Библиотечный урок для учащихся 5-х классов




Скачать 58.05 Kb.
НазваниеБиблиотечный урок для учащихся 5-х классов
Дата публикации30.06.2013
Размер58.05 Kb.
ТипУрок
lit-yaz.ru > Право > Урок
Библиотечный урок для учащихся 5-х классов

«Справочные издания»
Цель: расширение знаний школьников о разных видах справочной литературы: словарях, энциклопедиях, справочниках; привитие интереса к ним, обучение умению ими пользоваться; воспитание заботливого от ношения к книге.

Содержание темы: представление о справочной литературе, цели обращения к словарям, энциклопедиям, справочникам, обучение работе с ними. Структура словарей и энциклопедий. Расположение материала. Энциклопедии – универсальные и отраслевые.

^ Форма проведения: беседа с использованием мультимедийной презентации, игра «Составим справочник сами», «блиц-опрос».

Оформление: книжная выставка – энциклопедии, справочники, словари.
^ Ход урока
Библиотекарь: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами библиотечный урок, который мы проведём в этом кабинете, потому что урок этот у нас будет необычным – в его проведении нам поможет компьютер. Чтобы узнать, о чём будет идти сегодня речь на уроке, предлагаю вам отгадать загадку.

Поселились мудрецы

В застеклённые дворцы.

В тишине наедине

Открывают тайны мне.

(Книги)

Да, темой нашего урока будут книги. Но не простые, а книги справочной литературы.

Слайд 1

слайд1.jpg
- Встречались ли вы где-нибудь с высказыванием «справочная литература»?

- А что в вашем понимании означает слово «справочная»?

Слайд 2

слайд2.jpg
- А давайте подумаем, какие же книги относятся к справочной литературе?
Слайд 3

слайд3.jpg
- А с какой справочной литературой вы чаще всего встречались и встречаетесь? Да, со словарями. Вот с них мы и начнём наше путешествие.

Слайд 4

слайд4.jpg

Слайд 5

слайд5.jpg
Первое издание «Толкового словаря» В.И.Даля вышло в 1863-1866 годах. Над этим замечательным, уникальным памятником русского языка и русской культуры автор беззаветно трудился около 50 лет. Повсюду, в любых ситуациях, Владимир Иванович не переставал записывать слова. Из многих краёв России добровольные корреспонденты посылали ему местные слова и их толкование. Словарь содержал более 200 тысяч слов, а также 30 тысяч пословиц, поговорок, загадок. Конечно, в наше время словарь не может быть использован как справочник по современному русскому языку, он отражает состояние 19 века. С тех пор значение многих слов изменилось. Но ценность словаря от этого нисколько не уменьшилась.

^ Показать словари В.Даля, Д.Ушакова, С.Ожегов
В Украине первый украинский словарь появился в конце 16 века.
Слайд 6

слайд6.jpg
Какие ещё бывают словари? Они многочисленны и разнообразны.

  • Орфографические – которые помогают правильно поставить ударение в слове и указывают его правильное написание.

  • Толковые – которые раскрывают, толкуют значение слова.

  • Переводные – переводят слово с одного языка на другой.

  • Иностранных слов – объясняют значение слов иностранного происхождения.

  • Энциклопедические – дают систематический свод знаний.

и многие другие.
Практическое закрепление.

Возьмём орфографические словари. Слова в них расположены в алфавитном порядке. Найдём слова:
1 ряд – каникулы, библиотека

2 ряд – ученик, светофор

3 ряд – концерт, дирижёр
Слайд 7

слайд7.jpg
Проверяем, как дети справились с работой (написание, ударение).
А теперь давайте растолкуем значение слова «концерт» (дети работают устно).

Слайд 8

слайд8.jpg
А вот какое определение концерта даёт толковый словарь.
Слайд 9

слайд9.jpg

Однажды известный французский литератор Теодор Готье спросил у молодого поэта Бодлера: «Читаете ли вы словарь?», чем очень его удивил. Ведь это не сказка и не роман. Но именно читая словари, можно расширить свой словарный запас. Поэтому почаще заглядывайте в словарь и не стесняйтесь спрашивать значение непонятных слов.
Продолжим урок и перейдём к знакомству с другим видом справочной литературы – энциклопедиям.

Что такое энциклопедия?

Слайд 10

слайд10.jpg
Слайд 11

слайд11.jpg
Слайд 12

слайд12.jpg


  • Универсальные энциклопедии – те, которые могут ответить на любой вопрос (Большая Советская Энциклопедия, материал расположен в алфавитном порядке);

  • Отраслевые – здесь материал собран по какой-то одной отрасли науки и деятельности (например, издательство «Росмэн» выпустило энциклопедии по темам «Наука», «История», «География» и другие).


По структуре энциклопедии бывают:


  • Алфавитные – материал расположен в алфавитном порядке (Большая Советская Энциклопедия);

  • Тематические – материал расположен по темам: (Детская энциклопедия).


Как работать с энциклопедиями?
Слайд 13

слайд13.jpg
Слайд 14

слайд14.jpg
К каким энциклопедиям я сейчас обратилась?
Эти энциклопедии относятся к детским энциклопедиям.
Слайд 15

слайд15.jpg

Слайд 16

слайд16.jpg

Слайд 17

слайд17.jpg
Практическое задание по работе с энциклопедиями.


Слайд 18

слайд18.jpg

1 ученик – «Страны и народы», стр.

2 ученик – «География», стр.

3 ученик – История», стр.

Дети читают.

Молодцы, ребята! Вы замечательно поработали и, я думаю, научились пользоваться энциклопедиям. Но у нас остался ещё один помощник, к услугам которого мы часто обращаемся, – это справочник. Что это за книга? Это младший брат энциклопедии и словаря.
Слайд 19

слайд19.jpg

Слайд 20

слайд20.jpg
Показать справочник «Страны мира».
Ребята, сможем ли мы сами составить мини-справочник по определённой теме? Давайте попробуем сделать это по близкой нам теме «Искусство».

Практическое закрепление знаний «Составим справочник вместе».
Слайд 21

слайд21.jpg
Дети пытаются дать определение этим словам.


Слайд 22

слайд22.jpg
Читаем определения из словаря и сравниваем с вариантами детей.
Ребята, те из вас, у кого есть дома компьютер, наверное, уже знают, что существуют также и электронные справочные издания. Они значительно облегчают работу многим людям. С их помощью можно, не выходя из дома, отыскать необходимую информацию. В нашей библиотеке тоже есть такие диски, которыми пользуются и ученики, и педагоги (показать диски).
Вот и подошло к концу наше знакомство со справочной литературой. Давайте закрепим то, что вы узнали на уроке.
Слайд 23

слайд23.jpg
А теперь давайте посмотрим, внимательны ли вы были на уроке, всё ли запомнили. Предлагаю небольшой блиц-опрос. Что значит «блиц»? Это значит, быстро задаются вопросы, и так же быстро вы должны на них ответить. Итак, начали:


  1. С какой литературой мы сегодня познакомились? (Справочной)

  2. Что относится к справочной литературе? (Энциклопедии, словари, справочники).

  3. Как назывались первые словари? (Азбуковники).

  4. Из какого языка пришло к нам слово «энциклопедия»? (Из французского).

  5. Как расположены слова в словарях? (По алфавиту).

  6. В каком словаре можно найти значение слова? (В толковом).

  7. Какой новый вид словарей и энциклопедий появился в последние годы? (Электронные).


Молодцы! Я вижу, вы хорошо усвоили полученные сегодня знания. Надеюсь, справочные издания помогут тем, кто желает углубить свои знания, иметь представление о важнейших направлениях науки и техники; помогут глубже выучить тему, понять прочитанное. А если дома у вас нет такой литературы – не беда. К вашим услугам – наша школьная библиотека. И хочу закончить урок словами Константина Паустовского.
Слайд 24

слайд24.jpg

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Библиотечный урок для учащихся 5-х классов iconБиблиотечный урок для учащихся 1 классов
Цели: знакомство с библиотекой, формирование и закрепление первичных навыков самостоятельного ориентирования в мире книг, закрепление...

Библиотечный урок для учащихся 5-х классов iconБиблиотечный урок для учащихся младших классов "Веселись, детвора, в гости к нам зима пришла!"
Обобщение знаний детей о зиме и зимних явлениях. Формирование экологической культуры школьников, включающей в себя знания о природе,...

Библиотечный урок для учащихся 5-х классов icon«Мир природы и его обитатели» Библиотечный урок – знакомство с журналами...
Журналы и газеты вместе называют периодическими изданиями. Сегодняшнее наше мероприятие посвящено детским журналам о природе и животных....

Библиотечный урок для учащихся 5-х классов iconБиблиотечный час. Путешествие по стране Осени для учащихся 1—5-х классов
Обучающая: умение выразить свое впечатление о музыкальном произведении, стихотворении в форме высказывания

Библиотечный урок для учащихся 5-х классов iconТворчество М. М. Пришвина
Вашему вниманию предлагается открытый библиотечный урок для 1,2,3 классов коррекционной школы VIII вида, посвященный 140 – летнему...

Библиотечный урок для учащихся 5-х классов iconБиблиотечный урок
Цель: познакомить учащихся с основными типами словарей, пробудить любознательность и интерес к чтению

Библиотечный урок для учащихся 5-х классов iconСценарий первого урока для учеников 9-11 классов «Украина наш общий дом»
Урок может быть проведен одновременно для всех учащихся 9-11 классов, или для параллелей классов в актовом зале, читальном зале библиотеки...

Библиотечный урок для учащихся 5-х классов iconУрок может быть проведен одновременно для всех учащихся 9-11 классов,...

Библиотечный урок для учащихся 5-х классов iconБиблиотечный урок (50 мин.) Издательство «Детская литература»
Цель: познакомиться с первым старейшим в нашей стране издательством, выпускающим книги для детей и юношества

Библиотечный урок для учащихся 5-х классов iconВнеклассное мероприятие по окружающему миру для учащихся начальных...
Овню сложности. Вопросы в загадках адресованы учащимся 1-2 классов, текстовые вопросы викторины большей частью предназначены для...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница