Задача учителя




Скачать 84.99 Kb.
НазваниеЗадача учителя
Дата публикации19.06.2014
Размер84.99 Kb.
ТипЗадача
lit-yaz.ru > Военное дело > Задача
Литературная гостиная «Военная проза Бориса Васильева»

Изучение произведений, посвященных Великой Отечественной войне, в современной школе становится проблемой, требующей пристального внимания, что связано со многими причинами. Это и разнообразие подходов к событиям войны в современной исторической науке. Это и различные, порой совершенно не совпадающие трактовки понимания военного подвига. Но ещё одной проблемой становится выбор произведений для изучения на уроке и внеклассного чтения. Программа по литературе рекомендует В.Астафьева, В.Быкова, К.Воробьёва, В.Богомолова, Е.Носова и многих других писателей. Все эти произведения достойны того, чтобы их читать и изучать. Но мы остановились на военной прозе Б.Васильева, потому что старшеклассников увлекает не только сюжет произведений о Великой Отечественной войне, но и характер подвига, его истоки; они хотят понять, что это было за время и что это были за люди, которые мужественно и необыкновенно дерзко глядели в лицо смерти.

В практику современного учителя литературы давно вошли семинарские занятия, лекции, конференции, диспуты, мультимедийные презентации. Однако наиболее эффективный формой урока внеклассного чтения на тему Великой Отечественной войны может стать литературная гостиная.

^ Задача учителя - показать, что время подтвердило, как необходимо нам знание жизни и опыта того героического поколения, выдержавшего испытание огнем. Без этого нельзя понять ни день сегодняшний, ни день завтрашний.

Игровое пространство можно представить в виде леса. Закреплённые в разных местах ветви, сучья, пни помогут ощутить это. Названия произведений Б.Васильева читаются то как чудом сохранившаяся табличка «Завтра была война», то как обожженный дорожный указатель «А зори здесь тихие…», то как часть разрушенной кирпичной стены «В списках не значился…» и т.д. В центре можно расположить макет вечного огня или сложить плащ-палатку, так как именно плащ-палатка – исторический документ военных лет.

Гости располагаются внутри игрового пространства. Действие должно происходить непосредственно между ними.

Школьники заранее читают повести Б.Васильева, готовят инсценированные отрывки из произведений. Некоторые эпизоды можно зачитывать в ролях. Письмо Вики Люберецкой можно передавать из рук в руки, читая его вслух. Слова ведущих можно иллюстрировать кадрами военной хроники, спроецированными на экран.

В конце действия из разных уголков гостиной ребята передают цветы и кладут их в центре.

Звучит песня в исполнении А.Розенбаума «А может, не было войны».

Ведущий 1:

Мы не стали Пушкиными и Толстыми, Суриковыми и Репиными, Мусоргскими и Чайковскими. Мы не стали учеными, инженерами, рабочими, колхозниками. Мы не стали мужьями, отцами, дедами. Мы стали ничем и всем: землёй. Потому что мы стали солдатами. Мы взрывали, вместо того, чтобы строить, ломали, вместо того, чтобы ремонтировать, калечили, вместо того, чтобы помогать, и убивали, вместо того, чтобы в счастье и нежности зачинать новые жизни. Говорю «Мы» не потому, что хочу урвать кроху вашей военной славы, знакомые и незнакомые ровесники мои…

Ведущий 2:

Писательские судьбы складываются по-разному. Борис Васильев – участник Великой Отечественной, затем кадровый военный, и потому солдатскую долю испил до конца. «Мы, родившиеся сразу после гражданской войны, минуя молодость и юность, шагнули прямо из детства на фронты Отечественной. С этого началась для меня военная тема. Я был и кавалеристом, и пехотинцем, и десантником, и пулеметчиком, и танкистом. Воевал я недолго, но увидел и пережил многое. Не писать о войне я не мог: у меня был долг перед теми, кто погиб, кто остался там…»

Эпизод первый:

Сцена отправки девушек на поиски немцев. (От «Приказано выделить в ваше распоряжение пять человек…» до «… Двинулись… сзади шли Комелькова и Галя Четвертак».(Б.Васильев «А зори здесь тихие», - М., «ВиМО», 1993, стр. 154-159.Гл 3)

Ведущий 1:

Вряд ли есть у литературных произведений более счастливая судьба, чем у повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие…». Она сразу увидела свет, её заметили и приняли читатели и критики. «Я хотел рассказать о пережитом сегодняшним девятнадцатилетним. Рассказать так, чтобы они сами словно бы прошли дорогами войны, чтобы погибшие девочки показались им близкими, понятными». (Б.Васильев)

Ведущий 2:

Строгая Рита Осянина, мстившая гитлеровцам за гибель своего мужа, старшего лейтенанта, убитого на второй день войны. Общительная и озорная красавица Женя Комелькова, «высокая, рыжая, белокожая. А глаза детские». У неё тоже личный счёт к фашистам, расстрелявшим на её глазах мать, сестру, брата. Все свои 19 лет прожила Лиза Бричкина ожиданием завтрашнего светлого дня, да так и не увидела его. Погибла, неосторожно оступившись в трясине.

В перестрелке погибли Соня Гурвич и Галя Четвертак.

Эпизод второй:

Последний разговор раненого старшины и умирающей Ритой Осяниной. (От «… Положил ведь я вас: всех пятерых положил, а за что?...» до «… Родина ведь не с каналов начинается. Совсем не оттуда. А мы её защищаем. Сначала её, а уж потом канал». Васильев Б. «А зори здесь тихие». – М., «ВиМО», 1993, гл 14, стр.237-238.)

Ведущий 1:

Повесть Бориса Львовича Васильева начинается улыбчиво: на удаленном от фронта разъезде, среди лесов и болот Карелии под командой старшины Васкова оказались два отделения зенитчиц. Девушки озорные и весёлые, ведут себя не так, как положено на войне: «днем разводили бесконечные постирушки», беззаботно прогуливались по лесу, «трещали как сороки», загорали, а «портянки намотаны, словно шарфики».

Ведущий 2:

Сначала это вызывает улыбку, даже не верится, что им придется воевать, стрелять. Но рядом – война, страшная, беспощадная, рядом – смерть этих чудесных, полных жизни полюбившихся нам девушек. Все переменило внезапное появление немцев, случайно обнаруженных в лесу.

Эпизод третий:

Отрывок – «Гибель Жени Комельковой». (От «Женька секунду смотрела на неё в упор, а потом, схватив автомат, кинулась к берегу, уже не оглядываясь…» до «… Но она стреляла, пока были патроны, стреляла лежа, уже не пытаясь убежать, потому что с кровью уходили и силы. И немцы добили её в упор, а потом долго смотрели на её и после смерти гордое и прекрасное лицо…» ) (Васильев Б. «А Зори Здесь тихие…» М., «ВиМО», 1993г. Гл.13 стр. 234-236)

^ Звучит трагическая музыка.

Ведущий 1:

Да, война – это страшное испытание. Когда на фронте гибнут мужчины, это больно, горько, страшно, но это естественно. Долг мужчины издревле – защищать свою родину ценою собственной жизни. Это долг. Но когда погибают девушки – это уже не война. Это убийство.

^ Звучит «Довоенный вальс»(муз. П.Аедоницкого, стихи Ф.Лаубе)

Ведущий 2:

«На крайнем западе нашей страны стоит Брестская крепость. Здесь громко не говорят: слишком оглушающими были дни сорок первого года и слишком многое помнят эти камни… Не спешите. Вспомните. И поклонитесь. Историки не любят легенд, но вам непременно расскажут о неизвестном защитнике, которого немцам удалось взять только на десятом месяце войны. На десятом, в апреле 1942года.Почти год сражался этот человек. Год боёв в неизвестности, без приказов и тылов, без смены и писем из дома. Время не донесло ни его имени, ни звания, но мы знаем, что это был русский солдат». ( Васильев Б. «В списках не значился». – М., «Вече», 2010г., стр.211 ).

Ведущий 1:

Молоденький лейтенант Николай Плужников, только что окончивший военное училище, прибывает в Брестскую крепость для прохождения службы в ночь на 22июня 1941 года.

Ведущий 2:

«Мы были высоки, русоволосы,

Вы в книгах прочитаете, как миф,

О людях, что ушли, не долюбив,

Не докурив последней папиросы».

(Н.Майоров)

Ведущий 1:

Коля Плужников –это память о них, живых и мертвых, которые в июне 1941 года грудью встали на защиту Родины. Потеряв товарищей, оставшись один, Николай Плужников принимает решение разработать тактику «личной войны с фашистской Германией». И главная цель – «победить».

Ведущий 2:

«Победить. Потому что человека нельзя победить, если он этого не хочет. Убить можно, а победить нельзя…Человека победить невозможно, даже убив. Человек выше смерти. Выше». Это Николай Плужников подтвердил своей жизнью. Именно Человеком с большой буквы выходит Николай Плужников из борьбы, непобежденным, несдавшимся, свободным.

Эпизод четвертый:

( От «Теперь я могу выйти. Теперь я должен выйти и в последний раз посмотреть им в глаза…» до «Он упал на спину, навзничь, широко раскинув руки, подставив солнцу невидящие, широко открытые глаза. Упал свободным и после жизни, смертию смерть поправ». ( Васильев Б. В списках не значился. – М. «Вече», 2010, стр. 208-211.)

Ведущий 1:

Подвиг –порыв прекрасен. Каждый подвиг во имя жизни прекрасен. Но здесь подвиг, совершаемый без свидетелей, подвиг, перерастающий границы человеческих возможностей. Он выше легенды…

Раздаются победные залпы, звучит мелодия песни «День Победы».

Ведущий 2:

Торжественный финал похода.

Отбой бессонниц и дорог.

У каждого –

четыре года

недосыпаний и тревог.

Ведущий 1:

«Уже двенадцать часов, половина суток, как мир. Мир. Двенадцать часов вся Европа пела и плакала, танцевала, целовалась, ликовала и пьянствовала, потому что большей радости, большего торжества и облегчения не знало человечество за всю свою неласковую историю. А здесь, на этом узком, безлюдном горном перевале, еще умирали люди, и в этот страшный и до ужаса несправедливый час должна была состояться атака. Последний бой после войны принимают герои повести «Встречный бой».

Эпизод пятый:

(От «Последний бой, ребята…» до «…Танки вздрогнули и, заваливаясь на корму, один за другим стали исчезать за крутым гребнем холма…» ( Васильев Б. Встречный бой.// Васильев Б. В списках не значился, - М., Вече, 2010, стр.224-225.)

^ Звучит песня «Последний бой» ( музыка и стихи М.Ножкина).

Эпизод шестой:

(От «От нашего класса у меня остались воспоминания и одна фотография. Групповой портрет с классным руководителем в центре…» до «А из всех мальчиков, что смотрят на меня с фотографии, в живых осталось четверо…»

( Васильев Б. Завтра была война.\\ Васильев Б. А зори здесь тихие…-М., ВиМО, 1993 . Пролог, стр. 7-9.)

Ведущий 1:

Действие романа «Завтра была война» происходит в последнем предвоенном году. Герои романа не знают о грядущей войне, о том, что многим из них придется скоро сложить головы. А герои – целый класс, «наш 9 «б». Довоенная юность Искры Поляковой, Артема Шефера, Вики Люберецкой, Зины Коваленко, Вальки Александрова…

Эпизод седьмой:

«Наша компания тогда была небольшой…» до «Мы ходили в кино, читали вслух книги и – болтали о книгах, о друзьях, недругах и просто так, ни о чем.» (Васильев Б. Завтра была война.//Васильев Б. А зори здесь тихие…-М., ВиМО, 1993. Пролог, стр.9.)

Ведущий 2:

Юность героев романа изображена не идеалистически. Отца Вики Люберецкой арестовывают по обвинению в крупной растрате. Как быстро взрослеет трогательная болтушка и кокетка Зиночка, молчаливый, застенчивый и безупречно верный в дружбе и любви Артем, «атаман в юбке» Искра…

Эпизод восьмой:

Письмо Вики Люберецкой. (От «Дорогая Искра. Когда ты будешь читать это письмо…» до «Нет, я не струсила, что бы обо мне ни говорили, я не струсила. А поступаю так потому, что не могу отказаться от своего отца. Не могу и не хочу». (Васильев Б. Завтра была война.\\Васильев Б. А зори здесь тихие…-М., ВиМО, 1993.Глава 9, стр. 118-119.)
Ведущий 1:

Это письмо написала самая красивая и гордая девочка класса. Гибель Вики не только потрясла ее отца, но и ранила весь этот большой, многоликий, сложный мир, доживающий последние месяцы мирной жизни. Потому что «следующим был тысяча девятьсот сорок первый год». А через сорок лет приехали в родной город четверо оставшихся в живых «мальчиков» - на открытие мемориальной доски в школе.

Эпизод девятый:

Встреча в школе. (От «Девятый «б»,- сказал он, и голос его сорвался…» до «А подполье жило. Жило и било гадов. И мстило за Искорку и маму ее жестоко мстило». (Васильев Б. Завтра была война.\\ Васильев Б. А зори здесь тихие…- М., ВиМО, 1993. Эпилог, стр.134-135.)

Ведущий 2:

И хотя мы узнаем, что многие ребята из 9 «б» погибли в борьбе с фашистами, в нашей памяти их образы остаются полными жизни, поэзии, благородства, а значит – бессмертными.

^ Звучит песня «Поклонимся великим тем годам» (муз. Пахмутовой, стихи М. Львова ).

Ведущий 1:

Книги Бориса Васильева мужественны: и потому, что они рассказывают о героических людях, и потому, что мужественен их стиль. В его произведениях видна огромная сила сочувствия, любви к обыкновенным людям, на которых держалось и будет держаться Отечество, великая наша страна – Россия!

Звучит песня в исполнении Маши Распутиной «Живи, страна!»

Участники и гости литературной гостиной подхватывают песню .Действие завершается.





Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Задача учителя iconУчебник По Математике и Ествознанию
Потому что в нашем учебнике будут задания разных сложностей для изучения,а конкретнее лёгкая задача, нормальная задача, !-сложная...

Задача учителя iconПроизведения
Список книг для чтения летом носит рекомендательный характер. Задача учителя сориентировать подростка в правильном выборе книги

Задача учителя iconЗадача учителя-методиста в современной школе научить созданию новых...
Созданы педагогические папки-копилки таких учителей как Ухмусултанова А. С., Нурмагомедова Н. Д., Яшувова А. М., Карамурзаева Б....

Задача учителя iconФормирование удд у младших школьников в рамках спецкурса
Человек – это главная ценность общества, в котором мы с вами живём. Задача каждого учителя состоит в

Задача учителя iconВ. Ф. Феоктистова- учитель начальных классов
Задача моя, как учителя, сориентировать их на нравственный образец, научить детей чаще всматриваться в себя, оценивать свои поступки,...

Задача учителя iconОглавление религиозные учителя
...

Задача учителя icon1 Задача, которую надо решить; решенная задача; решаемая сейчас задача
Фактор, который надо принять во внимание; принятый во внимание фактор; принимаемый в данный момент во внимание фактор. 3 Задачи,...

Задача учителя iconПеред учителями русского языка эстонских школ поставлена весьма серьёзная...
В настоящее время задача осложниласть всвязи с тем,что учащиеся начинают изучать язык с шестого класса,количество уроков уменьшилось,необходимой...

Задача учителя iconЗадача учителя правильно подобрать материал, соответствующий возрасту, объему знаний учащи
Учитель теперь не просто транслятор знаний, а организатор осознанной деятельности ученика, наставник, капитан, определяющий курс...

Задача учителя iconСценарий праздничного концерта ко Дню учителя
Вовочка: Ты забыла завтра-то День учителя! Учителя все будут добрыми-предобрыми!



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница