Международный Фестиваль Культуры и Искусства Культура моего края




Скачать 200.46 Kb.
НазваниеМеждународный Фестиваль Культуры и Искусства Культура моего края
Дата публикации25.08.2014
Размер200.46 Kb.
ТипКонспект
lit-yaz.ru > Право > Конспект
Международный Фестиваль Культуры и Искусства

Культура моего края

«Моя малая родина-Хакасия»

(серия занятий НОД, старший дошкольный возраст)

Устюгова Юлия Владимировна

Воспитатель
Шаройко Тамара Алексеевна

Воспитатель
МБДОУЦРДС «Сказка»

г. Черногорск, Хакасия

2014 г.

Конспект НОД «Моя малая Родина» (республика Хакасия)
Задачи:

  • уточнять и расширять знания о государственных символах России и Хакасии;

  • познакомить со значением изображений на флаге и гербе страны и республики; систематизировать знания о нашей республике;

  • прививать любовь к родине, чувство гордости за родной край;

  • расширять представления о природе нашей республике, её народе, традициях; способствовать развитию познавательных процессов


Оборудование и материалы: изображения герба и флага России и Хакасии, стенд «Кремль», карточки для дидактических игр, ноутбук, фрагмент из фильма о Хакасии
Предварительная работа: чтение стихотворений: «Наша Родина», «С чего начинается Родина?», рисование рисунков на тему «С чего начинается Родина?», создание выставки рисунков, беседа «Моя малая родина».
Ход занятия

1.Рассматривание выставки детских рисунков «С чего начинается Родина?». Беседа. Приветствие гостей и приглашение их на мини-выставку.

- Как называется наша выставка? Расскажите нам о своих рисунках. Что вы нарисовали? Почему именно это? Что же такое Родина?

2. Россия.

- Кто сможет сказать, как называется наша Родина?

- Я приготовила для вас карту. Это карта мира. На ней изображены все государства нашей планеты.

- Давайте найдем нашу страну (показывает). Что вы можете сказать о ней. (Она больше некоторых других государств). А что это за город выделен особо? Почему его так обозначили? (Это столица России — город Москва). Почему именно Москва столица нашей Родины. (В Москве, в кремле заседает президент и правительство, оно принимает все важные решения для нашей страны).


3. Рассматривание стенда

- У нас тоже есть кремль, конечно, не такой как в Москве, давайте подойдем и посмотрим. Что вы видите на нашем кремле? (Флаги и гербы). Какое можно дать общее название этим изображениям? (государственные символы). Покажите символы России. Что можно сказать про остальные символы? (это символы Хакасии и города Черногорска).
4. Физминутка «Игра с мячом»

Как называется наша страна?

Как называется столица нашей страны?

Как называется наша республика?

Как называется столица нашей республики?

Как называются люди живущие в России? И т.д
5. Дидактические игры

«Собери герб»

- Предлагаю немного поиграть. Сначала разделимся на 2 команды. Я даю вам по фрагменту картинки, вы находите себе «друзей» и собираете картинку целиком. Что получилось? (герб России и Хакасии).

«Собери флаг»

- Следующее задание нужно собрать флаги из полосок. А кто, какой флаг собирает, узнаете, разгадав ребус. Соберите цифры попорядку и узнаете, какой флаг нужно собрать.

Рассказ воспитателя о значении полосок на флагах России и Республики Хакасия.

Наша республика входит в состав России. У меня есть карта России, давайте найдем на ней нашу республику. Найдите столицу. Как вы узнали, что это столица? Как называется город, в котором мы живем? Найдите его на карте.

7. Книга о Хакасии.

- Я предлагаю вам познакомить наших гостей с книгой о Хакасии, которую мы с вами сделали. Давайте полистаем её, и расскажем, что есть на её страницах.

8. Просмотр фильма о Хакасии.

- Я хотела пригласить к нам знакомого краеведа, чтобы он рассказал нам еще что-нибудь интересное о нашей республике. Но он не смог приехать и прислал видеозапись. Хотите посмотреть? Что вам запомнилось? Что вы можете теперь еще рассказать о Хакасии? Я предлагаю дополнить нашу книжку новыми страницами о том, что мы узнали.

9. Просмотр сказки

- В заключении я предлагаю вам посмотреть хакасскую сказку, которую краевед прислал нам в подарок. (Просмотр сказки)

Конспект НОД «Родина – моя Хакасия»

Задачи: формировать чувство патриотизма путем осмысления таких понятий как род, родители, Родина. Развивать познавательную сферу детей; способствовать развитию речи, памяти, внимания, мышления. Воспитывать любовь и привязанность к своей семье, дому.

Материалы и оборудование: карта, карточки с изображением символики, пирамидка, схемы для игры «Собери флаг», большой лист бумаги с изображением «схемы» семейного дерева, ролик о Хакасии.
Ход занятия.

Воспитатель читает стихотворение:

Хакасия – край мой, родные просторы!

^ Вы мне улыбаетесь морем огней,

Широкие степи, высокие горы

Навеки в душе сохранятся моей!

Ребята, о чем это стихотворение? А как называется республика, в которой мы живем? (республика Хакасия). А вы можете показать на карте, где расположена наша республика? (дети у доски показывают на карте расположение республики). Назовите, пожалуйста, столицу нашей республики, покажите ее на карте. Какие города вы еще знаете? Дети называют, ищут их на карте (Черногорск, Сорск, Абаза, Саяногорск).

Вы правильно нашли наши символы, а что вы можете мне рассказать о Государственном флаге нашей республики?

Рассказ детей: флаг нашей республики похож на четырехугольник, состоит из четырех полос – зеленой, синей, белой и красной. Воспитатель: что символизируют эти полосы?

Дети: зеленый цвет – это цвет вечной жизни, весенней тайги, степей и лугов. На зеленой полоске расположен солярный знак, он обозначает солнце, а четыре угла это четыре времени года и четыре стороны света.

Синяя полоса – это цвет неба, веры, верности и постоянства.

Белый цвет – обозначает мир, чистоту, совершенство.

Красный символизирует энергию, силу, любовь.

Молодцы! Ребята, а у нас в республике Хакасия есть свои символы? Какие? Дети отвечают, что это флаг и герб нашей республики. Детям предлагается задание, дидактическая игра «Найти флаг и герб» республики среди других символов. Ребята выполняют задание, помещают флаг и герб на доску.

Молодцы, ребята, вы все правильно рассказали. А что вы знаете о гербе Хакасии? Какой он формы? (круглый).

Дети: в центре расположен красный щит, он защищает и охраняет народ Хакасии. В центре щита крылатый барс, сверху солярный знак, символ солнца и звезды. По краю находятся березовые ветви с зеленой листвой, внизу на изображен хакасский орнамент.

Молодцы, ребята, вы много знаете о символах нашей республики, а поиграть хотите? Дети делятся на две команды с помощью фишек. Д/игра «Собери флаг». Вам нужно внимательно рассмотреть полоски, и решить, какой флаг вы будете собирать (российский или хакасский). Дети собирают флаги, проверяют друг у друга, как они выполнили задание.



Ребята, а вы хотите узнать еще что-нибудь новое и интересное о нашей республике? (да!). тогда я вас приглашаю в гости к деду Краеведу. (просмотр ролика). Что вам запомнилось из фильма? Что еще нового вы узнали? Какие горы показывали в фильме? (Саяны, Сундуки). Как называют

коренных жителей живущих в Хакасии? (хакасы). А хотите поиграть в хакасскую народную игру?

Физминутка: х.н. игра «Веревочка», использовать хакасскую считалку.
Ребята, а вы дома с кем играете? (с мамой, братом, сестричкой, папой).

Воспитатель: Семья - это родное! Сколько в нем света тепла и добра! Как мы гордимся своими родными за все их заслуги, за все их дела! Скажите мне, пожалуйста, кого называют родственниками? (мама, папа, дедушка, бабушка). Правильно, родственниками называют близких по родству людей. А еще можно сказать, что родственники это одна большая семья. Скажите, пожалуйста, а кто самый уважаемый человек в вашей семье? (прабабушка, прадедушка). Почему они уважаемые люди? (потому что они долго живут, много знают, помогают во всем).. Воспитатель: правильно, ребята. А еще мы уважаем их зато, что они дали жизнь вашим родителям, а ваши родители – вам. Как вы думаете, ребята, когда вас не было, как назывались ваши родители? (детьми). А как они стали называться, когда появились вы (родители). У многих из вас есть братья, сестры, много других родственников. Большой род всегда изображают в виде древа и называют его семейным древом.

Рассказ ребенка о семейном древе.

Занятие заканчивается стихотворениями о семье.

Конспект НОД «Природа наше богатство»

Задачи: познакомить с «Красной книгой», как государственным документом и её значением; растениями и животными, занесенными в нее; формировать бережное отношение к родной природе.

Материалы: иллюстрации солнышка, воздуха, воды, ягоды, гриба, пчелы. Презентация PoverPoint «Главная книга природы». Папка для создания Красной книги.

Ход занятия

1. Орг. момент.

- Поприветствуем, друг друга теплыми улыбками и начнем занятие.

^ Воспитатель читает загадки, и изображение отгадки прикрепляет на доску

Ну-ка, кто из вас ответит:

Не огонь, а больно жжет,

Не фонарь, а ярко светит,

И не пекарь, а печет. (Солнце)
Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он – невидимый, и все же

Без него мы жить не можем. (Воздух)
Блещет в речке чистой

Спинкой серебристой. (рыба)
Подмигнет тебе украдкой

Из травы фонарик сладкий.

(ягода)

Стоял на крепкой ножке,

Теперь лежит в лукошке.

(гриб)

Домовитая хозяйка

Пролетает над лужайкой,

Похлопочет над цветком

И поделится медком. (пчела)

-Как назвать одним словом, картинки, прикрепленные на доску? Солнце, воздух, вода, грибы, пчела, рыба, и все это – природа. Человек живет в природе и от природы зависит жизнь человека. Природа имеет важное значение в жизни каждого человека: ведь кроме красоты и прекрасного настроения, она дает человеку то, без чего жить невозможно.

2. Беседа по теме занятия

- Природа очень разнообразна. Человек издавна пользовался дарами природы.

- Может ли человек прожить без солнца?

-А без воздуха мы можем прожить?

-А всегда ли человек помогает природе? А может ли человек губить природу? (загрязняет реки, вырубает леса, отлавливает животных и др.)

Д/и «Хорошо-плохо».

Воспитатель: Воздух – это хорошо... Почему? Где?

Дети: Потому что воздухом мы дышим. Потому что воздух нужен человеку, животным и даже растениям. Очень полезный воздух в хвойном лесу. Мы ездим дышать чистым воздухом в деревню.

Воспитатель: Воздух – это плохо... Почему? Где?

Дети: Вредный воздух – возле заводов, комбинатов. Если дышать долго таким воздухом,

можно заболеть. Плохо, когда воздух зимой очень холодный, может заболеть горло. Воздух наполнен микробами, надо дышать носом.

Воспитатель: Вода – это хорошо... Почему? Где?

Дети: Вода нужна для жизни всему живому. В жаркие дни вода утоляет жажду. Можно

искупаться в реке, в море. Водой хорошо закаляться.

Воспитатель: Вода – это плохо... Почему? Где?

Дети: Грязную воду нельзя пить. Вода бывает холодной, от нее можно простудиться.

Когда идет холодный дождь, вокруг неуютно.

Воспитатель: Земля – это хорошо... Почему? Где?

Дети: На земле растет множество растений – трава, деревья, красивые цветы, вкусные ягоды, грибы. Можно закаляться, если ходить летом босиком по земле.

Воспитатель: Земля – это плохо... Почему? Где?

Дети: Землей можно испачкаться. В земле много микробов. Если руки грязные, надо мыть их с мылом. Если ходить босиком по засыпанной мусором земле, можно пораниться.

Продолжение работы по теме занятия.

- В старину люди разумно пользовались дарами природы. Никогда не убивали самок и детенышей, выпускали из сетей рыбью молодь и рыб с икрой, рубили только старые и больные деревья. К сожалению, в наши дни люди забыли об этих добрых традициях предков. С лица Земли стали исчезать многие виды живых существ. Но замечательно то, что человек умеет исправлять свои ошибки. Более ста лет назад был издан закон, который позволил создать в нашей стране заповедники. Что же такое заповедник?

- Заповедник – это место, где природа живет по своим законам. Это место, где охраняются государством травы, цветы, ягоды. Грибы, деревья, кустарники, звери, птицы, насекомые, рыбы. В заповеднике людям запрещается рвать цветы, ягоды, грибы, ловить рыбу, охотиться на птиц и животных. В заповедник приходят только на экскурсию. Где знакомятся с красотой и богатством заповедных мест.

-Ребята, а вы знаете, что в нашем родном крае – Хакасии – тоже есть заповедники? На территории нашей республики созданы два больших заповедника: Хакасский национальный музей-заповедник "Казановка" и государственный природный заповедник «Хакасский». Эти заповедники созданы для того, чтобы сохранить растения и животных которые исчезают в нашем родном краю. (Рассказ сопровождается просмотром слайдов)

3. Физминутка «Лес».

4. Продолжение работы по теме занятия.

-Ребята, а как вы думаете, только ли в заповедниках надо беречь природу? (ответы детей).

-Правильно, охранять родную природу надо в любом месте.

Д/и «Продолжи цепочку». Воспитатель предлагает детям выбрать среди разных карточек те, которые подходят к ответу.

-Ребята, на Земле очень много разных животных.

Есть такие, которых, мы видим каждый день в нашем доме. Каких? (дети выбирают карточки и выкладывают цепочку)

-Есть такие, которые живут в лесах родного края. Какие? (дети выбирают карточки и выкладывают цепочку)

-Есть такие, которые живут в дальних странах. Какие? (дети выбирают карточки и выкладывают цепочку)

-Есть такие, которых на Земле очень мало. Их так и называют – редкие животные.

-Почему их называют редкими? (редко встречаются, люди уничтожили, исчезли из-за перемены климата и загрязнения окружающей среды и др.)

- Человек порой бывает, жесток по отношению к животным. Очень часто люди не жалеют животных, уничтожают для своих целей: из шкур тигров и гепардов шьют шубы, из кожи крокодилов делают обувь и сумки, ремни и портфели; слонов убивают для того, чтобы из бивней сделать дорогие украшения; моржей убивают потому, что у них съедобное мясо, а из клыков делают красивые сувениры. Постепенно животных остается все меньше и меньше.

^ Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

- Но замечательно то, что человек умеет исправлять свои ошибки. Кроме заповедников люди придумали Красную книгу. Что это за книга? Почему именно Красная? Потому что красный цвет – это цвет надвигающейся опасности. Внимание! Остановись. Оглянись, подумай, человек! Подумай о природе! Не слишком ли вольно мы пользуемся ее щедростью?

- Наряду с животными, в Красную книгу занесены и растения. В одной книге не может уместиться такое большое количество рисунков, фотографий и рассказов, поэтому под одним названием скрывается целая серия книг. Каждая страница книги имеет свой цвет:

Чёрная - животные и растения, которых уже нет на Земле!

Красная - животные и растения, которые находятся на грани вымирания!

Серая - животные, которые до сих пор мало изучены!

Жёлтая - животные и растения, количество которых стремительно снижается!

Зелёная - животные и растения, которых удалось спасти от вымирания и сохранить их численность.

(Рассказ сопровождается демонстрацией слайдов)

- А чем же мы с вами можем помочь редким растениям и животным? (Ответы детей). Давайте мы сами никогда не будем сами их обижать и не дадим их другим в обиду. Расскажем всем знакомым о беззащитных растениях и цветах.

-Ребята, мы с вами сделаем свою Красную книгу, которая будет находиться у вас в группе. Каждый раз, узнав о редких растениях или животных, мы будем пополнять ее картинкам и подписями. Тогда каждый, и мы, и взрослые, запомним их и не дадим в обиду.
И тогда наша Земля будет добрым и красивым домом для всех людей, для всех животных, для всех растений. Послушайте, какие красивые стихи написал об этом поэт Л. Дайнеко.

Есть на земле огромный дом
Под крышей голубой,
Живут в нем солнце, дождь и гром,
Лес и морской прибой.
Живут в нем птицы и цветы,
Веселый звон ручья.
Живешь в том светлом доме ты
И все твои друзья.
Куда б дороги не вели,
Всегда ты будешь в нем.
Природою родной земли
Зовется этот дом.


Конспект НОД «Животные моей республики»

Задачи: формировать знания детей о разных природно-климатических зонах (степь, лес, горы). Познакомить с животным миром этих зон. Учить детей бережно относиться к окружающей природе. Расширять представления о природе нашей республике. Способствовать развитию познавательных процессов.

Материалы: карта республики, контуры карты Хакасии с обозначением природных зон, набор картинок - животные этих зон. Карточки к игре “Можно-нельзя ”.
Ход занятия

  1. Орг. момент

- Ребята, послушайте, пожалуйста, стихотворение:

Жура-жура-журавель!
Облетал он сто земель.
Облетал, обходил,
Крылья, ноги натрудил.
Мы спросили журавля:
Где же лучшая земля? 
Отвечал он, пролетая:
Лучше нет родного края



- О чем идет речь в этом стихотворении? (о родном крае)

- А как называется наш родной край? (республика Хакасия)

- Дети, сегодня, я предлагаю Вам отправиться вместе со мной в путешествие по нашему краю.

2. Работа по теме занятия.

(^ Воспитатель вместе с детьми проходит мимо фотографий с изображением природных зон Хакасии. Дети прислушиваются к звукам, пытаясь угадать, кому или чему они принадлежат - журчание ручейка, пение птиц, рев медведя, фырканье ежа).

- Наша республика богата красивыми лесами, вольными степями, высокими горами.

- Какие звуки мы слышали во время нашей прогулки? (Голоса животных). Можете их назвать голоса, каких животных мы слышали? (По мере ответов воспитатель вывешивает изображение животных на доску – каждое под своей природной зоной).

- Как, одним словом назвать этих животных? (Дикие) Почему они имеют такое название?

- Ребята, это не просто дикие животные, эти животные водятся в нашей республике.

- Посмотрите внимательно на карточки с изображением животных. Как вы думаете, почему, мы расположи животных именно так?

- Каждое из этих животных обитает в своей природной зоне.

В Хакасии можно различить животных:

животных обитающих в степях –

животных обитающих в лесах –

животных обитающих в горах –

(Рассказ воспитателя сопровождается показом слайдов)

3. Физминутка

Воспитатель предлагает детям выбрать себе маску.

- Ребята, выбирайте себе понравившуюся маску. Все выбрали? 1-2-3-4-5, превращаемся в зверят! Мы теперь не люди с вами, мы теперь лесные звери. Сейчас мы будем ходить по кругу, и показывать, как передвигаются животные. Я буду говорить слова, а вы – договаривать конец. Например «За мамой-слонихой топал… слоненок». Все понятно? Тогда начнем.

Как-то раз лесной тропой

Звери шли на водопой.

Дети идут по кругу

За мамой – лосихой топал лосёнок,

Идут, громко топая

За мамой – лисицей крался лисёнок,

Крадутся на носочках

За мамой – ежихой катился ежонок,

Передвигаются вприсядку

За мамой – медведицей шёл медвежонок,

Идут вперевалку

За мамой – зайчихой скакали зайчата,

Скачут на прямых ногах

Волчица вела за собою волчат

Крадутся

Все мамы и дети напиться хотят.

Лицом в круг, наклоны головы


- Понравилась игра? Ребята, из вас получились такие хорошие звери.

4. Продолжение работы по теме занятия

Д/и «Путаница»

- Знаете, ребята, у меня есть три карты, ничем не заполненные (контуры Хакасии с выделенными природно-климатическими зонами) и силуэты животных. Для выполнения этого задания нужно разделиться на три команды.  Задание: разместить на карте животных, в соответствии с природно-климатическими зонами Хакасии (степь, тайга, горы). Когда задание выполнено, “идем в гости друг к другу”, проверяем, как выполнено задание.

- Еще раз обратите внимание на ваши карты, как богат и разнообразен животный мир Хакасии. Но среди множества растений и животных существуют такие, которые внесены в “Красную книгу”. Вспомните что такое “Красная книга”?

- Это та книга, куда заносят исчезающие виды растений и животных. По каким причинам они могут исчезать? (во время лесных пожаров, при вырубке леса, при распашке земель, строительстве новых заводов).

- В Хакасии есть своя «Красная книга Хакасии». В нее занесены некоторые виды редких животных и растений. (Рассказ сопровождается показом слайдов).

- Как еще в нашей республике охраняют животный и растительный мир? (В Хакасии есть два заповедника).

- Можем ли мы с вами беречь и охранять природу?

-Много зависит от нашего поведения в природе. Если мы будем знать и выполнять эти правила, этим мы поможем природе.

Д/и «Можно-нельзя»

- Ребята, у меня есть карточки с изображением того, что можно делать в природе, а чего делать не следует.  Для выполнения этого задания разделимся на две группы. Задание: разделить карточки на две группы «можно» и «нельзя». Когда задание выполнено, снова “идем в гости друг к другу”, проверяем, как выполнено задание.

5. Итог

- Ребята, что нового вы сегодня узнали? Понравилось вам наше путешествие?

В заключении я предлагаю вам игру “Угадай зверя”: одна группа детей показывает зверя, другая отгадывает. Если ответ верный, то группы меняются ролями.

Конспект НОД «Растения моей республики»

Задачи: формировать знания детей о разных природно-климатических зонах (степь, лес, горы). Познакомить с растительным миром этих зон. Учить детей бережно относиться к окружающей природе. Расширять представления о природе нашей республике. Способствовать развитию познавательных процессов.

Материалы: карта республики, контуры карты Хакасии с обозначением природных зон, набор картинок – растения этих зон. Карточки к игре «». Презентация PoverPoint.
Ход занятия

1. Орг. момент

- Ребята, сегодня я хочу начать наше занятие со стихотворения.

^ Хакасия – край мой, родные просторы!

Вы мне улыбаетесь морем огней,

Широкие степи, высокие горы

Навеки в душе сохранятся моей!

- О чем это стихотворение? А вы можете показать на карте, где расположена наша республика? (дети показывают на карте расположение республики).

2. Работа по теме занятия.

- Как вы думаете, почему карта не одноцветная, а разукрашена разными цветами? Что они означают? (различные природные зоны; горы – коричневым, леса – зеленым, степь – желто-коричневым). Показ слайдов с изображением природных зон.

- Мы уже знаем, что в Хакасии очень разнообразный животный мир. Поэтому я предлагаю вам поиграть в игру «Путаница».

Д/и «Путаница»

- У меня есть три карты, ничем не заполненные (контуры Хакасии с выделенными природно-климатическими зонами) и силуэты животных. Для выполнения этого задания нужно разделиться на три команды.  Задание: разместить на карте животных, в соответствии с природно-климатическими зонами Хакасии (степь, тайга, горы). Будьте внимательны, в игре есть подвох. (Среди животных есть такие, которые не встречаются в республике). Когда задание выполнено, «идем в гости друг к другу», проверяем, как выполнено задание.

- Молодцы! Справились с заданием.
- Растительный мир Хакасии очень богат и прекрасен. Какие деревья, кустарники и цветы, которые растут в Хакасии, вы знаете? (Дети перечисляют знакомые растения)

- Как оказывается много растений вы знаете! Давайте прогуляемся по просторам нашей малой родины. (Рассказ воспитателя сопровождается демонстрацией слайдов про растения Хакасии).

Д/и “Узнай и назови”.

На столе разложены веточки, листики, плоды, сережки деревьев, которые растут в Хакасии. Для этой игры разделимся на две команды. Команды по очереди, берут веточку, листики, плод, сережку и сказать от какого она дерева. Победит тот, кто больше и правильнее назовет деревьев (пихта, ель, сосна, кедр, вяз, береза, черемуха, рябина, тополь, лиственница, осина).

3. Физминутка

Пальчиковая гимнастика «Цветок». Движения руками дети выполняют согласно словам.

^ Наши алые цветки распускают лепестки,

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет,

Наши алые цветки закрывают лепестки

Тихо засыпают, головками качают.

4. Продолжение работы по теме занятия.

- На территории нашей республики, встречаются очень красивые растения. К сожалению некоторые из них исчезают.

- Как вы думаете, почему это происходит?

- Посмотрите, какие красивые цветы растут у нас в республике, которые исчезают.

^ Дети рассматривают слайды цветов, знакомятся с названиями, описывают отличительные признаки (форма цветка, форма листьев, цвет).



Аконит азиатский Касатик голубой Купальница



Венерин башмачок Родиола розовая
- Что нужно сделать, чтобы растения не исчезали? (Не рвать их, не вытаптывать, предупреждать других людей, что они охраняются).

- Хакасы очень ценят природу. Недаром на гербе нашей республики изображен снежный барс и ветви березы. Ветви березы в обрамлении герба свидетельствуют, что она является священным деревом и у хакасов и у русских, говорят о дружбе обоих народов, их общей исторической судьбе, необходимости единства. Для хакасов берёза издревле была священным деревом. В день праздника Чыл Пазы (главный праздник хакасского календаря – встреча Нового года. Он называется “Чыл Пазы” – Голова Года и приходится на день весеннего равноденствия 22 марта). Берёзу трижды обходят по ходу солнца и навешивают ленточки чалама белого, красного, синего и зелёного цветов. Привязывая их к дереву, человек вкладывает в каждый из них пожелание самому себе, своей семье, своему роду – здоровья, любви, благополучия, доброго урожая и т.д.  Белый – цвет чистоты.  Синий – цвет неба и мира. Красный – цвет огня и солнца.  Зеленый – цвет леса.

- Любят в Хакасии еще одно растение. По-народному его называют жарком, огоньком, солнечным цветком, купальницей азиатской. Почему купальницей? Во время цветения жарков вода прогревается так, что можно купаться.

- Об этом цветке сложено немало легенд. - Молодой пастух Алексей часто пригонял табуны лошадей на водопой к Байкалу. Вместе с лошадьми он прыгал в воду, нырял, плавал, смеялся и кричал от восторга так, что распугал всех русалок. Русалки решили завлечь Алексея. Они то выходили и танцевали на лунной лужайке, то распевали песни, то красиво плавали по лунному озеру. Но ни одна не удостоилась внимания пастуха. И тогда они погрузились на дно озера. И только одна русалка так полюбила Алексея, что не захотела с ним расставаться. Она подходила к костру, тянула к нему руки, пела нежные песни. И однажды она растаяла от ярких лучей солнца, превратившись в цветы, которые сибиряки ласково называют жарками.

- Купальница изображена на гербе столицы нашей республики – городе Абакан. Потому что город такой же солнечный, молодой красивый, яркий, как этот цветок.

- 3а красоту, аромат жарки расплачиваются. Их собирают в огромные букеты, которые быстро увядают. Поникшие цветы теряют свою красоту. Не стремитесь сорвать цветок, пусть он останется в лесу и даст множество семян. И через несколько лет новые поколения жарков порадуют человека. Ведь жарки цветут только на 9-й год рождения. Помните, жарки охраняемое растение не только нашей республики Хакасии, но и России.

- Я предлагаю вам нарисовать жарки. (^ Рисунки детей крепятся на магнитную доску, получается поляна жарков). Дети встают в круг.

- Посмотрите, какая красивая поляна жарков у нас получилась.


^ Хороша хакасская природа,

Уголков прекрасных в ней не счесть,

Но в душе у здешнего народа

Свой, любимый заповедник есть!

Заповедник назван был «Хакасским»,

Эталоном дикой красоты,

Мир, живущий по своим законам,

По законам мира и любви!

Процветает пусть наш край великий,

Край степей, лесов и горных рек,

Чтоб оставить будущее детям,

Сохрани природу, Человек!

-


Список источников информации и иллюстраций:
Литература:

  1. 100 000 развивающих занятий с детьми 5-6 лет/ Под ред. Парамоновой Л.А.-М.:ОЛМА Медиа Групп, 2006.

  2. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду, Москва «Просвещение» 1991

  3. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом / О.В. Дыбина (отв. Ред.) – М.: ТЦ Сфера, 2002.

  4. Рыжова Н.А. Не просто сказки….Экологические рассказы, сказки и праздники – М., Линка – Пресс, 2002.

  5. Уроки экологии: комплект наглядных пособий для ДОУ и начальной школы. – Х.: Изд. «Ранокс», 2007.

  6. Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста: Кн. Для воспитателя дет. Сада – сост. З.Я. Рез. Л.М. Гурович, Л.Б. Береговая; Под.ред. В.И. Логиновой , - М.: Просвещение,


Сайты в Интернете:

1. http://video.meta.ua/4698895.video.

Иллюстрации:

1. фотографии из личного архива



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Международный Фестиваль Культуры и Искусства Культура моего края iconРабочая программа краеведческого модуля «Музыкальные традиции Ярославского края»
«Преображение», Собиновский фестиваль оперной музыки, международный фестиваль «Джаз над Волгой», международный фестиваль органной...

Международный Фестиваль Культуры и Искусства Культура моего края iconМеждународный Фестиваль Культуры и Искусства я вхожу в мир искусства
Хотите встретить праздник лета на пляже? Давайте придумаем свой пляж и сделаем его своими руками из того, что есть в зале

Международный Фестиваль Культуры и Искусства Культура моего края iconХ международный рождественский фестиваль искусств
С 1 по 19 декабря 2013 года состоится юбилейный X международный Рождественский фестиваль искусств – самый крупный международный форум...

Международный Фестиваль Культуры и Искусства Культура моего края iconМеждународный Фестиваль Культуры и Искусства я вхожу в мир искусства...
Автор: Асташкина Елена Владимировна, педагог дополнительного образования мбоу дод «Центр развития творчества детей и юношества»,...

Международный Фестиваль Культуры и Искусства Культура моего края iconМеждународный Фестиваль «Звезды Нового Века» 2013 Люди моего края (13-16 лет)
И это неудивительно, ведь к учебе она относилась серьезно, в делах проявляла настойчивость и терпение. Отношения с одноклассниками...

Международный Фестиваль Культуры и Искусства Культура моего края iconМеждународный Фестиваль Культуры и Искусства
Параллели преобразования природы в рассказе «Песчаная учительница» А. Платонова и «Сталинском плане преобразования природы»

Международный Фестиваль Культуры и Искусства Культура моего края iconМеждународный Фестиваль Культуры и Искусства я вхожу в мир искусства Речевые игры упражнения
Методическая разработка предназначена для занятий на уроках ритмики (отчасти сольфеджио) и в группах раннего эстетического развития...

Международный Фестиваль Культуры и Искусства Культура моего края iconМеждународный Фестиваль Культуры и Искусства Публицистика
Не помню кто, но кто-то из великих сказал: «Каждый, у кого мы учимся, по праву называется нашим Учителем, но не каждый, кто учит...

Международный Фестиваль Культуры и Искусства Культура моего края iconМеждународный Фестиваль Культуры и Искусства Гуманитарные науки «Формула...
Формула дружбы в творчестве В. С. Высоцкого: выявление компонентов, составление модели формулы

Международный Фестиваль Культуры и Искусства Культура моего края iconПоложение молодежный фестиваль-конкурс немецкой культуры и искусства
Популяризация немецкой культуры и искусства среди жителей города Екатеринбурга, укрепление дружественных связей, творческих контактов...



Образовательный материал



Заказать интернет-магазин под ключ!

При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница