Программа курса «Час общения» Разработала: учитель начальных классов Алексеева О. В




Скачать 126.06 Kb.
НазваниеПрограмма курса «Час общения» Разработала: учитель начальных классов Алексеева О. В
Дата публикации19.02.2015
Размер126.06 Kb.
ТипПрограмма курса
lit-yaz.ru > Психология > Программа курса
МОБУ «Новоарбанская средняя общеобразовательная школа»


УТВЕРЖДЕНО

«___» _______________ 2013г.

______________ Козырева М.В.

ПРОГРАММА

Курса «Час общения»


Разработала:

учитель начальных классов

Алексеева О.В.

2013-2014 учебный год

Пояснительная записка


Как часто в своей жизни вы сталкиваетесь с невоспитанными людьми? А ведь, каждый взрослый когда-то был ребёнком. Именно в детстве воспитываются умы и сердца наших сыновей и дочерей. Поэтому, с первых лет жизни ребёнку необходимо прививать навыки вежливого поведения. Учить его доброте, умению осознавать свои поступки, различать «что такое хорошо и что такое плохо».
Современные дети растут в условиях материального благополучия. Сегодня у нас есть все или почти все условия для правильного, всестороннего развития маленького человека. Условия для того, чтобы вырастить его здоровым и красивым физически, чтобы образовать и развить его ум, чтобы воспитать чувства и зажечь в сердце неугасимый огонь человеческой доброты. Вот почему так горько порой наблюдать, как современные дети часто не умеют вести себя в общественных местах, на улице и дома с близкими, пренебрежительно относятся к взрослым, не умеют уважать чужой труд. Случается, что они неряшливы. Иногда откровенно грубы. А главное, порой в них нет той доброты, того чуткого и деликатного отношения к окружающим, которые обязательны для каждого человека.
Надо признать, что культуре поведения, общения и речи наших детей, как правило, не учат ни где. А сейчас пришло такое время, когда «хороший тон» делается нормой.

С первых дней пребывания в школе ребенок включается в процесс межличностных взаимодействий с одноклассниками и учителями. На протяжении младшего школьного возраста это взаимодействие имеет определенную динамику и закономерности развития. Младший школьник - это человек, активно овладевающий навыками общения. В этот период происходит интенсивное установление дружеских контактов. Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей является одной из важнейших задач развития на этом школьном этапе. Навыки конструктивного общения, приобретенные в младшем школьном возрасте в подростковом возрасте, во многом определят успешность подростка.

Общение  имеет огромное значение для общего психологического развития ребенка, для становления ребенка как личности, развития его самооценки. Умение продуктивно общаться является одним из критериев, определяющих готовность ребенка к  школе . Именно в  общении , считает Н. Ф. Талызина (1988 г.), формируется у ребенка умение подчиняться правилам, ориентироваться на социальные нормы.

Уроки   общения  для учащихся  начальной   школы  ставят своей задачей развитие следующих коммуникативных умений:

  • умение слушать и слышать другого;

  • умение участвовать в свободной беседе;

  • умение быть внимательным к самому себе и окружающим;

  • умение понимать чувства и настроение другого;

  • умение осмысливать свои поступки и поступки другого.

На  уроках  используются методы активного обучения: ролевые игры, анализ ситуаций, игры-упражнения на развитие внимания, памяти, воображения, мышления, даются первые понятия невербальных форм  общения  с помощью мимики, жестов, пантомимики.

На занятиях используются детские подвижные игры, психологические упражнения, адаптированные для младших школьников, а также стихи, "сказки, рассказы.

Начиная эту работу, мы ставим перед собой цели:

  1. Повышение адаптации ребенка в школе и обществе, через формирование коммуникативных навыков обучающихся

  2.  Научить ребёнка строить отношения с людьми, основанные на вежливости и взаимопонимании.


Эта цель предполагает решение следующих задач:

  1. Помочь ребёнку осознать себя как личность.

  2. Помочь ребёнку выработать позитивный взгляд на мир, который поможет ему найти своё место среди других людей.

  3. Формирование навыков общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению, аргументировать и неагрессивно отстаивать свою позицию;

  4. Пробудить у ребёнка интерес к проблемам общения.

  5. Способствовать воспитанию у ребёнка навыков культурного поведения.

  6. Выработка защитных качеств личности: уверенность в себе, открытость, чувства юмора.


^ Формы работы. Программа предполагает следующие формы работы: беседы, беседы-диспуты, игровые программы, психологические тренинги, ролевые игры.

Возраст: учащиеся 2 классов.

Сроки проведения: учебный год.

^ Условия проведения. Программа рассчитана на обучение детей в течении учебного года. Программа состоит из нескольких тематических разделов ,которые в свою очередь будут делиться на отдельные темы .
Уроки общения проводятся 2 раза в неделю.

^ Структура занятия: каждое занятие проводится в стандартной форме и включает в себя следующие элементы: ритуал приветствия; основное содержание, которое направленно на развитие навыков общения; рефлексию по поводу данного занятия и ритуал прощания.

В ходе работы используются: игровые методы, элементы тренинга, метод групповой дискуссии, проективные методики рисуночного и вербального типов, а также психогимнастика.

Программа включает в себя следующие разделы:

  1. «Наука приятного обхождения». Темы этого раздела познакомят детей с историей этикета: что такое этикет, история этикета в России, интересные и курьёзные примеры из истории этикета. Оно строиться из двух частей: беседы и игровой программы.

  2. «Хорошие манеры на каждый день». Этот раздел содержит темы, знакомящие детей с основными нормами и правилами поведения в обществе. Как вести себя с незнакомыми людьми, как поддержать беседу, зачем нужны вежливые слова, телефонная вежливость, общение с друзьями, поведение в школе — вот темы, которые мы обсудим с детьми на наших встречах. Занятия проходят в форме бесед-диспутов, игровых программ, психологических тренингов, ролевых игр.

  3. «Самовоспитание» этот раздел развивает у детей анализировать черты характера , формирует правильную самооценку и потребность в работе по самовоспитанию, самосовершенствованию; учит детей самостоятельно работать над устранением своих недостатков и развитие в себе новых необходимых качеств, способностей и черт характера.

  4. «Общечеловеческие нормы нравственности» Ознакомить детей с системой общечеловеческих норм, принципов, правил принятых в обществе; познакомить с основными этическими категориями и нравственными качествами человека; формировать у детей умения осознанно делать выбор и принимать обоснованное решение.

  5. «Хозяин и гости». В этом разделе предполагается обсудить с детьми основные правила гостеприимства. Как вести себя в гостях, кому что дарить, как принимать гостей, правила поведения за столом. Занятия проходят в форме бесед, игровых программ и ролевых игр

  6. « Я и другой» В начальном школьном возрасте очень важно научить детей быть человечными, ценить друзей, заботиться о ближних людях. Цель данного раздела формирование этических норм поведения в обществе друг с другом, развитие эмоционально-ценностной сферы учащихся на основе примеров жизненного опыта детей.

  7. «Мой дом — моя крепость». Во время занятий, которые строятся в форме беседы с элементами психологических тренингов и игры, с детьми предполагается обсудить проблемы взаимоотношений в семье.


^ Тематическое планирование:




тема




тема 1 «Наука приятного обхождения» (11ч)

1.

Основные способы общения.

2.

Путешествие в страну этикета. Понятие об этикете и этике

3.

Внимание к окружающим людям.

4.

Как поступают настоящие мужчины

5.

Как стать красивым (осанка,походка,жесты,мимика)

6.

«Приятного аппетита!» Этикет за столом

7.

Приветствие и прощание

8.

Выражение просьбы и благодарности

9.

Этикетные ситуации

10.

Вежливый разговор (тон речи, взгляд, обращение)

11.

Итоговое занятие




тема 2 «Хорошие манеры на каждый день»

12

Чем я богат.

13.

Вежливые слова.

14.

Правила вежливости.

15.

Вежливое отношение к людям.

16.

Мы живём среди людей.

17.

Внимание к окружающим людям.

18.

Взаимоуважение

19.

Телефонная вежливость.

20.

Общение с друзьями.

21.

Учимся видеть в друге хорошее.

22.

Я в школе.

23.

Взаимоотношения в коллективе.

24.

Умей слушать.

25.

Умей понимать состояние другого .

26.

Умей учитывать позицию другого .




Тема 3 «Самовоспитание»

27.

Верь себе. Уважай себя. Люби себя.

28.

«Если я «Если я только для себя, то зачем я?»

29.

Порядок время бережёт. Как организовать свой труд дома.

30.

«Содержи всегда в порядке парту, книжки и тетрадки».

31.

«Да здравствует мыло душистое!

32.

. Этике Этикет(повторение).




Тема 4 «Общечеловеческие нормы нравственности»

33.

Заповеди - нравственные законы жизни для всех людей

34.

«Почитай отца твоего и матерь твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы ты долго жил на земле»

35.

О. Уальд «Мальчик-звезда»

36.

«Возлюби ближнего своего» Притча о милосердном самаритянине.

37.

Не лги, не кради. М.Зощенко «Калоши и мороженое»

38.

. М.Зо М. Зощенко . «Не надо врать».

39.

«Не «Не убей» Притча о Каине и Авеле.

40.

Золотое правило

41.

Наши заповеди

42.

Как я исправляю правила




тема 5 «Хозяин и гости»

43.

Что такое дружба.

44

Давайте жить дружно.

45.

Если дружбой дорожить (спор или ссора?)

46.

Я иду в гости.

47

Как вести себя за столом.

48.

Я принимаю гостей.

49.

Итоговое занятие. Инсценировка ситуаций




тема 6. « Я и другой»

50.

Знакомство.

51.

Доброжелательность-необходимое условие общения

52.

Что такое дружба?

53.

М. Зощенко. «Елка»

54.

Помни о сострадании и милосердии. А.Н Плещеев «Хорошо вам, детки».

55.

Вежливое отношение к людям.

56.

Не делай другому того, чего себе не желаешь» Л.Н.Толстой  «Детство» (гл. «Ивины»).

57.

К чему ведут капризы и непослушание. В. Даль. «Привередница»

58.

О хитрости и неблагодарности. В.Даль. «Лиса и медведь»

59.

Позаботимся о братьях наших меньших Л. Толстой «Собака Якова».

60.

Итоговое занятие




тема 7 «Мой дом — моя крепость».

61.

Мой дом — моя крепость.

62.

. Я и мо Я и мои родители.

63.

Страна семейных сокровищ.

64.

Традиции нашей семьи.

65.

Проблемы взаимоотношений в семье.

66.

Праздник для родителей



^ Результаты изучения курса

Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками 2 класса следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

^ Личностные результаты:

1)развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональной отзывчивости;

2)формирование уважительного отношения к иному мнению ,выработка умения терпимо относиться к людям иной национальности;

3)развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;

4)развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение избегать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций;

^ Метапредметные результаты:

1)готовность слушать собеседника и вести диалог,признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

2)осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;

Знания, привычки и навыки к концу учебного года.

Дети должны знать:

1. Отличие понятий »этика» и «этикет»

2. Правила вежливости и красивых манер.

3. Заповеди и соответствующие притчи.

Должны уметь:

1.Уважать себя, верить в свои силы и творческие возможности, признавая это право и за другими.

2. Соблюдать этикет за столом, вести себя достойно в общественных местах.

3. Придерживаться «золотого правила» в общении с другими.

4. Быть доброжелательными.

5. Соблюдать Заповеди.

6. Сострадать животным. Не обижать их.

7. придерживаться режима дня, уметь организовать свой труд дома.

8. Быть опрятными, соблюдать порядок на своём рабочем месте, содержать в чистоте свои книги и тетради.

9. Не забывать дома школьные принадлежности, книги, тетради, все необходимое для работы в классе.

Рекомендуемая литература:

1.Васильева-Гангнус Л.П. Азбука вежливости.- 3-е изд.- М.: Педагогика, 1989. Речевые уроки: /Кн. для учителя нач. классов.

2. “Уроков общения” Л. Н. Блиновой (Блинова, Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: Учеб. пособие [Текст] / Л.Н. Блинова. – М. : Издательство НЦ ЭНАС, 2002. – 136 с.).

3. Федоренко, Л. Г. Секреты общения [Текст] / Л. Г. Федоренко. – СПб. : КАРО, 2003. – 192 с.

4.Фопель, К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и уроажнения: Практическое пособие / Пер. с нем.; в 4-х томах. Т. 4. – М. : Генезис, 2001. – 160 с.

5.В.Н.Романюта.Ты и твои друзья. Методическая библиотека. М.изд «Аркти»,2002.-63с.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа курса «Час общения» Разработала: учитель начальных классов Алексеева О. В iconПлан конспект урока по литературному чтению в 4 классе. Разработала:...
Разработала: учитель начальных классов высшей квалификационной категории самохвалова н. В. Мбоу сош №31 г. Новочеркасска

Программа курса «Час общения» Разработала: учитель начальных классов Алексеева О. В iconКлассный час : "Правильное питание залог здоровья"
Сценарий разработала учитель начальных классов: Абросимова Людмила Николаевна. Землянский филиал мбоу " Инжавинская сош" Инжавинского...

Программа курса «Час общения» Разработала: учитель начальных классов Алексеева О. В iconСценарий выпускного вечера в начальной школе разработала Папушева...
Сценарий выпускного вечера в начальной школе разработала Папушева Г. Б., учитель начальных классов

Программа курса «Час общения» Разработала: учитель начальных классов Алексеева О. В iconКлассный час Подготовила и провела учитель начальных классов
Развитие у детей навыков общения, соблюдение правил точности, деликатности, уважения, вежливости

Программа курса «Час общения» Разработала: учитель начальных классов Алексеева О. В iconУрок математики в 1 классе
Разработала Тарасова М. А., учитель начальных классов мобу сош №1 г. Новокубанска

Программа курса «Час общения» Разработала: учитель начальных классов Алексеева О. В iconКонкурс «А ну-ка, девочки»
Разработала учитель начальных классов моу сош №28 Мерзлякова Снежана Владимировна

Программа курса «Час общения» Разработала: учитель начальных классов Алексеева О. В iconИспользование произведений детских поэтов в воспитательной работе...
Учитель: Бабина Нина Юрьевна, учитель начальных классов, г. Новодвинск, Архангельская область, М. О. У. «Сош №7»

Программа курса «Час общения» Разработала: учитель начальных классов Алексеева О. В iconВнеклассное мероприятие разработала учитель начальных классов Морозова Наталья Фёдоровна
Задачи: формирование высокой экологической культуры поведения в природной среде, создать атмосферу доброжелательности

Программа курса «Час общения» Разработала: учитель начальных классов Алексеева О. В iconРабочая программа по литературному чтению в 1 4 классе рабочая программа...
Васюкова Е. И., учитель начальных классов, руководитель мо учителей начальных классов

Программа курса «Час общения» Разработала: учитель начальных классов Алексеева О. В iconРабочая программа по литературному чтению в 1 4 классе рабочая программа...
Васюкова Е. И., учитель начальных классов, руководитель мо учителей начальных классов



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница