Е. Н. Соловова (тема доклада: «Актуальные вопросы контроля умений говорения в основной и старшей школе») и проф




Скачать 278.91 Kb.
НазваниеЕ. Н. Соловова (тема доклада: «Актуальные вопросы контроля умений говорения в основной и старшей школе») и проф
страница1/3
Дата публикации16.06.2013
Размер278.91 Kb.
ТипДоклад
lit-yaz.ru > Право > Доклад
  1   2   3


Вести из НМС

6 февраля 2012 г. на факультете иностранных языков и регионоведения МГУ имени М.В.Ломоносова состоялся очередной Пленум Научно-методического совета по иностранным языкам Министерства образования и науки РФ. С отчетным докладом о работе НМС в 2011 г. выступила Председатель НМС, доктор филологических наук, профессор С.Г.Тер-Минасова.
ОТЧЁТ

о работе Научно-методического Совета по

иностранным языкам Министерства образования и науки РФ

за 2011 год

2011 г. стал очередным годом реформ в российской системе образования. В настоящее время члены НМС, как и все профессиональное сообщество, находятся «на переднем крае» постоянных нововведений, на которые нужно продуманно и адекватно реагировать. Поэтому такой важный вопрос, как подготовка нового Закон об образовании и новых образовательных стандартов, требует особого внимания. Обсуждение проекта Закона «Об Образовании» вызвало широкий отклик в обществе. Дискуссия в кругу экспертов, данные анкетирования позволяют судить о том, как много остается еще спорных моментов в преподавании иностранных языков, в вопросах повышения качества образования в целом.

Большое внимание в 2011 г. НМС уделил разработке документации по реализации государственной политики в области языкового образования, в том числе, подготовке государственных стандартoв, учебных планов, учебных программ. В этой работе принимают активное участие проф. С.Г.Тер-Минасова, М.В.Вербицкая, К.С.Махмурян, Е.Н.Соловова. В рамках НМС разрабатывались программы в рамках государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по дисциплине «Иностранный язык» для бакалавров (неязыковой вуз), программы для подготовки магистров.

Члены НМС уже не первый год участвуют в подготовке материалов, экспертизе и проведении Единого государственного экзамена по иностранному языку. В ряде регионов председателями региональных предметных комиссий являются члены НМС (М.А.Стернина, Л.К.Гейхман и др.). В октябре в Федеральном институте педагогических измерений (ФИПИ) прошла I Научно-практическая конференция «Научно-методические, организационно-технологические и нормативно-правовые аспекты работы региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ и ГИА для выпускников 9 классов и вопросы совершенствования контрольных измерительных материалов». Основными докладчиками стали заместитель Председателя НМС, проф. М.В.Вербицкая, выступившая с докладом «Научно-методические и организационно-технологические аспекты введения устной части ЕГЭ по иностранному языку в 2013 году», члены Президиума НМС, проф. Е.Н.Соловова (тема доклада: «Актуальные вопросы контроля умений говорения в основной и старшей школе») и проф. К.С.Махмурян (тема доклада: «Совершенствование критериев оценивания заданий с развернутыми ответами КИМ ЕГЭ по иностранному языку»). Научно-методические проблемы, связанные с ЕГЭ, вопросы неполного соответствия ЕГЭ ФГОС, предложения по изменению формата ЕГЭ по иностранным языкам, введение части «Говорение» в экзамен – все эти вопросы неоднократно обсуждались на заседаниях НМС. В целом, НМС активно участвует в совершенствовании системы контроля и мониторинга качества образования по иностранным языкам в разных регионах России.

Все более значимую роль в выявлении талантливой молодежи, а значит, и в улучшении качества отечественного образования играют олимпиады, в частности, Всероссийские олимпиады по иностранному языку, олимпиада «Ломоносов», «Покори Воробьевы горы» и др. Члены НМС, под председательством проф. С.Г.Тер-Минасовой участвуют в разработке и экспертизе материалов олимпиад, являются членами жюри. Формат заданий олимпиад постоянно меняется и совершенствуется, а круг участников – расширяется. В 2011 г. в олимпиадах «Ломоносов» и «Покори Воробьевы горы» смогли принять участие школьники с 5 по 11 класс.

Итак, подготовка и участие в экспертизе образовательных стандартов, примерных программ, учебных материалов, разработка КИМов, тестов и заданий олимпиад стали неотъемлемой частью постоянной, практически ежедневной работы многих членов НМС.

Свое видение новых условий, приоритетов и проблем российского образования члены НМС неоднократно представляли профессиональному сообществу на конференциях, которые прошли и в Москве, и в регионах. В апреле 2011 г. под эгидой НМС в Перми прошла IV Международная конференция «Иностранные языки и новые образовательные технологии» (отв. – член Президиума НМС, проф. Л.К.Гейхман), в которой участвовали более 160 человек, заслушано 55 докладов. По окончании конференции опубликован сборник докладов (18,7 п.л.). В конце мая в Томском государственном университете прошла 22-я Международная научная конференция «Язык и культура» (отв. – член Президиума НМС, проф. С.К.Гураль). Тематика конференции охватывала такие вопросы как новое в преподавании иностранных языков и межкультурной коммуникации; преподавание иностранных языков для специальных целей; принципы построения современного учебника иностранного языка; теоретические и прикладные аспекты языкового тестирования; подготовка преподавателей иностранных языков.

Традиционно резонансной стала и прошедшая в ноябре в 14 раз международная конференция «Россия и Запад: диалог культур». Конференция регулярно проводится на факультете иностранных языков и регионоведения с 1995 г. Особенность конференции - ее ярко выраженный междисциплинарный характер: она объединяет специалистов различных гуманитарных специальностей. Среди её постоянных участников – филологи и лингвисты, литературоведы, историки и регионоведы, философы и культурологи из ведущих вузов и исследовательских центров Российской Федерации, стран СНГ и ближнего зарубежья, а также Западной Европы, США, Канады, КНР, Японии. В 2011 г. на конференции было представлено 228 докладов. Круг проблем, которые затронули участники конференции, чрезвычайно широк и разнообразен, однако первостепенное значение было уделено тематике, связанной с взаимным восприятием России и Запада через язык и литературу, музыку, кино, средства массовой информации. В фокусе внимания конференции также были и отношениям между языками и культурами в различные исторические периоды. Отдельная тема прошедшей конференции, как и всего прошедшего года в Московском государственном университете – 300-летие со дня рождения М.В.Ломоносова. Пленарное заседание открыл доклад профессора, доктора филологических наук А.В.Ващенко «В зеркале иной речи: М.В.Ломоносов и иностранные языки». Много интересного узнали все присутствующие и из снятого студентами фильма «М.В.Ломоносов. 300 лет спустя». Отдельная секция была посвящена жизни и деятельности этого великого российского ученого. Наряду с этим, большой интерес вызвали доклады известных ученых-лексикографов из Великобритании – Чарльза Мак-Грегора («Imagining a Post-Imperial Community – Russian and British Experience Compared») и Роберта Илсона («In Dreams Begin Responsibilities»). Была организована on-line трансляция этих выступлений, поскольку даже большие поточные аудитории не смогли вместить всех желающих послушать. В ходе конференции проводились мастер-классы, книжные презентации. Особое место в ходе конференции заняло празднование 10-летия отделения регионоведения факультета иностранных языков и регионоведения. По материалам 14 конференции «Россия и Запад: диалог культур» планируется издать сборник. В целом, конференции – это лучший способ обмена мнениями и интеграции мыслей различных научных школ и направлений, плодотворного общения в творческой атмосфере.

Наряду с большими, многоаспектными конференциями, в последние годы повышается интерес к проведению научно-практических семинаров, что отражает специфику сегодняшнего дня. Научно-практические семинары разнообразны по тематике и формам работы: это и круглые столы, и мастер-классы, и блиц-опросы, и тестирование, и другие формы обмена опытом. Новой формой проведения конференции стали вебинары – видеоконференции, осуществляемые посредством Интернета. Разработчиком и организатором этой новой формы сотрудничества и обучения стала член НМС, профессор С.В.Титова.

НМС сотрудничает с Национальным обществом прикладной лингвистики, Национальным объединением преподавателей английского языка и Союзом переводчиков России, активно продвигая разработанные в рамках НМС научно-методические подходы в преподавании иностранных языков и перевода, проводя конференции и семинары и способствуя консолидации передового опыта.

В целом, в отчетном году члены НМС участвовали более чем в 200 конференциях и семинарах, проходивших в различных регионах России и за рубежом.

Одним из важных направлений работы НМС остается экспертиза учебных пособий, представленных для получения грифа. В 2011 г. в Научно-методический Совет для проведения экспертных работ на право получения грифа было подано 4 учебно-методических пособия и 1 учебник, из которых 2 учебных пособия и учебник были рассмотрены повторно после доработки (с прошлого, 2010 г.).

Получены положительные заключения с рекомендацией о присвоении грифа НМС 2 учебно-методическим пособиям и 1 учебнику (список прилагается).

В целом можно отметить, что по сравнению с 2010 г. количество поступивших для рассмотрения и экспертизы учебных материалов сократилось. Пособия и учебник, получившие в 2011 г. гриф НМС, были представлены на повторное рассмотрение, что подтверждает высокие требования, предъявляемые к учебно-методическим материалам. Кроме того, стала очевидна необходимость более тщательной подготовки и повышения качества пособий, направляемых в НМС.

В то же время, по сравнению с 2010 г. значительно снизилось количество учебных материалов, в которых были замечены заимствования из западных учебных пособий, что является прямым нарушением «Закона об авторском праве и смежных правах». Очевидно, что этот положительный факт связан с тем, что по всем контактам, имеющимся в секретариате НМС, неоднократно направлялись информационные письма, в которых говорилось о необходимости соблюдения авторских прав и о невозможности получения грифа НМС в случае их нарушения.

^ О качестве. Эксперты в рецензиях отмечают соответствие пособий государственной политике в области образования и общей направленности концепции его модернизации, а также закону «Об образовании» и основным принципам развития системы российского образования. Это проявляется в подборе многоаспектных и информативных научно-тематических текстов, а также в детально разработанных системах упражнений и творческих заданиях, направленных на постепенное усвоение материала. К недостаткам можно отнести несоответствие названия пособия и его содержания, некорректно составленные оглавления пособий и формулировки заданий. В некоторых учебных пособиях имеются опечатки и грамматические ошибки, следует лучше их редактировать.

Далее хотелось бы привести некоторые конкретные данные о работе секций НМС в 2011 г. Деятельность секции «Языковое образование в дошкольных учреждениях, образовательных школах, педагогических колледжах и вузах» (председатель – проф. В.В. Сафонова), как и в прошлые годы, отличается широтой охвата по тематике, методике и территории (Шанхай – Тернополь - Москва – Киев – Пермь – Кемерово - Минск – Хабаровск – Санкт-Петербург). Члены секции приняли участие в 8 международных, 5 всероссийских, а также межвузовских, региональных и городских конференциях и семинарах с общим количеством участников около 3000 человек. Тематика выступлений разнообразна: проблемы интеграции российской системы образования в мировое образовательное пространство; содержание современного языкового образования в системе профессиональной подготовки студентов; новые подходы в лингвистике и межкультурной коммуникации; методические основы системы подготовки к ЕГЭ по иностранному языку и др. Очень важным с точки зрения пропаганды русского языка и русской культуры является участие членов секции в 12 международном Конгрессе МАПРЯЛ «Русский язык и литература во времени и пространстве», проходившем в мае 2011 г. в Шанхае (КНР). На этом крупном международном форуме Председатель НМС, профессор С.Г.Тер-Минасова представила доклад на тему «Союз нерушимый языка и культуры: проблематика межкультурной коммуникации в теории и практике преподавания РКИ», а председатель секции, профессор В.В.Сафонова выступила на тему «Интернет-ориентированная методика обучения РКИ: проблемы, тенденции и перспективы развития». Межвузовские конференции, в которых постоянно участвуют члены секции, позволяют обсудить современные стратегии обучения иностранным языкам в школе и вузе. Заслуживает внимания и многообразие форм работы секции. Это и научно-практические семинары, и видеоконференции, и круглые столы, и курсы повышения квалификации, и олимпиады, и проекты. Обширна и издательская деятельность секции: в 2011 г. опубликовано более 20 научно-методических работ. Что же касается разработки документации по реализации государственной политики в области языкового образования, то нужно сказать, что в основном именно членами этой секции (М.В.Вербицкой,, К.С.Махмурян, В.В.Сафоновой, Е.Н.Солововой, Н.А.Юрловой), подготовлены проекты образовательных стандартов, образовательные программы, программы курсов повышения квалификации учителей и другие материалы на государственном уровне.

Нужно выразить благодарность наиболее активным членам секции: ^ М.В. Вербицкой, К.С. Махмурян, Е.Н. Солововой, а также председателю секции В.В.Сафоновой за их неутомимую творческую деятельность.

В центре внимания секции «Информационно-коммуникационные технологии в обучении иностранным языкам» (председатель – проф. А.Л. Назаренко) находятся инновационные технологии и обновление отечественной системы образования. В 2011 г. секция продолжила работу по совершенствованию профессиональной мультимедийной языковой компетенции преподавателя иностранного языка. Центр под руководством проф. А.Л. Назаренко продолжает разрабатывать образовательный межкультурный проект Global Understanding, в котором участвуют более 30 университетов всех континентов мира.

Также секция продолжила работу в рамках долгосрочного двустороннего образовательного межкультурного проекта (через технологию видеоконференций) ФИЯР МГУ – Университет «Slippery Rock», Пенсильвания, США (28 студентов ФИЯР, на английском языке). Появилось и два новых международных пилотных проекта: пилотный международный Интернет-проект «Глобальное изменение климата» с участием 4 университетов- партнеров из России, США, Китая и Индии и пилотный международный проект ФИЯР МГУ с Актюбинским Университетом Казахстана (участвовали 16 студентов ФИЯР и 20 студентов из Казахстана).

Членами секции были разработаны и проведены два дистанционных курса ПК для школьных учителей иностранных языков. Члены секции активно разрабатывали программы дистанционного обучения языку и культуре. В планах работы секции – новые межвузовские и международные проекты. Все это говорит о том, что деятельность секции под руководством проф. А.Л. Назаренко становится все более масштабной и значимой.

Члены секция «Языковое образование в неязыковых вузах» (председатель – проф. Т.В. Кожевникова) приняли участие в 2 региональных конференциях, с общим числом участников – 2300 человек. Особо следует отметить международную on-line конференцию, проходившую 16 сентября 2011 г., «S Languages 2011  (English City) Situated learning». Конференция была очень динамичной, красиво оформленной (мультипликация, разнообразные костюмы участников), информативной  и потребовала не только хорошей профессиональной подготовки, но и умения свободно общаться в режиме видеоконференции.

Секция участвует в разработке проекта «Иностранный язык в высшей школе XXI века», сотрудничая с 12 вузами Москвы и других регионов России, а также в отчетном году вошла в международный проект перевода Словаря терминов Международного Союза Электросвязи (МСЭ), совместно с Министерством связи и информатизации РФ. Члены секции являются активными экспертами НМС, тщательно рецензируют представленные в НМС учебные пособия.

Секция «Языковое образование на неязыковых факультетах классических университетов» (председатель – проф. А.И. Комарова) продолжила разработку программ для неязыковых факультетов университетов «Иностранный язык (английский, немецкий, французский, испанский, итальянский)», а также программ для магистратуры и аспирантуры естественных факультетов. Секция приняла участие в разработке Стандартов нового поколения по дисциплине «Иностранный язык» для неязыковых специальностей. Члены секции ведут работу по составлению отраслевых терминологических тезаурусов по естественнонаучным дисциплинам, а также составляют словари терминологических словосочетаний и словоупотребления терминов (по различным естественнонаучным дисциплинам). Члены секции принимали участие в конференциях, а также рецензировали учебные материалы, присланные в НМС.

Секция «Языкового постдипломного образования» (председатель – проф. Л.В. Полубиченко) сосредоточила свое внимание на проблемах научно-методического обеспечения курса перевода и межкультурной коммуникации. Был организован научно-практический семинар «Изучение и преподавание дискурса в вузах» (руководитель – проф. З.Г.Прошина), а также субботние научно-практические семинары «Эффективное преподавание устного и письменного перевода в современном вузе». Как известно, одна из законодательных новелл нового проекта Закона об образовании – ликвидация программ дополнительного образования с присвоением дополнительной квалификации, поскольку по сути они якобы представляют собой получение второго высшего образования. Тем самым ликвидируется чрезвычайно востребованная по всей стране программа дополнительного образования «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации». Члены секции активно выступают против ликвидации программ дополнительного образования, разъясняя всю важность этой формы обучения и предлагая свою профессиональную помощь в разработке нормативных и методических документов.

Успех работы НМС во многом определяется активностью работы его региональных отделений, широтой их сферы влияния в соответствующем регионе, способностью вовлечь в работу регионального отделения вузы разного профиля.

В настоящее время в рамках НМС работает ^ 7 региональных отделений:

1.Cеверо-Западное отделение НМС (председатель – проф. Кузнецова Людмила Борисовна, г. Санкт-Петербург)

2.Центрально-Черноземное отделение НМС (председатель – проф. Стернина Марина Абрамовна, г. Воронеж)

3.Поволжское отделение НМС (председатель – проф. Кулинич Марина Александровна, г. Самара)

4.Северо-Кавказское отделение НМС (председатель – проф. Сафроненко Ольга Ивановна, г. Ростов-на-Дону)

5.Уральское отделение НМС (председатель – проф. Гейхман Любовь Кимовна, г. Пермь)

6.Сибирское отделение НМС (председатель – проф. Гураль Светлана Константиновна, г. Томск)

7.Дальневосточное отделение НМС.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Е. Н. Соловова (тема доклада: «Актуальные вопросы контроля умений говорения в основной и старшей школе») и проф iconВопросы задавали : проф. Камаев В. А., проф. Заболеева-Зотова А. В., проф. Бутенко Л. Н
Присутствовали: зав каф проф. Камаев В. А., проф. Фоменков С. А., проф. Заболеева-Зотова А. В., проф. Лукьянов В. С., проф. Бутенко...

Е. Н. Соловова (тема доклада: «Актуальные вопросы контроля умений говорения в основной и старшей школе») и проф icon”Первоначальные сведения о строении вещества”. Решения были найдены...
Меня заинтересовала эта тема в период школьной практики, где я и еще несколько студентов столкнулись с проблемой выбора формы итогового...

Е. Н. Соловова (тема доклада: «Актуальные вопросы контроля умений говорения в основной и старшей школе») и проф iconВ средней школе
А 43 Актуальные вопросы теории и методики обучения математике в средней школе [Текст]: сборник научных статей. Вып. – Киров: Изд-во...

Е. Н. Соловова (тема доклада: «Актуальные вопросы контроля умений говорения в основной и старшей школе») и проф iconАктуальные проблемы коммерческого права
Актуальные проблемы коммерческого права: Сборни статей. Выпуск 3 / Под ред проф. Б. И. Пугинского — м икд «Зерцало-М», 2007. — 238...

Е. Н. Соловова (тема доклада: «Актуальные вопросы контроля умений говорения в основной и старшей школе») и проф iconУрока Предмет : Английский язык. Тема: «I like presents.»
Тип урока : урок,направленный на формирование лексических и грамматических навыков и умений говорения,навыков аудирования

Е. Н. Соловова (тема доклада: «Актуальные вопросы контроля умений говорения в основной и старшей школе») и проф iconДоклада на августовской школьной педагогической конференции по теме...
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №36

Е. Н. Соловова (тема доклада: «Актуальные вопросы контроля умений говорения в основной и старшей школе») и проф iconРезультаты самообследования школы по итогам работы 2012/2013 год
Из них в начальной школе 225 обучающихся (9 учебных классов), в основной школе 226 обучающихся (9 классов), в старшей школе – 35...

Е. Н. Соловова (тема доклада: «Актуальные вопросы контроля умений говорения в основной и старшей школе») и проф iconКласс Учитель Предмет Номера заданий
Повторить темы для контроля говорения «My Free Time», «Food», «The Clothes We Wear»

Е. Н. Соловова (тема доклада: «Актуальные вопросы контроля умений говорения в основной и старшей школе») и проф icon«Визитная карточка» проекта
Развитие умений и навыков говорения: высказывание и аргументирование своей точки зрения

Е. Н. Соловова (тема доклада: «Актуальные вопросы контроля умений говорения в основной и старшей школе») и проф iconЛитература укрупненная группа 070000 «Культура и искусство»
Для контроля знаний, умений, навыков и компетенций по дисциплине «Литература» предполагается проведение входного, зачетного и итогового...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница