Учебное пособие для студентов по направлению подготовки бакалавров 080200. 62 «Менеджмент»




НазваниеУчебное пособие для студентов по направлению подготовки бакалавров 080200. 62 «Менеджмент»
страница1/21
Дата публикации22.08.2014
Размер1.73 Mb.
ТипУчебное пособие
lit-yaz.ru > Психология > Учебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21


Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ» (ТУСУР)
Кафедра телевидения и управления (ТУ)

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий кафедрой ТУ, профессор

_________________И.Н. Пустынский

«______»___________________2012 г.


психология делового общения
Учебное пособие для студентов

по направлению подготовки бакалавров 080200.62 «Менеджмент», по профилю «Информационный менеджмент»,

изучающих дисциплины «Менеджмент» и «Управление человеческими ресурсами»

РАЗРАБОТАЛА

_________ О.А. Бут

«______»_________2013 г.

2013


Бут О.А Психология делового общения: Учебное пособие. – Томск: кафедра ТУ, ТУСУР, 2013. – 133 с.
Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по направлению подготовки бакалавров 080200.62 «Менеджмент», по профилю «Информационный менеджмент». В пособии рассматривается общение как социально-психологическая проблема, механизмы воздействия в процессе общения, проявление индивидуальных особенностей личности в деловом общении.
© Бут О.А., 2013

© Кафедра Телевидения и управления, ТУСУР, 2013


СОДЕРЖАНИЕ

^ 1 ЭТИКА И КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ 5

1.1 ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ЭТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ 5

1.2 ПРофессиональная этика 8

1.3 Деловой этикет 11

1.4 Внешний облик человека 17

^ 1.5 ДЕЛОВАЯ БЕСЕДА 19

1.6 Деловая переписка 21

1.7 Визитная карточка в деловой жизни 24

1.8 Деловой протокол 26

1.9 Интерьер рабочего помещения 28

^ 2 ОБЩЕНИЕ КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА 30

2. 2 Характеристика и содержание общения. Механизмы воздействия в процессе общения 34

3 Перцептивная сторона общения 40

^ 4 КОММУНИКАТИВНАЯ СТОРОНА ОБЩЕНИЯ 57

5 ИНТЕРАКТИВНАЯ СТОРОНА ОБЩЕНИЯ 65

6 КОНФЛИКТЫ В ДЕЛОВОМ ОБЩЕНИИ 70

6.1 Конфликт и его структура 70

6.2 Стратегия поведения в конфликтных ситуациях 72

6.3 Правила поведения в конфликтах 74

7.1 Создание благоприятного психологического климата во время переговоров 77

^ 8 ПРОЯВЛЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ В ДЕЛОВОМ ОБЩЕНИИ 95

8.1 Темперамент 96

8.2 Характер и воля 101

8.3 Способности — важное условие успеха в профессиональной деятельности 106

8.4 Эмоции и чувства 109

Литература 137


ВВЕДЕНИЕ1
Учебное пособие адресовано всем тем, чья деятельность (в будущем или настоящем) связана с общением, всем, кто по роду своего занятия должен эффективно и грамотно общаться с людьми, кто стремится совершенствовать межличностные отношения.

Немецкий филолог, философ, языковед Вильгельм Гумбольдт (1767-1835) отметил, что для человека нет ничего более интересного, чем люди. Мы ежедневно общаемся с людьми (дома, на работе, в транспорте, магазине), взаимодействуем с ними и пытаемся сделать выводы о поведении окружающих. Так, например, мы умеем «читать» по внешним проявлениям — мимике, голосу и пытаемся определить эмоциональное состояние другого человека. С раннего детства малыши очень по-разному ведут себя и разговаривают с бабушкой, с папой, с мамой. Они рано начинают понимать, в какой момент можно подойти с просьбой (потребовать), а когда нужно промолчать или отложить просьбу до лучших времен. Как видите, повседневный опыт подсказывает нам разные тактики поведения, и в этом смысле мы можем смело назвать себя психологами.

Умение различать настроение других людей, особенности их характера и поведения в общении относится к области житейской психологии. Официальная наука опирается на житейскую психологию и появилась лишь в последней четверти XIX века (в 1879 г. немецкий психолог В. Вундт основал в г. Лейпциге первую лабораторию экспериментальной психологии).

Слово «психология» происходит от греческих слов: psyhe (душа) и loqia (наука, понимание) — и означает «наука о душе». Древняя и молодая, полная тайн и загадок, она приковывает внимание мыслящих людей.

В настоящее время психология — то наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. Психология представляет собой разветвленную систему наук, в ней выделяются относительно самостоятельные подотрасли: возрастная психология, педагогическая, медицинская, военная, социальная, психология управления и другие.

К началу XXI века было сделано множество замечательных открытий в различных областях науки: физике, химии, генетике, медицине, но человек до сих пор остается самой сложной и непознанной загадкой, а значит, поговорка «чужая душа — потемки» еще долго останется актуальной. Ведь даже интерес к себе у человека имеет две стороны. С одной стороны, его интересует он сам. Вспомните, как на общегрупповой фотографии мы ищем свое лицо: «Как получился?» С другой стороны, не всегда хотим (не всегда стремимся, опасаемся) получить представление о себе, увидеть негативные стороны, узнать «горькую» правду. Мы охотно замечаем недостатки другого, объясняем плохое поведение партнера его изъянами и в то же время неохотно обсуждаем свои недостатки, а недостойное поведение (конечно, не характерное для нас) объясняем (оправдываем) внешними обстоятельствами: «так звезды легли», «жизнь заставила»... Исследования, проводимые психологами и социологами, показывают, что мы в большей степени озадачены тем, как изменить других людей. Причины своих личных неудач и неблагополучия ищем в других людях, в сложившихся ситуациях и обстоятельствах, но не в себе.

Каждый человек уникален, неповторим. Знать себя, управлять собой, ощущать радость общения, адаптироваться в новых условиях, жить в согласии с другими, а также научиться слышать, слушать и понимать человека — вот основные задачи изучаемой дисциплины. Эти задачи могут быть легко решены при грамотном построении деловых отношений.

^ Деловые отношения относятся к типу общественных отношений и рассматриваются как взаимосвязи между партнерами, коллегами, возникающие в процессе совместной деятельности и в коллективе. При деловых отношениях работники должны ориентироваться на партнера, на потребителя, что, в свою очередь, повышает интерес к профессиональной деятельности. Деловые отношения тесно связаны с общением. Деловое общение - это процесс взаимосвязи и взаимодействия, в котором происходит обмен деятельностью, информацией и опытом, предполагающим достижение определенного результата, решение конкретной проблемы или реализацию определенной цели. Деловое общение можно условно разделить на прямое (непосредственный контакт) и косвенное (когда между партнерами существует пространственно-временная дистанция). Деловое общение реализуется в различных формах: деловая беседа; деловые переговоры; деловые совещания; публичные выступления.

Общение — это сложный процесс установления и развития контактов между людьми. Главным в общении является не заучивание правил, а владение культурой взаимоотношений и культурой речи для того, чтобы кратко и точно, выразительно и доходчиво передать собеседнику свою мысль. В нем раскрываются такие ценности, как чуткость, отзывчивость, доброта, сопереживание и понимание. Все эти ценности неразрывно связаны с культурой поведения, т.е. с такими поступками и формами общения людей, которые основаны на нравственности, эстетическом вкусе, а также соблюдении определенных норм и правил.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебное пособие для студентов по направлению подготовки бакалавров 080200. 62 «Менеджмент» iconМетодические рекомендации для проведения практических занятий по...
Практика принятия решений в менеджменте. Методические рекомендации для проведения практических занятий по направлению подготовки...

Учебное пособие для студентов по направлению подготовки бакалавров 080200. 62 «Менеджмент» iconПрограмма дисциплины «Маркетинг в индустрии впечатлений» Curriculum...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов-бакалавров и студентов-магистров...

Учебное пособие для студентов по направлению подготовки бакалавров 080200. 62 «Менеджмент» iconПрограмма дисциплины «Этика бизнеса» для направления 080200. 62 «Менеджмент»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080200....

Учебное пособие для студентов по направлению подготовки бакалавров 080200. 62 «Менеджмент» iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования...
Основная образовательная программа высшего профессионального образования (ооп впо) бакалавриата, реализуемая вузом по направлению...

Учебное пособие для студентов по направлению подготовки бакалавров 080200. 62 «Менеджмент» iconПрограмма дисциплины Отечественная история для направления 080200...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080200. 62 «Менеджмент»...

Учебное пособие для студентов по направлению подготовки бакалавров 080200. 62 «Менеджмент» iconМетодические рекомендации по разработке программ всех видов практик...
Методические рекомендации по разработке программ всех видов практик бакалавриата и магистратуры по направлению подготовки 080200...

Учебное пособие для студентов по направлению подготовки бакалавров 080200. 62 «Менеджмент» iconРабочая программа дисциплины операционные системы для подготовки...
...

Учебное пособие для студентов по направлению подготовки бакалавров 080200. 62 «Менеджмент» iconФ. П. Сироткин выбор материала сварной конструкции и ее технологичность
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов, обучающихся по направлению подготовки 051000. 62 Профессиональное обучение...

Учебное пособие для студентов по направлению подготовки бакалавров 080200. 62 «Менеджмент» iconОсновы управленческой деятельности учебное пособие Москва
Учебное пособие рассчитано на студентов технических вузов, обучающихся по специальностям направления «Информационная безопасность»,...

Учебное пособие для студентов по направлению подготовки бакалавров 080200. 62 «Менеджмент» iconПрограмма дисциплины маркетинг для направления 080500. 62 «Менеджмент»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080500. 62 «Менеджмент»...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница