Профессиональный конкурс работников образования Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества




Скачать 123.63 Kb.
НазваниеПрофессиональный конкурс работников образования Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества
Дата публикации01.10.2014
Размер123.63 Kb.
ТипКонкурс
lit-yaz.ru > Спорт > Конкурс
Профессиональный конкурс работников образования

Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества
(2013/14 учебный год)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА №7

города НЯНДОМА»

филиал «ДЕТСКИЙ САД №10 «УЛЫБКА»


Номинация конкурса: Педагогические идеи и технологии

Название работы: консультация для воспитателей

АДАПТАЦИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА
Автор: Новикова Юлия Викторовна, педагог-психолог

Место выполнения работы: филиал «Детский сад №10 «Улыбка»

Архангельская область, город Няндома, ул.Фадеева, д.8 «д»


^ АДАПТАЦИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА

С поступлением ребенка 2—3-летнего возраста в дошкольное уч­реждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей в течение 9 и более часов, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, но­вое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит, и опас­ного, другой стиль общения.

Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, созда­вая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной органи­зации может привести к невротическим реакциям, таким как капри­зы, страхи, отказ от еды, частые болезни, психическая регрессия и т. д.

В последнее время повышение возрастного порога начала посе­щения дошкольного учреждения с 1,5 до 2 лет, с одной стороны, и уси­ление образовательной нагрузки в дошкольном учреждении — с дру­гой, делают проблему привыкания младшего дошкольника к условиям детского сада особенно актуальной. Это подтверждают и данные, свидетельствующие о росте нервно-психических заболеваний среди детей, посещающих дошкольные учреждения, на 53% за последние два года. При этом они занимают пятое место среди других заболеваний.

Сложность приспособления организма к новым условиям и новой деятельности и высокая цена, которую платит организм ребенка за достигнутые успехи, определяют необходимость тщательного учета всех факторов, способствующих адаптации ребенка к дошкольному учреждению или, наоборот, замедляющих ее, мешающих адекватно приспособиться.

Адаптация неизбежна в тех ситуациях, когда возникает противоре­чие между нашими возможностями и требованиями среды. Выделяют три стиля, с помощью которых человек может адаптироваться к среде:

а) творческий стиль, когда человек старается активно изменять условия среды, приспосабливая ее к себе, и таким образом приспо­сабливается сам;

б) конформный стиль, когда человек просто привыкает, пассивно принимая все требования и обстоятельства среды;

в) избегающий стиль, когда человек пытается игнорировать тре­бования среды, не хочет или не может приспосабливаться к ним.

Оптимальным является творческий стиль.

К сожалению, попытки рассмотреть проблему адаптации остают­ся на уровне только теоретических исследований и сводятся к реко­мендации перед приходом ребенка в сад максимально приблизить домашний режим дня к режиму дошкольного учреждения. В ходе комплексного исследования, проведенного учеными в разных стра­нах, было выделено три фазы адаптационного процесса:

^ 1. Острая фаза — сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, более частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии; фаза длится в среднем один месяц.

2. ^ Подострая фаза — характеризуется адекватным поведением ребенка, то есть все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам, на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами; фаза длится 3—5 месяцев.

^ 3. Фаза компенсации — характеризуется убыстрением темпа развития, и дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку в развитии.

При этом различают три степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода:

легкая адаптация — поведение нормализуется в течение 10— 15 дней; ребенок соответственно норме прибавляет в весе, адекватно ведет себя в коллективе, не болеет в течение пер­вого месяца посещения дошкольного учреждения;

адаптация средней тяжести — сдвиги нормализуются в тече­ние месяца, ребенок на короткое время теряет в весе; может наступить однократное заболевание длительностью 5—7 дней, есть признаки психического стресса;

тяжелая адаптация длится от 2 до 6 месяцев; ребенок часто болеет, теряет уже полученные навыки; может наступить как физическое, так и психическое истощение организма.

Именно поэтому необходима целенаправленная организация жиз­ни младшего дошкольника в дошкольном учреждении, которая приводила бы к наиболее адекватному, безболезненному приспособле­нию ребенка к новым условиям, позволяла бы формировать положи­тельное отношение к детскому саду, навыки общения, прежде всего со сверстниками. Таким образом, первая часть данной работы ставит своей задачей помочь руководителям дошкольных учреждений, вос­питателям, детским психологам в организации адаптационного пе­риода, дает практические рекомендации, описание занятий, сцена­рии, призванные облегчить эту сложную, кропотливую работу на первоначальном этапе.

На основании вышеизложенного выделяются следующие цели, которые в своей работе должны реализовать работники дошкольных учреждений во время адаптационного периода у детей:

□ создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе,

□ формирование чувства уверенности в окружающем. Рассмотрим подробнее условия достижения этих целей.

^ СОЗДАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО БЛАГОПРИЯТНОЙ АТМОСФЕРЫ В ГРУППЕ

Для успешной адаптации младшего дошкольника к условиям до­школьного учреждения необходимо, прежде всего, создать у него по­ложительную установку, положительное впечатление о детском саде, чтобы ребёнок ходил туда с желанием. А это зависит в первую очередь от воспитателей, от их умения и желания создать атмосферу тепла, доб­роты, внимания в группе. Важен и настрой родителей. Если они эмоционально уравновешены и положительно настраивают ребёнка – успех обеспечен. Еще одним важным моментом при создании благоприятной ат­мосферы в группе является проведение «Праздника Зна­комства», то есть первый день пребывания в детском саду для ребен­ка становится праздником. В этот день детей и их родителей встречают оба воспитателя, их помощник. Они знакомят детей и родителей с группой (показывают шкафчики, игрушки, кроватки и пр.), проводят игры, направленные на знакомство детей между со­бой и родителей; игры, в которых участвуют и дети, и родители, и, конечно же, воспитатели. Праздник завершается чаепитием, под­готовленным с помощью родителей. Желательно, чтобы детей в пер­вый день забрали сразу после обеда, чтобы родители все время пре­бывания ребенка в саду в этот день были рядом с ним.

Первое знакомство с воспитателями и детьми в благоприятной, насыщенной положительными эмоциями обстановке приводит к по­ложительному настрою детей на посещение детского сада, знаком­ству родителей между собой, что в дальнейшем упрощает работу вос­питателей.

Опыт работы показывает, что проведение Праздника Знакомства необходимо, причем его эффект ярко проявляется, дети с боль­шим удовольствием начинают ходить в детский сад, родители больше доверяют воспитателям, интересуются их работой, предлагают свою помощь и т. д.

^ ФОРМИРОВАНИЕ ЧУВСТВА УВЕРЕННОСТИ В ОКРУЖАЮЩЕМ

Можете ли вы себе представить, каковы впечатления ребенка, впервые попавшего в детский сад? Представьте себе, что вы попада­ете в незнакомый город, с путаницей улиц, наполненный своими жителями, причем все они больше вас. Большие люди роявляют к вам особый интерес, но их намерения пока неяс­ны — добрые или не очень (поэтому на всякий случай надо быть с ними настороже!). А в квартире, в которой вам предстоит жить, живут еще 15—20 человек. Их так много, все о чем-то говорят, бегают, иногда плачут, и нет такого места, где можно было бы от всего этого кошма­ра спрятаться, и нет ни одного знакомого, близкого человека, кото­рый бы объяснил, что это за люди, который бы помог, поддержал.

Согласитесь, картина не из приятных. Но ведь это не что иное, как видение ситуации своего прихода в детский сад двухлетним ма­лышом: действительно, все дети там хоть на год, но старше него; его окружают незнакомые взрослые — воспитатели, няня, медсестра, и не просто окружают, а разговаривают с ним, что-то спрашивают, о чем-то просят, что-то требуют.

Безусловно, со временем малыш освоится в новой обстановке, по­знакомится с детьми, с воспитателями, будет ориентироваться в саду. Кто-то с первого дня почувствует себя «как дома», а у кого-то неуме­ние освоиться в новой ситуации приведет к нежеланию ходить в дет­ский сад, к конфликтам с детьми, воспитателями. Именно поэтому одной из задач адаптационного периода — помочь ребенку как мож­но быстрей и безболезненней освоиться в новой ситуации, почувство­вать себя уверенней. А уверенным малыш будет, если узнает и поймет, что за люди его окружают; в каком помещении он живет и т. д. Решению этой задачи, начиная с первого дня пребы­вания в саду, посвящается все первое полугодие (до января). Для фор­мирования чувства уверенности в окружающем необходимо:

1) знакомство, сближение детей между собой;

2) знакомство с воспитателями, установление открытых, довери­тельных отношений между воспитателями и детьми;

3) знакомство с группой (игровая, спальная и др. комнаты);

4) знакомство с детским садом (кухня, медкабинет и др.);

5) знакомство с педагогами и персоналом детского сада;

Знакомство с окружающим (помещением детского сада, персона­лом, детьми из других групп) организуется в форме развивающих игр. Проведение таких игр требует от взрослого знание и четкое выпол­нение определенных правил. И прежде, чем рассмотреть приемы формирования чувства уверенности в окружающем, познакомимся с этими правилами.

Правило 1

Первое и самое важное правило — добровольность участия в игре. Необходимо добиться того, чтобы ребенок захотел принять участие в предложенной игре. Заставляя, мы можем вызвать в малыше чув­ство протеста, негативизма, а в этом случае эффекта от игры ожидать не стоит. Напротив, увидев, как играют другие, увлекшись, ребенок сам включается в игру.

Правило 2

Взрослый должен стать непосредственным участником игры. Сво­ими действиями, эмоциональным общением с детьми он вовлекает их в игровую деятельность, делает ее важной и значимой для них. Он ста­новится как бы центром притяжения в игре. Это особенно важно на первых этапах знакомства с новой игрой. В то же время взрослый орга­низовывает и направляет игру. Таким образом, второе правило заклю­чается в том, что взрослый совмещает две роли — участника и органи­затора.

Правило 3

Многократное повторение игр, которое является необходимым условием развивающего эффекта. Воспитанники по-разному и в разном темпе принимают и усваивают новое. Систематически участвуя в той или иной игре, дети начинают понимать ее содержание, лучше выполнять условия, которые создают игры для освоения и примене­ния нового опыта.

Правило 4

Наглядный материал (определенные игрушки, различные пред­меты и т. д.) надо беречь, нельзя его превращать в обычный, всегда доступный, тогда этот материал долго останется для детей необычным.

Правило 5

Взрослый не должен оценивать действия ребенка: слова типа «Не­верно, не так» или «Молодец, правильно» в данном случае не исполь­зуются. Дайте ребенку возможность проявить, выразить себя, не за­гоняйте его в свои, даже самые лучшие, рамки. Он по-своему видит мир, у него есть свой взгляд на вещи, помогите ему выразить все это!

Эти основные принципы организации и проведения игр-занятий определились в ходе практической работы и показали свою обосно­ванность и необходимость выполнения.

Игры, направленные на сближение детей друг с другом и воспитателем.

^ ДАВАЙТЕ ПОЗНАКОМИМСЯ!

Дети с воспитателем становятся в круг. Ведущий держит мяч (для этой игры лучше использовать на­дувной мяч). Взрослый назы­вает свое имя и имя того ребёнка, кому бросает мяч. Названный ребенок ловит мяч, называет свое имя и имя следую­щего участника игры. Здесь важно участие воспита­теля, т. к. дети быстрее запоминают его полное имя, и он может называть по имени тех детей, которых группа еще не запомнила.

Обычно малыши с удовольствием играют в эту игру, но ее можно и разнообразить: например, вместо мяча передавать игрушку (самую красивую!) или предло­жить детям поприветствовать друг друга по имени. Вариантов может быть множество, придумывайте вме­сте с детьми!

ЛОВИ-ЛОВИ!

Для проведения этой игры необходима палочка длиной 0,5—0,75 м. с прикрепленной к ней лентой, оканчивающаяся легким мячиком (его можно сшить из кусочка яркой ткани, набив ватой или лоскутками).

Все становятся в круг, ведущий с палочкой — в цен­тре (и опять, вначале это будет воспитатель, а потом, когда дети хорошо освоят эту игру, - ребенок). «Лови-лови!» — говорит ведущий, подходя то к одному, то к другому ребенку. Задача участников игры — схватить мяч, который почему-то все время подлетает вверх, заставляя детей тянуться, подпрыгивать. Можно ло­вить мяч нескольким участникам одновременно.

Воспитателю необходимо учитывать, что игра очень возбуждает детей, может вызвать излишний шум в группе. Ее можно проводить на прогулке или после дневного сна.

^ РАССКАЖИ СТИХИ РУКАМИ

В эту игру можно играть бесконечно — ведь стихов, которые можно «проиграть», «рассказать руками» (почему только руками? — всем телом!), великое мно­жество. Эта игра позволяет детям раскрепоститься, по­чувствовать себя уверенными, способствует налажива­нию доверительных отношений с воспитателем — «человеку, который придумывает такие интересные игры и играет вместе со мной, можно доверять!».

Сначала воспитатель читает стихотворение, затем читает еще раз и одновременно выполняет движения, потом воспитатель еще раз читает стихотворение и показывает его вместе с ребятами.

Воспитателям в эту игру играть обязательно вмес­те с детьми!

Ниже приводятся стихи, которые могут быть ис­пользованы для этой цели. Возможно, вы найдете дру­гие, еще более интересные. Ну а для начала (слева слова стихотворения, справа — примерные действия):

***

Заинька-зайка, Дети прыгают, поджав руки, имитируя зайку.

Маленький зайка, Садятся на корточки, показыва­ют рукой вершок от пола.

Длинные ушки, Дети приставляют ладошки к голове — «ушки».

Быстрые ножки. Побежали

Заинька-зайка, Движения повторяются. Дети обхватывают себя руками,

изображая страх, «дрожат».

Маленький зайка,

Деток боишься,

Зайка-трусишка.

***

Мишка косолапый,

По лесу идет,

(^ Приподнять плечи, руки округлить, носки ног повернуть внутрь, идти переваливаясь).

Шишки собирает,

(Наклоняются и собирают).

Песенки поёт.

(^ Качаем головой).

Вдруг упала шишка прямо мишке в лоб (касаются лба ладошкой)

Мишка рассердился и ногою - Топ

(Хмурят бровки и топают ножкой).

Больше я не буду шишки собирать (указательным пальчиком грозим),

Сяду на машину и поеду спать.

(^ Показывают руль и затем ладошки под шёчку)

***

Зайка серенький сидит (все сидят на корточках)

И ушами шевелит (Ладошки на голове)

Вот так, вот так он ушами шевелит!

Зайке холодно сидеть – надо лапочки погреть (Встают и трут ладонями друг о друга)

Вот так, вот так надо лапочки погреть!

Зайке холодно стоять - надо зайке поскакать (скачут как зайчики)

Вот так, вот так надо зайке поскакать!

Зайку кто-то напугал, зайка прыг и убежал (хлопают в ладоши и убегают)

Далее приводятся просто тексты стихотворений, движения придумывайте вместе с детьми!

Козлик

Козлик по полю гулял, на гармонике играл:

Чики-брыки, чики-брык, на гармонике играл.

Вышел из лесу медведь, стал на козлика реветь:

Чики-брыки, чики-брык, стал на козлика реветь.

Козлик наш не убежал, веселее заиграл:

Чики-брыки, чики-брык, веселее заиграл.

Как пустился мишка в пляс, так и пляшет он сейчас:

Чики-брыки, чики-брык, так и пляшет он сейчас!

Зарядка

Скачет лягушонок, ква-ква-ква,

Плавает утенок, кря-кря-кря.

Все вокруг стараются, спортом занимаются!

Быстрая синица, тюр-лю-лю,

В воздухе резвится, тюр-лю-лю.

Все вокруг стараются, спортом занимаются!

Прыгает козленок, ме-ме-ме,

А за ним ягненок, бе-бе-бе.

Все вокруг стараются, спортом занимаются!

Вот мы на зарядке, раз-два-три,

Утром на площадке, раз-два-три.

Видите, стараемся, спортом занимаемся!

Очень любят дети изображать действия под стихотворения А. Барто.

Если воспитатели, организуя деятельность детей, помогут новичку пережить хотя бы однажды, хотя бы в малом радость успеха, утвердиться в получении какого-либо результата и почувствовать свою нужность в группе – тогда ребёнок будет открыт и подготовлен к дальнейшей жизни в детском саду.

Ссылки на источники

«Медико – психолого – педагогическая служба в ДОУ (организация работы)» под редакцией Е. А.Каралашвили

Е.К.Лютова, Г.Б. Монина «Тренинг эффективного взаимодействия с детьми» Комплексная программа. Издательство «Речь» г. Санкт – Петербург, 2002 г.

А.Н. Веракса, М.Ф. Гуторова «Практический психолог в детском саду» Издательство Мозаика – Синтез, Москва, 2012.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Профессиональный конкурс работников образования Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества iconПрофессиональный конкурс работников образования. Всероссийский интернет...
Профессиональный конкурс работников образования. Всероссийский интернет — конкурс педагогического творчества

Профессиональный конкурс работников образования Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества iconПрофессиональный конкурс работников образования Всероссийский интернет-конкурс...
Профессиональный конкурс работников образования Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества

Профессиональный конкурс работников образования Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества iconПрофессиональный конкурс работников образования
...

Профессиональный конкурс работников образования Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества iconПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс...

Профессиональный конкурс работников образования Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества iconПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс...

Профессиональный конкурс работников образования Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества iconПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс...

Профессиональный конкурс работников образования Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества iconПрофессиональный конкурс работников образования Всероссийский Интернет-конкурс...

Профессиональный конкурс работников образования Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества iconОбразовательное учреждение
Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества

Профессиональный конкурс работников образования Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества iconПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет...
Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет – конкурс

Профессиональный конкурс работников образования Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества iconПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет...
Конспект непосредственно образовательной деятельности в области художественного творчества 5-7 лет



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница