Этнопедагогизация формирования личности в образовательном пространстве чеченской республики




НазваниеЭтнопедагогизация формирования личности в образовательном пространстве чеченской республики
страница1/7
Дата публикации16.06.2014
Размер0.85 Mb.
ТипАвтореферат
lit-yaz.ru > Право > Автореферат
  1   2   3   4   5   6   7



На правах рукописи

МУСХАНОВА ИСИТА ВАХИДОВНА


ЭТНОПЕДАГОГИЗАЦИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Специальность: 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора педагогических наук

Владикавказ – 2012


Работа выполнена в ФГБОУ ВПО «Чеченский государственный педагогический институт»
Научный консультант - доктор педагогических наук, профессор

Арсалиев Шавади Мадов-Хажиевич
^ Официальные оппоненты: Цаллагова Зарифа Борисовна,

доктор педагогических наук, профессор,

ведущий научный сотрудник Института

этнологии и антропологии

им. Н.Н.МиклухоМаклая РАН;

^ Батчаева Халимат Хаджи-Муратовна,

доктор педагогических наук, профессор

кафедры педагогики и педагогических

технологий ФГБОУ ВПОУ

«Карачаево-Черкесский

государственный университет им У.Д.Алиева»;

^ Писаренко Вероника Игоревна,

доктор педагогических наук, профессор

кафедры иностранных языков ГОУ ВПО

«Таганрогский государственный

радиотехнический университет»

^ Ведущая организация: ФГБОУ ВПО «Московский

педагогический государственный университет»

Защита диссертации состоится «______» __________ 2012 года в_____ часов на заседании диссертационного совета Д 212.248.03 при ФГБОУ ВПО «Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова» по адресу: 362025, РСО-Алания, г. Владикавказ, ул. Ватутина, 46, корпус 4, ауд. 1.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова


Автореферат разослан «______» ___________ 2012 года.


Ученый секретарь

диссертационного совета Н. М. Мкртычева
^ I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ
Актуальность и постановка проблемы исследования. Для настоящего этапа развития социума характерна амбивалентность цивилизационных процессов: развитие тенденций унификации, с одной стороны, и сохранение этнокультурного своеобразия народов, с другой. Мировой опыт показывает, что наиболее успешной стратегией данного процесса является интеграция, предполагающая сохранение собственной культурной идентичности каждого народа наряду с овладением им культурой других этносов. Сегодня обществу необходима личность, способная жить и работать в полиэтнической среде, знающая и уважающая не только свою этническую культуру, но и культуру других этнических групп, умеющая сочетать национальные и интернациональные интересы, способная успешно функционировать в условиях неоднородной этнической среды.

Однако, существующие в настоящее время нормы и ценности, оказывающие определяющее воздействие на подрастающее поколение в период его формирования, имеют в своей основе либо традиционно советскую, либо западную модели воспитания в большинстве своем не наполненые этнокультурным содержанием. Данная ситуация привела к утрате целостности родной культуры, удалению из обихода целых пластов этнического наследия, искусства, науки и образования, якобы не вписывающиеся в современные общественно-политические парадигмы. Этническая культура (традиции, обычаи, обряды, фольклор и т. п.) воспринимается большей частью молодежи как анахронизм, хотя именно она является основным звеном в цепи социокультурной преемственности, без которого невозможно формирование и развитие у подрастающего поколения глубоких позитивных чувств к истории, обычаям и традициям своего народа и, в конечном счете, истинной любви к Отечеству. Известно, что воспитание можно считать подлинно народным и национальным тогда и только тогда, когда в его содержании присутствует этническое самосознание, этническая культура, этническая психология, образ жизнедеятельности и система духовно-нравственных ценностей.

Изучение основных подходов к сущности происхождения и эволюции этнокультурной личности в контексте исторического обращения к идеям и исследованиям философов, педагогов, психологов, социологов, этнологов и культурологов, позволяет констатировать, что работы Ж.Бодена, Дж. Вико, И.Канта, Ж.Кондорсе, Ш.Монтескье, И.Тернера, А.Тюрго, А.Фергюссона внесли значитальный вклад в разработку концептуальных представлений о природе и специфических чертах рас и народов, обосновав их «натуральными» причинами (климат, ландшафт, ДНК). Идею о диффузии (взаимопроникновении) культур в процессе миграции этносов выдвигали Э.Норденшельд, Ф.Ратцель, Э.Фробениус и Г.Элиот-Смит. Эволюционные теории, возникшие в естествознании, привели к возникновению «теории наций». Так, немецкий философ Г.Гегель выявил значимость политического фактора в лице государства; французский социолог Дюркгейм в исследовании социальных явлений использовал метод структурного функционального анализа, развитый в дальнейшем Т.Парсонсом в контексте функционирования социальной системы и используемый в этнологии (Э.Гидденс, Р.Мертон, У.Самнер,) и культурологии (Б.Малиновский, Радклифф-Браун); М.Вебер, К.Маркс и Ф.Энгельс сделали акцент на значимости социально-экономических факторов в развитии всемирной истории; историк религии Э.Ренан и социолог Дж. С.Миль, считали национальное самосознание стержнем нации.

В многонациональной России ряд ученых (Н.А.Бердяев, С.Н.Булгаков, Н.Я.Данилевский, И.А.Ильин, В.О.Ключевский, М.М.Ковалевский, Н.О.Лосский, В.В.Розанов, Вл. Соловьев, Г.П.Федотов, П.П.Флоренский, Г.Г.Шпет) рассматривали в своих трудах вопросы, связанные с национальным самосознанием и национальным характером.

Теоретические аспекты формирования и эволюции этносов и наций, национального и этнического самосознаний, национальной и этнической культуры, общественных отношений, социальных конфликтов и т.п. были изложены в работах ученых советского периода ( М.К.Абдулатипов, А.Р.Аклаев, В.П.Алексеев, С.А.Арутюнов, С.С.Батенин, Ю.В.Бромлей, Л.П.Буева, В.П.Воробьев, Л.Н.Гумилев, П.С.Гуревич, А.В.Дахин, Т.М.Дридзе, Л.М.Дробижева, Т.Заславская, А.Г.Здравомыслов, Д.К.Зеленин, Л.А,Зеленов, М.Б.Ешич, М.С.Каган, С.А.Кагиян, Л.Н.Коган, В.И.Козлов, В.П.Кожевников, И.С.Кон, О.Л.Краева, Д.С.Лихачев, М.К.Мамардашвили, Э.С.Маркарян, М.В.Межуев, В.М.Найдыш, В.В.Орлов, А.А.Першиц, В.Я.Пропп, Б.А.Рыбаков, С.Е.Рыбаков, Л.С.Рубан, М.Н.Руткевич, Э.В.Сайко, В.В.Седов, Ю.И.Семенов, Е.И.Степанов, А.А.Сусаколов, С.А.Токарев, В.Н.Топоров, А.Д.Урсул, А.Я.Флиер, Н.Н.Чебоксаров, С.В.Чешко, К.В.Чистов, Ф.В.Чучин-Русов, Л.Е.Шапошников, М.Элиаде, В.А.Ядов, И.Г.Яковенко, В.Н.Ярская и др.).

В изучении психологических особенностей социальных общностей, какими являются и этносы, большой вклад внесли как зарубежные, так и отечественные ученые, эффективно исследовавшие социально-психологические механизмы идентификации, конформизма, уподобления, внушения, заражения, подражания и убеждения, проявляющиеся не только в системе отношений личностей, групп, классов, но и наций, народов и этносов (Б.Г.Аваньев, Г.М.Андреева, А.Г.Асмолов, Р.Бенедикт, М.И.Бобнева, П.П.Блонский, С.К.Бондырева, Ф.В.Брушлинский, Л.С.Выготский, В.В.Зеньковский, П.Ф.Легафт, А.Ф.Лазурский, А.Н.Леонтьев, М.Мид, Дж.Мид, В.С.Мухина, Б.Д.Парыгин, Б.Ф.Поршнев, С.Л.Рубинштейн, Т.Г.Стефаненко, Г.У.Солдатова, Д.И.Фельдштейн, Э.Фромм, Л.В.Филиппова, В.Хесле, В.Ю.Хотинец, П.Н.Шихарев, Е.В.Шорохова, Э.Эриксон, К.Юнг, Т.И.Ярошевский и др.)

Процессу воспитания учащейся молодежи в отечественной педагогике советского периода уделяли внимание Г. Д. Аверьянова, Р. Р. Бандура, Н. И. Болдырев, А. С. Бык, О. И. Волжина, Б. 3. Вульфов, А. Г. Давидюк, 3. Д. Джантакова, Е. И. Известнова, Р. М. Капралова, В. И. Кожокарь, Л. В. Кузнецова, А. Ф. Никитин, И. Н. Руссу, Я. В. Соколов, В. А. Сухомлинский, А. М. Шаленов, Т. А. Шингерей, Н. И. Щукин, Д. С. Яковлева и др., однако и они в своих трудах практически не касались вопросов этнического воспитания.

Вопросам формирования идентичности личности уделяли внимания В.Г. Крысько, Дж. Марси, Дж. Мид, В.С. Мухина, Г.У. Солдатова, Т.Г. Стефаненко Э. Эриксон и др.; проблемам гуманистического воспитания, формирования и развития толерантности в образовательном процессе – А.Г. Асмолов, Н.А. Асташова, Б.С.Гершунский, Е.В. Бондаревская, С.К. Бондырева, В.А. Лекторский, Н.М. Лебедева, В.А. Тишков, Е.Н. Шиянов и др.

Имеющиеся этнопедагогические исследования (Г.С.Виноградов, Г.Н.Волков, А.Н.Желобовский, К.Д.Ушинский, Я.И.Ханбиков, И.А.Шоров и др.), представляющие основу развития этой важной отрасли социального познания, в течение долгих десятилетий не были востребованы в воспитательной политике государства. С началом социальных преобразований и национально-культурного возрождения в России эта область педагогики получила мощный импульс для дальнейшего развития: разработаны концептуальные основы этнопедагогики как науки о регионально-этнической культуре воспитания, проведен анализ роли национальной культуры в процессе формирования личности, нашли свое отражение в педагогической литературе и другие вопросы развития национального образования (Б.Ш.Алиева Ш.М-Х.Арсалиев, К.Ш.Ахияров, В.М.Беркутов, Г.Н.Волков, Е.П.Жирков, В.К. Кочисов, М.И.Махмутов, Г.В.Мухаметзянова, З.Г.Нигматов, Т.Н.Петрова, Т.С.Саидбаев, Я.И.Ханбиков, Е.Е. Хатаев, З.Б. Цаллагова и др.). В трудах В.П.Беспалько, Б.С.Гершунского, Ю.С.Тюнникова и др. рассмотрели вопросы проектирования педагогических систем, в том числе и систем национального образования

На фоне достаточно серьезных научных исследований по различным проблемам этнопедагогики (Ш.М.-Х.Арсалиев, В.Ф.Афанасьев, А.Л.Бугаева, Г.Н.Волков, В.Н.Иванов, А.Э.Измаилов, Б.А.Кадыров, А.М.Леонов, Ш.А.Мирзоев, Т.Н.Петрова, М.Г.Тайчинов, Я.И.Ханбиков, Е.Л.Христова, З.Б.Цаллагова и др.), семейного воспитания (Е.А.Аркина, Т.М.Афанасьева, Т.В.Беликова, И.В.Гребенников, А.Э.Измайлов, В.А.Кан-Калик, С.В.Ковалев, Л.М.Низова, И.Г.Овчинникова, А.О.Пинт, Э.И.Сокольникова, Я.Титаренко, В.С.Торохтий, А.Г.Харчев и др.) следует отметить отсутствие работ, касающихся разрешения проблем этнопедагогизации. Хотя, на основе этнопедагогической концепции Г.Н. Волкова в последние годы и проводились исследования по методологическим проблемам этнопедагогики и теория национальной школы (Г.И. Батурина, Е.П Белозерцев, И.Ф.Гончаров, Е.П. Жирков, В.Н.Иванов, К.Ж.Кожахметова, Ш.А. Мирзоев, Т.Н.Петрова, 3.Т.Гасанов и др.); этнопедагогизации учебно-воспитательного процесса в современных условиях и ее педагогического обеспечения (Г.Н.Волков, Т.Ф.Кузина, Л. Н. Мукаева, О.Д.Мукаева, А.Л. Полякова, Т.И. Руднева, М. Г.Тайчинов, 3.Б. Цаллагова, и др.); роли народных традиций в воспитании подрастающего поколения (В. М.Григорьев, 3.Б.Цаллагова и др.); этнопедагогики различных регионов Российской Федерации (Г.П.Айдарова, Ш.М-Х. Арсалиев, А.Л.Бугаева, Г.Н.Волков, С.А.Даваев, О.Д. Мукаева, 3.Б.Цаллагова, и др.); историческим аспектам развития этнопедагогики и вопросам сравнительной этнопедагогики (В. А.Иванов, Т.Н. ПетроваЛ.И.Федорова и др.).

Следует отметить работы, в которых в той или иной степени рассмотрены вопросы этнопедагогизации учебно-воспитательного процесса (У.А.Винокурова - модель социализации; Г.Н.Волков - этнопедагогизация целостного учебно-воспитательного процесса; А.А.Григорьева - этническая педагогика якутов; А.Г.Корнилова - социальное воспитание; Г.Н.Максимов - этнопедагогические аспекты философии образования; A.B.Мордовская - профессиональное самоопределение старшеклассников; Н.Д.Неустроев - условия социализации сельских школ; Т.Н.Петрова -история этнопедагогики; А.П.Оконешникова - этнопедагогизация воспитательного процесса; А.Д.Семенова - технология саморазвивающейся личности; А.М.Цирульников - модели образовательных учреждений, технология анализа социокультурной ситуации; З.К. Каргиева - совершенствование системы подготовки кадров в условиях региона и др.); глобальной этнопедагогизации - Г.И. Батурина, Е.П. Жирков, Л.В. Кузнецова, К.Ж. Кожахметова, Т.Н. Петрова, Ю.А. Рудь, E.JI. Христова, Н.К. Чиряев, З.Б. Цаллагова и др.

В исследованиях, посвященных регионализации образования, возрождению национальных систем воспитания (И.А. Абрамов, К.И. Бузаров, Л.Ф. Греханина, В.В. Макаев, Ш.А. Мирзоев, Л.Л.Супрунова, С.Б. Узденова, И.А. Шоров), подчеркивается важность происходящих в системе образования перемен, связанных с сохранением и развитием самобытных образовательных и этнокультурных традиций, и отмечается кризис духовности, потеря, некогда представлявших национальную гордость, идеалов, утрата связи между поколениями.

Таким образом, проведенный в рамках исследования обзор научной литературы, посвященной проблемам этнического воспитания молодежи, показал, что целостной системы в процессе этнопедагогизации формирования личности в образовательном пространстве на сегодняшний день не существует.

Известно, что становление человека, как личности социально и культурно адекватной обществу, происходит под влиянием информации о разных сторонах общественной жизни, получаемой ею в повседневной практике. Развитие и формирование принятых в данном обществе качеств этнокультурной личности происходит, как правило, посредством ее воспитания (целенаправленной передачи норм и правил достойного поведения от старшего поколения к младшему).

Кризисные явления в духовной сфере, размывание ценностных ориентаций в современном обществе требуют сегодня осмысления особенностей формирования личности в условиях меняющихся общественных отношений, диктуют необходимость изучения роли этнокультурной воспитательной среды в данном процессе, механизмов трансляции этнокультурных ценностей в образовательный процесс современной школы.

Происходящие в последнее время изменения во всех сферах человеческой деятельности, наиболее ярко проявившиеся в развитии национального самосознания, отношении к языку и этнокультурным ценностям, изменили существенно и цели воспитания. Если, еще в 80-е годы XX века его основная цель состояла в формировании всесторонне развитой личности, отвечающей требованиям морального кодекса строителя коммунизма, без учета ее индивидуальности и уникальности, то сегодня цели и задачи воспитания заключаются в формировании человека национальной культуры, толерантного и способного к межэтническому и межкультурному диалогу. К сожалению, современная педагогическая наука медленно реагирует на имеющие изменения в обществе: пока в ней практически отсутствуют строгие методологические основы процесса этнопедагогизации.

Проведенный анализ научно-педагогической литературы, имеющийся практический опыт работы в образовательных учреждениях Чеченской Республики, позволили констатировать существование целого ряда накопившихся противоречий между:

- острой социальной потребностью и значимостью этнопедагогизации формирования личности в образовательном пространстве и практической неразработанностью этой проблемы в теории и практике педагогической деятельности;

- непрерывным возрастанием роли языка и этнопедагогики на данном этапе развития социума и недостаточной адаптированностью современной теории воспитания и образования к изменившимся условиям;

- необходимостью всестороннего анализа влияния социокультурных кризисов на особенности формирования этнокультурной личности и отсутствием научно-обоснованных подходов к данному процессу в этих условиях;

- актуальностью и необходимостью сохранения этнокультурных ценностей и «вестернизацией», имеющей тенденцию к усилению в условиях открытого информационного общества и происходящих в нем глобализационных процессов;

- возрастающей социальной значимостью религиозного фактора в формировании личности и недостаточной изученностью особенностей влияния различных течений ислама, распространенных в Чеченской Республике, на развитие этнокультуры и формирование этнокультурной личности;

- возросшей необходимостью использования методов этнопедагогики в образовании и отсутствием концептуальных моделей данного процесса в образовательном пространстве;

-огромным этнопедагогическим потенциалом фольклора и национальной художественной литературы и низким уровнем целенаправленного его использования в современном образовательном процессе.

Данные противоречия обуславливают объективное существование следующей научной проблемы: каковы теоретические и технологические основы эффективности этнопедагогизации формирования личности в образовательном пространстве.

Охарактеризованная проблема обусловила выбор темы исследования: «Этнопедагогизация формирования личности в образовательном пространстве Чеченской Республики»
  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Этнопедагогизация формирования личности в образовательном пространстве чеченской республики iconМодульный спецкурс для воспитателей доу по теме: «Использование икт...
Тема: «Нормативно-правовая база по использованию икт в образовательном пространстве доу. Возможности использования икт в образовательном...

Этнопедагогизация формирования личности в образовательном пространстве чеченской республики iconПлан мероприятий органов исполнительной власти Чеченской Республики,...
Чеченской Республики, администраций муниципальных районов и мэрий городских округов

Этнопедагогизация формирования личности в образовательном пространстве чеченской республики iconИнформация об основных показателях деятельности Министерства культуры...
Рцп «Сохранение культурного наследия Чеченской Республики (2013-2016 годы)»; подготовлен проект постановления Правительства чр по...

Этнопедагогизация формирования личности в образовательном пространстве чеченской республики iconПрограмма духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся...
Ых стандартов начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования, на основании Концепции...

Этнопедагогизация формирования личности в образовательном пространстве чеченской республики iconСоздание условий для развития личности учителя и ученика в едином...
Составление статистических отчетов по учащимся и сотрудникам (ош-1), тарификации, комплектование классов с 1 по 11-й

Этнопедагогизация формирования личности в образовательном пространстве чеченской республики iconФормирование информационно-коммуникативных компетентностей обучающихся...
Цель: Создание условий в образовательном пространстве школы, необходимых для формирования информационно – коммуникативной компетенции,...

Этнопедагогизация формирования личности в образовательном пространстве чеченской республики iconМеждународная научно-практическая конференция «Родная словесность...
Октября – 8 ноября 2013 года на базе педагогического факультета фгбоу впо «Тверской государственный университет» состоялась международная...

Этнопедагогизация формирования личности в образовательном пространстве чеченской республики iconМинистерство Чеченской Республики по национальной политике, печати...
Президента России В. В. Путина, «является величайшей трагедией 21- го века», был инспирирован извне. Это был развал многонациональной...

Этнопедагогизация формирования личности в образовательном пространстве чеченской республики iconОбластной детско-юношеский конкурс творческих и исследовательских...
Становление и развитие личности школьника на основе духовно-нравственных ценностей, гражданского и патриотического воспитания детей...

Этнопедагогизация формирования личности в образовательном пространстве чеченской республики iconК дню чеченской женщины были подготовлены и проведены мероприятия...
Цель: воспитать чувство уважения, любви к чеченской женщине, показать важность чеченской женщины в обществе



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница