От чьего лица ведется повествование?




Скачать 81.96 Kb.
НазваниеОт чьего лица ведется повествование?
Дата публикации28.01.2015
Размер81.96 Kb.
ТипВопрос
lit-yaz.ru > Военное дело > Вопрос
Второй урок по рассказу

Л.Н.Толстого «После бала»
СЮЖЕТ РАССКАЗА

- От чьего лица ведется повествование? Кто такой Иван Васильевич по положению в обществе, каков его возраст?

- Почему Толстой передал право рассказать о мучавшей его проблеме: ЧТО ДУРНО? ЧТО ХОРОШО? Ивану Вас-чу – придуманному рассказчику? (По Толстому, каждый человек должен определить свою нравственную позицию в жизни. Именно придуманный рассказчик позволил Толстому «организовать» встречу умудренному жизнью человека с молодежью).

- Одним предложением передайте суть исповеди Ив.Вас-ча? (И.В. рассказал о крушении своей любви в результате внутреннего перелома, потрясения, происшедшего в нем, когда он стал случайным свидетелем экзекуции солдата).
- Что становится главным «объектом» исследования для Толстого в рассказе?

(внутреннее состояние героя,

его ощущение мира вокруг)

Как меняется это чувство?
^ ТАБЛИЦА (сравнительная хар-ка сцен – на балу и после бала).
БАЛ:
не просто влюблен, а сильно влюблен, весь мир обнимает своей любовью.

- Как это влияет на восприятие? – ^ Мир видится сквозь призму этого чувства.

И каков этот мир? – Таблица: детали, цвета, чувства…

Мир цельный и гармоничный.

- Бал заканчивается, но продолжает жить в душе героя. Как он описывает свое состояние?
2-я часть – ВДРУГ!!!

Таблица: цвета, музыка, детали, чувства…

- Какой прием использует Толстой? – КОНТРАСТ. Но контрасты не только внешние, переосмысливаются детали (например, белый праздничный цвет бала во второй части станет цветом страдания).

^ Неизменен лишь полковник.
- Двуличен ли он? Где он настоящий? Женя Кордонская: у него просто есть мир семьи и мир профессии.

Противоречия между тем, каким полковник является на балу и в сцене казни нет. И там, и там он настоящий. НЕ БАЛУ он красивый, милый добрый по отношению к гостям, дочери, юноше. Он внимательный и нежный отец, он прекрасный танцор. Видимо, он человек среднего достатка: «домодельные сапоги, а не модные» в ущерб своему щегольству.
- Каков же он в цене экзекуции?

^ Делает вид, что не узнал И.В-ча – того, к кому подводил дочь после мазурки. Может, стыдится? Похоже, что это чувство ему неведомо. Главное, чтобы

«всё было по закону». Толстой намекает и прической Оля Николай и выправкой, что это служака, типичный для армии30-40-ых годов. Рассказ написан в 1903 году; в тех 30-ых – 40-ых годах, когда И.В. был молод, русскую армии. Представляли полковники такого образца. Дед Толстого был участником кампании 1812 года, следовательно, писатель знал, что офицеры в 10 – 20-ые годы были иные.
- Прочитать ст-е М.Цветаевой, в которм запечатлен портрет поколения 12-го года.

(В процессе чтения уч-ль как бы заполняет сравнительную таблицу)

^ РУССКИЕ ОФИЦЕРЫ

в 10 – 20-ых годах

«очаровательные франты»,

«цари на бранном поле», «вам мягок черствый хлеб», «вы были дети и герои», вы всё могли
Волевые, мужественные на поле брани, героичные. Их вершины: Бородино, Сенатская пл-дь, верность Отечеству, долгу офицера, неспособность на унижение солдата. Помнили наказ Суворова «беречь русского солдата»

в 10 – 20-ых годах

грубость, жестокость, поступают «по закону», карьеризм, утрата патриотического духа, «созвездие маневров и мазурки»
Непонятно нам, зачем бил солдата, пожалевшего беднягу. Толстой ставит со всей остротой вопрос: что важнее для офицера – СЛЕДОВАТЬ ВОЕННОМУ УСТАВУ или БЫТЬ ЧЕЛОВЕКОМ - ХРИСТИАНИНОМ

И.В. не смог вынести приговора жестокому полковнику: тот поставил юношу в тупик. «Очевидно, он что-то знает такое, чего я не знаю. Если бы я знал то, что знает он, я бы понимал и ТО, ЧТО Я ВИДЕЛ, и ЭТО НЕ МУЧИЛО БЫ МЕНЯ». Но, не созрев до обвинения жутких порядков в военной среде, И.В. не захотел быть ни офицером, ни штатским, ни государственным чиновником.
- С чего началось для И.В-ча осмысление того, что он увидел после блестящего бала?

Состояние после казни. «Мне было до такой степени стыдно», «всю дорогу у меня в ушах била то барабанная дробь, то слышались слова: «Братцы, помилосердствуйте», на сердце «до тошноты была тоска». ПЕРЕВОРОТ В СОЗНАНИИ начался с ПОТРЯСЕНИЯ и ГЛУБОКОГО СТЫДА.
- Почему И.В. не вступился за избиваемого? (По-видимому, был сражен уверенной наглостью полковника, почувствовал свою слабость в противостоянии военной машине).
- Дочь за отца не отвечает. Почему же любовь к Вареньке сошла на нет?

(Чтобы не иметь дела с её кругом, фальшью, безбожием, чтобы, углубившись в личное счастье, не заснуть опять).
Рассмотрим один из вариантов окончания рассказа Ивана Васильевича.

Первоначальная редакция: «Я реже стал видеться с ней. И любовь моя так и кончилась ничем, а я поступил, как хотел, в военную службу, и старался выработать в себе такое же твердое сознание своего долга, - я так называл это, - как у полковника, и отчасти достигал этого. И только к старости теперь понял весь ужас того, что я видел и что сам делал». (черновик «После бала»)

- Почему Толстой изменил финал?

Окончательный финал (тот, который автор оставил) показывает внутреннюю работу героя.

Столкнувшись с тем, что не может принять, герой не может принять и весь мир.

Иван Васильевич ^ ВЫХОДИТ – НЕ УЧАСТВУЕТ - ЕГО ПУТЬ: МИМО ЗЛА. Он выбирает путь внутреннего совершенствования.

Какова же главная проблема, которую поднимает Толстой в рассказе?

Проблема совершенствование мира и человека.

Борьба с дурным внутри себя и вовне.

Возможна ли такая борьба?

Не безнадежна ли она?

С чего ее начинать – с внешних условий (среды) или с себя?

И этот выбор каждый делает сам.
Д.з. – ст-е Цветаевой «Генералам 1812 года» наизусть, тест по р-зу «После бала» с цитатами из текста.

^ Контраст сцен в рассказе Л.Н. Толстого «После бала»

План

На балу

После бала

Краски, цветовая гамма этого эпизода.

Белое платье с розовым пояском, бриллиантовая фероньерка, белые перчатки.

^ Что-то черное, пестрое, мокрое, красное, черные люди.

Описание внешности главного героя эпизода (Вареньки, солдата).







Звуки, характер музыки.







Психологичес-кое состояние рассказчика.







Описание внешности и поведения полковника.







^ Контраст сцен в рассказе Л.Н. Толстого «После бала»

План

На балу

После бала

Краски, цветовая гамма этого эпизода.

Белое платье с розовым пояском, бриллиантовая фероньерка, белые перчатки.

^ Что-то черное, пестрое, мокрое, красное, черные люди.

Описание внешности главного героя эпизода (Вареньки, солдата).

^ Высокая стройная фигура, сияющее, зарумянившееся с ямочками лицо и ласковые, милые глаза.

Спотыкающийся, корчившийся человек. Что-то такое пестрое, мокрое, красное, неестественное, что я не поверил, что это тело человека.

Звуки, характер музыки.

Мотив мазурки

Жесткая, нехорошая музыка. Били барабаны, свистела флейта

Психологичес-кое состояние рассказчика.

Не только любовался, но с восторженным умилением смотрел на них.

^ На сердце была почти физическая, доходившая до тошноты тоска, казалось, что вырвет всем тем ужасом, который вошел в меня от этого зрелища.

Описание внешности и поведения полковника.

Красивый, статный, высокий и свежий старик. Румяное лицо с белыми подвитыми усами, ласковая радостная улыбка, как и у дочери, блестящие глаза. Сильные плечи, стройные ноги. Прекрасно сложен, с широкой, выпячивающейся по-военному грудью.

^ Упал на одно колено. Приподнявшись, нежно и мило обхватил дочь руками за уши и, поцеловал в лоб.

Твердым шагом двигалась фигура полковника рядом с наказываемым. Сильной рукой бил по лицу испуганного малорослого слабосильного солдата. Грозно и злобно нахмурившись, отвернулся.


^ Л.Н.Толстой «После бала»

Сравнительная характеристика сцен

Характе-ристики

На балу

^ После бала

Описание внешности и поведения полковника.

С.30 «добродушный старичок», «богач - хлебосол»

^ С.32 «высокая статная фигура», «серебряные эполеты»

С.33 «очень красивый, статный высокий и свежий старик», «лицо очень румяное, с белыми подвинутыми усами», «ласковая радостная улыбка», «блестящие глаза и губы», грудь украшена орденами.
Красивый, статный, высокий и свежий старик. Румяное лицо с белыми подвитыми усами, ласковая радостная улыбка, как и у дочери, блестящие глаза. Сильные плечи, стройные ноги. Прекрасно сложен, с широкой, выпячивающейся по-военному грудью.

^ Упал на одно колено. Приподнявшись, нежно и мило обхватил дочь руками за уши и, поцеловал в лоб.

С.37 «твердая, подрагивающая походка», «румяное лицо», «белые усы и бакенбарды»

^ С.38 «статная фигура полковника»


Твердым шагом двигалась фигура полковника рядом с наказываемым. Сильной рукой бил по лицу испуганного малорослого слабосильного солдата. Грозно и злобно нахмурившись, отвернулся.

Чувства Ивана Васильевича

С.29 влюблен

С.31 любовался

С.31 «без вина был пьян любовью»

С.32 «я был не только весел и доволен, я был счастлив, блажен, я был добр, я был не я»

С35 «восторженно-нежное чувство»

^ С.36 «нежность», «умиление»

С36 «я был слишком счастлив»

С.38 «до такой степени стыдно»

С.39 «на сердце была почти физическая, доходившая до тошноты тоска», «мне казалось, что вот-вот меня вырвет всем тем ужасом, который вошел в меня от этого зрелища.»

^ С.40 «любовь сошла на нет»

ЦВЕТ

Краски, цветовая гамма этого эпизода.

С.31. «Белое платье с розовым пояском», «белые лайковые перчатки», «зарумянившееся лицо».

С. 32 «бриллиантовая фероньерка»

С.32 «серебряные эполеты»

^ СВЕТ, БЛЕСК

С. 37 «то-то черное», «много черных людей»

С.38 «пестрое, мокрое, красное, неестественное».

Звуки, характер музыки.

Мотив мазурки, вальса, кадрили

С.37 «жесткая, нехорошая музыка», «звуки флейты и барабана», «неприятная визгливая мелодия».

С.38 «била барабанная дробь и свистела флейта»

^ С.39 «гневный голос кричащего полковника»

Детали

С.31 «белые лайковые перчатки» Вари

С.32 «перышко от веера»

С.33 замшевая перчатка полковника

С.33 «домодельные сапоги полковника»

С.38 «раздувая щеки»,

«»оттопыренная губа»,

«замшевая перчатка».

ВЫВОД (Какой прием использует Л.Толстой)

Эпизоды противопоставлены (АНТИТЕЗА). Контрастное изображение героев, их психологических состояний позволяет писателю раскрыть социальные противоречия русской действительности.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

От чьего лица ведется повествование? iconЖ ё лтыйдо м ( психологический этюд )
Александр – пациент палаты «голодающих», попал туда после черепно-мозговой травмы, саксофонист. Повествование ведётся как бы от его...

От чьего лица ведется повествование? iconТомас Веспетал Повествование А. Повествование как история Б. Повествование...
Следовательно, когда мы читаем литературу определенного жанра, мы встречаем определенное содержание, структуру, стиль, и т д., и...

От чьего лица ведется повествование? iconКак тут качать?
Эти произведения часто коротки по объему, голос их негромок и обращен не к массовой аудитории слушателей, а к каждому из сидящих...

От чьего лица ведется повествование? iconПрограмма- по которой ведется обучение: «Перспектива»
Программа по которой ведется «Перспектива»сборник рабочих программ 1-4 класс». Издательство просвещение 2011. Авторы : С. В. Анащенкова,М....

От чьего лица ведется повествование? iconУрок русского языка в 4 «б» классе мбоу «Майская сош» Тема «Личные местоимения 1, 2, 3 лица»
...

От чьего лица ведется повествование? iconКомната на крыше
Нет, спокойствие, разлитое вокруг, не могло ее обмануть. Лишь часть ее души была предана дремоте, по ту сторону обманной тишины беспокойное...

От чьего лица ведется повествование? iconМилорад Павич Начало и конец романа
Борхес хотел видеть лица первой сотни своих читателей. Мое желание отлично. Не стоим ли мы все перед вызовом увидеть лица последней...

От чьего лица ведется повествование? iconГреки демагога считали трибуном
В «предупреждение читателям» : «Лица, которые попытаются найти в этом повествовании мотив, будут отданы под суд; лица, которые попытаются...

От чьего лица ведется повествование? iconПраздник урожая Действующие лица
Действующие лица: Осень, овощи: Огурец, Капуста, Лук, Помидор, Морковки, Картошка; Хозяйка, Ворона

От чьего лица ведется повествование? iconОсенины отмечаем радуемся! Действующие лица
Действующие лица: Осень (взрослый), ведущий (Марья Искусница), четыре жнеюшки (девочки), мальчик Игнат



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница