Программа воспитательной работы с учащимися школы I ступени Автор- составитель: Шикова Алевтина Викторовна, учитель начальных классов




Скачать 387.03 Kb.
НазваниеПрограмма воспитательной работы с учащимися школы I ступени Автор- составитель: Шикова Алевтина Викторовна, учитель начальных классов
страница1/4
Дата публикации26.02.2014
Размер387.03 Kb.
ТипПрограмма
lit-yaz.ru > Спорт > Программа
  1   2   3   4
Муниципальное образовательное учреждение

Дмитриевогорская средняя общеобразовательная школа

«Школа добрых волшебников»


Программа воспитательной работы с учащимися школы I ступени

Автор- составитель:

Шикова Алевтина Викторовна,

учитель начальных классов

I категории

МОУ Дмитриевогорская СОШ


Пояснительная записка

Программа воспитательной работы «Школа добрых волшебников» представляет собой целостную систему проектной деятельности. Проектная технология неслучайно выбрана системообразующей в планировании воспитательной работы.

Современное личностно - ориентированное образование нацелено на компетентностное развитие обучающихся, максимальное раскрытие их индивидуально-творческого потенциала, высокую готовность к успешной социализации в обществе. Дети, как и во все времена, являются главным достоянием и предметом пристального внимания государства.

^ Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда,

когда он живет в мире игры сказки, музыки, фантазии, творчества.

Без этого он — засушенный цветок.

В.А. Сухомлинский

Мир детства — таинственный и чудесный. Мир детства — это мир радости, улыбок, смеха; это время, когда все получается, неудачи быстро забываются, когда праздник — каждый день, и радость — каждый миг. Детство — время первых открытий, первых свершений. Дети многое знают, многое понимают, чувствуют, но у них мало жизненного опыта. Они приобретают этот опыт в конкретной, интересной им деятельности.

Задача современного педагога заключается в том, чтобы используя современные воспитательные технологии, умело организовать воспитательный процесс как деятельность, направленную на развитие ключевых компетенций у обучающихся (социальной, когнитивной, коммуникативной ), способствующих успешности юных граждан новой России. Именно проектная технология позволяет сделать воспитание наиболее эффективным.

Особенно ценным является то, что проектная деятельность позволяет вывести воспитательный процесс из стен детского учреждения в окружающий мир, природную и социальную среду,- осуществить социально-педагогическую направленность современного образования.

Кроме того, метод проектов способствует актуализации знаний, умений, навыков ребенка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим миром; стимулирует потребность ребенка в самореализации, самовыражении, в творческой личностно и общественно значимой деятельности; реализует принцип сотрудничества детей и взрослых, позволяет сочетать коллективное и индивидуальное в педагогическом процессе; является тех­нологией, обеспечивающей рост личности ребенка, позволяет фиксировать этот рост, вести ребенка по ступеням роста — от проекта к проекту.

«Школа добрых волшебников» позволила спланировать и осуществить воспитательную работу с классом наиболее эффективным образом. С помощью психодиагностики, педагогических наблюдений была определена положительная динамика личностного развития каждого воспитанника. Она подтверждалась расширением круга знаний и умений ребенка, повышением уровня его интеллектуального и эмоционального развития, коммуникативной и творческой активности, стабильными положительными психофизиологическими показателями. Через самостоятельную, индивидуальную, групповую работу учащихся в течение различного по продолжительности времени, с использованием современных средств информационных технологий, было реализовано много интересных, значимых для школы, микрорайона, родителей, а, самое главное, для ребят проектов.

В соответствии с основными задачами воспитательной работы школы, основными содержательными линиями работы с классом явились гражданское, нравственное, профориентационное, трудовое, эколого-краеведческое, художественно-эстетическое и спортивно-оздоровительное направления. Для системного осуществления воспитательного процесса с классом родилась идея включения ребят в длительную игру-проект с интересным сказочным сюжетом. Так появилась «Школа добрых волшебников». Проект длиною в 4 года (1-4 класс) предлагает детям роль добрых волшебников, где каждое волшебство — конкретное дело, улучшающее их самих, позволяющее открыть новые знания, окружающий мир, приносящее радость людям, природе, самим себе.
Основная цель программы:

Реализация творческого потенциала учащихся школы I ступени через их включение в технологию проектной деятельности.

Задачи :
а) формирование позитивной самооценки, самоуважения;

б) формирование умения самостоятельного и совместного принятия решений, выполнения творческих задач;

в) формирование умения работы с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование);

г) раскрытие индивидуальных способностей и интересов;

д) развитие навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции;

е) усвоение нравственных, социальных норм, навыков диалогового общения и социального взаимодействия;

ж) развитие эмоционально-чувственной сферы личности младшего школьника в процессе взаимо­действия с искусством, объектами природной и социальной среды.

з) воспитание лучших качеств личности: чуткости, сопереживания, доброты, великодушия, трудолюбия, целеустремлённости, настойчивости, терпения.

Программа включает в себя 7 тематических блоков и 4 возрастных уровня их реализации.

1 класс (1-ый уровень)- «Учимся видеть прекрасное!»,- предполагает умение вести наблюдение за многообразием окружающего мира, эмоционально откликаться на прекрасное в природе и творениях человека.

2 класс (2-ой уровень)- «Мы открываем чудеса!»,- призван учить познавать «тайны» предметов, явлений, событий в природе и обществе.

3 класс (3-ий уровень)- «Мы учимся волшебству!»,- направлен на обучение практическим личностно и общественно значимым действиям.

4 класс (4-ый уровень)- «Мы умеем творить добро!»- обучает учащихся выполнению самостоятельных проектов, полезных для себя, для других людей, для природы.

В сентябре перед первоклассниками предстает чудо-дерево, к которому прикреплены 7 указателей, называющих блоки работы «Школы добрых волшебников»:

  • «Город Мастеров»- (профориентационное, художественно-эстетическое, трудовое направление),

  • «Остров Доброделов»- (духовно-нравственное, гражданское направление),

  • «Королевство Наук»- (знаниево- ориентированное, познавательное направление),

  • «Горы «Познай Себя»- (личностное, саморегулятивное направление),

  • «Лес Чудес», открывающий тайны Вселенной, (познавательное, эколого- краеведческое направление)

  • «Долина Радости», хранящая традиции празднования государственных, народных праздников, традиций школы и класса.

  • «Море Здоровья»- (спортивно-оздоровительное).

Технология проектной деятельности осуществлялась следующим образом:

  • Первоклассникам были вручены пригласительные билеты в сказочную «Школу добрых волшебников».

  • На ближайшем совместном с детьми родительском собрании все участники договорились провести «разведку прекрасного и удивительного». Родители вызвались помочь определить, какие темы наиболее интересны и полезны для детей. Таким образом, совместными усилиями детей, учителя и родителей, с учетом программы развития школы, был составлен план воспитательной работы с классом.

  • На родительских собраниях было отведено место консультациям по развитию у учащихся необходимых умений (анализа, синтеза, рефлексии, выработке внутреннего плана действий), необходимых для поэтапного выполнения проектов. Проводились практикумы по планированию и выполнению различных по типологии проектов.

  • В соответствии с возрастными психофизиологическими особенностями, учетом личностных качеств обучающихся была спланирована дальнейшая воспитательная проектная деятельность во 2, 3,и 4 классах.

  • Непременным условием определения результативности осуществляемой воспитательной программы было проведение психодиагностики младших школьников («Тест на выявление самооценки младшего школьника», П. Кучегаш,«Диагностика уровня сформированности общеучебных умений и навыков школьника», М. Ступницкая, ), мониторинг физического и психоэмоционального здоровья обучающихся с помощью методики «Паспорт нездоровья» В.С. Безруковой.

В течение 1 класса проектная деятельность была условно самостоятельной для ребят. Дети учились выполнять необходимые в проектной деятельности операции. Тем не менее, работа шла продуктивно. При высокой координирующей деятельности учителя, с помощью родителей и «друзей малышей», вожатых-учащихся школы II ступени, были успешно реализованы первые проекты.

От класса к классу доля самостоятельности учащихся в выполнении проектов возрастала. К 4-ому классу обучающиеся уже могли разработать «Экскурсию по звездному небу», выпустить стенгазету, оформить эскиз витрины магазина игрушек, взять интервью, создать модель Солнечной системы.

Большую роль в сплочении коллектива класса сыграло становление традиций класса: проведение «Дня рождения класса» и итогового проекта по окончании каждого класса - «Лукошко добрых дел».

Работая в данной системе, удалось создать благоприятный стиль взаимоотношений между учителем, детьми и родителями. А, главное, в проектной деятельности удалось раскрыть познавательный, интеллектуальный, коммуникативный, нравственный, физический, эстетический потенциал учащихся.

Данная программа может быть реализована в школе I ступени, а также взята как основа для планирования воспитательной деятельности в 5-6 классах основной школы.

^ Календарно - тематическое планирование воспитательной проектной работы в 1 классе.


^ Сроки реализац.

Название блока. Тема проекта

Направление

деятельности

Содержание

деятельности учасщихся

Тип проекта

Цель

Сентябрь, 1-я нед.

^ Лес Чудес.

«Разведка осенних примет».

Эколого-

краеведческое.


За время экскурсии в парке дети сообща находят как можно больше фактов, подтверждающих приход осени. Сочиняют красивые предложения, стихи об осени.

Коллективный, краткосрочный

Развивать наблюдательность,эмоциональную отзывчивость, чувство прекрасного

Сентябрь, 3-я нед.

^ Горы «Познай себя».

«Кто я? Какой я?»

Личностное, саморегулятивное направление.

Придумывают и оформляют страницы для Портфолио- рассказ о себе.

Индивидуальный, творческий, краткосрочный

Формирование положительной «Я- концепции», мотивирование к творчеству

Октябрь, 1-3 неделя

^ Долина Радости.

День рождения класса

Коммуникативное

Создают в группах «подарки» для своего класса: «Рамка для портрета класса», «Уголок класса», «Летопись класса» (оформляют фотоальбом с первыми фотографиями». Растение в украшенном своими руками горшке и др.

Коллективный, творческий, сценарный, прикладной, долгосрочный

Укрепление дружбы, коллективизма через создание традиций класса

Октябрь- май

^ Остров Доброделов.

«Росточек»

Эколого-трудовое,профориентационное


Выращивание цветка для школьной комнаты, ведение ухода и наблюдения за ним.

Индивидуальный, долгосрочный

Создание комфортной, уютной среды в классе, знакомство с работой цветовода.

Ноябрь, 2-я нед.

^ Лес Чудес. Ярмарка кормушек.


Эколого-трудовое

Изготовление вместе с родителями кормушек и их оформление.

Индивидуальный, средней продолжительности.

Развитие экологического сознания

Ноябрь, 3-4-я нед.

^ Королевство Наук.

«В гостях у царицы Математики»

Научно-познавательное

Изготовление «математических картин» (с помощью цифр), рассказов и стихов, моделей геометрических фигур.

Индивидуальный, творческий, средней срочности

Воспитание интереса к предмету, развитие творчества.

Декабрь, 1-я нед.

^ Город Мастеров.

«Загадки морозных узоров»



Художественно-эстетическое

Выполнение в различной технике (графика, пластилин, ниткопись, акварель, процарапывание и т.д.) эскиза окна с морозными узорами.

Индивидуальный и в парах, творческий, краткосрочный.

Развитие художественных способностей, эстетического вкуса.

Декабрь, 3-я-4-я нед.

^ Остров Доброделов

«Поделки из безделок»

Художественно-эстетический

Изготовление «авторских» новогодних игрушек для школы из «бросовых» материалов: лампочек, коробок, фантиков и др.

Индивидуальный, парный,

Прикладной, средней срочности

Воспитание художественного вкуса, бережливого отношения к материалам.

Январь, 3-4 нед.

^ Горы «Познай себя».

«Именная книга класса».


познавательное

Учащиеся собирают всё, что могут рассказать о своём имени (толкование, происхождение, известные люди, прославившие имя, …), оформляют и собирают странички в книгу.

Индивидуальный, групповой, познавательный

Создавать положительную мотивацию к познанию.

Февраль, 2-3-я нед.

^ Море Здоровья.

Веселая эстафета.

Спортивно- оздоровительное

Разработка и проведение шуточных конкурсов, изготовление необходимой атрибутики.

Групповой, здоровьесберегающий, средней срочности

Прививать любовь к занятиям спортом, здоровому образу жизни

Март, 1-2-я нед.

^ Королевство Наук.

«Говорящие буквы» («Прощай, азбука!»

Познавательное, творческое

Сочиняют стихи, сказки о буквах, изготавливают аппликации, коллажи, поделки с изображением букв.

Индивидуальный, творческий, коллективный парный

Воспитание любви к родной речи, к творчеству.

Апрель, 2-я нед

^ Море здоровья.

«Волшебники-спортсмены» взрослые и не очень

Спортивно-оздоровительное

Семейный спортивный праздник с представлением визитки семьи.

Смешанного типа, сценарный, средней продолжительности.

Укрепление сотрудничества с семьями, привитие интереса к ЗОЖ

Май, 1-я нед.

^ Остров Доброделов.

«Майский букет»

Патриотическое, экологическое

Изготовление букетов к 9 мая, поздравление ветеранов ВОв

Индивидуальный, краткосрочный.

Воспитание уважения к защитникам Родины

Май, 4-я нед.

^ Подведение итогов года на празднике

«Лукошко добрых дел»

Каждый ребенок отмечается за достигнутые успехи в учебе и во внеурочной деятельности грамотами, медалями. Оглашаются достижения класса за минувший год. Выносится благодарность родителям.

Вместе с родителями учащиеся складывают в лукошко записки с указанием наиболее удачных с их точки зрения проектов. Высказывают пожелания на следующий год.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа воспитательной работы с учащимися школы I ступени Автор- составитель: Шикова Алевтина Викторовна, учитель начальных классов iconИспользование произведений детских поэтов в воспитательной работе...
Учитель: Бабина Нина Юрьевна, учитель начальных классов, г. Новодвинск, Архангельская область, М. О. У. «Сош №7»

Программа воспитательной работы с учащимися школы I ступени Автор- составитель: Шикова Алевтина Викторовна, учитель начальных классов iconУрок Тема: И. Соколов-Микитов " Зима в лесу" Автор: Киреева Елена...
Автор: Киреева Елена Викторовна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории мбоу «сош №90»

Программа воспитательной работы с учащимися школы I ступени Автор- составитель: Шикова Алевтина Викторовна, учитель начальных классов iconПрограмма летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей...
Ищукова О. Н. учитель начальных классов, Сергазинова Г. Н. учитель русского языка и литературы, Кибекин А. Н. учитель физической...

Программа воспитательной работы с учащимися школы I ступени Автор- составитель: Шикова Алевтина Викторовна, учитель начальных классов iconУрок: Развитие речи. Автор-составитель: учитель начальных классов...
Автор-составитель: учитель начальных классов гбоу сош №249 им. М. В. Маневича Туляковой Т. В

Программа воспитательной работы с учащимися школы I ступени Автор- составитель: Шикова Алевтина Викторовна, учитель начальных классов iconМоу «сош с. Клинцовка» праздник «день птиц» проведён с учащимися...
...

Программа воспитательной работы с учащимися школы I ступени Автор- составитель: Шикова Алевтина Викторовна, учитель начальных классов iconРабочая программа подготовительных курсов дошкольной группы «буратино»
Автор-составитель: Кургина Нина Ивановна, учитель начальных классов мбоу «Основная общеобразовательная школа№73»

Программа воспитательной работы с учащимися школы I ступени Автор- составитель: Шикова Алевтина Викторовна, учитель начальных классов iconАвтор: Соловьёва Елена Анатольевна, учитель начальных классов Место работы
...

Программа воспитательной работы с учащимися школы I ступени Автор- составитель: Шикова Алевтина Викторовна, учитель начальных классов iconРабочая программа по литературному чтению для 1 класса на 2013-2014...
Программа предназначена для учителей начальных классов, преподающих в 1 классе и внедряющих фгос ноо

Программа воспитательной работы с учащимися школы I ступени Автор- составитель: Шикова Алевтина Викторовна, учитель начальных классов iconРабочая программа по литературному чтению для 2 класса на 2013-2014...
Программа предназначена для учителей начальных классов, преподающих во 2 классе и внедряющих фгос ноо

Программа воспитательной работы с учащимися школы I ступени Автор- составитель: Шикова Алевтина Викторовна, учитель начальных классов iconРобина Ж. В., учитель начальных классов моу сош №37 г. Липецка
Добрый день, дорогие друзья! Меня зовут Жанна Викторовна, я учитель школы №37, которая расположена в поселке Дачный



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница