Рабочая учебная программа по предмету «литературное чтение» для 2 класса




НазваниеРабочая учебная программа по предмету «литературное чтение» для 2 класса
страница1/7
Дата публикации27.01.2014
Размер0.65 Mb.
ТипРабочая учебная программа
lit-yaz.ru > Право > Рабочая учебная программа
  1   2   3   4   5   6   7
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с.Бошняково

Углегорского муниципального района Сахалинской области



Рассмотрена

методическим советом

Протокол № 1от 27.08.2013г




Утверждена

Приказом по школе

№ 198-А от28.08.2013г



РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

по предмету «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»

для 2 класса

Уровень: базовый

I ступень обучения: начального общего образования

Срок реализации: 2013 – 2014 учебный год

^ Составлена на основе примерной программы:

Образовательной системы «Школы 2100». ФГОС. Примерной образовательной программы. Программы отдельных предметов, курсов для начальной школы. Программы «Литературное чтение» - М.: Баласс, 2011

Автор программы: Р.Н. Бунеев, Е. В. Бунеева

Ф.И.О. учителя, составившего рабочую программу: Кошкарёва М. А.

с. Бошняково

2013

СОДЕРЖАНИЕ:


  1. Пояснительная записка - стр. 3-8

  2. Содержание учебного материала – стр. 9-11

  3. Учебно-тематический план – стр. 12

  4. Календарно-тематическое планирование - стр. 13-21

  5. Перечень контрольных работ – стр. 22

  6. Требования к уровню подготовки обучающихся – стр. 23-26

  7. Критерии и нормы оценки знаний и умений достижений планируемых результатов – стр. 27-33

  8. Учебно-методическое обеспечение – стр. 34-37

  9. Приложение - стр. 38


^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» (образовательная область «Филология») адресована учащимся 2 класса МБОУ СОШ с. Бошняково и составлена на основе нормативных документов:

- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» от 16.10.2009г. №373.

- Приказа Министерства образования науки РФ от 26 ноября 2010г. №1241 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» от 16.10.2009г. №373.

- Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2013-2014 учебный год, утвержденного приказом Минобрнауки РФ 31067 от 19 декабря 2012 года.

- Примерной основной образовательной программы. Начальная школа / сост. Е.С.Савинов.- М: Просвещение. 2010г.- (Стандарты второго поколения).

- Образовательной системы «Школы 2100». ФГОС. Примерной образовательной программы. Программы отдельных предметов, курсов для начальной школы. Программы «Литературное чтение». Составители: Е.В. Бунеева, Р.Н. Бунеев. – М.: Баласс, 2011г.

- Приказа МБОУ СОШ с. Бошняково от 28.03.2013г. № 74- А «Об утверждении списка учебников на 2013- 2014 учебный год»

- Учебного плана на 2013 – 2014 учебный год, утверждённого приказом МБОУ СОШ с. Бошняково №140-А от 20.05.2013г. «Об утверждении учебного плана на 2013 – 2014 учебный год» (Приложение 1).

- Приказа МБОУ СОШ с. Бошняково № 197-А от 27.08.2013 г. « Об утверждении расписания уроков на 2013-2014 учебный год».

- Положения о рабочей (учебной) программе (учебных курсов, объединений дополнительного образования) педагога муниципальной общеобразовательной школы с. Бошняково Углегорского муниципального района, утверждённого приказом МБОУ СОШ с. Бошняково №82- А от 01.04.2013г.

Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – чтению и письму, говорению и слушанию. Поэтому Рабочая программа по литературному чтению для базового уровня обучения и направлена на развитие личности ученика, создавая условия для максимально успешного формирования читательской компетенции младшего школьника, получения нового результата как совокупности предметных умений, универсальных учебных действий и личностных результатов.

Цель уроков литературного чтения – формирование читательской компетенции младшего школьника.

Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

  • формирование техники чтения и приёмов понимания и анализа текста – правильного типа читательской деятельности; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;

  • введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; воспитание личности со свободными независимым мышлением; формирование эстетического вкуса;

  • развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря), овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей;

  • приобщение детей к литературе как искусству слова, к пониманию того, что делает литературу художественной, – через введение элементов анализа текстов (в том числе средств выразительности) и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями.

Для достижения целей обучения и решения поставленных задач используется УМК «Школа 2100» по литературному чтению:

1. Бунеев Р.Н., Бунеева, Е. В. Маленькая дверь в большой мир: книга для чтения во 2 классе. – Части 1 и 2. – М.: Баласс, 2012., входящего в федеральный перечень и утвержденный приказом по школе.

2. Бунеев Р.Н., Бунеева, Е. В. Тетрадь по чтению к учебнику «Маленькая дверь в большой мир». 2 класс. – М.: Баласс, 2013.

Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.

В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель – это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать.

^ Линии, общие с курсом русского языка:

• овладение функциональной грамотностью;

• овладение техникой чтения, приемами понимание и анализа текстов;

•овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.

^ Линии, специфические для курса «Литературное чтение»:

• определение и объяснение своего эмоционально-оценочного отношения к прочитанному;

• приобщение к литературе как искусству слова;

• приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах, писателях.

Данная программа содержит все темы, включенные в федеральный компонент содержания образования. За основу взят традиционный тематический принцип группировки материала, однако в реализации этого принципа есть свои особенности. Все книги для чтения серии «Свободный ум» объединены внутренней логикой.

Во 2-м классе мир, который открывают для себя дети, расширяется. Читая произведения фольклора народов России и мира (сказки, былины, загадки, песенки, пословицы и поговорки) и авторские сказки, второклассники как бы выходят в «единое духовное пространство» и узнают, что мир велик и многообразен и в то же время един. Когда бы и где бы ни жили люди, в произведениях фольклора разных народов отчётливо видно, что в человеке всегда ценились трудолюбие и патриотизм, ум и доброта, храбрость и достоинство, сила чувств и верность, а неприятие вызывали леность, скупость, глупость, трусость, зло... Для этого в учебник специально включены, например, сказки разных народов, имеющие сходные названия, сюжет, главную мысль.

Такова внутренняя логика системы чтения.

Интерес к самому процессу чтения тесно связан сего мотивированностью. Как же сделать чтение мотивированным? Как реализовать принцип идейно-художественной значимости для ребёнка того, что он читает, то есть связать литературу с жизнью детей, с их вкусами, интересами, потребностями? В учебниках это достигается с помощью «сквозных» персонажей и построения системы уроков литературного чтения в форме эвристической беседы.

«Сквозные герои» учебника – второклассник Саша и сказочный человечек Афанасий. Афанасий – знаток и любитель книг, они с Сашей путешествуют в сказки; Саша задаёт Афанасию вопросы, и тот отвечает или помогает найти ответ, рассказывает, читает весёлые стихи, песенки и считалки, загадывает загадки. Таким образом, система уроков литературного чтения – это игра-путешествие.

В данной программе реализуется принцип идейно-художественной значимости для ребенка того, что он читает, т.е. связь литературы с жизнью детей, с их вкусами, интересами, потребностями. Это достигается с помощью «сквозных» персонажей и построения учебных книг, а значит, и система уроков чтения в форме эвристической беседы.

Настоящая программа предусматривает и организацию самостоятельного домашнего чтения детей, и уроки внеклассного чтения, главное отличие которых состоит в том, что на этих уроках дети работают не с хрестоматией, а с детской книгой. Так реализуется принцип целостного восприятия художественного произведения. Отбор произведений и темы этих уроков – индивидуальное дело учителя.

Программа по литературному чтению отражает основные направления работы и включает следующие разделы:

1) тематика чтения;

2) техника чтения;

3) формирование приемов понимание прочитанного;

4) элементы литературоведческого анализа текста;

5) практическое знакомство с литературоведческими понятиями.

На уроках литературного чтения ведущей является технология формирования типа правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения), обеспечивающая формирование читательской компетенции младших школьников.

Технология включает в себя три этапа работы с текстом.

^ I этап. Работа с текстом до чтения.

1. Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).

Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.

^ 2. Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.

II этап. Работа с текстом во время чтения.

1. Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе, или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся.

Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств – на выбор учителя).

Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.

^ 2. Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста (приёмы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и проч.).

Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.

^ 3. Беседа по содержанию в целом. Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов.

Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста, выразительное чтение.

^ III этап. Работа с текстом после чтения.

1. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.

^ 2. Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.

3. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.

^ 4. (Творческие) задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).

^ Проблемно-диалогическая технология даёт развернутый ответ на вопрос, как научить учеников ставить и решать проблемы. В соответствии с данной технологией на уроке введения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск её решения. Постановка проблемы - это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования. Поиск решения - этап формулирования нового знания. Постановку проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного учителем диалога. Эта технология, прежде всего, формирует регулятивные универсальные учебные действия, обеспечивая выращивание умения решать проблемы. Наряду с этим происходит формирование и других универсальных учебных действий: за счёт использования диалога - коммуникативных, за счёт развития умений извлекать информацию, делать логические выводы и т.п. - познавательных.

Технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов) направлена на развитие контрольно-оценочной самостоятельности учеников за счёт изменения традиционной системы оценивания. У учащихся развиваются умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать себя, находить и исправлять собственные ошибки; мотивация на успех. Избавление учеников от страха перед школьным контролем и оцениванием путём создания комфортной обстановки позволяет сберечь их психическое здоровье.

Данная технология направлена, прежде всего, на формирование регулятивных универсальных учебных действий, так как обеспечивает развитие умения определять, достигнут ли результат деятельности. Наряду с этим происходит формирование и коммуникативных универсальных учебных действий: за счёт обучения аргументированно отстаивать свою точку зрения, логически обосновывать свои выводы. Воспитание толерантного отношения к иным решениям приводит к личностному развитию ученика.

^ Формы организации работы на уроке: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная.

Организация учебного процесса: классно-урочная.

Описание места учебного предмета в учебном плане

Образовательная часть учебного плана определяет следующее количество часов по предмету «Литературное чтение» во 2 классе: ^ 4 часа в неделю, 136 часов в год.

Из них: 2 часа в неделю из Федерального компонента - 68 часов в год и 2 часа в неделю из компонента образовательного учреждения – 68 часов в год.

В рабочей программе на изучение предмета «Литературное чтение» отводится:

– 136 часов в учебный год (4 часов в неделю), что соответствует Примерной программе.

В том числе:

– на проведение проверочных работ – 6 ч;

– проверки техники чтения – 2 ч;

– итоговой проверки читательских умений – 2 ч;

- уроков внеклассного чтения – 6 ч;

– написание сочинений – 1 ч.

Промежуточная и итоговая аттестация учащихся осуществляется согласно Уставу образовательного учреждения и Положению об аттестации обучающихся начальной школы.

Рабочая программа включает все темы, предусмотренные Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования по литературному чтению и примерной программой учебного курса, поэтому в рабочую программу не внесено изменений.

^ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

2-й класс.

136 ч (4 часа в неделю)

Содержание предмета «Литературное чтение» отражает основные направления работы и включает следующие разделы:

1. Круг детского чтения.

2. Техника чтения.

3. Формирование приёмов понимания прочитанного при чтении и слушании, виды читательской деятельности.

4. Эмоциональное и эстетическое переживание прочитанного. Элементы анализа текста.

5. Литературоведческая пропедевтика.

6. Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений). Развитие устной и письменной речи.


Разделы

Содержание

^ 1.Тематическое чтение

Вводный урок (урок повторения: умение работать с книгой: различать тип книги, пользоваться выходными данными (автор, заглавие, подзаголовок и др.), оглавлением).

«Там, на неведомых дорожках...» (23 ч). Волшебные сказки, народные и литературные (П. Ершов, А. Пушкин, В. Одоевский, П. Бажов). Стихи о волшебстве, о сказочном мире. Герои волшебных

сказок. Особенности волшебных сказок («сказочные приметы»). Русские народные скороговорки.

^ Сказочные человечки (27 ч). Сказочные повести Т. Янссон, Дж. Р.Р. Толкина, А. Милна, А. Линдгрен, Дж. Родари, А. Толстого и их герои.

Сказочные богатыри (13 ч). Сказки и былины об Илье Муромце и других русских богатырях, богатырские сказки разных народов.

«Сказка мудростью богата...» (20 ч). Сказки разных народов о мудрых людях и глупцах, о трудолюбии и честности. Русские народные загадки. Загадки С. Маршака, Б. Заходера, А. Прокофьева.

«Сказка – ложь, да в ней намёк...» (21 ч). Сказки разных народов о животных. Аллегорический смысл сказок. Современная сказка-сценарий А. Курляндского «Ну, погоди!». Стихи Л. Квитко,

Ю. Мориц, Г. Сапгира, В. Левина о животных. Считалки.

«Самое обыкновенное чудо» (32 ч). Сказки А. де Сент-Экзюпери, Дж. Родари, В. Берестова, В. Хмельницкого, Б. Сергуненкова.


^ 2.Техника чтения

Переход к осознанному правильному чтению целыми словами. Формирование осознанного чтения про себя. Осознанное, правильное, выразительное чтение целыми словами с соблюдением соответствующей интонации, тона, темпа и громкости речи.

^ 3.Формирование приёмов понимания прочитанного

Развитие умения осмысливать заглавие произведения, его связь с содержанием произведения, главной мыслью. Обучение пониманию скрытого смысла заголовка, придумыванию вариантов заглавий,

выбору наиболее подходящего заглавия.

Обучение прогнозированию содержания текста на основе заглавия, иллюстрации и ключевых слов.

Развитие умения находить ключевые слова в тексте.

Обучение ответам на вопросы учителя к тексту произведения, нахождению в тексте предложений, которые подтверждали бы высказанную мысль. Обучение ответам на предварительные вопросы к тексту, поставленные учителем перед чтением.

Обучение самостоятельному формулированию вопросов к тексту по ходу чтения.

Развитие умений делить текст на части, самостоятельно озаглавливать части.

Развитие умения формулировать основную мысль текста (частей текста), соотносить основную мысль и заглавие текста.

^ 4.Элементы литературоведческого анализа, эстетическое переживание прочитанного

Эмоциональное переживание детьми прочитанных стихотворений (что почувствовали, о чём захотелось подумать).

Развитие умения находить в тексте слова, предложения для характеристики событий, места действия и т.д., материал для характеристики героя: чтение и анализ портрета героя, описания его жилища;

речь героя, как она помогает понять его характер, размышлять над поступками героя, над авторским отношением к нему.

Развитие внимания к авторскому слову в художественном тексте, размышления о том, почему автор выбрал из всего многообразия слов именно это слово, как автор рисует словами.

Выражение своего отношения к героям, событиям, языку произведения. Развитие умения аргументировать свою точку зрения.

Высказывание своего отношения к прочитанному.

^ 5.Практическое знакомство с литературоведческими понятиями

Устное народное творчество. Сказка, былина, загадка, песенка, скороговорка, пословица и поговорка как жанры устного народного творчества. «Сказочные приметы»: зачин, концовка, троекратные

повторы, постоянные эпитеты.

Литературная (авторская) сказка; повесть-сказка.

Стихотворение (мысли и чувства автора, настроение, интонация, особенности употребления слов).

Тема и основная мысль произведения.

Герои народных и литературных сказок. Поступки героев, их причины. Собственная оценка поступков героев. Характер героя; как писатель создаёт (рисует) характер героя: портрет героя, его речь (что и как говорит герой), поведение, мысли героя, отношение автора. Сказочные герои, придуманные авторами (хоббиты, муми-тролли и др.).

Язык народных сказок. Язык авторских сказок и стихотворений (какие картины нарисованы, какие слова использует автор).

^ 6.Развитие устной и письменной речи.

Обучение:

– подробному пересказу небольших произведений или отдельных эпизодов с соблюдением логики изложения;

– выборочному пересказу текстов в форме рассказа о сказочном герое;

– устному словесному рисованию с использованием слов, выражений из текста;

– составлению устных рассказов от имени одного из героев по заданному плану.

Развитие умения писать работы по итогам чтения – сочинения-миниатюры о сказочных героях.

Заучивание наизусть и чтение стихотворений и небольших отрывков прозы (3–7 предложений) с соблюдением интонации, тона, темпа и громкости речи, соответствующих содержанию текста.

Творческие работы: сочинение сказок, загадок, считалок; иллюстрирование, инсценирование.


^ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН




^ Название раздела

Всего часов

В том числе:

теорет.

провер.

работы

техника чтения

сочинения

внекл.

чтение

часы резерва




Вводный урок.

1

1
















1

«Там, на неведомых дорожках...»

23

20

1

1




1




2

Сказочные человечки

27

24

1




1

1




3

Сказочные богатыри

13

10

1

1




1




4

«Сказка мудростью богата...»

20

18

1







1




5

«Сказка – ложь, да в ней намёк...»

21

18

1

1




1




6

«Самое обыкновенное чудо»

31

22

1

1




1

6




Итого:

136

113

6

4

1

6

6
  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая учебная программа по предмету «литературное чтение» для 2 класса iconРабочая учебная программа по предмету «Литературное чтение» для обучающихся
Рабочая учебная программа маоу сош3 уиоп г. Усинска по предмету «Литературное чтение» для обучающихся начальных классов составлена...

Рабочая учебная программа по предмету «литературное чтение» для 2 класса iconРабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» для...
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» для 3 класса (далее Рабочая программа) разработана на основе авторской...

Рабочая учебная программа по предмету «литературное чтение» для 2 класса iconРабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» для...
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» для 2 класса (далее Рабочая программа) разработана на основе авторской...

Рабочая учебная программа по предмету «литературное чтение» для 2 класса iconРабочая программа по предмету «Литературное чтение»
Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» для 3 класса составлена на основании следующих документов

Рабочая учебная программа по предмету «литературное чтение» для 2 класса iconРабочая программа по предмету: «Литературное чтение»
Учебники: Климанова Л. Ф, Виноградской Л. А., Горецкого В. Г. «Литературное чтение». Учебник для 2 класса в 2-х частях. – М.: Просвещение,...

Рабочая учебная программа по предмету «литературное чтение» для 2 класса iconРабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» для...
«Литературное чтение» Л. Ф климановой, в г. Горецкого, М. В. Головановой Школа России. Концепция и программы для нач кл.: пособие...

Рабочая учебная программа по предмету «литературное чтение» для 2 класса iconРабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 3 «А»,...
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса составлена на основе авторской программы Ефросинина, Л. А. Литературное чтение:...

Рабочая учебная программа по предмету «литературное чтение» для 2 класса iconРабочая программа по учебному предмету Литературное чтение для 2 класса
Рабочая программа разработана на основе авторской программы Н. А. Чураковой «Литературное чтение» в соответствии с требованиями Федерального...

Рабочая учебная программа по предмету «литературное чтение» для 2 класса iconПояснительная записка рабочая программа по предмету «Литературное чтение» (1 класс)
Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» (1 класс) составлена на основе авторской программы по литературному чтению Л....

Рабочая учебная программа по предмету «литературное чтение» для 2 класса iconРабочая программа по предмету литературное чтение (умк «Школа 2100») 1 класса
Рабочая программа учебного предмета "Литературное чтение" разработана на основе учебно-методического комплекта "Школа-2100", а именно:...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница