Примерная программа по гражданскому образованию в начальных классах. ^




Скачать 262.19 Kb.
НазваниеПримерная программа по гражданскому образованию в начальных классах. ^
страница1/3
Дата публикации22.08.2014
Размер262.19 Kb.
ТипПримерная программа
lit-yaz.ru > Право > Примерная программа
  1   2   3
Примерная программа по гражданскому образованию в начальных классах.
^ Пояснительная записка

Общая характеристика учебного предмета.
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, программы « Гражданское образование в начальных классах» С.К.Тивиковой, Н.Н.Деменевой, Т.Я.Железновой, Н.Ю.Яшиной, планируемых результатов начального общего образования.
Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации. Законопослушность, правопорядок, доверие, развитие экономики и социальной сферы, качество труда и общественных отношений — всё это непосредственно зависит от принятия гражданином России общенациональных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни.
Таким образом, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.
Курс гражданского образования в начальных классах рассматривается как пропедевтическая основа для изучения истории в начальной школе и граждановедения в основной.
Курс создает условия для первичной социализации ребенка, его нравственного развития, становления духовной основы и правовой культуры личности. Важной установкой его является воспитание, с одной стороны, чувства любви к своему Отечеству, гордости за свою страну, а с другой - уважения к культуре других народов, толерантности, доброжелательного отношения к другому человеку и принятия его таким, какой он есть, осознания детьми понятий «достоинство», «равенство», «справедливость», «совесть», «честь», «свобода» и др.
Курс гражданского образования включается в систему обучения в начальной школе как органическая ее часть и поэтому имеет интегративный характер, строится с учетом межпредметных связей с другими учебными предметами. Он способствует реализации общих целей начального образования, направлен в первую очередь на развитие личности младшего школьника, построен с учетом идей развивающего обучения и предполагает дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в процессе обучения, возможность проведения диагностики их логического и образного мышления, речи, репродуктивного и творческого воображения. Предполагается тесная связь учебного предмета «гражданское образование» с внеклассной работой и семейным воспитанием, что позволит более целенаправленно решать задачи нравственного воспитания детей, становления их мировоззрения, возникновения в их сознании необходимых ценностных ориентаций.

Основные идеи курса гражданского образования для начальной школы по УМК «Кораблик» и «Жар-птица» связаны с самоопределением ребенка, выявлением им смысла своей роли и своего значения, как в жизненном пространстве, так и во времени. Человек живет в пространстве, и многое может узнать о других странах и народах, о людях, живущих на Земле одновременно с ним. Человек существует во времени и может многое узнать о прошлом, об истории человечества, он стремится заглянуть и в будущее.
^ На первом году обучения по курсу гражданского образования особое внимание уделяется взаимосвязанным понятиям: Земля - жители Земли, земляне; Родина, Отечество, государство - гражданин своей страны; Россия, россиянин; Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, москвич, петербуржец, нижегородец, житель города, села; семья, член семьи (сын, брат, внук, племянник, дочь, сестра, внучка, племянница). Таким образом, ребенок ощущает себя в той или иной роли в зависимости от того пространства, которое в данный момент рассматривается как дом.
^ На втором году обучения по данному курсу и УМК «Жар-птица» главным для ребенка становится осознание себя во времени, ощущение себя частицей единого целого, пребывающего на стыке прошлого, настоящего и будущего. Ребенок осознает, что он тесно связан не только с людьми, которые живут с ним в одно время, но и с теми, кто был до него и кто будет после. И задача каждого человека - воспринимать себя важной составной частью всего человечества, каждый представитель которого должен знать и ценить свой род, свои корни, прошлое своего народа, замечать сходство и различие между людьми разных стран, видеть в этом различии возможность понять и удивиться друг другу и признать разнообразие важнейшим условием жизни на нашей планете. Ведь только память, доброта и красота помогают человеку оставаться Человеком.


^ Цель гражданского образования в начальной школе - создание условий для социализации растущей личности, для становления гражданской идентичности младшего школьника, его духовно-нравственного развития.

^ Особенности содержания курса.

Программа курса построена на основе сочетания всех основных элементов содержания образования: знаний, навыков и умений, опыта творческой деятельности и опыта ценностных ориентации. Знания, которые получают учащиеся при изучении курса, носят интегрированный характер. Они включают в себя понятия, термины, факты и сведения о природе, обществе и человеке. При этом центральное место занимают обществоведческие знания, практически не представленные в других учебных предметах начального образования.

Специфика курса гражданского образования определяется тем, что в нем главным, ведущим содержательным элементом является опыт ценностных ориентации, то есть эмоционально-чувственное, духовное отношение к миру и друг к другу. Курс гражданского образования способствует воспитанию нравственного, эстетического, оценочно-эмоционального отношения к действительности, создает условия для возникновения у младших школьников системы ценностей и мировоззренческих ориентиров.
Учащиеся могут приобрести и определенный опыт творческой деятельности, а также важнейшие социальные навыки и умения, связанные с взаимодействием со сверстниками, учителем, родителями. Формируемые у младших школьников общеучебные и творческие умения неспецифичны, они имеют метапредметный характер, а поэтому предлагаемые учащимся на уроках гражданского образования задания построены на основе межпредметных связей с обучением грамоте, а также литературным чтением, окружающим миром, математикой и др. В курсе предусмотрено формирование личностных и метапредметных умений коммуникативных, регулятивных и познавательных универсальных учебных действий. Курс гражданского образования строится на основе условно-концентрического принципа. В течение двух лет изучаются 4 основных раздела (тематических блока), которые имеют разное содержательное наполнение в зависимости от года обучения:

  1. Отечество. Родина. Россия.

  2. Познание мира.

  3. Культура разных народов.

4 Семья и человек.

Во 2 классе каждый тематический блок изучается в течение одной четверти и имеет образное название.
1-я четверть. Дом, в котором мы живем.
2-я четверть. В путешествие по миру.
3-я четверть. В тридевятом царстве, в тридесятом государстве.
4-я четверть. Я и моя семья.


В УМК «Жар-птица»(3 класс) также выделены четыре тематических блока, каждый из которых изучается в течение одной четверти.

1-я четверть. Тепло родного очага.

2-я четверть. Над российскими просторами.

3-я четверть. Живем мы по соседству.

4-я четверть. Из страны детства в мир взрослых.


Внутри блока (четверти) учащимся предложены отдельные темы, содержательно связанные друг с другом. Все они отражают различные грани данного тематического раздела. Сначала рассматривается общий вопрос, выводящий на осмысление темы в целом. А затем следует более конкретный материал, позволяющий дать образное и разноплановое представление об отдельных частях целого, составляющих обобщенное понятие. Таким образом, учащиеся познают конкретное как единство в многообразии. Этот подход является характерным для развивающего обучения.

^ Место курса «Гражданское образование» в учебном плане.
Курс «Гражданское образование» рассчитан на 68 ч. Во 2 классе на изучение гражданского образования отводится 34 ч. (1 ч. в неделю, 34 учебные недели), в 3 классе также 34 ч. ( 1 ч. в неделю, 34 учебные недели ).

^ Результаты изучения учебного предмета.
Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.


^ Личностные результаты:

1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций многонационального российского общества;
2) формирование целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
4) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
5) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу; 
6) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
7) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
8) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
9) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

^ Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
8) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

^ Предметные результаты:

1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
3) освоение доступных способов изучения общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

^ Содержание программы 2 класса (34 ч)

Дом, в котором мы живём (9 ч)

Земля – общий дом для всех людей. Дом, в котором мы живём: различные значения слова дом. Планета Земля - наш общий дом: страны, государства, народы. Человечество. Общее представление о разных языках и обычаях, способах общения и взаимодействия людей. Приветствия у разных народов. Библейская легенда о Вавилонской башне. Представление о Всеобщей Декларации прав человека. Статья Декларации: «Все люди рождаются свободными и равными в своих правах. Они наделены разумом и должны относиться друг к другу по-братски».

Отечество. Наша Родина – Россия. Понятия родина, отечество. Россия – наша Родина. Стихи, рассказы и пословицы о Родине. Гражданство. Россияне – граждане России. Флаг России. Русский язык, его красота и богатство. Природа России. Образ русской березки в песнях, стихах, картинах. Обычаи и традиции русского народа. Народные праздники, костюмы, игры и забавы, песни и частушки, блюда русской кухни. Гордость за свою страну. «Каждый человек имеет право на гражданство».

Москва – столица нашей Родины. Москва – сердце России. История строительства Москвы. Основатель Москвы - Юрий Долгорукий. Москвичи – жители Москвы. Древняя т современная Москва. Достопримечательности современной Москвы. Кремль. Красная площадь. Москва-река. Стихи, песни, пословицы и поговорки о Москве. Народные промыслы Московской области (Гжель). Уважение к столице нашей Родины.

Санкт-Петербург. Основание города Петром I. Санкт-Петербург – окно в Европу. Петербург – голова России, ее северная столица. Петербуржцы – жители Санкт-Петербурга. Современный Санкт-Петербург. Достопримечательности Санкт-Петербурга. Петропавловская крепость. Эрмитаж. Нева. Невский проспект. Санкт-Петербург как один из культурных центров России. Гордость за культурное наследие России.

^ Нижний Новгород. Основание города. Князь Юрий Всеволодович – основатель Нижнего Новгорода. Нижегородский кремль. Герб Нижнего Новгорода. Достопримечательности Нижнего Новгорода. Стихи и песни о родном городе. Волга – великая русская река. Стихи, песни, пословицы о Волге. Нижегородцы – жители Нижнего Новгорода. Наши известные земляки. Обсуждение «Чем славится современный Нижний Новгород и Нижегородская область». Гордость за родной край( Нижний Новгород и Нижегородская область).

^ Нижегородская ярмарка. Представление о ярмарке. Проведение ярмарки в Нижнем Новгороде. Нижний Новгород – карман России. Торговые ряды ярмарки. Культурная программа ярмарки, веселье и развлечения. Народные промыслы Нижегородской области. Хохломская и Городецкая росписи. Русская матрешка.

^ Ярмарочная карусель. Обобщающий урок-праздник. Воображаемая встреча хозяев ярмарки (нижегородцев) и гостей (москвичей, петербуржцев, гостей из других стран). Игры, конкурсы по теме «Ярмарка», коллективная роспись изделий.

В путешествие по миру (7 ч.)

Шар земной именуется миром. Различные значения слова мир. Мир – планета Земля. Мир – согласие. Пословицы о мире. Открытие окружающего мира для других и для самого себя. Первоооткрыватели, путешественники. Библейская легенда «Ноев ковчег».

^ Открываем Америку. США. Старый и Новый Свет. Открытие Америки Колумбом. Чудеса Нового света (что пришло в Европу из Америки). Коренное население Америки – индейцы, их культура и обычаи. «Песнь о Гайавате» - легенды об индейцах. Различные способы выражения своих мыслей и чувств, в том числе с помощью пиктографического письма. История освоения Америки переселенцами. Сказка-небылица «Великий лесоруб Поль Баньян». США – страна молодой культуры. Города США (Вашингтон, Нью-Йорк). Небоскрёбы. Статуя Свободы. Флаг США. Американцы – граждане США. Английский язык. Мультфильмы У. Диснея. Диснейленд. Статья Декларации «Каждый человек должен обладать всеми правами и свободами независимо от национальности, языка, расы, пола, религии».

^ Индия. Хождение за три моря. Хождение за три моря Афанасия Никитина. Индия – страна древней культуры. Традиции индийцев. Дели – столица Индии. Река Ганг. Язык хинди. Экзотика страны. Природа Индии. Доброе отношение индийцев к животным.

^ Кругосветное путешествие. Изменение представлений людей о форме земли. Понятие кругосветное путешествие. Первое кругосветное путешествие Магеллана. Путешествие по свету. Выход человека за пределы Земли. Космические полёты. Магеллан XX века – Юрий Гагарин. Гордость за наших космонавтов и достижения России в космической сфере. Сотрудничество людей разных стран. Статья Декларации: Каждый человек имеет право уехать из своей страны, также вернуться на Родину»

^ По новогодней карте. Новый год – праздник всех народов мира. История празднования Нового года в нашей стране. Новогодние традиции и обычаи России и других стран. Новогодние символы. Новогодние традиции семьи.

Составление новогодних пожеланий.

^ Разноцветный новогодний хоровод. Обобщающий урок-праздник в форме карнавала. Защита костюмов по микрогруппам. Представление выбранных героев в форме песни, танца, рисунка, сказки и т.д. Игры разных народов, хороводы и конкурсы.

В тридевятом царстве, тридесятом государстве (10 ч.).

По неведомым дорожкам. Мир сказки и далеких, неведомых стран. Добро, честность, справедливость. Главное правило общения и взаимодействия людей.

^ В суровом северном краю. Север. Скандинавские страны, их общие и отличительные черты, природа и культура. Мужество, стойкость, сдержанность, доброта — черты характера скандинавов.

^ Секреты старого замка. Запад. Страны Западной Европы: Германия, Великобритания, Франция. Многообразие и сходство европейских традиций и культур. Секреты аккуратности, вежливости, оптимизма.

^ Под жарким солнцем Черной Африки. Юг. Пестрая карта Африки. Причудливость природы. Традиции и ритуалы африканских народов. Мудрость и взаимопомощь как нравственные ценности.

^ Там, где восходит солнце. Восток. Древняя культура Китая и Японии. Чудеса, созданные руками человека. Понимание красоты и трудолюбие. Законы дружбы.
Я и моя семья (8 ч.)
Из дальних странствий возвратясь. Социальные роли человека. Чувства братства и милосердия как основа взаимоотношений.

^ Мир семьи. Родственники. Родители. Отношения детей и взрослых в семье. Семейные традиции и праздники.

Я и мое имя. Имена, отчества, фамилии — часть истории народа. Древние и современные русские имена. Правила вежливого обращения. Человек, его имя и добрые дела.

^ Свет мой, зеркальце, скажи. Самопознание человека. Внешность, чувства, характер, интересы. Время и умение его беречь.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Примерная программа по гражданскому образованию в начальных классах. ^ iconПрограмма государственного междисциплинарного экзамена по гражданскому праву
Программа предназначена для оказания помощи студентам выпускникам в подготовке к государственному междисциплинарному экзамену по...

Примерная программа по гражданскому образованию в начальных классах. ^ iconРабочая программа по гражданскому образованию
Важнейшей задачей современной школы является развитие у юного поколения чувства патриотизма, воспитание личности учащихся на основе...

Примерная программа по гражданскому образованию в начальных классах. ^ iconРабочая программа по гражданскому образованию
Важнейшей задачей современной школы является развитие у юного поколения чувства патриотизма, воспитание личности учащихся на основе...

Примерная программа по гражданскому образованию в начальных классах. ^ iconАнализ работы мо учителей начальных классов за 1 четверть 2012-2013 уч год
Мо учителей начальных классов состоит из 10 человек, которые работают в 13 классах-комплектах (учитель Самойленко О. Д. преподаёт...

Примерная программа по гражданскому образованию в начальных классах. ^ iconПримерная программа выполняет две основные функции: Информационно-методическая
Примерная программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего...

Примерная программа по гражданскому образованию в начальных классах. ^ iconПримерная программа выполняет две основные функции: Информационно-методическая
Примерная программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего...

Примерная программа по гражданскому образованию в начальных классах. ^ iconПримерная рабочая программа по внеклассному чтению 3 класс, учебник «Литературное чтение»
Составитель: учитель начальных классов Кириллина Ирина Венидиктовна, моу сош №1с уиоп

Примерная программа по гражданскому образованию в начальных классах. ^ iconПримерная рабочая программа по литературному чтению 3 класс, учебник «Литературное чтение»
Составитель: учитель начальных классов Кириллина Ирина Венидиктовна, моу сош №1с уиоп

Примерная программа по гражданскому образованию в начальных классах. ^ iconПримерная рабочая программа по литературному чтению 2 класс, учебник «Литературное чтение»
Составитель: учитель начальных классов Кириллина Ирина Венидиктовна, моу сош №1с уиоп

Примерная программа по гражданскому образованию в начальных классах. ^ iconИспользование произведений детских поэтов в воспитательной работе...
Учитель: Бабина Нина Юрьевна, учитель начальных классов, г. Новодвинск, Архангельская область, М. О. У. «Сош №7»



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница