Методические указания к расчетно-графической работе №315 для студентов




Скачать 178.39 Kb.
НазваниеМетодические указания к расчетно-графической работе №315 для студентов
Дата публикации09.08.2013
Размер178.39 Kb.
ТипМетодические указания
lit-yaz.ru > Спорт > Методические указания


Федеральное агентство по образованию
Санкт-Петербургский государственный

архитектурно-строительный университет
Кафедра общей и строительной физики
Расчет транспортного шума

Методические указания

к расчетно-графической работе № 315 для студентов

специальности 270300 – архитектура

Санкт-Петербург

2007

УДК 625.098:711.58(076.5)
Расчет транспортного шума: Методические указания к расчетно-графической работе № 315 для студентов специальности 270300 – архитектура / СПбГАСУ; Сост.: Е. С. Вознесенская, Ю. Н. Леонтьева. – СПб., 2007. – с.
Содержатся необходимые пояснения к выполнению расчета ожидаемого уровня шума на территории жилой застройки, прилегающей к транспортным магистралям.

Указания составлены на основании действующих нормативных документов и включают все необходимые справочные таблицы и нормативные показатели.
Табл. 10. Ил. 8. Библиогр.: 2 назв.
Рецензент д-р техн. наук, проф. Т. А. Дацюк
Цели работы:

уяснение факторов, влияющих на снижение шума, распространяющегося на примагистральных территориях;

освоение эмпирического метода расчета ожидаемых уровней звука в расчетных точках.

Для практического освоения метода необходимо:

  1. рассчитать уровень звука в заданной расчетной точке на территории жилой застройки, расположенной на прилегающем к транспортной магистрали участке;

  2. определить требуемое снижение уровня звука и предложить возможные мероприятия по защите от шума.


^ Основные понятия
Уровни шума, проникающего в помещения жилых и общественных зданий, а также на территории жилой застройки, не должны превышать нормативных значений, определяемых строительными нормами и правилами, соответствующими стандартами, а также санитарными нормами. Наиболее типичный комплексный источник шума в городе – это транспортные потоки.

Транспортный поток рассматривается как линейный источник непостоянного (изменяющегося во времени) шума.

Для оценки непостоянных шумов используют уровень звука, дБА, т. е. уровень звукового давления, измеряемый шумомером на частотной коррекции А. При измерении на частотной коррекции А в спектре шума уменьшаются составляющие на низких и средних частотах (до 1000 Гц), что примерно соответствует характеру восприятия шума человеческим ухом. Изменение уровня звука в дБА приблизительно соответствует изменению громкости звука, воспринимаемого слухом.

Непостоянный шум принято оценивать эквивалентным (по энергии) уровнем звука , дБА. Эквивалентный уровень – это уровень звука постоянного широкополосного неимпульсного шума, связанный с изменяющимся уровнем звука непостоянного шума , дБА, соотношением
= , (1)
где ^ T – время наблюдения; t – текущее время, которое соответствует LА.

Другими словами, численно равен уровню такого постоянного шума, при котором за время наблюдения микрофон шумомера воспринял такое же суммарное количество энергии, что и при измеряемом непостоянном шуме. – это уровень постоянного шума, также воздействующий на человека, как и измеряемый непостоянный шум.

Шумовой характеристикой транспортных потоков на улицах и дорогах является эквивалентный уровень звука , дБА, на расстоянии 7,5 м от оси первой полосы движения (для трамваев – на расстоянии 7,5 м от оси ближнего пути).

Шумовая характеристика потока автомобильного транспорта учитывает интенсивность движения, среднюю скорость потока, процент грузового и общественного транспорта, наличие трамваев в потоке, продольный уклон магистрали, тип дорожного покрытия и др. В реальной практике используют эмпирические зависимости, установленные на основе статистической обработки результатов натурных исследований распространения шума на примагистральных территориях. Шумовые характеристики потоков транспортных средств определяют по «Справочнику проектировщика» . На стадии предварительных или ориентировочных расчетов шумовую характеристику транспортных потоков определяют в зависимости от категории улицы и числа полос движения (табл. 1).

Акустический расчет и выбор мероприятий по снижению шума состоит из следующих этапов:

а) выявления источников шума и определения их шумовых характеристик;

б) выбора расчетных точек;

в) разбивки территории застройки на участки, отличающиеся по условиям распространения шума;

г) определения уровней звука в расчетных точках;

д) определения допустимых уровней звука в расчетных точках;

е) определения требуемого снижения уровней звука в расчетных точках;

ж) выбора наиболее целесообразных и экономичных средств защиты от шума для обеспечения требуемого снижения уровня звука, их расчета и проектирования.

^ Порядок выполнения работы
Получить у преподавателя исходные данные:

генплан микрорайона;

категории улиц или дорог, ширина проезжей части, количество полос движения;

этажность зданий;

отметки уровня проезжей части улиц и отметка территории застройки.

На миллиметровой бумаге в масштабе 1:500 вычертить генплан жилой застройки, расположенной на примагистральной территории.

По табл. 1 определить шумовые характеристики имеющихся улиц и дорог и подписать их значения на генплане.

По согласованию с преподавателем выбрать расчетную точку.

Расчетные точки на площадках отдыха микрорайонов и групп жилых домов, на площадках детских дошкольных учреждений, на участках школ и больниц следует выбирать на ближайшей к источнику шума границе площадок на высоте 1,5 м от уровня поверхности земли. Если площадка частично находится в зоне звуковой тени от здания или другого экранирующего объекта, а частично – в зоне попадания прямых звуковых лучей, то расчетная точка должна находиться вне зоны звуковой тени.

Расчетные точки на территории, непосредственно прилегающей к жилым домам, зданиям школ, больниц, санаториев и т. п., следует выбирать на расстоянии 2 м от фасада здания, обращенного в сторону источника шума, на уровне 12 м от поверхности земли; для малоэтажных зданий – на уровне середины окна верхнего этажа. Если защищаемое от шума здание частично находится в зоне звуковой тени, а частично – в зоне попадания прямых звуковых лучей, то расчетная точка должна находиться вне зоны звуковой тени.

Если защищаемое от шума здание расположено на расстоянии менее 50 м от края проезжей части и находится частично или полностью в зоне попадания прямых звуковых лучей, то должна намечаться дополнительная расчетная точка на уровне середины окна первого этажа.

Разбить территорию застройки на участки, отличающиеся по условиям распространения шума. Пронумеровать полученные участки.

Разбивка территории на отдельные участки производится в следующих случаях:

а) между источником шума и расчетной точкой расположены какие-либо экраны;

б) шум в расчетную точку поступает с двух либо более улиц или дорог;

в) улица или дорога в пределах застраиваемого участка изменяет свое направление.

В этих случаях из расчетной точки на плане застройки проводят лучи через края экранов, через точки пересечения улиц или дорог, а также через вершины углов поворота улиц или дорог до пересечения с осью первой полосы движения транспортных средств, как показано на рис. 1.



Рис. 1. Примеры разбивки примагистральной территории застройки на участки,

отличающиеся по условиям распространения шума
Уровень звука , дБА, в расчетной точке от каждого i-го неэкранированного участка улицы или дороги определить по формуле
= , (2)
где – шумовая характеристика транспортного потока, дБА; снижение уровня звука, дБА, в зависимости от расстояния между источником шума и расчетной точкой; – снижение уровня звука, дБА, вследствие влияния покрытия территории; – снижение уровня звука, дБА, вследствие затухания звука в воздухе; – снижение уровня звука, дБА, полосами зеленых насаждений; – снижение уровня звука, дБА, вследствие ограничения угла видимости улицы или дороги из расчетной точки.

Уровень звука , дБА, в расчетной точке от каждого i-го экранированного участка улицы или дороги определить по формуле
=

, (3)
где – снижение уровня звука, дБА, i-м экраном; , , , , , те же, что и в формуле (2).

Расчеты уровней звука и рекомендуется свести в табл. 2. В первую строку табл. 2 для каждого участка улицы или дороги выписать соответствующие шумовые характеристики транспортных потоков.

Для определения снижений эквивалентного уровня звука потоков транспортных средств за счет указанных факторов выполнить указанные далее действия.

Для каждой улицы или дороги определить кратчайшее расстояние r, м, от источника шума до расчетной точки.

Расстояние r, м, отсчитывают от акустического центра источника шума. Акустический центр потоков средств автомобильного транспорта располагают по оси ближней к расчетной точке полосы движения на высоте 1 м от уровня поверхности проезжей части улицы или дороги. Расстояние r определяют графически по поперечному профилю транспортной магистрали (рис. 2) или по формуле

, (4)
где l, м – длина проекции расстояния r на отражающую плоскость; hИШ, м – высота акустического центра источника шума над отражающей плоскостью; hРТ, м – высота расчетной точки над отражающей плоскостью (см. рис. 2).

Рис. 2. Поперечные профили транспортных магистралей и прилегающих участков

при различном расположении проезжей части относительно уровня поверхности территории:

ИШ – акустический центр источника шума; РТ – расчетная точка, ^ 1 – отражающая плоскость
Для каждого i-го участка улицы или дороги определить снижение эквивалентного уровня звука потоков автомобилей, автобусов, троллейбусов и трамваев , дБА, в зависимости от расстояния r, м, между источником шума и расчетной точкой и от числа полос движения проезжей части по номограмме рис. 3. Выписать полученные значения в строку 2 табл. 2.

Рис. 3. Номограмма для определения снижения эквивалентного уровня звука потоков

автомобилей, троллейбусов и трамваев в зависимости от расстояния r между

источником шума и расчетной точкой
Для каждого i-го участка улицы или дороги определить снижение уровня звука вследствие поглощения звука в воздухе , дБА, в зависимости от расстояния r, м, между источником шума и расчетной точкой по номограмме рис. 4. Выписать полученные значения в строку 3 табл. 2.

Рис. 4. Номограмма для определения снижения уровня звука вследствие поглощения звука

в воздухе в зависимости от расстояния r между источником шума и расчетной точкой
Для каждого i-го экранированного участка улицы или дороги рекомендуется вычертить в удобном масштабе схему взаимного расположения акустического центра источника шума, экрана и расчетной точки на поперечном разрезе транспортной магистрали, как показано на рис. 5.

Внимание! Акустический центр потоков средств автомобильного транспорта в данном случае располагают по оси дальней от расчетной точки полосы движения на высоте 1 м от уровня поверхности проезжей части улицы или дороги.


Рис. 5. Расчетные схемы для определения снижения уровня звука экранами:

а – экран-стенка; б и в – экран-здание; г и д – экран-насыпь; е – экран-выемка;

ИШ – акустический центр источника шума; РТ – расчетная точка;

ИШ – мнимый источник шума
Вычислить число Френеля по формуле
, (5)
где λ – длина звуковой волны, м, принимаемая для автомобилей, автобусов и троллейбусов равной 0,84; для трамваев – 0,6;  – разность длин путей звукового луча, м, определяемая в соответствии с расчетными схемами экранов (см. рис. 5) по формуле

, (6)
где a – кратчайшее расстояние, м, между акустическим центром источника шума и верхней кромкой экрана; b – кратчайшее расстояние, м, между расчетной точкой и верхней кромкой экрана; c – кратчайшее расстояние, м, между акустическим центром источника шума и расчетной точкой.

Величины a, b и c определяют графически по вычерченной схеме (см. рис. 5) или вычисляют по формулам
; (7)

; (8)

, (9)
где и – длина проекции расстояния а и b соответственно на горизонтальную плоскость, м; Нэкр – отметка уровня верхней кромки экрана, м; НРТ – отметка уровня и расчетной точки, м; НИШ – отметка уровня акустического центра источника шума (схемы а, в, д, е на рис. 5) или мнимого источника шума (схемы б, г на рис. 5).

Для нахождения местоположения акустического центра мнимого источника шума ИШ (см. рис. 5, б и г) из вершины условного экрана-стенки в плоскости дворового фасада здания провести линию, параллельную линии, соединяющей акустический центр действительного источника шума ИШ с верхней кромкой экрана-стенки в плоскости уличного фасада здания. Из акустического центра действительного источника шума ИШ провести линию, параллельную линии, соединяющей расчетную точку с вершиной условного экрана-стенки в плоскости дворового фасада. Точка пересечения проведенных линий будет являться акустическим центром мнимого источника шума.

Для каждого i-го экранированного участка улицы или дороги определить снижение уровня эквивалентного звука транспортного потока экраном-стенкой , дБА, по кривой рис. 6 в зависимости от числа Френеля N, вычисленного ранее по формуле (5).

В случае расчетной схемы б (см. рис. 5) величина , дБА, соответствует снижению уровня звука от мнимого источника шума ИШ условным экраном-стенкой, совмещенным с плоскостью дворового фасада здания.

При расположении расчетной точки выше экрана-здания (схема в на рис. 5) снижение уровня звука соответствует условному экрану-стенке, совмещенному с плоскостью уличного фасада здания.


Рис. 6. Графики для определения снижения уровня звука экраном-стенкой:

^ 1 – транспортные потоки; 2 – отдельные транспортные средства, локальные источники шума
Снижение уровня звука экраном-зданием превышает снижение экраном-стенкой.

Для соответствующих участков снижение уровня звука экраном-зданием , дБА, определить по формуле
= + , (10)
где – снижение уровня звука экраном-стенкой, дБА; – дополнительное снижение уровня звука экраном-зданием, дБА, в зависимости от толщины здания W.

Величину , дБА, для каждого экрана-здания определить в указанной далее последовательности.

По вычерченной расчетной схеме экрана-здания определить углы S и К, как показано на рис. 5, б. По номограмме рис. 7 определить показатель K в зависимости от значений углов S и К, град. Так, например, при S = 100 и К = 145 K = 6, а при S = 115 и К = 150 K  6,5.

Определить дополнительное снижение уровня звука экраном-зданием , дБА, в зависимости от толщины здания ^ W и значения показателя K для потоков автомобилей, автобусов, троллейбусов, трамваев по табл. 3.

Снижение уровня звука экраном-насыпью , дБА, можно определить по формуле
= , (11)

где – снижение уровня звука, дБА, условным экраном-зданием прямоугольного сечения (см. схему г на рис. 5); – поправка, дБА, определяемая в зависимости от значения внешнего угла , град, (см. рис. 5, г) по табл. 4.

При расположении расчетной точки, выше экрана-насыпи (см. рис. 5, д) снижение уровня звука определяют для условного экрана-стенки, совмещенного с передней плоскостью условного экрана-здания прямоугольного сечения с учетом поправки в соответствии с табл. 4.

Снижение уровня звука экраном-выемкой , дБА, можно определить по формуле
= , (12)
где – снижение уровня звука, дБА, условным экраном-стенкой, показанным на схеме е рис. 5.

Полученные значения для конкретных экранированных участков выписать в строку 4 табл. 2. Для неэкранированных участков поставить прочерки.

Рис. 7. Номограмма для определения показателя К


Для каждого i-го неэкранированного участка улицы или дороги определить снижение уровня звука вследствие влияния акустически мягкого покрытия территории (рыхлый грунт, трава и др.) , дБА, по табл. 5 в зависимости от параметра

, (13)
где d – расчетное расстояние, м; принимается для потоков средств автомобильного транспорта d = 1,4 l; величины l, hИШ, hРТ, м, те же, что в формуле (4).

Для потоков средств автомобильного транспорта в случаях, когда проезжая часть улицы или дороги расположена на одном уровне с поверхностью территории защищаемого от шума объекта,
. (14)
При распространении шума над акустически жестким покрытием территории (плотный грунт, асфальт, бетон, вода) его влиянием можно пренебречь.


Для каждого i-го экранированного участка улицы или дороги определить снижение или повышение уровня звука вследствие влияния покрытия территории , дБА, по табл. 6 при акустически мягком покрытии территории и по табл. 7 при акустически жестком покрытии территории. При наличии экранов между источником шума и расчетной точкой величина зависит от определенного ранее снижения уровня звука , дБА, экраном и разности длин путей звукового луча , м, вычисленной по формуле (6).



Полученные значения выписать в строку 5 табл. 2 или поставить прочерки.

Для каждого участка улицы или дороги по генплану определить углы видимости i из расчетной точки, как показано на рис. 1.

Снижение уровня звука , дБА, вследствие ограничения угла видимости αi улицы или дороги из расчетной точки для каждого участка определить по табл. 8. Полученные значения выписать в строку 6 табл. 2.

При расчете уровней звука на площадках отдыха микрорайонов и групп жилых домов, площадках детских дошкольных учреждений, участках школ, а также в помещениях пионерских лагерей, детских дач, домов отдыха и пансионатов, функционирующих только в летний период, учесть снижение уровня звука плотными полосами зеленых насаждений.

Допускается учитывать снижение уровня звука плотными полосами зеленых насаждений в помещениях жилых и общественных зданий в случаях, когда полосы сформированы из вечнозеленых пород деревьев и кустарников, а вершины деревьев возвышаются над прямой линией, соединяющей акустический центр источника шума с расчетной точкой.

Обычные полосы зеленых насаждений с редкой посадкой деревьев и кустарников при расчете уровней звука можно не учитывать.

Для соответствующих участков улиц или дорог снижение уровня звука плотными полосами зеленых насаждений , дБА, с примыканием крон деревьев друг к другу и заполнением подкронового пространства густым кустарником определить по номограмме рис. 8 в зависимости от ширины полосы насаждений B, м. Снижение уровня звука плотными полосами зеленых насаждений шириной свыше 100 м принять равным 8 дБА. В строку 7 табл. 2 вписать полученные значения либо поставить прочерки.

Вычислить уровни звука в расчетной точке , дБА, для всех неэкранированных участков по формуле (2) и , дБА, для всех экранированных участков по формуле (3). Записать полученные значения в строку 8 табл. 2.


Рис. 8. Номограмма для определения снижения уровня звука

плотными полосами зеленых насаждений
Результирующий эквивалентный уровень звука , дБА, в расчетной точке (расчетный уровень) на площадке отдыха микрорайонов и групп жилых домов, на площадке детских дошкольных учреждений, школ и т. п. определить по формуле
, (15)
где – уровень звука, дБА, в расчетной точке от i-го экранированного () или неэкранированного () участка улицы или дороги.

Величину , представляющую собою суммарный уровень звука, дБА, в расчетной точке, можно вычислить на калькуляторе, а можно определить по табл. 9.

Сложение уровней звука по табл. 9 произвести последовательно, начиная с максимального и далее по мере убывания в следующем порядке:

  1. вычислить разность двух складываемых уровней звука (наиболее высоких);

  2. определить добавку к более высокому из двух складываемых уровней звука по табл. 9 в зависимости от полученной разности этих уровней звука;

  3. сложить полученную добавку и более высокий из двух складываемых уровней звука;

  4. аналогичные действия произвести с полученной суммой двух уровней и третьим уровнем и т. д.


Таблица 9

Результирующий эквивалентный уровень звука , дБА, в расчетной точке (расчетный уровень) на территории, непосредственно прилегающей к жилому дому, зданию больницы и т. п. (в 2 м от фасада), определить по формуле
= + , (16)
где – значение, определенное по формуле (15); – поправка, дБА, учитывающая вклад звуковой энергии, отраженной от ограждающих конструкций здания; = 3 дБА.

Требуемое снижение уровня звука , дБА, в расчетной точке определить по формуле
= , (17)
где – результирующий (расчетный) уровень звука в расчетной точке; – допустимый эквивалентный уровень звука, дБА.

Допустимые эквивалентные уровни звука , дБА, на селитебной территории городов и других населенных пунктов принять по табл. 10.

Подобрать средства защиты от шума и произвести проверочный расчет.

Рекомендуемая литература


  1. СНиП 23-032003. Защита от шума. – М.: Стройиздат, 2003.

  2. Защита от шума в градостроительстве: Справочник проектировщика / Под ред. Г. Л. Осипова. – М.: Стройиздат, 1993.


РАСЧЕТ ТРАНСПОРТНОГО ШУМА

Составители: Вознесенская Елена Сергеевна,

Леонтьева Юлия Николаевна
Редактор А. В. Афанасьева

Корректор К. И. Бойкова

Компьютерная верстка И. А. Яблоковой

Подписано к печати 26.01.2007. Формат 60х84 1/16. Бум. офсетная.

Усл. печ. л. . Уч.-изд. л. . Тираж 1000. Заказ . «С» .

Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет.

190005, Санкт-Петербург, 2-я Красноармейская ул., д. 4.

Отпечатано на ризографе. 190005, Санкт-Петербург, 2-я Красноармейская ул., д. 5.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические указания к расчетно-графической работе №315 для студентов iconСиловые полупроводниковые преобразователи
Программа и методические указания по выполнению расчетно-графической работы по курсу

Методические указания к расчетно-графической работе №315 для студентов iconМетодические указания по анализу финансового 12 состояния организации 12
Методические указания предназначены для выполнения курсовых работ по дисциплине «Анализ хозяйственной деятельности» для студентов...

Методические указания к расчетно-графической работе №315 для студентов iconМетодические указания для выполнения расчетно-графического задания...
«Оренбургский государственный университет» в качестве методических указаний для студентов, обучающихся по программе высшего профессионального...

Методические указания к расчетно-графической работе №315 для студентов iconМетодические указания Нижний Новгород 2011 ббк 620. 9 Ж 87 Транспортная...
Методические указания предназначены для студентов заочного отделения, обучающихся по специальности 190701. 65 Организация перевозок...

Методические указания к расчетно-графической работе №315 для студентов iconМетодические указания и контрольные задания для студентов технических...
Методические указания предназначены для студентов-заочников первого курса технических специальностей

Методические указания к расчетно-графической работе №315 для студентов iconЭкономический факультет кафедра «Менеджмент и маркетинг» методические...
Методические указания предназначены для студентов специальности «Бизнес и администрирование» экономического факультета

Методические указания к расчетно-графической работе №315 для студентов iconМетодические указания ркп «Политехник»
Методические указания предназначены для студентов младших курсов неязыковых вузов всех специальностей в качестве дополнительного...

Методические указания к расчетно-графической работе №315 для студентов iconМетодические указания к лабораторным работам по дисциплине «Теория электрической связи»
Методические указания предназначены для студентов дневной формы обучения по специальности «Телекоммуникационные системы и сети»

Методические указания к расчетно-графической работе №315 для студентов iconМетодические указания к контрольной работе по дисциплине «Экономический...
Методические указания предназначены для обучающихся по специальности 051800 «Учет и аудит (по отраслям)»

Методические указания к расчетно-графической работе №315 для студентов iconМетодические указания по контрольной работе для студентов направления 100100. 62 «Сервис»
Одобрены на заседании кафедры «Прикладная физика», протокол №4 / 10-11 от 20. 04. 2011 г



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница