Е. Е. Вахромов Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации




НазваниеЕ. Е. Вахромов Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации
страница1/18
Дата публикации21.06.2013
Размер2.45 Mb.
ТипУчебное пособие
lit-yaz.ru > Психология > Учебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18

Московский педагогический университет


___________________________________

 

Кафедра психологии

 

 

Е.Е. Вахромов

Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации

 

 

Учебное пособие


 

 

 

 

 

 

Москва

Международная педагогическая академия

2001

 
СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие

 

Введение и основные определения

 

1.Гуманистическая психология в контексте эволюции психологических идей ХХ века

Предыстория = Задачи гуманистической психологии = Идейные истоки: К. Левин = К. Гольдштейн = Г. Оллпорт = Академическая психология = Бихевиоризм = Культурно-историческая школа = Психоанализ = Э. Эрикссон = К. Хорни = Г.С. Салливан = Индивидуальная психология А. Адлера = Аналитическая психология К. Юнга = Вопросы


 

^ 2. Теория самоактуализации в контексте гуманистической психологии

Основные постулаты = Структура теории = Самоактуализированные люди = Определение самоактуализации = Самость = Самоактуализация и самореализация = К. Роджерс = Процесс самоактуализации и его описание = Теория инволюции = Пиковое переживание = Мотивация, Б-, и Д- потребности = Является ли самоактуализация конечной целью = Мета – теория = Новая социальная терапия = Вопросы

 

^ 3. Проблемы теории и практики самоактуализации

 

Организационные проблемы = Трансперсональная психология = Теоретические проблемы = Внешние условия = Свободное воспитание = Комплекс Ионы = Десакрализация = Завершающее определение = Тест Шостром и САМОАЛ = Тест СЖО = Модель развития компетентности = Социально когнитивный подход = Выученная беспомощность = Вопросы

 

^ 4. Самоактуализация в контексте жизненного пути человека

 

Событийно-биографический подход = Концепция Б.Г. Ананьева = Жизненный путь = Ситуация = Индивидуальная картина мира = Текст = Новые определения самоактуализации и самореализации = Акмеология = Самоактуализация и акмеология = Вопросы

 

^ 5. Проблема нормы и аномалии в развитии и поведении

 

Представления о норме и аномалии = Психическое и психологическое здоровье = Концепции = Акцентуации = Аномия = Стигматизация = Формирование стигмата = Психологическое консультирование = Деонтология = Вопросы

 

^ 6. Вместо заключения и выводов. Резюме

 

Предисловие


 

Эта книга посвящена проблеме развития человека и отражает не только хорошо известные научные факты и гипотезы, но и некоторые менее известные, в том числе полученные автором в результате собственных исследований. В известной мере она является результатом осмысления автором результатов своей деятельности в сфере практической психологии, несет отпечаток его субъективного опыта, поэтому некоторым известным фактам и гипотезам дается не совсем обычная интерпретация, они рассматриваются в непривычном контексте. Она адресована не только студентам, изучающим возрастную и педагогическую психологию, психологию развития и историю психологии, но может быть полезна и профессионалам, работающим в сфере практической психологии. Автор попытался написать её таким языком, чтобы она была понятна и непрофессионалу, интересующемуся проблемой развития человека.


Книга состоит из введения, четырех глав и заключения. Во введении обосновывается актуальность проблемы развития; помимо психологического подхода к её решению даны краткие сведения о разработке этой проблемы в других науках и понятиях, используемых в её исследовани. В первой главе прослеживается эволюция философских и психологических идей, на основе синтеза которых возникла и развивалась гуманистическая психология, выявляются её основные задачи. В этой главе с разной степенью подробности представлены идеи К. Голдштейна, Г. Оллпорта, К. Левина, К. Хорни, Э Эрикссона, А. Адлера, К. Юнга и большой группы других не менее известных ученых, в сотрудничестве и полемике с которыми формировались взгляды участников движения гуманистической психологии. Во второй главе рассматривается теория самоактуализации, являющаяся важнейшим теоретическим наследием гуманистической психологии, в том виде, в котором она актуальна и сегодня. Подробно анализируются в сопоставлении с другими понятия «самоактуализация» и «самореализация», проводятся параллели с деятельностным подходом в отечественной психологии. Рассматривается структура теории самоактуализации, характеризуются её элементы и их взаимосвязи. Дается представление о гуманистической парадигме в психотерапии. В третьей главе проанализированы теоретические и организационно-практические проблемы, возникшие при разработке теории самоактуализации. Отдельно анализируются проблемы, возникающие на пути человека, пытающегося достичь самоактуализации, и методы их преодоления. Здесь же представлены некоторые тесты, позволяющие измерять продвижение к самоактуализации и взгляд на теорию самоактуализации через призму социально-когнитивного подхода в психологии. В четвертой главе теория самоактуализации рассматривается в контексте теории жизненного пути человека, а акт самоактуализации – как одно из важнейших событий жизненного пути. Рассмотрены некоторые проблемы психологического исследования личности, возникающие при применении событийно-биографического подхода к её изучению. Дана попытка очертить некоторые граничные условия самоактуализации, в том числе возрастные. На фоне некоторых сведений об акмеологии дана попытка сопоставления подходов к изучению личности в акмеологии и в теории самоактуализации. В пятой главе рассматриваются вопросы формирования представлений о норме и аномалии в развитии человека, и некоторые принципиально важные аспекты психологической практики, оказывающие существенное влияние на развитие человека. В конце каждой главы приводятся вопросы для закрепления изложенного материала и самостоятельного изучения. В резюме кратко подводятся некоторые итоги изложения по предложенной теме, которая является одной из наиболее актуальных и перспективных в настоящее время.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Е. Е. Вахромов Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации iconЕ. Е. Вахромов Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации
Задачи гуманистической психологии = Идейные истоки: К. Левин = К. Гольдштейн = Г. Оллпорт = Академическая психология = Бихевиоризм...

Е. Е. Вахромов Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации iconУрока: Предлог как часть речи
Урок изучения нового материала, развивающая технология (теория развития изобретательских задач /триз/ и теория развития критического...

Е. Е. Вахромов Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации iconПрограмма развития муниципального автономного общеобразовательного...
Проект «Повышение уровня личностной самоактуализации обучающихся»

Е. Е. Вахромов Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации iconПонятия «самоактуализация» и «самореализация» в психологии
В центре ее внимания находится проблема воспитания и развития гармоничной и компетентной личности, максимально реализующей свой потенциал...

Е. Е. Вахромов Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации iconВахромов Е. Е. Проблема переживания в европейской философии второй половины xix-начала XX века
«инструмент», с помощью которого добываются и очищаются от культурных наслоений научные факты, сколько возможность и способ понимания...

Е. Е. Вахромов Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации iconНовая концепция целей урока 16
В третьем томе "Педагогической энциклопедии" написано: "В ходе развития педагогики некоторые ее разделы выделились в относительно...

Е. Е. Вахромов Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации iconБ. М. Бекмухамедов психологические особенности познавательной потребности...
Психологические особенности познавательной потребности как средства творческого развития личности будущего учителя музыки

Е. Е. Вахромов Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации iconJames Fadiman "Personality & Personal Growth"
Особое внимание уделено практическому курсу развития личности и методам, влияющим на сознание человека. Помимо классических и современных...

Е. Е. Вахромов Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации iconД. Б. Эльконин Избранные психологические труды
Некоторые вопросы развития воспитательной системы для раннего и дошкольного возраста

Е. Е. Вахромов Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации iconТеория дифференциации полов в проблемах человека
С переходом эволюции человека от биологической к социальной возросли ее темпы. А получив беспрецедентную возможность изменять среду,...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница