Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Стерлитамакская государственная педагогическая академия им. Зайнаб Биишевой» утверждаю




Скачать 138.97 Kb.
НазваниеФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Стерлитамакская государственная педагогическая академия им. Зайнаб Биишевой» утверждаю
Дата публикации03.09.2013
Размер138.97 Kb.
ТипПрограмма
lit-yaz.ru > Право > Программа
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Стерлитамакская государственная педагогическая академия

им. Зайнаб Биишевой»


УТВЕРЖДАЮ:

Проректор по НР и ИД
_____________ В.Н. Кризский
«____» __________ 20_____ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ПО ВЫБОРУ АСПИРАНТА (ОД.А.06.2)
ХРИСТИАНСКИЕ ТРАДИЦИИ В РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ НОВОГО ВРЕМЕНИ

наименование дисциплины по учебному плану подготовки аспиранта

модуль основной образовательной программы послевузовского профессионального образования подготовки аспирантов (ООП ППО)

по специальности научных работников

10.01.01




Русская литература

Шифр




наименование научной специальности

Программа одобрена на заседании

кафедры__________________________________________
Протокол № ______ от ____________20____ г.



Заведующий кафедрой










Карпухин И.Е., д. филол.н., профессор







Подпись




Ф.И.О., ученая степень, звание

Разработчик программы










Радь Э.А., к.филол.н., доцент







Подпись




Ф.И.О., ученая степень, звание



Стерлитамак – 2011 г.

Оглавление



  1. Общие положения

    1. Настоящая Рабочая программа обязательной дисциплины ^ Христианские традиции в русской культуре нового времени - модуль основной образовательной программы послевузовского профессионального образования (ООП ППО) разработана на основании законодательства Российской Федерации в системе послевузовского профессионального образования, в том числе: Федерального закона РФ от 22.08.1996 № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Положения о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства общего и профессионального образования РФ от 27.03.1998 № 814 (в действующей редакции); составлена в соответствии с федеральными государственными требованиями к разработке, на основании Приказа Минобрнауки России №1365 от 16.03.2011г. «Об утверждении федеральных государственных требований к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура)» и инструктивного письма Минобрнауки России от 22.06.2011 г. № ИБ-733/12.

  2. Цели изучения дисциплины

Целью изучения дисциплины Христианские традиции в русской культуре нового времени является формирование представления об истории возникновения и становления жанра жития в русской литературе от 11 до 20 века, специфике жанра, его динамике в литературном процессе.

Задачи дисциплины заключаются в изучении:

  1. Понимание поэтики отдельных произведений в связи со своеобразием историко-культурной эпохи, творческой индивидуальности автора.

  2. Усвоение основных теоретических понятий (канон, жанр и т.п.) в их историко-литературном развитии.

  3. Традиций древней русской литературы в литературе XVIII-XX веков.

  1. Результаты освоения дисциплины

Аспирант или соискатель должен:

- знать: важнейшие вопросы современного литературоведения, проблемы герменевтики древнерусской литературы.

- уметь: научно обосновывать различные явления литературного процесса,

интерпретировать произведения с учетом контекста, подтекста, претекста, интертекста, метатекста.

- демонстрировать: способность и заинтересованность использования теоретико-литературных знаний в исследованиях художественных текстов и явлений.

– самостоятельно изучать и понимать специальную (отраслевую) научную и методическую литературу, связанную с литературоведческими проблемами.
4. Структура и содержание дисциплины (модуля) Христианские традиции в русской культуре Нового времени

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы 72 часа.
^ 4.1.Объем дисциплины и количество учебных часов

Вид учебной работы

Кол-во зачетных единиц*/уч.часов

Аудиторные занятия

1 з.е. / 36 уч. ч.

Лекции (минимальный объем теоретических знаний)

36 ч.

Семинар




Практические занятия




Другие виды учебной работы (авторский курс, учитывающий результаты исследований научных школ Университета, в т.ч. региональных)




Внеаудиторные занятия:




Самостоятельная работа аспиранта

1 з.е. / 36 уч. ч.

ИТОГО

2 з.е. / 72 уч. ч.

Вид итогового контроля

Составляющая экзамена кандидатского минимума


*) Одна зачётная единица соответствует 36 академическим часам продолжительностью 45 минут.

^ 5. Содержание дисциплины

  1. Содержание лекционных занятий

    № п/п

    Содержание

    Кол-во уч.часов

    1

    ^ БЫТ И НРАВЫ ДРЕВНЕЙ РУСИ.

    Главные христианские праздники. Пасха. Рождество. Благовещение. Троица. Вознесение. Успение. Зависимость жизни древнерусского человека от церковного уклада. Семейные нравы.

    2

    2

    ^ ИСКУССТВО ДРЕВНЕЙ РУСИ 11-17 ВЕКОВ.

    Архитектура. Иконопись. Новгородские и Владимирские памятники архитектуры и живописи. Псковская и тверская школы иконописи.

    2

    3

    ^ ДРЕВНЕРУССКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ 15 ВЕКА.

    Школы Андрея Рублёва и Дионисия. Особенности школы Андрея Рублёва. Звенигородский чин. Троица. Фрески Владимирского собора. Творчество школы Дионисия. Фрески Ферапонтова монастыря.

    2

    4

    ^ СТРОИТЕЛЬСТВО МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ.

    Особенности архитектуры кремлевских соборов: Успенского, Благовещенского. Колокольня Ивана Великого. Соборная площадь. Храм Василия Блаженного.

    2

    5

    ^ СВЯТЫЕ ДРЕВНЕЙ РУСИ.

    Тип византийской и русской святости. Юродивые, страстотерпцы, благоверные, святители. Преп. Борис и Глеб, Феодосий Печерский, Сергий Радонежский, Серафим Саровский, Иоанн Кронштадтский.

    2

    6

    ^ СТРУКТУРА ИКОНОСТАСА.

    Деисис. Житийные иконы. Праздничный чин и др. Функции иконостаса. П. А. Флоренский об иконостасе.

    2

    7

    ^ ФОРМИРОВАНИЕ ЖАНРА ЖИТИЯ В ЛИТЕРАТУРЕ 11 ВЕКА.

    Понятие о жанровом каноне. «Житие Бориса и Глеба», «Житие Феодосия Печерского». Структура жития. Понятие о жанровом каноне. Черты сходства и различия жанрового канона русских житий.

    2

    8

    ^ МОДИФИКАЦИЯ ЖИТИЙНОГО ЖАНРА В ЛИТЕРАТУРЕ 14-15 ВЕКОВ.

    «Житие Сергия Радонежского» Епифания Премудрого. Новый тип подвижника в «Житие Сергия Радонежского» Епифания Премудрого. Новый конфликт. Образ автора. Стилевые особенности памятника.


    4

    9

    ^ КУЛЬТ СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО НА РУСИ.

    Новый тип подвижника. Образ преп. Сергия в иконе и житии. Г. П. Федотов о Сергии Радонежском. Преп. Сергий и его ученики. Преп. Сергий и А. Рублев.

    2

    10

    ^ ЖАНРОВАЯ ТРАДИЦИЯ ЖИТИЯ В ЛИТЕРАТУРЕ 17 ВЕКА.

    «Повесть о Юлиании Лазаревской». Трансформация жанровых форм в литературе «переходного века». Принципы изображения героя. «Биография праведницы».

    2

    11

    ^ РУСЬ ЖИВАЯ В РАССКАЗАХ Н.С. ЛЕСКОВА.

    Образ православия в литературе. «Житие протопопа Аввакума». Финал рассказа «Запечатлённый ангел».

    4

    12

    ^ ТРАДИЦИИ ЖИТИЙНОГО ЖАНРА В ЛИТЕРАТУРЕ ХХ ВЕКА.

    Житийные повести Б. К. Зайцева «Преподобный Сергий Радонежский», «Алексей – Божий человек». Традиции житийной литературы. Образ автора. Публицистическая направленность произведений.

    4

    13

    ^ ДРЕВНЯЯ РУСЬ В ЖИВОПИСИ.

    Причины обращения к древнерусскому периоду истории. Творчество М. Васнецова и М. Нестерова.

    2

    Всего:

    36

  2. ^ Практические занятия

№ п/п

Содержание

Кол-во уч.часов







-




Всего

-




  1. ^ Самостоятельная работа аспиранта

№ п/п

Виды самостоятельной работы

Кол-во уч.часов

1

Символика Пасхи, Рождества, Благовещения, Троицы.

2

2

Анализ архитектуры древнерусского храма (на одном примере).

2

3

«Троица» Андрея Рублёва: композиция, символика, цвет.

2

4

Образ византийского святого (на одном примере).

2

5

Образ русского святого (на одном примере).

4

6

Образ юродивого в русской литературе.

4

7

П.А.Флоренский об иконостасе.

2

8

Образ преп. Сергия Радонежского в иконе.

2

9

Образ праведника в творчестве Ф. М. Достоевского.

4

10

Творчество Достоевского/Толстого/Чехова и христианская традиция (Оптина Пустынь, русские святые ХIХ в. – Серафим Саровский, Амвросий Оптинский, Тихон Задонский)

6

11

Церковная богослужебная литература: основные жанры.

2

12

Творчество Достоевского /Толстого /Чехова и живопись: роль живописи в творчестве писателей. Иконография писателей.

4

Всего:

36


^ 6. Перечень контрольных мероприятий и вопросы к экзаменам кандидатского минимума

Итоговая аттестация аспиранта включает сдачу кандидатских экзаменов и представление диссертации в Диссертационный совет. Порядок проведения кандидатских экзаменов включает в кандидатский экзамен по научной специальности дополнительные разделы, обусловленные спецификой научной специальности. Билеты кандидатского экзамена по специальной дисциплине в соответствии с темой диссертации на соискание ученой степени кандидата наук должны охватывать разделы Специальной дисциплины отрасли науки и научной специальности (ОД.А.) и Дисциплины научной специальности по выбору аспиранта (ОДН.А.).
Перечень вопросов к экзаменам кандидатского минимума:

1. Понятие о жанровом каноне. «Житие Бориса и Глеба», «Житие Феодосия Печерского».

2. Модификация житийного жанра в литературе 14-15 веков. «Житие Сергия Радонежского» Епифания Премудрого.

3. Новый тип подвижника в «Житие Сергия Радонежского» Епифания Премудрого.

4. Культ Сергия Радонежского на Руси. Г. П. Федотов о Сергии Радонежском.

5. Жанровая традиция жития в литературе 17 века («Повесть о Юлиании Лазаревской»).

6. Образ православия в рассказах Н.С. Лескова. Житийные повести Б. К. Зайцева.

^ 7. Образовательные технологии

В процессе обучения применяются следующие образовательные технологии:

  1. Сопровождение лекций показом визуального материала: отрывков из художественных текстов, презентаций, таблиц.

  2. Проведение практических занятий с использованием тематических фильмов, презентаций, подготовленных аспирантами, демонстративного материала.

^ 8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

Учебная, учебно-методическая и иные библиотечно-информационные ресурсы обеспечивают учебный процесс и гарантирует возможность качественного освоения аспирантом образовательной программы. Кафедра располагает библиотекой, включающей научную и учебную литературу по теории литературы, древнерусской литературе: монографии, научные журналы и сборники материалов конференций, сборники научных статей.
^ 8.1 Основная литература:


п/п

Наименование учебной литературы

Автор, место издания, издательство, год

Количество
экземпляров в библиотеке СГПА им. Зайнаб Биишевой

Число
обучающихся,
воспитанников,
одновременно
изучающих
дисциплину

1

2

3

4

5

1

Учить, не учительствуя. «Преподобный Сергий Радонежский» // Литература в школе.

Степанова Т.М. 2001. №6.

1

2

2

Специфика документально-публицистической прозы Б.Зайцева («Преподобный С.Р.»)//

Степанова Т.М. Филологический вестник. 2000. №2. С. 24-26.

1




3

Святость и святые. Литература древней Руси.

Топоров В.Н. М., 1992.

1




4

Герменевтика древнерусской литературы.

Чернов С.З. Сб. 1. М., 1988.

1




5

Последний… (О писателе Б. Зайцеве) // Литературная Россия.

Михайлов О. 2002. № 15. (12 апр.). С. 12-14.

1




6

Труды отдела древнерусской литературы /Под ред. О.В.Творогова. Т.56

СПб.: Дмитрий Буланин, 2004

1




7

Труды отдела древнерусской литературы /Под ред. Л.В.Соколова. Т.55

СПб.: Дмитрий Буланин, 2004

1





^ 8.2 Дополнительная литература


п/п

Наименование учебной литературы

Автор, место издания, издательство год

Количество
экземпляров в библиотеке СГПА им. Зайнаб Биишевой

Число
обучающихся,
воспитанников,
одновременно
изучающих
дисциплину

1

2

3

4

5

1

Древнерусская иконопись.

Алпатов М.Г. М., 1978.

1




2

Феофан Грек.

Алпатов М.Г. М., 1979.

1




3

Сюжеты и образы древнерусской живописи.

Барская Н.А. М., 1993.

1




4

Труды отдела древнерусской литературы /Под ред. О.В.Творогова. Т.54

СПб.: Дмитрий Буланин, 2003

1




5

Труды отдела древнерусской литературы /Под ред. О.В.Творогова. Т 53

СПб.: Дмитрий Буланин, 2003

1




6

Труды отдела древнерусской литературы /Под ред. Д.С.Лихачева. Т.52

СПб.: Дмитрий Буланин, 2001

1




7

Андрей Рублёв.

Брюсова В.Г. М., 1995.

1




8

Живое наследие. Беседы о древнерусской живописи.

Брук Я.В. М., 1970.

1




9

Канон и стиль в древнерусском искусстве.

Вагнер Г.К. М., 1987.

1




10

Стены и башни Кремля.

Гончарова А.А., Хамцов А.И. М., 1969.

1




11

Куликовская битва в литературе и искусстве

М., 1980.

1




12

Культура Руси времён Андрея Рублёва и Епифания Премудрого

Лихачёв Д.С.. М.; Л., 1962.

1




13

Житие протопопа Аввакума (творческая история произведения)

Демкова Н.С. Л., 1974.

1




14

Зайцев // Литература русского зарубежья 1920- 1940.

Михайлов О.Н. Вып.2. М., 2000. С. 31-50.

2




15

Житийное начало в повести Б. Зайцева «Аграфена»// Проблемы метода и жанра.

Сваровская А.С. 1997. Вып.19. С.153-163.

2




16

Евангелие и древнерусская литература

Давыдова Н.В. М.,1992.

2




17

Специфика документально-публицистической прозы Б.Зайцева («Преподобный С.Р.»)// Филологический вестник.

Степанова Т.М. 2000. №2. С. 24-26.

1




18

Три очерка о русской иконе.

Трубецкой Евг. М., 1991.

1




19

Человек в литературе Древней Руси

Лихачев Д.С. М., 1970.

1




20

Философия русского религиозного искусства XVI-XX вв. Антология / Сост., общ. Ред. и предисл. Н.К.Гаврюшина.

М., 1993.

1





^ 8.3 Программное обеспечение и Интернет-ресурсы


п/п

Наименование учебной литературы

Автор, место издания, издательство год

Количество
экземпляров в библиотеке СГПА им. Зайнаб Биишевой

Число
обучающихся,
воспитанников,
одновременно
изучающих
дисциплину

1

2

3

4

5

1

Древнерусская литература. Электронный ресурс.

Литература и искусство. М., 2004.

1




2

Древнерусская литература

http://www.drevne.ru/

1




3

Изборник. Повести Древней Руси

http://stavatv.narod.ru/

dopolnit/book0107.htm

1




^ 9. Материально-техническое обеспечение

Кафедра/научное подразделение располагает материально-технической базой, соответствующей действующим санитарно-техническим нормам и обеспечивающей проведение всех видов теоретической и практической подготовки, предусмотренных учебным планом аспиранта, а также эффективное выполнение диссертационной работы.


N п/п

Название дисциплины

Наименование оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий с перечнем основного оборудования

Фактический адрес учебных кабинетов и объектов




Литература и культура Древней Руси

Учебно-методический центр филологического факультета (каб. 315); Лаборатория русской филологии (каб. 313); Мультимедиаинтернетлаборатория (каб. 320); Кабинет информатики (каб.317)

Филологический факультет СГПА им. Зайнаб Биишевой

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Стерлитамакская государственная педагогическая академия им. Зайнаб Биишевой» утверждаю iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Приказа Минобрнауки России №1365 от 16. 03. 2011г. «Об утверждении федеральных государственных требований к структуре основной профессиональной...

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Стерлитамакская государственная педагогическая академия им. Зайнаб Биишевой» утверждаю iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Фонд редких книг: для пользы и размышления. История отечественной книжной культуры : библиографический указатель / сост. Р. Г. Хабибуллина....

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Стерлитамакская государственная педагогическая академия им. Зайнаб Биишевой» утверждаю iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Зайнаб Биишевой Р. Б. Сабекия; кандидат психологических наук, доктор педагогических наук, профессор Р. М. Фатыхова (Башкирский государственный...

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Стерлитамакская государственная педагогическая академия им. Зайнаб Биишевой» утверждаю iconУчебное пособие для студентов, обучающихся в бакалавриате по специальности...
Кагарманова, кандидат филологических наук, доцент (Стерлитамакская государственная педагогическая академия им. Зайнаб Биишевой, г....

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Стерлитамакская государственная педагогическая академия им. Зайнаб Биишевой» утверждаю iconГрановская Р. М. Конфликт и творчество в зеркале психологии
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Армавирская государственная...

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Стерлитамакская государственная педагогическая академия им. Зайнаб Биишевой» утверждаю iconГрановская Р. М. Конфликт и творчество в зеркале психологии
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Армавирская государственная...

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Стерлитамакская государственная педагогическая академия им. Зайнаб Биишевой» утверждаю iconМетодические рекомендации к организации самостоятельной работы студентов...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Армавирская государственная...

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Стерлитамакская государственная педагогическая академия им. Зайнаб Биишевой» утверждаю iconМетодические рекомендации к организации самостоятельной работы студентов...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Армавирская государственная...

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Стерлитамакская государственная педагогическая академия им. Зайнаб Биишевой» утверждаю iconБалтийская государственная академия рыбопромыслового флота утверждаю
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Стерлитамакская государственная педагогическая академия им. Зайнаб Биишевой» утверждаю iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
«Журналистика» и 44. 03. 01 «Педагогическое образование» по образовательной программе «Филологическое образование»



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница