Тренинг преодоления педагогических конфликтов




Скачать 62.74 Kb.
НазваниеТренинг преодоления педагогических конфликтов
Дата публикации07.07.2013
Размер62.74 Kb.
ТипДокументы
lit-yaz.ru > Психология > Документы
ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ КРАСНОАРМЕЙСКОГО ГОРОДСКОГО СОВЕТА

МЕТОДИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ



ТРЕНИНГ

ПРЕОДОЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ

Подготовила

Соловьева Виктория Викторовна,

методист, отвечающий за

психологическую службу

г. Красноармейск, 2013

Тренинг преодоления педагогических конфликтов

Дата проведения: 25.03.2013

Категория участников: педагоги

Цель: обучение навыкам разрешения педагогических конфликтов в системе педагог – учащийся, ученик – ученик; предупреждение профессионального выгорания педагогических работников.

Необходимые материалы: флипчарт, плакат, маркеры, стикеры, моток пряжи,

План проведения тренинга

  1. Введение в тренинг.

  2. Знакомство «Меня зовут… В конфликте я веду себя…»

  3. Ожидания участников тренинга «Ожерелье тренинга»



  1. Информационное сообщение.

Противоречия между педагогическим работником и обучающимся всегда отрицательно сказываются не только на взаимоотношениях, но и на эмоционально-психическом состоянии каждой из конфликтующих сторон. Не случайно в последнее время специалисты все чаще отмечают такое негативное явление в образовательном процессе, как “синдром психического выгорания”, который чаще всего является следствием затяжного профессионального стресса.

Конфликты в образовательном процессе надолго нарушают систему взаимоотношений между педагогическим работником и обучающимся, вызывают у педагогического работника глубокое стрессовое состояние и неудовлетворенность своей работой. Такое состояние усугубляется сознанием того, что успех в образовательном процессе зависит от поведения обучающихся, что может привести к появлению состояния зависимости педагогического работника от “милости” его воспитанников.

  1. ^ Мозговой штурм «Конфликты в школе»

Участникам предлагается определить, какие конфликты могут возникать в учебных заведениях между учителями и детьми.

Комментарий ведущего:

Варианты ответов записываются на флипчарте, все ответы делятся на 3 категории:

По мнению психолога М.М. Рыбаковой между педагогическим работником и обучающимся чаще всего встречаются следующие виды конфликтов:

o конфликты деятельности (КД), возникающие по поводу успеваемости обучающихся, выполнения ими учебных и внеучебных заданий;

o конфликты поведения (поступков) (КП), возникающие в связи с нарушением обучающимися правил поведения в учебном заведении, чаще всего на занятиях, и за пределами образовательного учреждения;

o конфликты отношений (КО), возникающие в сфере эмоционально-личностных отношений обучающихся и педагогических работников, в рамках их общения в процессе совместной образовательной деятельности.

^ 6. Упражнение «Причины конфликтных ситуаций». Участники делятся на 3 группы.

КД
Конфликты деятельности между педагогическим работником и обучающимся чаще всего проявляются в отказе обучающегося выполнять учебное задание или связаны с плохим (недобросовестным) его выполнением. Это может происходить по различным причинам: утомление, трудность в усвоении учебного материала, а иногда неудачное замечание педагога вместо конкретной помощи при затруднениях в работе. Подобные конфликты чаще происходят с обучающимися, испытывающими трудности в учебной деятельности, когда педагогический работник ведет учебные занятия по своему предмету непродолжительное время, и отношения между ним и группой ограничиваются только учебной работой. В последнее время наблюдается увеличение числа таких конфликтов из-за того, что педагогические работники часто предъявляют завышенные требования к усвоению предмета, а оценки (отметки) используют как средство наказания тех, кто нарушает дисциплину или не выполняет предъявляемые требования.

КП
Конфликты поступков в основном связаны с особенностями поведения отдельных обучащихся как в учебных, так и во внеучебных ситуациях. Педагогическая ситуация может привести к конфликту в том случае, если педагогический работник ошибся при анализе поступка обучающегося, не выяснил мотивы, сделал необоснованный вывод. Один и тот же поступок может вызываться разными мотивами. Педагогический работник часто корректирует поведение обучающихся, оценивая их поступки при недостаточной информации об их подлинных причинах. Иногда он лишь догадывается о мотивах поступков, плохо знает отношения между своими воспитанниками, поэтому вполне возможны ошибки при оценке их поведения. Это вызывает вполне оправданное несогласие обучающихся.

КО
Конфликты отношений часто возникают в результате неумелого разрешения педагогическим работником проблемных ситуаций и имеют, как правило, длительный характер. Эти конфликты приобретают личностный смысл, порождают длительную неприязнь обучающегося к педагогическому работнику, надолго нарушают их взаимодействие.

  1. Энерджайзер «Путаница»

  2. ^ Упражнение «Особенности педагогических конфликтов: в схемах и символах»


Участникам предлагается найти символ для каждого из особенностей педагогических конфликтов.

Педагогические конфликты имеют свои особенности, которые отличают их от других конфликтов в сфере социального взаимодействия. Среди таких специфических характеристик можно выделить, следующие:

  • ответственность педагогического работника за педагогически правильное разрешение проблемных ситуаций, так как любое образовательное учреждение - это прежде всего доступная возрасту обучающихся модель общества, где они усваивают нормы отношений между людьми;

  • участники конфликта имеют разный социальный статус (педагогический работник-обучающийся), чем и определяется их поведение в конфликте;




  • разница в жизненном опыте участников образовательного процесса порождает разную степень ответственности за ошибки при разрешении конфликтов;




  • различное понимание событий и их причин (конфликт “глазами педагога” и “глазами учащегося” видится по-разному), поэтому педагогическому работнику не всегда легко понять глубину переживаний обучающегося, а обучающемуся — справиться со своими отрицательными эмоциями и подчинить их разуму;

  • присутствие других учащихся в ситуации столкновения педагогического работника и отдельного обучающегося делает их не просто свидетелями, а участниками конфликта, а конфликт приобретает воспитательный смысл и для них. Об этом всегда приходится помнить педагогическому работнику;

  • профессиональная позиция педагогического работника в конфликте с обучающимся обязывает его взять на себя инициативу в его разрешении и на первое место суметь поставить интересы обучающегося как формирующейся и зависящей от него личности;

  • всякая ошибка педагога при разрешении конфликта порождает новые, в которые включаются другие обучающиеся;

  • конфликт в образовательной деятельности легче предупредить, чем разрешить.



  1. ^ Работа в группах «Копилка рекомендаций»

1 группа: портрет учителя, который умеет решать конфликты

2 группа: создание алгоритма разрешения конфликта учителем

3 группа: послание учителю
Основные рекомендации педагогическим работникам по управлению конфликтами с обучающимися могут сводиться к следующим психологическим правилам:

  • контролируя свои эмоции, быть объективным, дать возможность обучающимся обосновать свои претензии, “выпустить пар”;

  • не приписывать обучающемуся свое понимание его позиции, перейти на “я - высказывания (не “ты меня обманываешь”, а “я чувствую себя обманутым”);

  • не оскорблять обучающегося (есть слова, которые, прозвучав из уст педагогического работника, наносят такой ущерб отношениям с обучающимися, что все последующие “компенсирующие” действия не могут их исправить);

  • стараться не удалять учащихся из учебного помещения за какие-либо проступки;

  • по возможности не обращаться к административным мерам разрешения конфликтных ситуаций и не привлекать в качестве своих помощников представителей административных структур;

  • не отвечать на агрессию агрессией (это принизит достоинство педагогического работника в первую очередь), не затрагивать личности воспитанника, если дело касается только его конкретного действия или поступка. Давать не абстрактную, а конкретную оценку только его определенным действиям;

  • дать себе и обучающемуся право на ошибку, не забывая о том, что “не ошибается только тот, кто ничего не делает”;

  • независимо от результатов разрешения противоречия постараться не разрушить отношения с обучающимся;

  • не бояться конфликтов, брать на себя инициативу их конструктивного разрешения.

  • “Опереться можно только на того, кто сопротивляется” Стендаль.




  1. Рефлексия «Паутинка итогов»

^ ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Андреев В.Н. Конфликтология: искусство спора, ведения переговоров, разрешения конфликтов. – Казань, 1992.

  2. ришина Н. В. Давайте договоримся. Практическое пособие для тех, кому приходится разрешать конфликты. — СПб.: Изд-во «Сова», 1993.

  3. Гришина Н. В. Психология конфликта. — СПб., 2000.

  4. Данакин Н. С., Дятченко Л. Я., Сперанский В. И. Конфликты и технология их предупреждения. — Белгород: Белгородский Центр социальных технологий, 1995. 316 с.

  5. Доценко Е. Л. Психология манипуляции. — СПб.: Речь, 2003, 2004. — 304 с.

  6. Дружинин В. В., Конторов Д. С., Конторов М. Д. Введение в теорию конфликта. — М.: Радио и связь, 1989.

  7. Рахматуллина Л.В. Управление педагогическими конфликтами. - Набережные Челны, 2010.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тренинг преодоления педагогических конфликтов iconСемёнова Е. М. (Автор-составитель) с 30 Тренинг эмоциональной устойчивости...
Книга предназначена для преподавателей психолого-педагогических дисциплин, психологов образовательных учреждений, учителей школ,...

Тренинг преодоления педагогических конфликтов iconНаписание стихов призвание или талант?
Эти вопросы, и способы ответа и сам ответ. Переживание момента творения дает силы для преодоления препятствий и решения внутренних...

Тренинг преодоления педагогических конфликтов iconКонфликты возникают в процессе взаимодействия, общения индивидов...
Изучением конфликтов занимались ученые с древнейших времен. Они отмечали как позитивную, так и негативную роль конфликтов в жизни...

Тренинг преодоления педагогических конфликтов iconКипнис М. К424 Тренинг лидерства. 2-е изд., стер
К424 Тренинг лидерства. 2-е изд., стер. М.: Ось-89, 2006. 144 с. (Действенный тренинг)

Тренинг преодоления педагогических конфликтов icon7. Решение спорных вопросов: Улаживание конфликтов. Улаживание конфликтов
Классификация игр, как теоретическая основа их выбора и практического применения в профессиональной подготовке

Тренинг преодоления педагогических конфликтов iconЗадание для тренеров
В течение недели вы получите в электронном виде тренинг по командообразованию. Вам необходимо переработать, адаптировать этот тренинг...

Тренинг преодоления педагогических конфликтов iconМировая наука о политическом регулировании конфликтов
Один из крупнейших специалистов в этой области И. Галтунг даже сравнивает исследования и практическую деятельность по урегулированию...

Тренинг преодоления педагогических конфликтов iconОбучение лингвистической интерпретации текста сюжетной арифметической...
Новоселов Сергей Аркадьевич, доктор педагогических наук, профессор, фгбоу впо «Уральский государственный педагогический университет»,...

Тренинг преодоления педагогических конфликтов iconМбдоу «Центр развития ребёнка – детский сад №127» тренинг для педагогов
Участникам тренинга предлагается поздороваться с группой и продолжить фразу: “Здравствуйте! Мне очень приятно, что (именно вы пришли...

Тренинг преодоления педагогических конфликтов iconКнига представляет собой систематический очерк основных проблем конф­ликтологии....
К 64 Конфликтология / Под ред. А. С. Кармина // спб.: Издательство «Лань», 1999. – 448 с



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница