Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования




Скачать 461.33 Kb.
НазваниеРоссийской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
страница1/5
Дата публикации03.09.2013
Размер461.33 Kb.
ТипДокументы
lit-yaz.ru > Право > Документы
  1   2   3   4   5
Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Российский государственный торгово-экономический университет (РГТЭУ)

Кафедра Российской и мировой истории

Одобрено УМСЮридического факультета

Протокол № 2 от «29»октября 2012 г.
Председатель Коноваленко В.А

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ИСТОРИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ

рекомендуется для подготовки

специальности 100700 торговое дело, коммерция, товароведение и экспертизы товаров, 100800.62 товароведение, 080200.62 менеджмент, экономика и управление организацией

специализация:

квалификация выпускника: бакалавр

форма обучения: очная

^ Согласовано: Рекомендовано кафедрой Российской

и мировой истории:

Учебно-методическое управление

РГТЭУ Протокол №2

От «29»октября 2012 г.

«__» __________ 2012 г.

Зав. кафедрой д.ф.н., проф. Доброхотов Л.Н.

______________________

Москва, 2012

Содержание стр.

  1. Обоснование, цели и задачи дисциплины…………………………………………………………..

  2. Место дисциплины в структуре ООП………………………………………………………………

  3. Требования к результатам освоения дисциплины………………………………………………

  4. Объем дисциплины в виде учебной работы………………………………………………………..

  5. Содержание дисциплины……………………………………………………………………………………..

    1. Содержание разделов и тем дисциплины…………………………………………………………..

    2. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми

дисциплинами………………………………………………………………………………………………………

    1. Темы дисциплины и виды занятий………………………………………………………………………

  1. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины……………….

а) основная литература………………………………………………………………………………………….

б) дополнительная литература……………………………………………………………………………..

в) базы данных, поисково-справочные и информационные системы…………………

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины ………………………………………..

8. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины ………………

9. Оценочные средства. (ОС)……………………………………………………………………………………..

10. Контрольные вопросы………………………………………………….

  1. Обоснование: цели и задачи дисциплины

Обоснование курса

Предприниматель – центральная фигура в постиндустриальном обществе. От активности, творческого потенциала и профессионализма предпринимательской прослойки зависит уровень конкурентоспособности любого современного государства с рыночной экономикой. Эффективность деятельности предпринимателя, в свою очередь, во многом определяется отношением к нему со стороны окружающего общества.

Начало XXIв. российской истории ознаменовались возрождением отечественного предпринимательства, но его потенциал используется далеко не полностью. Причина – скептическое отношение к «людям дела», обусловленное недавним социалистическим прошлым страны и сомнительным моральным обликом отдельных представителей российского бизнеса эпохи «первоначального накопления капитала». Настоящее развитие страны требует разрушения прошлых стереотипов, отождествляющих предпринимателей с «дельцами» и «авантюристами», осознания россиянами важной роли предпринимателей в обществе. С этой точки зрения весьма полезным представляется учебный курс «История предпринимательства в России», призванный раскрыть значительную роль отечественных предпринимателей в хозяйственном освоении огромных территорий страны, укреплении российской государственности, дать представление о глубоких культурных традициях «людей дела» в России, включая меценатство и благотворительность. Студентам экономических специальностей предлагаемый курс, кроме того, поможет понять специфику традиционных механизмов хозяйствования в России, уяснить причины возникновения тех или иных явлений в экономической жизни нашей страны.

^ Цель курса:дать студентам представление о зарождении и становлении отечественного предпринимательства, его связи с законодательной и политической средой в различные исторические периоды. Место курса в профессиональной подготовке находится в сфере формирования современного историко-экономического мышления для более глубокого изучения общетеоретических и профессиональных дисциплин.

В основу изложения материала положен принцип историзма проблемно-хронологический подход, начиная с образования Древнерусского государства и до наших дней.

Задачи:

– сформировать у студентов теоретические знания и практические навыки по анализу текущей ситуации в области управления с учетом исторического прошлого;

– иметь представление о состоянии и степени научной разработанности ведущих проблем истории развития предпринимательства в России;

– изучение и обобщение предпринимательского опыта в России;

– знать основные этапы развития российского предпринимательства;

– показать основные тенденции в развитии предпринимательства в России;

– выявление основных особенностей и специфики отечественного предпринимательства: культурных, экономических, политических, социально-психологических;

– изучение духовного строя, «картины мира» социальной группы российских предпринимателей;

– научить будущих специалистов соотносить тип предпринимательства и уровень экономического развития страны в определенные периоды времени.

  1. ^ Место дисциплины в структуре ООП:

«История предпринимательства в России» входит в вариативную часть гуманитарного, социального и экономического цикла, и формирует у студентов основы логического мышления, умение выявлять закономерности и особенности исторического процесса, причинно-следственные связи, закладывает основы мировоззрения и формирует гражданскую позицию. В методическом плане дисциплина опирается на знания, полученные при изучении учебного курса: «Отечественной истории».

  1. ^ Требования к результатам освоения дисциплины

В процессе изучения дисциплины студенты знакомятся с различными аспектами становления и развития предпринимательства в России; его формами и этапами развития; основными закономерностями формирования предпринимательских хозяйственных объединений, особенностями их структуры. Получат представление о важнейших реформах государственного управления, направленных на упорядочение экономической деятельности предпринимателей на разных исторических этапах. Познакомятся с комплексом социальных программ российских предпринимателей, направленных на развитие благотворительности и меценатства.

Форма проведения занятий по дисциплине ориентированы на применение как традиционных – лекции и семинары, так и инновационных технологий, включающих:

Дискуссию– формаучебной работы, в рамках которой студенты высказывают свое мнение по проблеме, заданной преподавателем. Проведение дискуссий по проблемным вопросам подразумевает написание студентами эссе, тезисов или реферата по предложенной тематике.

Доклад (презентацию)– публичное сообщение, представляющее собой развернутое изложение определенной темы. Доклад может быть представлен различными участниками процесса обучения: преподавателем, студентом, группой студентов.

Круглый стол– встреча единомышленников, стремящихся найти общее решения по конкретному вопросу в формате заданной тематики.

Пост-тест – тест на оценку, позволяющий проверить знания студентов по пройденным темам.

Пре-тест– тест, за который не ставится оценка. Он определяет, насколько студент знаком с новой темой, какие вопросы предыдущей темы требуют пояснения преподавателя. Используется для более сфокусированного преподавания.

Применение всех этих форм проведения занятий по данному курсу с включением ряда аналитических материалов позволит сформировать у студентов адекватное представление о формировании и развитии истории предпринимательства в России.

В ходе изучения курса для студентов предполагаются следующие формы отчетности:

промежуточная – аттестация;

итоговая – зачет.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций у студентов (согласно ФГОС):

^ Наименование компетенции

Код компетенции

Умение анализировать и оценивать исторические события и процессы

ОК - 4

Способность анализировать социально значимые проблемы и процессы

ОК -13

Знание основных этапов эволюции управленческой мысли

ПК - 1

Способность к экономическому образу мышления

ПК - 26

Способность оценивать экономические и социальные условия осуществления предпринимательской деятельности

ПК - 50

В результате изучения курса студент должен:

уметь:

– определять основные направления исторического развития реформ управления предпринимательской деятельностью;

– применять в практической деятельности основные (классические) концепции функционирования предпринимательства;

– объяснять различные факторы, влияющие на развитие предпринимательства и его основных социально-экономических процессов;

– понимать системный характер управления предпринимательской деятельностью;

– давать целостную характеристику каждой системе предпринимательства;

– определять причины создания, реформирования и разрушения органов власти и управления экономикой.

знать:

– сущность предпринимательства, формы и методы предпринимательской деятельности;

– основные этапы развития предпринимательства в России;

– крупных реформаторов в истории предпринимательства;

– эволюцию организационной структуры предпринимательских объединений;

– эволюцию форм контроля органов государственной власти за предпринимательской деятельностью;

– исторический опыт путей повышения эффективности предпринимательской деятельности в России.

владеть навыками:

– сравнительного анализа систем власти и управления предпринимательской деятельностью в различные исторические периоды;

– осознания социально-экономической значимости предпринимательства в жизнедеятельности общества;

– анализа социально значимых процессов и явлений;

– системного подхода к предпринимательской деятельности.

  1. ^ Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Всего часов/

зачетных

единиц

Семестры

_________

1

Аудиторные занятия (всего)

36/1




В том числе:







Лекции

20

20

Практические занятия (ПЗ)





Семинары (С)

16

16

Лабораторные работы (ЛР)





^ Самостоятельная работа (всего)

36

36

В том числе:







Курсовой проект (работа)





Расчетно-графические работы





Реферат

1

1

Другие виды самостоятельной работы

эссе,

конспект

источника

эссе,

конспект

источника

Под контролем преподавателя

36

36

Вид промежуточной аттестации (зачет)

Зачет

Зачет

Общая трудоемкость: часы, зачетные единицы

72

2

72

2



  1. Содержание дисциплины

5.1. Содержание разделов и тем дисциплины

Тема 1. Предмет исследования

Определение предмета изучения. Понятия «предприниматель», «предпринимательство», «бизнес». Соотношения понятий «предприниматели» и «буржуазия». Неполнота и социально-политический акцент в понятии «буржуазия». Предпринимательство и общество. Тяга к предпринимательской деятельности как основа социально-экономического прогресса современного общества. Предприниматель – центральная фигура постиндустриального общества.

Периодизация истории предпринимательства в России на основе выделения существенных связей предпринимательства как целостной социальной системы с другими системами российского общества. Понятие о «предпринимательстве», связанном с организацией производства и обмена, основанном на стремлении к прибыли. «Современное предпринимательство», стремящееся к стабилизации и развитию дела на основе реинвестиций и роста предприимчивости. «Дело» как самоцель. Предпринимательство и общество.

^ Тема 2. История зарождения отечественного предпринимательства: IX – XIVвв.

Зарождение отечественного предпринимательства в догосударственный период. Формирование торговых связей в восточнославянских землях и этнический состав первых торговцев. Формы собственности на Руси и их влияние на развитие товарно-денежных отношений. Совершенствование орудий труда и системы экономических отношений. Ремесло как основа формирования предпринимательства. Формирование государственных институтов и появление профессиональных купцов. Понятие «купечество», его специфика в эпоху Средневековья. «Князев торг», «братчины». Новгородское купечество: Иваново сто. Транзитная торговля Руси как одно из главных экономических условий формирования купеческого предпринимательства.

Распространение христианства и его влияние на предпринимательство. Утверждение восточно-христианской морали, осуждение «сребролюбия», «лихоимания». Формирование православной трудовой этики. Зарождение традиций благотворения на Руси. Свод законов «Русская правда» и его значение для формирования предпринимательства на Руси. Социальный статус «торговых людей» в X – XIVвв. Профессиональные объединения купцов, «братчины». Рядовичи.

Международные связи российского купечества. Афанасий Никитин. Инонациональные и иноконфессиональные «торговые люди» в Древней Руси. «Петров двор» ганзейских купцов в Новгороде.

  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconМинистерство образования и науки Российской Федерации Федеральное...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconМинистерство образования и науки российской федерации федеральное...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconМинистерство образования и науки Российской Федерации Федеральное...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconМинистерство образования и науки Российской Федерации Федеральное...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconРоссийской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconРоссийской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconРоссийской федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconМинистерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница