ Организация образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования детей и молодежи в 2012/2013 учебном году”  iconМетодические рекомендации по организации работы удодиМ в 2011/2012 учебном году Содержание
Научно-методическое обеспечение дополнительного образования детей и молодежи. Образовательная программа как нормативный правовой...

Инструктивно-методическое письмо “ Организация образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования детей и молодежи в 2012/2013 учебном году”  iconИтоги деятельности педагогического и ученического коллектива, работы...
Показателями успешности работы школы в 2012-2013 учебном году является положительное решение задач, поставленных перед педагогическим...

Инструктивно-методическое письмо “ Организация образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования детей и молодежи в 2012/2013 учебном году”  iconБиология. Экология. Природоведение обучение биологии, экологии, природоведения...
«Об утверждении Типовых учебных планов общеобразовательных учебных заведений III ступени», инструктивно-методическим письмом Министерства...

Инструктивно-методическое письмо “ Организация образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования детей и молодежи в 2012/2013 учебном году”  iconИнструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики...
Типовыми учебными планами, утвержденными постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 26 августа 2011 г. №241,...

Инструктивно-методическое письмо “ Организация образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования детей и молодежи в 2012/2013 учебном году”  iconАнализ работы муниципального образовательного учреждения дополнительного...
В 2012-2013 учебном году муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Детско-юношеский центр Краснооктябрьского...

Инструктивно-методическое письмо “ Организация образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования детей и молодежи в 2012/2013 учебном году”  iconПриказ директора школы от 24 мая 2012 года №194а Об утверждении перечня...
Об утверждении перечня учебников для организации учебного процесса в 2012-2013 учебном году

Инструктивно-методическое письмо “ Организация образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования детей и молодежи в 2012/2013 учебном году”  iconИнструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики...
Положением об учреждении общего среднего образования, утвержденным постановлением Министерства образования от 20. 12. 2011 №283,...



Образовательный материал



Заказать интернет-магазин под ключ!

При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница