Учебник для вузов / Под ред. Г. С. Никифорова. 2-е изд., доп и перераб. Спб.: Питер, 2004. 639 с: ил. Серия «Учебник для вузов»




Скачать 11.31 Mb.
НазваниеУчебник для вузов / Под ред. Г. С. Никифорова. 2-е изд., доп и перераб. Спб.: Питер, 2004. 639 с: ил. Серия «Учебник для вузов»
страница1/77
Дата публикации13.06.2013
Размер11.31 Mb.
ТипУчебник
lit-yaz.ru > Психология > Учебник
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   77
ББК УДК П86

88.59я7

[159.9:658](075)

Рекомендовано Ученым советом Санкт-Петербургского государственного университета

в качестве учебника для студентов и аспирантов университетов,

специализирующихся в области психологии менеджмента

Рецензенты:

В. Н. Машков, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой социальной антропологии и психологии Республиканского гуманитарного института (Санкт-Петербург);

А. А. Грачев, кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой организационной психологии РГПУ им. А. И. Герцена.

П86 ^ Психология менеджмента: Учебник для вузов / Под ред. Г. С. Никифорова. — 2-е изд., доп. и перераб. — СПб.: Питер, 2004. — 639 с: ил. — (Серия «Учебник для вузов»).

ISBN 5-94723-379-7

Данный учебник представляет собой новую, значительно расширенную версию первого в России учебника по курсу «Психология менеджмента» (Изд-во СПбГУ, 2000). В настоящем издании прослеживается последовательная психологизация менеджмента в процессе его эволюции. Анализируются все основные направления, составляющие содержание современной психологии менеджмента. Рассматриваются пока еще слабо представленные в отечественной литературе вопросы женского менеджмента, психологического тренинга менеджеров, обеспечения их профессионального здоровья. Учебник предназначен для студентов и преподавателей факультетов психологии университетов, а также для специалистов, занятых на практике решением психологических проблем в области менеджмента.

ББК 88.59я7 УДК [159.9:658](075)

Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.

ISBN 5-94723-379-7 ® ЗА0 ИзЯательский дом «Питер», 2004

© Издательство Санкт-Петербургского государственного университета, 2004

Оглавление

Предисловие ко второму изданию.............................................7

Раздел I. Эволюция менеджмента

Глава 1. Основные понятия (Г. С. Никифоров) ............................10

1.1. Менеджмент. Менеджер..............................................10

1.2. Психология менеджмента............................................ . 12

Литература............................................................14

Глава 2. Теория и практика психологии менеджмента: исторический аспект

(Г. С. Никифоров, Л. Г. Почебут)...........................................15

2.1. Теории европейского менеджмента.....................................15

2.2. Теории американского менеджмента....................................20

2.3. Практика американского менеджмента..................................28

2.4. Практика японского менеджмента......................................33

Литература ............................................................41

Глава 3. Управленческая мысль в России...............................42

3.1. Особенности развития российского общества (П. И. Смирнов)..............42

3.2. Предпринимательство в России (Г. С. Никифоров, П. И. Смирнов, И, О. Фа-тиева) .............................................................52

Литература ............................................................66

Раздел II. Организация

Глава 4. Управленческие философии и стратегам (С. И. Макшанов)............68

4.1. Понятие философии и стратегии организаций ...........................68

4.2. Организационные стратегии...........................................70

Литература ............................................................72

Глава 5. Внутриорганизационное обеспечение менеджмента (Я. К. Власов).......73

5.1. Концепция организации..............................................73

5.2. Концепция управления ресурсами .....................................77

5.3. Типология организационных концепций .................................80

Литература ............................................................84

Глава 6. Психология коммуникации в организации (В. М. Снетков) ............85

6.1. Коммуникация как структура .........................................86

6.2. Коммуникация как процесс ...........................................94

Литература ...........................................................106

Глава 7. Управление инновациями в организации (Я. Ю. Хрящева)............108

7.1. Понятие инновационной деятельности.................................108

7.2. Источники инновационных возможностей..............................111

7.3. Подразделения, обеспечивающие инновационную деятельность............113

7.4. Методы и средства инновационной деятельности........................ИЗ

Литература ...........'................................................114

Глава 8. Переговоры в управлении организацией (А. В. Липницкий) ...........115

8.1. Сущность и классификация переговоров...............................115

8.2. Модели переговоров ................................................123

8.3. Переговорные стили ................................................128

8.4. Трудности в переговорах: тупики, конфликты, манипуляции ..............132

Литература ...........................................................134

Глава 9. Управленческое консультирование (консалтинг) (Е. В. Кудрова).......135

9.1. Понятие управленческого консультирования как сферы человеческой деятельности ....................................................... 135

9.2. Требования, предъявляемые профессией к управленческому консультанту . . 137

9.3. Психологические механизмы взаимодействия консультанта и клиента...... 139

9.4. Понятие «система клиента»...........................................140

9.5. Основные этапы процесса консультирования ...........................141

9.6. Методы работы консультантов .......................................146

Литература ...........................................................147

Глава 10. Менеджмент в некоммерческих организациях (Я. В. Ходырева).......148

10.1. Некоммерческий сектор: определение.................................148

10.2. Функции и цели третьего сектора....................................148

10.3. Виды НКО и концепции третьего сектора.............................149

10.4. Эволюция взаимодействия государственного, коммерческого и некоммерческого секторов в России и за рубежом................................151

10.5. Специфика менеджмента в НКО.....................................154

10.6. Человеческие ресурсы в некоммерческих организациях...................156

10.7. Менеджер в некоммерческой организации.............................159

10.8. Финансовые и правовые ресурсы в некоммерческой организации .........161

Литература ...........................................................162

Раздел 111. Менеджер

Глава 11. Психологический отбор менеджеров (С. А. Маничев)...............164

11.1. Профессиональные функции менеджеров .............................164

11.2. Принятие решений................................................179

11.3. Профессионально важные качества менеджера.........................192

11.4. Каталог требований должностных позиций............................200

11.5. Методы диагностики профессионально важных качеств менеджеров.......206

Литература ...........................................................233

Глава 12. Профессиональная подготовка менеджеров (С. И. Макшанов)........234

12.1. Требования к личности менеджера...................................234

12.2. Профессиональная подготовка менеджеров............................239

Литература ...........................................................245

Глава 13. Тренинг в менеджменте (С. И. Макшанов).......................246

13.1. Тренинг в профессиональной подготовке менеджеров...................246

13.2. Методические аспекты тренинга менеджеров ..........................252

13.3. Психодиагностические возможности тренинга .........................262

Литература ...........................................................268

Глава 14. Профессиональные деформации персонала (С. П. Безносое)...........269

Литература ...........................................................281

Глава 15. Психическое выгорание у менеджеров и его преодоление (Я. Е. Водопьянова) ......................s..............................282

15.1. Синдром психического выгорания и его симптомы (совместно с Е. С. Стар-ченковой) .......................................................... 282

15.2. Модели изучения психического выгорания (совместно с Е. С. Старчен-ковой) ............................................................ 291

15.3. Производственный стресс и синдром выгорания........................294

15.4. Личностные и профессиональные факторы психического выгорания ......298

15.5. Синдром психического выгорания у менеджеров .......................305

15.6. Профилактика выгорания и психологическая помощь «выгоревшим»......308

Литература ...........................................................312

Глава 16. Профессиональное здоровье менеджера (Г. С. Никифоров, Р. А. Березовская) .......................................................314

16.1. Профессиональное здоровье менеджера как психологическая проблема .... 314

16.2. Психологическое обеспечение профессионального здоровья менеджера .... 323

16.3. Профессиональное долголетие менеджера.............................330

Литература ...........................................................332

Глава 17. Тендерные аспекты менеджмента (Я. В. Ходырева) ................333

17.1. Положение женщин на рынке труда и в бизнес-слое ....................333

17.2. Тендерные различия в менеджменте..................................335

17.3. Факторы, препятствующие вхождению женщин в бизнес-слой............337

17.4. Стратегии поддержки женщин в бизнес-слое и программы профессиональной подготовки........................................348

Литература............................................................351

Раздел IV. Управление персоналом

Глава 18. Стратегия отбора персонала (А. Ф. Денисов).....................354

Литература...........................................................373

Глава 19. Кадровый мониторинг (Я. Ю. Хрящева) ........................374

19.1. Наем и адаптация персонала в организации ...........................374

19.2. Аттестация .......................................................377

19.3. Планирование карьеры.............................................379

Литература...........................................................381

Глава 20. Обучение персонала (Я. Ю. Хрящева).......................... 382

20.1. Основные подходы к обучению персонала.............................382

20.2. Виды (формы) обучения персонала ..................................384

Литература ...........................................................387

Глава 21. Психологические основы организации труда (С. В. Кошелева) ........388

21.1. Личностный поход к управлению человеком и его деятельностью ..;......388

21.2. Половозрастные особенности человека и их учет в организации производственной деятельности и управлении персоналом................391

21.3. Оптимизация режима и условий труда................................394

21.4. Психологическая совместимость и оптимизация взаимодействия персонала 401 Литература ...........................................................406

Глава 22. Психологические аспекты индивидуальной карьеры (В. А. Чикер) .....407

22.1. Психологическое содержание понятия «карьера» .......................407

22.2. Основные стадии и этапы индивидуальной карьеры ....................420

22.3. Методика оценки карьерных ориентации Э. Шейна.....................424

Литература .................................. 427

Глава 23. Временной фактор неопределенности управленческих решений

(О. С. Дейнека) ...............................................429

23.1. Межвременной выбор и перспектива .................................429

23.2. Нерациональная эскалация экономического поведения..................435

Литература .............................. 441

Глава 24. Мотивация и стимулирование персонала в организации (Я. Ю. Хрящева) 442

24.1. Подходы к мотивации персонала в организации........................442

24.2. Теории мотивации.................. 443

25.3. Виды стимулирования персонала в организации........................447

Литература ...........................................................451

Глава 25. Психология отклоняющегося поведения персонала (С. В. Кошелева) . . . 452

25.1. Психология оценки отклоняющегося поведения........................452

25.2. Индивидуально-типологические основы отклоняющегося поведения ......455

25.3. Социально-психологические типы отклоняющегося поведения ...........463

Литература ...........................................................469

Глава 26. Менеджмент и конфликты (А. В. Липницкий).....................470

26.1. Конфликты в деятельности менеджера: постановка проблемы ............470

26.2. Техники и технологии управления конфликтами .......................476

26.3. Личностные и групповые особенности протекания конфликтов...........480

Литература ...........................................................490

Глава 27. Управление качеством (Г. С. Никифоров)........................491

27.1. Организационные формы...........................................491

27.2. Психологические факторы ..........................................494

Литература ...........................................................498

Раздел V. Маркетинг

Глава 28. Психологические возможности рекламы в менеджменте ...........500

28.1. Управление организацией исходя из интересов рынка (В. М. Снетков).....500

28.2. Виды и функции рекламы (И. М. Лущихина)...........................504

28.3. Целевая направленность рекламы различных видов. Психологические аспекты сегментации рынка потребителей (Я. М. Лущихина)...............510

28.4. Психологические механизмы воздействия рекламы на потребителей разного социального статуса, возраста, пола, интеллекта (аффективные, когнитивные и конативные составляющие рекламного воздействия)

(Я. М. Лущихина)...................................................513

28.5. Психологические особенности выбора свойств рекламируемого товара

(Я. М. Лущихина) ...................................................518

28.6. Психологическая экспертиза рекламной продукции (Я. М. Лущихина).....520

Литература ...........................................................521

Глава 29. Тренинг продаж (Г. А. Солтицкая) ............................522

Литература...........................................................567

Глава 30. Психология экономического поведения (Н. В. Ходырева)............568

30.1. «Экономический человек» ..........................................569

30.2. Концепции обмена.................................................570

Литература ...........................................................574

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   77

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебник для вузов / Под ред. Г. С. Никифорова. 2-е изд., доп и перераб. Спб.: Питер, 2004. 639 с: ил. Серия «Учебник для вузов» iconУчебник для вузов. Спб.: Питер, 2008. 583 с: ил. Серия «Учебник для вузов»
...

Учебник для вузов / Под ред. Г. С. Никифорова. 2-е изд., доп и перераб. Спб.: Питер, 2004. 639 с: ил. Серия «Учебник для вузов» iconУчебник содержит три раздела
Практический курс английского языка. 2 курс : учеб для студентов вузов / (В. Д. Аракин и др.); под ред. В. А. Аракина. — 7-е изд,...

Учебник для вузов / Под ред. Г. С. Никифорова. 2-е изд., доп и перераб. Спб.: Питер, 2004. 639 с: ил. Серия «Учебник для вузов» iconКарпенков С. Х. Концепции современного естествознания: Учеб для вузов. 6-е изд., перераб и доп
Концепции современного естествознания: Учебник для вузов. – М.: Академический Проект; Фонд «Мир», 2005 г. – 9-е изд., испр и доп....

Учебник для вузов / Под ред. Г. С. Никифорова. 2-е изд., доп и перераб. Спб.: Питер, 2004. 639 с: ил. Серия «Учебник для вузов» iconУчебник нового века психология Учебник для гуманитарных вузов
П86 Психология. Учебник для гуманитарных вузов / Под общ ред. В. Н. Дружинина. — Спб

Учебник для вузов / Под ред. Г. С. Никифорова. 2-е изд., доп и перераб. Спб.: Питер, 2004. 639 с: ил. Серия «Учебник для вузов» iconУчебно-методический комплекс, учебник, разработка для высшей школы...
Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А. Г. Гогоберидзе,...

Учебник для вузов / Под ред. Г. С. Никифорова. 2-е изд., доп и перераб. Спб.: Питер, 2004. 639 с: ил. Серия «Учебник для вузов» iconСедугин П. И. Жилищное право: Учебник для вузов. С28 2-е изд., перераб и доп
Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности "Юриспруденция"

Учебник для вузов / Под ред. Г. С. Никифорова. 2-е изд., доп и перераб. Спб.: Питер, 2004. 639 с: ил. Серия «Учебник для вузов» iconУчебное пособие для вузов Главный редактор В. Усманов
...

Учебник для вузов / Под ред. Г. С. Никифорова. 2-е изд., доп и перераб. Спб.: Питер, 2004. 639 с: ил. Серия «Учебник для вузов» iconДавид Вениаминович Ривман Криминальная виктимология Серия «Учебники...
Р49 Криминальная виктимология — спб.: Питер, 2002. — 304 с. — (Серия «Учебники для вузов»)

Учебник для вузов / Под ред. Г. С. Никифорова. 2-е изд., доп и перераб. Спб.: Питер, 2004. 639 с: ил. Серия «Учебник для вузов» iconУчебник для вузов /Под ред. Т. Ю. Базарова, Б. Л. Еремина. 2-е изд.,...
Настал торжест­венный миг. Наша цель, как я полагаю, известна всем нам. Но уважаемому мистеру Бэггинсу, а мо­жет быть, и кому-нибудь...

Учебник для вузов / Под ред. Г. С. Никифорова. 2-е изд., доп и перераб. Спб.: Питер, 2004. 639 с: ил. Серия «Учебник для вузов» iconУчебник для вузов /Под ред. Т. Ю. Базарова, Б. Л. Еремина. 2-е изд.,...
Настал торжест­венный миг. Наша цель, как я полагаю, известна всем нам. Но уважаемому мистеру Бэггинсу, а мо­жет быть, и кому-нибудь...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница