Рабочая программа учебной дисциплины «детская литература»




Скачать 414.39 Kb.
НазваниеРабочая программа учебной дисциплины «детская литература»
страница1/4
Дата публикации09.02.2014
Размер414.39 Kb.
ТипРабочая программа
lit-yaz.ru > Право > Рабочая программа
  1   2   3   4
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Бузулукский гуманитарно-технологический институт

(филиал) федерального государственного бюджетного образовательного

учреждения высшего профессионального образования

«Оренбургский государственный университет»




Кафедра психологии и педагогики








Утверждаю

Декан факультета заочного обучения

И.М. Дребнева
(подпись, расшифровка подписи)

“____”______________20.… г

^

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА»




Направление подготовки

050100.62 Педагогическое образование
Профиль подготовки

Начальное образование
Квалификация выпускника бакалавр

Форма обучения

заочная


Бузулук 2011
^

Рецензент старший преподаватель кафедры гуманитарных и социальных дисциплин Сергеева С.И.



Рабочая программа дисциплины «Детская литература» /сост.

О.Н. Григорьева – Бузулук: БГТИ (филиал) ГОУ ОГУ, 2011. – 22 с.


Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины вариативной части профессионального цикла студентам заочной формы обучения по направлению подготовки 050100.62 Педагогическое образование в 10 семестре и очной формы обучения в 4 семестре.

Рабочая программа составлена с учетом Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 декабря 2009 г. № 788.



Составитель ____________________ О.Н. Григорьева

31.08.2011 г. (подпись)





 Григорьева О.Н., 2011




 БГТИ (филиал) ОГУ, 2011


Содержание


1

Цели и задачи освоения дисциплины…………………………………...

4

2

Место дисциплины в структуре ООП ВПО.......………………………..

4

3

Требования к результатам освоения содержания дисциплины.............

5

4

Содержание и структура дисциплины (модуля)....…………………….

7

4.1

Содержание разделов дисциплины..........................................................

7

4.2

Структура дисциплины.............................................................................

9

4.3

Лабораторные работы……………………………………………………

10

4.4

Практические занятия (семинары)....…………………………………...

Курсовой проект (курсовая работа)………………………………….

11

4.5

11

4.6

Самостоятельное изучение разделов дисциплины…………………….

11

5

Образовательные технологии...................................................................

11

5.1

Интерактивные образовательные технологии, используемые в аудиторных занятиях…………………………………………………………

12

6

Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации.................................................................................

12

7

Учебно-методическое обеспечение дисциплины (модуля)....................

18

7.1

Основная литература……………………………………………………..

18

7.2

Дополнительная литература……………………………………………..

19

7.3

Периодические издания.....……………………………………….……...

19

7.4

Интернет-ресурсы......................................................................................

19

7.5

Методические указания к лабораторным занятиям ...............................

Методические указания к практическим занятиям……………………

Программное обеспечение современных информационно- коммуникативных технологий……………………………………………….

Материально – техническое обеспечение дисциплины……………..

19

7.6

19

7.7

20


8


20




Лист согласования рабочей программы дисциплины…..……………..

21




Дополнения и изменения в рабочей программе дисциплины ………..

22




  1. ^ Цели и задачи дисциплины


Цель освоения дисциплины:

Формирование системы знаний, умений, навыков, связанных с особенностями развития детской литературы как художественной и педагогической составляющей культуры, как базы для развития универсальных компетенций и основы для развития профессиональных компетенций.

Задачи:

- изучение классической и современной детской литературы;

- актуализация межпредметных знаний, способствующих пониманию особенностей развития детской литературы;

- формирование системы знаний и умений, необходимых для понимания закономерностей исторического развития детской литературы, а также необходимых для рассмотрения эволюции жанровых форм;

- формирование системы знаний и умений, связанных с отбором книг для школьного и домашнего чтения;

- обеспечение условий для активизации познавательной деятельности студентов и формирования у них опыта критической оценки творчества писателей;

- стимулирование самостоятельной деятельности по освоению содержания дисциплины и формированию необходимых компетенций специфических для области их профессиональной деятельности.
2 Место дисциплины в структуре ООП ВПО
Дисциплина «Детская литература» относится к вариативной части учебного цикла - Б.3.2.6. Профессиональный цикл основной образовательной программы высшего профессионального образования по направлению «Педагогическое образование» (бакалавриат).

Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:

История,

Философия,

Социология,

Политология,

Психология,

Культура речи.

Дисциплина «Детская литература» будет выступать опорой для таких дисциплин, как:

История литература,

Теория литературы и практика читательской деятельности,

Методика преподавания литературы,

Учебная практика,

Педагогическая практика.
^ 3 Требования к результатам освоения содержания дисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО и ООП ВПО по данному направлению подготовки:

а) общекультурных (ОК):

- владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);

- способность анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2);

- способность понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководства в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК-3);

- способность логически верно составлять устную и письменную речь (ОК- 6);

- готовность к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям (ОК-14);

- способность использования навыков публичной речи, ведения дискуссии и полемики (ОК-16);

б) общепрофессиональных (ОПК):

- осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1);

- способность использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОПК-2);

- владение основами речевой профессиональной культуры (ОПК-3);

в) профессиональных (ПК):

- готовность применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения (ПК-2);

- готовность включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса (ПК-5);

- готовность к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности (ПК-7);

- способность к использованию отечественного и зарубежного опыта организации культурно-просветительской деятельности (ПК-10).
В результате освоения содержания дисциплины студент должен:
Знать:

литературу как вполне самостоятельное историческое явление, отражающее общие тенденции развития культуры; монографическое творчество выдающихся писателей; основные этапы исторического процесса формирования литературы; произведения выдающихся писателей; наизусть корпус стихотворных и отдельных прозаических текстов, обязательных при работе с детьми; функции детской литературы как искусства слова, систему жанров литературы для детей, тенденции развития современной детской литературы, творчество выдающихся русских и зарубежных детских писателей.

Уметь:

осуществлять поиск и отбирать информацию, необходимую для решения конкретной задачи; подбирать задачи для реализации поставленной учебной цели; самостоятельно, исходя их имеющихся теоретико-литературных знаний, анализировать произведения детской литературы разных видов и жанров; просматривать книги, определять, для какого возраста они предназначены, каково их примерное содержание, образовательно-воспитательное и эстетическое значение; выразительно читать произведения (в том числе и незнакомые) после непродолжительной предварительной подготовки, следить за своей речью; подбирать материал по теме, составлять рекомендательный список книг, воспользовавшись общепринятыми средствами библиотечно-библиографической помощи; включаться в совместную деятельность с коллегами, работая командой; проектировать отдельные фрагменты предметного содержания, при необходимости используя литературные тексты; интерпретировать информацию, представленную в виде схем, диаграмм, графиков, таблиц с учетом предметной области; представлять информацию, соответствующую области будущей профессиональной деятельности в виде схем, диаграмм, графиков, таблиц; отбирать информационные ресурсы для сопровождения учебного процесса.
Владеть:

навыками аналитического подхода к художественному тексту, имеющему своим адресатом ребенка или подростка; ключевыми литературно-критическими письменными жанрами: аннотацией, рецензией, обзором; литературными жанрами: литературной сказкой (стилизацией, пародией и др.), загадкой, рассказом; профессиональными основами речевой коммуникации с использованием литературной терминологии.

^ Приобрести опыт деятельности:

анализа произведений детской литературы и художественных текстов разного периода, разных жанров и видов.
4 Содержание и структура дисциплины

4.1 Содержание разделов дисциплины

№ раздела

Наименование раздела

Содержание раздела

Форма текущего контроля

1

2

3

4

1

Введение. Функции детской литературы как искусства слова.

Детская литература как учебная дисциплина. Предмет и задачи

детской литературы, ее специфика. Понятия «детская литература» и «детское чтение».

ДЗ

2

Мифы в детском чтении

Миф языческий (славянский), античный. Миф христианский. Цели пересказа. Библия для детей в пересказе протоиерея А. Соколова. “Легенды о Христе” Сельмы Лагерлёф. Два типа подходов. Символ и миф. Миф и метафора, аллегория. Миф и фразеологизм. Миф и литературный сюжет.

К

3

Фольклорные произведения в детском чтении

От малых фольклорных жанров к жанрам литературным. Деятельность В.И. Даля. Малые фольклорные жанры в педагогическом творчестве К.Д. Ушинского и Л.Н. Толстого. Малые фольклорные жанры в произведениях для детей. Детский фольклор.

Э

4

Развитие русской детской литературы XV - XVIII в.

Становление и развитие детской литературы в России 15-18 веков. Педагогическая и издательская деятельность Н.И. Новикова. «Письмовик» Н. Курганова и сказки Екатерины II.

РГЗ

5

Развитие русской детской литературы первой половины XIX века

Краткая характеристика русской детской литература 1 пол. 19 в. Проза , поэзия, периодика.Творчество А. Погорельского и В. Одоевского для детей. Сказки А.С. Пушкина в чтении детей.

К

6

Развитие русской детской литературы второй половины XIX века

Тема детства в творчестве писателей демократического направления (А. Куприн, В. Короленко, Л. Андреев и др.). Сказки и рассказы Горького в круге детского чтения. Основные тенденции развития детской литературы рубежа веков.

Т

7

Зарубежная детская литература

Переводная детская литература 17-18 вв. Творчество Ш. Перро, Г.Х. Андерсена, бр. Гримм. Литература 19- начала 20 вв. для детей и в круге чтения младших школьников. Творчество Р. Киплинга, Л. Стивенсона, М. Твена и др. Литература «нонсена». Творчество Э. Лира и Л. Кэрролла Литературная сказка 20-40-х гг.: Х. Лофтинг, А. Милн, Д. Барри и др. Формирование и развитие литературы «fantаsy».Произведения К. Льюиса, Э. Толкиена , Дж.К.Роулинг

Р

8

Детская поэзия, приключенческий жанр детской литературы, учебно-познавательная детская литература

“Сюжетная” поэзия: задачи, функция сюжета, особенности формирования художественного содержания. С. Маршак, А. Барто, С. Михалков, В. Берестов и др. в разработке детских стихотворных жанров. Деталь. Особенности ритмики. Поэтическая классика в круге детского и юношеского чтения. Слово и произведение. Слово и текст. Способы концентрирования художественного содержания в поэзии. Первые журналы для детей. Периодика для детей на рубеже XIX–XX веков. Эволюция детских систематических изданий в советское время. “Идеальное” периодическое издание для детей. Требования к печатной продукции для детей. Основные итоги курса. Перспективные направления научного исследования истории детской литературы.


ДЗ

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа учебной дисциплины «детская литература» iconЛитература область применения программы рабочая программа учебной дисциплины «Литература»
Рабочая программа учебной дисциплины «Литература» является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в...

Рабочая программа учебной дисциплины «детская литература» iconРабочая программа учебной дисциплины литература 2011 г рабочая программа...
«Литература» для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования. Авторы:...

Рабочая программа учебной дисциплины «детская литература» iconПрограмма дисциплины дпп. Ф. 14 Детская литература Пояснительная...
Ошения дидактического и художественного в детской литературе. Основные этапы развития. Эволюция жанровых форм и стиля. Творчество...

Рабочая программа учебной дисциплины «детская литература» iconРабочая программа учебной дисциплины «Литература»
Рабочая программа предназначена для преподавания общеобразовательной дисциплины студентам очной формы обучения специальности 120714...

Рабочая программа учебной дисциплины «детская литература» iconРабочая программа учебной дисциплины литература Верховажье
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов (далее – фгос) по профессиям...

Рабочая программа учебной дисциплины «детская литература» iconУчебной дисциплины Литература для профессий начального профессионального образования
Рабочая программа учебной дисциплины «Литература» предназначена для изучения литературы в учреждениях начального образования, реализующих...

Рабочая программа учебной дисциплины «детская литература» iconРабочая программа учебной дисциплины «Химия»
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – фгос)...

Рабочая программа учебной дисциплины «детская литература» iconРабочая программа учебной дисциплины химия
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – фгос)...

Рабочая программа учебной дисциплины «детская литература» iconРабочая программа учебной дисциплины (модуля)
Профили подготовки (бакалавриат): «русский язык и литература», «история и литература»

Рабочая программа учебной дисциплины «детская литература» iconРабочая программа учебной дисциплины (модуля)
Профили подготовки (бакалавриат): «история и литература» и «русский язык и литература»



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница