И спросила кроха: Что такое “хорошо”?




Скачать 115.09 Kb.
НазваниеИ спросила кроха: Что такое “хорошо”?
Дата публикации05.05.2014
Размер115.09 Kb.
ТипВопрос
lit-yaz.ru > Право > Вопрос
Декалог

Каждый из тех, кто прошёл школу советских времен, наверняка помнит стихотворение В. Маяковского, которое каждый из нас должен был выучить на память: «Кроха-сын к отцу пришёл,
И спросила кроха: Что такое “хорошо”? Что такое “плохо”?»

Начиная наши размышления на тему Декалога, иначе говоря, на тему 10 Божьих заповедей, надлежит, прежде всего, заметить, что мы люди, будь то молодёжь, взрослые или старики мало чем отличаемся от маленького мальчика, который спрашивая у отца, что такое хорошо, а что такое плохо. Задавая этот вопрос человек с самого начала своего существования пробует решить основную проблему, каждого из нас – как жить? Миллионы людей задают его, делая те или иные выборы, принимая, какие либо решения. Нам людям верующим этот вопрос также не чужд. Христиане также как и другие стоят часто на перекрёстке выборов; между добром и злом. Но все, же вопрос как жить, для верующего человека был бы не идеален. Всегда оставалось бы недосказанность. Данный вопрос должен звучать как вопрос младенца, пришедшего к Христу за советом: как жить, что бы иметь жизнь вечную? В ответе слышим: «…Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди». (Мф 19, 16 – 19)

Однако многие люди, смотря на заповеди, прежде всего, спрашивают, зачем они нужны ведь взрослый человек прекрасно сам знает, что хорошо, а что плохо. Зачем тогда ещё нужны приказы Бога, которые в свою очередь не только не помогают жить “современному” человеку, но в большинстве случаев ещё и ограничивают человека в его деяниях и выборах. Беседуя с людьми на эту тему мне, почему то всегда начинает всплывать в памяти первое искушение человека в саду Эдемском. Обещая ему величие, дьявол говорит: «…нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло». Смог ли человек до конца осознать всё добро и зло. Наука Католической Церкви говорит о том, что Декалог, принадлежа к Откровению, доступен также и разуму. Таким проявлением в нашей человеческой природе декалога является наша совесть. По сути, она должна исполнять роль учителя добра и зла. Но не всегда так есть. Первородный грех человека, как замечает великий теолог св. Бонавентура, затмил натуральное познание и искривил волю человека, что впоследствии привело к извращению и часто смерти совести человека. Тем не менее Бог не оставляет человека одного на этой дороге. Он как добрый Отец пробует оберегать человека от опасностей. Даёт человеку заповеди. Каждый вправе выбирать сам, исполнять или нет Слово Божие. Это как на дороге, по которой человек едет впервые. На ней присутствует множество дорожных знаков, на крутом повороте стоит знак, обозначающий крутой поворот и второй, ограничивающий скорость. Если водитель пренебрежёт этими знаками, всё может окончиться плачевно – увечьем или смертью. Подобная ситуация грозит человеку в его нравственной сфере – увечье души или духовная смерть. (А от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь) Быт 2, 17.

Бог ставит на нашей дороге знаки – заповеди, и как добрый отец учит нас, их исполнять.

Слово - Декалог δεκάλογος dekalogos обозначает с греческого языка "десять слов". В Библии встречаем несколько вариантов. Основной текст встречаем в книге Исхода 20, 1 – 17. Второе описание Декалога несколько измененное в Второзаконии 5, 6 – 21. Согласно еврейской традиции, вариант, содержащийся в кн. Исход, был на первых, разбитых Моисеем скрижалях, а вариант Второзакония - на вторых. Однако более приемлемое объяснение даёт Александр Мень.

«Первоначально Декалог был, вероятно, написан на скрижалях буквами синайского алфавита. Скрижали хранились в Ковчеге Завета, по крайней мере, до 10 в. до н.э. (Втор 10,5; 3 Цар 8,9). Неизвестно, когда был утрачен Ковчег, но в период Второго Храма он уже не существовал.

 Благоговейное отношение к Ковчегу и к религии в то время привело к тому, что из страха прикоснуться к скрижалям заповеди Декалога в основном передавали изустно. Этим объясняется то, что к Декалогу были сделаны дополнения».

Перечни десяти заповедей в еврейской и христианской традиции несколько различаются. Согласно еврейской традиции, в Исх 20,2 содержится первая заповедь, а в Исх 20,3 - вторая. Согласно же христианской традиции, первая заповедь содержится в Исх 20,3, а Исх 20,2 рассматривается как общее вступление. Большинство протестантских церквей, а также Греко-католическая церковь делят вторую по еврейской традиции заповедь (Исх 20,3-6) на две, считая первый стих первой заповедью, а остальные стихи - второй. Римско-католическая и Лютеранская церкви делят на две десятую по еврейской традиции заповедь. Лютеране следуют порядку Второзакония и делают заповедь «Не желай дома ближнего» девятой заповедью, а дальнейшее - десятой.

Разделение по заповедям в восточной (православной) церковной традиции также несколько иное, чем в западной (католической). Винной этому послужил Святой Августин, который отнёс слова  "не сотвори себе кумира"  к заповеди "Да не будет у тебя других богов..." С тех пор в западной церкви это разделение осталось.

Еврейское

Католическое и лютеранское

Протестантское

и

православное

 Исх  20:2-17

Втор. 5:6-21

1

 

1

2Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства;

6 Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства;

2

1

3да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.

7 да не будет у тебя других богов перед лицем Моим.

2

4 Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли;
5 не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня,
6 и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.

8 Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху и что на земле внизу, и что в водах ниже земли,
9 не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, за вину отцов наказывающий детей до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня,
10 и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.

3

2

3

7 Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.

11 Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо не оставит Господь [Бог твой] без наказания того, кто употребляет имя Его напрасно.

4

3

4

8 Помни день субботний, чтобы святить его;
9 шесть дней работай и делай [в них] всякие дела твои,
10 а день седьмой -- суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни [вол твой, ни осел твой, ни всякий] скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих;
11 ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его..

12 Наблюдай день субботний, чтобы свято хранить его, как заповедал тебе Господь, Бог твой;
13 шесть дней работай и делай всякие дела твои,
14 а день седьмой -- суббота Господу, Богу твоему. Не делай [в оный] никакого дела, ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни раба твоя, ни вол твой, ни осел твой, ни всякий скот твой, ни пришелец твой, который у тебя, чтобы отдохнул раб твой, и раба твоя [и осел твой,] как и ты;
15 и помни, что [ты] был рабом в земле Египетской, но Господь, Бог твой, вывел тебя оттуда рукою крепкою и мышцею высокою, потому и повелел тебе Господь, Бог твой, соблюдать день субботний [и свято хранить его].

5

4

5

12 Почитай отца твоего и мать твою, [чтобы тебе было хорошо и] чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.

16 Почитай отца твоего и матерь твою, как повелел тебе Господь, Бог твой, чтобы продлились дни твои, и чтобы хорошо тебе было на той земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.

6

5

6

13 Не убивай

17 Не убивай.

7

6

7

14 Не прелюбодействуй.

18 Не прелюбодействуй.

8

7

8

15 Не кради.

19 Не кради.

9

8

9

16 Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

20 Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

10

9


10

10

17 Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, [ни поля его,] ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, [ни всякого скота его,] ничего, что у ближнего твоего.

21 Не желай жены ближнего твоего и не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабы его, ни вола его, ни осла его, [ни всякого скота его,] ни всего, что есть у ближнего твоего.

Более сложно выглядит разделение 9 заповеди на 9 и 10. Что бы понять, почему наступило разделение, следует обратиться к истории Религии и особенностям менталитета еврейского народа.

Девятая заповедь часто в католических катехизисах соединяют с шестой «Не прелюбодействуй». Однако для евреев в то время, когда практиковалась полигамия, данная проблема не была столь ясной. Замужняя женщина всегда совершала грех, если вступала в контакт с мужчиной, мужчина попадал под карательные санкции, только тогда когда была связь с замужней женщиной. И если внимательно прочитать Книгу Исхода то можно заметить, что не возжелай жены ближнего  идёт в перечислении позже дома: «Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, [ни поля его,] ни...» экзегеза объясняет это довольно просто. Дом является полной собственностью хозяина. Собственность это, прежде всего жена, потом слуги и т. д. В этом приказании пробовали упорядочить, прежде всего, социальные (общественные) нормы поступков. Было важно не столько желать, сколько присвоить себе силой.

Более ясное понимание этой заповеди даёт уже в Новом Завете сам Иисус. Он разделяет возжелать - эротическое - от зависти и желания присвоить предмет. «Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем». Мф 5:27-28. Разделение этой заповеди способствовало более конкретному указанию сути заповеди.

Эхо библейских заповедей звучит также и в другой монотеистической религии, какой является ислам. Для сравнения подам только несколько цитат с Корана.

Przykazanie (numeracja Żydowska) Aje w Koranie

  1. „Nie ma boga, jak tylko Bóg!” (47:19)

  2. „Panie mój! Uczyń to miasto bezpiecznym i uchowaj mnie i moich synów od tego, abyśmy mieli czcić bałwany!” (14:35)

  3. „Nie przysięgajcie na Boga, że jesteście pobożni i bogobojni i że czynicie pokój między ludźmi.” (2:224)

  4. „O wy, którzy wierzycie! Kiedy zostanie ogłoszone wezwanie do modlitwy - w Dniu Zgromadzenia - śpieszcie gorliwie wspominać Boga i pozostawcie wszelki handel!” (62:9)

  5. „...i dla rodziców – dobroć! A jeśli jedno z nich lub oboje osiągną przy tobie starość, to nie mów im: «precz!» i nie popychaj ich, lecz mów do nich słowami pełnymi szacunku!” (17:23)

  6. „...Ten, kto zabił człowieka, który nie popełnił zabójstwa i nie szerzył zgorszenia na ziemi, czyni tak, jakby zabił wszystkich ludzi.” (5:32)

  7. „I nie zbliżajcie się do cudzołóstwa! Zaprawdę, jest to czyn szpetny i jakże to zła droga.” (17:32)

  8. „Złodziejowi i złodziejce obcinajcie ręce w zapłatę za to, co oni popełnili.” (5:38)

  9. „Nie ukrywajcie świadectwa! Ktokolwiek je ukrywa - to, zaprawdę, jego serce jest grzeszne!” (2:283)

  10. „I nie wytężaj swoich oczu na to, co daliśmy w używanie niektórym spośród nich - kwiat życia na tym świecie - by doświadczyć ich.” (20:131).

Говоря на тему Декалога, думаю, что неполным был бы наш рассказ, если не затронуть в нём также заповеди других культур и религий. Для примера приведу лишь некоторые из нравственных заповедей Египта:

1.Я не чинил зла людям
2. Я не нанес ущерба скоту
3. Я не совершал греха в месте Истины...
8. Я не кощунствовал
9. Я не поднимал руку на слабого
10. Я не делал мерзкого пред богами
11. Я не угнетал раба пред лицом его господина
12. Я не был причиной недуга
13. Я не был причиною слез
14. Я не убивал
15. Я не приказывал убивать
16. Я никому не приносил страданий
17. Я не истощал припасы в храмах
18. Я не портил припасы богов
19. Я не присваивал хлебы умерших
20. Я не совершал прелюбодеяния
21. Я не сквернословил
22. Я не прибавлял к мере веса и не убавлял от нее
23. Я не убавлял от аруры
24. Я не обманывал и на пол-аруры
25. Я не давил на гирю
26. Я не плутовал с весами
27. Я не отнимал молока от уст детей
28. Я не сгонял овец и коз с пастбища их
29. Я не ловил в силки птицу богов
30. Я не ловил рыбу богов в прудах ее
31. Я не останавливал воду в пору ее
32. Я не преграждал путь бегущей воде
33. Я не гасил жертвенного огня в час его
34. Я не пропускал дней мясных жертвоприношений
35. Я не распугивал стада в имениях бога
36. Я не чинил препятствий богу при его выходе
37. Я чист, я чист, я чист, я чист!

Как видим, во многом эти заповеди схожи, однако, различие в них помимо подобий огромнейшее. Главной особенностью Декалога является его учение о Боге и служении Ему. Ничего подобного языческий мир не знал. Если в Египте мы находим нравственные заповеди, подобные Моисеевым, то они теряются в массе магических правил, заклинаний, и в стремлении обмануть богов.  Даже приведенный выше текст служил как магическая формула, которая должна была помочь умершему человеку на суде. В отличие от него в Декалоге единый Бог, творящий историю, требует от верных, прежде всего соблюдения основных нравственных принципов, а не магического обмана.

Подобие заметно также и между некоторыми государственными кодексами тех времён, а Декалогом:

^ Некоторые параллели между законами Хаммурапи
и Книгой Завета



Кодекс Хаммурапи

Книга Завета

14. Если человек украл малолетнего сына другого человека, он должен быть убит

Исх 21,16. Кто украдет человека  -  и продаст его или найдется он в руках у него, то должно предать его смерти

22. Если человек совершил ограбление и был пойман, то этот человек должен быть убит

Исх 22,2. Если кто застанет вора подкапывающего и ударит его, так что он умрет, то кровь не вменится ему

206. Если человек сильно ударил человека в драке и нанес ему рану, то этот человек должен поклясться: "Неумышленно я ударил"  -  и оплачивать лекаря

Исх 21,18-19. Когда ссорятся и ударил человека в драке и один человек ударит другого камнем... пусть заплатит за остановку в его работе и даст на лечение его
    

Сравнивая эти два закона следует заметить, что кодексу Хаммурапи чуждо понятие преступления как греха, отпадения от Бога, нарушения Его воли, его законы не знают страха Божия, не выводят всего права из любви к Богу и ближнему, они рассматривают проступки с точки зрения исключительно материального вреда для личности или опасности для государства и общества.  В этом отношении вавилонский свод законов резко отличается от законодательства Моисея с его ярко выраженным религиозным чувством. Вся совокупность запретов и повелений воспринимается в Ветхом завете как единое целое; книга Второзакония рассматривает всё множество заповедей как единую заповедь, содержащую в себе указание жизненного пути человека. Исполнение требований закона Бог называет путем жизни, а отвержение их – путем смерти. Выбор между этими двумя путями предоставляется человеку; закон объявляет ему волю Творца о его жизни для того, чтобы человек выбрал жизнь. Сама жизнь характеризуется послушанием закону и любовью к Богу.

Заповеди, данные Богом Моисею не только указывают человеку путь жизни, но и позволяют познать Того, Кто дает эти заповеди. Только добрый и мудрый Отец даёт детям мудрые заповеди.

Господь Иисус Христос придает заповедям существенно иной, более глубокий смысл. В ответе на вопрос книжника о наибольшей (самой важной) из всех заповедей Господь называет наибольшими две заповеди, о любви к Богу и о любви к ближнему как к самому себе. Как и некоторые иудейские учителя, Господь говорит о том, что эта двойная заповедь содержит в себе весь закон. Все остальные заповеди предназначаются для того, чтобы уточнить заповедь о любви к всевозможным житейским ситуациям. Кроме того, Господь усиливает смысл многих этических заповедей; в Нагорной проповеди Он указывает, что жестокость и безнравственность губительны уже, когда рождаются в сердце человека, а не только когда они проявляются в поступках. Для Христиан важным должна быть не столько форма заповедей сколько сама суть. Об этом говорил позже апостол Павел в своих знаменитых словах: «Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит» (2 Кор 3,6). Подытоживая, хотелось бы процитировать слова Апостола Иона: «Что мы познали Его, узнаём из того, что соблюдаем Его заповеди. Кто говорит: "я познал Его", но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины; а кто соблюдает слово Его, в том истинно любовь Божия совершилась: из сего узнаём, что мы в Нем. Кто говорит, что пребывает в Нем, тот должен поступать так, как Он поступал». 1 Ин 2, 3-6.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

И спросила кроха: Что такое “хорошо”? iconКнига «Что такое хорошо и что такое плохо»
Непосредственно образовательная деятельность для детей старшего возраста по образовательной области «Коммуникация» на тему «Что такое...

И спросила кроха: Что такое “хорошо”? iconКтд «Что такое хорошо и что такое плохо?»
Данное мероприятие включает в себя четыре творческих конкурса, номера художественной самодеятельности, показ отрывка из мультфильма...

И спросила кроха: Что такое “хорошо”? iconВнеклассное чтение – за …
Хорошо это было или плохо Думаю, что уроки внеклассного чтения имели положительное значение для детей. Чтение книг воспитывает ребенка,...

И спросила кроха: Что такое “хорошо”? icon«Что такое хорошо, что такое плохо». На эту тему дети прочитали много рассказов, сказок и стихов
У ребят начальных классов был праздник книги на тему «Что такое хорошо, что такое плохо». На эту тему дети прочитали много рассказов,...

И спросила кроха: Что такое “хорошо”? iconМбоу «Троицкая оош»
Наглядно-дидактическое пособие «Что такое «хорошо» и что такое «плохо» (12 карточек)

И спросила кроха: Что такое “хорошо”? icon«Что такое «хорошо» и что такое «плохо»
Формировать у учащихся ценностную ориентацию, способность формулировать нравственные суждения

И спросила кроха: Что такое “хорошо”? iconТема «Что такое хорошо и что такое плохо?» Классный час, 1 класс
Способствовать формированию умения различать нравственные поступки и качества человека

И спросила кроха: Что такое “хорошо”? iconКлассный час на тему "Что такое хорошо и что такое плохо?"
Развивать словарный запас у учащихся, формировать умение налаживать контакт с окружающими

И спросила кроха: Что такое “хорошо”? iconРазвлечение «Что такое хорошо и что такое плохо». Автор: Леонова Ольга Геннадьевна, воспитатель
Место выполнения работы: гбоу ао «Шенкурская скоши», 165160, Архангельская область, г. Шенкурск, ул. Детгородок, д. 5

И спросила кроха: Что такое “хорошо”? iconЗанятие игра «Что такое хорошо и что такое плохо» Должность: воспитатель,...
Номинация: «Мероприятие по профилактике социальной дезадаптации воспитанников учреждений интернатного типа» для детей 6-8 лет



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница