Статья публикуется в рамках Международной заочной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодые ученые о современном финансовом рынке рф»




Скачать 114.19 Kb.
НазваниеСтатья публикуется в рамках Международной заочной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодые ученые о современном финансовом рынке рф»
Дата публикации06.10.2013
Размер114.19 Kb.
ТипСтатья
lit-yaz.ru > Право > Статья

Статья публикуется в рамках Международной заочной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодые ученые о современном финансовом рынке РФ», 28 апреля 2011 г., Пермь

УДК 368.54

К Вопросам государственной поддержки Страхования урожая сельскохозяйственных культур

Руканова Анастасия Ивановна, Бакирова Ирина Маратовна

Башкирский государственный аграрный университет, г. Уфа

irina-bakirova@mail.ru

Анализируя факторы, сдерживающие развитие страхования урожая сельскохозяйственных культур, авторы выделяют необходимость развития данного вида страхования в России и перспективы его развития.
Несмотря на все достижения науки и техники, самая важная для человека отрасль – сельское хозяйство – до сих пор остается напрямую зависимой от капризов природы, что влечет за собой неравномерность затрат и выхода продукции. Страхование – один из наиболее эффективных методов управления рисками в агропромышленном комплексе. В силу того, что из-за высокой степени риска сельскохозяйственного производства на территории Российской Федерации страхование урожая является весьма дорогостоящим, для обеспечения его доступности для сельхозпроизводителей оказывается государственная поддержка – за счет средств бюджетов на условиях, утверждаемых Правительством Российской Федерации.

Основная цель государственной поддержки страхования урожая сельскохозяйственных культур – защита имущественных интересов сельскохозяйственных товаропроизводителей от возможного ущерба, связанного с наличием естественных природно-климатических факторов риска.

Актуальность выбранной темы определяется необходимостью изучения комплекса мероприятий по совершенствованию государственной поддержки страхования урожая сельскохозяйственных культур.

Сельскохозяйственное страхование представляет собой систему, функционирование которой обеспечивается взаимосвязью и взаимозависимостью трех ее основных компонентов: организационного, экономического и нормативно-правового. Эффективность этого взаимодействия определяется способностью достигать поставленные перед системой цели. Достижение главной из их – создание эффективной страховой защиты в сельском хозяйстве – может быть обеспечено только при условии полноценной реализации основных принципов системы сельскохозяйственного страхования: добровольности, надежности и гарантии страховой зашиты, взаимной заинтересованности всех участников системы в развитии сельскохозяйственного страхования, доступности страховых услуг и эффективности государственной поддержки.

В настоящее время Правительство РФ, основываясь на действующих законодательных актах, осуществляет программу государственной поддержки страхования урожая сельскохозяйственных культур. Суть её заключается в том, что из федерального бюджета выделяются ежегодно возрастающие денежные средства на компенсацию 50% уплаченных сельхозпроизводителями страховых премий. Тем самым государство стремится к повышению устойчивости сельскохозяйственного производства во всех регионах.

Сельскохозяйственное страхование с государственной поддержкой осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» и Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы. Согласно этим документам государство выделило на поддержку агрострахования из федерального бюджета 551,3 млрд руб. [3]

Представители Федеральной службы страхового надзора РФ (ФССН) полагают, что принятый в первом чтении законопроект об аграрном страховании с государственной поддержкой не готов к дальнейшему рассмотрению и нуждается в серьезной доработке ко второму чтению. Возникают сомнения, что в случае его принятия, сможет ли он обеспечить защиту страхователей и исполнение обязанностей по договору. Еще один серьезный вопрос, связанный с данным законопроектом, представители ФССН считают установление добровольности или обязательности страхования [4].

Начальник отдела страхования Агропромышленного союза России И. Митрохин отметил следующие недостатки данного документа:

1. Монополизируется вся страховая деятельность в агропромышленном комплексе путем создания единственного профессионального объединения страховщиков, что не оставляет аграриям права выбора страховщика.

2. Единственному профобъединению страховщиков передаются многие функции государства.

3. Из проекта закона выпало понятие «недобор продукции». И только за счет этого страховые компании получат дополнительные ресурсы, поскольку страхуют только случаи полной гибели урожая, что в России случается примерно раз в четверть века. В наших условиях именно частичный недобор сельхозпродукции наиболее востребован в плане страхования рисков.

4. Фактически прописанное (и привязанное к господдержке) вмененное сельхозстрахование прямо противоречит основному принципу гражданского права - добровольности заключения договоров.

5. Введение законопроекта в действие потребует корректировки ряда нормативно-правовых документов, регламентирующих предоставление господдержки по кредитам.

6. Порядок формирования, пополнения и расходования средств из фонда возмещения убытков до конца не ясен.

7. Расчеты страховых тарифов отданы на откуп страховщикам, которые будут стремиться к их завышению.

8. Страховщикам предоставлено единоличное право подавать сведения регулятору о договорах страхования. Подтверждение со стороны хозяйств не предусмотрено.

9. Не оговорен порядок увеличения бюджетных ассигнований в случае, если сумма причитающихся выплат больше суммы, заложенной в бюджете.

10. Не предусмотрено накопление не использованных в текущем году средств.

11. Не запланировано создание государственной перестраховочной компании по примеру международной практики.

12. В проекте отсутствует государственное софинансирование убытков, вызванных стихийными бедствиями [4].

Необходимость выстраивания четкой системы страхования сельскохозяйственных рисков назрела давно. Но в настоящий момент, даже с учетом страхования с государственной поддержкой, страхуется мене 25 % посевных площадей. Доля страхования сельскохозяйственных рисков в общем портфеле страховых взносов по предыдущим годам составляет около 2 %. Это может свидетельствовать о том, что, с точки зрения страховщика, это не самая интересная и не самая приоритетная сфера.

Так, из 50 крупнейших страховщиков только лишь 16 компаний озвучивают на своих корпоративных сайтах, что такая услуга у них вообще существует. Девять компаний, которые, судя по объему собранных страховых взносов (рейтинг Эксперта РА за 1 полугодие 2010 г.), являются активными участниками этого сектора страхования, вообще ничего не упоминают о таком виде страхования на своих сайтах. Очевидно, что это тот случай, когда сельхозстрахование является лишь дополнительной услугой для уже существующих клиентов, и компания пока не планирует развивать этот сектор. Ряд компаний о сельскохозяйственном страховании со страниц своих корпоративных сайтов напрямую не говорит, но при личном запросе выясняется, что такой вид страхования у них есть, и они вполне готовы с вами работать. Пять компаний не занимаются страхованием сельхозпроизводителей вообще.

Ну, и, наконец, около десяти компаний не дали никакого ответа относительно существования у них сельскохозяйственного страхования как услуги. Это может свидетельствовать как об ее отсутствии, так и о не совсем четкой работе страховой компании. Очевидно, что специальным продвижением этой услуги большинство компаний не занимается.

Согласно данным исследования Всемирного банка по агрострахованию Россия занимает восьмое место в мировом рейтинге стран по размеру страховых взносов, собранных в этом секторе. Однако по объему пашни России принадлежит одно из первых мест. Добавим сюда неровный климат и устаревшие технологии производства, и станет совершенно очевидно, что потенциал для роста этого сегмента страхования в Росси просто огромен [6].

Сельскохозяйственное страхования за рубежом наиболее развито в тех странах, где применяется стимулирующая форма государственного участия.

К особенностям зарубежного опыта сельскохозяйственного страхования с государственным участием в наиболее развитых странах (США, Испания, Канада) можно отнести:

- субсидирование предоставляется по всем видам сельскохозяйственного производства: растениеводство, животноводство, рыбоводство, лесное хозяйство;

- широкий перечень объектов страхования по видам сельскохозяйственного страхования, подлежащих субсидированию;

- широкий ассортимент субсидируемых страховых программ, в том числе комплексных программ, с различным уровнем страхового покрытия, перечнем рисков, предметов страхования (более 80 видов субсидируемых программ, охватывающих все сферы сельского хозяйства);

- страховые программы различаются по регионам, в т.ч. в зависимости от региональных особенностей определяются объекты страхования, страховые риски, исключения по покрытию;

- различные уровни размеров предоставляемых субсидий, которые зависят от уровня страхового риска на территории региона, объектов страхования, перечня рисков и индивидуальных особенностей сельскохозяйственного производителя, в том числе и стажа страхования;

- оплата страхового взноса сельскохозяйственным товаропроизводителем только в той доле страховой премии, которая должна быть им выплачена.

Некоторые из их особенностей возможно применять и в российской практике сельскохозяйственного страхования. Для совершенствования сельскохозяйственного страхования необходимо развивать стимулирующую форму государственного участия в сельскохозяйственном страховании [8].

Но необходимо отметить, что для России, как и для любой другой страны, ничей опыт сельскохозяйственного страхования неприемлем. Отличительная черта сельскохозяйственного страхования в том и заключается, что оно с различными вариантами и объемами государственных субсидий в каждой стране сугубо индивидуально. Эта индивидуальность обусловлена, прежде всего, исторически сложившейся системой организации сельхозпроизводства, его эффективностью, существующими формами собственности, степенью его зависимости от природных условий и, конечно же, от финансовых возможностей бюджета каждой страны. Иными словами, система сельскохозяйственного страхования в той или иной стране должна быть абсолютно адекватной конкретным условиям. [7]

К основным факторам, сдерживающим развитие сельскохозяйственного страхования с государственной поддержкой в России, можно отнести:

- несовершенство существующего порядка предоставления субсидий, а именно: отсутствие нормативно установленного срока их предоставления;

- несоблюдение гарантий полного возмещения установленного размера субсидий;

- в отдельные периоды - снижение размера предоставляемых субсидий по компенсации части страхового взноса сельскохозяйственной товаропроизводителям по договорам страхования как за счет федерального, так и региональных бюджетов;

- единая ставка субсидий для всех регионов государства;

- оказание государственной поддержки только при страховании определенных видов сельскохозяйственных культур;

- перечень страховых рисков является единым для всех видов выращиваемых культур и для всех регионов страны, без учета особенностей природно-климатических условий;

- условия страхования с государственной поддержкой не дают возможность учитывать индивидуальные особенности сельскохозяйственного производства.

Страхование сельскохозяйственных культур, при наличии очевидных проблем, имеет реальные перспективы. Для реализации этих перспектив, на наш взгляд, необходимо:

1) чтобы государственная поддержка страхования в виде компенсации части страхового взноса была действенной и своевременной, бюджетные средства должны поступать сельскохозяйственным товаропроизводителям не позднее одного - двух месяцев после вступления договора страхования в силу. Кроме того, может быть изменен в принципе механизм государственной поддержки: бюджетные средства должны выделяться товаропроизводителям сразу в начале года (независимо от наличия договора страхования) на особый счет с условием их использования только на страхование; по истечении же некоторого периода, если товаропроизводители не используют эти средства, часть из них должна быть использована ими на страхование в обязательном порядке. Механизм распределения бюджетных средств должен быть таким, чтобы они поступали товаропроизводителям, обеспечивающим должный уровень технологии производства.

При таком механизме существенно повысится прозрачность страховых сделок и конкурировать на рынке будут прежде всего условия страхования;

2) страховщикам, с одной стороны, следует активизировать работу по установлению потенциальных страхователей, имеющих очевидный страховой интерес по данному виду страхования (к ним относятся те, у кого динамика урожайности имеет асинхронный характер с динамикой урожайности в целом по России, а также товаропроизводители, ведущие производство животноводческой продукции на кормах собственного производства). С другой стороны, для того чтобы избежать убыточности по данному виду страхования, страховой портфель страховщика должен основываться на наличии по регионам России синхронных и асинхронных изменений урожайности, а также на наличии таких изменений по разным культурам в пределах одного региона и даже хозяйствующего субъекта;

3) страховые тарифы должны быть предметом обсуждения страховщика и страхователя. Они должны учитывать особенности динамики урожайности страхуемой культуры у конкретного товаропроизводителя, его мнение относительно того, какие границы (интервалы) снижения урожайности он хотел бы обеспечить страховой защитой;

4) для повышения доверия между субъектами страхования, во избежание в последующем споров по договору страхования важнейшим элементом страхования посевов сельскохозяйственных культур должна быть преддоговорная экспертиза, позволяющая оценить, могут ли имеющиеся ресурсы товаропроизводителя обеспечить получение базовой урожайности, а также установить, каково состояние посевов на момент заключения договора [9].

Таким образом, можно выделить следующие направления развития сельскохозяйственного страхования в России:

1) совершенствование условий сельскохозяйственного страхования с государственной поддержкой;

2) развитие добровольного сельскохозяйственного страхования за счет расширения на страховом рынке ассортимента страховых продуктов.
Список литературы


  1. О развитии сельского хозяйства [Электронный ресурс]: федеральным законом от 29 дек. 2006 г. № 264-ФЗ: принят Гос. Думой 22 дек. 2006 г.: одобр. Советом Федерации 27 дек. 2006 г. // СПС «Консультант Плюс».

  2. О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы [Электронный ресурс]: постановлением Правительства РФ от 14 июля 2007 г. №446 // СПС «Консультант Плюс».

  3. Концепция совершенствования сельскохозяйственного страхования, осуществляемого с государственной поддержкой, на период до 2020 года [Электронный ресурс]: проект. М.: Минсельхоз России, ФГУ «Федеральное агентство по государственной поддержке страхования в сфере агропромышленного производства» // http://www.fagps.ru/conception/

  4. ФССН уверена в необходимости серьезной доработки законопроекта о сельхозстраховании с господдержкой [Текст] // О страховании. – 2010. - №25. – С. 49-50

  5. Новикова М. Законопроект по агрострахованию будто писан под коррупционеров [Текст] / М. Новикова // О страховании. 2010. №26. С. 33-34.

  6. Агрострахование в России не модно [Текст] / З. Осканова, И.Р. Матвеева // Страховое дело. 2010 октябрь. С. 43,47.

  7. Батадеев В.А. России нужна собственная модель сельскохозяйственного страхования [Текст] / В.А. Батадеев // Финансы. 2003. №2. С.53-55.

  8. Шинкаренко Р. Международный опыт страхования сельскохозяйственных рисков [Электронный ресурс] // http://www.agroinsurance.com/ru/pratice/?pid=5736

  9. Шибалкин А.Е. Перспективы страхования сельскохозяйственных культур в России [Электронный ресурс] / А. Е. Шибалкин // http://www.finanal.ru/010/perspektivy-strakhovaniya-selskokhozyaistvennykh-kultur-v-rossii?page=0,0



Public support for crop insurance

Rukanova Anastasiya Ivanovna, Bakirova Irina Maratovna

The Bashkir State Agrarian University, Ufa

Analyzing the factors constraining the development of crop insurance the authors identify the need to develop this type of insurance in Russia and the prospects for its development.
Статья «К вопросу государственной поддержки страхования урожая сельскохозяйственных культур» написана студентом второго курса экономического факультета Рукановой А.И. на довольно актуальную тему, так как данный вопрос напрямую может влиять на продовольственную безопасность страны в целом.

В целом автор статьи владеет теоретическими основами анализа по выбранной теме исследования, выделил проблемы в области господдержки страхования урожая и наметил пути их решения. Данное исследование рекомендую к печати.
К.э.н., доцент кафедры «Финансы и кредит» Шайхутдинова Наталья Александровна, БашГАУ

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Статья публикуется в рамках Международной заочной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодые ученые о современном финансовом рынке рф» iconСекция "Филология" XVI международной конференции студентов, аспирантов...
Сообщаем вам, что в рамках проводимой 13-17 апреля 2009 г. XVI международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов-2009»...

Статья публикуется в рамках Международной заочной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодые ученые о современном финансовом рынке рф» iconСборник статей научно-практической конференции «Актуальные проблемы...
Сборник статей научно-практической конференции «Актуальные проблемы отечественной и зарубежной истории, филологии (взгляд молодых...

Статья публикуется в рамках Международной заочной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодые ученые о современном финансовом рынке рф» iconПоложение о проведении научной конференции студентов и молодых ученых...
Настоящее Положение о научно-практической конференции студентов и молодых ученых с международным участием «Актуальные проблемы современной...

Статья публикуется в рамках Международной заочной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодые ученые о современном финансовом рынке рф» iconПрограмма II научно-практической конференции молодых ученых с международным...
Научно-практической конференции молодых ученых с международным участием «Язык. Культура. Литература»">