Урок литературного чтения.
Тема: С.А.Есенин «С добрым утром».
Цель: обогатить словарный запас детей, работать над выразительностью речи; развивать детское воображение.
Этапы урока
| Содержание
| Примечания
| 1.Орг. момент.
Подготовка к восприятию текста
| -Дорогие ребята, представьте себе летнее раннее утро.
А я хочу на зорьке встать,
Солнце первой повстречать,
Крикнуть: «С добрым утром, солнце!»
И оно мне улыбнется.
- Давайте улыбнемся и мы друг другу. Доброе утро!-
Солнцу и птицам,
Доброе утро вам-
Улыбчивым лицам.
-Стихотворение, с которым я хочу вас познакомить, называется «С добрым утром».
|
| 2. Знакомство с автором.
| Написал это стихотворение русский поэт Сергей Есенин, который воспевал в своем творчестве русскую природу. Он сумел взять у природы черты своей внешности: чарующую синеву очей - у бездонных рек и голубых небес, золотые волосы- у российских нив; мягкие кудри- у крон родных берез. А главное, сто поэт взял у родины, у бескрайней России- глубокую и необъятную душу. Эти волосы я взял у ржи,
Если хочешь, на палец вяжи,
Я нисколько не чувствую боли…
|
| 3. Подготовка к восприятию текста (продолжение).
| - Давайте и мы вместе с Есениным отправимся встречать восход солнца. Представьте себе, что рано утром вы вышли на улицу. Какие образы возникают в памяти, что вы себе представляете?
- А как называют капельки воды, которые мы видим рано утром на траве?
- Послушайте стихотворение и скажите, что увидел рано утром автор.
| Ответы детей:
Прохладно. Очень тихо. Когда солнце встает, небо красное. Еще не очень светло. Трава мокрая.
| 4. Чтение стихотворения учителем
| 5.Прверка первичного восприятия.
| - Что описывал поэт в стихотворении?
Какие эпитеты использовал поэт, описывая природу?
_ Объясните, если сможете, почему эти эпитеты очень удачны? (Звезды сверкают на небе, как золото. Березки еще не проснулись до конца, поэтому они сонные. Роса блестит, как серебро.)
- Какое настроение передает поэт читателям? Подтвердите свои мысли строчками из текста.
| Ответы детей:
Березы, росу, крапиву.
На доске:
Звезды-…(золотые)
Березы-…(сонные)
Росы-.(серебряные)
Ответы детей:
Радостное.
«Улыбнулись сонные березки…»,
«И, качаясь, шепчет шаловливо»…
| 6. Словарная работа.
| - Перечитайте текст. Отметьте слова, требующие пояснения.
- Плетень. Назовите родственные слова, обратите внимание на корень. (плетут, плетка).
- Предлагаю два варианта объяснения, выберите верный.
В старое время обувь, сплетенная из молодых кусочков коры липы, ивы.
Изгородь из специальных прутьев, ветвей.
- Брезжит.
Слабо светится, распространяя слабый свет.
Сверкает с ярким блеском.
- ^
Глубоко вдавшийся в сушу речной залив.
Большой естественный водоем, замкнутый в берегах.
- Перламутр.
Ценное вещество с переливчатой окраской.
Прозрачный драгоценный камень с блеском и твердостью, превосходящей другие минералы.
- Воспользуемся словарем. Перламутр- это ценное вещество с переливчатой окраской.
| Затон. Заводь, плетень, перламутр, брезжит.
Нахождение строки: «У плетня заросшая крапива…» Ответы детей:
Подходит объяснение- слабо светится, потому что ранним утром мало света.
Ответы детей:
Это ценное вещество с переливчатой окраской. потому что похожи по звучанию слова перламутр и переливчатый. Хотя части слова разные.
| 7.Работа над образностью речи.
| Чтение стихотворения по строфам.
- А вам в стихотворении ничего необычного не показалось? А если я скажу. Что в нем есть что- то сказочное? Чем вы это подтвердите?
-Вспомните, как называется такой литературный прием?
- Какую березку увидел поэт? Опишите ее, наделяя человеческими качествами. (Она как девочка с косичками).
- Звезды? (Звезды устали светить, им хочется скорей заснуть).
- Крапива? (Она нарядилась, как на праздник.
- Обратите внимание, что автор употребил слово обрядилась, то есть надела на себя даже лишние украшения. Поэт применяет для образности речи и прием сравнения. Подумайте и выполните задания в тетради.
Затон, как…(зеркало).
Небо, как…(сетка).
- Объясните, на основе какого сходства происходит сравнение?
- Сергей Есенин видел какое- то особое утро или мы тоже могли бы увидеть? (Мы тоже могли бы увидеть такое утро, только надо быть очень внимательным).
| Ответы детей:
Неживые предметы показаны автором как живые существа.
Олицетворение – это наделение неодушевленных предметов признаками и свойствами человека.
Поверхность воды отражает предметы так же, как зеркало.
На небе еще видны звезды, и небо похоже на сеточку.
| 8. Работа над выразительностью чтения.
| - Теперь, когда нам понятны слова, когда постарались понять настроение поэта, попробуем прочитать выразительно.
Обратите внимание на то, какие звуки слышал поэт.
Значит, читать надо спокойно, не торопясь. Можно в конце читать громче, так как все просыпается.
Выразительное чтение стихотворения.
| Ответы детей:
Шелест сережек. Шепот крапивы.
| 9.Итог урока.
| - Поэт обладает даром через слово давать яркие образы. А надо учиться быть внимательнее и замечать необычное в обычном.
«Вставай же. друг мой! Солнечное росистое утро, как неоткрытая земля. Утро такое единственное, никто еще не встречал, никто еще не видел. Вставай же, друг мой, будь смелей, помогай солнцу» (М.Пришвин)
| Звучит музыка Э.Грига «Утро».
| |