Приложение №6 к приказу №213




Скачать 269.75 Kb.
НазваниеПриложение №6 к приказу №213
страница1/3
Дата публикации05.09.2014
Размер269.75 Kb.
ТипДокументы
lit-yaz.ru > Военное дело > Документы
  1   2   3
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1



«Утверждаю»

директор МБОУСОШ №1 г. Советский

___________А.А. Дамашева

Приложение №6 к приказу № 213

от 26. 09. 2011 г.

Рассмотрено на заседании МО:_19.09.2011

Руководитель:______________Л.А.Зуева

«Согласовано»

заместитель директора по ВР___________Т.С.Огребчук

19.09.2011 г.


Дополнительная образовательная программа

«Шахматы»

( срок реализации: 4 года)

(возраст: 7-10 лет)


Составитель:

Сегниц Валентина Александровна,

Педагог дополнительного образования

г. Советский

2011

^ Содержание программы

  1. Пояснительная записка………………………………………………………………………………………………………….стр3-4

  2. Актуальность. Цели, задачи……………………………………………………………………………………………………..стр5

  3. Основные методы обучения…………..………………………………………………………………………………………..стр5-6

  4. Учебно-тематическое планирование…………………………………………………………………………………………..срт7-8

  5. Содержание теоретического раздела программы……………………………………………………………………………стр8

  6. Результаты образовательной деятельности…………………………………………………………………………………..стр9

  7. Формы контроля………………………………………………………………………………………………………………......стр9

  8. Содержание программы………………………………………………………………………………………………………….стр10-18

  9. Материально-техническое обеспечение………………………………………………………………………………………..стр18

  10. Учебно-методическое обеспечение……………………………………………………………………………………………...стр18

  11. Список литературы……………………………………………………………………………………………………………….стр19


^ I.Пояснительная записка

Модифицированная программа «Шахматы» предназначена для обучающихся 1-4-х классов начальной школы и составлена на основе программы «Шахматы - школе» под редакцией И.Г.Сухина ( методические рекомендации для учителя ,авторы И.Г.Сухин), в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования, а также на основе школьного шахматного учебника С.Б.Позина «25 уроков шахмат»..

^ II. Актуальность 

  Программа «Шахматы » позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков - сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в занятия игровых ситуаций, чтение дидактических сказок и т. д.  

         Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.

         Шахматы по своей природе остаются, прежде всего, игрой. И ребенок, особенно в начале обучения, воспринимает их именно как игру. Сейчас шахматы стали профессиональным видом спорта, к тому же все детские соревнования носят  спортивную направленность. Поэтому развитие личности ребенка происходит через шахматную игру в ее спортивной форме. Спорт вырабатывает в человеке ряд необходимых и требуемых в обществе качеств: целеустремленность, волю, выносливость, терпение, способность к концентрации внимания, смелость, расчет, умение быстро и правильно принимать решения в меняющейся обстановке и т.д.    Шахматы, сочетающие в себе также элементы науки и искусства, могут вырабатывать в учащихся эти черты более эффективно, чем другие виды спорта. Формирование этих качеств нуждается, безусловно, в мотивации, а в шахматах любое поражение и извлеченные из него уроки способны создать у ребенка сильнейшую мотивацию к выработке у себя определенных свойств характера.

         О социальной значимости шахмат, их возрастающей популярности можно судить по таким весомым аргументам как создание международных организаций, занимающихся популяризацией и пропагандой шахмат, проведение всемирных шахматных олимпиад и многочисленных международных соревнований. Шахматы становятся все более серьезным занятием огромного количества людей и помогают становлению человека в любой среде деятельности, способствуя гармоничному развитию личности.  

         Шахматы это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия,  но и действенное эффективное средство их умственного развитияформирования внутреннего плана действий - способности действовать в уме.

          Игра в шахматы развивает наглядно-образное мышлениеспособствует зарождению  логического мышления, воспитывает усидчивость, вдумчивость, целеустремленность. Ребенок, обучающийся этой игре, становится собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах. Экспериментально же было подтверждено, что дети, вовлеченные в волшебный мир шахмат, лучше успевают в школе, а так же положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением. В начальной школе происходят радикальные изменения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей. Древние мудрецы сформулировали суть шахмат так: «Разумом одерживать победу».

Шахматные игры развивают такой комплекс наиважнейших качеств, что с давних пор приобрели особую социальную значимость - это один из самых лучших и увлекательных видов досуга, когда-либо придуманных человечеством.

Поэтому актуальность данной программы состоит в том, что она направлена на организацию содержательного досуга учащихся, удовлетворение их потребностей в активных формах познавательной деятельности и обусловлена многими причинами: рост нервно-эмоциональных перегрузок, увеличение педагогически запущенных детей.

В центре современной концепции общего образования лежит идея развития личности ребёнка, формирование его творческих способностей, воспитание важных личностных качеств. Всему этому и многому другому способствует процесс обучения игре в шахматы.

Жизнь заставляет нас на каждом шагу отстаивать правильность своих воззрений, поступать решительно, проявлять в  зависимости от обстоятельств выдержку и твердость, осторожность и смелость, умение фантазировать и умение смирять фантазию. И всё это же самое требуется в шахматах. Они многогранны и  обладают огромным эмоциональным потенциалом, дарят «упоение в борьбе», но и одновременно требуют умения мобилизировать, и концентрировать внимание, ценить время, сохранять выдержку, распознавать ложь и правду, критически относиться не только к сопернику, но и к самому себе.

Следовательно, они сочетают в себе элементы искусства, науки и спорта. Соприкосновение с этими важными областями общечеловеческой культуры вызывает в душе ребенка позитивный отклик, способствует гармоничному развитию. Кроме этого, шахматы являются большой школой творчества для детей,  это уникальный инструмент развития их творческого мышления.

Цель программы:
Создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.

Задачи:

  • создание условий для формирования и развития ключевых компетенций  учащихся (коммуникативных, интеллектуальных, социальных);

  • формирование универсальных способов мыслительной деятельности (абстрактно-логического мышления, памяти, внимания, творческого воображения, умения производить логические операции).   

  • воспитывать потребность в здоровом образе жизни.

IV.  ^ Основные методы обучения

Обучение осуществляется на основе общих методических принципов:

  • Принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития личности каждого участника и всего коллектива в целом.

  • Принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не пассивное        созерцание со стороны;

  • Принцип  доступности, последовательности и системности  изложения программного материала.


         Основой организации работы с детьми в данной программе является система дидактических принципов:

  • принцип психологической комфортности - создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса

  • принцип минимакса - обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом;

  • принцип целостного представления о мире - при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;

  • принцип вариативности - у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;

  • принцип творчества - процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.


         Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения, и обеспечивают решение задач интеллектуального и  личностного развития. Это позволяет рассчитывать на  проявление у детей устойчивого  интереса к занятиям шахматами, появление умений выстраивать внутренний план действий, развивать пространственное воображение, целеустремленность, настойчивость в достижении цели, учит принимать самостоятельные решения и нести ответственность за них.


Формирование шахматного мышления у ребенка проходит через ряд этапов от репродуктивного повторения алгоритмов и схем в типовых положениях, до творческого применения знаний на практике, подразумевающих, зачастую, отказ от общепринятых стереотипов.

  • На начальном этапе преобладают игровой, наглядный и репродуктивный методы. Они применяется при знакомстве с шахматными фигурами, изучении шахматной доски, обучении правилам игры, реализации материального перевеса.

  • Большую роль играют общие принципы ведения игры на различных этапах шахматной партии, где основным методом становится продуктивный. Для того чтобы реализовать на доске свой замысел, учащийся овладевает тактическим арсеналом шахмат, вследствие чего формируется следующий алгоритм  мышления:  анализ позиции - мотив - идея - расчёт - ход. Продуктивный метод играет большую роль и в дальнейшем при изучении дебютов и основ позиционной игры, особенно при изучении типовых позиций миттельшпиля и эндшпиля.

  • При изучении дебютной теории основным методом является частично-поисковыйНаиболее эффективно изучение дебютной теории осуществляется в том случае, когда большую часть работы ребенок проделывает самостоятельно.

  • На более поздних этапах в обучении применяется творческий метод, для совершенствования тактического мастерства учащихся (самостоятельное составление позиций, предусматривающих определенные тактические удары, мат в определенное количество ходов и т.д.).

  • Метод проблемного обучения. Разбор партий мастеров разных направлений, творческое их осмысление помогает ребенку выработать свой собственный подход к игре.


Использование этих методов предусматривает, прежде всего, обеспечение самостоятельности детей в поисках решения самых разнообразных задач.

 Основные формы и средства обучения:

  • Практическая игра.

  • Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.

  • Дидактические игры и задания, игровые упражнения;

  • Теоретические занятия, шахматные игры, шахматные дидактические игрушки.

  • Участие в турнирах и соревнованиях.

II. Учебно-тематическое планирование 



Наименование разделов и тем

Общее количество учебных часов

В том числе:

Теоретических

Практических

^ 1год обучения

35







1

Шахматная доска

3

1

2

2

Шахматные фигуры

20

1

19

3

Шах

2




2

4

Мат

5

1

4

5

Шахматная партия

5




5

^ 2 год обучения

35

3

32

1

Повторение

2

1

1

2

Краткая история шахмат

1

1




3

Шахматная нотация

3

1

2

4

Ценность шахматных фигур

4

1

3

5

Техника матования одинокого короля

4

1

3

6

Достижение мата без жертвы материала

4

1

3

7

Шахматная комбинация

16




16

8

Повторение

2




2

^ 3 год обучения

35

6

29

1

Повторение и закрепление.

17




17

2

Основы дебюта

18




18

^ 4 год обучения

35

0

35

1

Основы миттельшпиля

30




30

2

Основы эндшпиля

2




2

3

Соревнования

3




3
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Приложение №6 к приказу №213 iconПоложение о выплатах из специальной части фонда оплаты труда работникам
Приложение №4 к приказу №60 / 1 от 20. 11. 2008 г

Приложение №6 к приказу №213 iconПриложение к приказу №58 от 11. 05. 2012г. Расписание проведения...

Приложение №6 к приказу №213 iconПриложение №1 к приказу
График проведения муниципального этапа республиканских предметных олимпиад школьников в 2012/2013 учебном году

Приложение №6 к приказу №213 iconПриложение №1 к приказу №186
Настоящее Положение определяет цели и задачи фестиваля, порядок его организации, проведения, организационно-методического обеспечения...

Приложение №6 к приказу №213 iconОлдос Хаксли Двери восприятия, Рай и ад
Рай и ад рай и ад предисловие приложение I приложение II приложение III приложение IV приложение V приложение VI приложение VII приложение...

Приложение №6 к приказу №213 iconПриказ государственный комитет РФ по телекоммуникациям 29 июня 1999 г. N 7
Приложение к Приказу Государственного комитета Российской Федерации по телекоммуникациям от 29. 06. 99 N 7

Приложение №6 к приказу №213 iconПриложение №1 к приказу № д-222
Бийский технологический институт (филиал) государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Алтайский...

Приложение №6 к приказу №213 iconПриложение №2 к приказу №122 от 28 мая 2012года
Учреждение, на базе которого организована лаборатория Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа...

Приложение №6 к приказу №213 iconПриложение к приказу
Конкурс творческих работ учащихся «Права человека глазами ребенка» проводится в соответствии с планом работы Комитета по образованию...

Приложение №6 к приказу №213 iconПорядок проведения оценки соответствия в форме технических испытаний,...
Приложение к приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница