Методическая разработка урока в 9 «А» классе, тема урока «Права человека», учитель Копылова И. М., Гоу школа №580




Скачать 150.21 Kb.
НазваниеМетодическая разработка урока в 9 «А» классе, тема урока «Права человека», учитель Копылова И. М., Гоу школа №580
Дата публикации11.05.2014
Размер150.21 Kb.
ТипУрок
lit-yaz.ru > Право > Урок
2. Методическая разработка урока в 9 «А» классе, тема урока «Права человека», учитель Копылова И.М., ГОУ школа №580

2.1. Цель урока: Создание условий для формирования у обучающихся целостной системы знаний о правах человека и гражданина.

Задачи урока: образовательная: формирование у обучающихся практико-ориентированных и актуальных для гражданина России правовых знаний, умений и навыков; развивающая: организация практической деятельности, способствующей накоплению опыта правомерного и со­циально активного поведения по реализации и защите своих прав, развитию коммуникативных умений и навыков, актуальных в обществен­ной жизни; воспитательная: воспитание у обучающихся гражданской позиции, уважения к закону, самостоятельности и ответственности.

^ 2.2 Содержание учебного материала урока:

Этапы урока

Формы работы и виды деятельности

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Диагностика результата

^ 1.Организаци­онный момент.




Согласование цели, задач и темы урока с обучаю­щимися. Представление экспертов, разъяснение правил игры.

Проводит обсуждение цели, задачи темы урока. Обращает внимание на Правила работы в малой группы (на доске). (Прилагается).

Коллективное обсуждение цели, задач и темы урока («Права человека»).





^ 2. Проверка опережающего домашнего за­дания.

Работа в малой группе.

Общение и со­трудничество.

Развитие творче­ства.

Представление творческо­го задания Форма и тема выполненных заданий вы­биралась группами из предложенных учителем или самостоятельно.

Командам предлагается представить творческую работу в течение 1 минуты.(Прилагается)

Команда «Знатоки права» представляет презентацию «Взаимосвязь прав и обя­занностей», «Патриоты» - презентацию «Нарушение прав ребенка в литератур­ных произведениях для де­тей», «Защитники прав че­ловека» синквейн «Права человека», команда «Гра­ждане России» плакат «Пра­ва влекут за собой обязанно­сти».

Сформированность

опыта самостоя­тельной работы, навыков представ­ления своих работ.(Оценка экспертов)

^ 3. Мотивация, повторение учебного мате­риала, изучен­ного по теме.

Общение и со­трудничество. «Блиц-опрос».

Проведение блиц - опроса «Какое право нарушено?» на примере стихотворения Г.Остера «Вредные сове­ты». Выбранные отрывки содержат проблемные во­просы правового харак­тера.

Каждой команде предлага­ется решить проблему: «Какие права и обязанно­сти нарушил герой стихо­творения «Вредные сове­ты» Григория Остера?» (Прилагается)

Участники команд дают раз­вернутые ответы

Сформированность умения высказы­вать свое мнение и аргументировать его. (Оценка экс­пертов, педагогиче­ское наблюдение).

^ 4.Обобщение полученных ранее знаний путем решения проблемных заданий.

Работа в малой группе.

Общение и со­трудничество.

Рефлексия.

Обобщение изученного материала путем анализа жизненных ситуаций в ходе выполнения задания «Юридическая консульта­ция».

Командам предлагается выбрать карточку и дать правовую оценку жизнен­ной ситуации, изложенной в ней (Прилагается).


Проведение анализа ситуа­ции в команде, работа с Конституцией РФ.

Один из участников пред­ставляет результат работы своей команды.

Сформированность

умения работы с источником, оцени­вать действия с по­зиции права, аргу­ментировать свою позицию.

^ 5. Результаты социологиче­ского исследо­вания.

Работа в малой группе.

Общение и со­трудничество.

Исследователь­ская деятель­ность.

Рефлексия.

На основании анкет социологического опроса «Права и обязанности, учащихся в нашей школе» команды проводят анализ положения дел с осуществлением прав и выполнением обязанно­стей. Исследование про­водилось среди учащихся 9-х классов, родителей, учителей в сравнении с результатами исследова­ния по этой проблеме, осуществленного в 2005г.

Предоставляет слово каж­дой команде для выступле­ния, в котором объявляют­ся результаты сравнитель­ного социологического ис­следования и анализа ситуации с положением осуществления прав обучающихся в школе №580 и выполнением ими обязанностей. Напоминает об уважительном отноше­нии к мнению друг друга.

3 команды представляют итоги сравнительного анализа «Права и обязанно­сти, учащихся в нашей школе» по группам респон­дентов: обучающиеся, учи­теля, родители. Четвертая - представляет сравнитель­ную таблицу «Соблюдаются ли права учащихся в нашей школе?» по всем группам респондентов. (Прилагается)

Сформированность

умения проведения социологического исследования, срав­нительного анали­за, публичного вы­ступления. (Оценка экспертов, педаго­гическое наблюде­ние).

^ 6. Закрепление изученного ма­териала.

Работа в малой группе.

Общение и со­трудничество.

Закрепление ранее изу­ченного материала путем составления таблицы «Три поколения прав че­ловека», обсуждения проблем их осуществле­ния в России.

Каждой команде предлага­ется выполнить задание по составлению таблицы «Три поколения прав человека» (раздаточный материал), оформив ее на листе ватма­на, и разместить на де­монстрационной стене.

Заполнение таблицы «Три поколения прав человека».

Команды размещают табли­цы на стене и отвечают на вопрос задания, выбрав группу прав (личные, поли­тические, экономические, социальные). (Прилагается)

Сформированность

умения работать с источником, приме­нять полученные ранее знания, пуб­личного выступле­ния (оценка экс­пертов)

^ 7. Подведение итогов урока.

Оценивание обу­чающимися уча­стия в работе малой группы (самооценка).

Рефлексия.


Подведение итогов урока, путем заполнения каждым участником листа оценки собственного участия в работе малой группы. Вручение дипломов ко­мандам и сертификатов участника открытого уро­ка каждому обучающему­ся.

Предлагает каждому участ­нику урока заполнить лист «Оценки обучающегося собственного участия в ра­боте малой группы».

Озвучиваются результаты таблицы подведения ито­гов игры, места, занятые командами. Выставляются отметки. Вручаются Ди­пломы и Сертификаты участника открытого уро­ка. Благодарность за хоро­шую работу участникам и экспертам.

Обучающиеся заполняют лист оценивания. (Прилагается)

Оценка работы лидеров в команде.
Представитель команды получает Диплом и сертификаты для всех участников.

Сформированность умения оценки и самооценки; способности радо­ваться успехам дру­гих.


^ 3. Методическое обеспечение

3.1. Ведущая технология: игровая. Тип урока: повторительно-обобщающий. Межпредметные связи: право, литература

Методы организации образовательного процесса, используемые на уроке: 1) организация занятия: наглядный, практический; 2) уро­вень развития обучающихся: репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский; 3) форма организации деятельности обучаю­щихся: коллективно-групповая.

^ Приемы организации образовательного процесса, используемые на уроке: игра, решение проблемных ситуаций, устное изложение, ответы на вопросы, работа с таблицей, наблюдение.

^ 3.2. Дидактические материалы и средства обучения: Конституция РФ, ватман, маркеры, таблица результатов, лист самооценки «мишень» (приложение 6), компьютер, медиапроектор, экран.

^ 3.3. Оформление урока: Оформление доски: плакат «ПОПС-формула» (приложение 7), плакат «Правила работы в малых группах» (приложение 8), экран.

Раздаточный материал:

^ Блиц-опрос «Какое право нарушено?»

Ответить на вопрос: «Какие права и обязанности нарушил герой стихотворения «Вредные советы» Григория Остера?»

^ Проблемные задания «Юридическая консультация»

1. Бей друзей без передышки

Каждый день по полчаса,

И твоя мускулатура

Станет крепче кирпича.

Защитить своих друзей.
2. Если ты в своем кармане

Ни копейки не нашел,

Загляни в карман к соседу, -

Очевидно, деньги там.

3. Бейте палками лягушек.

Это очень интересно.

Отрывайте крылья мухам,

Пусть побегают пешком.
4. Заведи себе тетрадку

И записывай подробно,

Кто кого на переменке

Сколько раз куда послал,

С кем учитель физкультуры

Пил кефир в спортивном зале.

Задание: продолжите описание жизненной ситуации, выбрав вариант развития ситуации:

1) ситуация привела к нарушению прав участников;

Вопрос: Какие права были нарушены? Назовите причины, которые привели к нарушению прав, каковы могут быть последствия?

2) ситуация была разрешена без нарушения прав участников.

Вопрос: Каковы права участников ситуации? Что помогло избежать нарушения прав?

Подготовьте выступление со ссылкой на Конституцию РФ. Ответ аргументируйте.

1. Учитель на уроке отобрал записку, которую учащийся передал однокласснику и ...

2. Дежурный администратор не пустил ученика в школу без сменной обуви и…

3. В ответ на замечание, сделанное на уроке учителем учащийся...

4. Учащийся на уроке играл в игру на мобильном телефоне. Учитель...


^ Таблица «Три поколения прав человека»

Задание: Заполнить таблицу. Ответить на вопрос:
«В чем на ваш взгляд состоит главная проблема с осуществлением прав человека в России?». Ответ аргументируйте и приведите примеры. (Каждая команда выбирает проблему по одной из групп прав (личных, политических, экономических, социальных).

1 поколение

2 поколение

3 поколение











^ Анкета социологического опроса «Права и обязанности обучающихся в нашей школе» (составлена с использованием Анкеты «Права и обязанности человека в России», Гутников А.Б., Пронькин В.Н., Элиасберг Н.И. Живое право. Занимательная энциклопедия практического права. Книга для преподавателя, стр. 103,108).

^ 1. Как Вы считаете, что важнее — исполнять свои обязанности или требовать соблюдения своих прав?

  1. Исполнять свои обязанности

  2. Требовать исполнения своих прав.

  3. И то и другое одинаково важно.

  4. Другое (впишите, что именно) ____________________________

  1. Как Вы считаете, исполняются ли обязанности обучающимися в нашей школе?

  1. Исполняются всегда или почти всегда.

  2. Чаще всего исполняются

  3. Редко исполняются.

  4. Не исполняются никогда или почти никогда

  5. Затрудняюсь ответить.

^ 3. Соблюдаются ли права подростков в нашей школе?

  1. Соблюдаются всегда или почти всегда.

  2. Чаще всего соблюдаются.

  3. Редко соблюдаются.

  4. Не соблюдаются почти никогда.

  5. Затрудняюсь ответить.


^ 3.4. Рекомендации по подготовке и проведению урока: обучающиеся объединяются в команды по своему выбору на предшествующем открытому уроку занятии, придумывают название. Учитель дает опережающее творческое домашнее задание, предлагая самим обучающим­ся выбрать форму выполнения задания из предложенных (презентация, синквейн, стихотворение, плакат, коллаж, политическая реклама) или придуманных самими обучающимися и тему: («Защити права ребенка», «Взаимосвязь прав и обязанностей», «Нарушение прав ребенка в художественной литературе для детей», «Наши права и обязанности», своя тема, связанная с правами и обязанностями). Учитель готовит дидактический материал, выбирает способы оценивания работы обучающихся на уроке, оценивания обучающимися собственного участия в работе малой группы. На данном уроке рекомендуется использовать плакаты «ПОПС-формула», «Правила работы в малых группах», Конституцию РФ. Подготовить необходимое оборудование, раздаточный материал. Подготовить класс, места для команд.

^ 4. Итоги урока:

4.1. Анализ результативности деятельности на уроке: цели и задачи, поставленные на уроке, были выполнены. Обучающие в ходе урока продемонстрировали знания ключевых понятий, связанных с правами человека; основных положений Конституции РФ по правам человека; права и обязанности граждан России. В ходе урока обучающиеся продемонстрировали имеющиеся и продолжили овладение следующими умениями: аргументации своей точки зрения, нахождения проявления права в жизни, публичного выступления, показали навыки работы в малой группе, работы с источниками, таблицей, представления своих работ, создания презентаций, творческого подхода к решению постав­ленных перед ними задач, самооценки. Обучающиеся имели право выбора: формы и темы творческого задания, варианта выполнения зада­ний на уроке. Обозначили гражданскую позицию по отношению к правам человека, уважения к закону, самостоятельность и ответствен­ность.

^ Примеры выполнения заданий:

Творческое задание: презентации «Взаимосвязь прав и обязанностей», (приложение 1), «Нарушение прав ребенка в литературных произведениях для детей» (приложение 2) , плакат «Права влекут за собой обязанности» (приложение 3).

Блиц-разминка «Какое право нарушено?» Команда «Знатоки права»:

Бей друзей без передышки

Каждый день по полчаса,

И твоя мускулатура

Станет крепче кирпича.

Защитить своих друзей. ^ Ответ участника: «Я считаю, что герой стихотворения нарушил право своих друзей на достоинство и свободу от жестокого обращения. Права человека защищены Конституцией и законами, обязанность каждого соблюдать законы, а значит и права».

^ Проблемное задание «Юридическая консультация». Команда «Защитники прав человека»

«Учитель на уроке отобрал записку, которую учащийся передал своему однокласснику и ...». Подготовьте выступление со ссылкой на Конституцию РФ. Вопрос: Какие права были нарушены? Назовите причины, которые привели к нарушению прав, каковы могут быть последствия? Ответ аргументируйте. Ответ участника команды: «Учитель на уроке отобрал записку, которую учащийся передал своему однокласснику и прочитал ее вслух». Мы считаем, что в ситуации на уроке ученик нарушил правила поведения в школе, а учитель нарушил право на тайну переписки (статья 23 Конституции РФ). На наш взгляд, причиной невыполнения обязанностей учеником может быть неуважительное отношение не только к учителю, но и к одноклассникам. Так как их право на получение знаний (статья 43, право на образование) было нарушено. Учитель не имел права был читать записку перед классом.Может, он хотел так наказать ученика, или показать всему классу, что нельзя отвлекаться на уроке. И не подумал, что нарушил еще и право ученика на достоинство, статья 21. Но и ученик нарушил право учителя на труд статья 37). А причиной нарушения прав стало невыполнение обязанностей и учеником, и учителем. Последствием этого может быть обида или грубост ученика, замечание в дневник. Можно сделать вывод: очень часто, мы создаем проблемы со своими правами, не выполняя своих обязанностей».

^ Социологическое исследование «Права и обязанности обучающихся в нашей школе». Команда «Патриоты»

Сравнительная таблица: «Соблюдаются ли права учащихся в нашей школе?»

п/п




ученики

родители

учителя







2005

2011

2005

2011

2005

2011



Соблюдаются всегда или почти всегда

15

7

67

57

29

23



Чаще всего соблюдаются

60

71

22

23

68

69



Редко соблюдаются

10

14

2

5

3

3



Не соблюдаются почти никогда

3

1

0

0

0

0



Затрудняюсь ответить

12

7

9

15

0

5


Ответ : «Мы составили сравнительную таблицу по соблюдению прав в нашей школе. Данные исследования за 2005 год нам предоставила Ирина Михайловна. Данные этого года обработали другие группы. Мы видим, что, по мнению большинства опрошенных права в нашей школе чаще соблюдаются, чем нет, как в 2005 году, так и сегодня. При этом возросло количество учеников, которые считают, что права чаще всего соблюдаются. Так же считают родители и учителя. Но возрос, хотя и незначительно, процент учеников, считающих, что пра­ва соблюдаются редко. Мы предлагаем результаты этого обследования передать в администрацию школы и предложить провести опрос во всех классах. А потом вывесить результаты в вестибюле школы. Для того чтобы с ними могли ознакомиться все, кто работает и учит­ся в школе, родители, и сделать для себя выводы».

^ Таблица «Три поколения прав человека» (приложение 4), (приложение 5).

Вопрос:
«В чем на ваш взгляд состоит главная проблема с осуществлением прав личных прав человека в России?». Ответ аргументируйте и приведите примеры. Ответ команды «Знатоки права». «К личным правам относятся право на жизнь, право на достоинсто, право на нерикосновенность частной жизни и другие. Право на жизнь, является одним из важнейших. Потому что, если оно нарушается, то все остальные права могут человеку не понадобится. Проблема осуществления этого права и других, на наш взгляд, состоит в том, что многие не задумываюся над тем, что не выпоняя свои обязанности соблюдать нормы правила, они подвергают свою жизнь опасности. Например, все знают правила дорожного движения, но очень часто нарушают их. Пешеходы перебегают улицу на красный свет, водители едут на красный свет. Часто водители ведут автомобиль в нетрезвом виде, о чем мы слышим в СМИ. И все эти ситуации — это нарушение права на жизнь. И не только окружающих, но и своей. Решить эту проблему сложно, но делать это нужно. Нужно с детства воспитывать в детях уважение к социальным нормам, которые существуют для того, чтобы в нашей жизни было больше порядка и для защиты наших прав».

^ 4.2. Рефлексия учащихся и учителя: Проведена оценка обучающимися собственного участия в работе малой группы, результаты представлены в таблице (участвовало 26 чел.).




5

4

3

2

1

Я сотрудничал с другими, когда мы работали над достижение общей цели

12

8

4

2




Я усердно работал над заданиями

10

12

4







Я высказывал новые идеи

8

12

2

2

2

Я вносил конструктивные предложения, когда меня просили о помощи

8

13

3

1

1


Выявлен высокий уровень сотрудничества обучающихся в группах (77%) и интенсивность деятельности каждого на уроке (85%). Многие учащиеся оценили себя как лидера, «генератора идей» или способными к данному виду деятельности. В целом работу в группах можно счи­тать эффективной и оптимальной для данного урока.

^ 5. Список литературы:

1. Гутников А.Б., Пронькин В.Н., Элиасберг Н.И. Живое право. Занимательная энциклопедия практического права. Книга для преподавателя: Учебно-методическое пособие. - СПб. Изд-во Санкт-Петербургского института права им. Принца П.Г.Ольденбургского, 2001.

2. Пронькин В.Н. Живое право. Интерактивный курс практического права. Книга для преподавателя к т.1 - СПб. Изд-во Санкт-Петербургского института права им. Принца П.Г.Ольденбургского, 2001.

3. Пронькин В.Н., Гутников А.Б., Живое право. Книга для ученика. Т.1: Учеб. пособие для 8-11 кл. - СПб. Изд-во Санкт-Петербургского института права им. Принца П.Г.Ольденбургского, 2001.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методическая разработка урока в 9 «А» классе, тема урока «Права человека», учитель Копылова И. М., Гоу школа №580 iconМетодическая разработка открытого урока в 8 классе Тема урока: «Поступки...
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №63

Методическая разработка урока в 9 «А» классе, тема урока «Права человека», учитель Копылова И. М., Гоу школа №580 iconУрока литературы в 5 классе Учитель Назарова С. А. Тема урока: «Путешествие в страну Стихландию»
Предлагаемая на конкурс методическая разработка является одним из уроков в системе уроков творчества, проводимых в 5 – 6 классах

Методическая разработка урока в 9 «А» классе, тема урока «Права человека», учитель Копылова И. М., Гоу школа №580 iconМетодическая разработка урока по русскому языку в 10 классе гуманитарного...
Методическая разработка урока по русскому языку в 10 классе гуманитарного отделения

Методическая разработка урока в 9 «А» классе, тема урока «Права человека», учитель Копылова И. М., Гоу школа №580 iconМетодическая разработка урока музыки в 7 классе по теме «Музыкальная...
Данная методическая разработка является одним из уроков по теме «Музыкальная драматургия», включает в себя: план-конспект урока,...

Методическая разработка урока в 9 «А» классе, тема урока «Права человека», учитель Копылова И. М., Гоу школа №580 iconМетодическая разработка открытого урока по дисциплине «Литература»
Данная методическая разработка составлена для проведения урока по дисциплине «Литература» (тема «Литературные течения поэзии русского...

Методическая разработка урока в 9 «А» классе, тема урока «Права человека», учитель Копылова И. М., Гоу школа №580 iconМетодическая разработка урока русского языка в 8-ом классе. Тема...
Продолжать работу с текстом: умение найти новую информацию, выбрать ключевые слова и т д

Методическая разработка урока в 9 «А» классе, тема урока «Права человека», учитель Копылова И. М., Гоу школа №580 iconМетодическая разработка урока музыки в 5 классе учителя музыки гимназии...
Углубление понятия «инструментальная музыка»; понятие «инструментальный квартет»

Методическая разработка урока в 9 «А» классе, тема урока «Права человека», учитель Копылова И. М., Гоу школа №580 iconМетодическая разработка открытого урока литературного чтения по теме: «Л. Н. Толстой «Прыжок»
Место урока в общей системе уроков: Климанова. Л. Ф. Литературное чтение 3 класс/«Школа России». Месяц проведения урока: октябрь

Методическая разработка урока в 9 «А» классе, тема урока «Права человека», учитель Копылова И. М., Гоу школа №580 iconМетодическая разработка нетрадиционного урока- зачета по литературе...

Методическая разработка урока в 9 «А» классе, тема урока «Права человека», учитель Копылова И. М., Гоу школа №580 iconМетодическая разработка урока биологии в 6 классе тема «Плод. Значение и разнообразие плодов»
Муниципальное общеобразовательное учреждение Вожеровская основная общеобразовательная школа муниципального района город Нея и Нейский...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница