Программа воспитательной работы «Школа вежливых наук»




Скачать 104.85 Kb.
НазваниеПрограмма воспитательной работы «Школа вежливых наук»
Дата публикации19.02.2015
Размер104.85 Kb.
ТипПрограмма
lit-yaz.ru > Психология > Программа
Программа воспитательной работы

«Школа вежливых наук»


Пояснительная записка
Младший школьный возраст – это период, наиболее благоприятный в нравственном становлении личности. Именно в этот период ребенок осознает отношения между собой и окружающими, осваивает новые социальные роли: школьник, член классного коллектива; начинает интересоваться общественными явлениями и разбираться в мотивах поведения и нравственных оценках людей. Он начинает задумываться над своим «я», испытывает всплеск творческой активности.

В настоящее время, когда общество испытывает острую нужду в таких нравственных ценностях, как доброта, уважение к человеку, терпимость, доброжелательность, возникла острая необходимость проведения в рамках внеурочной деятельности для учащихся начальной школы уроков нравственности и этикета.

Целью данной программы является развитие в каждом ребенке таких социально-значимых качеств личности, как долг, совесть, достоинство, толерантность, милосердие.

В задачи обучения входит формирование у учащихся 1-4 классов патриотических чувств, осознания ими необходимости ведения здорового образа жизни, потребности нравственного поведения, умения правильно ориентироваться в современной жизни, понимания учащимися необходимости быть порядочными людьми, что предполагает следование общечеловеческим ценностям и благородным идеалам.

Программа предусматривает также разные виды работ с родителями: лектории, беседы, диспуты, дискуссии, индивидуальные консультации, консультации психолога.

Программа включает в себя общие для каждого класса циклы: «Школа вежливых наук», «Школа – территория толерантности», «В здоровом теле - здоровый дух», «Семь – Я», «В союзе с родителями», составлена с учетом принципов системности, научности и доступности. В конце программы для каждого класса перечислены основные знания и навыки, которыми должны овладеть учащиеся.

Программа «Школа вежливых наук» рассчитана на четыре года (1-4кл.) обучения.

^ Содержание программы

Первый год обучения


  1. Школа вежливых наук

Что такое этикет и для чего он нужен. Здравствуйте, этика! Азбука вежливости. С.Я.Маршак «Ежели вы вежливы». Общение в жизни человека. В.Осеев «Волшебное слово». Как мы приветствуем друг друга. Вежливость на каждый день. К вам пришли гости. Вы пришли в гости. Приветствие и прощание. В Масс, М.Чурвинский «Друзья, вот вам на всякий случай, стихи о школьнике одном».

^ 2. Школа – территория толерантности
Что такое толерантность? Знаешь ли ты себя? Какой Я, какой ТЫ. Практикум «Погружение в мир своего Я». Тестирование «Каков Я на самом деле». Будем знакомы, будем друзьями! Какой мы коллектив. Сотрудничество в классе. Л.Н.Толстой «Детство». Улыбка, в чем ее секрет. Доброта начинается с детства.

^ 3. В здоровом теле – здоровый дух

Я выбираю здоровье. Режим дня. Здоровый сон. Золотые правила питания. Полезные продукты. Здоровый образ жизни. Правила закаливания. Поговорим о гигиене. Всемирный день здоровья. Практикум. Что нужно, чтобы быть здоровым?

4. «Семь – Я»

Заповеди - нравственные законы для всех. Моя семья - мое богатство. «Почитай отца своего и матерь твою…». Праздники в кругу семьи. Я и мои родители. О.Уальд «Мальчик звезда». Спортивные состязания «Папа может все что угодно». Праздник «Для любимых мам». Семейные посиделки. Международный день семьи.
^ 5. В союзе с родителями

Тест «Родительская позиция». Микроклимат в семье. Запреты в семье – норма или ограничение свободы ребенка? Что такое разумная требовательность? Первые шаги самовоспитания. Как обнаружить таланты у ребенка? Как примирить «хочу» и «надо»? ( о воспитании ответственности и разумных потребностей) Бумеранг наших недомолвок. Требовательность и уважение: тонкая грань. Ты бойся словом детский мир разрушить. Индивидуальные консультации для родителей. Консультации психолога.
Знания и навыки к концу учебного года

Дети должны знать:

  1. Отличие понятий «этика» и «этикет».

  2. Правила вежливости и красивых манер.

  3. Что означает толерантность.

  4. О правилах сотрудничества в классе.

  5. Правила гигиены, правильного питания.

  6. Заповеди.

Должны уметь:

  1. Уважать себя и верить в свои силы и творческие возможности, признавая это право за другими.

  2. Соблюдать этикет, вести себя достойно в общественных местах.

  3. Быть доброжелательными.

  4. Соблюдать заповеди.

  5. Придерживаться режима дня и питания, уметь организовать свой труд дома.


Второй год обучения


  1. Школа вежливых наук

Поговорим об этикете. Эстетика поведения и этикет. Учимся говорить. Мне позвонил телефон, кто говорит? День рождения только раз в году! Пригласи и развлеки. Правила поведения в гостях. Правила дарения. Ролевая игра «Чему мы научились».


  1. ^ Школа – территория толерантности


Человек. Личность. Гражданин. Здравствуй, человек! Земля – наш общий дом. Мы и окружающие нас. С.Пермяк «Самое страшное». Голосуй за мир. И на солнце есть пятна. Великодушие силы. Учись видеть прекрасное в человеке. Спешите делать добро.

Л. Толстой «Собака Якова».


^ 3. В здоровом теле – здоровый дух

Лицом к здоровью. О хороших и дурных привычках. Как стать красивым (осанка, походка). Красота и труд вместе идут. День здоровья. Спортивная игра «Морской бой». Мы зовемся радужата. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. Викторина «В мире спорта».

4. «Семь – Я»

Дом, в котором мне хотелось бы жить. Практикум. Путешествие в прошлое своей семьи. Без прошлого нет будущего. Традиции общения в японской семье (по книге В.Овчинникова «Ветка сакуры»). Традиции общения в русской семье. Праздник «Супер-мама». Культура общения в современной семье. Мы славим дедов и отцов - кубанских казаков. Семейная академия.

^ 5. В союзе с родителями

Мой ребенок – эгоист. Растим самодостаточного человека. Как воспитать толерантного человека. Как научить ребенка общаться? Дети и деньги. Как преодолеть лень. Что значит учить ребенка самостоятельности? Как развивать интеллект ребенка? Понятие о нервном типе и темпераменте ребенка. Анкета для родителей «Здоровье моего ребенка» .Индивидуальные консультации для родителей. Консультации психолога.

Знания и навыки к концу учебного года
Дети должны знать:

  1. Требования этикета к устному и письменному приглашению и общению с гостями.

  2. Заповеди и правила этикета.

  3. Требования этикета к разговору, в том числе к разговору по телефону.

  4. О здоровом образе жизни.

  5. О доброте и жестокости, уважительном отношении к старшим.

  6. Традиции общения своей семьи.

  7. Родословную своей семьи.


Должны уметь:

  1. Соблюдать этикет в гостях, в театре, кино.

  2. Уметь разговаривать по телефону, соблюдая требования этикета.

  3. Различать хорошие и плохие привычки.

  4. Уметь культурно общаться.

  5. Уметь видеть прекрасное в человеке.


Третий год обучения

  1. Школа вежливых наук

Этикет разговора. Разрешите обратиться. М.Бартенев «Самый вежливый». Путешествие в страну невежд. Я не могу согласиться. Этикетные ситуации. Я не могу не согласиться. Этикетные ситуации. Умеете ли вы спорить? Б.Заходер «Буква Я». Культура общения в семье. Практикум. Играем роль воспитанного человека.

^ 2. Школа – территория толерантности
Экология личности. Быть белой вороной легко? Понятие и доверие. Чувства и переживания. Сочувствие и сопереживание. Народы разные нужны, народы всякие важны! Дискуссия «Мы хотим быть». Сделай мир хоть капельку лучше! Посещение театра. Психологическая игра «Репортаж об однокласснике». Игра «Экипаж одного корабля» С.Я.Маршак «Всемирный хоровод»

^ 3. В здоровом теле – здоровый дух

Психологическое здоровье. Профилактика вредных привычек. Мы - туристы. Игра-путешествие «Откуда берутся грязнули?» Береги здоровье с молоду. Викторина «Так поступают настоящие мужчины». Викторина «Мойдодыр». Интеллектуальная игра «Тайны вокруг нас». Учимся быть здоровыми.
4. «Семь – Я»

Что значит взаимопонимание в семье. Наши дедушки – наши бабушки. О семейных ценностях. Лгать нельзя, но если…? М.Гартман «Белое покрывало». Заповеди: как мы их исполняем. Праздник «Красота спасет мир». Практикум «Родительский дом, начало- начал». Орден твоего деда (прадеда). Друзья мои, прекрасен наш союз.



  1. ^ В союзе с родителями


Правильны ли ваши представления о мальчиках и девочках (тест). Гражданский долг родителей в воспитании детей. Как воспитать успешного человека. Взаимоотношения в семье и развитие ребенка. Приобщение к прекрасному как способ воспитания нравственности. Воспитание духовных потребностей ребенка в семье. Что такое акселерация. Как воспитать помощника. О воспитании мужественности и женственности.

Индивидуальные консультации для родителей. Консультации психолога.

Знания и навыки к концу учебного года
Дети должны знать:

1. Каким должен быть воспитанный человек.

2. О людях разных национальностях

3. Как обращаться к разным людям.

4. Правила вежливого отказа, несогласия.

5. Пословицы о дружбе, верности данному слову, доброте, благодарности.

6. Семейные ценности.

7. О правилах здорового образа жизни.
Должны уметь:

  1. Соблюдать правила вежливости и красивых манер.

  2. На правилах применять методы самовоспитания и самоконтроля.

  3. Уважать чужое мнение.

  4. Проявлять тактичность и доброжелательность в общении.

  5. Быть сострадательным к чужому горю.

  6. Различать добро и зло.

  7. Проявлять положительные моральные качества в достойном поведении, поступках.


Четвертый год обучения

  1. Школа вежливых наук

Этикет и мы. Корректный и галантный человек. Правила, по которым мы живем. Знакомство с народными традициями. Людские пороки – что это? Помоги ближнему своему. Афоризмы. В мире умных мыслей. Самоанализ знаний и навыков по теме «Культура речевого общения».


  1. ^ Школа – территория толерантности


Викторина «Каждый правый имеет право». Как я в общении. Имеете ли вы свое мнение? Как сказать «нет» и отстоять свое мнение. Товарищества твердые законы. Дискуссия «Капитан или пассажир». Чтобы иметь друга, надо быть им. В дружбе – сила. Школа человечности.

^ 3. В здоровом теле – здоровый дух

Сто вопросов о спорте. Посещение спорт клуба (экскурсия). Мой оптимизм – путь к здоровью. Быть здоровым – жить в радости. Коктейль здоровья. О красоте и мужестве. Спортивные состязания «Пять футов под килем». Ответственное отношение к здоровому образу жизни. Спортивный праздник «Мама, папа, я – здоровая семья». Практикум «Мои достижения».

4. «Семь – Я»

О семейных династиях. Умей беречь честь бабушки, дедушки и добрую память о них. О благодарности и жестокосердии, бездушии. О терпимости к близким и родным. О терпении. Что значит быть хорошим сыном или дочерью? Праздник «Славим руки матери». Семейные реликвии. Защитники родины - мои родственники. Практикум «Для меня семья –это…»


  1. ^ В союзе с родителями


Семейный отдых и воспитание. Телевизор как семейная проблема. Как воспитать ценностное отношение к здоровью. Эстетическое воспитание в семье. Бумеранг наших недомолвок. Что значит – следовать принципу «Не навреди»? Компьютер: друг или враг? Эти трудные домашние задания. Сила родительского слова. Анкета для самоанализа «Посмотрите на себя глазами детей». Индивидуальные консультации для родителей. Консультации психолога.


Знания и навыки к концу учебного года
Дети должны знать:

  1. Требования к манерам, чем отличается корректное поведение от галантного.

  2. Об источниках наших нравственных знаний.

  3. Афоризмы.

  4. О совести как основе нравственности.

  5. О пользе терпения, выдержки, умения предвидеть последствия своих поступков.

  6. О кодексе семейного здоровья.

  7. О своей родословной.

  8. Законы дружбы



Должны уметь:

  1. Заниматься самовоспитанием (поставить цель и добиваться ее выполнения).

  2. Воплощать свои этические знания в повседневном поведении, в привычках.

  3. Соблюдать правила здорового образа жизни.

  4. Быть надежным другом.


Автор М.В. Дикалова

Список литературы


  1. Балабанова И.П. Уроки этики: учение с увлечением /Начальная школа.-2002, №12

  2. Гаврилычева Г.Ф. Современный младший школьник. Какой он?/Начальная школа.-2004, №3

  3. Гаврилычева Г.Ф. Это желанное слово «сам». Развитие самостоятельности у детей /Начальная школа.-1992,№2

  4. Добрович А. Глаза в глаза /М.,1982

  5. Добротворский И. Как развить и реализовать свои способности /Воспитание школьников.-2005г., №9

  6. Айзенк Г. Проверь свои способности /М., 1972

  7. Знаете ли вы себя? (55 популярных тестов); библиотечка «Семейный круг». –М.1989

  8. Исаенко В.П. Рыцарский турнир вежливости /Начальная школа. – 1990.-№8

  9. Ковинько Л.В. Воспитание младшего школьника: пособие для студентов средних и высших пед.учеб.заведений, учителей нач. классов и родителей /3-е изд. – М.:Издат. центр «Академия», 1998

  10. Коломинский Я.Л. Познай самого себя /Минск,1981

  11. Крушельницкая О. Школьный стресс /Народное образование. -2001, №6

  12. Лежнева Л.И. Учимся общаться /Начальная школа. – 1990, №12

  13. Маленкова Л.И. Педагоги, родители, дети: методическое пособие для воспитателей и классных руководителей /М.: Пед.общество России, 2002

  14. Волович А. Программа по этике для учащихся 1-8 классов общеобразовательных школ /Воспитание школьников.-2002, №10

  15. Малиованов А.Л. Педагогический такт в семейном воспитании / М., «Просвещение», 1964

  16. Полянская О.В. Школа и родители: рекомендация родителям по подготовке домашних заданий /Директор школы.-2005.-№7

  17. Популярная психология для родителей /под ред. А.А.Бодалева, А.С.Спиваковской, Н.Л.Карповой.- М.:Флинта, 1998

  18. Саляхова Л.И. Родительские собрания. Сценарии, рекомендации, материалы для проведения 1-4 классы/ М.: Глобус, 2007

  19. Семенов Г. Изучать и просвещать (из опыта работы с семьей) /Воспитание школьников.-2002,№2

  20. Степанов Е.Н. Форма, структура и содержание плана воспитательной работы классного руководителя /Воспитание школьников.-2003, №7

  21. Степанова М.И. Режим дня первоклассника (методические рекомендации НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ГУ НЦЗД РАМН) /Вестник образования.-2003, №19

  22. Тесты для всех /сост. Т.М.Орлова. - Киев, 1993

  23. Тихомирова Л. Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенка (младший школьник) / М.: Рольф, 2000

  24. Саляхова Л.И. Настольная книга классного руководителя /М.: Глобус, 2007

  25. Щуркова Н.Е. Новые технологии воспитательного процесса /М.,1994

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа воспитательной работы «Школа вежливых наук» iconПрограмма воспитательной работы с учащимися школы I ступени Автор-...
Программа воспитательной работы «Школа добрых волшебников» представляет собой целостную систему проектной деятельности. Проектная...

Программа воспитательной работы «Школа вежливых наук» iconРабочая программа по курсу внеурочной деятельности научно-познавательного...
Рабочая программа составлена в соответствии с фгос начального общего образования (второго поколения), согласно базисному учебному...

Программа воспитательной работы «Школа вежливых наук» iconАнализ воспитательной работы за 2012-2013 учебный год
В школе воспитательная работа осуществлялась на основании плана воспитательной работы школы на учебный год, планов воспитательной...

Программа воспитательной работы «Школа вежливых наук» iconПрограмма воспитательной работы. Пояснительная записка. Программа...
Ф «Об образовании», Образовательная программа начального, основного и среднего общего образования, Конвенция о правах ребёнка, Конституция...

Программа воспитательной работы «Школа вежливых наук» iconПлан воспитательной работы школы на 2012-2013 учебный год цель воспитательной работы
Цель воспитательной работы: создание условий для формирования личности творческой, самостоятельной, гуманной, способной ценить себя...

Программа воспитательной работы «Школа вежливых наук» iconАнализ воспитательной работы за 2011-2012 уч год
В основе воспитательной работы школы лежит Закон об образовании и Устав школы, нарушений которых отмечено не было. Воспитательная...

Программа воспитательной работы «Школа вежливых наук» iconПрограмма по патриотическому воспитанию; Программа профилактики безнадзорности...
Исходя из целей и задач воспитательной работы были определены приоритетными направления воспитательной деятельности школы

Программа воспитательной работы «Школа вежливых наук» iconПлан воспитательной работы мкоу «сош №3»имр ск на 2012-2013 учебный...
Воспитательные задачи, содержание и формы работы определяются запросами, интересами, потребностями детей и их родителей, условиями...

Программа воспитательной работы «Школа вежливых наук» iconПлан воспитательной работы мбоу «сош №2с п. Горагорское надтеречного...
План воспитательной работы мбоу «сош №2 с п. Горагорское Надтеречного муниципального района чр», составлен в соответствии с Программой...

Программа воспитательной работы «Школа вежливых наук» iconПубличный отчет Муниципальное общеобразовательное учреждение «Большезетымская...
...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница