Программа по формированию готовности к школьному обучению у воспитанников старшего дошкольного возраста Разработчик программы




Скачать 179.56 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию готовности к школьному обучению у воспитанников старшего дошкольного возраста Разработчик программы
Дата публикации13.01.2015
Размер179.56 Kb.
ТипПрограмма
lit-yaz.ru > Психология > Программа
Муниципальное образование город Муравленко

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД «ДЮЙМОВОЧКА»
Программа по формированию готовности к школьному обучению у воспитанников старшего дошкольного возраста




Разработчик программы:

Рау Оксана Владимировна,

педагог-психолог
Муравленко, 2012

Актуальность проблемы.

Период дошкольного детства является самым чувствительным для формирования необходимых психических функций и социально значимых качеств личности. Для взрослых, работающих с детьми 6-7 лет, актуальным становится вопрос психологической подготовки детей к школе. Именно в это время закладываются основы будущей учебной деятельности ребенка, идет активное развитие познавательных психических процессов.

Основной причиной неуспеваемости большинства учащихся является своего рода их "незрелость", недостаточная готовность к сложному процессу обучения. Чрезвычайно важно своевременное выявление такого рода незрелости детей, так как возможно более полное ее преодоление еще в дошкольном возрасте, что позволит предупредить само возникновение многих проблем.

Часто считается, что по достижении 7-летнего (а теперь даже 6-летнего) возраста вопрос готовности ребенка к школе решится сам собой, и родители бывают очень разочарованы, когда на предварительном собеседовании слышат, что их ребенок не подготовлен к школе.

Так как путь развития каждого ребенка очень индивидуален, то к школьному возрасту, дети приходят с совершенно разным багажом опыта - знаниями, умениями, навыками, привычками.

Будущий первоклассник должен не только обладать системой знаний об окружающем мире, но и уметь применять их, устанавливать зависимости между причиной и следствием, обладать достаточно хорошо развитой памятью, произвольным вниманием и др.

В основе программы находится изучение особенностей психологической готовности детей к школе, а также развитие умственных способностей, которые являются основой для успешного овладения школьными знаниями, умениями и навыками.

^ Цель: формирование школьной готовности у детей старшего дошкольного возраста через создание специально-психологических условий

Задачи:

1. Формирование положительного отношения к школе, мотивов учения;

2. Развитие познавательных процессов;

3. Формирование навыков общения в совместной деятельности.

В соответствии с поставленными задачами, занятия построены в игровой форме обучения, с применением специальных сказок-метафор в соответствии модифицированной программой «Лесная школа. Коррекционные сказки» М.А.Панфиловой.

Программа состоит из 60 занятий (одно итоговое занятие). Активные занятия, проходящие в виде импровизированного «школьного урока», чередуются с занятиями, носящими характер «активного слушания», с использованием на них сказок-метафор, решающих дидактические, коррекционные и терапевтические задачи по формированию школьной готовности у детей. С каждым занятием задания усложняются: увеличиваются объем и сложность материала.

Структура занятий:

I. «Активное действие»

  • Ритуал приветствия

  • вводная часть занятия

  • психогимнастика, физ.минутка

  • основная часть занятия

  • обратная связь

  • ритуал прощания


II. «Активное слушание»

  • Ритуал приветствия.

  • Основная часть занятия

  • Обратная связь

  • Ритуал прощания

Методы и приемы:

Беседа; психогимнастика; релаксационные упражнения; упражнения на развитие внимания, памяти, мышления; продуктивная деятельность; использование музыкальных записей, наглядного, демонстрационного материала; чтение сказок – метафор.

^ Материалы и оборудование: Цветные и простые карандаши, краски; мяч; колокольчик; бланки с недорисованными изображениями школьных принадлежностей; бланки с запутанными изображениями игрушек и школьных принадлежностей; кукла Незнайка; бумага белая, цветная; демонстрационные картинки; бланки с недорисованными изображениями школы и ранца для каждого воспитанника; музыкальные записи; мультимедийная аппаратура.

^ Формы проведения: групповая

Периодичность: два раза в неделю (с октября месяца учебного года по апрель)

Продолжительность занятий: 20 – 30 минут

Критерий эффективности:

  • Усвоение детьми простейших приемов эффективного восприятия и запоминания аудиальной и визуальной информации

  • Приобретение детьми практических навыков решения широкого круга логических задач

  • развитие познавательной активности

  • снижение тревожности

Показатель эффективности:

В качестве способа определения эффективности развития и обучения ребенка, используются проведение следующие методики:

  • волевая сфера: «Рукавички» Цукерман Г.Л.; «Да и нет» (Гуткина Н.И.)

  • интеллектуальная сфера: «Аналогии», «Осведомленность», «Последовательность событий» (субтесты методики ГОША), «Сапожки» (Гуткина Н.И.);

  • мотивационная сфера: «Беседа по определению внутренней позиции школьника», «Сказка» (Гуткина Н.И.);

  • психофизическая сфера: Тест Керна-Иерасика, Теппинг-тест, «Домик» (Гуткина Н.И.)

^ Календарно-тематический план



Тема, цель занятия

План занятия

^ Сроки проведения

1

Вводное занятие.

(введение детей в курс занятий, ознакомление с правилами, развитие мелкой моторики, логического мышления)

Упражнение «Отдыхаем»,принятие общих правил поведения на занятиях; упражнение «Узнай по голосу», упражнение «Закончи слово», загадки, упражнение «Дорисуй рисунок»; игра«Хлопки».

октябрь


2.

Вводное занятие (продолжение темы)

1 сказка. «Создание лесной школы».

октябрь

3.

«Школьные принадлежности»

(знакомство со школьной атрибутикой)

Упражнение «4 стихии», «Собери портфель в школу», загадки, игра «Четвертый лишний»

октябрь


4.

«Кто такой учитель?»

(формирование положительного образа понятий «учитель», «школа»)

2 сказка.

«Букет для учителя»

октябрь


5.

«Школьные помещения. Классная комната».

(формирование представлений учеников о классной комнате; развитие внимания, логического мышления)

загадки, игра «Скрытая подсказка», «Что как называется», рассказ по картинке, упражнение «Найди похожие предметы»

октябрь


6.

«Страх к школе». (снижение чувства страха перед школой)

3 сказка. «Смешные страхи»

октябрь

7

«Школьные помещения. Вестибюль».

(формирование представлений о поведении учеников на уроке и перемене)

Рассказ по картинке, принятие правил поведения в школе.

октябрь


8.

«Правила поведения в школе»

(формирование представлений о поведении учеников на уроке и перемене)

4 сказка.

«Игры в школе»

октябрь


9.

«Школьные помещения. Библиотека». (формирование представлений о школьном помещении; развитие речи, воображения)

Рассказ по картинке, игра «Фантазеры»

октябрь


10.

«Школьные правила»

(формирование представлений о поведении учеников на уроке и перемене)

5 сказка.

«Стихи о школьных правилах»

октябрь


11

«Школьные помещения. Актовый зал».

(формирование представлений о школьном помещении; развитие речи, воображения)

Упражнение «Изобрази животное», рассказ по картинке, игра-драматизация «Котенок»

ноябрь

12

«Школьный портфель». (формирование представлений о школьных принадлежностях и распорядке дня)

6 сказка.

«Собирание портфеля»

ноябрь

13

«Школьные помещения. Столовая». (формирование представлений о школьном помещении, о правилах поведения; развитие внимания, координации движения)

Игра «съедобное-несъедобное», рассказ по картинке, принятие правил поведения в столовой

ноябрь

14

«Порядок»

(обучение детей правильному обращению со школьными атрибутами)

7 сказка.

«Белочкин сон»

ноябрь

15

«Школьные помещения. Медицинский кабинет»

(формирование представлений о здоровом образе жизни)

Рассказ по картинке, принятие правил ЗОЖ

ноябрь

16

«Порядок» (продолжение темы)

8 сказка. «Госпожа Аккуратность»

ноябрь

17

Школьные помещения «Спортивная площадка. Физкультурный зал»

(формирование представлений о школьном помещении; развитие координации движений, сенсомоторной регуляции)

Краткий инструктаж. Подвижные игры,релаксация

ноябрь

18.

«Кто такой жадина?» (профилактика негативного поведения)

9 сказка. «Жадность»

ноябрь

19.

«Школьные помещения. Мастерская»

(развитие сплоченности, мелкой моторики)

рассказ по картинке, коллаж

декабрь

20

«Можно ли брать чужое?» (профилактика негативного поведения)

10 сказка. «Волшебное яблоко»

декабрь

21

«Школьные помещения. Компьютерный класс»

(формирование представлений о школьном помещении)

Рассказ по картинке.

Правила работы за компьютером.

декабрь

22

«Подарки» (научить детей правильно принимать и дарить подарки)

11 сказка. «Подарки в день рождения»

декабрь

23

«Школьные помещения. Музыкальный кабинет». (формирование представлений о школьном помещении; развитие фонематического слуха)

рассказ по картинке, игра «Ау»,

упражнение «Наши песни».

декабрь

24

«Учусь учиться дома!»

(формирование положительного отношения к урокам, домашним заданиям)

12 сказка.

«Домашнее задание»

декабрь

25

«Школьные помещения. Кабинет психолога»

(укрепление дружеских отношений в группе, снятие тревожности, формирование положительного отношения к себе и сверстникам)

Рассказ по картинке,

упражнение «Я самый лучший, а ты?», «Я тебе открою тайну», «Подойди ко мне поближе, я хочу тебя обнять»

декабрь

26

«Что такое оценка?»

(формирование положительного отношения к урокам, домашним заданиям)

13 сказка.

«Школьные оценки»

декабрь

27

«Школьные помещения. Учительская. Кабинет директора»

(формирование представления о школьном помещении; развитие навыка коллективной работы, логического мышления)

рассказ по картинке.

Интервью с педагогом.

январь

28

«Ничего не делая, учишься делать плохо»

14 сказка. «Ленивец»

январь

29

«Школьные предметы. Урок математики».(развитие логического мышления)

«Подсчитай и нарисуй»;«Закономерность»; «Фигура раз, фигура два»

январь

30

«Учусь сам!»

(формирование положительного отношения к урокам, домашним заданиям)

15 сказка.

«Списывание».

январь

31

«Школьные предметы. Урок литературы»

(развитие речи, воображения)

«Сказочные фанты»; «Дюймовочка»; игра «Превращалки»

январь

32

«Учусь сам!» (формирование положительного отношения к урокам, домашним заданиям)

16 сказка.

«Подсказка»

январь

33

«Школьные предметы. Урок русского языка»

(развитие речи, слуховой памяти)

«Кто какой голос подает?»; «Скажи наоборот»;

«Назови слово»

февраль

34

«Режим дня». (формирование положительного отношения к режиму дня)

17 сказка. «Телевизор»

февраль

35

«Школьные предметы. «Окружающий мир»

(Развитие общения в группе, развитие наблюдательности, внимания, памяти, мыслительных процессов)

Животные с книжных страниц;

загадки; «Времена года»; «Тропинка»

февраль

36

«Режим дня» (продолжение )

18 сказка. «Бабушкин помощник»

февраль

37

«Школьные предметы. Технология (труд)»




февраль

38

«Для здоровья полезно»

(снижение тревожности перед врачами и лекарствами)

19 сказка

«Прививка»

февраль

39

«Школьные предметы. Урок рисования»

(развитие воображения, умения договариваться друг с другом, сотрудничества)

коллаж «Мы вместе!»

февраль

40

«Не болейте!». (формирование представлений о здоровом образе жизни)

20 сказка «Больной друг»

февраль

41

«Я знаю, я умею, я могу»

(развитие психических функций и формирование их произвольности)

«Найди слова»;«Найди и подсчитай»; «Помоги животному»

март

42

«О школьных конфликтах»

(профилактика и психокоррекция конфликтного поведения в группе)

21 сказка.

«Ябеда»

март

43

«Я знаю, я умею, я могу» (развитие психических функций и формирование их произвольности)

«Раскрась по правилу»;«Адреса предметов»; «4 лишний»

март

44

«О демонстративном поведении»

(профилактика и психокоррекция конфликтного поведения в группе)

22 сказка.

«Шапка – невидимка»

март

45

«Я знаю, я умею, я могу» (формирование учебно-познавательных мотивов; развитие психических функций и формирование их произвольности)

Игра-разминка «На одну букву»; «Футболист»;

«Определения»;«Кто что сделал»;«Невидимые слова»

март

46.

«Ложь»

(профилактика и психокоррекция конфликтного поведения в группе)

23 сказка.

«Задача для лисенка»

март

47.

«Я знаю, я умею, я могу» (формирование учебно-познавательных мотивов; развитие психических функций и формирование их произвольности)

«Соседи в окошках»;«Придумай предложения»;«Найди ошибку»

март

48.

«О спорах»

(профилактика и психокоррекция конфликтного поведения в группе)

24 сказка.

«Спорщик»

март

49.

«Я знаю, я умею, я могу» (формирование учебно-познавательных мотивов; развитие психических функций и формирование их произвольности)

«Заметь все»; «Путаница»; «На что похоже?»

апрель

50.

«Почему нельзя обижаться?»

(профилактика и психокоррекция конфликтного поведения в группе)

25 сказка.

«Обида»

апрель

51.

«Я знаю, я умею, я могу» (формирование учебно-познавательных мотивов; развитие психических функций и формирование их произвольности)

«Исключение лишнего»;Игра-разминка «Иноходец»;«Имитация»;«Цвета»;«Кляксы»;«Кто быстрее»

апрель

52.

Межгрупповые конфликты

(профилактика и психокоррекция конфликтного поведения в группе)

26 сказка. «Хвосты»

апрель

53.

«Я знаю, я умею, я могу» (формирование учебно-познавательных мотивов; развитие психических функций и формирование их произвольности)

Игра-разминка «Игра в мяч»;«Поиск аналогий»;«Определи игрушку»; «Повтори за мной»;«Кляксы»

апрель

54.

Межгрупповые конфликты. (профилактика и психокоррекция агрессивности, конфликтного поведения в группе)

27 сказка. «Драки»

апрель

55.

«Я знаю, я умею, я могу» (формирование учебно-познавательных мотивов; развитие психических функций и формирование их произвольности)

«Передай предмет»;«Запретное движение»;«Запомни порядок»;

«Угадай группу»; «Составим сказку»

апрель

56.

Межгрупповые конфликты

(профилактика и психокоррекция конфликтного поведения в группе)

28 сказка «Грубые слова»

апрель

57.

«Я знаю, я умею, я могу» (формирование учебно-познавательных мотивов; развитие психических функций и формирование их произвольности)

Упражнения «Пасьянс»;«Заколдованные»;«Имитация»;


апрель

58.

Межгрупповые конфликты

(профилактика и психокоррекция конфликтного поведения в группе)

29 сказка «Дружная страна»

май

59.

Заключительная сказка

30 сказка «Гордость школы»

май

60.

Итоговое занятие. (создание положительной мотивации, ситуации успеха. Завершение коррекционно-развивающих занятий)

«Я буду первоклассником»

май




Диагностика готовности детей к школе

(выявление уровня учебно-познавательных и мотивационной готовности дошкольников к школьному обучению)

«Рукавички» Цукерман Г.Л.; «Да и нет» (Гуткина Н.И.)

«Аналогии», «Осведомленность», «Последовательность событий» (субтесты методики ГОША), «Сапожки» (Гуткина Н.И.);

«Беседа по определению внутренней позиции школьника», «Сказка» (Гуткина Н.И.);

Тест Керна-Иерасика, Теппинг-тест, «Домик» (Гуткина Н.И.)

май


Использованная литература:

1. Е.А. Стреблева Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр.- М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2008.

2. Образцова Т.Н. Психологические игры для детей. – М.: ООО «Этрол», ООО «ИКТЦ «Лада», 2005.

3. О.Н. Истратова Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники.- Ростов н/Д.:Феликс, 2009.

4. Л.В.Мищенкова Речь, логика, память, внимание, воображение. Игровые и обучающие занятия с детьми 7-9 лет.- Ярославль: Академия развития, 2009.

5. В.Г.Дмитриева Развивающие игры для детей от 3 до 6 лет.- М.: АСТ, 2008

6. С.Е.Гаврина, Н.Л.Кутявина, И.Г.Топоркова, С.В.Щербина Развиваем познавательные способности.Я играю, я учусь. – Ярославль: Академия развития, 2005

7. И.В.Житко, М.М. Ярмолинская Как подготовить ребенка к школе за 20 занятий. – Минск ООО «Юнипресс», 2004

8. М.М.Бехруких, Т.А. Филиппова Ступеньки к школе. Учимся рассказывать по картинкам. – М.: Дрофа, 2001

9. И.Л.Юрковская Скоро в школу: развитие творческих способностей и воображения. – Мн.: УУП «Изд-во Юнипресс», 2005

10. А.А.Фатеева Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2009

11. М.А.Панфилова Лесная школа.Коррекционные сказки и настольная игра для дошкольников и младших школьников. – Сфера,2002

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию готовности к школьному обучению у воспитанников старшего дошкольного возраста Разработчик программы iconПрограмма коррекционно-развивающих занятий по формированию готовности...
Наступивший информационный век предъявляет довольно высокие требования к ребенку, начинающему осваивать содержание образования, отражающего...

Программа по формированию готовности к школьному обучению у воспитанников старшего дошкольного возраста Разработчик программы iconГотовность к обучению к школе. Основные показатели
Обычно, когда говорят о готовности к школьному обучению, имеют ввиду такой уровень физического, психического и социального развития...

Программа по формированию готовности к школьному обучению у воспитанников старшего дошкольного возраста Разработчик программы iconПсихологическая готовность к обучению в школе
Цель: Познакомить родителей с возрастными особенностями детей старшего дошкольного возраста; расширить знания родителей об уровне...

Программа по формированию готовности к школьному обучению у воспитанников старшего дошкольного возраста Разработчик программы iconРабочая программа по реализации основной общеобразовательной программы...
«от рождения до школы». / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, образовательной программы доу в соответствии...

Программа по формированию готовности к школьному обучению у воспитанников старшего дошкольного возраста Разработчик программы iconКонсультация для педагогов Выразительность речи детей старшего дошкольного...
Главными направлениями в развитии речи детей старшего дошкольного возраста являются

Программа по формированию готовности к школьному обучению у воспитанников старшего дошкольного возраста Разработчик программы iconРабочая программа по реализации основной общеобразовательной программы...
И. Монаковой; «Тропинка к своему Я», авторов О. В. Хухлаевой, О. Е. Хухлаева, И. М. Первушиной; образовательной программы доу в соответствии...

Программа по формированию готовности к школьному обучению у воспитанников старшего дошкольного возраста Разработчик программы iconФормирование основ музыкальной культуры у детей старшего дошкольного возраста
Деятельность педагога по формированию основ музыкальной культуры у детей старшего дошкольного возраста

Программа по формированию готовности к школьному обучению у воспитанников старшего дошкольного возраста Разработчик программы iconКоррекционно-развивающая программа: "Развитие эмоциональной волевой...
Современная школа предъявляет высокие требования к уровню психологической готовности детей к систематическому обучению, поэтому переход...

Программа по формированию готовности к школьному обучению у воспитанников старшего дошкольного возраста Разработчик программы iconСоветы родителям будущих первоклассников Критерии готовности ребёнка к обучению в школе
Личностная готовность — ребенок готов к школьному обучению, если школа привлекает его не только внешней стороной (атрибуты: портфель,...

Программа по формированию готовности к школьному обучению у воспитанников старшего дошкольного возраста Разработчик программы iconПояснительная записка Настоящая рабочая программа разработана на...
Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования для детей старшего...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница