Литература 11 класс




Скачать 152.34 Kb.
НазваниеЛитература 11 класс
Дата публикации05.10.2014
Размер152.34 Kb.
ТипЛитература
lit-yaz.ru > Туризм > Литература
Всероссийская олимпиада школьников по литературе

II (муниципальный) этап

2007 / 2008 учебный год
Литература

11 класс

Критерии проверки



Общее время выполнения работы — 180 минут.

Задание состоит из шести пунктов. Максимальная суммарная оценка 30 баллов. Из них 20 могут быть получены за задания 1–5 (3+3+4+4+6), 10 — за задание 6, предполагающее элементы анализа.

Для каждого задания указывается максимальное количество баллов и условия, при которых выставляется каждый промежуточный балл. Дробные баллы не выставляются. В заданиях 1–5 объяснение ответов, исправление неверных вариантов от участника не требуется.

Задание 6 оценивается в соответствии с критериями, распечатанными на отдельном листе.

Формулы, содержащиеся в модели ответа, являются примерными. В них приводится только основная фактура вопроса. Полное совпадение (текстовое и тезисное) ученических ответов с моделью не предполагается и не требуется.

__________________

^

Ответы и условия оценивания



Задание 1.

Расположите события в порядке их сюжетного следования в указанных произведениях. Ответ для каждого текста запишите в виде последовательности букв (например: I. в — а — б).


^ I. А.П. Чехов. Ионыч

а) За все время, пока он живет в Дялиже, любовь к Котику была его единственной радостью и, вероятно, последней. По вечерам он играет в клубе в винт и потом сидит один за большим столом и ужинает…

б) Старцев все собирался к Туркиным, но в больнице было очень много работы, и он никак не мог выбрать свободного часа. Прошло больше года таким образом в трудах и одиночестве…

в) На другой день вечером он поехал к Туркиным делать предложение. Но это оказалось неудобным, так как Екатерину Ивановну в ее комнате причесывал парикмахер…

^ II. А.И. Куприн. Олеся

а) Вся площадь кишмя кишела пьяным, галдящим народом. Ограду и крыльцо кабака буквально запрудили, толкая и давя друг друга, покупатели; перебродские крестьяне перемешались с приезжими, рассевшись на траве, в тени повозок…

б) Но чем ближе подходило время моего отъезда, тем больший ужас одиночества и бóльшая тоска овладевали мною. Решение жениться с каждым днем крепло в моей душе, и под конец я уже перестал видеть в нем дерзкий вызов обществу…

в) «Да ведь это — Мануйлиха, ириновская ведьма», — мелькнуло у меня в голове, едва я только повнимательнее вгляделся в старуху. Все черты бабы-яги, как ее изображает народный эпос, были налицо: худые щеки, втянутые внутрь, переходили внизу в острый, длинный, дряблый подбородок…

^ III. И.А. Бунин. Господин из Сан-Франциско

а) Обед длился больше часа, а после обеда открывались в бальной зале танцы, во время которых мужчины, — в том числе, конечно, и господин из Сан-Франциско, — задрав ноги, до малиновой красноты лиц накуривались гаванскими сигарами…

б) Успокоенные тем, что мертвого старика из Сан-Франциско, тоже собиравшегося ехать с ними, но вместо того только напугавшего их напоминанием о смерти, уже отправили в Неаполь, путешественники спали крепким сном…

в) В день отъезда, — очень памятный для семьи из Сан-Франциско! — даже и с утра не было солнца. Тяжелый туман до самого основания скрывал Везувий, низко серел над свинцовой зыбью моря…


^ Количество баллов — 3.


Ответ

Кол-во баллов

I. б — в — а

Максимум — 3 балла (1 балл за каждый верный (полный) ответ)

II. в — б — а

III. а — в — б


Задание 2.

Определите поэта по характеристике, данной Ю. Анненковым («Дневник моих встреч»).

а) [Он] сознательно совершенствовал топорность своих жестов, громоздкость походки, презрительность и сухость складок у губ. К этому выражению недружелюбности он любил прибавлять надменные, колкие вспышки глаз, и это проявлялось особенно сильно, когда он, с самодовольным видом, подымался на эстраду для чтения (редкого по отточенности ритмов) своих стихов или для произнесения речей, всегда настолько вызывающих, что они непременно сопровождались шумными протестами…

б) Несмотря на свою громкую славу и на страшную эпоху войны и революции, [ее] поэзия… оставалась по-прежнему интимной, сохраняя аристократическую сдержанность и простоту своих форм. Именно в этом сказывалась гипнотическая сила ее стихов, благодаря чему строфы [ее], услышанные или прочитанные всего один раз, часто сохранялись в памяти на долгое время…

в) Африка, однако, захватывала [его] более чем страстно, чем Венеция, чем Фьезоле, чем Европа. Отсюда — его цикл стихотворений «Шатер»: «Красное море», «Египет», «Сахара», «Суэцкий канал», «Судан», «Абиссиния», «Галла», «Сомалийский полуостров», «Либерия»… Но будучи героем и искателем приключений, [он], может быть — именно поэтому, предвидел и свой трагический конец…
^ Количество баллов — 3.


Ответ

Кол-во баллов

а) В. Маяковский

^ Максимум — 3 балла (1 балл за каждый верный ответ)

б) А. Ахматова

в) Н. Гумилев


Задание 3.

В приведенной таблице найдите четыре ячейки (по горизонтали), содержащие фактические ошибки. При выполнении задания указывайте только индекс ячейки (напр.: 1а, 2б и т.п.).

Внимание! Указывайте не более четырех ячеек.




а

б

в

г

1

Н. Гоголь

«История одного

города»

Между тем новый градоначальник оказался молчалив и угрюм. Он прискакал в Глупов, как говорится, во все лопатки (время было такое, что нельзя было терять ни одной минуты), и едва вломился в пределы городского выгона, как тут же, на самой границе, пересек уйму ямщиков. Но даже и это обстоятельство не охладило восторгов обывателей, потому что умы еще были полны воспоминаниями о недавних победах над турками, и все надеялись, что новый градоначальник во второй раз возьмет приступом крепость Хотин.

Дементий Варламович

Брудастый

2

Ф. Достоевский

«Преступление

и наказание»

Молодые чиновники подсмеивались и острились над ним, во сколько хватало канцелярского остроумия, рассказывали тут же пред ним разные составленные про него истории; про его хозяйку, семидесятилетнюю старуху, говорили, что она бьет его, спрашивали, когда будет их свадьба, сыпали на голову ему бумажки, называя это снегом. <…> Только если уж слишком была невыносима шутка, когда толкали его под руку, мешая заниматься своим делом, он произносил: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?».

Мармеладов

3

М. Горький

«Песня о Соколе»

Но отец его — не был человеком... А этот — был человек. И вот он стал жить, вольный, как птица. Он приходил в племя и похищал скот, девушек — все, что хотел. В него стреляли, но стрелы не могли пронзить его тела, закрытого невидимым покровом высшей кары. Он был ловок, хищен, силен, жесток и не встречался с людьми лицом к лицу. Только издали видели его. И долго он, одинокий, так вился около людей, долго — не один десяток годов.

Ларра

4

А. Куприн

«Гранатовый

браслет»

«Ваше Сиятельство, Глубокоуважаемая Княгиня Вера Николаевна! Почтительно поздравляя Вас с светлым и радостным днем Вашего Ангела, я осмеливаюсь препроводить Вам мое скромное верноподданническое подношение». «Ах, это – тот!» – с неудовольствием подумала Вера. Но, однако, дочитала письмо… «Я бы никогда не позволил себе преподнести Вам что-либо, выбранное мною лично: для этого у меня нет ни права, ни тонкого вкуса и – признаюсь – ни денег. Впрочем, полагаю, что и на всем свете не найдется сокровища, достойного украсить Вас…».

Иван

Тимофеевич


^ Количество баллов — 4.


Ответ

Кол-во баллов

1а (необходимо: М. Салтыков-Щедрин)

^ Максимум — 4 балла (1 балл за каждый верный ответ)

2в (представлен фрагмент из повести Н. Гоголя «Шинель»)

3б (необходимо: «Старуха Изергиль»)

4г (указан персонаж из повести А. Куприна «Олеся»)



Задание 4.

Восстановите пропущенные в таблице позиции (выделены серым), выбирая правильный вариант из рядов (а), (б), (в), (г). При выполнении задания указывайте номер ячейки и соответствующий ей вариант ответа (например: 1а — ВАРИАНТ IV).




а

б

в

г

1

А. Белый

«Золото

в лазури»



Золотея, эфир просветится

и в восторге сгорит.

А над морем садится

ускользающий солнечный щит.

2

И. Северянин



Эгофутуризм

В шалэ березовом, совсем игрушечном и

комфортабельном,

У зеркалозера, в лесу одебренном, в июне

севера,

Убила девушка, в смущеньи ревности, ударом

сабельным

Слепого юношу, в чье ослепление так слепо

верила.

3



«Tristia»

Акмеизм

Я научился вам, блаженные слова:

Ленор, Соломинка, Лигейя, Серафита.

В огромной комнате тяжелая Нева,

И голубая кровь струится из гранита.

4

М. Цветаева

«Версты»

Вне групп




а) ВАРИАНТ I: О. Мандельштам

^ ВАРИАНТ II: А. Ахматова

ВАРИАНТ III: Н. Гумилев

ВАРИАНТ IV: С. Городецкий

б) ВАРИАНТ I: «Вечер»

ВАРИАНТ II: «Снежная маска»

ВАРИАНТ III: «Горящие здания»

^ ВАРИАНТ IV: «Громокипящий кубок»

в) ВАРИАНТ I: имажинизм

ВАРИАНТ II: младосимволизм

ВАРИАНТ III: старший символизм

ВАРИАНТ IV: кубофутуризм

г)

^ ВАРИАНТ I:

Я знаю веселые сказки таинственных стран

Про черную деву, про страсть молодого вождя,

Но ты слишком долго вдыхала тяжелый туман,

Ты верить не хочешь во что-нибудь, кроме дождя.

^ ВАРИАНТ II:

На площадь выбежав, свободен

Стал колоннады полукруг, —

И распластался храм Господень,

Как легкий крестовик-паук.




^ ВАРИАНТ III:

В огромном городе моем — ночь.

Из дома сонного иду — прочь.

И люди думают: жена, дочь, —

А я запомнила одно: ночь.

^ ВАРИАНТ IV:

Тебя скрывали туманы,

И самый голос был слаб.

Я помню эти обманы,

Я помню, покорный раб.


Количество баллов — 4.


Ответ

Кол-во баллов

1в — ВАРИАНТ II: младосимволизм

^ Максимум — 4 балла (1 балл за каждый верный ответ)

2б — ВАРИАНТ IV: «Громокипящий кубок»

3а — ВАРИАНТ I: О. Мандельштам

4г — ВАРИАНТ III: «В огромном городе моем — ночь…»



Задание 5.

Ответьте на каждый из предложенных тезисов-утверждений «да» (если утверждение верно) или «нет» (если утверждение неверно).
а) Термин «палиндром» означает «слово, фраза или стих, одинаково читаемые по буквам слева направо и справа налево».

б)  «Онегинская строфа» имеет структуру AbAbCCddEffEGG.

в)  Моностих — это стихотворение, в котором рифмуются все строки.

г)  Ода — в Древней Греции первоначально лирическое стихотворение на различные темы, исполнявшееся хором с музыкальным сопровождением; в эпоху классицизма — торжественное стихотворение, написанное в высоком стиле.

д)  Использование индивидуально-авторских неологизмов — обязательное требование поэтической речи.

е)  В стихах «Читал охотно ^ Апулея, / А Цицерона не читал» выделенные курсивом слова — метафоры.

ж)  Клаузула — ритмическое окончание, определяемое количеством безударных слогов после последнего ударного.

з)  В стихах «Я видывал, как она косит: / Что взмах — то готова копна» использована стилистическая фигура гипербола.

и)  Гротеск — стиль в искусстве и литературе, подразумевающий высшую степень жизнеподобия.

к)  Экспозиция — это вводная часть литературного произведения, в которой изображаются события, начинающие развертывание сюжетного повествования, а также задаются расстановка и взаимоотношения персонажей.

л)  Стих «На берегу пустынных волн» — четырехстопный ямб с пиррихием на первой стопе.

м)  В верлибре обязательна строгая метрическая упорядоченность при отсутствии регулярной рифмовки.
^ Количество баллов — 6.

Ответы

Кол-во баллов

^ Максимум — 6 баллов

(один балл за два верных ответа)

а) да

ж) да

11-12

6 баллов

б) нет

з) да

9-10

5 баллов

в) нет

и) нет

7-8

4 балла

г) да

к) да

5-6

3 балла

д) нет

л) да

3-4

2 балла

е) нет

м) нет

1-2

1 балл




0

0 баллов



Задание 6.
Ответ на вопросы задания 6 дайте в форме связного текста, интерпретируя произведение с опорой на анализ текста, с учетом известных вам фактов истории литературы.
Соотнесите стихотворение Б. Пастернака с характеристикой пастернаковской поэтики, данной М. Цветаевой. Какие эстетические установки Пастернака находят отражение в этой характеристике?
Круг, в котором Б. Пастернак замкнулся, или который охватил, или в котором растворился, — огромен. Это — природа. Его грудь заполнена природой до предела. Кажется, уже с первым своим вздохом он вдохнул, втянул ее всю — и вдруг захлебнулся ею и всю последующую жизнь с каждым новым стихом (дыханием) выдыхает ее, но никогда не выдохнет. Его стихи всегда подобны взрыву, но — как бы это лучше сказать? — взрыву растительному. <…> Лирическое «я», которое есть самоцель всех лириков, у Пастернака служит его природному (морскому, степному, небесному, горному) «я», — всем бесчисленным «я» природы. Эти бесчисленные «я» природы и составляют его лирическое «я».

(М. Цветаева. Поэты с историей и поэты без истории).
Сложа весла

Лодка колотится в сонной груди,

Ивы нависли, целуют в ключицы,

В локти, в уключины — о погоди,

Это ведь может со всяким случиться!

Этим ведь в песне тешатся все.

Это ведь значит — пепел сиреневый,

Роскошь крошёной ромашки в росе,

Губы и губы на звезды выменивать!

Это ведь значит — обнять небосвод,

Руки сплести вкруг Геракла громадного,

Это ведь значит — века напролет,

Ночи на щелканье славок проматывать!

Б. Пастернак, 1918—1919
Количество баллов — 10.

Оценка ответа: см. Критерии к Заданию 6.

Модель ответа. При ответе на вопрос ученик должен:

  • Выделить ключевые положения в цветаевской характеристике поэтики Б. Пастернака: природа — одна из центральных тем пастернаковской лирики; у Пастернака образы природы, внешнего мира подчиняют себе логику лирического «я» («…его грудь заполнена природой до предела…»; «лирическое "я"… у Пастернака служит природному… "я"»); тождество поэзии и природы у Пастернака подчеркивается Цветаевой через использование смыслового ряда «стих» → «дыхание» → «растительный взрыв».

  • ^ Предложить непротиворечивую интерпретацию стихотворения Б. Пастернака: смысловое пространство текста строится на совмещении «любовного» и «природного», причем «любовный» образный ряд неочевиден, уходит в подтекст и замещается основным образным рядом — «природным»: «лодка (=сердце) колотится в сонной груди», «ивы… целуют в ключицы», «обнять небосвод» и т.п.; за счет этого «внутреннее» пространство «любви» размыкается во «внешнее» пространство «природы», присваивает себе его признаки: «губы и губы на звезды выменивать», «обнять небосвод», «века напролет Ночи на щелканье славок проматывать» и т.п.; такое совмещение «любви» и «природы» позволяет поэту представить интимное чувство как универсум.

  • ^ Обратить внимание на особенности поэтического языка Б. Пастернака: слово «любовь» (как и его возможные эквиваленты) — своего рода «поэтический эвфемизм» текста, оно регулярно заменяется местоимением «это», что создает двойственность, взаимообратимость лирической ситуации (что описывается в тексте: любовь или природа?) и акцентирует пастернаковский поэтический прием замещения «внутреннего» «внешним»; этой же художественной задаче — стиранию границ между человеческим и природным — способствует использование метафор («лодка (=сердце) колотится», «ивы целуют» и др.), гипербол («обнять небосвод», «руки сплести вкруг Геракла громадного», «века напролет»), паронимической аттракции (ключицы — уключины), аллитераций («роскошь крошеной ромашки в росе»); кроме того, стилистический «портрет» текста формируется enjambement’ами, анафорами, синтаксическим параллелизмом.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Литература 11 класс iconЛитература XVIII века Русская литература XIX века
«Читаем, думаем, спорим Дидактические материалы по литературе. 9 класс» тех же авторов, «Российской школьной хрестоматией. 9 класс»...

Литература 11 класс iconЛитература 5 «б» класс II четверть
Литература. 5 класс. Учеб для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 1 / В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин. – 13-е...

Литература 11 класс iconРабочая программа по предмету «Литература» 10 класс
Учебника для общеобразовательных учреждений В. А. Чалмаев, С. А. Зинин «Литература. 10 класс». Москва, «Русское слово», 2010

Литература 11 класс iconЛитература Класс : 7 «А» Тема: И. С. Шмелев «Русская песня»
Средства обучения: компьютер, мультимедийная презентация, проектор, учебник «Литература» Г. С. Меркин 7 класс 2-я часть

Литература 11 класс iconРабочая программа по предмету «Литература» 11 класс
Учебника для общеобразовательных учреждений В. А. Чалмаев, С. А. Зинин «Литература. 11 класс». Москва, «Русское слово», 2010

Литература 11 класс iconРабочая программа по предмету «Литература» 10 класс
Учебника для общеобразовательных учреждений В. А. Чалмаев, С. А. Зинин «Литература. 10 класс». Москва, «Русское слово», 2010

Литература 11 класс iconРабочая программа по предмету «Литература» 8 класс
Учебника для общеобразовательных учреждений Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев «Литература. 8 класс». Москва, «Русское слово»,...

Литература 11 класс iconЛитература. 11 класс: поурочные планы по учебнику «Русская литература ХХ века»
Литература. 11 класс: поурочные планы по учебнику «Русская литература ХХ века» под ред. В. П. Журавлева. I полугодие. II полугодие...

Литература 11 класс iconЛитература 19 века» (10 класс); В. А. Чалмаев, С. А. Зинин «Русская...
Об использовании учебников: В. И. Сахаров, С. А. Зинин «Литература 19 века» (10 класс); В. А. Чалмаев, С. А. Зинин «Русская литература...

Литература 11 класс iconЛитература 19 века» (10-11 класс) Тема: «романтизм как мироощушение...
Методическая разработка урока по элетивному курсу «Романтическая литература 19 века» (10-11 класс)



Образовательный материал



Заказать интернет-магазин под ключ!

При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница