«Урок мужества»




Скачать 165.47 Kb.
Название«Урок мужества»
Дата публикации29.01.2014
Размер165.47 Kb.
ТипУрок
lit-yaz.ru > Военное дело > Урок
Управление образования и науки администрации муниципального района «Алексеевский район и город Алексеевка» Белгородской области Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Дом детского творчества Алексеевского района и города Алексеевки Белгородской области

Областная неделя «Музей и дети» ,посвященная 70-летию

битвы на Курской дуге

«Урок мужества»

9 класс

Подготовила:

Соловей Антонина Ильинична,

учитель истории

МОУ Щербаковская СОШ

С. Щербаково, 74-5-22

с. Щербаково,2013

«Солдатам Огненной дуги посвящается»

Цели :

  1. расширить и углубить знания учащихся о Курской битве, о защитниках нашей Родины ;

  2. воспитывать активную гражданскую позицию учащихся, чувство патриотизма;

  3. вызывать чувство протеста против насилия и угнетения;

  4. побуждать учащихся к изучению военной истории нашей страны и родного края;

Оборудование:

  1. компьютер,

  2. экран ,

  3. диск с военными песнями,

  4. диск с записью фронтовых писем,

  5. диск с фильмом»Курская дуга»,

  6. презентация»Курская битва»,

  7. презентация»Курская дуга .2013год».

Оформление:

Мероприятие проводится в актовом зале, оформленном в стиле 40-х годов.

На доске слова: ^ Есть память, которой не будет забвенья,

И слава , которой не будет конца.

Р.Рождественнский
Учитель:

Учитель:

Добрый день уважаемые гости и учащиеся нашей школы!

XXI век оставил в прошлом век XX , век полный радостных и печальных, грандиозных и незабываемых событий и перемен. Но самый страшный след в истории нашего народа оставила Великая Отечественная война. В этом году весь наш народ празднует 70-летие победы на Курской дуге. И наш урок мужества посвящается битве на Курской дуге.

Ученик:

Лето 1941 года началось замечательно. Лето обещало свои радости.

«Слушайте все – начинается лето!» –

Первые горны пропели про это!

Первые тапочки, кеды, ботинки

Снова топочут по каждой травинке…

Учитель:

– Середина лета. 22 июня 1941г…

^ Звучит песня «Довоенный вальс»

(В это время ученица 9 класса с ученицей 2 класса играют роль отдыхающих, счастливых матери и дочери.

Две пары учащихся 9 класса кружатся в вальсе).

Мелодия внезапно обрывается, сменяясь нарастающим воем авиабомб, взрывом снарядов. Участники сцены с ужасом и страхом в глазах воспринимают происходящее.

^ Кадры «Первые дни войны».

Звучит голос Левитана (аудиозапись о начале войны)

Песня «Священная война» .

Под музыку песни звучат слова.            

 Учитель:

В воскресенье, 22 июня 1941 года, утреннюю тишину разорвали взрывы бомб и снарядов. Началась Великая Отечественная война.

Ученик:

Сорок первый!
Июнь.
Год и месяц борьбы всенародной.
Даже пылью времен
Затянуть эту дату нельзя.
Поднималась страна
И на фронт уходила поротно!

^ Показ слайда №1и2

Ученик:

Наша страна вступила в смертельный бой с коварным, жестоким , беспощадным врагом. Наш Урок мужества посвящается:

^ Выходят 6 учеников, поочередно произносят строки:

- тем, кто шёл в бой за Родину, выстоял и победил,

- тем, кто ценой своей жизни одержал победу над врагом на Курской дуге,

- тем. кто в Прохоровском танковом сражении заставил врага отступить,

- тем. кто ради правого дела сердце отдать готов,

- памяти земляков- участников битвы на Огненной дуге,

- тем, кто ушёл в бессмертие и победил.

Ученик:

Годы летят стремительно,

Больше полвека прошло,

Но память хранит пронзительно

Все то, что давно ушло.
Мой дед босоногим мальчишкой

Узнал, что такое война,

А мы по рассказам и книжкам

Представим, что было тогда.

      Учитель:

Четыре долгих года шла Великая Отечественная война, 1417 дней и ночей продолжалась гигантская битва с немецко – фашистскими захватчиками. Одно из самых тяжёлых, но одновременно наиболее выдающихся и славных событий истории Великой Отечественной войны – это Курская битва лета 1943года, ставшая переломным моментом в войне.

^ Показ фрагмента фильма»Курская битва».

Ведущий: 

Гитлеровское командование хотело взять реванш за Сталинград, изменить ход войны в свою пользу. Германия по-прежнему располагала большой военной мощью. Она провела тотальную мобилизацию людских резервов, оснастила армию новой боевой техникой – тяжелыми танками «тигр» и «пантера», самоходными орудиями «Фердинанд», новыми самолетами.

^ Показ слайда №3и4

Ученик:

 Для проведения крупной наступательной операции, получившей кодовое название «Цитадель», фашисты избрали Курское направление. Им казалось, что выдвинутый на запад Курский выступ создавал благоприятные возможности для окружения и разгрома советских войск и перехвата стратегической инициативы. Основная ставка делалась на внезапность танковых ударов на узких участках фронта.

    

Показ слайда№ 5

    

Ученик:

Разрабатывая план летней кампании 1943 года, советское командование на основании разведывательных данных разгадало замысел врага и 12 апреля приняло решение о переходе к преднамеренной обороне. К началу июля Ставка сосредоточила на Курском  направлении крупные силы и средства, обеспечившие перевес в пользу советских войск. Теперь они были способны не только отразить мощное наступление, но и перейти в решительное контрнаступление.

Показ слайда №6

Ученик: 

На строительство обороны в полосе Центрального и Воронежского фронтов работали сотни тысяч женщин и подростков Курской, Орловской, Белгородской, Харьковской областей. Было построено 8 оборонительных рубежей.       

  Родина!

        Пламя ударило в небо –

        Ты слышишь, Родина

        Тихо сказала: «Вставайте на помощь».

        Родина.

                                   Р. Рождественский.

Показ слайда №7

Ученик: Гитлеровцы рассчитывали ошеломить советские войска внезапной лавиной артиллерийского огня и новых мощных танков – «тигров» и «пантер». Однако на рассвете 5 июля сосредоточенные на исходном положении для атаки их войска были сами ошеломлены сокрушительными залпами «катюш», орудий и минометов. Артиллерийская и авиационная контрподготовка войск Центрального и Воронежского фронтов нанесла противнику серьезный урон, сразу нарушив тщательно размеченный график его действий.

^ Показ фрагмента фильма»Курская битва».

Учитель:

5 июля, неожиданно для немецких войск, в 2 часа 20 минут ночную тишину нарушил:

Ученик: 

Тугой удар – начало канонады,

Пехоту поднимающий сигнал.

И лето зашумело листопадом,

И воздух, жестким шорохом снарядов,

Растоптанный заныл и застонал,

Наполнился и скрежетом и звоном…

Широким эхом подняли леса

Ракеты полковых, дивизионных

И дальнобойных пушек голоса.

Я. Хелемский

Учитель:

50 дней, с 5 июля по 23 августа 1943 года, продолжалась Курская битва- одна из величайших битв Второй мировой войны. Более 4 млн. человек было вовлечено в это сражение с обеих сторон. В боях на Курской дуге принимало участие свыше 69 тыс. орудий и минометов, более 13 тыс. танков и самоходных орудий, до 12 тыс. боевых самолетов. Здесь развернулись невиданные до тех пор танковые и воздушные сражения.

Показ слайда №8

Ученик: 

В памяти народной живут образы легендарных героев, совершивших свои подвиги во время боев на Курской дуге. На второй день Курской битвы 6 июля у села Яковлево героически погиб восемнадцатилетний командир взвода Вальдемар Сергеевич Шаландин. Танковая рота, в том числе и танковый взвод, Вальдемара Шаландина в течении 20 часов, под беспрерывными бомбежками с воздуха и шквальным огнем артиллерии мужественно сдерживали натиск превосходящих сил танков и пехоты противника. В этом неравном бою экипаж Шаландина уничтожил два тяжелых танка «тигр» и один средний танк, три противотанковых орудия и десять солдат и офицеров противника. Одного «тигра» Шаландин взорвал таранным ударом, направив в него свою горящую тридцать четверку, экипаж сгорел в танке. Вальдемару Шаландину посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. На южной стороне Яковлево отважному танкисту воздвигнут памятник.

Показ слайда №9

Ученик:

 В жестоких сражениях войны наши солдаты проявили личный пример и массовый героизм , который приводил врага в замешательство. Немцам были не понятны причины, его корни, истоки.

^ Прослушивание записи фронтового письма (на диске)

Показ слайда №10

Ученик:

6 июля в белгородском небе был совершен беспримерный подвиг, встретив в воздухе большую группу вражеских самолетов старший лейтенант Александр Горовец сбил девять бомбардировщиков и его самолет был сбит в этом бою. Такой победы не одерживал ни один пилот. За подвиг Александру Константиновичу Горовцу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. В 1962 году на границе Белгородской и Курской областей был открыт памятник А.К. Горовцу. Он стоит у трассы Москва-Симферополь.

^ Показ слайда №10

Ученик: 

6 июня – день ожесточенных боев по всему фронту. В этих боях сбил свой первый самолет противника Иван Кожедуб. В течении всей войны им будет сбито 62 самолета. После выздоровления сражался здесь и летчик Александр Маресьев. Здесь сражалась экскадрилья Нормандии - Неман. В Курской битве принимал участие будущий космонавт Григорий Береговой.

^ Показ слайда №11

Ученик: 

Здесь в районе села Орловки 13 июля 1943 года юная санитарка Маша Боровиченко вытащила с поля боя четырех раненных и вернулась за пятым – лейтенантом Корниенко. Хрупкая девушка остановилась отдохнуть. Она увидела несущийся на нее танк фашистов. Машенька метнула гранату и упала, прикрыв собой лейтенанта. Осколком снаряда Машенька – Мария Сергеевна Боровиченко была убита. За мужество и героизм Марии Боровиченко посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

^ Показ слайда №12,13

Учитель:

Страшное слово «война» вошло в каждый дом жителей нашего края.

За Победу отдали жизнь 12 тысяч алексеевцев.Среди них были и наши односельчане.

Наших земляков – участников Курской битвы было 54защитника,вернулись

с войны - 21 человек.

^ Показ слайда №14-19

Ученик:

Брекало Михаила Петровича, жителя с.Кущино , война застала шестнадцатилетним парнишкой. Он вспоминал: «Брат мой погиб в самом начале войны. У меня была одна мечта- попасть на фронт. Не дождавшись 18-летия, он добровольцем попадает в Ельню рыть противотанковые рвы на подступах к Москве. Затем он придумал историю об утерянных документах и настоял на том, чтобы его отправили на фронт. Так 17- летний Михаил с июня 1942г. уже участвовал в боях в Ростовском направлении.

За годы войны Михаилу приходилось быть и пулеметчиком . и разведчиком, и радистом.

Ученик:

О Курской битве он вспоминал с большим волнением: «Это потом назовут это место Курской дугой. Тогда мы знали только одно - враг не должен выиграть этот бой. Здесь были тяжелые бои. Мы не успевали терять боевых товарищей. Я носил тогда в маленьком карманчике своей гимнастерки гильзу с адресом и фамилией. Это на случай гибели .Бои шли ожесточенные .Было так , что одна и та же боевая позиция за день переходила несколько раз то в руки врага, то опять ее отвоевывали мы. В одном бою у маленькой деревушки товарищ мой Андрей получил сильное ранение. Я подхватил его под руки и потащил к полю. Слышу позади «шардакают» немцы. Я взвалил товарища на спину и занес в рожь. Вскоре нас заметили два санитара. Сдал я им товарища и бегом к пулемету. А там все мои восемь боевых товарищей убиты. И такая ярость на меня нашла. Внутри все кипело, я страшно ругался и строчил из пулемета по гадам сколько было сил..»

Ученик:

А почести мы не просили,

Не ждали наград за дела

Нам общая слава России

Солдатской наградой была.

Михаил Петрович и после войны будет для односельчан примером огромной любви к Родине, примером большого трудолюбия и честности во всем.

Он любил играть на гармошке и петь для односельчан песни. Его любимой песней была «Землянка».

^ Инсценирование песни »Землянка»

(Костер .Рядом солдат с гармошкой, санитарка перебинтовывает больного. Другие солдаты курят, читают письма, подпевают)

Ученик: 

Солдат Великой Отечественной войны будет награжден орденом «Отечественной войны», медалями , а также грамотой с 23 благодарностями Сталина в июле 1945г.

Ученик: 

По черным трубам ветер гонит пыль.

Край хлеборобный, что с тобою стало?

Какой злодей красу твою сгубил

И чья нога поля твои топтала?

За Сеймом, на холмистом берегу,

Незваный гость по нашим селам бродит.

Мы не забудем Курскую дугу,

Но трижды враг ее не позабудет!

Проклятье! Над вашей головой

Кружится ворон черный в ожиданье.

За все, за все – за дом, за край родной,

За все невыразимые страданья.

За стоны братьев наших и сестер,

За наших жен, томящихся в печали,

Мы поклялись исполнить приговор

И кровью нашу клятву подписали.

Г.Степанов «Письмо»

^ Показ слайда №21-27

Ученик:

Шевченко Леониде Матвеевиче. Мой односельчанин родился в 1923г. На войне был с самого ее начала. Сражался под Смоленском, а затем под Москвой. Из Москвы был направлен в Харьков, затем в Воронеж, где формировались войска для битвы под Сталинградом. Воевал солдатом пехоты. На Курской дуге возил на передовые участки фронта на машине боеприпасы. В памяти остались дни ,когда в ходе Белгородско-Харьковской наступательной операции «Румянцев»в составе Степного фронта освобождал солдат дорогой сердцу город Белгород.

Ученик:

Здесь же он получил ранение. На всю жизнь будет отзываться болью в сердце тот момент, когда молоденькая медсестра-санитарочка, перевязав раненую ногу, побежала дальше спасать других и тут же была убита. После госпиталя Леонид Матвеевич пройдёт фронтовыми дорогами до самого Берлина и оставит свой автограф на стенах Рейхстага.

Леонид Матвеевич будет награжден орденом «Отечественной войны», медалями «За Взятие Кенигсберга», «За взятие Берлина», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне» и многими другими, а также грамотой с 23 благодарностями Сталина в июле 1945г.В памяти односельчан он останется честным, верным и преданным гражданином своей страны.

Ученик:

После неудачных попыток прорваться на Обоянском направлении гитлеровцы решили нанести удар на Прохоровку, чтобы обойти Обоянь с востока и продолжить наступление на Курск. На узкий участок фронта перед Прохоровкой, не превышавший 8-10 км, они бросили свои основные танковые силы. На усиление советских войск были переданы из Степного фронта 5-я гвардейская армия генерал- лейтенанта А. С. Жадова и 5-я гвардейская танковая армия генерал-лейтенанта П. А. Ротмистрова.

^ Показ фрагмента фильма»Курская битва».

Ученик:

12 июля 1943 года под Прохоровкой развернулось небывалое в истории войн встречное танковое сражение. Одновременно с обеих сторон в сражении участвовало свыше 1200 танков и самоходных артиллерийских установок.

В то утро поле как экран
От звезд на башнях озарилось.
Шли с ходу танки на таран
И сталь немецкая дробилась.
Кресты сползали по броне
И долго корчились в огне.
Хваленый вражий генерал
С позором поле покидал.
Орлово – Курская дуга
Легендой для потомков стала.
Над нею радуга-дуга
Победной славой воссияла.
С пятиконечною звездой
На постаменте танк стальной.
И память доблести хранит
Зарей окрашенный гранит!

^ Песня»Нам нужна одна Победа»

Показ слайда №21-27

Ученик:

- На Прохоровском поле сражался и наш односельчанин Горбатенко Маркиян Гаврилович. Славный защитник Родины защищал Сталинград, а потом сражался с захватчиками на Курской дуге.

О Прохоровском сражении он вспоминал:»Сражение под Прохоровкой

не забуду никогда. Я рядовой пехотинец. Помню бесчисленное множество ревущих танков . А сверху ещё и самолёты. Это был ад, т. к. всё смешалось вкучу: земля, огонь, скрежет танков, стрельба, горящее масло, плавящий металл. От пыли невозможно было ничего рассмотреть даже вблизи,танки и те различали по силуэту.В разгар боя танки пошли в лобовую ,грохот скрежет металла был таким сильным, что мы перестали слышать выстрелы. Но мы выстояли и победили врага».

Ученик:

За тишину на Прохоровском поле отдали свою жизнь около 10 000 солдат и офицеров. Вот какая дорогая цена Победы!”

И мы ,живые, позабыть не вправе
Какой ценой была защищена
Вот это с заревом разноголосьев,
И ели слышным шелестом колосьев
На Прохоровском поле тишина.

Ученик:

В этой битве противник потерял до 400 танков и свыше 10000 солдат убитыми. День 12 июля 1943 года стал переломным в ходе битвы на Курской дуге. План Вермахта под названием “Цитадель” по захвату Орла, Курска, Белгорода, окружению Красной Армии был сорван. Как и во всех других битвах в российской истории, победила не прочность брони, а сила русского народа, его мудрость, воля, духовность, глубокая вера в святое правое дело.

Прохоровское поле стали называть третьим ратным полем России. В 1954 году возле Прохоровки на мраморном постаменте установили настоящий танк Т-34. Здесь же был сооружен мемориальный комплекс героям Курской битвы.

Ученик:

О поле, поле – кровушка России,

Тяжелый клин ее святой земли.

Кто мог тогда предугадать такое? –

Что станет это поле вдруг равно –

Победной славе поля Куликова

И мужеству полей Бородино.

Кто знал тогда,

Какую вражью силу

Переломает русская земля? –

Что третьим Полем назовут России

Вот эти черноземные поля.

^ Показ слайда №34-36

Ведущий: Контрнаступление Красной Армии успешно развивалось и спустя месяц, 5 августа 1943 года, советские войска освободили Орел и Белгород. В честь этой победы в Москве в тот же день был произведен первый торжественный артиллерийский салют.

В привычных сумерках суровых

полночным залпам торжества,

рукоплеща победе новой,

внимала древняя Москва.

И голос праздничных орудий

в сердцах взволнованных людей

был отголоском грозных буден,

был громом наших батарей.

И каждый дом и переулок,

и каждым камнем вся Москва

распознавала в этих гулах –

ОРЕЛ и БЕЛГОРОД – слова.

Учитель: 50 дней продолжалось Курская битва. За эти дни фашистские войска потеряли более полмиллиона  солдат и офицеров, огромный урон понесли танковые войска и военно-воздушные силы.

Ученик:

Ведущий:  23 августа Курская битва завершилась. Это победа и последовавший за ней выход советских войск на Днепр завершили коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны.

Ученик:

Поклонимся великим тем годам,
Тем славным командирам и бойцам.
И маршалам страны и рядовым,
Поклонимся и мертвым, и живым!”

Ученик:

Уж сколько лет промчалось с той войны

О ней нам рассказали наши деды –

Они, тогда почти что пацаны,

Ушли на фронт, чтоб принести Победу.

На Прохоровском поле много дней

Шла битва. И победу вы добыли!

И нет на свете крепче и сильней

Любви, какой вы Родину любили!

Десятки тысяч наших земляков

За Белгород родной сражались смело,

Их много не пришло из тех боев,

Они погибли за святое дело.

Ведущий: 

Прошло уже 70 лет со дня Курской битвы. Светла и прекрасна наша память о людях, которых страна потеряла в годы войны. Безмерна скорбь о тех, кто погиб за Родину.

^ Ученик:  Минутой молчания почтим память тех, кто отдал свои жизни в борьбе за мир и счастье на земле, за нашу с вами  жизнь.

Прошу всех встать.

Ребята зажигают свечи . Минута молчания.

^ Минута памяти о погибших.
Есть очень добрый обычай Руси:

В память бессмертия душ

Ставить к иконам пламя свечи

Тем, кто не встретится уж.

Эта свеча – частица любви,

Память о тех, кого нет.

Мы зажигаем и помним о них,

Жизни негаснущий свет.

^ Презентация»Курская дуга.2013год».

Ученик

Вечная слава и вечная память

Павшим в жестоком бою!

Бились отважно и стойко с врагами

Вы за Отчизну свою!

Вечная слава героям!

Слава! Слава! Слава!

                                                                                                                            М. Исаковский

Ученик:

Слава вам,храбрые,слава,бесстрашные,

Вечную славу поет вам народ!

Смерть сокрушившие, доблестно павшие!

Память о вас никогда не умрет!.

Ученик:

Скоро весна опять над Родиной моей ,

И шум берез, и крики журавлей.

А значит, скоро новый День Победы

Спасибо вам, мои деды, за это!
Песня «День Победы».

Список литературы:

  • Антология современной литературы Белгородчины.-Белгород, 1993.

  • Белгородская энциклопедия - научное академическое издание.- Белгород: Изд-во Областная типография, 2000.

  • Белгородоведение: Учебник для общеобразовательных учреждений /Под ред. В. А. Шаповалова. - Белгород: Изд-во БелГУ, 2002.

  • Герои - Белгородцы.- Воронеж: Центр. Чернозем, кн. изд-во, 1965

  • Кочетков А. Огненный июль.- Воронеж: Центр. Чернозем, кн. изд-во, 1984

  • Ради жизни на земле.- Воронеж: Центр. Чернозем, кн. изд-во, 1970.

  • Соколов В. В небе над Курской дугой.- Воронеж: Центр. Чернозем, кн. изд-во, 1985.

  • Твардовский А. Т. Стихи и поэмы. - М.: Просвещение, 1987.

  • Альбомы, оформленные библиотекой, материалы школьного музея.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Урок мужества» iconОригинал: Урок мужества «Солдат войны не выбирает»
...

«Урок мужества» iconУрок мужества «К скалистым вернусь берегам». «К скалистым вернусь берегам» (Урок Мужества)
Мы теряем самое ценное – память! 1 Без прошлого нет будущего. Современным детям нечего вспоминать: они не видели войны. Основной...

«Урок мужества» iconУрок литературы (экскурсия) в 7 классе. Тема: «Летописец истории и мужества»
Тема: «Летописец истории и мужества». (Жизнь и творческая деятельность башкирского поэта и писателя Ахияра Хакима)

«Урок мужества» iconМетодические рекомендации по проведению единого краевого урока мужества...
«Урок мужества» проводится накануне или в дни государственных, региональных и муниципальных праздников, а также накануне важных военно-исторических...

«Урок мужества» iconМоу сош №8 села Приозёрского Левокумского района Ставропольского...
Учитель. Сегодняшний урок мы посвящаем поэтам, павшим на фронтах Великой Отечественной войны

«Урок мужества» iconАнализ воспитательной работы за I полугод
Дню знаний, по окончании которой ребята разошлись на свой первый урок урок мужества на примерах героев Отечественной войны 1812 г....

«Урок мужества» iconУрок мужества
Традиционной формой групповых мероприятий являются различные виды громких чтений

«Урок мужества» iconУрок мужества
Сталинградской битвы как начала коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны

«Урок мужества» iconУрок мужества: «Героев помним имена»
Истории. Необходимо усилить работу по вовлечению молодёжи в творческую деятельность

«Урок мужества» iconУрок мужества «А пули еще прилетают оттуда…»
Формирование у воспитанников уважительного отношения к историческому прошлому своей страны



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница