Методические рекомендации по освоению обучающимися метода «круг» Лырова Оксана Сергеевна




Скачать 318.8 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по освоению обучающимися метода «круг» Лырова Оксана Сергеевна
страница1/2
Дата публикации22.02.2014
Размер318.8 Kb.
ТипМетодические рекомендации
lit-yaz.ru > Военное дело > Методические рекомендации
  1   2

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ТОМСКА

Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, специальная(коррекционная) общеобразовательная школа № 39VIII вида г. Томска




Методические рекомендации по освоению обучающимися метода «КРУГ»

Лырова Оксана Сергеевна,

учитель начальных классов

г. Томск

Методические рекомендации по освоению обучающимися метода «КРУГ»

Приложение 1.

Можно выделить несколько этапов в освоении ребенком игр КРУГа: от пассивного участия и обязательной поддержки со стороны взрослого в играх к активному игровому взаимодействию с педагогами и другими детьми. В зависимости от включенности ребенка в новую для него ситуацию и готовности к взаимодействию со взрослым и со сверстниками он может пройти через все названные этапы, но может быть готов к участию в КРУГе начиная с более сложных игр и форм взаимодействия.

I. Начальный этап предполагает освоение ребенком стереотипа занятия. Взрослый часто вынужден брать инициативу на себя. При этом ребенок может сидеть у взрослого на коленях. Основные игры – это ритмичные стихи-потешки с эмоциональной кульминацией, которая сопровождается действием и на которую ребенок эмоционально положительно откликается (см. «В ямку бух», «Еду, еду к бабе, к деду»). Роль ребенка при этом пассивна, но в ходе любимых игр он прислушивается к знакомым потешкам, смотрит на других участников КРУГа, по желанию проявляет собственную активность, чтобы попросить взрослого продолжать.

II. Следующий этап предполагает освоение ребенком простых действий по подражанию. На этом этапе ребенок становится более активным, и инициатива взрослого уменьшается. Рассказывая стихи, взрослый инициирует некоторые движения ребенка, а другие он делает сам. В этом случае выбираются ритмичные, сенсорные игры и игры на подражание («Свинка Ненила», «Ты веревочка крутись»).

III. На более сложном этапе ребенок готов выполнять простые действия по просьбе педагога, это позволяет ввести в КРУГ кроме уже названных ритмичных, сенсорных и подражательных игр игры на взаимодействие («Тук, тук правая рука», «Пенёк», «Прячем игрушку») и игры по правилам («Одеваем куклу»), эти игры предполагают не только хороший эмоциональный контакт со взрослым, но и формирующийся интерес к сверстникам и взаимодействию с ними. Ритмичные и подражательные игры становятся более сложными, они требуют от ребенка больше внимания и более активного участия.

IV. Наконец дети настолько включаются в занятие, усваивают содержание игр и их порядок, что у них появляется возможность проявлять инициативу: с определенного момента дети начинают сами предлагать ведущему игры, в которые они хотели бы сыграть, а также различные варианты изменения уже знакомых игр и заданий (например, такую возможность предоставляют игры, в которых надо показывать на те или иные части тела, совершать определенные движения и т. д.)

По мере расширения возможностей детей мы уменьшаем количество оказываемой помощи и степень участия взрослых в занятии. Игры и задания постепенно изменяются и усложняются, увеличивается их количество, а следовательно, и продолжительность занятия. Все большую часть занятия составляют игры по правилам и игры на взаимодействие, появляется возможность обсуждать интересные для детей вопросы. Так постепенно КРУГ становится для детей местом полноценного общения.

^ Примеры занятий с детьми, находящимися на разных этапах освоения структуры занятия



Вариант занятия КРУГ для детей, находящихся на первом этапе

1. Педагог достает мешочек для КРУГа и играет на флейте. Дети и взрослые рассаживаются на ковре. Если ребенок в силу двигательных нарушений не может сидеть сам, его поддерживает сидящий сзади педагог.

2. Мягкий звенящий медвежонок «здоровается» с каждым ребенком: ведущий подносит медвежонка к ребенку, говорит: «Здравствуй, Петя!» Ребенок может потрогать медвежонка, погладить его по голове, пожать ла пу и т. д.

3. Ритмическая игра «Дедушка Егор».

4. Игра «Дует ветер». Игра повторяется несколько раз, пока под платком не побывают все дети.

5. Игра на подражание «Раз-два-три, посмотри: это – я, это – ты». Взрослые помогают тем детям, которые не могут сами показать на себя или другого.

6. Игра «Ты, веревочка, крутись». Игра повторяется несколько раз, чтобы игрушку поймали все дети.

7. Игра с мыльными пузырями. Педагог выдувает пузыри, привлекая к ним внимание детей: «Маша, смотри!» Дети наблюдают за летящими пузырями, могут ловить их, дуть и т. д. Педагог может предложить выдуть пузырь тем детям, кто может или учится дуть.

8. Сенсорная игра «Черепаха». Педагоги стучат по полу сами и помогают это делать детям. Если дети не прячут ручки, ножки и т. д. от «черепахи», взрослые щекочут их за названные части тела, дожидаясь ответной эмоциональной и двигательной реакции.

9. «Шалтай-Болтай».

10. Ведущий объявляет об окончании КРУГа. Медвежонок прощается с детьми, говоря: «До свидания, ребята!», и уходит, забрав с собой мешочек. Дети машут рукой медвежонку, говорят: «Пока» (педагоги помогают тем, кто не может сам помахать рукой).

^ Вариант занятия КРУГ для детей, находящихся на втором этапе

1. Ведущий зажигает свечку. Кто-то из детей задувает спичку. Дети и педагоги берутся за руки и хором говорят: «Здравствуйте!»

2. «А где наш Миша?» Участники поют песню, в каждом куплете показывают на одного из детей, поют про него:

А где наш Миша?

Там, там, там! (все показывают на Мишу) А где наш Миша?

Здесь, здесь, здесь! (Миша сам или с помощью взрослого показывает на себя)

3. Ритмическая игра «Солнышко, солнышко».

4. Все участники занятия вместе делают солнышко: дети по очереди прикрепляют лучики-прищепки к желтому картонному кругу.

5. Ведущий и остальные участники хвалят красивое солнышко, которое получилось. Ведущий говорит, как хорошо гулять в солнечную погоду, особенно кататься на лошадке. Игра «Еду, еду к бабе, к деду».

6. Ведущий: «Кто упал с лошадки? Всем надо проверить коленки!» Звучащим молоточком по своим коленкам сначала стучит взрослый. Затем все дети по очереди стучат по своим коленкам молоточком.

7. Ведущий: «Проверили – все здоровые, веселые. Все молодцы». Участники берутся за руки и громко говорят: «Молодцы!»

^ Вариант занятия КРУГ для детей, находящихся на третьем этапе

1. Ведущий говорит, дети могут подхватить, закончить фразу: «Раз-два-три, свечка, гори!» Ведущий зажигает свечку. Все берутся за руки, говорят хором: «Добрый день!»

2. «А где наш Миша?»

3. Игра на подражание «Так мы топаем ногами...».

4. Сенсорная игра с водой: ведущий приносит миску с водой, брызгает на детей. Потом он достает зонтик, дети по очереди прячутся под зонтиком от «дождика».

5. Игра на подражание «Дождь идет».

6. «Найди игрушку».

7. «Строим дом». Ведущий показывает детям игрушку – Шалтая-Болтая и предлагает простроить для него дом. Из мешочка появляются кубики (далее – см. описание игры).

8. «Шалтай-Болтай».

9. Все берутся за руки и хором говорят: «Молодцы!»

10. Ведущий рассказывает детям о порядке следующих занятий. Дети помогают ему вставлять карточки, обозначающие эти занятия, в кармашки на специальном панно, составляя таким образом расписание дня, которому они будут следовать в течение всего группового дня.

Приложение 2.

Список игр‚ используемых на занятии КРУГ

^ Волшебный мешочек

Сенсорная игра, которая кроме развития тактильной сферы и развития интермодальных связей позволяет работать над обогащением словаря и умением ждать своей очереди.

Из мешочка дети по очереди достают на ощупь предметы по просьбе педагога. Эти предметы могут соответствовать изучаемой в этот день на уроке теме (например, виды транспорта).

^ Вышли мыши как-то раз

Ритмическая игра с высокой степенью эмоционального заражения. Облегчает включение в деятельность. Может использоваться как игра для развития интонационной стороны речи (темп, громкость).

Вышли мыши как-то раз

Посмотреть, который час.

Раз-два, три-четыре,

Мыши дернули за гири.

Вдруг раздался страшный звон –

Убежали мыши вон.

Участники рассказывают стихотворение, сопровождая слова движениями (топают или хлопают ладонями по коленям поочередно правой и левой рукой). Со словами «страшный звон» можно, например, позвонить в колокольчик. Последняя строка произносится в быстром темпе.

Вариант: участники могут раскачиваться из стороны в сторону (см. игру «Шалтай-Болтай»), в конце имитируют убегающих мышей.

К пятой строчке можно постепенно увеличивать громкость, а последнюю строку проговорить очень тихо.

Гули-гули-гули-гоп

Ритмическая игра, в которой тренируется переключаемость с одного действия на другое и внимание.

Гули-гули-гули-гоп

Сели Машеньке на лоб.

Крылышками хлоп-хлоп.

Гули-гули-гули-гоп.

Участники рассказывают стихотворение и показывают, где лоб и как машут крыльями, под соответствующие слова. Первая и последняя строка – хлопаем поочередно в ладоши и по коленкам.

^ Гуси вы, гуси, красные лапки

Ритмическая игра, которая обогащает сенсорный опыт детей. Может использоваться при работе над интонационной стороной речи.

– Гуси вы, гуси, красные лапки!

Где вы бывали? Что вы видали?

– Мы видали волка. Он унес гусенка.

Самого лучшего! Самого большего!

– Гуси вы, гуси, что ж вы сидите?

Щипайте волка! Спасайте гусенка!

В середину круга ставят стульчик. На него садится ребенок – он будет «волком». Все рассказывают стихотворение, при этом хлопая ладонями по своим коленкам. При словах «Щипайте волка! Спасайте гусенка!» все начинают щипать водящего, пока он не убежит на свой стульчик.

Вариант: стихотворение можно рассказывать по очереди, как диалог. Например, между ведущим и другими участникам или между взрослыми и детьми в кругу.

^ Дедушка Егор

Ритмическая игра, в которой можно работать над темповыми характеристиками деятельности и переключаемостью с одного действия на другое.

Из-за леса, из-за гор

Едет дедушка Егор.

Сам на лошадке,

Жена на коровке,

Дети на телятках,

Внуки на козлятках.

Участники рассказывают стихотворение, постепенно увеличивая темп. При этом хлопают в ладоши, топают ногами или стучат руками по коленкам, ускоряя движения в ритме стихотворения.

Вариант: рассказывают и хлопают в постоянном темпе, а перед словами «Внуки на козлятках» делают паузу в стихотворении и остановку в движениях. Последнюю строчку произносят очень быстро.

^ Дождь идет

Ритмическая игра на подражание.

Дождь идет,

А мы бежим –

В домик спрятаться спешим.

Будет дождь стучать в окно –

Мы не пустим все равно.

Участники рассказывают стихотворение и выполняют соответствующие движения: хлопают руками, топают ногами, делают «крышу», соединяя руки над головой, стучат указательным пальцем по коленке, мотают головой.

^ Дует ветер

Ритмическая сенсорная игра. Позволяет развивать тактильную сферу, слуховое внимание, восприятие. Помогает в развитии эмоционального контакта.

Ветер по морю гуляет,

Ветер парус раздувает,

Парус / Васю / накрывает.

Участники берутся за края платка. Поднимают и опускают его в ритме стихотворения. Платок накидывают по очереди на каждого из детей со словами «Раз, два, три – лети!» Дети «ищут» спрятанного, снимая с него платок.

Вариант: иногда читают другое стихотворение:

Ветер, ветер, ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч,

Ты волнуешь сине море,

Всюду веешь на просторе,

Не боишься никого,

Кроме Бога одного.

Обычно его используют в группе, где детям нравятся стихи, или когда играют с большим парашютом.

Еду, еду к бабе, к деду

Ритмическая игра с ярким изменением темпа.

Еду, еду к бабе, к деду,

На лошадке, в красной шапке,

В лапоточках,

По кочкам, по кочкам,

В ямку – бух!

Педагоги читают стихотворение, постепенно увеличивая темп. Все топают в ритме стихотворения, также ускоряясь, в конце игры наклоняются вниз.

^ Как на горке...

Ритмическая игра на подражание. Помогает в освоении пространства.

Как на горке – снег, снег.

И под горкой – снег, снег.

Как на елке – снег, снег.

И под елкой – снег, снег.

А под снегом спит медведь,

Тише, тише, не шуметь.

Педагоги и дети рассказывают стихотворение и сопровождают его движениями рук вверх и вниз. На слова «снег, снег» хлопают руками по коленкам. Последние две строки: участники изображают, как спит медведь и прикладывают палец к губам.

^ Лови мячик

Игра по правилам. Учит ждать своей очереди, тренирует внимание.

Дети кидают друг другу мягкий (тряпичный) мячик со словами: «Саша, лови!» Каждый раз называют имя того ребенка, которому кидают мяч.

Вариант: ребенок держит мяч, а взрослый командует: «Раз-два-три!» На счет «три» надо бросить или толкнуть мяч. К кому он прикатился, тот и кидает следующим.

^ Лунь плывет

Ритмическая игра на подражание, позволяет тренировать переключаемость и изменение темпа.

Лунь плывет,

Лунь плывет!

Галки летят,

Галки летят!

Участники рассказывают стихотворение и сопровождают его движениями. «Лунь плывет» – показывают медленными движениями, а «галки летят» – быстрыми.

Мама, папа, жаба, цап.

Игра по правилам. Способствует развитию слухового внимания, двигательной координации, планирования деятельности и скорости реакции.

Мама,

Папа,

Жаба,

ЦАП!

Ведущий протягивает руку с открытой ладонью, и все участники кладут свои руки на эту ладонь «башенкой» одна на другую. Когда все руки собраны, ведущий изображает жабу – медленно опускает на «башенку» свою свободную руку и поднимает ее, при этом «страшным» голосом говорит стишок. Со словом «Цап» он опускает руку последний раз, зажимая руки участников между своими. Задача играющих – в последний момент успеть убрать свои руки. Тех, кто не успел, «жаба съела».

Вариант: на открытую ладонь ведущего каждый участник ставит палец.

^ Мы охотимся на льва

Ритмическая игра на подражание.

Мы охотимся на льва.

Не боимся мы его,

Если встретимся мы с ним,

То , конечно, убежим!

А что там впереди?

Высокая гора.

Над ней не пролететь,

Под ней не проползти.

А только напрямик!

Все рассказывают стихотворение и сопровождают его движениями. Под слова пятой строки («А что там впереди?») ставят руку козырьком ко лбу. Затем показывают, где нельзя пролететь и проползти, показывают вперед и изображают, как ползут по горе. После этого стихотворение повторяется, но впереди оказывается «топкое болото», «широкая река» и т. п. Препятствия может предлагать ведущий или сами дети, уже освоившие правила этой игры.

Вариант: когда все изобразили, со словами «Батюшки, лев!» можно «увидеть» льва и «убегать» от него через те же препятствия, но в обратном порядке.

^ На Алтайских горах

Ритмическая игра, способствует развитию координации.

На Алтайских горах.

Ох-ах, ох-ах! Жил великий падишах.

Ох-ах, ох-ах! Захотелось падишаху.

Оху-аху, оху-аху! Съесть большую черепаху.

Оху-аху, оху-аху! Но большая черепаха.

Оха-аха, оха-аха! Укусила падишаха.

Оха-аха, оха-аха! И с тех пор тот падишах.

Ох-ах, ох-ах! Ненавидит черепах.

Ох-ах, ох-ах!

Участники рассказывают стихотворение и одновременно хлопают себя по коленям. На слова «Ох-ах» сначала хлопают по плечам (левая рука по правому плечу, а правая – по левому), а потом вновь по коленям.
^ На болоте старый пень

Ритмическая игра с сильным сенсорным (тактильным) компонентом.

На болоте старый пень.

Шевелиться ему лень.

Ты, пенек, вставай,

Из болота вылезай,

Кого хочешь, выбирай.

Один ребенок садится в центр круга на табуретку. Все остальные участники игры раскачивают его вправо-влево под слова стихотворения. В конце ребенок, который сидел в кругу, выбирает следующего.

Вариант: вместо стула можно использовать большой мяч, тогда ребенка раскачивают в разные стороны. Но это более сильное вестибулярное воздействие, кроме того, такая игра требует от водящего хорошей координации движений и функции равновесия.

^ Надувала кошка шар

Ритмическая игра-потешка, позволяет тренировать внимание и координацию движений.

Надувала кошка шар,

А котенок ей мешал.

Подошел и ножкой топ,

И у кошки шарик: «Хлоп!»

Участники берутся за руки и, поднимая их вверх, показывают, какой шар надувала кошка. Под слова второй и третьей строчки топают ногами, на слове «хлоп» – хлопают в ладоши.

^ Найди игрушку

Игра на взаимодействие и обогащение сенсорного опыта. Стимулирует собственную активность ребенка, способствует развитию эмоционального контакта.

Детям показывают привлекательную игрушку, потом один из них закрывает глаза, а ведущий в это время прячет игрушку у кого-нибудь из детей под одеждой. Водящий ребенок по сигналу открывает глаза и ищет игрушку, ощупывая детей. Следующим водящим становится тот, у кого нашлась игрушка.

Вариант: игрушка, которую прячут, может быть звучащей (бубенчик или звучащий шарик). Тогда участник, который ищет ее, предлагает всем по очереди попрыгать и слушает, у кого зазвенит игрушка.

^ Одеваем куклу

Игра по правилам. Расширяет представления об окружающем мире, позволяет тренировать мелкую моторику (застегивание пуговиц, молний, шнуровка).

Ведущий достает куклу и одежду для нее (по сезону). Каждому из играющих дается предмет одежды, дальше все по очереди одевают куклу.

Вариант: если игра проводится в группе, в которой дети не могут сами одевать куклу, то их задачей становится выбрать и подать ведущему нужный предмет одежды.

^ Померяй шляпу!

Игра по правилам.

Ведущий достает какой-нибудь интересный головной убор (шляпу, колпак и т. п.) и зеркало. Детям по очереди предлагается померить шляпу и полюбоваться на себя в зеркало. Ведущий ориентируется на желание детей – «Кто хочет?»

Вариант: можно принести много разных шляп и пред ложить каждому, кто надел, ответить на вопрос: «Для человека какой профессии эта шляпа подходит?»

^ Правая и левая

Ритмическая игра на подражание и освоение схемы тела.

Правая и левая водят поезда.

Правая и левая строят города.

Правая и левая могут шить и штопать.

Правая и левая могут громко хлопать.

Ночь стоит над городом,

Руки так устали,

Правая и левая спят на одеяле.

Рассказывая стихотворение, участники сопровождают его соответствующими движениями: показывают поочередно правую и левую руки и подражают тем действиям, о которых говорится.

^ Правая рука

Игра на взаимодействие и развитие эмоционального контакта. Может использоваться для выявления предпочтений в группе. Развивает внимание и пространственные представления, учит ждать своей очереди.

Тук, тук, правая рука.

Миша, сядь справа от меня.

В круг ставят лишний стул. Тот участник, справа от которого оказывается пустой стул, стучит по нему правой рукой и произносит стихотворение, вставляя в него имя ребенка или взрослого, которого хочет позвать. Участник, чье имя назвали, пересаживается. Теперь роль водящего выполняет сидящий слева от пустого стула.

^ Раз-два-три, посмотри

Раз-два-три, посмотри,

Это – я, это – ты.

Участники рассказывают стихотворение, хлопая в ладоши и показывая на себя и других.

^ Рыбка плавала в пруду

Ритмическая игра.

Рыбка плавала в пруду.

Папа выловил одну.

Мама жарила полдня.

Ну а съел, конечно, я!

Участники рассказывают стихотворение, сопровождая слова соответствующими жестами.

^ Свинка Ненила

Ритмическая игра, в которой можно решать задачи расширения словаря и развития подражания.

Свинка Ненила

сыночка хвалила:

«Ты мой хорошенький,

ты мой пригоженький,

Ходит бочком,

Ушки торчком,

Хвостик крючком,

Нос пятачком».

Каждый из участников сначала гладит соседа, потом ставит руки в боки, показывает, какие у свинки ушки (руки на голове), хвостик (выставить согнутый указательный пальчик) и нос (кулачок возле носа).

^ Сижу, сижу на камушке

Игра на взаимодействие с сенсорным и ритмическим компонентами. Позволяет развивать эмоциональный контакт и способы выражения эмоций. Выявляет предпочтения среди детей в группе.

Сижу, сижу на камушке,

Сижу на горючем.

А кто меня крепко любит?

А кто пожалеет?

Кто меня сменит?

Ребенок-водящий садится в центр круга на стульчик, ему на плечи или на голову надевают платочек. Все поют грустную народную песню. Тот, кто в конце песни погладил водящего, садится на его место.

Вариант: все участники жалеют и гладят того, кто сидит в середине. После этого он выбирает следующего водящего.

^ Собираем пирамиду (Строим дом)

Игра по правилам, которая учит ждать своей очереди. Способствует развитию зрительно-моторной координации и слухового внимания.

Детям раздают большие кольца от пирамиды. Педагог называет имя ребенка, после чего он встает и надевает свое кольцо на стержень.

Вариант: педагог называет цвет следующего кольца. Можно строить не пирамиду, а дом (башню) из больших кубиков.

Солнышко

Ритмическая игра на подражание, позволяет тренировать координацию движений.

Солнышко, солнышко,

Золотое донышко.

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Побежал в лесу ручей.

Прилетели сто грачей.

А сугробы тают, тают.

А цветочки подрастают.

Участники берутся за руки, рассказывают стихотворение и сопровождают его движениями. Первая строка – тянутся вверх, вторая – опускают руки вниз. Третья и четвертая – поднимают руки вверх и раскачиваются. Далее изображают руками волны в ручье и крылья грачей. В конце каждый сначала медленно тянется до пола, а потом медленно поднимает руки вверх.

^ Так мы топаем ногами...

Ритмическая игра. Облегчает формирование образа себя, способствует развитию речи.

Так мы топаем ногами,

мы ногами, мы ногами,

Так мы топаем ногами

Солнечным весенним днем.

Так мы хлопаем в ладоши,

мы в ладоши, мы в ладоши,

Так мы хлопаем в ладоши

Солнечным весенним днем,

и т. д.

Участники рассказывают стихотворение и выполняют те действия, о которых говорят. Можно имитировать действия, которые ребенок делает по утрам («Так лицо мы умываем», «Так мы волосы причешем» и т. д.). Если возможно, то предлагаем детям самим придумать, что еще они хотят показать. В другое время года и в другую погоду меняют последнюю строчку (например, «пасмурным осенним днем» и т. д.).

^ Та-та – два кота

Ритмическая игра, способствующая формированию схемы тела.

Та-та – два кота.

Два оранжевых хвоста,

Один кот в стакане,

Весь живот в сметане.

Участники рассказывают стихотворение и одновременно хлопают в ладоши или по коленям. На последнюю строчку гладят (отряхивают) живот. Игра повторяется для других частей тела.

^ Ты, веревочка, крутись...

Ритмическая игра с правилами. Позволяет решать следующие задачи: развитие координации и взаимодействия рук, умение ждать своей очереди, тренировка слухового внимания.

Ты, веревочка, крутись.

Заинька, остановись,

Мне в ладошку попадись.

Для игры нужна длинная веревка, концы которой связаны между собой – получается кольцо, за которое могут взяться все участники КРУГа. К веревке привязана игрушка. Обычно используют игрушку, у которой с помощью простого действия можно получить интересный результат (например, мышонок, который пищит, если нажать ему на живот; лягушка, которая дрожит, если ее потянуть за «хвост», и др.). Все перебирают руками веревочку, передвигая игрушку по кругу, читая стихотворение. Тот, у кого оказалась игрушка, когда стихотворение закончилось, играет с ней.

Вариант: на веревочке может быть привязан предмет из темы, которая сейчас изучается на других занятиях. Например, это могут быть две шишки – еловая и сосновая. Когда стихотворение закончилось и веревочка остановилась, ведущий спрашивает, у кого какая шишка.

^ У Авдотьи, у старушки

Игра по правилам. Помогает развитию зрительного и слухового внимания, формированию схемы тела, развитию пространственных представлений.

У Авдотьи, у старушки

Жили в маленькой избушке

Пять сыновей и пять дочерей

Все без бровей.

Вот с такими ушами,

Вот с такими носами,

Вот с такими боками,

Вот с такими животами.

Не пили они, не ели,

Друг на друга все глядели.

Разом сделали вот так!

Участники рассказывают стихотворение, сопровождая стихи движениями. При словах «вот так» ведущий показывает какую-то позу или движение, участники игры ее повторяют. Следующим ведущим становится тот, у кого лучше всех получилось. (Важно, чтобы каждый из детей побывал в роли ведущего.)

Вариант: слова последней строки можно заменить на следующие: «Разом сделали как... (назвать имя ребенка)». Это позволит детям быстрее выучить имена друг друга, а ребенку, имя которого назвали, требуется быстро придумать и показать движение.

^ У Маруси две ноги

Ритмическая игра, направленная на развитие координации, внимания и формирования интонационной стороны речи, чувства ритма.

У Маруси две ноги:

раз, два.

Значит, и ботинок надо:

раз, два.

Ботинки одинаковые,

новенькие, лаковые,

С белыми носочками,

с красными шнурочками.

Обуть, нарядиться,

в дорогу пуститься.

Участники рассказывают стихотворение и одновременно хлопают себя по коленкам. На «Раз, два» выставляют вперед ноги по одной и затем прячут. Если участникам это трудно, можно добавлять слово: «Спрятали». Пятую и шестую строчки говорят, постепенно увеличивая темп. Последняя строка проговаривается медленно.

^ У оленя дом большой

Ритмическая игра на подражание. Позволяет работать над темпом.

У оленя дом большой,

Он глядит в свое окно.

Заяц по лесу бежит,

В дверь к нему стучит:

«Тук, тук, дверь открой!

Там в лесу охотник злой!»

«Зайка, зайка, забегай,

Лапу мне давай!»

Рассказывая стихотворение, участники сопровождают его соответствующими движениями.

Вариант: можно рассказывать и показывать стихотворение несколько раз подряд, постепенно, от раза к разу увеличивая темп.

^ Угадай, чей голосок

Игра на взаимодействие и развитие эмоционального контакта. Может использоваться для выявления предпочтений в группе. Развивает слуховое внимание, восприятие.

Водящий садится в центр круга и закрывает глаза. Кто-нибудь из детей зовет его по имени. Водящий отгадывает, кто его позвал.

Федя-Бредя

Ритмическая игра, направленная на эмоциональное заражение, включение в деятельность и стимуляцию речи.

Федя-Бредя съел медведя,

Упал в яму, крикнул: «Мама!»

Участники берутся за руки, размахивают ими вверх-вниз, увеличивая темп. В конце хором кричат: «Мама!»

Цирк

Игра по правилам, которая учит детей ждать своей очереди, развивает внимание. Может использоваться для закрепления нового лексического материала.

Детям раздают игрушечных зверей, в центре круга ставят тазик – «бассейн». По команде «Слон, прыгай!» тот ребенок, у кого в руках слон, кидает его в тазик.

Вариант: вместо зверей могут быть птицы или насекомые, в том числе сделанные своими руками.

^ Чей ботинок?

Игра по правилам, позволяет развивать внимание, речевую активность.

Ведущий (им может быть как педагог, так и ребенок) просит детей снять по одному ботинку и собирает всю обувь в мешок. Потом достает по одному и спрашивает: «Чей ботинок?» Хозяин ботинка говорит: «Мой!», «Дай!» или просит жестом. Если ребенок не может сам сориентироваться, педагог помогает ему. Если хозяин ботинка не нашелся сразу, ботинок кладут обратно.

Вариант: можно предлагать всем снять именно левый / правый ботинок.

Черепаха

Ритмическая игра, направленная на развитие сенсорной сферы и обогащение сенсорного опыта. Помогает развитию слухового внимания, формированию схемы тела.

Шла большая черепаха

И кусала всех со страха.

За плечи (ножки / бока / спинку...).

Кусь-кусь-кусь-кусь –

Никого я не боюсь!

Участники рассказывают стихотворение и одновременно стучат руками по коленкам или по полу. Когда ведущий называет часть тела, которую «кусает» черепаха (например, ножки), все прячут свои ножки от черепахи. Со словами «Кусь-кусь-кусь-кусь – никого я не боюсь!» ведущий и другие взрослые щипают за ножки тех детей, которые их не спрятали, привлекая внимание к соответствующей части тела, дожидаясь эмоциональной реакции. Игра повторяется, а водящий называет другие части тела.

^ Шагает слоненок

Ритмическая игра на подражание. Помогает освоению пространства.

Шагает слоненок, скорей погляди.

Хобот большой у него впереди,

Хвостик смешной у него позади.

Две толстых ноги идут впереди,

Две толстых ноги идут позади.

О нем я спою, а ты погляди.

Участники рассказывают стихотворение и сопровождают его движениями: изображают хвост, хобот, «топают» руками, топают ногами, показывают на себя и на любого из играющих.

Шалтай-Болтай

Ритмическая игра с сенсорным компонентом (тактильное воздействие). Способствует стимуляции речи, развитию двигательной координации.

Шалтай-Болтай сидел на стене,

Шалтай-Болтай свалился во сне.

Вся королевская конница

И вся королевская рать

Не могут Шалтая,

Не могут Болтая,

Шалтая-Болтая собрать.

Все участники КРУГа садятся поплотнее (обычно для этого делают круг поменьше), берутся за руки и рассказывают стихотворение «Шалтай-Болтай», раскачиваясь из стороны в сторону и подталкивая при этом соседей плечами или локтями. Со словами «свалился во сне» наклоняются вперед, а со словом «собрать» – сначала поднимают руки вверх, а потом снова наклоняются.

Вариант: если участники сидят на полу на подушках, то в конце стихотворения можно «падать» назад.

«Медвежата»

При проведении этой игры надо чтобы дети стояли в кругу. Водящий начинает читать стихи, показывая участника движения в соответствии с текстом и следит, чтобы они выполнялись.

Ход игры:

Гуляет по лесочку (Ходят, взявшись за руки по кругу)

Семейство медвежат

Под лапами листочки

И веточки хрустят

Под елочкою сели, (присели на корточки)

Решили отдохнуть,

Закрыли мишки глазки

Им хочется вздремнуть (закрыли глаза руками)

Немного отдохнули

И снова в дальний путь

Идут ногами топают

По лесу только хруст (топают ногами)

Пошло кругом веселье

Медведей не унять

Под елочкой зеленой

Все начали плясать (все танцуют)
«Запрещенное движение»

Правила игры. Играющие, образуя круг, в точности повторяют все движения ведущего, кроме одного( двух-пяти) названных, показанных ведущим.
«Передай и садись»

Дети стоят в кругу, один ребенок передает мяч, другому и присаживается на корточки, второй – следующему и, предав, тоже присаживается и т.д. Чтобы выпрямиться, надо передать мяч другом и встать и так делают все играющие, стоящие в кругу.
«Из семечка – в дерево»

Играющие образуют круг, в центре которого стоит взрослый.

Содержание игры. Взрослый исполняет роль садовника, дети - семян. По ходу игры они приседают, сжимаются в комочки, втягивают голову в плечи, прикрывают голову руками.

Взрослый-садовник поливает «семена», поглаживая их по голове, следит за ростом.

С наступлением теплых весенних дней «семена» начинают прорастать – дети медленно поднимаются; раскрываются листочки - поднимают руки; растут стебельки- вытягивают тело; появляются веточки с бутонами – руки вытягиваются в стороны, пальцы сжимаются. Наступает радостный момент: бутоны лопаются – дети резко разжимают кулачки (ростки превращаются в прекрасные цветы).

Наступает лето, цветы хорошеют с каждым днем – дети любуются собой, улыбаясь цветам-соседям, кланяются, слегка дотрагиваясь до них своими лепестками. Но вот подул холодный осенний ветер – закачались цветы в разные стороны; борясь с непогодой – машут руками, наклоняют голову, корпус.

Ветер срывает листья руки опускаются, цветы сгибаются, клонятся к земле. Выпал первый снежок – цветы вновь превращаются в маленькие семечки, укутанные снегом до наступления весны. Воспитатель, обходя играющих, ласково поглаживает каждого.
«Здравствуй!»

«Здравствуйте! Что значит это слово? Это пожелание доброго здоровья. А когда человек желает кому-либо добра, добро возвращается к нему во 100 раз больше. А еще можно поделиться, добром взявшись за руки. Получился круг. Это символ добра, дружбы, любви…

Держась за руки, мы делимся друг с другом добрым здоровьем, добрым настроением, добрыми мыслями, добрыми чувствами, добрыми улыбками, добрыми словами.

Каждый ребенок должен поприветствовать каждого стоящего - с помощью слов: здравствуйте, привет, доброе утро, добрый день и т.п. Поделились добрым здоровьем, добрым настроением, а теперь можно поиграть.
«Бабушка Маланья»

Правила игры. Один из игроков, водящий, придумывает какое-нибудь оригинальное движение, остальные его повторяют. Задача играющих – не только согласованно выполнять каждое его движение, но и создавать веселое настроение.

Ход игры. Дети вместе с взрослым образуют круг, в середине которого один из играющих изображает бабушку Маланью. (На бабушке платочек и фартучек.) Запевается смешная песенка, оживляемая выразительными.

У Маланьи, у старушки

Жили в маленькой избушке

Семь сыновей (дети двигаются по кругу, держась за руки),

Все без бровей.

Вот с такими ушами,

Вот с такими усами,

Вот с такими носами,

С такой головой,

С такой бородой (останавливаются и жестами и мимикой изображают то, о чем говорится в тексте: закрывают руками брови, делают «круглые глаза», большие нос и уши. Показывают длинные усы, огромную голову, длинную бороду).

Ничего не ели,

Целый день сидели (присаживаются на корточки),

На нее глядели, делали вот так (повторяют за ведущим любое смешное движение).
«Кто к тебе прикоснулся?»

Дети стоят в кругу, одному из детей завязываю платочком глаза. Воспитатель молча (дети тоже соблюдают правило «тишины») указывает на того ребенка, который подойдет и погладит ребенка с закрытыми глазами по руке, голове, спине, возьмет за ладошки и т.п. Тот, к кому прикачаются должен отгадать того, кто к нему прикоснулся.
«Кто крепче всех пожал руку?»

Дети стоят в кругу или сидят на стульчиках, водящий подходит к каждому ребенку. Все жмут руку водящему. Водящий. Ориентируясь на свои ощущения, должен определить - кто крепче всех пожал руку.

«Жизнь в лесу»

Воспитатель садится на ковер, рассаживая вокруг себя детей. Представьте себе, что вы оказались в лесу и говорите на разных языках. Но вам надо как-то общаться между собой. Как это сделать?

Как спросить о чем-нибудь, как выразить свое доброжелательное отношение, не проронив ни слова? Чтобы задать вопрос: как дела? Подбираем жест, чтобы ответить, что все хорошо. Наклоняем голову к плечу друга, когда хотим выразить дружбу и любовь или ласково гладим по голове.

Дальнейший ход игры разворачивается произвольно, воспитатель следит за тем, чтобы дети не разговаривали.
«Ожившие игрушки»

Воспитатель. (садится на ковер, рассаживая детей вокруг себя). Вам, наверное, рассказывали или читали сказки о том, как оживают ночью игрушки. Закройте, пожалуйста, глаза и представьте свою самую любимую игрушку, вообразите что она, проснувшись, делает ночью. Представили? Тогда предлагаю вам исполнить роль любимой игрушки и познакомиться с остальными игрушками. Только опять-таки все наши действия выполняем молча, чтобы не разбудить старших. А после игры попробуем отгадать, кто какую игрушку изображал.

По окончании игры дети по просьбе педагога рассказывают, кто кого изображал. Если кто-либо затрудняется, взрослый предлагает еще раз.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по освоению обучающимися метода «круг» Лырова Оксана Сергеевна iconМетодические рекомендации учителю музыки Автор-составитель : Литовченко Юлия Сергеевна Научный
Данные методические рекомендации выполнены в рамках курсового проекта «Татарская диаспора Приазовья: реализация регионального компонента...

Методические рекомендации по освоению обучающимися метода «круг» Лырова Оксана Сергеевна iconМетодические рекомендации по освоению учебного материала литература
Автор: Калинникова Н. Я., старший преподаватель, к п н кафедры общественных дисциплин

Методические рекомендации по освоению обучающимися метода «круг» Лырова Оксана Сергеевна iconМетодические рекомендации по освоению учебного материала 62 литература 64
Задача 3/ Используя систему с фиксированным размером заказа, рассчитайте запас точки заказа и представьте решение графически, если...

Методические рекомендации по освоению обучающимися метода «круг» Лырова Оксана Сергеевна iconОрганизация воспитательной работы с обучающимися по теме «безопасное...
Данилова З. В., методист кафедры охраны здоровья участников образовательного процесса ао иппк ро

Методические рекомендации по освоению обучающимися метода «круг» Лырова Оксана Сергеевна iconМетодические рекомендации Предисловие Глава Методические рекомендации к разделу «Здоровье»
Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта

Методические рекомендации по освоению обучающимися метода «круг» Лырова Оксана Сергеевна iconМетодические рекомендации по составлению дополнительных образовательных...
Санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям дополнительного образования детей

Методические рекомендации по освоению обучающимися метода «круг» Лырова Оксана Сергеевна iconМетодические рекомендации по выполнению курсового проекта по дисциплине...
Методические рекомендации для студентов специальности 050501. 65 Профессиональное обучение (дизайн)

Методические рекомендации по освоению обучающимися метода «круг» Лырова Оксана Сергеевна iconМетодические рекомендации предназначены для организации самостоятельной...
Методические рекомендации составлены на основе учебной программы по дисциплине «Педагогические технологии», соответствующей государственному...

Методические рекомендации по освоению обучающимися метода «круг» Лырова Оксана Сергеевна iconМетодические рекомендации по расчету и сбору платежей населения за жилищно-коммунальные услуги
Настоящие «Методические рекомендации» разработаны ООО «нкц жкх» (авторы: Бурец Д. О., к э н. Кабалинский А. И.)

Методические рекомендации по освоению обучающимися метода «круг» Лырова Оксана Сергеевна iconМетодические рекомендации Казань 2010 г
Методические рекомендации предназначены для врачей Роспотребнадзора, профпатологов, специалистов медико-санитарных частей, руководителей...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница