Требования и рекомендации к организации и учебно-методическому обеспечению итоговой государственной аттестации




Скачать 349.57 Kb.
НазваниеТребования и рекомендации к организации и учебно-методическому обеспечению итоговой государственной аттестации
страница1/2
Дата публикации04.09.2013
Размер349.57 Kb.
ТипДокументы
lit-yaz.ru > Право > Документы
  1   2





МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный университет»


УТВЕРЖДАЮ
_______________________
"_____"_____________2011 г.


Требования и рекомендации к организации и учебно-методическому обеспечению итоговой государственной аттестации

Направление подготовки
Социология


Квалификация (степень) выпускника

Магистр





Барнаул 2011
Общие положения об итоговой государственной аттестации магистров

Итоговая государственная аттестация является заключительным этапом оценки качества освоения студентом основной образовательной программы второй ступени высшего профессионального образования (ВПО) по направлению подготовки 040100 «Социология» и должна дать объективную оценку наличию у выпускника углубленной фундаментальной профессиональной подготовленности к самостоятельной профессиональной и научно-исследовательской деятельности.

В соответствии с Положением об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства образования РФ от 25 марта 2003 г., Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению «Социология» от 28 мая 2009 г. итоговая аттестация выпускников является обязательным завершающим элементом освоения образовательных программ высшего профессионального образования.

К итоговой государственной аттестации допускаются лица, успешно завершившие полный курс обучения по основной образовательной программе подготовки магистра по соответствующему направлению.

Аттестация осуществляется государственной аттестационной комиссией (ГАК), в состав которой входят экзаменационные комиссии (ГЭК) в соответствии с перечнем аттестационных испытаний. Составы комиссий утверждаются ректором ГОУ ВПО. Решения экзаменационных комиссий и ГАК принимаются на закрытых заседаниях простым большинством голосов.

Результаты аттестационного испытания, включенного в итоговую государственную аттестацию, определяются оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».

Порядок проведения итоговой государственной аттестации доводится до сведения студентов-магистрантов не позднее, чем за полгода до ее начала.

Итоговая государственная аттестация не может быть заменена оценкой уровня подготовки на основании текущего контроля успеваемости и промежуточных аттестаций студента.

Студенты, не прошедшие без уважительных причин в течение установленного срока всех или отдельных испытаний, входящих в состав итоговой государственной аттестации, отчисляются из вуза. Их восстановление производится в соответствии с действующими правилами зачисления лиц, ранее обучавшихся в вузе.
^ Состав, содержание и форма итоговой государственной аттестации

Итоговая государственная аттестация направлена на установление соответствия уровня профессиональной подготовки выпускников требованиям федерального государственного образовательного стандарта. Итоговые аттестационные испытания должны выявить подготовленность магистранта к выполнению профессиональных задач и возможности продолжения образования в аспирантуре по соответствующему научному направлению. 

Итоговая государственная аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы.

Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы определяются высшим учебным заведением на основании действующего Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, утвержденного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, а также ФГОС ВПО направления «Социология» 2009 г. в части требований к результатам освоения основной образовательной программы магистратуры.

Выпускная квалификационная работа в соответствии с магистерской программой выполняется в виде магистерской диссертации в период прохождения практики и выполнения научно-исследовательской работы, и представляет собой самостоятельную и логически завершенную выпускную квалификационную работу, связанную с решением задач того вида (видов) деятельности, к которым готовится магистрант (научно- исследовательской, научно-педагогической, проектной, опытно-конструкторской, технологической, исполнительской, творческой).

Государственный экзамен по направлению подготовки может вводиться по решению Ученого совета вуза.

Программа государственного экзамена разрабатывается вузами самостоятельно с учетом рекомендаций соответствующих учебно-методических объединений вузов. Для объективной оценки компетенций выпускника тематика экзаменационных вопросов и заданий должна быть комплексной и соответствовать избранным разделам из различных учебных циклов, формирующих конкретные компетенции. Вузы не могут предоставлять право сдачи выпускником государственного аттестационного экзамена как вступительного экзамена в аспирантуру.

^ Защита выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации) и сдача государственных экзаменов производятся на открытых заседаниях Государственных аттестационных комиссий. 
^ Государственный экзамен (по выбору Вуза)

Программы государственных итоговых экзаменов и формы их проведения утверждаются ученым советом факультета и доводятся до сведения студентов-магистрантов.

Программы государственных экзаменов должны быть составлены в соответствии с требованиями, предъявляемыми к лицам, поступающим в аспирантуру.

К сдаче государственных экзаменов допускаются студенты-магистранты, выполнившие полностью индивидуальный учебный план специализированной подготовки.

Допускается повторная сдача одного экзамена. Программы государственных экзаменов по дополнительным дисциплинам и критерии выставления оценок должны соответствовать правилам и требованиям, предъявляемым в вузе на вступительных экзаменах в аспирантуру.

Государственный экзамен проводится как комплексное междисциплинарное испытание.

Контрольные задания для экзамена формируются экзаменационной комиссией в срок не позднее, чем за месяц до даты экзамена. Продолжительность письменного экзамена – до 4 часов.

Критерии выставления оценок:

Отлично – 80% и более поставленных вопросов получили четко сформулированные квалифицированные ответы в полном объеме, магистрант проявил повышенную научную и образовательно-культурную эрудицию.

Хорошо – до 70% поставленных вопросов получили квалифицированные ответы в полном объеме, магистрант показал достаточную научную и образовательно-культурную эрудицию.

Удовлетворительно – до 60% поставленных вопросов получили полные ответы, магистрантом была проявлена ограниченная научная и образовательно-культурная подготовленность.

Неудовлетворительно – менее 60% поставленных вопросов получили плохо сформулированные ответы в недостаточном объеме, магистрантом была проявлена слабая научная и образовательно-культурная эрудиция.
^ Защита диссертации

В качестве выпускной квалификационной работы на защиту представляется магистерская диссертация с отзывом научного руководителя, внешней и внутренней рецензией.

Кроме текста диссертации магистрант представляет автореферат с кратким содержанием диссертации.

Поощряется использование наглядно-графического материала для иллюстрации своего доклада во время защиты.

Тема диссертации должна соответствовать профилю магистерской программы. Содержание диссертации предполагает новизну в установлении подходов к исследованию темы, методах решения проблемы, определении источников используемой информации.

К защите выпускной квалификационной работы допускаются студенты, успешно прошедшие все предшествующие испытания и успешно сдавшие Государственный междисциплинарный экзамен.

Защита магистерской диссертации происходит на заседании ГАК публично, в форме научной дискуссии. Продолжительность защиты одной работы, как правило, не должна превышать 25-30 мин.

Повторное прохождение итоговых аттестационных испытаний целесообразно назначать не ранее, чем через три месяца и не более чем через пять лет после прохождения итоговой государственной аттестации впервые. Повторные итоговые аттестационные испытания назначаются не более двух раз. 

Критерии выставления оценок:

Отлично – глубокое и хорошо аргументированное обоснование темы; четкая формулировка и понимание изучаемой проблемы; широкое и правильное использование относящейся к теме литературы и примененных аналитических методов; проявлено умение выявлять недостатки использованных теорий и делать обобщения на основе отдельных деталей. Содержание исследования и ход защиты указывают на наличие навыков работы студента в данной области. Оформление работы хорошее с наличием расширенной библиографии. Отзыв научного руководителя, внутренняя и внешняя рецензии положительные. Защита диссертации показала повышенную профессионально-педагогическую подготовленность магистранта и его склонность к научной работе.

Хорошо – аргументированное обоснование темы; четкая формулировка и понимание изучаемой проблемы; использование ограниченного числа литературных источников, но достаточного для проведения исследования. Работа основана на среднем по глубине анализе изучаемой проблемы и при этом сделано незначительное число обобщений. Содержание исследования и ход защиты указывают на наличие практических навыков работы студента в данной области. Диссертация хорошо оформлена с наличием необходимой библиографии. Отзыв научного руководителя, внутренняя и внешняя рецензии положительные. Ход защиты диссертации показал достаточную научную и профессионально-педагогическую подготовку магистранта.

Удовлетворительно – достаточное обоснование выбранной темы, но отсутствует глубокое понимание рассматриваемой проблемы. В библиографии даны в основном ссылки на стандартные литературные источники. Научные труды, необходимые для всестороннего изучения проблемы, использованы в ограниченном объеме. Заметна нехватка компетентности студента в данной области знаний. Оформление диссертации с элементами небрежности. Отзыв научного руководителя, внутренняя и внешняя рецензии положительные, но с замечаниями. Защита диссертации показала удовлетворительную профессионально-педагогическую подготовку студента, но ограниченную склонность к научной работе.

Неудовлетворительно – тема диссертации представлена в общем, виде. Ограниченное число использованных литературных источников. Шаблонное изложение материала. Наличие догматического подхода к использованным теориям и концепциям. Суждения по исследуемой проблеме не всегда компетентны. Неточности и неверные выводы по изучаемой литературе. Оформление диссертации с элементами заметных отступлении от принятых требований. Отзыв научного руководителя, внутренняя и внешняя рецензии с существенными замечаниями, но дают возможность публичной защиты диссертации. Во время защиты студентом проявлена ограниченная научная эрудиция.

При условии успешного прохождения всех установленных видов итоговых аттестационных испытаний, входящих в итоговую государственную аттестацию, выпускнику высшего учебного заведения присваивается соответствующая квалификация и выдается диплом государственного образца.

Результаты итоговой государственной аттестации оформляются документально вузом в соответствии с Положением об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений Российской Федерации. 


^ Требования к выпускным квалификационным работам магистров (магистерским диссертациям)

Выпускная квалификационная работа магистра (магистерская диссертация) является квалификационной работой, завершающей подготовку магистров по направлению 040100 – «Социология», профиль подготовки «Социология управления», содержащая совокупность результатов и научных положений, выдвигаемых автором для публичной защиты, имеющую внутреннее единство, свидетельствующую о личном вкладе и способности автора проводить самостоятельные научные исследования, используя теоретические знания и полученные навыки.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом-3 по направлению подготовки, выполнение и защита магистерской диссертации должны подтвердить уровень знаний, умений и владений студента, полученных в результате освоения основной образовательной программы, по основным видам профессиональной деятельности:

  • научно-исследовательской;

  • организационно-управленческой;

  • информационно-аналитической;

  • производственной и социально-технологической;

  • социально-проектной,

  • организационно-массовой;

  • - педагогической.

По своей сути магистерская диссертация является законченным научным исследованием, представляющей результаты теоретических и экспериментальных исследований, разработку новых методических приемов и методик к решению научных проблем, основных объектов профессиональной деятельности:

  • Социальные группы и общности;

  • Трудовые коллективы;

  • Социальные институты

  • Социальные организации;

  • Социальные технологии;

  • Социальные отношения;

  • Политические процессы;

  • Социальные интересы;

  • Ценности и нормы;

  • Стратификация и мобильность;

  • Социальные структуры;

  • Общественное мнение;

  • Зоны социального напряжения,

  • Социальные конфликты;

  • Теория и практика социального измерения общества;

  • Социальные процессы;

  • Процессы управления;

  • Личность в социуме;

  • Социологические исследования;

  • Социальная система;

  • Социальное явление.

Являясь итоговой работой, завершающей обучение по основной образовательной программе, магистерская диссертация призвана подтвердить сформированность у выпускника необходимых для будущей научно-исследовательской деятельности компетенций:

а) общекультурных (ОК):

  • способен применять знания научных картин мира и современных социологических парадигм, способен применять на практике современные теории общественного развития и методологические принципы социологического познания (ОК-1);

  • способен совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, добиваться нравственного и физического совершенствования своей личности, владеть способами и средствами самостоятельного использования методов повышения адаптационных резервов организма, укрепления здоровья, коррекции физического развития (ОК-2);

  • способен свободно пользоваться русским и иностранным языками, как средством делового общения, способен к активной социальной мобильности (ОК-3);

  • способен к самостоятельному обучению новым методам исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности, к изменению социокультурных и социальных условий деятельности;

  • способен к адаптации к новым ситуациям, переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей (ОК-4);

б) профессиональными (ПК):

научно-исследовательская деятельность:

  • способен и готов применять знания о методах исследования; способность самостоятельно приобретать и использовать в практической деятельности новые знания и умения, расширять и углублять свое научное мировоззрение, способен и готов формулировать цели и задачи исследований; способен и готов проводить научные эксперименты и исследования, собирать, обобщать и анализировать экспериментальную информацию, делать выводы, формулировать заключения и рекомендации; готов внедрять результаты исследований и организовывать защиту прав на объекты интеллектуальной собственности (ПК-1);

  • способен выделять социальную проблему, определять социальные противоречия и проблемную ситуацию, определять типологию исследуемого объекта, применять общесоциологические и отраслевые социологические теории в практике эмпирического исследования; способен и готов к проведению экспертной оценки исследовательских программ и результатов их реализации, разработке исследовательских программ, к самостоятельной организации и проведению социологических исследований (ПК-2);

  • способен использовать методологию проектирования социальных процессов и систем социальных взаимоотношений на базе системного решения задач, готовность к изучению, отечественного и зарубежного опыта по тематике проекта, оценить социальную безопасность инновационного проекта (ПК-3);

организационно-управленческая деятельность:

  • способен организовывать работу исполнителей, находить и принимать управленческие решения в области организации и нормировании труда, формировать цели команды, воздействовать на ее социально-психологический климат в нужном для достижения целей направлении, оценивать качество результатов деятельности; готов к принятию ответственности за свои решения в рамках профессиональной компетенции, способен принимать нестандартные квалифицированные решения, разрешать проблемные ситуации; способен к адаптации в непривычных ситуациях, понимание экономических принципов работы рыночной системы, способен применять знание базовых экономических и финансовых понятий (ПК-4);

  • способен анализировать и адекватно оценивать собственную и чужую деятельность; стремление к поиску решений в нестандартных ситуациях и готовность нести за них ответственность; способность использовать знание основ психологии для работы с людьми; способность к постановке цели и выбору путей ее достижения; понимание ответственности лидера (ПК-5);

информационно-аналитическая деятельность:

  • способен профессионально использовать современное научное и техническое оборудование, а также профессиональные компьютерные программные средства; способен выполнять математическое моделирование объектов и процессов, в том числе с использованием стандартных пакетов прикладных программ; способен оформлять, представлять, докладывать, обсуждать и распространять результаты профессиональной деятельности (ПК-6);

  • способен выделять специфику и особенности источников информации, систематизировать и интерпретировать полученную информацию понимает сущность и значение информации в развитии современного общества; знает основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации; имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией; умеет работать с традиционными носителями информации, распределенными базами знаний; способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ПК-7);

  • способен самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности, расширять и углублять свое научное мировоззрение (ПК-8).

педагогическая деятельность:

  • готов преподавать социологические дисциплины в образовательных учреждениях, способен использовать в педагогической практике общие знания психологии, способен использовать на практике методы организации учебной деятельности, методы, приемы, средства организации и управления педагогическим процессом (ПК-9).

Трудоемкость итоговой государственной аттестации составляет 33 зачетных единицы или 1782 часа.
^ 1. Организация подготовки магистерской диссертации

Первым этапом подготовки магистерской диссертации является выбор и формулирование темы диссертационного исследования, объекта, предмета исследования, цели, задач и предварительных гипотез. Выбор темы определяется исходя из объектов профессиональной деятельности выпускника, указанных в Федеральном государственном образовательном стандарте, собственных научных предпочтений, а также направления исследований научного руководителя диссертации.

Тема, объект и предмет, цели и задачи магистерской диссертации должны быть содержательно взаимосвязаны, задачи должны логически вытекать из сформулированной темы исследования, каждая задача должна быть подкреплена соответствующей гипотезой, таким образом, число гипотез не может быть меньше числа выделенных задач.

Данный этап проходит на 1-7 неделе 1 семестра и завершается защитой тем магистерских диссертация на 8 неделе 1 семестра, которая проходит на заседании выпускающей кафедры в присутствии научных руководителей и консультантов. По результатам защиты определяется первая редакция темы магистерской диссертации, которая оформляется в виде протокола заседания кафедры и подписывается заведующим кафедрой.

^ Вторым этапом является составление плана выполнения магистерской диссертации и исследовательской программы и по теме магистерской диссертации при консультации преподавателя-руководителя. Для этой работы в 1-м семестре предусмотрены специальные часы в учебном плане. В конце 1 семестра магистрант предоставляет на выпускающую кафедру план, программу исследования и первый вариант теоретико-методологической главы, подписанные студентом и научным руководителем.

Программа магистерского социологического исследования разрабатывается по правилам, общим для всех научно-исследовательских работ, где фиксируются три типа задач:

  • методологические, связанные с необходимостью операционализации исходных понятий, формулирования рабочих гипотез, выборе способов их проверки, формировании репрезентативной выборки, соблюдении принципов валидности исследования и т.п.;

  • процессуально-технологические, возникающие на полевом этапе исследования в связи с потребностью соблюдения графика этого этапа, ремонта выборки, корректировкой некоторых инструментов, фиксации непредвиденных или побочных (не связанных с главной проблемой) обстоятельств и т.д.;

  • программные задачи, фиксирующиеся в программе эмпирического исследования.

^ Третий этап работы над магистерской работой охватывает все учебные недели 2, 3, 4-го семестров. За это время магистерская диссертация должна быть выполнена по существу и полностью оформлена. В рабочем учебном плане на это выделяются специальные часы, включая еженедельные консультации. Консультантами (кроме руководителя) выступают сотрудники общественных организаций, специалисты органов государственной власти, профессиональные социологи (социологи-практики). При необходимости для отдельных групп студентов назначаются консультанты по обработке статистических данных, социодиагностике, социологическому практикуму, социальному проектированию и др.

В качестве промежуточных видов и периодов контроля выполнения магистерской диссертации устанавливаются следующие:

- конец 2 семестра – предоставление первой теоретико-методологической главы магистерской диссертации, результатов пилотажного исследования (в том числе, апробированный инструментарий исследования);

- прохождение на 1-8 неделях 3 семестра научно-исследовательской практики в той организации, на базе которой выполняется диссертационное исследование, затратив на это восемь недель (48 рабочих дней или 288 часов учебного времени); в конце научно-исследовательской практики магистрант предоставляет базы данных количественных и качественных исследований;

- завершение в ноябре и декабре 3 семестра полевого этапа своей диссертационной научно-исследовательской работе, уделяя этой деятельности не менее 4 часов в неделю (32 часа), в конце 3 семестра магистрант предоставляет статистический анализ количественных данных (включая, выполненный анализ: частотные таблицы, таблицы сопряженности, результаты факторного анализа, результаты регрессионного анализа и т.д.), либо описание построенных моделей качественного анализа (глубинных интервью, экспертных опросов, фокус-групп, контент-анализа и т.д.). Также предоставляется пробный вариант интерпретации данных (описание полученных результатов).

По каждому периоду предоставляется письменный отчет о выполненной работе, подписанный студентом и научным руководителей.

- прохождение экспертизы магистерских диссертации (март-апрель 4 семестра). Экспертиза проходит в виде:

  • ознакомления научного руководителя с полностью завершенной и оформленной работой, не позже чем за месяц до дня публичной защиты магистерской диссертации;

  • получения внешних (от организации, где проводилось эмпирическое исследование) и внутренних (от преподавателей факультета) рецензий, справок апробации идей диссертации и практическом внедрении предложений, содержащихся в ней;

  • прохождения экспертизы на выпускающей кафедре. Заведующий кафедрой назначает двух преподавателей, обязанных изучить диссертацию, определяет день и время кафедрального обсуждения диссертации (не позже, чем за 7 дней до сдачи диссертации секретарю ГАК), председательствует на этом обсуждении. Кафедральное обсуждение диссертации состоит из:

1) доклада диссертанта о содержании и главных выводах его работы (10 минут);

2) ответов диссертанта на вопросы преподавателей и аспирантов кафедры;

3) выступления научного руководителя, в котором определяется степень готовности диссертации к защите;

4) ответов научного руководителя на вопросы сотрудников кафедры;

5) выступлений двух экспертов обсуждаемой работы, в которых характеризуются позитивные и негативные стороны диссертации;

6) оглашения рецензий и справок, полученных диссертантом;

7) резюме заведующего кафедрой;

8) голосования членов кафедры за допуск (недопуск) обсужденной работы к публичной защите.

В ситуации отрицательного решения кафедры магистрант к защите не допускается и ГАК его документы не принимает к рассмотрению. В случае позитивного решения заведующий кафедрой подтверждает своей подписью на титульном листе диссертации факт успешного завершения ее экспертирования. Результаты экспертизы оформляются в виде протокола заседания кафедры.

Заключительный этап включает защиту магистерской диссертации. На это отводится одна неделя в пределах весенней экзаменационной сессии 4-го семестра.
^ 2. Структура и объем магистерской диссертации:

Диссертация состоит из введения, основной части, заключения, списка использованной литературы и приложений. Ее текст подразделяется на основной, включающий в себя введение, основную часть и заключение, и дополнительный (список литературы и приложения). Основная часть магистерской диссертации излагается на, примерно, 80 – 120 страницах выполненного 14 кеглем шрифта Times New Roman, через 1,5 интервала. Дополнительная часть может занимать объем до 50 страниц.

^ 3. Требования по содержанию магистерской диссертации

Во введении к работе должны быть кратко отражены следующие моменты:

- существующая социальная проблема в системе управления, ее актуальность;

- освещается степень ее научной разработанности;

- определяются объект, предмет, цель и задачи исследования;

- выдвигаются исследовательские гипотезы;

- характеризуются теоретико-методологические основы исследования;

- перечисляются методы исследования (общенаучные, частнонаучные, методы сбора и анализа данных);

- описывается его эмпирическая база;

- положения, выносимые на публичную защиту;

- самооценка научной новизны диссертационного исследования, теоретической и практической значимости;

- указывается апробация результатов исследования. Магистерская диссертация может быть апробирована в:

  • публикациях магистранта (в прессе и научных изданиях);

  • его докладах на заседании кафедры и/или лаборатории, ВНИК и т.п.;

  • его выступлениях на научных и практических конференциях разного уровня (факультетского, университетского, городского, краевого, межрегионального, всероссийского, международного);

  • научных отчетах кафедр, лабораторий, ВНИК;

  • принятых и реализуемых какой-либо организацией рекомендаций диссертанта;

  • его учебной деятельности в период педагогической практики;

  • его общественной, в т.ч. волонтерской деятельности.

Если магистранту не удалось реально апробировать результаты своего исследования, он в этом разделе обязан написать: «Апробация результатов исследования отсутствует». Если апробация имела место, то этот факт надо подтвердить предоставлением ГАК соответствующих документов (публикаций, справок от кафедр, лабораторий, ВНИК, организаций-заказчиков НИР, образовательных учреждений, в которых проходила производственная практика и т.д.).

- отмечаются основные структурные составляющие текста диссертации.

Объем введения не должен превышать 10 страниц.
^ Основная часть магистерской диссертации, как правило, состоит из двух глав, которые подразделяются на параграфы и подпараграфы.

Первая глава посвящается теоретико-методологическим основам исследования, где выпускник аргументировано излагает сущность существующих научных подходов, теорий и концепций к анализу проблематики заявленного в теме предмета исследования, делает вывод о предпочтительности и целесообразности использования тех или иных теоретических положений и конструкций.

^ Во второй главе магистерской диссертации излагаются результаты эмпирического исследования по заявленной теме. Обязательными для включения в данную главу являются следующие элементы:

-описание технологии проведения исследования, его основных этапов;

-описание технологии и процедуры формирования выборочной совокупности;

-обоснование применяемых статистических, социологических, психодиагностических методов, методик и техник сбора и анализа данных;

- наличие содержательных выводов по полученным результатам исследования.

В конце каждой главы обязательно наличие вывода, обеспечивающего логико-содержательную взаимосвязь между теоретической и эмпирической частями магистерской диссертации.
^ В заключении магистерской диссертации дается обобщенная итоговая оценка проделанной научно-исследовательской работы, выполнения поставленных задач, подтверждения или опровержения сформулированных во введении гипотез. Приветствуется наличие прогнозов развития изучаемых состояний и процессов в системе управления, разработанные практические рекомендации по решению конкретных социальных проблем, программы и проекты для последующего ознакомления и внедрения.

Объем заключения составляет 5-10 страниц, в зависимости от значимости полученных результатов и выводов, масштабности исследования, количества рекомендаций.
^ Список использованных источников (литература) в составе магистерской диссертации должен включать не менее 100 наименований. Наряду с учебниками и монографиями должны присутствовать научные публикации (статьи, доклады) последних лет выпуска. Обязательно наличие публикаций на иностранном языке (минимум пять).
^ В приложения выносятся материалы, не вошедшие в основной текст диссертации, но необходимые для ее адекватного понимания.

К приложениям обычно относят:

1) образцы исследовательских инструментов;

2) таблицы, графики, схемы, поясняющие основной текст;

3) сформулированные с участием диссертанта практические (инженерно-социологические) рекомендации;

4) программы общественных мероприятий, реализованные по инициативе или с участием диссертанта;

5) копии подлинных документов.
^ 4. Требования по оформлению магистерской диссертации

Титульный лист оформляют в соответствии с образцом - Приложение 1. Фрагменты текста выделяют размером и типом шрифта.

На лист "Содержание" выносят названия всех глав, параграфов и подпараграфов диссертации, включая введение, заключение и приложения с их названиями. Указывают номер листа, на котором размещается начало соответствующей части работы. Не включают в "Содержание" титульный лист, перечень условных обозначений, терминов и сокращений.

^ Перечень условных обозначений, терминов и сокращений вводят в состав магистерской диссертации, если их количество превышает 10-15. Перечень составляют столбцом, в котором слева приведены символы и термины, а справа - их детальная расшифровка. Сокращения в тексте применяют для снижения трудоемкости оформления.

В конкретной диссертации бывает целесообразно ввести свои сокращения. Каждое из них должно быть определено при первом упоминании, например, в такой форме: "... используется Федеральная целевая программа (ФЦП). Паспорт ФЦП разрабатывается ...". Наличие перечня не отменяет необходимости расшифровки вводимых обозначений и терминов при их первом упоминании в тексте диссертационного исследования.

^ Рубрикация основной части магистерской диссертации предусматривает разделение текста на главы, параграфы и подпараграфы, каждый из которых должен быть снабжен номером и заголовком. Номера глав указываются римскими цифрами. Номера параграфов и подпараграфов указывают арабскими цифрами с точкой: 1. 2. и т.д.

Составляя нумерацию разделов основной части диссертации, следует учесть, что реферат, лист "содержание", перечень условных обозначений, не нумеруются.

Каждую из структурных частей магистерской диссертации (лист "Содержание", перечень условных обозначений, введение, разделы основной части, заключение, список использованных источников, приложения) располагают с новой страницы. По завершении каждого подпараграфа необходим пробел в одну строку.

Заголовки структурных частей магистерского исследования располагают в отдельных строках симметрично к тексту. Заголовки отделяют от текста пробелом. В конце заголовка не ставят точку. Заголовки необходимо выделить полужирным шрифтом. В заголовках не допускаются сокращения и условные обозначения. Заголовок и начало текста не должны оказаться на разных страницах.

^ Исполнение текста. Текст диссертации распечатывают на принтере. Бумагу выбирают в соответствии с техническими требованиями к принтеру. Формат бумаги - А4 (297х210) мм, печать одностронняя. Таблицы и рисунки при необходимости можно изготовить на листах формата А3 (297х420) мм и подшить в сложенном виде. Текст следует печатать через 1,5 интервала (шрифт Times New Roman, размер шрифта – 14), соблюдая следующие размеры полей: левое – 30 мм; правое – 10 мм; верхнее – 20 мм; нижнее – 15 мм.

Текст диссертации должен быть изложен с соблюдением орфографических, лексических, стилистических и синтаксических норм русского языка. Повествование диссертационного материал ведется в форме безличного монолога от третьего лица (допускается употребление местоимения первого лица множественного числа «мы»).

Опечатки в тексте допускается исправлять подчисткой, закрашиванием белой краской или заклеиванием полоской бумаги. Не следует злоупотреблять этими средствами.

.

Формулы предпочтительно вписывать средствами компьютерного редактора. Допускается вписывание формул от руки.

Таблицы. Основное поле таблицы содержит горизонтальные ряды - строки и вертикальные колонки - графы. Заголовки строк образуют боковик. В верхней части таблицы размещаются: заголовок боковика, заголовки граф и подзаголовки граф.

Заголовки строк и граф начинают с прописной буквы, подзаголовки - со строчных букв, если они составляют одно предложение с заголовком, и с прописных букв, если они самостоятельны.

Таблицу размещают после первого упоминания в тексте так, чтобы ее было удобно читать без поворота записки или с поворотом по часовой стрелке. Таблицы нумеруют арабскими цифрами в пределах параграфа, например "Таблица 1.2" (вторая таблица первого параграфа). Эту надпись размещают над таблицей справа. На строку ниже печатают название таблицы. При переносе таблицы на другой лист в его правом верхнем углу пишут слово "продолжение" и номер таблицы, например: "Продолжение табл.2.1". На каждую из таблиц должна быть ссылка из текста, например: " ... приведены в табл.1.2".

Сотые (и тысячные) доли процента в таблицах, составленных по итогам социологических опросов, групповых дискуссий, контент-анализа, хронометрированной рабочего и свободного времени, наблюдений и экспериментов, не приводятся, а округляются до десятых долей.

Примечания и сноски к таблицам размещаются сразу же за таблицей.

Сноски к цифрам в таблице обозначаются только звездочками (*) и имеют подстрочный характер.

Рисунки. Нумеруют рисунки в пределах раздела, например: Рис. 2.3. На каждый рисунок должна быть ссылка из текста, например: "... приведено на рис.2.3" или "... составим схему модели (рис.3.5)". При повторной ссылке на рисунок указывают сокращенно слово "смотри", например: (см. рис.2.3).

Рисунки выполняют компьютерными средствами или от руки. В последнем случае используют карандаши, тушь, пасту или чернила. Бумага - любая. Кальки и фотографии следует наклеить на белую бумагу. Рисунки размещают на отдельных листах ВКР возможно ближе к соответствующему тексту. Они должны удобно читаться без поворота страницы или с поворотом по часовой стрелке. Страницы с рисунками учитывают в общей нумерации страниц ВКР. Рисунки небольшого размера помещают по 2 - 3 штуки на странице. Допускается оформление рисунков в формате А3, они подшиваются в сложенном виде.

Рисунок должен иметь номер и название и может иметь поясняющие надписи. Последние размещают выше номера и названия и ниже собственно рисунка.

Характерным типом рисунков являются графики (диаграммы). На графиках, выражающих качественные зависимости, оси координат заканчивают стрелками, указывающими направление возрастания значений величины. На графиках, выражающих расчетные или экспериментальные количественные зависимости, должна быть координатная сетка. Стрелки на осях координат в этом случае ставить не принято. При разметке осей цифры располагают ниже оси абсцисс и левее оси ординат, единицы измерения указывают на одной линии с цифрами. Обозначения переменных приводят по другую сторону оси.

^ Список использованных источников (литература) составляют в алфавитном порядке в соответствии с ГОСТ 71-2003 – «Библиографическая запись. Библиографическое описание». Ссылки следует приводить в форме указания порядкового номера по списку и страниц цитирования с использованием квадратных скобок, например: [12, С.13], либо возможна ссылка на автора и год издания (Иванов, 2007). Ссылка должна быть на каждый источник. Во избежание характерных ошибок следует обратить внимание на следующие правила. При числе авторов не более трех библиографическое описание начинают с перечня авторов, причем инициалы ставят после фамилий. При числе авторов больше трех библиографическое описание начинают с названия работы. При этом инициалы авторов указывают перед фамилиями. Также (начиная с инициалов) указывают фамилии редакторов и составителей, если они есть. Пристальное внимание необходимо обратить на расстановку знаков препинания. Они используются при автоматизированном поиске информации. Города Москву, Санкт-Петербург и Ленинград обозначают сокращенно: М. , СПб., Л.

^ Нумерация листов. Титульный лист считают листом 1, список условных обозначений и сокращений – 2. Номера 1, 2, не ставят. Лист "Содержание" и последующие нумеруют как 3, 4 и так далее. Листы приложений нумеруют в пределах каждого приложения.

Приложения начинают каждое с нового листа. В правом верхнем углу листа пишут: Приложение 1 (или Приложение 2 и т.д.), а затем пишут название приложения тем же шрифтом, что и названия разделов. Этот лист приложения считают первым (номер не ставят), а последующие листы нумеруют как второй, третий и т.д. В остальном приложения оформляют по тем же правилам, что и основной текст.
^ 5. Презентация (защита) магистерской диссертации

Получив допуск к защите, магистрант:

а) совершенствует текст диссертации в свете высказанных кафедрой замечаний;

б) согласовывает внесенные поправки с научным руководителем;

в) переплетает два экземпляра полного и выправленного текста диссертации (со всеми приложениями);

д) сдает один экземпляр переплетенной диссертации в учебно-методический кабинет факультета, получив взамен соответствующую справку. С этим экземпляром могут ознакомиться все желающие как до, так и после защиты диссертации, в т.ч. все последующие поколения магистрантов. Справка учебно-методического кабинета присоединяется к другим документам, сдаваемым секретарю ГАК;

е) предоставляет выпускающей кафедре дискету с записью полного текста диссертации (со всеми приложениями);

ж) не позже, чем за неделю до дня публичной защиты сдает секретарю ГАК:

1) второй переплетенный текст диссертации (для ознакомления с ним членов ГАК);

2) отзыв научного руководителя;

3) рецензии на диссертацию (не менее двух);

4) автореферат диссертации;

5) справку о внедрении положений диссертации в какой либо форме;

6) оттиски публикаций диссертанта и/или другие подтверждения апробированности его идей;

7) справку учебно-методического кабинета ФС;

8) зачетную книжку, записи в которой свидетельствуют о прохождении диссертантом полного курса магистерской подготовки.

Дату, время, место и очередность защит магистерских диссертации определяет деканат ФС по согласованию с председателем ГАК. График защит вывешивается на доске объявлений деканата. На защите имеют право присутствовать все желающие, включая родственников диссертанта и других приглашенных ими лиц.
^ Процедура публичной защиты

1. Председатель ГАК (или его заместитель) объявляет начало защиты диссертации магистранта (его фамилию, тему диссертации, фамилии и регалии научного руководителя и рецензентов) и предоставляет слово диссертанту.

2. Диссертант делает десятиминутный доклад (о его содержании скажем в следующем параграфе).

3. Члены ГАК задают вопросы докладчику.

4. Диссертант отвечает на каждый вопрос.

5. Вопросы диссертанту задают все желающие это сделать из публики.

6. Диссертант отвечает на каждый вопрос.

7. Председатель ГАК предоставляет слово научному руководителю.

8. Научный руководитель характеризует содержание диссертационного исследования и качество его описания в диссертации (в случае отсутствия научного руководителя его письменный отзыв оглашает секретарь ГАК).

9. Председатель ГАК предоставляет слово внешнему рецензенту.

10. Внешний рецензент оглашает свой отзыв и предлагает оценить диссертационную работу каким-либо баллом (по пятибальной системе). В случае отсутствия внешнего рецензента его письменный отзыв оглашает секретарь ГАК.

11. Председатель ГАК предоставляет слово второму (внутреннему) рецензенту.

12. Рецензент высказывает свое мнение о диссертации и предложение о ее оценке (по пяибальной шкале). В случае его отсутствия письменная рецензия оглашается секретарем ГАК.

13. Председатель предоставляет слово секретарю ГАК для ознакомления присутствующих с документами, предоставленными ГАК диссертантом.

14. Секретарь ГАК оглашает представленные документы.

15. Председатель ГАК предоставляет слово желающим выступить из числа: а) членов ГАК; б) прочих присутствующих.

16. Каждый желающий выступить делает это в течении двух-трех минут (каждый).

17. Председатель предоставляет слово диссертанту для ответа на прозвучавшие в ходе дискуссии замечания.

18. Диссертант делает завершающее выступление (не более трех минут).

19. Председатель благодарит присутствующих за участие в проведенной защите и объявляет защиту следующего диссертанта.

Процесс защиты оценивается всеми присутствующими членами ГАК. Каждый из них ставит свою оценку (по пятбальной шкале):

а) докладу диссертанта (его содержанию и форме);

б) качеству его ответов на все заданные ему вопросы;

в) содержанию представленных диссертантом справок.

Кроме того, члены ГАК оценивают содержание и оформление текста диссертации, о чем подробно будет сказано чуть ниже.

На закрытом (без публики, диссертантов и рецензентов) заседании ГАК происходит обмен мнениями ее членов, выявляются усредненные оценки каждой процедуре защиты каждого диссертанта, определяется итоговая оценка. Закрытое заседание ГАК проходит в конце рабочего дня, сразу после защиты последней диссертации этого дня. Все диссертанты узнают итоговую оценку своей работы в день защиты. Решение ГАК является окончательным и апелляции не подлежит.
Автор:

_______________ С.Г. Максимова, руководитель магистерской программы, д.с.н., профессор, зав. кафедрой психологии коммуникаций и психотехнологий Алтайского государственного университета
Приложение 1

Пример оформления титульного листа выпускной квалификационной работы магистра

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Алтайский государственный университет»

Факультет социологии

Кафедра психологии коммуникаций и психотехнологий

Иванов Иван Иванович
Управление рисками воспроизводства алкоголизации молодежи в современном российском агропромышленном регионе (по материалам исследований в Алтайском крае в 2005 – 2009 годах)

Диссертация

на соискание ученой степени магистра социологии

по направлению 040100 – Социология

профиль подготовки – Социология управления


Допущена к защите
кафедрой психологии коммуникаций и психотехнологий
«___» _______________ 200_ г.
Зав. кафедрой, д.с.н., профессор
_________________ Максимова С.Г.




Научный руководитель:

доктор социологических наук, профессор Максимова Светлана Геннадьевна

__________________________





Барнаул, 2009
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Требования и рекомендации к организации и учебно-методическому обеспечению итоговой государственной аттестации iconАнализ государственной итоговой аттестации учащихся моу «Гимназия №3» 201 2 -201 3 учебный год
Подготовка и проведение государственной (итоговой) аттестации выпускников IX, XI классов в 2012-2013 учебном году соответствовала...

Требования и рекомендации к организации и учебно-методическому обеспечению итоговой государственной аттестации iconАнализ государственной итоговой аттестации учащихся моу «Гимназия №3» 2011-2012 учебный год
Подготовка и проведение государственной (итоговой) аттестации выпускников IX, XI классов в 2011-2012 учебном году соответствовала...

Требования и рекомендации к организации и учебно-методическому обеспечению итоговой государственной аттестации iconО результатах государственной (итоговой) аттестации выпускников 11-х классов в 2011 году
К государственной (итоговой) аттестации за курс средней (полной) общей школы были допущены 37 учащихся, не допущенных к государственной...

Требования и рекомендации к организации и учебно-методическому обеспечению итоговой государственной аттестации iconРабота по подготовке учащихся моу сош №6 к государственной (итоговой) аттестации в 2011 году
«План работы по организации подготовки и проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников 9, 11 классов»

Требования и рекомендации к организации и учебно-методическому обеспечению итоговой государственной аттестации iconО проведении государственной (итоговой) аттестации
Дубны в 2012 году, в целях обеспечения правового регулирования и координации работы по организации и проведению государственной (итоговой)...

Требования и рекомендации к организации и учебно-методическому обеспечению итоговой государственной аттестации iconПлан работы по организации и подготовки к государственной (итоговой)...
Цель: организация работы гимназии по подготовке к государственной (итоговой) аттестации выпускников 9-х, 11-х классов на 2012-2013...

Требования и рекомендации к организации и учебно-методическому обеспечению итоговой государственной аттестации iconАналитический отчёт по итогам государственной итоговой аттестации...
Цель контроля: анализ результатов государственной (итоговой) аттестации, как в новой, так и традиционной формах, оценка качества...

Требования и рекомендации к организации и учебно-методическому обеспечению итоговой государственной аттестации iconСроки проведения государственной (итоговой) аттестации
Выпускники XI (XII) классов текущего года, которым предоставляется право на досрочное прохождение государственной (итоговой) аттестации...

Требования и рекомендации к организации и учебно-методическому обеспечению итоговой государственной аттестации iconАнализ итоговой аттестации учащихся 9, 11 классов за 2011 2012 уч год
При проведении государственной итоговой аттестации учащихся 9 класса школа руководствовалась Положением о проведении итоговой аттестации,...

Требования и рекомендации к организации и учебно-методическому обеспечению итоговой государственной аттестации iconКто и когда допускает выпускников школы к государственной (итоговой) аттестации?
К государственной (итоговой) аттестации допускаются выпускники образовательных учреждений, имеющие годовые отметки по всем общеобразовательным...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница