Доклад председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Волоколамского Илариона на Международной конференции «Свобода вероисповедания: проблема дискриминации и преследования христиан»




Скачать 410.05 Kb.
НазваниеДоклад председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Волоколамского Илариона на Международной конференции «Свобода вероисповедания: проблема дискриминации и преследования христиан»
страница1/4
Дата публикации14.06.2013
Размер410.05 Kb.
ТипДоклад
lit-yaz.ru > Право > Доклад
  1   2   3   4
Преследования и дискриминация христиан в современном мире: причины, масштабы, прогнозы на будущее

1.12.2011.

Доклад председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Волоколамского Илариона на Международной конференции «Свобода вероисповедания: проблема дискриминации и преследования христиан» (Москва, 30 ноября 2011 г.)

Ваши Высокопреосвященства, Преосвященства, дорогие отцы, братья и сестры, уважаемые дамы и господа!

Сердечно приветствую всех вас, собравшихся сегодня в Москве для обсуждения чрезвычайно актуальной для наших дней темы – дискриминации и преследования христиан. Для каждого из нас проблема преследований по религиозному признаку не является предметом кабинетных размышлений и переживаний, но настоящей болью, которая побуждает нас бороться с этим злом. Все мы, участники этой конференции, призваны в эти дни выразить поддержку гонимым братьям и сестрам. Помня слова первоверховного апостола Петра: «но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете» (1 Пет. 4, 13), мы единодушно желаем, чтобы Всемилостивый Господь подал скорбящим и притесняемым отраду и утешение, чтобы они, чувствуя помощь и сострадание своих далеких географически, но близких по вере братьев и сестер, благодатью Божией нашли в себе силы и далее идти по пути стояния в вере на родной для них земле.

^ Эпоха беспрецедентных по масштабам гонений. Исторический аспект

В настоящее время мы переживаем новую эпоху гонения на христиан, которую некоторые эксперты сравнивают со временами римских императоров первых трёх веков. Простые жители благополучных стран ничего не знают или не хотят знать об этом и принадлежат пока к «молчаливому большинству». Между тем каждые пять минут в мире за веру умирает христианин, каждый год 105 тыс. христиан умирают насильственной смертью в результате межрелигиозных конфликтов[1]. Это число составляют только христиане, убитые за веру. Если мы попытаемся сосчитать количество жертв гражданских столкновений и войн из числа убитых по религиозному признаку, то получим поистине ужасающие цифры.

Необходимо признать очевидный факт: христиане являются самым гонимым религиозным сообществом на планете. В настоящее время в разных странах мира подвергаются преследованиям около 100 миллионов христиан[2]. Комиссия епископских конференций Европейского Союза[3] в октябре прошлого года сделала вывод: «По крайней мере, 75% всех преследований по религиозному признаку в мире происходят по отношению к христианам».

Христианская Церковь начала подвергаться гонениям с первых лет своего существования. Церковь – организм богочеловеческий; она одновременно присуща миру горнему и миру дольнему. С её неотмирной сущностью не может смириться враг рода человеческого. Господь Иисус Христос не раз говорил, что христиан в мире будут гнать и преследовать. «Если Меня гнали, будут гнать и вас» (Ин. 15, 20). Господь предсказал гонения на христиан в мире: «возложат на вас руки и будут гнать вас, предавая в синагоги и в темницы, и поведут пред царей и правителей за имя Мое…» (Лк. 21,12).

Языческие писатели и христианские апологеты единогласно свидетельствуют, что появление и распространение христианства было встречено со стороны населения Римской империи единодушной ненавистью — со стороны как низших слоев общества, так и образованного класса. Ненависть народной толпы против христиан особенно возрастала во время общественных бедствий. Толпе нужен враг, на котором можно сорвать злобу; инаковость христиан вызывала и вызывает ненависть «мира сего».

В первые века бытия Церкви христиан преследовали потому, что христианство оказалось в противоречии с основными законами Рима, касающимися религиозной жизни его граждан. Правовой порядок империи предъявлял к исповедникам такие требования, которые последние не могли выполнить, оставаясь христианами. Такие же неприемлемые для христиан требования сегодня выдвигаются в некоторых странах, где приняты законы «о богохульстве». Конечно, святыни традиционных религий не должны подвергаться поруганию. Однако это не имеет ничего общего с ситуацией, когда исповедание Христа Богом объявляется богохульством, а христиане оказываются перед выбором: остаться христианами и пострадать, может быть даже до смерти, или отречься от своей веры.

Я надеюсь, что наша конференция станет одним из первых международных форумов, на котором, наконец, будут названы истинные причины и цели нарастающих гонений на христиан, сделаны оценки происходящего. В современном мире события в каком-нибудь дальнем уголке неминуемо сказываются на ходе общемировых процессов. Поэтому недальновидно и даже преступно игнорировать или не замечать преследования христиан, принимающие все более угрожающие формы и размах. Ведь тогда человечеству угрожает опасность скатиться в первобытную злобу и ненависть, в бесконечный поиск и уничтожение действительных и мнимых врагов, что, в конечном итоге, способно обернуться самоуничтожением. В последнее время часто оперируют термином «христианофобия», который сторонним наблюдателем воспринимается скорее чисто психологически как некая «фобия», навязчивое состояние. Исходя из этого, гонения на христиан в современном мире начинают считать лишь проявлением бытовой ксенофобии, по непонятным причинам принявшим столь массовый характер.

Для того, чтобы с максимальной полнотой представлять себе ситуацию, в которой христиане живут в ряде государств, обратимся к статистике и постараемся проследить и проанализировать происходящее в сфере защиты прав верующих.

^ Положение христианского меньшинства в регионах мира

Северная Африка

Так называемая «арабская весна» – серия революций в ряде арабских стран – серьезно сказалась на положении местных христиан. Наибольшую известность в СМИ в текущем году получили события в Египте. По данным на 2007 г. в Египте проживало 107 млн. человек, большинство из них арабы – 91, 9%, почти все они (90% населения страны) исповедуют ислам. Христиане проживают в основном в Каире, Александрии и других крупных городах, они составляют около 10% населения[4]. По данным Коптской Церкви до событий января 2011 г. коптов в стране насчитывалось 15-18 %. Впрочем, эти цифры, свидетельствующие о сокращении христианского населения Египта, не означают, что отток христиан из страны был вызван исключительно общественно-политическими трансформациями последнего времени. Политика притеснений и выдавливания из Египта христиан-коптов осуществлялась и при прежней власти в этой стране.

Приведу несколько примеров. 5 января 2004 года пятьсот солдат египетской армии ворвались в коптский благотворительный центр в Патмосе, что в 30 километрах от Каира. Они принялись избивать сотрудников центра, одного из них даже забили насмерть, и с помощью бульдозеров разрушили часть окружающей здание стены. Центр, зарегистрированный правительством, оказывал помощь и заботился об инвалидах и сиротах на протяжении 15 лет. Другой пример. Несколько лет назад уголовный суд египетского города Сохаг вынес оправдательный приговор 96 подозреваемым в массовом убийстве христиан-коптов, произошедшем в деревне Аль-Кошех 2 января 2000 года. В результате погрома погиб 21 человек.

Дискриминация по отношению к коптам много десятилетий окружает их повседневную жизнь. Христиане никогда не становятся губернаторами, начальниками полиции и даже директорами школ. Целый район Каира населен коптами, его называют Мусорной деревней. Из 60 тысяч человек здесь работают только 20 тысяч. Все они занимаются ручной сортировкой мусора.

После событий января-февраля 2011 г. в Египте проявилась отчетливая тенденция сделать шариат единственной правовой системой в стране. Указанные события ознаменовались насилием в результате взрыва 1 января в одном из коптских храмов. 7 мая более четырех тысяч радикальных сторонников так называемого «чистого ислама»  осадили и затем подожгли коптскую церковь св. Девы Марии в каирском районе Ибаба. Число жертв межконфессиональных столкновений в столице Египта составило девять человек, 144 получили ранения. Погромы христианских кварталов заставили коптов выйти на улицы, чтобы заявить свой протест властям. Радикально настроенные группы исламистов использовали это для нападения на христиан.

Другой случай. В столице Египта в ночь на 15 мая 2011 г. в результате произошедшего столкновения между мусульманами и христианами-коптами госпитализированы с ранениями 65 человек. В ходе конфликта экстремисты подожгли христианский храм, забросав его бутылками с зажигательной смесью.

В Египте были случаи, когда полиция и военные предпочитали не вмешиваться в массовые избиения коптов, а прокуратура отказывалась возбуждать уголовные дела в отношении мусульманских экстремистов, квалифицируя кровопролитие как «межрелигиозные столкновения», в котором-де виноваты обе стороны. Ушедшее недавно в отставку правительство Египта и правящий в стране Верховный совет вооруженных сил предприняли ряд мер против лиц, виновных в убийствах христиан, были вынесены даже смертные приговоры. Однако, эти меры недостаточно эффективны. Кроме того, ситуация в Египте постоянно меняется, многие аналитики считают, что формировать следующее правительство будет движение «Братья-мусульмане», которые имеют все шансы победить на предстоящих парламентских выборах. Это движение, как известно, выступило за введение в стране исключительно шариатских правовых норм.

Несомненно, государственная власть в этой стране желает стабилизации обстановки на ее собственной территории, некоторые участники нападений на коптов уже понесли справедливое наказание, однако мы должны признать: предпринимаемых мер явно недостаточна для того, чтобы защитить христианское население Египта от посягательств экстремистов. Ведущие мировые СМИ, в том числе и российские, зачастую описывают события в Египте как межрелигиозные столкновения, которые разжигают радикально настроенные экстремисты с обеих сторон. В результате у неискушённого зрителя создается впечатление, что египетские христиане-копты сами виноваты в том, что с ними происходит.

К сожалению, намеренное замалчивание масштабов преследования христиан в ряде стран арабского мира стало неотъемлемой частью политики западных держав в указанном регионе. Информация, которую мы получаем из СМИ, умышленно подается ими в превратном ключе, чтобы не дать людям шанса помешать политике сильных мира сего, для которых экономические интересы всегда оказываются важнее человеческих, включая область прав человека.

После того как произошли майские погромы, на некоторое время волна насилия спала, однако к концу июня появились новые признаки нарастания агрессии в отношении христиан. Вновь приведу несколько примеров: 23 июня сотни радикалов, именующих себя салафитами, напали на коптский храм св. Георгия в деревне Бани Ахмед (Верхний Египет) и пытались убить священника Георгия Табета[5]. Экстремисты подошли к зданию храма, вооружившись прутьями, и потребовали, чтобы верующие выдали для расправы священника, который совершал богослужение. Армия вмешалась только после пятичасовой осады.

25 июня 2011 г. толпа из почти 200 радикалов разгромила и сожгла 8 домов христиан в деревне Авлад Халаф в Верхнем Египте. Нападение было совершено после того, как среди мусульман, проживающих в деревне, распространился слух о том, что один из строящихся домов якобы будет превращен христианами в храм. Два христианина и один мусульманин были ранены в ходе происшедших столкновений. Полиция прибыла к месту происшествия только спустя три часа, когда грабежи и пожары в деревне уже закончились.

30 сентября было осуществлено нападение на храм св. Георгия в городе Эдфу (100 км от Луксора), в результате чего он был полностью сожжен и частично разрушен. 3 октября в деревне Элмадар (Верхний Египет, провинция Сохаг), где проживало 15000 христиан, радикально настроенные мусульмане попытались разрушить коптский храм св. Девы Марии. Они окружили храм и скандировали «Нет церкви!»[6]. Демонстранты в конце концов были оттеснены полицией, прибывшей на помощь христианам. Однако никто из нападавших не был арестован.

Положение христиан в Египте осложняется ещё и тем, что угроза их безопасности исходит не только от религиозных экстремистов, но и от властей страны. Так, 9 октября в столице Египта копты организовали мирную демонстрацию, однако вооруженные силы, находившиеся в подчинении Военного совета Египта, разогнали демонстрацию, в результате чего были убиты более 20 христиан и более 200 ранено. Христиан буквально давили военной техникой. Шейх университета Аль-Азхар ат-Тайиб решительно осудил эти убийства. В начале июня этого года я посетил Египет и встречался с шейхом ат-Тайибом, преподавателями и студентами Аль-Азхара. В ходе диалога я убедился, что в этом авторитетнейшем исламском университете озабочены необходимостью защиты христианского меньшинства. Надеюсь, что голос шейха ат-Тайиба будет услышан теми, кто развязал войну с христианами Египта. Идеология ненависти, которую развивают экстремисты, не имеет ничего общего с традиционным исламом. Эта разрушительная стихия, расправившись с христианами, примется уничтожать авторитетных мусульманских лидеров, уничтожать традиционный ислам, как это уже происходит во многих регионах мира.

Копты осознают свое отчаянное положение, однако многим из них некуда и не на что бежать из страны. Те же христиане, которые имеют хотя бы малейшую возможность выехать за пределы Египта, делают это. Уже сейчас многие копты покидают страну. В Верхнем Египте, в Каире и в Александрии появилось множество пустующих храмов[7]. После свержения в марте правительства Хосни Мубарака, Египет уже покинули свыше 100 тысяч коптов-христиан[8]. По оценкам «Египетского союза за права человека» это число может возрасти до конца года до 250 тысяч человек. Покидает страну в основном коптская молодежь, которая наиболее остро ощущает свою незащищенность и отсутствие перспектив безопасной жизни на своей родине.

Нужно сказать, что обвинения против коптов беспочвенны. Копты в Египте с уважением относятся к исламу и законам Египта, горячо любят свою Родину. Как и мусульмане, они хотят видеть свою страну независимой и сильной. Глава Коптской Церкви Патриарх Шенуда III недавно призвал коптов прекратить мирные демонстрации протеста против притеснений христиан из опасений, что это может вызвать новый всплеск межрелигиозных конфликтов.

Некоторые специалисты делают вывод, что волна насилия в отношении коптов возникла не случайно, а была тщательно спланирована силами, заинтересованными в дестабилизации ситуации в стране. Полагаю, что эти люди должны задуматься о своей душе, если жажда политических или экономических дивидендов пересиливает элементарные человеческие чувства сострадания, становится выше человеческой жизни.

Обратим свой взор на положение христиан в Ливии. После свержения режима Муаммара Каддафи и прихода к власти Переходного национального совета Ливия стала местом, откуда активно вытесняются христиане. До начала иностранного вмешательства в эту страну христиане (копты, православные, католики, англикане, представители других протестантских деноминаций) составляли здесь 3% населения. По информации правозащитной организации «Open Doors», 75 % христиан Ливии, которые в большинстве своем были иностранными рабочими, покинули страну в ходе вооруженного конфликта.

В более чем 10-миллионном ^ Тунисе насчитывается около 20 тысяч христиан различных конфессий. В первой стране «арабской весны» на состоявшихся 24 октября этого года выборах победу одержала партия, запрещенная при прежнем режиме за религиозный экстремизм. Как и в Ливии и Египте, новый тунисский парламент планирует разработать новую конституцию страны. Тунис был одной из немногих исламских стран, где практически отсутствовал антисемитизм, а еврейская община, также как и христиане, пользовалась значительными правами. До революции Тунис был известен тем, что правительство пропагандировало принципы веротерпимости. Сразу после революции в январе этого года и падения прежнего режима религиозные меньшинства подверглись нападениям, начался процесс захвата христианских храмов с целью обращения их в мечети. В сентябре в тунисском городе Эль-Кеф салафиты захватили христианский храм с целью обратить его в мечеть. Недавно полиция задержала более 20 человек, ворвавшихся в римско-католический храм.

В Алжире власти в последние пять лет не дают разрешений на открытие христианских храмов. С недавних пор здесь стал применяться «закон о богохульстве», аналогичный пакистанскому, о котором я скажу чуть позже. По официальным данным, в 36-миллионном Алжире проживает 11 тысяч христиан, большинство из которых – католики. По неофициальным данным количество тайных христиан в разы превосходит это число. Закон, принятый в 2006 г., запрещает миссию среди мусульман. 25 мая этого года Сиагх Кримо, алжирский христианин, приговорен к пяти годам тюремного заключения за то, что рассказал о христианстве своему соседу. Недавно власти алжирской провинции Беджая объявили о закрытии 7 христианских храмов[9]. Предыдущие правительственные указы, касающиеся закрытия храмов, датированы 2008 г. Тогда были закрыты 26 храмовых зданий. В течение последних месяцев в Алжире все чаще отмечаются случаи религиозной нетерпимости по отношению к христианам.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Доклад председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Волоколамского Илариона на Международной конференции «Свобода вероисповедания: проблема дискриминации и преследования христиан» iconСвятитель Феофан Затворник Письма Часть 5 Содержание
Письма об этом к Святителю Феофану: Митрополита Московского Филарета, Митрополита С. Петербургского Исидора. Ответное письмо святителя...

Доклад председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Волоколамского Илариона на Международной конференции «Свобода вероисповедания: проблема дискриминации и преследования христиан» iconВступительное слово Председателя программного комитета международной...
Вступительное слово Председателя программного комитета международной научно-практической конференции «Коммуникативистика в современном...

Доклад председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Волоколамского Илариона на Международной конференции «Свобода вероисповедания: проблема дискриминации и преследования христиан» iconПо благословению Высокопреосвященнейшего Илариона, Митрополита Донецкого...
Ерковь всегда заботящаяся о духовном и физическом здоровье своих чад издревле предостерегает нас о разных искушениях от лукавого...

Доклад председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Волоколамского Илариона на Международной конференции «Свобода вероисповедания: проблема дискриминации и преследования христиан» iconДоклад председателя оо «Эжваса комияс» на 15-й конференции коми народа (2010 год)
Сегодня мы собрались в этом зале для проведения 15 конференции коми народа в Эжвинском районе. Мы постараемся проанализировать выполнение...

Доклад председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Волоколамского Илариона на Международной конференции «Свобода вероисповедания: проблема дискриминации и преследования христиан» iconБог не создал человека независимым. Человек с момента сотворения...
Разные виды свободы: Свобода от рабства, политическая свобода, свобода слова, свобода выбора, свобода совести, свобода передвижения...

Доклад председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Волоколамского Илариона на Международной конференции «Свобода вероисповедания: проблема дискриминации и преследования христиан» iconОрганизация Объединенных Наций cedaw/C/tkm/3-4 Конвенция о ликвидации...
Комитетом по ликвидации дискриминации в отношении женщин. Настоящий доклад охватывает период с 2006 года по 2009 год

Доклад председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Волоколамского Илариона на Международной конференции «Свобода вероисповедания: проблема дискриминации и преследования христиан» icon«Англосаксонская и романо-германская системы: будущее категорий и...
По материалам конференции Международной ассоциации по процессуальному праву в Торонто, 2009 г

Доклад председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Волоколамского Илариона на Международной конференции «Свобода вероисповедания: проблема дискриминации и преследования христиан» iconДоклад на Международной научной конференции "Церковное подполье в...
Сикорская Л. Е. Экклезиология иосифлян по трудам представителей иосифлянского движения

Доклад председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Волоколамского Илариона на Международной конференции «Свобода вероисповедания: проблема дискриминации и преследования христиан» iconЗаявка на участие в XII международной научно-практической конференции...
Е-mail будет выслан договор, в соответствии с которым участник производит оплату участия в работе конференции и (или) публикацию...

Доклад председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Волоколамского Илариона на Международной конференции «Свобода вероисповедания: проблема дискриминации и преследования христиан» iconДоклад Председателя ЦК кпрф г. А. Зюганова на XIV (октябрьском) 2012...
Доклад Председателя ЦК кпрф г. А. Зюганова на XIV (октябрьском) 2012 года пленуме ЦК кпрф



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница