Гвоздева А. Поэтическое слово о войне




Скачать 47.97 Kb.
НазваниеГвоздева А. Поэтическое слово о войне
Дата публикации22.02.2014
Размер47.97 Kb.
ТипДокументы
lit-yaz.ru > Военное дело > Документы
Гвоздева А.
Поэтическое слово о войне
Мы живем в мирное время. Мы не знаем, что такое ежедневные ночные бомбежки, мы не умеем рыть окопы. Мы не знаем, что значит война в online-режиме…

В этом году мы празднуем 65-ую годовщину победы в Великой Отечественной войне. Эта победа далась славянскому народу катастрофическими потерями…

Как говорится, когда гремит оружие, музы молчат, но эта латинская поговорка ни в коей мере не относится к нашей Великой Отечественной войне. Вся жизнь того времени и на фронтах и в тылу была буквально пронизана поэзией, особенно в ее музыкальном, песенном воплощении.

«…Песня нам строить и жить помогает…» именно эти строчки могли бы показать неоценимое значение песен в годы войны, только вот слово «жить» я бы поменяла на «выживать»…Почему именно песни? Да потому что грань между поэтом и создателем слов песни была тогда несущественной и зыбкой. Так, не связанная с песней, скорее уж "разговорная" поэзия Александра Твардовского воспринималась в качестве глубоко родственной творчеству Михаила Исаковского, которое пребывало как бы на рубеже стиха и песни, а профессиональный "песенник" Алексей Фатьянов был столь близок Исаковскому, что ему могли приписывать произведения последнего (скажем, всем известное "Где ж вы, где ж вы, очи карие...") и наоборот (фатьяновские "Соловьи" звучали в унисон с "В лесу прифронтовом" Исаковского).

Впрочем, не только песни, но и сами по себе стихи подчас обретали тогда широчайшую, поистине всенародную известность, как, например, главы "Василия Теркина" или симоновское "Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...". Все это, безусловно, подтвердит самое придирчивое исследование бытия людей в те годы, и все это несомненно для каждого, кто жил в то время. Автору этого сочинения ко дню Победы было около пятнадцати лет, и в памяти с полной ясностью хранится впечатление о повседневной, всепроникающей и поистине могучей роли, которую играло в военные годы поэтическое слово как таковое - и тем более в его песенном воплощении. Едва ли будет гиперболой утверждение, что это слово явилось очень весомым и, более того, необходимым "фактором" победы...

Стоит сказать, что поэтическое слово имело в то время значение, сопоставимое, допустим, со значением всех боевых приказов и тыловых распоряжений. И без конкретной характеристики участия этого слова в повседневной деятельности людей, в сущности, нельзя воссоздать реальную историю военных лет во всей ее полноте.

Военная поэзия зачастую не отражала реальную картину действительности – это попросту не являлось ее целью. Чаще же военные стихотворения и песни показывали героические подвиги борцов с фашистскими захватчиками и, в противовес им, подлых и жестоких врагов. Преобладающее большинство обретавших широкое и прочное признание стихотворений (включая "песенные") тех лет никак нельзя отнести к "батальной" поэзии; нередко в них даже вообще нет образных деталей, непосредственно связанных с боевыми действиями, хотя в то же время ясно, что они всецело порождены войной.

Это, конечно, не значит, что вообще не сочинялись стихотворения и целые поэмы, отображающие сражения, гибель людей, разрушения и т. п., однако не они были в центре внимания в годы войны, и не они сохранили свое значение до наших дней - спустя 65 лет после Победы.

Битва с врагом, как утверждает поэзия войны, призвана спасти не только (и даже не столько) политическую независимость и непосредственно связанные с ней стороны нашего бытия, но это бытие во всех его проявлениях - наши города и деревни с их обликом и бытом, любовь и дружбу, леса и степи, зверей и птиц - все это так или иначе присутствует в поэзии того времени. Михаил Исаковский, не опасаясь впасть в наивность, писал в 1942 году:

Мы шли молчаливой толпою,

Прощайте, родные места!

И беженской нашей слезою

Дорога была залита.

Вздымалось над селами пламя,

Вдали грохотали бои,

И птицы летели за нами,

Покинув гнездовья свои…

Поэзия, в сущности, сознавала этот смысл войны с самого начала, и, между прочим, те авторы, которые сегодня пытаются толковать одно из проявлений извечного противостояние двух континентов как бессмысленную схватку двух тоталитарных режимов, должны, если они последовательны, отвергнуть и поэзию тех лет, в том числе стихотворения Анны Ахматовой, написанные в 1941-1945 годах и объединенные ею впоследствии в цикл под заглавием "Ветер войны". Напомню вошедшие тогда в души людей строки, написанные 23 февраля 1942 года и опубликованные вскоре, 8 марта, в "главной" газете "Правда":

Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах

И мужество нас не покинет...

На весах лежит даже слово:

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесем,

И внукам дадим и от плена спасем

Навеки!

Песни во время войны были всеобщим достоянием. Не менее важно, что народное самосознание выражалось в них наиболее концентрированно и заостренно. И, наконец, нельзя не отметить, что целый ряд этих песен сохраняет свое значение и сегодня: их поют теперь уже и правнуки тех, кто застал войну - поют, собравшись где-либо, и даже перед телекамерами (имеются в виду совсем молодые певцы и певицы). Правда, последнее бывает не столь часто, но надо скорее удивляться тому, что вообще бывает, если учитывать, какие персоны заправляют сейчас телевидением.

Вспомним хотя бы десяток песен, созданных в 1941-1945 годах, известных во время войны всем и каждому и продолжающих свою жизнь по сей день; "В лесу прифронтовом" ("С берез неслышен, невесом..."), "Огонек" ("На позицию девушка провожала бойца..,") и "Враги сожгли родную хату..." Михаила Исаковского, "Соловьи" ("Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат..."), "На солнечной поляночке..." и "Давно мы дома не были" ("Горит свечи огарочек.,.") Алексея Фатьянова, "В землянке" ("Бьется в тесной печурке огонь...") Алексея Суркова, "Дороги" ("Эх, дороги, пыль да туман,..") Льва Ошанина, "Случайный вальс" ("Ночь коротка, спят облака...") Евгения Долматовского, "Темная ночь" Владимира Агагова и т.д. Слова этих песен, конечно же, всецело порождены войной, но на первом плане в них - не война, а тот мир, который она призвана спасти.

Есть и еще одна песня, порядком отличающаяся от всех вышеперечисленных – «Священная война». Но, во-первых, она одна такая, а, во-вторых, это не столько песня, сколько военный гимн. В "Священной войне" имеются своего рода опорные строки, которые находили и находят мощный отзвук в душах людей:

...Вставай на смертный бой .

...Идет война народная, Священная война...

И о противнике:

Как два различных полюса

Во всем враждебны мы...

И призыв, близкий по смыслу другим песням:

...Пойдем ломить всей силою,

Всем сердцем, всей душой

За землю нашу милую...

Надо иметь в виду, что гимн этот люди, в общем, не столько пели, сколько слушали, подпевая ему "в душе", и едва ли помнили его слова в целом,- только "опорные". И в наше время это величественное музыкальное произведение никого не оставляет в равнодушных, а на лицах ветеранов вызывает слезу счастья за такую тяжелую победу…

Нынешнее молодое поколение дорожит и теми или иными стихотворениями, песнями и поэмами, созданными в годы войны, но полностью убедиться в этом не так легко, а вот тогдашние песни, звучащие сегодня из молодых уст в телестудиях, концертных залах или попросту на улице - убеждают. И это не может не радовать! Ведь не все потеряно, если на слуху то, что пели наши прадеды, давшие нам жизнь своим великим подвигом, то, что давало им силы жить, то, что дает нам возможность помнить…

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Гвоздева А. Поэтическое слово о войне iconКонкурс рисунков и стихотворений «Слово о войне»
К 65-летию Победы в Великой Отечественной войне был объявлен районный конкурс рисунков и стихотворений «Слово о войне». В школьном...

Гвоздева А. Поэтическое слово о войне iconУрок по литературе Тема. Поэтическое изображение подвига народа в...
Тема. Поэтическое изображение подвига народа в войне 1812 года. Цель: учить анализировать содержание произведения

Гвоздева А. Поэтическое слово о войне iconСоставьте кроссворд
В каком из стихотворений Лермонтова поэтическое слово сравнивается с вечевым колоколом?

Гвоздева А. Поэтическое слово о войне iconИ, полно! что за страх ребячий?
И, напротив, ничего поэтического не имеющее под собой поэтическое слово не может именоваться даже и прозою

Гвоздева А. Поэтическое слово о войне iconУрок литературы в 6-м классе «Родная природа в стихотворениях русских поэтов XX века»
Дать детям возможность почувствовать красоту родной природы через поэтическое слово

Гвоздева А. Поэтическое слово о войне iconВ. А. Шульская
Помнится, как на уроке, посвящённом естественной радиоактивности, решила зачитать строки из своего стихотворения «Марии Кюри» – на...

Гвоздева А. Поэтическое слово о войне iconУчебно-методическое пособие Петрозаводск 2008 Составитель, автор...
Гвоздева М. С. зав кафедрой английского языка факультета иностранных языков кгпу, кандидат педагогических наук, доцент

Гвоздева А. Поэтическое слово о войне iconЛюбить поэзию…этому надо учить
Действительно, поэзия раздвигает перед всеми рамки видения того, что нас окружает, даёт понять, как своеобразен и неповторим мир...

Гвоздева А. Поэтическое слово о войне icon«У войны не женское лицо…»
Так уж случилось, что наша память о войне и все наши представления о войне – мужские. Это и понятно: ведь воевали, в основном, мужчины....

Гвоздева А. Поэтическое слово о войне iconМама – главное слово в нашей судьбе
«Мама». Слово, которое ребенок говорит чаще всего – это слово «мама». Слово, при котором взрослый хмурый человек улыбнется, это тоже...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница