Учебное пособие по курсу: “Общая и возрастная психофизиология” раздел I предмет, задачи и методы психофизиологии




НазваниеУчебное пособие по курсу: “Общая и возрастная психофизиология” раздел I предмет, задачи и методы психофизиологии
страница1/23
Дата публикации01.07.2013
Размер3.84 Mb.
ТипУчебное пособие
lit-yaz.ru > Психология > Учебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23
Т.М.МАРЮТИНА, О.Ю.ЕРМОЛАЕВ


ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОФИЗИОЛОГИЮ

Учебное пособие по курсу:

“Общая и возрастная психофизиология”
РАЗДЕЛ I

ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ ПСИХОФИЗИОЛОГИИ

Глава 1
1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПСИХОФИЗИОЛОГИИ

1.1 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПСИХОФИЗИОЛОГИИ

1.2. ПРОБЛЕМА СООТНОШЕНИЯ МОЗГА И ПСИХИКИ

1.3. СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СООТНОШЕНИИ ПСИХИЧЕСКОГО И ФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО

1.4.СИСТЕМНЫЕ ОСНОВЫ ПСИХОФИЗИОЛОГИИ

1.4.1. ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА КАК ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ПОВЕДЕНИЯ

1.4.2. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ПРОБЛЕМЕ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ

1.4.3. ИНФОРМАЦИОННАЯ ПАРАДИГМА

1.4.4. МЕЖНЕЙРОННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ И НЕЙРОННЫЕ СЕТИ

1.4.5. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ПРОБЛЕМЕ “МОЗГ-ПСИХИКА”
Глава 2
2. МЕТОДЫ ПСИХОФИЗИОЛОГИИ

2.1. МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ РАБОТЫ ГОЛОВНОГО МОЗГА

2.1.1. ЭЛЕКТРОЭНЦЕФАЛОГРАФИЯ

2.1.2. ВЫЗВАННЫЕ ПОТЕНЦИАЛЫ ГОЛОВНОГО МОЗГА

2.1.3. ТОПОГРАФИЧЕСКОЕ КАРТИРОВАНИЕ

ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ МОЗГА

2.1.4. КОМПЬЮТЕРНАЯ ТОМОГРАФИЯ

2.1.5. НЕЙРОНАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ

2.1.6. МЕТОДЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА МОЗГ

2.2. ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ КОЖИ

2.3. ПОКАЗАТЕЛИ РАБОТЫ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ

2.4. ПОКАЗАТЕЛИ АКТИВНОСТИ МЫШЕЧНОЙ СИСТЕМЫ

2.5. ПОКАЗАТЕЛИ АКТИВНОСТИ ДЫХАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

2.6. РЕАКЦИИ ГЛАЗ

2.7. ДЕТЕКТОР ЛЖИ

2.8. ВЫБОР МЕТОДИК И ПОКАЗАТЕЛЕЙ


РАЗДЕЛ II

ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ

И ЭМОЦИЙ
Глава 3
3. ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ

3.1.1. ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ

СОСТОЯНИЙ

3.1.2. НЕЙРОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ

РЕГУЛЯЦИИ БОДРСТВОВАНИЯ

3.1.3. МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ

3.2.1. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СНА

3.2.2. ТЕОРИИ СНА.

3.3. ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ СТРЕССА

3.3.1. УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЕ СТРЕССА

3.3.2. ОБЩИЙ АДАПТАЦИОННЫЙ СИНДРОМ

3.4. БОЛЬ И ЕЕ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ

3.5. ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ В РЕГУЛЯЦИИ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ

3.5.1. ВИДЫ ИСКУССТВЕННОЙ ОБРАТНОЙ СВЯЗИВ ПСИХОФИЗИОЛОГИИ

3.5.2. ЗНАЧЕНИЕ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ В ОРГАНИЗАЦИИ ПОВЕДЕНИЯ
Глава 4
4. ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО - ПОТРЕБНОСТНОЙ СФЕРЫ

4.1. ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ

4.1.1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ

4.1.2. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ

4.2. МОТИВАЦИЯ КАК ФАКТОР ОРГАНИЗАЦИИ ПОВЕДЕНИЯ

4.3 ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ ЭМОЦИЙ

4.3.1. СУБСТРАТ ЭМОЦИЙ

4.3.2. ТЕОРИИ ЭМОЦИЙ

4.3.3. МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ И ДИАГНОСТИКИ ЭМОЦИЙ
РАЗДЕЛ III. ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ
Глава 5
5. ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ ВОСПРИЯТИЯ

5.1. КОДИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИИ В НЕРВНОЙ СИСТЕМЕ

5.2. НЕЙРОННЫЕ МОДЕЛИ ВОСПРИЯТИЯ

5.3. ЭЛЕКТРОЭНЦЕФАЛОГРАФИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

ВОСПРИЯТИЯ

5.4. ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОСПРИЯТИЯ

Глава 6
6. ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ ВНИМАНИЯ

6.1. ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ РЕАКЦИЯ

6.2. НЕЙРОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ВНИМАНИЯ

6.3. МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ И ДИАГНОСТИКИ ВНИМАНИЯ
Глава 7
7. ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ ПАМЯТИ

7.1 КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ ПАМЯТИ

7.1.1. ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ ВИДЫ ПАМЯТИ И НАУЧЕНИЯ

7.1.2. СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ВИДЫ ПАМЯТИ

7.1.3. ВРЕМЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПАМЯТИ

7.1.4. МЕХАНИЗМЫ ЗАПЕЧАТЛЕНИЯ

7.2. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ПАМЯТИ

7.3. БИОХИМИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПАМЯТИ
Глава 8
8. ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ РЕЧЕВЫХ ПРОЦЕССОВ

8.1. НЕРЕЧЕВЫЕ ФОРМЫ КОММУНИКАЦИИ

8.2. РЕЧЬ КАК СИСТЕМА СИГНАЛОВ

8.3. ПЕРИФЕРИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РЕЧИ

8.4. МОЗГОВЫЕ ЦЕНТРЫ РЕЧИ

8.5. РЕЧЬ И МЕЖПОЛУШАРНАЯ АСИММЕТРИЯ

8.6. РАЗВИТИЕ РЕЧИ И СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ ПОЛУШАРИЙ В ОНТОГЕНЕЗЕ

8.7. ЭЛЕКТРОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ КОРРЕЛЯТЫ РЕЧЕВЫХ ПРОЦЕССОВ
Глава 9
9. ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

9.1. ЭЛЕКТРОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ КОРРЕЛЯТЫ МЫШЛЕНИЯ

9.1.1. НЕЙРОННЫЕ КОРРЕЛЯТЫ МЫШЛЕНИЯ

9.1.2. ЭЛЕКТРОЭНЦЕФАЛОГРАФИЧЕСКИЕ КОРРЕЛЯТЫ МЫШЛЕНИЯ

9.2. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ

9.3. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИНТЕЛЛЕКТУ
Глава 10
10. ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ

10.1. СТРОЕНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

10.2. КЛАССИФИКАЦИЯ ДВИЖЕНИЙ

10.3. ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ

10.4. ЭЛЕКТРОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ КОРРЕЛЯТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДВИЖЕНИЯ

10.5. КОМПЛЕКС ПОТЕНЦИАЛОВ МОЗГА, СВЯЗАННЫХ С ДВИЖЕНИЯМИ

10.6. НЕЙРОННАЯ АКТИВНОСТЬ
Глава 11
11. СОЗНАНИЕ КАК ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН

11.1. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ОПРЕДЕЛЕНИЮ СОЗНАНИЯ

11.2. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОСОЗНАНИЯ РАЗДРАЖИТЕЛЕЙ

11.3. МОЗГОВЫЕ ЦЕНТРЫ И СОЗНАНИЕ

11.4. ИЗМЕНЕННЫЕ СОСТОЯНИЯ СОЗНАНИЯ

11.5. ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ПРОБЛЕМЕ СОЗНАНИЯ

РАЗДЕЛ IY

ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ
Глава 12
12. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ПРЕДСТАВЛЕНИЯ И МЕТОДЫ

12.1. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О СОЗРЕВАНИИ

12.1.1. КРИТЕРИИ СОЗРЕВАНИЯ

12.1.2. ВОЗРАСТНАЯ НОРМА

12.1.3. ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ПРОЦЕССОВ СОЗРЕВАНИЯ

12.2. ПЛАСТИЧНОСТЬ И СЕНЗИТИВНОСТЬ ЦНС В ОНТОГЕНЕЗЕ

12.2.1. ЭФФЕКТЫ ОБОГАЩЕНИЯ И ОБЕДНЕНИЯ СРЕДЫ

12.2.2. КРИТИЧЕСКИЕ И СЕНЗИТИВНЫЕ ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯ
Глава 13
13. ДИНАМИКА СОЗРЕВАНИЯ ОСНОВНЫХ БЛОКОВ

ГОЛОВНОГО МОЗГА И ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

13.1. РАЗВИТИЕ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ В ЭМБРИОГЕНЗЕ

13.2. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ И КОНСОЛИДАЦИЯ СИСТЕМ

13.3. СОЗРЕВАНИЕ ОСНОВНЫХ БЛОКОВ ГОЛОВНОГО МОЗГА

В ПОСТАНАТАЛЬНОМ ОНТОГЕНЕЗЕ

13.3.1. ДИНАМИКА СОЗРЕВАНИЯ ГЛУБОКИХ СТРУКТУР ГОЛОВНОГО МОЗГА

13.3.2. КОРТИКОЛИЗАЦИЯ ФУНКЦИЙ КАК УСЛОВИЕ

ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

13.3.3. МЕЖПОЛУШАРНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ОНТОГЕНЕЗЕ

Вероятно, придет день, когда биолог, и не только он, но и физиолог протянут руку психологу и встретятся с ним в туннеле, который они взялись копать с разных сторон горы неизвестного.

К.Г. Юнг

Сейчас больше чем когда-либо люди начинают осознавать, что они существа психофизиологические.

Г. Шварц

Сведения об авторах:

Марютина Татьяна Михайловна - д. психол. наук, ведущий науч-ный сотрудник Психологического института РАО Ермолаев Олег Юрьевич - к. психол. наук, доцент Российского Государственного Гуманитарного Университета.

РАЗДЕЛ I

ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ ПСИХОФИЗИОЛОГИИ

Глава первая
1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПСИХОФИЗИОЛОГИИ

1.1 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПСИХОФИЗИОЛОГИИ
Психофизиология (психологическая физиология) - научная дисциплина, возникшая на стыке психологии и физиологии, предметом ее изучения являются физиологические основы психической деятельности и поведения человека.

Термин “психофизиология” был предложен в начале 19 века французским философом Н.Массиасом и первоначально использовался для обозначения широкого круга исследований психики, опиравшихся на точные объективные физиологические методы (определение сенсорных порогов, времени реакции и т.д.)

Психофизиология - естественнонаучная ветвь психологического знания, поэтому необходимо определить ее положение по отношению к другим дисциплинам той же ориентации: физиологической психологии, физиологии высшей нервной деятельности и нейропсихологии.

Наиболее близка к психофизиологии - физиологическая психология, наука, возникшая в конце 19 века как раздел экспериментальной психологии. Термин физиологическая психология был введен В.Вундтом для обозначения психологических исследований, заимствующих методы и результаты исследований у физиологии человека. В настоящее время физиологическая психология понимается как отрасль психологической науки, изучающая физиологические механизмы психической деятельности от низших до высших уровней ее организации. /см. Психологический словарь, 1996/. Таким образом, задачи психофизиологии и физиологической психологии практически совпадают, и в настоящее время различия между ними носят в основном терминологический характер.

Однако был период в истории отечественной психофизиологии, когда терминологические различия были использованы для того, чтобы обозначить продуктивность складывающегося в физиологии функционально-системного подхода к изучению психики и поведения человека. Выделение психофизиологии как самостоятельной дисциплины по отношению к физиологической психофизиологии было проведено А.Р. Лурией (1973).

Согласно представлениям А.Р.Лурии физиологическая психология изучает основы сложных психических процессов - мотивов и потребностей, ощущений и восприятия, внимания и памяти, сложнейших форм речевых и интеллектуальных актов, т.е. отдельных психических процессов и функций. Она образовалась в результате накопления большого объема эмпирического материала о функционировании различных физиологических систем организма в разнообразных психических состояниях.

В отличие от физиологической психологии, где предметом является изучение отдельных физиологических функций, предметом психофизиологии, как подчеркивал А. Р. Лурия, служит поведение человека или животного. При этом поведение оказывается независимой переменной, тогда как зависимой переменной являются физиологические процессы. По Лурии психофизиология - это физиология целостных форм психической деятельности, она возникла в результате необходимости объяснить психические явления с помощью физиологических процессов, и поэтому в ней сопоставляются сложные формы поведенческих характеристик человека с физиологическими процессами разной степени сложности.

Истоки этих представлений можно найти в трудах Л.С. Выготского, который первым сформулировал необходимость исследовать проблему соотношения психологических и физиологических систем, предвосхитив таким образом основную перспективу развития психофизиологии. (Л.С. Выготский, 1982).

Теоретико-экспериментальные основы этого направления составляет теория функциональных систем П.К.Анохина (1968), базирующаяся на понимании психических и физиологических процессов как сложнейших функциональных систем, в которых отдельные механизмы объединены общей задачей в целые, совместно действующие комплексы, направленные на достижение полезного, приспособительного результата. С идеей функциональных систем непосредственно связан и принцип саморегуляции физиологических процессов, сформулированный в отечественной физиологии Н.А.Бернштейном (1963) задолго до появления кибернетики и открывший совершенно новый подход к изучению физиологических механизмов отдельных психических процессов. В итоге развитие этого направления в психофизиологии привело к возникновению новой области исследований, именуемой системной психофизиологией (В.Б.Швырков, 1988; Ю.И.Александров,1997).

Особо следует обсудить соотношение психофизиологии и нейропсихологии.

По определению нейропсихология это отрасль психологической науки, сложившаяся на стыке нескольких дисциплин: психологии, медицины (нейрохирургии, неврологии), физиологии - и направленная на изучение мозговых механизмов высших психических функций на материале локальных поражений головного мозга. Теоретической основой нейропсихологии является разработанная А.Р.Лурией теория системной динамической локализации психических процессов.

Наряду с этим в последние десятилетия появились новые методы (например, позитронно-эмиссионная томография), которые позволяют исследовать мозговую локализацию высших психических функций у здоровых людей. Таким образом современная нейропсихология, взятая в полном объеме своей проблематики, ориентирована на изучение мозговой организации психической деятельности не только в патологии, но и в норме. Соответственно этому круг исследований нейропсихологии расширился; появились такие направления как нейропсихология индивидуальных различий, возрастная нейропсихология (см. Хрестоматия по нейропсихологии,1999). Последнее фактически приводит к стиранию границ между нейропсихологией и психофизиологией.

Наконец, следует указать на соотношение физиологии ВНД и психофизиологии. Высшая нервная деятельность (ВНД) - понятие, введенное И.П.Павловым, в течение многих лет отождествлялось с понятием психическая деятельность. Таким образом физиология высшей нервной деятельности представляла собой физиологию психической деятельности или психофизиологию.

Хорошо обоснованная методология и богатство экспериментальных приемов физиологии ВНД оказали решающее влияние на исследования в области физиологических основ поведения человека, затормозив, однако, развитие тех исследований, которые не укладывались в “прокрустово” ложе физиологии ВНД. В 1950 году состоялась так называемая “Павловская сессия”, посвященная проблемам психологии и физиологии. На этой сессии речь шла о необходимости возрождения павловского учения. За уклонение в сторону от этого учения резкой критике подвергся создатель теории функциональных систем П.К.Анохин и некоторые другие видные ученые.

Последствия Павловской сессии оказались весьма драматичны и для психологии. В начале 50-х годов ХХ века имело место насильственное внедрение павловского учения в психологию. По утверждению А.В. Петровского (1967) фактически наблюдалась тенденция к ликвидации психологии и замене ее павловской физиологией ВНД.

Официально положение дел изменилось в 1962 году, когда состоялось Всесоюзное совещание по философским вопросам физиологии высшей нервной деятельности и психологии.

Оно было вынуждено констатировать существенные изменения, которые произошли в науке в послевоенные годы. Кратко характеризуя эти изменения, необходимо подчеркнуть следующее.

В связи с интенсивным развитием новой техники физиологического эксперимента и прежде всего с появлением электроэнцефалографии стал разширяться фронт экспериментальных исследований мозговых механизмов психики и поведения человека и животных. Метод ЭЭГ дал возможность заглянуть в тонкие физиологические механизмы, лежащие в основе психических процессов и поведения. Развитие микроэлектродной техники, эксперименты с электрической стимуляцией различных образований головного мозга с помощью вживленных электродов открыли новое направление исследований в изучении мозга. Возрастающее значение вычислительной техники, теории информации, кибернетики и т.д. требовали переосмысления традиционных положений физиологии ВНД и разработки новых теоретических и экспериментальных парадигм.

Благодаря послевоенным новациям существенно преобразилась и зарубежная психофизиология, которая до этого на протяжении многих лет занималась исследованием физиологических процессов и функций человека при различных психических состояниях (Хэссет, 1981). В 1982 году в Канаде состоялся Первый международный психофизиологический конгресс, на котором была создана Международная психофизиологическая ассоциация и учрежден журнал “Международный журнал психофизиологии” (International Journal of Psychophisiology).

Интенсивному развитию психофизиологии способствовал и тот факт, что Международная организация по исследованию мозга провозгласила последнее десятилетие ХХ века “Десятилетием мозга”. В рамках этой международной программы проводились комплексные исследования, направленные на интеграцию всех аспектов знания о мозге и принципах его работы. Например, в 1993г. при Институте ВНД и НФ РАН был создан Международный исследовательский центр нейробиологии сознания “Светлое пятно”.

Переживая на этой основе период интенсивного роста, науки о мозге, и в том числе психофизиология, вплотную подошла к решению таких проблем, которые ранее были недоступны. К их числу относятся, например, физиологические механизмы и закономерности кодирования информации, хронометрия процессов познавательной деятельности и др.

Пытаясь представить облик современной психофизиологии, Б.И. Кочубей (1990) выделяет три новых характеристики: активизм, селективизм и информативизм. Активизм предполагает отказ от представлений о человеке как существе, пассивно реагирующем на внешние воздействия, и переход к новой “модели” человека - активной личности, направляемой внутренне заданными целями, способной к произвольной саморегуляции. Селективизм характеризует возрастающую дифференцированность в анализе физиологических процессов и явлений, которая позволяет ставить их в один ряд с тонкими психологическими процессами. Информативизм отражает переориентацию физиологии с изучения энергетического обмена со средой на обмен информацией. Понятие информации, войдя в психофизиологию в 60-е годы, стало одним из главных при описании физиологических механизмов познавательной деятельности человека.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебное пособие по курсу: “Общая и возрастная психофизиология” раздел I предмет, задачи и методы психофизиологии icon1. возрастная психология как наука
Специфика периода подготовки к экзамену или зачету заключается в том, что студент уже ничего не изучает (для этого просто нет времени):...

Учебное пособие по курсу: “Общая и возрастная психофизиология” раздел I предмет, задачи и методы психофизиологии iconУчебное пособие а. В. Афонина издательство: Дашков и Ко, 2008 г.,...
Учебное пособие подготовлено в соответствии с Государственным образовательным стандартом по курсу «Жилищное право» на основе действующих...

Учебное пособие по курсу: “Общая и возрастная психофизиология” раздел I предмет, задачи и методы психофизиологии iconУчебное пособие является составной частью общего курса «Психодиагностики»
Прыгин Г. С. Введение в психодиагностику: Принципы и методы. История развития. Основы психометрики: Учебное пособие. М.: Умк «Психология»,...

Учебное пособие по курсу: “Общая и возрастная психофизиология” раздел I предмет, задачи и методы психофизиологии iconУчебное пособие Чернушка 2013 Э. Р. Муллаярова. Учебное пособие «Времена английского глагола»
Учебное пособие предназначено для студентов учреждений среднего и начального профессионального образования. Основная цель работы...

Учебное пособие по курсу: “Общая и возрастная психофизиология” раздел I предмет, задачи и методы психофизиологии iconКонтрольная работа №1 по предмету «Возрастная физиология и психофизиология»
Знать, как устроен человек, как «работают» его органы, должен не только каждый медик, и биолог, но и каждый педагог. Все педагогические...

Учебное пособие по курсу: “Общая и возрастная психофизиология” раздел I предмет, задачи и методы психофизиологии iconУчебное пособие по курсу «Специальные главы математики». Пример решения второй задачи
Вариант первой задачи определяется предпоследней цифрой шифра, вариант второй задачи – последней цифрой шифра

Учебное пособие по курсу: “Общая и возрастная психофизиология” раздел I предмет, задачи и методы психофизиологии iconНижегородский филиал Кафедра психологии Рабочая тетрадь
Сорокоумова Г. В. Рабочая тетрадь по курсу «Общая психология»: учебное пособие для студентов психологического факультета – Н. Новгород,...

Учебное пособие по курсу: “Общая и возрастная психофизиология” раздел I предмет, задачи и методы психофизиологии iconУчебное пособие Оглавление
I. теоретические основы науки криминалистики глава Предмет, задачи и система науки криминалистики

Учебное пособие по курсу: “Общая и возрастная психофизиология” раздел I предмет, задачи и методы психофизиологии iconСписок основной и дополнительной литературы по учебной дисциплине...
Крысько В. Г. Общая психология в схемах и комментариях: учебное пособие. – М.: Питер, 2009. – 253 с

Учебное пособие по курсу: “Общая и возрастная психофизиология” раздел I предмет, задачи и методы психофизиологии iconОбщая психокоррекция. Учебное пособие



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница