Тема: «Дети и война. Страшные следы войны». Классный час (2-4 классы)




Скачать 52.66 Kb.
НазваниеТема: «Дети и война. Страшные следы войны». Классный час (2-4 классы)
Дата публикации07.07.2013
Размер52.66 Kb.
ТипКлассный час
lit-yaz.ru > Военное дело > Классный час
Тема: «Дети и война. Страшные следы войны». Классный час (2-4 классы)

Цель: Воспитание любви к Родине, чувства патриотизма.

Задачи:

  1. Расширять знания детей об истории нашей страны;

  2. Воспитывать уважение к прошлому своего народа;

  3. Развивать интерес к работе по изучению истории своего края;

  4. Прививать любовь к чтению художественной и научно-публицистической литературы о Великой Отечественной войне;

  5. Рассказать о героизме юных солдат - ровесников современных мальчишек и девчонок;

  6. Показать важную роль детей и подростков в приближении Дня Победы.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, магнитофон, аудиозаписи с песнями военных лет, портреты пионеров-героев, выставка рисунков детей о войне, выставка книг о детях в годы войны.

^ Подготовительная работа: конкурс рисунков детей на темы «Что я знаю о войне», «Дети и война», «Моя семья в годы войны», поиск материала о пионерах-героях, подготовка сообщений, создание презентации.
^ Сценарий классного часа

Слайд 1. (Тихо звучит музыка – довоенные пионерские песни)

Слайд 2.

…Шел 1941 г. Тихая летняя ночь на 22 июня. Представьте, это вы в ту далекую ночь видите сладкий сон. Что может присниться обычным мальчишкам и девчонкам того времени в 8-10 лет? Кому-то снится цирк, куда он утром пойдет с братом. Кому-то снился футбольный матч – завтра решающая игра с соседней улицей и надо обязательно выиграть. Ребятам в лагере снился пляж с горячим золотым песком и тихая до горизонта гладь моря, залитая солнцем.

Слайд 3. Но не пионерские горны разбудили в то утро многих мальчишек и девчонок в нашей стране, а вой самолетов с фашисткой свастикой; не ласковая мамина рука, а взрывы снарядов. В то утро началась война.

22 июня 1941 года ранним утром войска фашистской Германии перешли границы Советского Союза, немецкие самолеты начали бомбить советские города, воинские части и аэродромы. Началась Великая Отечественная война. (Звучит песня «Священная война» - как фон.)

Вы уже знаете, какой след оставила война в судьбах миллионов людей. Война сломала судьбы, искалечила души, уничтожила надежды, лишила жизней. Не пощадила и детей.

Слайд 4. Послушайте стихотворение Александра Твардовского «В пилотке мальчик босоногий». (Читают учащиеся.)


В пилотке мальчик босоногий
С худым заплечным узелком
Привал устроил на дороге,
Чтоб закусить сухим пайком.

Горбушка хлеба, две картошки -
Всему суровый вес и счет.
И, как большой, с ладони крошки
С великой бережностью - в рот.

Стремглав попутные машины
Проносят пыльные борта.
Глядит, задумался мужчина.
- Сынок, должно быть, сирота?

И на лице, в глазах, похоже, -
Досады давнишняя тень.
Любой и каждый все про то же,
И как им спрашивать не лень.

В лицо тебе серьезно глядя,
Еще он медлит рот открыть.
- Ну, сирота. - И тотчас: - Дядя,
Ты лучше дал бы докурить.


Что вы можете сказать об этом мальчике? Как вы думаете, что пережил этот ребенок?

Слайд 5. А вы знаете, кого в военные годы называли «сыновьями полка»?

Слайд 6. В 1945 г. Валентин Петрович Катаев написал книгу «Сын полка», за которую получил Сталинскую премию. (Показать книгу.) Это повесть о мальчике, осиротевшем в годы Великой Отечественной войны и ставшем сыном полка. Эта книга стала любимой для многих мальчишек послевоенного поколения и современных детей тоже.

В 1946 г. был снят художественный фильм «Сын полка». Дети с удовольствием смотрели этот фильм. Они снова встретились с любимым литературным героем, снова переживали вместе с ним и сочувствовали ему.

Слайд 7. О маленьких солдатах и матросах написано много стихотворений, песен, рассказов и повестей. Послушайте отрывок из литературно-музыкальной композиции «Давайте любимые книжки откроем». (Стихи В. Суслова, музыка Я. Дубравина, поёт В. Матусов.)

^ Слайд 8. Награды.

Мальчишки огненных лет…Они рано стали взрослыми. Вместо школьной парты у них был окоп, вместо книг и учебников – оружие. Они видели рядом смерть и убивали сами. Эти мальчишки, пережившие и познавшие за свой недолгий век столько, чего никогда не знали и, возможно, не узнают целые поколения. Их психология навсегда отравлена ядом войны, им не надо объяснять, что такое голод, лишения, смерть; цену добра и зла они изведали на собственном опыте. Ещё не достигнув совершеннолетия, ребята достигали таких высот мужества, что оказались достойными орденов и медалей.

Слайд 9. В Указах Президиума Верховного Совета СССР о награждении ребят никогда не упоминалось, что речь идёт о детях. Их называли по имени и отчеству, как взрослых, потому что их воинская доблесть не была доблестью «в масштабе детского возраста»: она стояла в одном строю с мужеством взрослых.

Среди награжденных были даже дети 6-8 лет. Даже такие малыши героически сражались на фронте и в партизанских отрядах и удостаивались медалей и орденов.

Как сражались маленькие солдаты? «На передовую старались не посылать, работы хватало, но порой приходилось и мотать катушку связи, ползти под огнем – где не пройдет взрослый, выручали пацаны», - вспоминает Арон Верницкий, «сын полка», которому в День Победы 1945 года не исполнилось еще и 10 лет. Маленький солдат прошел Белоруссию, Польшу, Прибалтику и дошел до Берлина, расписавшись на рейхстаге: "Мама! Мы отомстили! Арик, 1945г." Он был награжден медалями "За освобождение Варшавы", "За взятие Берлина" и "За победу над Германией".

А Сережа Алешков в свои 6 лет получил медаль «За боевые заслуги», потому что спас своего командира – увидел, как после взрыва засыпало блиндаж, не испугался, побежал за помощью. Командир был спасен

Слайд 10. У Григория Двоеглазова и Павла Кононова – ордена Отечественной войны, медали «За боевые заслуги», «За взятие Берлина», «За освобождение Праги» и другие. У Евгения Анцулевича и Володи Тарновского тоже есть награды. О героических подвигах ребят, ваших сверстников, вы можете прочитать в книге «Медаль за бой, медаль за труд», «О подвигах, о доблести, о славе...».

Сколько лет было Ивану Яковлевичу Тимирязеву, слесарю Ляскельского ЦБК (Ляскеля – карельский поселок), когда он стал «сыном полка»? Как Ваня на фронт попал? Как Ваня медаль «За отвагу» получил? Из какой книги вы это узнали? (Из книги карельской писательницы Светланы Зааловой «Маленький солдат».) Скажите, страшно было на войне Ване? Что он ответил?

(Ученик читает отрывок из книги.)

«Страшно, - коротко ответил Иван Яковлевич. – Но страх свой, ребята, человек преодолеть может, если знает, что за свою землю сражается, за Родину, за близких своих. Если верит в победу. Верит в такой мирный день, как сегодня».

Слайд 11. Расскажите, что вы знаете о пионерах-героях, которые были удостоены звания Героев Советского Союза. (Сообщения учащихся. Портреты героев)

Слайд 12. Не все юные герои дожили до великого Дня Победы. Они пали смертью храбрых, защищая Родину. Но память об их подвиге будет жить вечно.

Слайд 13. После войны маленькие солдаты и юнги воспитывались в детских домах, в суворовских и нахимовских училищах, где они были окружены вниманием, любовью и заботой.

Посмотрите, маленькому мальчику Толе Воронову всего 6 лет, а он уже много видел и пережил, прошел боевой путь с одной из гвардейских дивизий, а теперь знакомится со своими новыми товарищами в детском доме № 9 г. Ленинграда. Впереди мирная жизнь.

Слайд 14. Мише Бельскому было всего 11 лет, когда он стал «сыном полка». У него четыре боевые медали, у него звание – ефрейтор. Но война закончилась, и теперь Миша поступил в Ставропольское суворовское училище.

Слайд 15-16.

Итог. Много книг, журнальных и газетных статей написано о мальчишках и девчонках, которые носили солдатскую форму. И на нашей выставке собраны книги, которые вы можете прочитать или уже прочитали. Советую вам читать книги, узнавать из газет, журналов, по телевидению, в Интернете о подвигах юных разведчиков, партизан, юнг - ваших сверстников. Это очень важно - знать и помнить героические страницы истории нашей Родины.





Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема: «Дети и война. Страшные следы войны». Классный час (2-4 классы) iconКлассный час «Дети и война…»
...

Тема: «Дети и война. Страшные следы войны». Классный час (2-4 классы) iconКлассный час Тема : «… гром грянул началась война»
Великой Отечественной войне, охарактеризовать основные этапы, итоги Великой Отечественной войны и второй мировой войны

Тема: «Дети и война. Страшные следы войны». Классный час (2-4 классы) iconКлассный час «Дети и война»
Цель: Расширить и углубить знания учащихся о детских судьбах в годы Великой Отечественной войны. Вызвать чувство глубокого уважения...

Тема: «Дети и война. Страшные следы войны». Классный час (2-4 классы) iconКлассный час «Дети войны. Последние свидетели»
Цель: развитие и воспитание патриотических чувств на ярких примерах героизма и жизни своих сверстников в годы войны

Тема: «Дети и война. Страшные следы войны». Классный час (2-4 классы) iconВеликой Отечественной войны всегда остается актуальной. А впечатления...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа

Тема: «Дети и война. Страшные следы войны». Классный час (2-4 классы) iconКлассный час «Город Киров в годы Великой Отечественной войны»
Война явление жестокое, страшное. Пока существует на земле злоба, ненависть, будут существовать и войны, которые наносят боевые...

Тема: «Дети и война. Страшные следы войны». Классный час (2-4 классы) iconМероприятие, посвященное Ю. Исламову Ведущий 1
Войны на нашей планете не прекращаются с древних времен. А путь войны всегда страшен. Мы часто говорим о победе в Великой Отечественной...

Тема: «Дети и война. Страшные следы войны». Классный час (2-4 классы) iconКлассный час 4 класс «Война 1812 года»
Цель урока: анализ причин Отечественной войны 1812 г.; характеристика планов сторон в начале войны; оценка значения Бородинского...

Тема: «Дети и война. Страшные следы войны». Классный час (2-4 классы) iconКлассный час Тема: «Мамам с любовью!»
Особенности: классный час литературоведческой направленности; учащиеся заранее участвуют в проекте «Мамам с любовью!» и на классном...

Тема: «Дети и война. Страшные следы войны». Классный час (2-4 классы) iconКлассный час «Идут белые снеги…»
Воспитание нравственно – патриотических чувств, уважения к старшему поколению, переживших страшные годы голода



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница