Влияние мелкой моторики рук на развитие речи у детей дошкольного возраста




НазваниеВлияние мелкой моторики рук на развитие речи у детей дошкольного возраста
Дата публикации04.02.2014
Размер44.6 Kb.
ТипДокументы
lit-yaz.ru > Астрономия > Документы
Влияние мелкой моторики рук на развитие речи у детей дошкольного возраста.

Катищина И.А. воспитатель

МДОУ «Детский сад №116 комбинированного вида»

Развитие мелкой моторики рук детей важно для общего развития ребёнка, так как ему понадобятся точные координированные движения, чтобы писать, одеваться, а также выполнять различные бытовые и прочие действия.

Речевая способность ребенка зависит не только от тренировки артикулярного аппарата, но и от движения рук. Мелкая моторика очень важна, поскольку через неё развиваются такие высшие свойства сознания, как:

- внимание;

- мышление;

- координация;

- воображение;

- наблюдательность;

- зрительная и двигательная память;

- речь.

Следовательно, движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию. Тренировка пальцев рук влияет на созревание речевой функции. Иначе говоря, если у малыша ловкие, подвижные пальчики, то и говорить он научится без особого труда, речь будет развиваться правильно.

Недаром педагог В. Сухомлинский писал: «Ум ребенка находится на кончике его пальцев». Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него развиты память, внимание, связная речь. И эту работу нужно начинать с раннего возраста.

Слушая чужую речь, ребенок получает возможность звукоподражания, а в процессе звукоподражания он учится артикулировать слоги.

Очень хорошую тренировку движений для пальцев дают народные игры-потешки. Недаром из поколения в поколение передаются забавные народные потешки, пальчиковые игры, такие как:

- «Сорока-сорока...»,

- «Ладушки-ладушки...»,

- «Идет коза рогатая...»,

- «Пальчик-мальчик, где ты был?...»,

- «Этот пальчик дедушка... «и другие.

Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка.

Если ребенок, выполняя упражнения, сопровождает их короткими стихотворными строчками, то его речь становится более четкой, ритмичной, яркой.

Упражнения и занятия, в которых участвуют маленькие пальчики ребенка, важных для умственного и психического развития. Важной частью являются «пальчиковые игры» и игры «Расскажи стихи руками». Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

«Пальчиковые игры», игры «Расскажи стихи руками» - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях: «вправо», «влево», «вверх», «вниз». Эти упражнения направлены на улучшение подвижности пальцев, развитие их силы и гибкости и, как следствие, улучшение почерка. Так же эти игры позволяют детям раскрепоститься, почувствовать себя уверенными, способствуют налаживанию доверительных отношений с взрослыми.

Какова же методика проведения этих игр?

Сначала взрослый читает стихотворение, затем читает еще раз и одновременно выполняет движения, потом взрослый еще раз читает стихотворение и показывает его вместе с ребятами.

Например, стихотворение «Машина».

Би-би-би - постукивать кулачком о кулачок

Гудит машина.

Тук-тук-тук - хлопки руками

Мотор стучит.

Едем, едем, едем, едем - топать ногами

Он так быстро говорит.

Шины трутся о дорогу - потереть ладошки

Шу-шу-шу - они шуршат.

Быстро крутятся колеса - «вертушка» руками

Та-та-та - вперед спешат.

Стихотворение «Зайка».

Заинька - зайка - прыжки на месте, поджав руки

Маленький зайка - садятся на корточки

Длинные ушки - ладошки к голове

Быстрые ножки - бег на месте

Деток боишься - обхватить себя руками,

Зайка-трусишка. - изображая страх.

Когда дети поймут принцип игры, они сами начнут выдумывать движения - это необходимо поощрять. Следующие стихотворения, прочитав один раз, можно предложить изобразить самим детям, что обычно вызывает бурю восторга и море фантазии.

Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застёгивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им трудно работать с мелким конструктором и другими мелкими предметами.

В этом случае очень хорошо зарекомендовала себя разнообразная предметная деятельность:

- застегивание и расстегивание пуговиц;

- всевозможные шнуровки;

- нанизывание колец на тесьму;

- игры с мозаикой;

- игры с конструктором;

- сортировка круп, зёрен (гречка - горох, фасоль бобы).

Хорошими помощниками для развития мелкой моторики у детей являются развивающие игрушки:

Игрушки-шнуровки - дают возможность придумать множество игр;

Деревянная пирамидка - помогает развивать мелкую моторику, логическое мышление, освоение новых форм, размеров, цвета; изготовленная из дерева несет в себе положительную энергию, приятно держать в руках, всегда теплое на ощупь;

Кубики - развитие не только мелкой моторики и пространственного мышления, но и развитие внимания и логики;

Конструкторы - развивают пространственное мышление, моторику, творческие способности;

Рамки и вкладыши - способствуют развитию мелкой моторки рук, самостоятельности, внимания, цветового восприятия предмета, логического и ассоциативного мышления;

Фигурки на магнитах - развивают мелкую моторику, координацию движений, пространственного мышления;

Пазлы - развитие внимания, сообразительности, логического мышления, координированной работы глаз и кистей рук;

Мозаика - способствует развитию мелкой моторики, сообразительности и творческих способностей ребенка.

Чем «умнее» руки, тем умнее ребенок. Приобретая игрушки для развития мелкой моторики у детей, важно помнить, что только совместная деятельность взрослого и ребенка даст положительный результат.

Вывод: умелыми пальцы становятся не сразу. Главное помнить золотое правило: игры и упражнения, пальчиковые разминки должны проводиться систематически.

Методическая литература:

А. Е. Белая, В. И. Мирясова «Пальчиковые игры для развития речи дошкольника»

В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко «Артикуляционная, пальчиковая гимнастика»

Е. А. Алябьева «Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения»

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Влияние мелкой моторики рук на развитие речи у детей дошкольного возраста iconПамятка «Развитие у ребёнка мелкой моторики рук»; Мультимедийная...
Научить родителей психотехническим играм и упражнениям по развитию мелкой моторики рук у детей

Влияние мелкой моторики рук на развитие речи у детей дошкольного возраста iconЦель: развитие речевого дыхания (целенаправленной воздушной струи);...
Цель: развитие устной речи, мелкой моторики, сенсорных навыков, пространственных представлений, воображения, внимания, памяти и мышления...

Влияние мелкой моторики рук на развитие речи у детей дошкольного возраста iconИгровой самомассаж как средство развития мелкой моторики кистей рук детей дошкольного возраста

Влияние мелкой моторики рук на развитие речи у детей дошкольного возраста iconСеминар-практикум
Повышение уровня компетентности воспитателей в вопросах развития речи детей через развитие мелкой моторики рук

Влияние мелкой моторики рук на развитие речи у детей дошкольного возраста iconКонсультация для родителей
В ходе "пальчиковых игр" ребенок, повторяя движения взрослых, достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только...

Влияние мелкой моторики рук на развитие речи у детей дошкольного возраста iconРазвитие мелкой моторики рук
Совершенствование ручной моторики способствует активизации моторных речевых зон головного мозга и вследствие этого развитию речевой...

Влияние мелкой моторики рук на развитие речи у детей дошкольного возраста iconМетодическая работа Семинар в детском саду (доу)
Цель семинара: повышение уровня компетентности воспитателей в вопросах развития речи детей через развитие мелкой моторики рук

Влияние мелкой моторики рук на развитие речи у детей дошкольного возраста iconПерспективный план по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста

Влияние мелкой моторики рук на развитие речи у детей дошкольного возраста iconВ работе с дошкольниками очень важным является развитие мелкой моторики пальцев рук

Влияние мелкой моторики рук на развитие речи у детей дошкольного возраста iconТема: «Массаж, как помощь в развитии мелкой моторикой рук детей дошкольного возраста»



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница