Скачать 116.1 Kb.
|
Инсценировка-анализ по сказке Экзюпери «Маленький Принц». Ведущая: Дорогие ребята! Наверное, многие из вас знают сказку замечательного французского писателя, летчика, журналиста Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Сегодня мы встретимся с его героями. Ведущая: Образ Маленького принца — мальчика с золотыми волосами — очень трогателен и обаятелен. Давайте вспомним, как произошла первая встреча летчика и Маленького принца. Появляется мальчик в роли Маленького Принца. Маленький Принц: Пожалуйста... нарисуй барашка. Экзюпери: Так как я никогда в жизни не рисовал баранов, я повторил для него одну из двух старых картинок, которые я только и умею рисовать: удава снаружи. Подает рисунок. Маленький Принц: Нет, нет! Мне не надо слона в удаве! Удав слишком опасный, а слон большой. У меня дома все очень маленькое. Нарисуй барашка. Экзюпери: И я нарисовал. Подает другой рисунок. Маленький Принц: Нет, этот барашек совсем хилый. Нарисуй другого. Экзюпери подает третий рисунок. Маленький Принц: Ты же сам видишь, это не барашек. Это большой баран. У него рога... Экзюпери подает четвертый рисунок. Маленький Принц (капризным голосом): Этот слишком старый. Мне нужен такой барашек, чтобы жил долго. Экзюпери (сердясь): Вот тебе ящик! А в нем сидит твой барашек. Подает пятый рисунок. Маленький Принц: Вот такого мне и надо! Как ты думаешь, много он ест травы? Ведущая: Что это за маленький литературный герой появился у нас? ^ Это маленький принц. Ведущая: Откуда же он появился? Дети: С другой планеты. Ведущая: Велика ли была планета Маленького принца? ^ "...Его родная планета вся-то величиной с дом!" Ведущая: А что думает о нем сам Экзюпери? Экзюпери: Прежде всего, ребята, он очень одинокий. Наверное, еще более одинокий, чем я. Ведь я все-таки взрослый, я сильнее, терпеливее, а он - совсем еще ребенок. Ведущая: Ребята, вы согласны с мнением автора?.. Чем подтверждается в книге, что Маленький Принц одинок? ^ Тем, что Экзюпери встречается с ним в пустыне. А пустыня - символ душевного одиночества. Ведущая: Вот видите, в этой сказке, образно говоря, встретились два одиночества. И каждый из героев пытается преодолеть одиночество по-своему. Летчик надеется «взлететь», починив самолет. То есть он надеется на то, что переломит ситуацию собственным трудом. В труде он найдет вдохновение для душевного полета. А чем спасается от одиночества Маленький Принц? ^ Тем, что он любит и опекает воображаемого барашка, заботится о нем. Ведь барашек еще более одинок, чем Маленький Принц. Ведущая: Значит, видимо, причина одиночества человека лежит в нем самом, в его отношении к миру и к людям? Одинок человек тогда, когда ему скучно жить, нечего делать, когда он не знает, куда себя деть, когда у него нет в жизни добрых, благородных целей и побуждений. Как вы знаете, ребята, дальше в сказке Маленький Принц рассказывает о своей планете, с которой он прилетел. И мы узнаем, что там у него растет цветок, которым он очень дорожит... ^ Если барашек ест кусты, он и цветы ест? Экзюпери: Он ест все, что попадется. Маленький Принц: Даже такие цветы, у которых шипы? Экзюпери: Да, и те, у которых шипы. ^ Тогда зачем шипы?.. Я спрашиваю: тогда зачем шипы? Экзюпери (раздраженно): Шипы ни зачем не нужны, цветы выпускают их просто от злости. ^ Не верю я тебе. Цветы слабые. И простодушные. И они стараются придать себе храбрости. Они думают, если у них шипы, их все боятся... Если любить цветок - единственный, какого больше нет ни на одной из многих миллионов звезд, этого довольно: смотришь на небо и чувствуешь себя счастливым... Но если барашек его съест, это все равно, как если бы все звезды разом погасли. Плачет. Экзюпери (обнимает Маленького Принца и утешает): Цветку, который ты любишь, ничто не грозит... Я нарисую твоему барашку намордник... Ведущая: Вы поняли, ребята, что случилось с Маленьким Принцем, отчего он плачет? Впервые он столкнулся с грубой действительностью, с неразрешимой проблемой. Цветок может подвергнуться нападению барашка, а Маленький Принц очень любит и барашка, и цветок. Ведущая: Любовь в сказке про Маленького принца проявляется прежде всего как забота. О ком и о чем заботится Маленький принц? ^ О розе, о своей планете. Ведущая: В чем проявляется забота принца о своей планете? Дети: Он приводит планету в порядок: прочищает вулканы, выпалывает ростки баобабов. Ведущая: Послушайте стихотворение Михаила Дудина "Берегите Землю". Чтец: Берегите Землю! Берегите Жаворонка в голубом зените, Бабочку на стебле повилики, На тропинке солнечные блики, На камнях играющего краба, Над пустыней тень от баобаба, Ястреба, парящего над полем, Ясный месяц над речным покоем, Ласточку, мелькающую в жите... Берегите Землю! Берегите... Ведущая: С каким правилом Маленького принца связывается по смыслу стихотворение Михаила Дудина? ^ "Встал поутру, умылся, привел себя в порядок — и сразу же приведи в порядок свою планету". Ведущая: Зачем принц чистил вулканы — понятно; а почему он не любил баобабы? Почему он столь тщательно выпалывал их ростки? Дети: "...Если баобаб не распознать вовремя, потом от него уже не избавишься. Он завладеет всей планетой. <...> И если планета маленькая, а баобабов много, они разорвут ее на клочки". ВЕДУЩИЙ: До того, как попасть на Землю, Маленький принц посетил шесть планет и познакомился с их обитателями. Кто из них не показался принцу смешным? ^ Фонарщик. Ведущая: Почему? Дети: Может быть потому, что он думает не только о себе . Ведущая: А кто посоветовал принцу посетить Землю? Дети: Географ. Ведущая: Что увидел Маленький принц на Земле? Дети: Пустыню, скалы, розы. Ведущая: Почему он заплакал, упав в траву? Ответы детей. Ведущая: Давайте вспомним, чему научил Маленького принца мудрый Лис. Лис: Здравствуй! Маленький Принц (встает и недоуменно оглядываясь): Здравствуй!.. Лис: Я здесь. Под яблоней. Маленький Принц: Кто ТЫ? Лис: Я - Лис. Маленький Принц: Поиграй со мной. Мне так грустно... Лис: Не могу я с тобой играть. Я не приручен. Маленький Принц: Ах, извини... А как это - приручить? Лис: Это давно забытое понятие. Оно означает: создать узы... Ты для меня пока всего лишь маленький мальчик, точно такой же, как сто тысяч других мальчиков. И ты мне не нужен. И я тебе тоже не нужен... Но если ты меня приручишь, мы станем нужны друг другу. Ты будешь для меня единственный в целом свете. И я буду для тебя один в целом свете... ^ Я начинаю понимать. Есть одна роза... наверное, она меня приручила... Лис: Очень возможно. На Земле чего только не бывает. Маленький Принц: Это было не на Земле. Лис: На другой планете? ^ Да. Лис: А на той планете есть охотники? Маленький Принц: Нет. Лис: Как интересно! А куры там есть? Маленький Принц: Нет. Лис (вздыхая): Нет в мире совершенства... Скучная у меня жизнь. Я охочусь за курами, а люди охотятся за мной. Все куры одинаковы, и люди все одинаковы... Пожалуйста... приручи меня! ^ А что для этого надо делать? Лис: Надо запастись терпением. Сперва сядь вон там, поодаль, на траву, вот так. Я буду на тебя искоса поглядывать, а ты молчи. Слова только мешают понимать друг друга. Но с каждым днем садись немножко ближе... Экзюпери: Так Маленький Принц приручил Лиса. И вот настал час прощанья. ^ (вздыхая): Я буду плакать о тебе. Маленький Принц: Ты сам виноват. Я ведь не хотел, чтобы тебе было больно; ты сам пожелал, чтобы я тебя приручил. Значит, тебе от этого плохо. ^ Нет, мне хорошо... Поди, взгляни еще раз на розы. Ты поймешь, что твоя роза единственная в мире. Маленький Принц (обращаясь к розам): Вы красивые, но пустые... Конечно, случайный прохожий, поглядев на мою розу, скажет, что она точно такая же, как вы. Но мне она дороже всех вас. Ведь это ее, а не вас, я поливал каждый день... Ее загораживал ширмой, оберегая от ветра. Для нее убивал гусениц. Я слушал, как она жаловалась и как хвастала... Она - моя. Обращается к Лису. Прощай! Лис: Прощай. Вот мой секрет, он очень прост: зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь... Твоя роза так дорога тебе потому, что ты отдавал ей все свои дни... ты навсегда в ответе за всех, кого приручил. Ведущая: Нравится ли вам Лис? Если да, то почему? Дети: Лис умеет по-настоящему любить. Ему очень грустно прощаться с Маленьким Принцем. Но он не впал в отчаяние, в обиду. Он желает Принцу вернуться к его розе. Ведущая: Какой секрет открыл принцу Лис? ^ ...Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь. Ведущая: Что можно "увидеть сердцем"? (Ответы детей.) Ведущая: Древнегреческий философ Аристотель сказал о дружбе следующие слова: "Дружба не только неоценима, но и прекрасна... некоторым даже кажется, что быть хорошим человеком и другом — одно и то же". А что вы сами думаете о дружбе? (Ответы детей.) Ведущая: Какие слова песни объясняют, в чем сущность дружбы? ^ Не жалеть для друга ничего, думать о других немножко тоже... Ведущая: Считаете ли вы, что человек может прожить без дружбы? Ответы детей. Ведущая: Как вы думаете, что надо делать, чтобы заслужить право назвать кого-нибудь другом? (Ответы детей.) Ведущая: А когда друг уходит — отправляется в далекое путешествие — что остается с нами? ^ Память о нем. Ведущая: Что оставил Маленький принц на память своему другу — летчику? Дети: "У тебя будут звезды, которые умеют смеяться! <...> Ты всегда будешь мне другом. Тебе захочется посмеяться со мною. <...> Как будто вместо звезд я подарил тебе целую кучу смеющихся бубенцов..." Ведущая: Как вы думаете, когда Маленький принц "возвращается" к людям? Дети: Когда мы читаем или перечитываем книгу о нем. (Звучит песня М. Таривердиева на стихи Н. Добронравова "Маленький принц ".) Ведущая: Сент-Экзюпери верил в братство, объединяющее людей, постоянно надеялся на то, что между жителями нашей небольшой планеты когда-нибудь установится взаимопонимание. В сказке "Маленький принц" говорится о самом важном для человека: о любви и дружбе, о доброте и трудолюбии, о верности и ответственности за свой мир и за людей. Чтобы жизнь вам не показалась пустыней. Умейте опираться в жизни на свою веру в добро. А если будете верить в добро - вам незачем будет творить плохие дела. |
![]() | ... | ![]() | Антуан де Сент-Экзюпери. Сведения о французском писателе. «Маленький принц». Нравственно-философское содержание сказочной повести.... |
![]() | Оборудование: музыкальный центр, мультимедийный проектор, портрет писателя, иллюстрации к сказке, выставка произведений Антуана де... | ![]() | А. де Сент–Экзюпери; создать условия для конструирования собственного знания и осмысления философских и эстетических проблем, поднятых... |
![]() | «Мальчик-старик-мальчик» Сопоставительный анализ образов Маленького принца из произведения «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери... | ![]() | Открытый урок по литературе, проведённый 12 сентября 2011 года в 9 классе чоу сош «Личность» |
![]() | Благотворительный Фонд «Мир Сент-Экзюпери» совместно с Библиотекой имени Антуана де Сент-Экзюпери в Москве проводят конкурс для детей... | ![]() | Обучающие: ввести учащихся в яркий, неординарный мир сказки французского писателя А. де Сент–Экзюпери; создать условия для конструирования... |
![]() | Земли с часовыми стрелками на фоне голубой материи, которая создает иллюзию полета в космическом пространстве. В центре сцены Маленький... | ![]() | Новогодний утренник ««Маленький принц» (группа №9, №11 – старшие, подготовительные) |