«Чтобы радость людям дарить, Надо добрым и вежливым быть»




Скачать 111.83 Kb.
Название«Чтобы радость людям дарить, Надо добрым и вежливым быть»
Дата публикации10.01.2015
Размер111.83 Kb.
ТипДокументы
lit-yaz.ru > Астрономия > Документы
«Чтобы радость людям дарить,

Надо добрым и вежливым быть»
(беседа о доброте и вежливости для учащихся младших классов)
Здравствуйте, ребята!
Какое хорошее и верное слово – «здравствуйте»! В нем слышится пожелание здоровья.

Давайте попробуем произнести это слово друг другу, пожелать здоровья своему соседу. (произносят)

- Здравствуйте! -

Ты скажешь человеку.

- Здравствуйте! -

Улыбнется он в ответ,

И наверно не пойдет в аптеку,

И здоровым будет много лет!
Ребята, а как еще можно поздороваться?

(добрый день, доброе утро, добрый вечер…)
- Добрый день! –

тебе сказали.

- Добрый день! –

ответил ты.

Нас две ниточки связали

Теплоты и доброты!
Вот как мы тепло поприветствовали друг друга. А улыбнуться не забыли?

О таком удивительном, волшебном слове поэт Владимир Солоухин написал стихотворение «Здравствуйте».

- Здравствуйте –

Поклонившись мы друг другу сказали,

Хотя были совсем незнакомы,

- Здравствуйте! –

Что особого тем мы друг другу сказали?

Просто «здравствуйте»,

Больше ведь мы ничего не сказали.

Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?

Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?

Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?

Слово «здравствуйте» имеет у разных народов разные значения: «Я вижу тебя, человек. Ты мне приятен», «Я тебя уважаю», «Я желаю тебе всего самого доброго: здоровья и удачи во всем».

Вы наверно, заметили, сколько раз в нашем разговоре прозвучало слово «добрый»

Доброе утро, добрый день, добрый вечер…

А такие слова может говорить какой человек? (добрый)

Правильно, только добрый человек. А чтобы самому стать добрым, нужно ко всем относиться по доброму. Только такого человека все любят и уважают. И у него есть верные и надежные друзья, с которыми ему никогда не бывает скучно

Послушайте, пожалуйста, сказку «Раз, два, три, беги!»
Однажды в теплый полдень Черепаха, Заяц и Пингвин сидели на песочном берегу родного острова.

- Давайте устроим соревнования по бегу, - предложил Заяц

- А куда побежим? – спросил Пингвин.

- Побежим до маяка! – Черепаха показала на высокую кирпичную башню на противоположном конце острова.

- Раз, два, три, беги! – Скомандовал Заяц и первым сорвался с места.

Пингвин сразу же отстал, а о черепахе нечего было и говорить: она ковыляла далеко позади.

Ты думаешь, Черепаха и Пингвин проиграли соревнование, а Заяц победил?

Не спеши: ведь до маяка еще далеко. Тем более, что путь бегунам преградила широкая река.

Пингвин смело бросился в воду, а Заяц и Черепаха беспомощно топтались на берегу. И тогда… тогда Пингвин вернулся и сказал:

- Сделаем вот что: Черепаха уцепится за мой хвост, Заяц сядет мне на спину, и мы все вместе переплывем реку.

Они так и поступили, соревнование продолжалось. Заяц опять оказался впереди, Пингвин был вторым, а Черепаха конечно, безнадежно отстала.

В таком же порядке они добрались до высокой стены. Заяц одним прыжком перемахнул через нее, а Пингвин и Черепаха уже готовы были смириться с поражением. Но…

- Если бы не Пингвин, - подумал Заяц, - мы с Черепахой ни за что бы не переправились через реку. Я тоже должен помочь друзьям»

Заяц перепрыгнул обратно через стену и объявил:

- Залезайте мне на спину и держитесь крепче. Раз, два, три!

Все вместе они преодолели высокую стену, и соревнование продолжилось.

Разумеется, Заяц опять вырвался вперед. Пингвин видел только его пятки, а черепаха не видела даже пяток Пингвина. Так бегуны закончили бы соревнование, если бы на их пути не возникли заросли колючего шиповника. Колючки были не страшны Черепахе, и она смело ринулась в заросли. А как быть Пингвину и Зайцу, у которых не было твердого панциря? Об этом и подумала Черепаха. Подумала и повернула обратно. Несколько раз она продиралась сквозь заросли, пока в них не образовался широкий и безопасный проход. Дальше друзья двигались бок о бок и достигли линии финиша одновременно.

- Сначала вы! – сказал Заяц Черепахе и Пингвину.

- После вас! – сказал Пингвин Черепахе и Зайцу.

- Только все вместе! – Сказала Черепаха и друзья охотно приняли ее предложение.

Так победителей стало трое. А ЧТО, ЕСЛИБЫ ДРУЗЬЯ НЕ ПОМОГЛИ ДРУГ ДРУГУ?
Как вы думаете, кого из героев этой сказки можно назвать добрым: Зайца, Пингвина или Черепаху?

Конечно же, всех!

Делать добро – это очень здорово. А творить его может только хороший человек. Он делает это совершенно бескорыстно, то есть, ничего не требуя взамен. Ведь не трудно донести сумку старому человеку, уступить место в автобусе, защитить слабого… А еще кормить птиц зимой, не губить растения, а еще лучше посадить деревце у себя во дворе – это и называется добром.

Человек, который делает добрые дела – счастливый человек. Он может радоваться успехам друзей, помогать родителям не за очередной подарок, а потому что ему это приятно.
Добрый ребенок любит трудиться,

Добрый ребенок не будет лениться.

Добрый мальчишка честный всегда.

Он не обманет тебя никогда.

В школе он трудности преодолеет,

Сходит в аптеку, если кто заболеет,

Он выручит друга, поможет родным,

Очень приятно быть рядом с таким.

Добрая девочка очень старательна.

Книгу читает очень внимательно.

Добрая девочка маме поможет.

А нагрубить она просто не сможет.

Девочка эта цветочек польет,

Доброй душою сестренку поймет,

Добрая девочка будет красавица!

Люди такие всем очень нравятся.
Когда мы совершаем заботу о людях, животных, птицах, растениях, мы сами становимся духовно богаче, добрее. И даже маленькое дело, совершенное ради других, приносит большую пользу нашей душе. Если вы видите, что кто-то нуждается в помощи, пусть это будет даже маленькая птичка, то нужно обязательно позаботиться о ней.

Послушайте, пожалуйста, рассказ Анатолия Костецкого «Подсолнухи»

Большая клумба возле нашего дома переливалась всеми цветами радуги. Чего только там не росло! Низенькие колючие кустики роз, роскошные, чуточку надменные гладиолусы, холодные гордые каллы – всего не перечесть…

Любоваться клумбой приходили люди со всего квартала. Одни в восторге всплескивали руками, другие перебегали от цветка к цветку: «Ах, как чудесно пахнет!» - и счастливо улыбались. А некоторые с завистью думали: почему нет у них такой красоты? И все единодушно решили: будущим летом мы тоже разобьем цветник. И не хуже!

Единственное, что удивляло всех – Это подсолнухи. Да, да, самые настоящие подсолнухи. Златолицые, стройные, они всегда глядели на солнце. Лишь ночью, поникнув, печально опускали свои головки, потому что не могли заглянуть за горизонт, куда солнце уходило на отдых. И едва вспыхивал первый луч, подсолнухи снова дружно поднимали головки…

Так вот именно эти подсолнухи всех удивляли – К чему они тут, на клумбе? И если кто-нибудь спрашивал об этом у жильцов дома, те неуверенно отвечали, что уже привыкли к подсолнухам, что клумба так даже красивей, да и вообще – пускай себе растут!..

Один Аленкин папа знал, для чего нужны эти подсолнухи – ведь это он их посадил! Но папа хранил свою тайну и даже Аленке отвечал загадочно: «Осенью сама увидишь».

Незаметно настала осень. Увяли яркие цветы, засохли густолистые стебли. И совсем пустым и унылым выглядел бы цветник, если бы не подсолнухи: только они до самых холодов горделиво высились на клумбе. И зябкими, хмурыми утрами в цветнике, словно летом, раздавалось звонкоголосое пение. Это птицы отовсюду слетались к подсолнухам и, густо облепив их, с веселым щебетом лакомились спелыми семечками.

И тогда все поняли, для чего Аленкин папа посеял подсолнухи. Это ведь настоящие птичьи кормушки! И каждый, идя на работу, приветливо улыбался им, и люди нисколько не печалились оттого, что скоро зима…

А на следующее лето перед каждым домом квартала играл яркими красками цветник. И с каждой клумбы дружески улыбались солнцу златолицые подсолнухи…
Вот видите, как один добрый человек, Аленкин папа, научил многих людей делать такие же добрые дела.

Ребята, а как вы думаете, человек, привыкший грубить другим, это добрый человек?

Конечно, нет.

И все-таки, не смотря на юный возраст, многие из вас сталкивались с таким явлением, как сквернословие. Или просто говоря - матами

Сквернословие произошло от слова «скверна», что по словарю Владимира Даля означает «Мерзость, гадость, пакость, все гнусное, противное».

А красивое слово похоже на распустившийся цветок, оно очень приятно на слух.

А вот маты не только не приятны на слух, но еще очень сильно влияют на здоровье. Ученые доказали, что бранные слова оказывают вредное воздействие на организм человека. Более того, громко или шепотом говорит человек – значения не имеет. Ученые длительное время проводили эксперимент: они «облучали сквернословием» растения В итоге, большая часть цветов погибла, остальные стали уродами, причем полученные дефекты – болезни передавались по наследству.

Так что, дорогие друзья, старайтесь избегать ругательных слов, если хотите прожить долгую и счастливую жизнь, оставив после себя здоровое потомство – своих детей. Следите за своей речью, ведь

Словом можно убить, словом можно спасти.

Словом можно полки за собой повести.

Словом можно предать и продать и купить,

Слово можно в разящий свинец перелить.

Давайте говорить друг другу только добрые, хорошие слова, и вы сами увидите, как изменится мир вокруг вас. В каждом из нас есть маленькое солнце. Это солнце – доброта.

Доброе слово может подбодрить человека трудную минуту, поможет рассеять плохое настроение.

А для того, чтобы стать добрым и вежливым, мы должны пользоваться «волшебными» словами, от которых становится теплее, радостнее.

А сейчас, ребята выясним, кто из вас знает больше вежливых слов.

Итак, начали:

  1. Какие слова нужно говорить, когда здороваешься?

(здравствуйте, доброе утро, добрый день, добрый вечер…)

  1. Какие слова нужно говорить, если ты обращаешься к кому-либо с просьбой?

(прошу вас, будьте добры, будьте любезны, пожалуйста, разрешите…)

  1. Какие слова произносим, когда извиняемся перед кем-нибудь?

(простите , извините, прошу прощения…)

  1. Какие слова мы произносим, прощаясь?

(прощайте, всего хорошего, всего доброго, спокойной ночи, до свидания, до встречи, до завтра, пока)

Молодцы, ребята! Вежливых слов вы знаете много. Но не только слова должны быть добрыми, но и поступки такими, чтобы за них не приходилось краснеть ни вам, ни вашим родителям, ни друзьям. А такие случаи бывают. Вот послушайте:
Мы на горке увидали

Двух дерущихся зайчат,

Было просто непонятно,

Почему они кричат.

И зачем они дерутся,

Было тоже непонятно…

И смотреть на этих зайцев

Было очень… НЕПРИЯТНО!
Вчера крокодил улыбнулся

Так злобно,

Что мне до сих пор

За него НЕУДОБНО!

Как вы думаете, можно ли такие поступки назвать хорошими?

Разумеется, нет.

А сейчас я хочу познакомить вас со стихотворением Сергея Михалкова «Прогулка»:

Мы приехали на речку

Воскресенье провести,

А свободного местечка

Возле речки не найти!

Тут сидят и там сидят:

Загорают и едят,

Отдыхают, как хотят,

Сотни взрослых и ребят,

Мы по бережку прошли

И поляночку нашли.

Но на солнечной полянке

Тут и там пустые банки

И, как будто нам назло,

Даже битое стекло!

Мы по бережку прошли,

Место новое нашли.

Но и здесь до нас сидели:

Тоже пили, тоже ели,

Жгли костер, бумагу жгли –

Насорили и ушли!

Мы прошли, конечно, мимо…

- Эй, ребята! – крикнул Дима. –

Вот местечко хоть куда!

Родниковая вода!

Чудный вид!

Прекрасный пляж!

Распаковывай багаж!

Мы купались,

Загорали,

Жгли костер,

В футбол играли –

Веселились, как могли!

Пили квас,

Консервы ели,

Хоровые песни пели…

Отдохнули и ушли!

И остались на полянке

У потухшего костра:

Две разбитых нами склянки,

Две размокшие баранки –

Словом, мусора гора!

Ребята, а вам знакома такая картина, о которой нам поведал Сергей Михалков? И что нужно делать, чтобы лесные полянки и речные берега были всегда чистыми?
Пока вы еще дети, но я уверена, что вы уже успели сделать много добрых дел. Давайте сейчас все вместе «посадим» Дерево Добрых Дел. Перед вами изображение нашего дерева, но оно пока без листочков. Наша задача одеть его. Каждый его листочек – это ваше доброе дело. Тот, кто доброе дело совершает, становится добренком. Итак, вспоминаем добрые дела.

Вот видите, какое у нас получилось Дерево!

Оно самое доброе! И чем больше доброго мы сделаем, тем выше будет Дерево Добрых Дел.

И закончить нашу встречу я хочу стихотворением «Наша доброта»:
Нам с добротою не бывает тесно,

В любой семье с ней вместе жить чудесно.

Она нужна и маленьким и взрослым,

И даже тем, кто лишь с мизинец ростом.

Она на кухне бабушке поможет

И дедушке с ремонтом в гараже.

Она любое дело сделать может –

Все заждались давно ее уже.

Она сестренке сказку почитает,

С братишкой погуляет целый час,

Щенка накормит, кошку приласкает,

С ней дел невпроворот, друзья у нас.

Она помирит тех, кто в долгой ссоре,

Обиды все и шалости простит,

Поможет в самом безутешном горе

И в бурном жарком споре победит.

Она в любой семье необходима –

С утра до поздней ночи занята.

Цветок любви она растит незримый

С названием чудесным – ДОБРОТА.

Скорей сердца ей отворим навстречу,

Откроем окна, двери распахнем,

И только с нею Добрый День начнем,

Чтоб вместе с нею встретить Добрый Вечер!
Использованная литература:

Васильева-Гангнус, Л.П. Азбука вежливости / Л.П. Васильева- Гангнус. – М.: Педагогика, 1982. – 128с.

Раз, два, три, беги! /ред. номера Ю. Михальцов // Розовый слон. – 2009. - № 6. – С.12-13

Костецкий, А. Подсолнухи / А. Костецкий // Божий лучик. – 2009. - № 9. – С. 13-14

Наша доброта / ред. номера И. Климова // Божий лучик. – 2009. - № 9. – С. 12

Михалков С. В. Прогулка / С.В. Михалков // Мурзилка. – 2009. - № 5. – С. 4-5

Избегайте сквернословия / ред. номера // Добрята. – 2004. - № 3. – С. 4

Жить – добро творить! / ред. номера // Добрята. – 2005. - № 3. – С. 9

Составитель: Т. Муравская, зам. директора по работе с детьми МУК «Москаленская районная библиотека»

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Чтобы радость людям дарить, Надо добрым и вежливым быть» iconКонспект классного часа, проведенного во 4А классе на тему: «Чтобы...
Цели: формировать у учащихся ценностную ориентацию, способность формулировать нравственные суждения. Воспитывать желание дарить людям...

«Чтобы радость людям дарить, Надо добрым и вежливым быть» iconЧтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть
Цель: Формировать у учащихся понимание важности вежливого отношения к окружающим людям, развивать представления о добре и зле

«Чтобы радость людям дарить, Надо добрым и вежливым быть» iconЧтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть.
Цель: Формировать у учащихся представление о дружбе, как о важнейшей нравственной ценности

«Чтобы радость людям дарить, Надо добрым и вежливым быть» iconТема: «Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть»
Обратить внимание детей на то, что добрые слова непременно должны сочетаться с добрыми поступками

«Чтобы радость людям дарить, Надо добрым и вежливым быть» icon«чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть»
Детям сообщается тема. Предлагается при встрече поприветствовать друг друга. Хором все говорят: «Здравствуйте!»

«Чтобы радость людям дарить, Надо добрым и вежливым быть» iconСценарий классного часа «чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть»
Цель: расширить знания о взаимоотношениях людей; развивать речь; воспитывать культуру поведения

«Чтобы радость людям дарить, Надо добрым и вежливым быть» iconКлассный час «чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть»
Относись к другим так, как хочешь, чтобы они к тебе относились. Детям сообщается тема. Предлагается при встрече поприветствовать

«Чтобы радость людям дарить, Надо добрым и вежливым быть» iconПлан воспитательной работы мбоу сош с. Ярлуково на II полугодие 2012 2013 учебный год
Тематические классные часы: «Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть»

«Чтобы радость людям дарить, Надо добрым и вежливым быть» icon«чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть»
Цель: Развивать навыки выразительного, осознанного чтения, умения выражать свои мысли, творческие способности, логическое мышление,...

«Чтобы радость людям дарить, Надо добрым и вежливым быть» iconКлассный час 3 класс Тема: «Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть»
Цель: формировать у детей ресурсов противостояния «опасности» исходящим из личного пространства, пространства внешней среды и социального...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница