Цель: создание условий для развития гражданско-патриотических качеств личности младшего школьника




Скачать 117.04 Kb.
НазваниеЦель: создание условий для развития гражданско-патриотических качеств личности младшего школьника
Дата публикации25.04.2014
Размер117.04 Kb.
ТипДокументы
lit-yaz.ru > Право > Документы
Мой дом – Россия

Цель: создание условий для развития гражданско-патриотических качеств личности младшего школьника.

Задачи:

  • познакомить с государственным устройством страны;

  • формировать правовую культуру, правосознание обучающихся, их уважение к Конституции - Основному Закону;

  • развивать у школьников чувство гордости за Россию как многонациональную страну;

  • способствовать формированию активной жизненной позиции школьников, их гражданскому самоопределению, стремлению к самореализации в России.


Ход мероприятия

  1. ^ Организационный момент.

Живёт на земле человек. Он маленький, Земля огромная. Человек любит свою землю, потому что не может прожить без шелеста луговых трав, без звонкой песни ручья, без звёздного ночного неба. У нас над головой общая крыша – голубое небо, под ногами – общий пол – земная поверхность, у нас на всех одна лампа и печка – ласковое солнышко. Но мы, земляне, живём в разных частях этой голубой планеты. Я покручу глобус. Как вы думаете, какой « дом» я сейчас начну искать? (страну Россию)

Учитель: Родина, Россия - это наш общий дом. Дом, который имеет своё прошлое, настоящее и будущее. Дом, который имеет свои ценности и традиции. Дом, который имеет свои символы. (Гимн, флаг, герб) Дом, который имеет свои правила, порядки и законы.

Дом, который прекрасен во все времена года.
(звучит фонограмма к песни "Как упоительны в России вечера")

^ Учащиеся читают стихи о родине



Россия, Россия, Россия
Нет края на свете красивей,

Нет Родины в мире светлей!

Россия, Россия, Россия, -

Что может быть сердцу милей?
Кто был тебе равен по силе?

Терпел пораженья любой!

Россия, Россия, Россия, -

Мы в горе и счастье - с тобой!
Россия! Как синюю птицу,

Тебя бережём мы и чтим,

А если нарушат границу,

Мы грудью тебя защитим!
И если бы нас вдруг спросили:

"А чем дорога вам страна?"

- Да тем, что для всех нас Россия,

Как мама родная, - одна!

(В. Гудимов)

… Люблю тебя моя Россия.

За ясный свет твоих очей.

За ум, за подвиги святые,

За голос звонкий, как ручей.

Люблю твои луга и нивы,

Прозрачный звон твоих равнин,

К воде склонившиеся ивы,

Верха пылающих рябин.

Люблю тебя с твоей тайгою,

С воспетым трижды камышом.

С великой Волгою – рекою,

С могучим быстрым Иртышом.

Люблю, глубоко понимаю

Степи задумчивую грусть.

Люблю всё то, что называю

Одним широким словом «Русь».



^ Сообщение учащегося

Россия самая большая по площади страна в мире (СЛАЙД – карта)

В настоящее время Россия занимает часть восточной Европы и северную часть Азии. Это самое большое государство в мире по площади - 17075400 кв.км. Протяжённость сухопутных границ - 20322 км, морских - около 38000 км. (СЛАЙД)

Столицей Российской Федерации является город Москва.

Сколько же человек проживает в нашей огромной стране? По данным последней переписи населения, проведенной в 2010 году, население России составляет более 142 миллионов человек .

Россия – единое многонациональное государство, в котором проживает более ста восьмидесяти национальностей, народностей и этнических групп. Всех людей, населяющих нашу страну, называют россиянами.

Народы России составляет единую дружную семью. В состав России входят 89 субъектов: 21 республика, 6 краёв, 10 автономных округов, одна автономная область, 49 областей, города федерального значения – Москва и Санкт-Петербург. Все они объединены в одно большое государство – Россию или Российскую Федерацию.
Учитель: Каждый народ имеет свой язык, свои обычаи и свою культуру. У нас в школе учатся дети нескольких национальностей.

Все люди в нашей стране равноправны: мужчины и женщины, молодёжь и старики, люди любой национальности и веры.

Главный закон для всех жителей страны – это Конституция РФ.

В Конституции Российской Федерации записано: «Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, места жительства, отношения к религии» и вы должны об этом помнить и уважать людей разных национальностей.
Ученик: Конституция – это основной закон нашей страны, главные правила по которым мы живем. В истории России было несколько Конституций (РОЛИК)

Конституция, по которой мы живем, была принята 12 декабря 1993 года.

Это - принципиально новый Основной Закон — Конституция Российской Федерации, в которой человек, его права и свободы признаются высшей ценностью, а государство в качестве своей обязанности заявило о необходимости признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина.

Мы с вами являемся гражданами России.
Попробуйте охарактеризовать понятие «ГРАЖДАНИН»
(примерные ответы: Житель данной страны

Имеет права

Может свободно перемещаться по территории данного государства

Является с рождения

Может пользоваться всеми льготами данного государства и т.д.)

Вот какое определение слова «гражданин» мы находим в толковом словаре

ГРАЖДАНИН

«Лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделенное совокупностью прав и обязанностей».

С. И. Ожегов, Толковый словарь русского языка. (слайд 10)
Сообщение учащегося
Происхождение слова гражданин
Происхождение слова гражданин обязано старославянскому языку, в котором оно имело смысл как «житель за ограждением, за оградой, в граде». В отличие от родного для русского языка слова горожанин оно использовалось в смысле горожанина, имеющего какие-то права. В Российской империи слово «гражданин» использовали в текстах для обозначения «городского обывателя», в смысле человека, проживающего в городе, горожанина, для отличия его от крестьянина, имеющего место жительства в деревне.
Благодаря своеобразию России слово гражданин приобрело откровенно антимонархический смысл, потому как предполагало равные права для всех жителей. Понятие гражданин вошло в российскую культуру на фоне противопоставления слову подданный, означавшее бесправный. Понятие гражданин стало выражением служения интересам родного народа, отчизны, государства.
Не может сын глядеть спокойно

На горе матери родной,

Не будет гражданин достойный

К Отчизне холоден душой…
В публичном праве России термин гражданин начинает использоваться после Февральской революции, отменившей понятие «подданные». Общепризнанной формой обращения вместо сударь (сударыня), господин (госпожа) в устной и письменной речи становится слово гражданин (гражданка).

Учитель:

По нашим законам гражданство приобретается с момента ребёнка. Как только ребёнок родился, он уже гражданин нашей страны – РФ. Никто не может лишить его гражданства

Он получает самый первый и важный в своей жизни документ – ^ Свидетельство о рождении.

Этот документ действует до 14 лет, до получения несовершеннолетним паспорта. СЛАЙД

- Давайте, ребята, ближе познакомимся со свидетельством о рождении.
^ Коллективная работа

- перед Вами бланк свидетельства о рождении, конечно, это не настоящий бланк, но у каждого из Вас есть подлинник дома), сейчас мы будем работать регистраторами.

- мы вместе заполним Ваш первый документ – свидетельство о рождении (Слайд 13)

Ребята заполните бланк, на самого себя, а дома сверьте с подлинником Бланк свидетельства о рождении

^ СВИДЕТЕЛЬСТВО О РОЖДЕНИИ

Гражданин(ка)…………………………………………………

родился(лась)………………………………………………….

Место рождения: город, селение…………………………….

район…………………………………………………………..

область, край………………………………………………….

республика…………………………………………………….

о чем в книге регистрации актов о рождении

20 года месяца числа

произведена запись за № …………………………………….

Отец……………………………………………………………

гражданство……………………………………………….

Мать……………………………………………………………

гражданство……………………………………………….

Место регистрации……………………………………………

Дата выдачи…………………………………………………...

М.П.
Заведующий отделом (бюро)

записи актов гражданского состояния………

В нашей стране живут люди без гражданства, иностранцы, но только граждане России обладают всеми правами и свободами, описанными в Конституции. Например, только гражданин России имеет право выбирать Президента страны или быть выбранным на этот пост.

Какие права есть у граждан РФ? (дети называют)

Прочитайте какие права есть у граждан России. СЛАЙД


  • Личные права :

На жизнь, на защиту чести и достоинства, на невмешательство в личную жизнь, на тайну переписки и переговоров, на неприкосновенность жилища, на право не подвергаться пыткам.

  • Гражданские права:

На гражданство, на свободу передвижений, на свободу совести, на выбор места жительства.

  • Политические права:

Избирать и быть избранным,на управление делами государства, на политические объединения,на политические убеждения, право обращаться в различные инстанции, на мирные собрания, митинги, шествия, пикетирования.

  • Юридические права

На судебную защиту, на равенство перед законом, не подвергаться произвольному аресту, не давать показания против себя и своих близких, на презумпцию невиновности.

  • Экономические права

На частную собственность, на наследование, на свободное предпренимательство, на свободный и безопасный труд.

  • Социальные права

На достойный уровень жизни, на образование, на щхрану здоровья, на социальное обеспечение, на отдых и досуг, на жилище.

  • Духовные права

На свободу мысли и слова, на свободу творчества, на защиту интеллектуальной собственности.

Какие ещё документы о правах человека, кроме Конституции вы знаете?

Дети называют.

10 декабря 1948 года Генеральной Ассамблеей ООН была принята Всеобщая Декларация прав человека.

20 ноября 1989 года Генеральной Ассамблеей ООН принята Конвенция о правах ребенка
^ Предлагаю выполнить игровое задание: Объясните, кто из героев сказок лишен следующих прав:
Право на жизнь

Право на неприкосновенность жилища

Право на свободный труд

Право на свободу вступления в брак

Право на распоряжение личным имуществом
Помните! Ваши права заканчиваются там, где начинаются права другого человека!
^ Кроме прав граждане РФ имеют определённые обязанности, закреплённые в Конституции РФ
Посмотрите на экран и скажите какие обязанности должны соблюдать граждане России (слайд 15)

(дети называют : служить в армии , платить налоги, охранять природу и т.д.)


  • Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

  • Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

  • Граждане обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы страны.

  • Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей.

  • Каждый гражданин обязан платить налоги и сборы.

  • Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.

Учитель: Какое главное право и обязанность у школьников? ( Учиться в школе, получать образование и становиться достойным гражданином своей страны.)
(звучит стихотворение Юлии Друниной)

- О, Россия! С нелёгкой судьбою страна.

У меня ты, Россия, как сердце, одна.

Я и другу скажу, я скажу и врагу –

Без тебя, как без сердца, прожить не смогу. – писала известная поэтесса Юлия Друнина.

А мы с вами сможем прожить без России?
Для российского общества всегда было важно не столько юридическое определение “ гражданин”, сколько его духовно- нравственный смысл.

Для россиянина понятие гражданственности тесно связано с понятием патриотизма, любви к Родине, ответственностью, неравнодушным отношением к судьбе Отчизны.
На протяжении тысячелетней истории нашей страны большинство людей, проживающий в ней, гордились своей принадлежностью к России и её истокам, корням, а годы суровых испытаний, не задумываясь отдавали свои жизни за Родину. Мы знаем о многих замечательных славных воинских победах, память о которых передаётся из поколения в поколение. Мы с благодарностью вспоминаем всех полководцев, воинов прославившихся, защищая Отечество.

9 декабря - день героев Отечества.
Ребята, подумайте, а как можно воспитать в себе качества настоящего гражданина? Что нужно делать, какие совершать поступки, чтобы вырасти достойным гражданином своей страны?
- Как вы думаете, достойный гражданин своего государства, какой он, какими качествами обладает, какие поступки совершает ?

(Детям раздаются вырезанные заранее из цветной бумаги листья зелёного и синего цвета , красные и желтые яблоки , на зелёных листьях и яблоках дети записывают всё, что по их мнению характеризует достойного гражданина, что надо делать, чтобы стать достойным гражданином; на синих листьях - наоборот. На доске вывешиваются нарисованные на больших листах ватмана деревья( синее и зелёное).Дети по очереди выходят и наклеивают свои листочки и плоды на деревья. В результате получаются два очень красивых дерева: одно приносит плоды, (если человек совершает хорошие поступки, другое – нет)
( Уважать законы. Быть честным, трудолюбивым, смелым, целеустремленным Уважать права других людей, быть добрым, нести ответственность за свои поступки ит.д.)

Вывод.

Таким образом, гражданские поступки люди могут совершать и не в чрезвычайных ситуациях. Все зависит от самого человека, его гражданской позиции. Стремления направить свои способности, чувства не только на собственное благо, но и на благо других людей, на благо своей Родины, ибо каждый должен понимать, что “ Россия без нас обойтись может, но никто из нас без нее не может обойтись”.


Рефлексия. Кроссворд.

^ Слова для кроссворда
РУСЬ - как называлась в древности наша Родина

ГЕРОЙ - человек, совершивший подвиг во имя своей Родины

КОНСТИТУЦИЯ - основной закон страны

АЛЕКСАНДРОВ - автор гимна РФ

ТРИ – сколько корон изображено на гербе РФ

РОССИЯНЕ – как называют жителей нашей страны

ПАСПОРТ – основной документ гражданина РФ

ШКОЛА – место, где вы получаете образование

ПРЕЗИДЕНТ – глава нашего государства

ПАТРИОТ – человек, горячо любящий свою Родину

ПУТИН – действующий президент РФ

ФЛАГ – трёхцветный символ России

МОСКВА – столица РФ

ОРЁЛ – какая птица изображена на гербе РФ

ОБЯЗАННОСТИ – что граждане должны исполнять и соблюдать

(звучит стихотворение Е.Синицина «Берегите Россию»)

Берегите Россию-

Нет России другой.

Берегите её тишину и покой,

Это небо и солнце,

Этот хлеб на столе

И родное оконце

В позабытом селе…

Берегите Россию-

Без неё нам не жить.

Берегите её,

Чтобы вечно ей быть

Нашей правдой и силой,

Всею нашей судьбой.

Берегите Россию-

Нет России другой!
В заключении песня «Наш дом – Россия»


Использованные материалы:

  1. http://slovari.nsk.ru

  2. «Большой толковый словарь современного русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова. Издательство: Альта – Принт. 2007 г.

  3. «Современный толковый словарь русского языка» под редакцией Т. Ф. Ефремовой. Издательство: АСТ. 2006 г.

  4. Конвенция о правах ребёнка.- М: «ТЦ Сфера». 2004 г.

  5. Конституция РФ

  6. Сборник законов Российской Федерации.- М: Издательство «Эксмо». 2003 г.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Цель: создание условий для развития гражданско-патриотических качеств личности младшего школьника iconКлассный час на тему: «Нам дороги эти позабыть нельзя»
Цель: создание условий для формирования гражданско-патриотических качеств как основы воспитания школьников

Цель: создание условий для развития гражданско-патриотических качеств личности младшего школьника iconПоэтическая гостиная «Здравствуй, гостья зима!» Цель классного часа...
Цель классного часа: Создание условий для развития нравственно-эстетических и художественно-поэтических качеств личности

Цель: создание условий для развития гражданско-патриотических качеств личности младшего школьника iconПриложение 11
Цель: создание условий для формирования у читателей патриотических качеств и чувства сопричастности к истории Отечества

Цель: создание условий для развития гражданско-патриотических качеств личности младшего школьника iconО проведении районного конкурса «Маленький мистер»
Цель: Создание условий для развития творческих способностей у мальчиков младшего возраста

Цель: создание условий для развития гражданско-патриотических качеств личности младшего школьника iconП л а н
Цель: создание условий для профессионального, духовного становления и развития личности студента

Цель: создание условий для развития гражданско-патриотических качеств личности младшего школьника iconАнализ учебно-воспитательного процесса в начальной школе лицея №1158 за 2012-2013 учебный год
Цель: создание системы работы для развития и воспитания личности младшего школьника в соответствии с требованиями фгос ноо, системы...

Цель: создание условий для развития гражданско-патриотических качеств личности младшего школьника iconМдоу «Центр развития ребенка детский сад №54» Цели и задачи:
Цель – создание условий для максимального развития личности воспитанника: формирование и развитие готовности к саморазвитию, способности...

Цель: создание условий для развития гражданско-патриотических качеств личности младшего школьника iconЗадачи: Развитие индивидуальных творческих способностей, духовно...
Создание условий для раскрытия творческого потенциала воспитанников через совместную досуговую деятельность

Цель: создание условий для развития гражданско-патриотических качеств личности младшего школьника iconПоложение о городском конкурсе для учащихся 5 – 8 классов
...

Цель: создание условий для развития гражданско-патриотических качеств личности младшего школьника iconДальнейшее формирование муниципальной образовательной политики. Создание...
Создание условий для устойчивого функционирования и развития муниципальной системы образования, ее содействие социальному и экономическому...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница