Советы логопеда родителям младших школьников




НазваниеСоветы логопеда родителям младших школьников
страница1/3
Дата публикации22.08.2014
Размер290 Kb.
ТипДокументы
lit-yaz.ru > Право > Документы
  1   2   3
Советы логопеда родителям младших школьников.

Речь занимает чрезвычайно важное место в развитии ребёнка. Только через родной язык малыш входит в жизнь окружающих его людей. Хорошее знание русского языка необходимо для полноценного общения и изучения разных школьных предметов.

В развитии речи ребёнка следует обратить внимание на:

1. Состояние звукопроизношения. Ребенок к шести годам должен выговаривать все звуки.    Ошибочно надеяться на самопроизвольное исчезновение недостатков произношения: они могут прочно закрепиться и превратиться в стойкое речевое нарушение.

2. Состояние фонематических процессов. Этот раздел подразумевает умение ребенка подбирать слова с определенным звуком, владение навыками элементарного звукового анализа и синтеза (определение первого и последнего звуков в слове, умение из звуков составить слово, посчитать количество звуков), умение различать и повторять сочетания типа: ба-па-ба, та-ца-та, вы-вы-фы и др.

3. Состояние грамматического строя. Следует обратить внимание на словообразование (дождь - дождик). А также словоизменение (стул - стулья), согласование (желтый мяч) и управление (вышел из дома, рассказал о друге).

Любые недостатки речи ограничивают общение со сверстниками и взрослыми и

отрицательно влияют на формирование эмоциональной сферы ребёнка.  

   4.Состояние связной речи, умение самостоятельно сформулировать и высказать свои мысли. Составлять, пересказывать простые тексты.

 Если у вашего ребёнка есть нарушения в развитии речи необходимо своевременно обратиться к специалистам, а ещё обязательно дома с детьми выполнять различные речевые упражнения.

Предлагаю ряд упражнений на  развитие фонематического слуха и речевой моторики.

Развитие фонематического слуха.

Повторите слова парами:

Шутки – сутки                   жар – шар

Миска – шишки                 Саша – сажа

Крыса – крыша                  накал – шакал

Топот – шепот                    бык – шик

Стык -  штык                      дар – шар

Споры – шпоры                 мыло – шило

Развитие речевой  моторики:

а/ высовывать язык наружу «лопаткой»  / бя-бя, мя – мя/

б/ высовывать язык «жалом»

в/  присасывайте спинку языка к небу сначала при  закрытых  челюстях, а    

     затем при раскрытых / «лошадка»/.

г/ присасывайте язык  без отрыва от неба с раскрыванием и закрыванием  

        рта / кончик языка касается верхней десны /  «гармошка»/

д/ кончик языка подводите под верхнюю губу и  со  щелканьем отрывайте,

   втягивайте вниз - назад

Звуки  - ш -  , – ж – упражнения:

а/ для губ: округлить губы и вытянуть вперед, как при звуке  о. Углы губ при этом не должны соприкасаться. Губы не закрывают зубов.

   

            Расслабить губы и повторить 5 – 6 раз

б/ при развитии выдоха: округлить  губы, с силой вытолкнуть воздух, контролировать выполнение ладонью / теплая струя воздуха/

в/  для языка: поднять язык к передней части неба с помощью плоской палочки, подложенной под язык. Кончик языка поднять к небу. Зубы разомкнуть, губы округлить. Удерживать язык в верхнем положении некоторое время, повторить 8-10 раз.

         

       Артикуляционная гимнастика

 1.При выполнении упражнений необходимо соблюдать определенную последовательность – от простого к более сложному.

2.На начальном этапе упражнения выполняются в медленном темпе, перед зеркалом.

3.Количество повторов  каждого упражнения от 2 до 10 – 15 раз.

Главное, чтобы упражнение выполнялось правильно.

4.Зеркало можно убрать, когда ребенок научиться правильно выполнять движения.

5.Выполняется данный комплекс гимнастики несколько раз в день.

6.Если для ребенка утомительно выполнять все упражнения подряд,

 можно разбить гимнастику на блоки по 2-3 упражнения и выполнять их в течение дня

7.Можно использовать механическую помощь, если у ребенка не получается какое – либо движение. Ручкой чайной ложки, шпателем

или чистым пальцем помогите ребенку поднять язык вверх.

8.После освоения ребенком начального комплекса гимнастики рекомендуется постепенно добавлять упражнения  с учетом индивидуальных дефектов произношения.

  Комплекс упражнений,     вырабатывающий правильный     артикуляционный уклад звуков       С – СЬ – З – ЗЬ.

1.Лягушка

                                                                Улыбнуться, с напряжением обнажив

                                                                сомкнутые зубы. Удерживать данное

                                                                положение на счет до пяти. Прикус

                                                                должен быть естественным, нижняя

                                                                челюсть не должна выдвигаться вперед.

                                     Мы понравимся лягушкам.

                                                                    Тянем губы прямо к ушкам.

                                                                   Потяну и перестану

                                                                  И нисколько не устану.

2.Хоботок

                                                          Губы и зубы сомкнуты. С напряжением

                                                           вытянуть губы трубочкой. Удерживать

                                                         их в таком положении на счет до пяти.

                                                                   Подражаю я слону.

                                                                   Губы хоботком тяну.

                                                                 А теперь их опускаю

                                                                И на место возвращаю.

^ 3.   Лопаточка

                                                             Улыбнуться, открыть рот. Положить

                                                             широкий язык на нижнюю губу.

                                                             Удерживать в спокойном состоянии на

                                                             счет  до пяти.

                                                               В этом упражнении важно следить,

                                                              чтобы нижняя губа не напрягалась и не        

                                                              натягивалась на нижние зубы.

                                                                  Язык лопаткой положи

                                                                 И под счет его держи:

                                                                 Раз, два, три, четыре, пять!

                                                               Язык надо расслаблять!


^ 4.Накажем непослушный язычок

                                                           

                                                         Губы в улыбке. Легко покусывать язык            

                                                           по всей длине от кончика до корня,

                                                         попеременно высовывая и снова втягивая.

                                                         Положить широкий язык между губами и

                                                          «пошлепать» его « пя-пя-пя-пя-пя»

^ 5.Киска сердится

                                                           Улыбнуться, открыть рот. Кончиком

                                                          языка упереться в нижние зубы. На счет

                                                           – «раз» - выгнуть язык горкой, упираясь

                                                           кончиком в нижние зубы. На счет «два»

                                                          вернуться в исходное положение.

                                                          Кончик языка при этом не должен

                                                          отрываться от нижних зубов, рот не

                                                          закрывается.

                                                                На скамейке у окошка

                                                               Улеглась и дремлет кошка

                                                               Кошка  глазки открывает,

                                                              Кошка спинку выгибает.

^ 6... Упрямый ослик.

                                                              Губы в улыбке, рот приоткрыть. С  

                                                              силой произносить звукосочетание:

                                                              -  ИЕ.

                                                                Кончик языка при этом упирается в

                                                                нижние зубы.

^ 7.    Трубочка

 

                                                              Открыть рот, свернуть язык

                                                               трубочкой. Длительно подуть в эту

                                                               трубочку.

                                                                    Язык сложим в трубочку –

                                                                     На дудочку похоже.

                                                                     Подудеть на дудочку

                                                                    Без дудочки мы можем.

^ 8.Чистим нижние зубы

                                                   Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком

                                                   Языка  «почистить» нижние зубы с

                                                   внутренней стороны, делая движения языком

                                                   вправо – влево. Нижняя челюсть при этом не

                                                       двигается.

                                                                      Чисти зубы, чисти зубы

                                                                      И снаружи, и внутри,

                                                                     Не болели,  чтоб они.

 ^ 9.    Качели

                                                          Улыбнуться, открыть рот. На счет «раз-

                                                          два» поочередно упираться языком то

                                                           в   верхние, то в нижние зубы.  Нижняя

                                                          челюсть при этом неподвижна.

                                                             На качелях я качаюсь

                                                            Вверх – вниз, вверх – вниз.

                                                          Я все выше поднимаюсь,

                                                         А потом спускаюсь вниз.

^ 10.   Посчитай нижние зубы

                                                           Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком

                                                           языка упираться по очереди  в каждый  

                                                           нижний зуб с внутренней стороны

                                                            Следить, чтобы нижняя челюсть была

                                                            неподвижна.

                                                             С языком случилось  что – то,

                                                             Он толкает зубы!

                                                            Будто хочет их за что – то

                                                            Вытолкнуть за губы.

                                                                                                      

   Комплекс упражнений, вырабатывающий

правильный артикуляционный уклад звуков

                         Ш – Ж – Щ – Ч

1.Лягушка

                                                       Улыбнуться, с напряжением обнажив

                                                       сомкнутые зубы. Удерживать данное  

                                                       положение на счет до пяти.

                                                       Прикус должен быть естественным,

                                                       нижняя челюсть не должна выдвигаться

                                                       вперед.

                                                              Чтоб  понравиться лягушкам,

                                                             Тянем губы прямо к ушкам.

                                                            Потяну и перестану

                                                           И нисколько не устану.

2. Хоботок                                   Губы и зубы сомкнуты. С напряжением

                                                      вытянуть губы вперед трубочкой.    

                                                     Удерживать их в таком положении на счет

                                                     до пяти.

                                                              Подражаю я слону.

                                                             Губы хоботком тяну.

                                                           А теперь их отпускаю

                                                          И на место возвращаю.

^ 3.   Лопаточка

                                                       Улыбнуться, открыть рот. Положить

                                                        широкий язык на нижнюю губу.

                                                        Удерживать в спокойном состоянии на        

                                                        счет до пяти. В этом упражнении важно  

                                                      следить, чтобы нижняя губа не

                                                       напрягалась и не натягивалась на нижние

                                                       зубы.

                                                              Язык лопаткой положи

                                                            И под счет его держи:

                                                            Раз, два, три, четыре, пять!

                                                          Язык надо расслаблять!
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Советы логопеда родителям младших школьников icon«Никому ничего не скажу » Советы учителя-логопеда родителям дошкольников
Для того чтобы правильно оценить состояние речи ребенка, вспомним показатели нормального речевого развития

Советы логопеда родителям младших школьников iconСоветы логопеда родителям: Речевая готовность ребёнка к школе
Ведь именно при помощи речи устной и письменной ребёнку предстоит усвоить всю систему знаний. Чем лучше у него будет развита речь...

Советы логопеда родителям младших школьников iconСоветы логопеда заботливым родителям
Начнем с вас. Даже если вы молчаливы от природы – все равно говорите с малышом. Ребенок легче понимает обращенную к нему речь, если...

Советы логопеда родителям младших школьников iconСоветы родителям
Если родители всерьез обеспокоены недостаточно заинтересованным отношением ребенка к чтению, им могут пригодиться советы американского...

Советы логопеда родителям младших школьников iconРазвитие творческих способностей, поисковой и исследовательской деятельности...
Пробуждать у младших школьников познавательный интерес к предметам в процессе обучения

Советы логопеда родителям младших школьников iconПояснительная записка «Развитие речи младших школьников». 3 класс...
Рабочая программа «Развитие речи младших школьников» для 3 класса на 2013- 29914 учебный год составлена на основе основной образовательной...

Советы логопеда родителям младших школьников iconСценарий закрытия
Организация исследовательской деятельности младших школьников. Итоги первого конкурса для младших школьников «Мой проект» Сборник...

Советы логопеда родителям младших школьников iconРазвитие способности к самоопределению у младших школьников
Механизмы практической реализации развития способностей к самоопределению у младших школьников

Советы логопеда родителям младших школьников iconСоветы логопеда и
Нет такой области деятельности человека, где не нужна была бы речь, хотя бы на этапе обучения

Советы логопеда родителям младших школьников iconПрограмма социального тренинга для младших школьников «сотрудничество»
Ведущей деятельностью младших школьников является игра, поэтому программа состоит на основе игровых упражнений, направленных на обеспечение...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница