Скачать 161.06 Kb.
|
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад № 19» г. Сыктывкара Работа педагога высшей квалификационной категории Лишнянской Ольги Михайловны для Вестника «Ранний возраст: опыт, проблемы, направления развития» Развитие мелкой моторики детей раннего возраста – практический опыт для педагогов и родителей. Сегодня ни для кого не секрет, что чем раньше начать проводить с ребенком развивающие занятия, тем больших результатов можно добиться и тем выше окажется интеллектуальный потенциал этого карапуза. Одно из ведущих мест в обучении ребенка занимает развитие мелкой моторики. Известный педагог Сухомлинский говорил: «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». С Василием Александровичем трудно не согласиться, все так и есть: двигательные и речевые центры в нашем мозгу находятся рядом, а значит, чем лучше развита мелкая моторика, тем успешнее будет развиваться и речь. Да, и не только речь… Сегодняшняя актуальность развития мелкой моторики заключается в том, что она, как ни что другое, способна влиять на нервную систему, развитие речи и навыков ребенка к письму, рисованию, самостоятельной еде. Совокупность скоординированных действий нервной, костной, мышечной и зрительной систем в выполнении движений кистей рук – вот что такое мелкая моторика. Это сложнейший механизм скоординированных действий. Ведь только при взаимодействии всех этих систем получится совершить нужное действие или систему действий. Относительно моторики кистей и пальцев рук часто применяют термин ловкость. Область мелкой моторики включает большое количество разнообразных движений: от простых жестов (например, захват игрушки) до очень сложных движений (например, писать и рисовать). И если ребенок научится хорошо выполнять все эти движения, брать и перекладывать мелкие предметы, перебирать их пальчиками, то его будет гораздо проще научить делать очень сложные вещи. Мелкая моторика развивается игрой. Сначала малыш учится хлопать в ладоши, сжимать-разжимать пальчики руки, осваивает «Сороку-белобоку» и «Козу рогатую» – все это неспроста. Тренируют руку кубики и сбор пирамидки или матрешки, игра в машинки или причесывание куклы. Дети с удовольствием рисуют (есть специальные «пальчиковые» краски для самых маленьких), лепят из теста или пластилина, собирают конструкторы… Кроме этого, существует целый ряд игр и игрушек, направленных на развитие мелкой моторики. Например, всевозможные «развивающие коврики». Детям предлагается плести веревочные косички, нанизывать бусинки, завязывать узелки. ^ В «старые» времена люди росли без различных развивающих методик и вырастали в настоящих «рукастых» мастеров. Все просто: «бытовых» занятий, отлично развивающих руку и пальцы, огромное количество! Сейчас они также незаслуженно забыты – время диктует свои правила, избавляя нас от множества дел. Ну, кто сейчас, к примеру, возьмется перебирать крупу? А это занятие всегда было закреплено за младшими в семье: расторопные пальчики и зоркие глазки – лучшие помощники в таком деле. Кстати, и терпение тренировалось, и усидчивость, и сосредоточенность. Прополка грядок и сбор ягод, лепка пельменей, заплетание кос, штопка, шитье, вязание и вышивание, стирка белья, вырезание различных поделок из дерева и лепка из глины… Почти все домашние дела так или иначе делались руками. Да и с пуговицами-шнурками сегодня дети все меньше общаются: липучки и «молнии» экономят время, силы и тормозят развитие мелкой моторики. Как же восполнить этот продел в современном развитии детей? Все новое – это хорошо забытое старое! ^ Работу по развитию мелкой моторики детей раннего возраста проводила в несколько этапов: I этап
II этап
III этап
IV этап
Для детей данного возраста характерно копирование действий, подражание, слушание речи взрослого, что помогало в организации совместной работы. Все упражнения и игры проводила постепенно с усложнением и повторением, так как внимание, мышление и память еще непроизвольны. Обучение опиралось на психо-эмоциональное состояние ребенка. Крайне важно использовать в работе с малышами натуральные - природные и разнообразные предметы, например: песок, воду, шишки, игрушки из дерева, крупу, тесто, краски, карандаши, пластилин, прищепки, пуговицы и т.д. Крайне важно чередовать использование разнообразных предметов, так как именно использование разнообразия форм, фактуры, материалов будет способствовать развитию всех мелких и крупных мышц руки и пальчиков детей раннего возраста. ^
Результаты работы:
^ В детских дошкольных учреждениях педагоги и воспитатели большую часть времени уделяют игровым занятиям на мелкую моторику: дети рисуют, пишут, лепят, работают с ножницами. Все это – залог успешного обучения в школе. В настоящее время существует очень много различных специальных игр и упражнений, которые помогают укрепить руки малыша, развить согласованные движения рук, дифференцированные движения пальцев рук. В ходе этих игр развиваются следующие движения: хватание, соотносящие движения, подражание действиям рук взрослого, движения кистей и пальцев рук. Воспитатели могут проводить такие игры с детьми в перерывах между основной непосредственной образовательной деятельностью, утром и вечером в совместной деятельности, а так же на прогулках. ^ .
Дом и ворота - На поляне дом стоит ( изображаем "дом") - Ну а к дому путь закрыт (изображаем "ворота") - Мы ворота открываем (ладони разворачиваются параллельно друг другу) - В этот домик приглашаем . (изображаем "дом"). Ягодки (Чуть приподнимите перед собой руку, так чтобы расслабленная кисть оказалась приблизительно на уровне лица. Пальчики расслаблены, свисают вниз) - С ветки ягодки снимаю (пальцами другой руки поглаживаете каждый пальчик от основания до самого кончика, как будто снимая с него воображаемую ягодку) - И в лукошко собираю (обе ладошки складываете перед собой чашечкой) - Будет полное лукошко (одну ладошку, сложенную лодочкой, накрываете другой также сложенной ладошкой) - Я попробую немножко. - Я поем еще чуть-чуть (одна сложенная ладошка имитирует лукошко, другой рукой достаем воображаемые ягодки и отправляем их в ро). - Легким будет к дому путь! (имитируя ножки, средний и указательный пальчики на обеих руках «убегают» как можно дальше). 2. Пальчиковые загадки. «Очки»: Обеими руками изображаем «колечки» -- соединяем большой и указательный пальцы (остальные пальцы выпрямлены или немного согнуты). Поднимаем руки и подносим их к глазам. «Домик»: прямые ладони соединяем под углом, кончики пальцев соприкасаются. «Лодка»: ладони с прижатыми друг к другу пальцами поставлены на ребро, соединяем их «ковшиком». А если в этой фигуре поднять большие пальцы, то получится «пароход». «Цепочка»: большие и указательные пальцы соединяем -- получаются колечки, одно колечко обхватывает другое -- получается цепочка. Цепочку можно делать и из других пальцев -- большой и указательный, большой и средний и т.д.
Пила (ребром ладони дети имитируют «пиление» по всем направлениям тыльной стороны кистирук («прямолинейное» движение). Кисть и предплечье располагаются на столе, дети сидят. Пили, пила, пили, пила! Зима холодная пришла. Напили нам дров скорее, Печь истопим, всех согреем! Тесто(основанием кисти делаются вращательные движения в сторону мизинца) Тесто месим, тесто мнем, Пирогов мы напечем И с капустой, и с грибами. — Угостить вас пирогами? Дрель(фалангами сжатых в кулак пальцев производится движение по принципу «буравчика» на ладони массируемой руки) Папа в руки дрель берет, А она жужжит, поет, Будто мышка-непоседа В стенке дырочку грызет!
- Катать шарики из пластилина (пока ребёнок не будет до конца выполнять это упражнение, к следующему не переходить). - Работа с бусами (бусы различной текстуры, леска, нитки, пуговицы, макароны, сушки, шнурки и другие материалы) Взрослый раскладывает на столе бусинки разного размера, но одного цвета (или одного размера, но разных цветов, или разных размеров и разных цветов). Предлагается самостоятельно сделать бусы, в которых чередуются большие и маленькие бусинки, или красные и синие, или круглые и квадратные и т.п. При выполнении этого задания важно, чтобы ребенок не только правильно продевал нитку в отверстия бусинок, но и соблюдал определенную последовательность нанизывания бусинок. - Разрывание на мелкие куски газету, бумагу (чем мельче, тем лучше). - Сбор, складывание пирамидки. - Работа с вкладышами. - Застёгивание пуговиц. - Собирание мозаик и паззлов. - Баночки с крупами (насыпьте в баночки разные крупы и дайте ребенку по очереди опускать руку в каждую из банок. Так он сможет прощупать разные крупинки и брать их пальчиками. Можно усложнить задачу. На глазах ребенка закопайте какой-нибудь маленький предмет в крупу и дайте ему баночку. Пусть попробует найти этот предмет. - Игры-шнуровки. - Игры с водой, песком (научите малыша переливать воду из одной емкости в другую, разрешите ребенку крутить кран, т.к. для развития руки очень полезны вращательные движения. Дети также обожают играть с песком. Пусть берут его руками, пересыпают. Главное следите, чтобы ребенок не тянул его в рот). - Игры с прищепками Зайчик Мёрзнет зайка на опушке, Спрятал лапки, спрятал ушки. Зайка, зайка, не дрожи, Лапки, ушки покажи. Ёжик Ёжик, ёжик, где гулял? Где колючки потерял? Ты беги скорей к нам, ёжик. Мы сейчас тебе поможем. Солнышко Солнышко утром рано встаёт. Лучики тянет –тепло нам даёт. Придумать задание по использованию предметов, которое будет способствовать развитию мелкой моторики рук, достаточно легко. Проявите немного творчества! Диагностика. Обычно многие педагоги затрудняются в выборе диагностики, я предлагаю несложную диагностику мелкой моторики у детей раннего возраста, простую для реализации. С каждым ребенком проводилась индивидуальная беседа в форме игры: «Сейчас мы с тобой будем играть в интересную игру. Я тебе прочитаю стихотворение и покажу, как умеют играть пальчики. Ты эти движения попробуй повторить вместе со мной». Далее организация выполнения ребенком задания предусматривала следующую последовательность: мы, читая потешку, выполняли упражнение, ребенок смотрел и пытался подражать (пробная ориентировка в движениях, которая не оценивается). Затем мы вновь показывали упражнение, и ребенок вместе с нами его повторял. Если ребенок не справлялся с тем или иным заданием, мы сначала показывали еще раз, ребенок пытался повторить. Если и это не помогало, использовался метод пассивных движений: мы придавали руке, пальцам ребенка нужное положение, затем движение снова повторялось по подражанию педагога. На втором этапе нами производилась диагностика уровня переключаемости ребенка, рейцпрокной координации. Для этого дети выполняли следующие упражнения:
Анализ нарушений. Этап пальчиковых упражнений:
3. В ходе выполнения 3-го задания выяснилось, что некоторым детям трудно дифференцировать движения рук, не прибегая к внешней помощи. В одних случаях требуется повторная проба с показом взрослым движения и движения выполняется с усиленным зрительным контролем, с напряжением, разливающимся на другие части тела. 4. В ходе выполнения 4-го задания, затруднения возникали в смене фаз движений и группировки пальцев в щепоть. 6. Выполнение 6-го задания практически у всех детей вызвало трудности при выполнении: дети либо постукивали всеми пальцами одновременно, либо совершали движения очень медленно, неправильно выполняли движения двумя руками одновременно. 7. Нанизывание пирамидки оказалось достаточно сложным для большинства детей, с первого раза его не смог выполнить никто. Детям понадобился образец, а также помощь педагога. 8. Собирание матрешки прошло успешнее, но все же часть детей справилась с заданием только с помощью педагога. ^ Если задание выполнено правильно, в нужной последовательности – высокий уровень развития мелкой моторики ребенка. Если задание выполнено после повторного показа или с небольшой помощью взрослого – средний уровень развития мелкой моторики ребенка. ^ Рекомендации для родителей
^ Наступит время, когда ваш любимый ребенок будет ловко и быстро работать всеми десятью пальцами, движения рук будут точными и аккуратными. Но прежде необходимо набраться терпения и понимания, удерживаться от обвинений в адрес малыша: «Что у тебя за руки-крюки?!» и не злиться, когда очередная деталь сервиза будет разбита. Руки ребенка пока еще «не слушаются» своего хозяина, но малыш совсем не при чем. Особое внимание развитию навыков руки ребенка должны уделять родители, чьи дети не посещают детский сад. Нужно просто поставить перед собой цель – уделить занятиям “мелкая моторика с малышом” полчаса в день. Полчаса: сегодня лепка, завтра рисование и паззл, послезавтра мешочки с крупой, потом пальчиковый театр и опять лепка. Затем посмотрите, что будет с вашим ребенком через три месяца. Вы поразитесь прогрессу, который с ним произойдет. |
![]() | Развитие мелкой моторики рук детей важно для общего развития ребёнка, так как ему понадобятся точные координированные движения, чтобы... | ![]() | Научить родителей психотехническим играм и упражнениям по развитию мелкой моторики рук у детей |
![]() | Уровень развития движений ребёнка определяет уровень его физического и психического развития. Чем выше его двигательная активность,... | ![]() | Цель: развитие устной речи, мелкой моторики, сенсорных навыков, пространственных представлений, воображения, внимания, памяти и мышления... |
![]() | ![]() | ||
![]() | В ходе "пальчиковых игр" ребенок, повторяя движения взрослых, достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только... | ![]() | В раннем детстве развитие речи идет по двум линиям: совершенствуется понимание речи взрослых и формируется собственная активная речь... |
![]() | Цель: Углубление знаний родителей о развитии музыкальных способностей детей раннего возраста | ![]() | Совершенствование ручной моторики способствует активизации моторных речевых зон головного мозга и вследствие этого развитию речевой... |