Методические рекомендации для образовательных учреждений по проведению программы «Уроки толерантности»




НазваниеМетодические рекомендации для образовательных учреждений по проведению программы «Уроки толерантности»
страница1/7
Дата публикации16.10.2014
Размер0.76 Mb.
ТипМетодические рекомендации
lit-yaz.ru > Психология > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5   6   7
Приложение 2
Толерантное отношение к инвалидам: проблемы и пути формирования
Методические рекомендации для образовательных учреждений по проведению программы «Уроки толерантности» в условиях интерактивной образовательной среды «Что значит жить с ограниченными возможностями – попробуй сам!»
СОДЕРЖАНИЕ

Введение




Глава 1. Основы формирования толерантности к людям с ограниченными возможностями в современном обществе: социально-психологические, политические и юридические аспекты




1.1. Толерантность как основа идеологии социальной политики




1.2. Анализ международных документов и показателей образования ЮНЕСКО (в части обучения детей с ограниченными возможностями и достижения целей Программы образования для всех)




Глава 2. Программы и технологии формирования толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья в условиях интерактивной образовательной среды «Что значит жить с ограниченными возможностями – попробуй сам!»



^

2.1. Тренинговая программа «Толерантность к людям с ограниченными возможностями. Границы толерантности».





2.2. Психологический тренинг «Формирование инклюзивной культуры»




2.3. Технологии социально-психологической поддержки родителей, имеющих детей с особыми нуждами




2.4. Библиотерапия для взрослых и специалистов: приемы работы с дискриминационными установками




Заключение




Список используемой литературы






ВВЕДЕНИЕ

Постановка проблемы толерантности тесно связана с глобализацией современной социальной политики. Развитие над-государственных взаимоотношений требует новых ценностей. Толерантность обеспечивает и обеспечивается мирным сосуществованием различных групп людей с различной историей, культурой и идентичностью.

Толерантность может рассматриваться как один из ориентиров развития общества, идеологических принципов, составляющих оптимистическую гипотезу развития человечества. Перспективным представляется рассмотреть толерантность как ресурс социального развития, а значит, и как основу социально-политического прогнозирования.

Несмотря на то, что все виды толерантного отношения оцениваются с точки зрения их целесообразности в том или ином политическом контексте, исследователи задаются вопросом о том, не должно ли общество в целях профилактики толерантности упрочивать ее по мере продвижения по этой шкале, например, через образовательные программы.

Центральное место в нормативно-правовом обеспечении образования, в том числе специального, занимает закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (принят Государственной Думой РФ 3 июля 1998 г.). Закон устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией РФ. В законе выделены основные направления обеспечения прав ребенка в Российской Федерации, организационные основы гарантий прав ребенка, представлены государственные минимальные социальные стандарты основных показателей качества жизни детей, меры по защите прав ребенка на охрану здоровья, на отдых, на профессиональную подготовку и др.

Основополагающим государственным документом, устанавливающим приоритет образования в государственной политике, определяющим стратегию и основные направления его развития, служит постановление Правительства РФ от 4 октября 2000 г. «О национальной доктрине образования в Российской Федерации». Доктрина определяет цели воспитания и обучения, пути их достижения посредством государственной политики в области образования, ожидаемые результаты развития системы образования на период до 2025 г. Она предусматривает многообразие типов и видов образовательных учреждений и вариативность образовательных программ, обеспечивающих индивидуализацию образования, личностно-ориентированное обучение и воспитание.

Одной из основных задач, поставленных в доктрине, является «создание и реализация условий для получения общего и профессионального образования детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, детьми-инвалидами и детьми из малообеспеченных семей». Лицам с ограниченными возможностями здоровья гарантируется общедоступное и бесплатное специальное образование, а также бесплатное среднее и высшее профессиональное образование.

С национальной доктриной образования непосредственно связана «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года», одобренная Правительством РФ 29 декабря 2001 г. Согласно Концепции дети с ограниченными возможностями здоровья «должны быть обеспечены медико-психологическим сопровождением и специальными условиями для обучения преимущественно в общеобразовательной школе по месту жительства, а при наличии соответствующих медицинских показаний — в специальных школах и школах-интернатах».

Важное место в Концепции отводится вопросам подготовки социальных педагогов и психологов в целях совершенствования работы с детьми группы риска, осуществления профилактики социального сиротства. Заслуживают специального внимания и положения Концепции о структурной и институциональной перестройке профессионального образования выпускников общеобразовательных (в том числе коррекционных) учебных заведений, о разработке различных моделей интеграции среднего и высшего профессионального образования, о создании университетских комплексов

Наиболее полное воплощение решение проблемы интеграции инвалидов в общеобразовательное пространство получило в теории идентичности. Идентичность является ведущим фактором терпимого поведения и готовности участвовать в инклюзии как для тех, кто находится в группе риска быть отчужденным, так и для тех, кто может участвовать в отвержении. Если у человека выработана собственная гендерная идентичность, ему гораздо легче реализовывать в повседневной жизни принцип равноправия полов, не «инвалидизировать» другого человека по тому или иному признаку. Тот, кто представляет себя в будущем старым, легко избегает риска «впасть» в эйджизм (дискриминацию людей по признаку пожилого возраста). Программы формирования толерантного поведения включают тренинг развития рефлексии и гармонизации самоотношения. Инклюзивное образование начинается с понимания того, что ребенок с ограниченными возможностями имеет все те же потребности, что и здоровый ребенок, плюс особые потребности. В то же время, пока человек с особыми потребностями не примет своей особенности и не начнет к ней относиться более или менее адекватно, внешние механизмы инклюзии будут мало эффективны.

Именно радикальный гуманизм, определил особую роль пространства и ввел понятие открытое обучение, которое обозначает такую учебную среду, в которой у человека не возникает проблемы выбора между личностным развитием и необходимостью адаптироваться к требованиям среды. Восприимчивость современной западной школы к этой идеи как раз связана с распространением политики интегрированного обучения (совместного обучения детей с особенностями развития и детей с нормальным ходом развития)1. Идея открытой школы состоит в том, что каждый ученик приносит в школу свой интерес и свою проблему для решения, а детский коллектив и взрослые помогают решить проблему.

Открытое обучение предполагает создание такой учебной среды, в которой у человека не возникает проблемы выбора между личностным развитием и необходимостью адаптироваться к требованиям среды.

Открытое обучение основывается на высоком уровне толерантности самих педагогов, их готовности принимать студентов и разнообразие их потребностей. Одна из технологий, которая активно реализуется в открытых школах, становится педагог-посредник – когда между студентом с особыми нуждами и образовательной средой есть педагог, который в равной степени хорошо понимает специфику особенностей развития студента, и тенденции университетского образования. Такой помогающий педагог, тьютор, помогает студенту и другим обучающимся выстроить отношения, уменьшить затраты на распределение внимания основного педагога.

Одно из объяснений эксклюзии и нетолерантного отношения к ребенку с ограниченными возможностями фокусируется на проблеме предубеждения и стереотипов отношения к «Другому». Присущие природе человека страх перед «ущербными» и «другими», готовность избежать контакта с тем, кто нуждается в длительной помощи (без особой надежды на то, что это приблизит человека к «нашим» нормам), являются довольно мощными факторами эксклюзии, дискриминации и нетерпимого отношения. Такие технологии как наделение клиента властью над собственной жизнью (empowerment), социальная практика, основанная на силах человека (strength-based social work) основываются на преобразовании сознания специалистов социальной сферы и тех, кто к ним обращается.

Специалисты системы образования могут показывать пример активного толерантного отношения, но, как убеждает опыт развитых стран, специалистам социальной сферы (в том числе, и учителям) необходима специальная, направленная на формирование инклюзивных установок работа над собой.
Глава 1. Основы формирования толерантности в современном обществе: социально-психологические, политические и юридические аспекты

1.1. Толерантность как основа идеологии социальной политики

Современная социальная политика как область научных изысканий переживает кризис своих методологических оснований. Традиционное понятие, «государство благосостояния», составлявшее основу социального прогнозирования и анализа в силу ряда причин утратило свое главенствующее значение. Последствия глобальных процессов существенно подорвали устои социальной политики даже развитых государств (не говоря уже о государствах развивающихся). Обратной стороной глобализации стали национализм и скептическое отношение большинства людей к возможностям рыночной экономики. Все чаще раздаются требования, что социальная политика должна стать более социальной.

Еще одним признаком кризиса становится ослабление связей между социальной политикой и социальной работой. Необходима постановка проблем, требующих разрешения и на государственном, и на общественном, и на индивидуально-профессиональном уровнях.

Толерантность общества становится одним из феноменов, исследовательская разработка которого составляет одно из перспективных направлений развития социальной политики как науки.

В задачи исследования входит рассмотрение в контексте толерантности таких проблем как дифференциация идеологий социальной политики, цели и методы социальной помощи, направления социального прогнозирования.

Постановка проблемы толерантности тесно связана с глобализацией современной социальной политики. Развитие надгосударственных взаимоотношений требует новых ценностей. Толерантность обеспечивает и обеспечивается мирным сосуществованием различных групп людей с различной историей, культурой и идентичностью.

Выделение субъекта и объекта терпимости позволяют типизировать государства с точки зрения толерантности и не-толерантности. Толерантные режимы в свою очередь можно разделить на те, в которых толерантность является отношением сильного к слабому, и те, в которых толерантность является субъект-субъектным отношением, т.е. взаимным равноправным процессом или отношением. Различение толерантного отношения от толерантного поведения позволяет провести еще более тонкую типизацию толерантных режимов с точки зрения представленности и того, и другого понимания толерантности. Современные исследователи сосредотачивают внимание не столько на проблеме не-толерантных государств, сколько на проблеме толерантных государств разного типа. Данная тенденция согласуется с одним из направлений современного социально-политического анализа – обращение к ранее считавшимся благополучным странам, что отражает разрушение ранее устойчивой социальной сферы. Толерантность, как и благосостояние, типизирует развитые страны. Выделяется пять типов толерантных режимов:

^ Типы толерантных режимов

  1. Многонациональные империи, в которых на правах автономных и полуавтономных образований существовали различные национальные группы. Ключевым понятием для понимания власти становится невмешательство имперской власти во внутренние дела автономий: «власть не связана интересами и предрассудками какой-либо из покоренных групп, она равноудалена от них всех.

  2. ^ Международное сообщество весьма слабый, но толерантный режим. При отрицании чужой культуры происходит уклонение от прямого конфликта, действует договоренность о взаимном невмешательстве, так демократы толерантны по отношению к нарушению социальных и гражданских прав в авторитарных государствах

  3. ^ Консоциативное (сообщественное) устройство сохраняет имперский стиль сосуществования без имперского бюрократизма и с более беспристрастными правителями, активизирует сами группы к выработке взаимной толерантности. Выстраивается причинно-следственная цепочка, которая обеспечивает эффективность возникновения подобных государств: объединение до того, как усилятся националистические движения→выработка соглашения между элитами, сохраняющими уважение друг к другу→реализация этих соглашений на сильной социальной базе. Не участие национализм и религия в формировании идеологии государства является одним из важнейших условий его благополучия

  4. ^ Национальное государство не обладает гомогенным с точки зрения нации населением. Какая-то одна национальная господствующая группа организует жизнь всего общества в соответствии с собственной историей и культурой. Терпимость может иметь различные формы, хотя полного предоставления не наблюдается, она направлена не на группы, а на их членов, прежде всего как граждан; (они обладают равными правами и обязанностями, от них ожидается позитивное участие в политическом процессе), а затем как членов того или иного меньшинства (религия культура и история меньшинств отнесена к частной сфере). Большинство величина постоянная, поэтому в национальных государствах терпимость предполагает наличие лишь одного субъекта, она – одностороннее движение, если таковое вообще имеет место.

  5. ^ Иммигрантское общество основано представителями разных национальных групп, мало организованных, поэтому происходит процесс быстрого смешения. Государство в отношении всех национальных групп действует нейтрально и автономно в выборе целей. Терпимость переходит в ранг субсидирования программ сохранения культуры и очевидно становится ресурсом: «терпимость бесконечна – по крайней мере, потенциально бесконечна; средства же государства (как политические, так и финансовые) по поддержанию групп имеют свои пределы»

Толерантное отношение и поведение рассматривается как разноуровневая система, включающая 1) межличностную терпимость; 2) взаимную толерантность различных социальных групп и 3) толерантность как культурную и правовую норму. Таким образом, изучение толерантности непосредственно связано с задачей определять и прогнозировать развитие системы индивид – общество – государство. Данное трехуровневое разделение толерантности рассматривается как социально-политический аспект социального прогнозирования: «он включает восприятие проблемы общественностью, политиками и политико-правовые следствия двух первых аттитюдов». В данном контексте важно определить какие факторы влияют на формирование толерантности. К ним большинство авторов относят отношение общества к гражданским свободам и безопасности его членов, опыт осознания проблемы (личный, семейный опыт, социальный опыт в силу распространенности проблемы), система массовых стереотипов (людские, закрепленные в СМИ оценками и комментариями, тенденция освещать чаще отрицательные стороны проблем и явлений, чем позитивный опыт их разрешения). Данная система критериев выделяется наряду с экономическими основами социального прогнозирования. Каждый из факторов рассматривается исследователями на уровне индивида, общества, культуры и взаимосвязи между ними. С одной стороны, повышение (понижение) толерантнотис на одном уровне может вызвать ее изменение во всей системе. С другой стороны, «в толерантности и защите мы нуждаемся и как члены групп, и как граждане государства, и как чуждые и тому и другому … различия нуждаются в двойной толерантности на личностном и политическом уровне».

Различение толерантного отношения к индивиду и к группе позволяет дифференцировать различные идеологии. Для многих исследователей представляется важным отличить терпимость по отношению к личности от терпимости по отношению к группам инакомыслящих и эксцентричных личностей, поскольку «довольно просто проявлять терпимость по отношению к эксцентричной личности, одинокой в своей неповторимости …гораздо выше ставки, когда речь идет о группах инакомыслящих и эксцентричных личностей». Толерантное отношение к личности возможно в рамках единой культурной группы, тогда как для групп требуется определенного рода расширенное социальное пространство (вне дома и быта). Имплицитно в этом явно оценочном утверждении содержится критическое замечание в адрес либеральной идеологии, акцентирующей внимание на правах индивида как основы социальной политики. Соответственно, в социал-демократическом течении подчеркивается значение признания прав групп. В таблице 1 представлен сопоставительный анализ толерантного отношения к индивиду и группе. В империях, консоциативных сообществах объектом толерантности по преимуществу выступает группа, в национальных государствах и иммигрантских обществах – индивид. Еще одним принципиальным отличием групповой и индивидуальной толерантности становится вопрос о соотношении толерантности и мультикультурности. Сторонники групповой толерантности указывают на то, что толерантность составляет реальную угрозу разнообразию культурной жизни. Соответственно, либералы понимают толерантность как условие существования многообразия. Данные отличия ярко проявляются в формировании моделей социальной работы, релевантных либеральной и социал-демократической идеологии.

^ Таблица 1

Толерантность по отношению к индивиду и группе


Критерии сравнения

Толерантность к индивидам

Толерантность к группам

Путь и цель

Индивидуальная ассимиляция

Обретение признания группой в целом, самоопределение

Подход

Демократический, всеохватывающий, сражение за признание гражданских прав

Отделение, предоставление группе в целом право голоса, место обитания и право проведения собственной политики

Трудности

Недооценка роли промежуточных ассоциаций, которые оказывают сопротивление ассимиляционному режиму

Трудность в проведении границ и в географическом, и в функциональном смысле

Объект признания

Индивиды

Группы


На уровне социальной работы толерантность по преимуществу, определяется в анти-дискриминативной практике. В определении анти-дискриминативной практики вне зависимости от подходов важно выделить 1) понимание дискриминации как ущемления прав одной группы людей со стороны другой группы людей по признаку, имеющему иное (противоположное) значение в этих группах (принцип инверсирования признака дискриминации); 2) представленность дискриминация не только в действиях, но и в отношениях (что важно для расширения социальной работы в этой области от правовой практики к образовательной и другим). Однако уже по тому, какая значимость придается толерантности в действиях или толерантности в отношениях, можно выделить два основных направления анти-дискриминативной работы: радикальное и либеральное. Они различаются в понимании причин дискриминации и путей ее преодоления, в лояльности по отношению к самому термину «анти-дискриминативная практика».

В радикальной социальной работе в центре внимания оказываются классовые различия. Нетерпимость связывается с разницей в социально-экономическом положении, а толерантность определяется, в первую очередь, как межгрупповое отношение. Одной из тенденций становится рассмотрение g-фактора происхождения различных видов дискриминации. Одним из оснований подобного предположения можно считать тот факт, что как правило, нетерпимость приобретает особенно ожесточенный характер, когда различия культурного, этнического или расового порядка совпадают с классовыми различиями. Там где групповая принадлежность совпадает с классовой, терпимость определенно исключена. Однако, можно указать на ряд примеров несоответствия классовой стратификации и типизации общества по другим основаниям. В соответствие с предположением о едином источнике происхождения дискриминативных установок можно сделать вывод, что и выработка толерантного отношения к одному из социальных меньшинств располагает к переносу этого отношения на другие меньшинства. Именно это логическое продолжение тезиса о g-факторе происхождения дискриминаций содействует его опровержению.

В рамках либеральной модели дискриминативные установки рассматриваются как исторические пережитки, которые преодолеваются по мере развития общества. Главным условием их преодоления становится поддержка прав индивида. Соответственно, носители дискриминативных установок по преимуществу оцениваются как люди, отстающие от прогресса общественного мнения. По сути с точки зрения либеральной модели всю историю социума можно рассмотреть как последовательное преодоление дискриминативных установок. Дискриминативные признаки не встраиваются в широкий социальный контекст, следовательно, анти-дискриминативная практика не требует значимых социальных изменений, реализуется посредством образовательных программ, консультированием отдельных случаев и т.д. В определенном смысле дискриминативные установки рассматриваются как социальная патология, требующая психосоциального разрешения. Важнейшим фактором успешности анти-дискримнативной практики является готовность общества. Именно в этом пункте либеральная модель расходится с радикальной, которая считает необходимым формирование анти-дискриминативных установок почти дискриминативными методами. Как следствие, многие приверженцы либеральной модели выступают против термина «анти-дискриминативная практика», усматривая в нем некорректность и негативную постановку целей социальной работы.

Многие исследователи указывают на то, что в практике осуществления социальной политики и работы реализуются оба подхода. Их различия рассматриваются не как взаимоисключающие направления, но как подтверждение необходимости индивидуализированных программ развития толерантности по отношению к различным дискриминируемым группам. С точки зрения разнообразия типов толерантного общества дифференцируются причины возникновения дискриминаций и пути их преодоления. Так, дискриминации по гендерному признаку связываются с жесткими социальными ролями, предписываемыми мужчинам и женщинам, что несет в себе источник жестких нетолерантных установок. Женщина – наиболее надежный агент воспроизведения культурных норм подобно тому как национальная культура лучше сохраняется в сельской, а не городской местности, лучше сохраняется она и в домашней обстановке, нежели в общественной жизни. Различные формы гендерного равенства в разных местах должны совмещаться с культурными различиями , в том числе мужчина будут играть более заметную роль в воспроизведении тех культурных своеобразий, которые они провозглашают. По отношению к классовой дискриминации толерантным режимам приписывается большая ответственность, чем по отношению к гендерным дискриминациям. В отношении к последней толерантность проявляется либо в невмешательстве во внутренние гендерные традиции, либо в защите прав женщин от дискриминативных обычаев меньшинства. В таблице 2 представлен сопоставительный анализ классовой и гендерной толерантности в государствах с разными режимами толерантности.

^ Таблица 2

Предотвращение классовой и гендерной дискриминации в толерантных режимах





Вероятность сращивания классовой и других видов нетерпимости

Гендер в разных режимах терпимости

Империя

Наименее вероятна, т.к. множество наций предполагает наличие параллельных иерархических структур, даже если доли различных наций в богатстве империи не равны

Приоритет частного, в том числе семейного права отдавался на откуп государств

Международное сообщество

Неравенство наций не исключает отношений толерантности, национальные элиты взаимодействуют с позиций власти, а не культуры

Аналогично империи

Консоциативное сообщество

Классовое неравенство подрывает основы сообщества и как следствие – взаимное признание утрачивается

Силы сообществ равны+лидеры сообществ демонстрируют приверженность определенным обрядам и тогда, как в империи

Национальное государство

Неравенство распространяется на все сферы жизни национального меньшинства: культурную, политическую, экономическую

Защита женщин от норм меньшинства более вероятна, толерантность по отношению к нормам ограничена

Иммигрантское общество

Сочетание политической слабости и нищеты с принадлежностью к презираемой расе ставит толерантный режим в крайне сложное положение .. они составляют некую аномальную касту, обитающую на самом дне классовой системы. Создание привилегированных условий для угнетенных групп вызывает неприязнь к ним со стороны других меньшинств, широкая плюралистичность требует эгалитарного отношения , каждая группа является меньшинством

Поскольку единая юрисдикция, то достижение толерантности в больших размерах невозможно , обычная тактика- публичное осуждение непривычной практики, но на деле терпимость большая толерантность по отношению к малочисленным меньшинствам


Толерантность может рассматриваться как один из ориентиров развития общества, идеологических принципов, составляющих оптимистическую гипотезу развития человечества. Перспективным представляется рассмотреть толерантность как ресурс социального развития, а значит, и как основу социально-политического прогнозирования. Типизация толерантного отношения основывается на выделении аффективного и когнитивного аспектов позиции.

Типология терпимости по характеру отношений:

  1. отстраненно-смиренное отношение к различиям во имя мира, спасительная стадия изнеможения от войн, ее то и называют терпимостью (аффективная положительная, когнитивной нет)

  2. милостивое безразличие к различиям (когнитивная положительная, аффективной нет)

  3. моральный стоицизм, принципиальное признание того, что и другие обладают правами, даже если их способ пользования правами вызывает неприязнь (когнитивная положительная, аффективная- отрицательная)

  4. открытость в отношении других, любопытство, уважение, желание прислушиваться и учиться (аффективная и когнитивная положительны, но преобладает когнитивная компонента)

  5. восторженное одобрение различий, одобрение эстетическое, при котором различия воспринимаются как культурная ипостась огромности и многообразия творения ((аффективная и когнитивная положительны, но преобладает аффективная компонента) .

Несмотря на то, что все виды толерантного отношения оцениваются с точки зрения их целесообразности в том или ином политическом контексте, исследователи задаются вопросом о том, не должно ли общество в целях профилактики толерантности упрочивать ее по мере продвижения по этой шкале, например, через образовательные программы .

Толерантность включает и отношение к ситуации сосуществования с Другим (Другими), и отношение к себе как субъекту толерантности. Уже перечисление видов толерантности указывает на значение самоотношения в формировании эмоционально положительных форм толерантного отношения. Можно предположить, что толерантность тесно связана с механизмами и содержанием идентификации индивида. Толерантность всегда связана с отношением социального большинства к социальному меньшинству по единому признаку, представленному у меньшинства и большинства различными иногда полярными значениями. Поэтому необходимым условием толерантности является представленность соответствующей идентификации у субъекта толерантности. Идентичность может рассматриваться как внутренняя толерантность – толерантность по отношению к различным вариантом собственной культуры. Порывание индивида со своими «приходскими связями» не означает ассимиляцию с какой-либо принятой идентичностью. Поэтому все большее значение приобретает толерантность по отношению к самому себе. Принятие прав женщины подразумевает зрелую гендерную идентичность мужчины и наоборот. Понимание и позитивный интерес к другим обычаям, культуре, религии основывается на идентификации с собственной культурой. Отсутствие или недостаток опыта отнесения себя по одному из оснований идентификации к той или иной социальной группе составляет серьезный барьер в выработке толерантного отношения к представителям других социальных групп.

Существуют объективные трудности выработки собственной идентификации по ряду признаков, типизирующих общество, и как следствие, возникают ограничения в формировании толерантного отношения к представителям различных социальных меньшинств. Например, в странах, где только складываются основы демократического управления, многопартийная система функционирует не в полном объеме, и у большинства населения нет полноценной возможности определиться со своими политическими убеждениями. Как следствие общества этих государств отличаются крайне низким уровнем политической терпимости. Другим примером становится сложность в выработке адекватного отношения к пожилым людям. Доминирование семей нуклеарного типа, трудность выработки отношения к себе как в будущем пожилому человеку (поскольку люди больше боятся собственной старости, чем смерти) создают существенные препятствия в выработке понимания социальной выгоды помощи пожилым. Неуклонный рост количества пожилых людей актуализирует задачу содействия формированию принятия социальных прав и гарантий, необходимых пожилым людям. Еще большую трудность представляет выработка толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями. Когда собственное здоровье не рассматривается в качестве ресурса, отношение к человеку с ограниченными возможностями не включает необходимого

На уровне государства толерантность ограничивается ресурсами социальной сферы. Возникает ряд вопросов: Реально ли организовать и осуществить помощь социальным меньшинствам всех категорий? Если это невозможно, то следует ли отдавать приоритет тем проблемным группам, по отношению к которым общество выработало толерантное отношение или имеет реальные предпосылки к этому? Как осуществлять анализ социальной сферы, направленный на прогноз развития общественной толерантности и включения в нее все новых социальных меньшинств? Толерантность вводит новые критерии оценки согласованности правовых, информационных, экономических, институциональных аспектов социальной политики.
  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации для образовательных учреждений по проведению программы «Уроки толерантности» iconМетодические рекомендации по проведению «Уроков семьи и семейных ценностей»
Методические рекомендации предназначены для заместителей директоров образовательных учреждений по воспитательной работе, классных...

Методические рекомендации для образовательных учреждений по проведению программы «Уроки толерантности» iconМетодические рекомендации для педагогов и учащихся образовательных учреждений
Образовательные ресурсы сети Интернет для учителя – предметника, биология: Методические рекомендации для педагогов образовательных...

Методические рекомендации для образовательных учреждений по проведению программы «Уроки толерантности» iconМетодические рекомендации по проведению Уроков доброты в образовательных учреждениях Ульяновск
Жизнь дана на добрые дела: методические рекомендации по проведению Уроков доброты /под ред. И. В. Скворцовой. — Ульяновск: уипкпро,...

Методические рекомендации для образовательных учреждений по проведению программы «Уроки толерантности» iconМетодические рекомендации по проведению в государственных и муниципальных...
Методические рекомендации по проведению в государственных и муниципальных образовательных учреждениях Вологодской области

Методические рекомендации для образовательных учреждений по проведению программы «Уроки толерантности» iconМетодические рекомендации по работе с одаренными детьми для дошкольных...
...

Методические рекомендации для образовательных учреждений по проведению программы «Уроки толерантности» iconМетодические рекомендации для педагогов дошкольных образовательных...
Данные методические рекомендации составлены методистами муниципального образовательного учреждения «Дошкольный методический центр»...

Методические рекомендации для образовательных учреждений по проведению программы «Уроки толерантности» iconМетодические рекомендации для школ
По организации и проведению уроков мужества, посвящённых 70-летию сталинградской битвы в образовательных учреждениях

Методические рекомендации для образовательных учреждений по проведению программы «Уроки толерантности» iconМетодические рекомендации для педагогов и специалистов образовательных учреждений
Вашему вниманию также предлагается информация об особенностях психического развития подростков и рекомендации по активизации их познавательной...

Методические рекомендации для образовательных учреждений по проведению программы «Уроки толерантности» iconМетодические рекомендации по организации и проведению родительского собрания по чтению
Как стать родителями читающего ребёнка : методические рекомендации по организации и проведению родительского собрания по чтению /...

Методические рекомендации для образовательных учреждений по проведению программы «Уроки толерантности» iconМетодические рекомендации для образовательных учреждений Екатеринбург...
О-16 Областной межведомственный культурный проект «Открытая книга» : методические рекомендации для образовательных учреждений / авт...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница