Основные тенденции развития лирических жанров карачаевской поэзии ХХ века и новейшего времени




Скачать 270.65 Kb.
НазваниеОсновные тенденции развития лирических жанров карачаевской поэзии ХХ века и новейшего времени
страница1/2
Дата публикации13.06.2013
Размер270.65 Kb.
ТипАвтореферат
lit-yaz.ru > Право > Автореферат
  1   2



На правах рукописи

 

 

ШАМАНОВА Фатима Дадашевна

ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЛИРИЧЕСКИХ ЖАНРОВ КАРАЧАЕВСКОЙ ПОЭЗИИ ХХ ВЕКА И НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ

10.01.02 – Литература народов Российской Федерации

(кабардино-балкарская и карачаево-черкесская литература)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата филологических наук

Нальчик 2009

Работа выполнена на кафедре литературы Карачаево-Черкесского государственного университета им. У.Д. Алиева


^ Научный руководитель:

доктор филологических наук, профессор

Бекизова Лейла Абубекировна


Официальные оппоненты:


доктор филологических наук

^ Фидарова Рима Японовна
кандидат филологических наук

Атабиева Асият Даутовна


Ведущая организация:


Адыгейский государственный университет


Защита состоится 02 июля 2009 года в 10.00 часов на заседании диссертационного совета ДМ 212.076.04 в Кабардино-Балкарском государственном университете им. Х.М. Бербекова (360004, КБР, г. Нальчик, ул. Чернышевского, 173).

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х.М. Бербекова.


Автореферат разослан « » июня 2009 г.


Ученый секретарь

диссертационного совета А.Р. Борова

^ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. На рубеже ХХ - ХХI веков в истории национальных литератур Российской Федерации и постсоветского пространства усилился интерес к поиску первоначал. Оставаясь в зоне приоритетного внимания художественного творчества, проблемы национальной идентичности и интеграции современного общества в мультикультурное пространство, инициировали соответствующие направления художественного поиска, способствовали утверждению новых тенденций в осмыслении реальности. Такая ситуация в свою очередь актуализировала проблему научного исследования сути, природы и характера этих закономерностей и тенденций в развитии национального словесного искусства.

Проблемы национальной духовной культуры на современном этапе развития гуманитарных наук изучаются в значительно обогащенном, откорректированном, в результате значимых достижений в области смежных наук, этногенетическом и историко-культурном контексте. Считая литературу неотрывной частью культуры, М.М. Бахтин писал об упрочении связи между литературоведением и историей культуры, ибо считал, что «нельзя понять литературу вне целостного контекста всей культуры данной эпохи».

Новое осмысление проблем историко-культурного развития карачаево-балкарского народа, а также его современного состояния как итога и синтеза длительной культурной эволюции осуществляется также в условиях формирования обновленной концепции во взгляде на динамику национальной словесности и переоценки сущности преемственной связи художественной традиции.

В этом смысле избрание объектом специального исследования темы «Основные тенденции развития лирических жанров карачаевской поэзии XX века и новейшего времени» оправдано тем, что лирический жанр, как известно, обладая в большей степени субъективным началом, как никакой другой жанр, отражает суть эпохи, реакции (порой неосознанной) творческой индивидуальности на явления общественной жизни и изменения в самых деликатных, трудно поддающихся рассудочному анализу областях человеческого сознания. Лирика, как особый род литературы, наиболее полно аккумулирует в себе опыт художественной традиции, так как она выражает эстетическое отношение к вечным ценностям – категориям цели, смысла жизни, нравственного идеала.

Исследование основных тенденций эволюции национальной литературы не представляется возможным без анализа творчества в наибольшей степени самобытных мастеров, обеспечивающих движение вперед. Произведения представителей творческой мысли внесших наиболее существенный вклад в национальное художественное мышление, являются катализатором духовного обновления на каждом этапе культурного развития общества. Задача выявления значимых имен, определения должной оценки их вклада в культуру, выяснения роли в формировании устойчивых тенденций определила подходы к решению проблем настоящего исследования.

Современное поколение мастеров карачаевского художественного слова, прежде всего поэты-лирики, черпают из обновленной, восстановленной традиции, и это наделяет творческое сознание способностью включиться в процесс созидания, вернее, воссоздания (после длительного периода выхолащивания индивидуальности) духа современника, поиска и утверждения ценностных опор для него. Для этого созерцательности недостаточно, требуется активная работа – анализ, синтез, отбор, мощное интеллектуальное напряжение, так как идет интеллектуальное осмысление наследия, традиции. В свою очередь, и сегодня создается традиция, предание для новых поколений.

Лирическая поэзия карачаевцев является наследницей богатейшей художественной традиции. Последние десятилетия развития этого жанра дали объемный, значимый материал – свидетельство процесса глубокого самопознания и миропознания, протекающего в новейшей карачаевской литературе. Синтезируя художественные традиции национального многожанрового фольклора, нартского эпоса, богатейшей общетюркской, арабо-мусульманской и европейской (через русскую) культуры, этот жанр предстал как феномен – исследовательский интерес к нему растет.

^ Актуальность настоящей работы заключается в необходимости исследования основных тенденций в развитии лирики этого периода, инициированных и утвержденных творчеством новой плеяды карачаевских поэтов-лириков (М. Батчаев, А. Турклиев. Н.Хубиев, Д. Мамчуева, Б.Лайпанов, Ю. Созаруков, Ф. Байрамукова, Ш. Богатырева). В их творчестве налицо переосмысление основополагающих принципов эстетического восприятия мира, преодоление стереотипного отношения к действительности, проблеме судьбы народа и отдельной личности. В этой поэзии наиболее ощутима «напряженность идеи национально-культурной идентичности» (Ф. Урусбиева), тенденция к воссозданию национального духа, полноценного самосознания, к самоопределению лирического героя в большом мире и интеграции его в мультикультурное пространство. Убедительность и прочность творческой позиции авторов обеспечена опытом личного и творческого контакта с большим миром. Художественный поиск поэты-новаторы ведут уже с опорой на значительно восполненную национальную (Б. Лайпанов, Д. Мамчуева), а также европейскую (русскую) культурную традиции (билингвизм творчества Ю. Созарукова, русскоязычное творчество Ш. Богатыревой). Такой рост в глубь себя в сочетании с разомкнутостью лирического героя вовне актуализирует проблему взаимоотношений двух миров. Творческий поиск, острый, сложный, драматичный, сопряженный с поиском идентичности, одновременно способов самоутверждения в большом мире – это один из плодотворных путей движения карачаевской лирики.

В благоприятных, вместе с тем сложных условиях свободы самовыражения, современные карачаевские поэты-лирики мобилизуют творческий потенциал для собственных ответов на вызовы времени. Их эстетическая позиция, воплощенная в благодатном материале творчества последних десятилетий, дает основание для значимых выводов о эволюции карачаевской лирической поэзии и главных направлениях ее движения на современном этапе.

Стремление глубже и всесторонне осмыслить содержательное, жанровое и поэтическое своеобразие современной карачаевской лирики, определить характер творческих идей и замыслов с точки зрения их эстетической ценности и как итог обозначить целостную картину состояния карачаевской лирической поэзии на современном этапе определяют актуальность настоящего исследования.

^ Целью работы является исследование сути и характера основных тенденций развития карачаевской лирической поэзии последних десятилетий ХХ и начала ХХI веков, в связи с чем ставятся следующие задачи:

- обозначить основные тенденции в развитии лирических жанров с опорой на художественные искания наиболее ярких представителей жанра;

- определить уровень и качество осуществления преемственности на современном этапе в соотношении традиции и новаций в развитии лирики;

- исследовать мировоззренческие и художественные новации современной карачаевской лирической поэзии;

- представить целостную картину состояния современной карачаевской лирики как составной части литературного процесса.

^ Научная новизна работы заключается в историко-литературоведческом анализе материала новейшей карачаевской лирической поэзии в контексте ее длительной эволюции, значимых культурных вех, определивших ее ценностные опоры и тенденции современного этапа развития.

Современная карачаевская лирика конца XX-начала XXI вв. в избранном ракурсе и практическом объеме исследуется впервые. В частности, отмечаются следующие этапы работы:

- представлена картина эволюции лирических жанров карачаево-балкарской поэзии с ее доминирующими тенденциями на каждом культурно значимом этапе развития;

- впервые обозначены и исследованы основные тенденции и закономерности в развитии карачаевской лирической поэзии последних десятилетий ХХ и начала ХХI веков во взаимосвязи их с обогащенной культурной традицией;

- вводится в научный оборот новый и значимый материал карачаевской поэзии последних десятилетий, аккумулировавший в себе традиционный эстетический опыт национального художественного мышления, а также являющийся творческой реакцией современных мастеров лирической поэзии (Ш. Богатырева, Б. Лайпанов, Д. Мамчуева, Ю. Созаруков, и др.) на вызовы времени;

- исследованы специфика и качество жанровых и поэтических новаций в современной карачаевской лирике.

^ Предметом исследования является эволюционный процесс в современной карачаевской поэзии и его осуществление в творчестве талантливых поэтов-лириков, а также воздействие различных факторов на динамику и тенденции мировоззренческого и поэтического обновления.

^ Объектом исследования выступают новейшие сборники лирической поэзии Б. Лайпанова, Д. Мамчуевой, Ю.Созарукова, Ф.Байрамуковой, Ш. Богатыревой и др.

Степень научной разработанности темы. В разработку проблем развития карачаевской литературы, в частности поэзии, существенный вклад внесли карачаево-балкарские и северокавказские ученые. Значимость традиции в формировании художественной культуры на разных этапах историко-культурного развития народа определяется в трудах таких фольклористов, как: Караевой А.И., Ортабаевой Р.А-К, Малкондуева Х.Х., Холаева А.З., Хубиева М.А., Урусбиевой Ф.А., Хаджиевой Т.М.

В литературоведческих исследованиях Биттировой Т.Ш., Караевой А.И., Караевой З.Б., Кучуковой З.А., Мусукаевой А.Х., Толгурова З.Х., Тетуева Б.И., Чанкаевой Т.А., Эфендиевой Т.Е., и молодых ученых С.С.Джанибековой, З.С-М. Биджиевой возвращены ценные факты, имена создателей национальной литературной традиции, факт упоминания которых в недавнем прошлом вызывал неприятие, ибо концепция двух миров и двух культур исключала возможность восприятия национальной литературы как целостного феномена со спадами, подъемами, с различным отношением к действительности, событиям истории, поворотам в судьбах поколений. Изучение этого научного аппарата позволило выбрать оптимальный ракурс для исследования проблемы развития отдельного жанра карачаевской литературы в его основных тенденциях, а также определить основные теоретико-методологические принципы реализации поставленных задач.

^ Теоретической и методологической основой диссертации послужили труды вышеназванных национальных исследователей; классические труды М.М. Бахтина, А.С. Бушмина, В.В. Виноградова, Л.Я. Гинзбург, В.М. Жирмунского, Л.И. Тимофеева, Ю.М. Лотмана; исследования современных литературоведов Л.А. Бекизовой, Х.И. Бакова, У.Б. Далгат, Н.С. Надьярных, К.К. Султанова, Н.Х. Суюновой, Ю.М. Тхагазитова и др.

Используется метод герменевтического анализа, а также структурно-аналитический и системный методы, выявляющие механизм функционирования традиций в современной лирике и ценностный подход к накопленному литературой на протяжении веков художественному материалу.

^ Практическая значимость диссертации заключается в том, что ее выводы могут стать основанием для дальнейшего углубленного изучения проблем развития карачаевской словесной культуры, могут быть использованы при составлении программ, курсов лекций, спецкурсов, учебников и учебных пособий по карачаево-балкарской литературе, при изучении культуры тюркских народов Российской Федерации, СНГ.

^ Апробация результатов исследования. Основные положения, научные результаты диссертации отражены в 7 публикациях диссертанта. По теме исследования автором прочитаны доклады на всероссийских и региональных научных конференциях (Карачаевск, Майкоп).

Диссертация обсуждена на расширенном заседании кафедры литературы Карачаево-Черкесского государственного университета им. У.Д. Алиева (февраль 2009 г.), а также на заседании научного семинара «Актуальные проблемы литератур народов Российской Федерации» Кабардино-Балкарского государственного университета (апрель 2009 г.) и рекомендована к защите.

Структура диссертации подчинена главным принципам исследования, содержанию работы и состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии.
^ ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во Введении обосновывается актуальность избранной темы, обозначаются степень изученности, новизна, цель, задачи, структура диссертации, основные проблемы, разрабатываемые в исследовании.

С позиций ценностного подхода в главах диссертации предпринята попытка выявить закономерности движения карачаевской лирической поэзии от ее генетических истоков, через содержательно-жанровое обновление в ХХ веке, к смене ценностных ориентиров и формированию устойчивых новаторских тенденций в новейший период развития.

^ В первой главе «Генетические основы художественной традиции карачаевской лирической поэзии» обозначены наиболее значимые культурные этапы, общие для карачаевцев и балкарцев, отразившиеся в характере и масштабах духовной эволюции народа: собственно тюркский (доисламский), период арабо-восточного влияния (исламизации), советский период (европейское влияние, через русскую культуру) и современность (новое качество преемственных и межкультурных связей).

Карачаевская поэзия – наиболее развитый и емкий жанр, накопивший богатые художественные традиции – мировоззренческие и поэтические. На всей протяженности своей длительной эволюции карачаевская словесность сохраняла связь с исконной почвой – мифологическим наследием, многожанровым устно-поэтическим творчеством. В то же время, являясь неотъемлемой частью общетюркской духовной культуры, она впитала традиции арабо-восточной, а с ХХ века и европейской (через русскую) художественной культуры. Наибольшую наглядность эти процессы обрели в истории развития лирических жанров.

В главе отмечается важность трудов карачаево-балкарских ученых-гуманитариев ХХ века и современного периода для разработки проблем национального литературоведения, в частности лирической поэзии Т.Ш. Биттировой, Р.А-К. Ортабаевой, А.И. Караевой, З.Б. Караевой, Н.М. Кагиевой, З.А. Кучуковой, Х.Х. Малкондуева, З.Х. Толгурова, Б.И. Тетуева, К-М.Н. Тоторкулова, Ф.А. Урусбиевой, Т.А. Чанкаевой, Т.Е. Эфендиевой и других. Опора на результаты их научных изысканий позволила в настоящем исследовании доказательно скорректировать, то есть расширить, поле традиционного влияния ____на развитие современной национальной лирики. При этом подчеркивается, что остается бесспорным традиционное видение истоков карачаевской лирической поэзии в мифологическом, многожанровом устно-поэтическом искусстве, песенном фольклоре – обрядовом и необрядовом искусстве (песни-плачи (кюу), историко-героические, любовные песни (ийнары), а также богатейшем пласте народной афористической поэзии, паремиологических жанров фольклора (стихотворные присказки, меткие изречения, философические сентенции, как основа пословиц, поговорок). Выработанное коллективным художественным сознанием отношение к действительности, воплощенное в этом наследии, составляет содержание концептуальных нравственных представлений народа. Ментальные основы, традиционные этнокультурные реалии, национальная символика – базовые составляющие этой традиции.

Подчеркивается и непреходящая значимость для формирования и развития традиций лирического воплощения идеала нартского эпоса – традиционной формы национальной художественности на всех этапах эволюции художественно-эстетического сознания карачаевцев и балкарцев. Персонажи, образы, мотивы, сюжеты этого богатейшего эпического наследия на различном уровне (идейном, сюжетном, жанрово-стилевом) оказывают плодотворное воздействие на развитие лирических жанров карачаево-балкарской поэзии.

В главе делается специальный акцент на роли еще одного очень важного жанрообразующего составляющего в истории карачаевской лирики – авторской поэзии – важнейшего и значимого пласта в развитии национальной культуры в целом и лирической поэзии в частности. Несмотря на длительную историю в своем развитии в один из самых драматичных периодов в истории карачаево-балкарского народа (ХIХ – нач. ХХ вв), значительный пласт этого наследия как художественный феномен вплоть до самого последнего времени оставался неисследованным. Подобная ситуация, в силу известных обстоятельств, имела место во всех национальных культурах. С опорой на осуществленные исследования (в том числе и по атрибуции этого наследия) Т.Ш. Биттировой, З.Б. Караевой, З.Х. Толгурова, Б.И. Тетуева, К-М. Н. Тоторкулова в диссертации творчество выдающихся создателей карачаево-балкарской авторской поэзии (А. Дудов, Д. Шаваев, К. Мечиев, И. Семенов, К. Семенов, К. Кочкаров, А. Джанибеков) рассматривается как сокровищница, из которой черпают современные карачаевские поэты-лирики. Активное использование этого богатого ресурса – значимая тенденция в движении современной карачаевской лирики. Анализ ментальных, мировоззренческих, ценностных основ творчества поэтов, их жанрово-стилевых и поэтических особенностей раскрывает силу плодотворности и актуальности этого наследия для современной карачаевской лирики. Ее наиболее талантливые представители (творчество некоторых из них вводится в научный оборот) активно используют потенциал этого наследия, ибо в нем воплощены важнейшие для современности религиозные воззрения, которые в недавнем прошлом были отвергнуты, хотя и составляли суть национального самосознания народа.

На основе результатов новых научных исследований корректируется стереотипный взгляд на генезис, закономерности движения таких наиболее популярных жанров карачаево-балкарского лирического искусства, как философская (медитативная), любовная поэзия. Безусловно, удельный вес фольклорно-эпического влияния здесь велик, однако очевидно и то, что развитие этих жанров осуществлялось при активном влиянии таких популярных жанров карачаево-балкарской религиозно-дидактической поэзии, как ийман-ислам, зикир. Народная поэзия, имея строго функциональное назначение, сыграла огромную роль в формировании национального самосознания карачаевцев и балкарцев, неотъемлемой частью которого становился ислам как новая вера в ХIХ веке (опыт «Ийман-ислам» А.Дудова). Эта поэзия была «азбукой и философией новой веры» (Б.Тетуев), что обусловило необходимость создания авторских модификаций в жанрах ийман-ислам и зикир.

В монографии Б.И. Тетуева, квалификационной работе К-М. Н. Тоторкулова содержится обстоятельный анализ процесса обретения этими формами религиозной дидактики очертаний художественной образности, литературного жанра с ярко выраженным индивидуальным авторским началом (превращение в жанры медитативной лирики, например, в мунажат). Появление думающего лирического героя в философской поэзии, формирующего собственную позицию, воплощающего художественное осмысление меняющегося человеческого сознания, воспитания духа происходит именно на этой основе. Эта функция лирики обрела чрезвычайную актуальность в новейшей карачаевской лирике.

Широкое бытование в этот же период агиографической поэзии (повествований о пророках) стало прочной основой для развития философской лирики, в основе которой – концепция человека, формирование идеала личности в национальной культуре (поэмы К. Мечиева «Предание об Ибрагиме», Д. Шаваева «Пророк Исса», «Пророк Мусса» и др.). Это наследие сыграло огромную роль в преодолении раздробленности сознания народа, объединении общества, что является актуальным в новейшее время.

Любовная поэзия также наряду с жанрами народной любовной лирики несет в себе печать мощного традиционного влияния арабо-восточной классики. Непревзойденным по масштабам и художественно-культурной значимости представляется наследие К. Мечиева («Бузджигит»), Д.Шаваева («Меджнун и Лейла», «Тахир и Зухра»). Известные архетипические фабулы восточных поэм о любви и сегодня являются щедрым источником нового смысла, нового воззрения на извечные проблемы. В заключении главы содержатся выводы о значимости и плодотворности художественного потенциала наследия для современной карачаевской лирической поэзии, об укреплении тенденции максимального использования этого ресурса.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Основные тенденции развития лирических жанров карачаевской поэзии ХХ века и новейшего времени iconМетодическая разработка предмет: «Основы философии» тема: «Учебно-методическое...
Учебно-методические карты уроков по разделу: «Основные идеи мировой философии от древнейших времён до новейшего времени». 5

Основные тенденции развития лирических жанров карачаевской поэзии ХХ века и новейшего времени iconЖанровая система современной мордовской поэзии: основные тенденции развития, поэтика
Работа выполнена на кафедре литературы и методики обучения литературе Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения...

Основные тенденции развития лирических жанров карачаевской поэзии ХХ века и новейшего времени iconТематическое планирование по литературе 11 класс
Россия рубежа веков. Историко-культурная ситуация. Общие тенденции развития литературы 1 пол. 20 века. Литература начала 20 века

Основные тенденции развития лирических жанров карачаевской поэзии ХХ века и новейшего времени iconНазначения поэта и поэзии в его лирике
Своеобразие историко-литературной ситуации первой половины XIX века. Основные этапы развития литературы данного периода

Основные тенденции развития лирических жанров карачаевской поэзии ХХ века и новейшего времени iconПоэтика лирической ситуации счастливой любви в песнях а. П. Сумарокова
Действительно, репертуар лирических ситуаций и мотивов, подробно разработанный Сумароковым с учетом традиции предшествующей отечественной...

Основные тенденции развития лирических жанров карачаевской поэзии ХХ века и новейшего времени iconВопросы по итогам освоения дисциплины
Основные направления развития литературы 80-90-х годов 19 века. Темы, идеи и формы народнической беллетристики, ее связь с народническим...

Основные тенденции развития лирических жанров карачаевской поэзии ХХ века и новейшего времени iconКурса «Светская культура России XVIII xix веков» в системе педагогического...
России XVIII века», «История изобразительного искусства», «Вспомогательные исторические дисциплины». Освоение данной дисциплины является...

Основные тенденции развития лирических жанров карачаевской поэзии ХХ века и новейшего времени iconУчебно-методический комплекс дисциплины «история»
Тенденции и противоречия развития российского общества во второй половине 19 века 11

Основные тенденции развития лирических жанров карачаевской поэзии ХХ века и новейшего времени icon1. основные тенденции развития системы языкового образования в России и в мире
Со не соответствует требованиям нынешнего этапа общественного развития( изменения в соц-эк сферах). возрос интерес к человеку гуманизация...

Основные тенденции развития лирических жанров карачаевской поэзии ХХ века и новейшего времени iconПрограмма развития Нижнеказанищенской средней общеобразовательной школы
М. Асельдерова на 2007 201 о годы представляет собой долгосрочный нормативно-управленческий документ. Он характеризует имеющиеся...



Образовательный материал



Заказать интернет-магазин под ключ!

При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница