С педагогической точки зрения ситуация успеха




Скачать 70.86 Kb.
НазваниеС педагогической точки зрения ситуация успеха
Дата публикации18.02.2014
Размер70.86 Kb.
ТипДокументы
lit-yaz.ru > Астрономия > Документы
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №8

Выступление на педагогическом совете

« Методы и приёмы организации ситуации успеха

на первой ступени образования»


Подготовила:

учитель начальных классов

Колпакова Н.А.

Елец, 2013

«Если вы тщательно присмотритесь к людям,

которые никого не могут хвалить,

всякого порицают и никем не довольны,

то вы узнаете, что это те самые люди и есть,

которыми никто не доволен».

Ж. Лабрюйер

В.Ф.Шаталов утверждал, что для того, чтобы работа в школе была эффективной, должен сработать «эффект соленого огурца». Главное – создать рассол, тогда какой бы ни был огурец, плохой или хороший, попав в рассол, он просолится»
Как создать такой «рассол»?

Что взять за его основу?
Основой и главной идеей моей методической системы в педагогической деятельности является создание ситуации успеха. С психологической точки зрения успех – это переживание состояния радости, удовлетворения оттого, что результат, к которому личность стремилась в своей деятельности, либо совпал с её ожиданиями, надеждами, либо превзошёл их. На базе этого состояния могут сформироваться устойчивые чувства удовлетворения, формируются новые, более сильные мотивы деятельности, меняется уровень самооценки, самоуважения.
С педагогической точки зрения ситуация успеха – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создаётся возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом.
Успех в учении – один из источников сил и положительной мотивации школьника. Для младших школьников успех играет особую роль, являясь важнейшим стимулом учения. А в начальной школе дети ходят в школу:

78% - чтобы учиться;

21% - чтобы получать знания;

1% - чтобы получать оценки.

Успех в учении - один из источников внутренних сил школьника, рождающий энергию для преодоления трудностей, желание учиться и мы, педагоги, должны как можно дольше сохранить у детей это желание учиться.


В основе ожидания успеха у младшего школьника – стремление заслужить одобрение старших: учительницы, родителей. Как создать «ситуацию успеха»? Приёмов много.

(о классе) Вот, на мой взгляд, несколько наиболее интересных, нестандартных, построенных на психологических поисках путей к ребёнку.
^ Методы и приемы создания ситуации успеха на уроке:
Для создания «ситуации успеха» на уроке я использую следующие приёмы:


  1. создание ситуации успеха, через выполнение заданий посильных для всех учащихся, изучение нового материала с опорой на старые знания;

«Угадай сказку» (или рассказ). По опорным словам отгадай название рассказа из раздела «О братьях наших меньших»(2 класс).

Скрипка, ручей, щепка, музыка, медведь.

^ Дача, мальчики, ёжик.
2) положительный эмоциональный настрой, через создание на уроке доброжелательной атмосферы доверия и сотрудничества, яркую и эмоциональную речь учителя:
-Здравствуй, солнце! Здравствуй, день!

- Подарите улыбки друг другу. Если вы научитесь улыбаться красоте, добру, то ваша улыбка будет возвращаться к вам с радостью. Ведь окружающий мир – это большое волшебное зеркало.
3) рефлексия, через оценку собственной деятельности и деятельности других, оценку результата деятельности, вопросы, требующие многовариантных ответов (например, "почему было трудно?", "что открыли, узнали на уроке?" т.д.);
4) занимательность, необычное начало урока, через использование музыкальных фрагментов, игровые и соревновательные формы, юмористические минутки.
С добрым утром! Начат день, В мире много интересного,

Первым делом гоним лень. Нам порою неизвестного.

На уроке не молчать Миру знаний нет предела.

Всем работать, отвечать! Так скорей, друзья, за дело!
5) включение учащихся в коллективную деятельность, через организацию работы в группах, игровые и соревновательные формы, разноуровневые задания, взаимопроверку, коллективный поиск решения проблемы, приём "метод проб и ошибок", оказание учащимися помощи друг другу;
Пример: 1 класс. «Сказки К. Чуковского»
-Я приведу вам несколько утверждений. Если они верные, ставьте 1, если утверждение неверное, ставьте 0.
1.Чуковского зовут Корней Павлович. (Иванович)

2.Тараканище, Мойдодыр, Приключения Незнайки – сказки К.И.Чуковского. (Незнайка – Н.Носова)

3.К.И.Чуковский писал загадки в стихах и т. д.
6)необычная форма преподнесения материала;
-Угадайте, кто сегодня будет героем сказки?

В подполье, в каморке

Живёт она в норке,

Серая малышка,

Кто же это? (Мышка)
- Правильно! Сегодня мы прочитаем «Сказку о глупом Мышонке» С.Я.Маршака
7)создание проблемной ситуации, через анализ, сравнение учебных объектов, организацию обучения от учащихся;
Постановка проблемы (задача на сообразительность)
*Росли две вербы, на каждой вербе – по две ветки. На каждой ветке – по две груши. Сколько всего груш? (На вербе груши не растут)
-Давайте подумаем, как можно обозначить зрительно «нисколько», «ни одной».
8) сотрудничество на уроке, через совместное решение проблемы и разрешение противоречий, учебную дискуссию, выделение существенных признаков предметов, классификацию, обобщение.
Успех без признания приводит к разочарованию. Эта мысль определяет такую форму педагогического взаимодействия, как стимулирование учащихся, родителей.

^ Методы стимулирования учащихся:


  1. Словесная похвала и поддержка педагога.


Я провела опрос детей «Закончи предложение»:

Мне всегда приятно, когда взрослые …

46% - меня хвалят;

31% - спокойные, рады мне;

21% - любят меня, помогают мне, общаются со мной;

2% - дарят мне подарки, ходят со мной в парк.
Я чувствую себя уверенным, когда учитель …

25% – поддерживает меня, помогает мне;

15 % – улыбается мне и говорит что-то приятное;

60% - мне всегда приятно, когда учитель хвалит меня.
При словесной поддержке использую фразы:

- Постарайся приложить усилия, и у тебя получится это задание.

- Я очень рада, что ты смог преодолеть себя и сделал это задание.

- Не расстраивайся, в следующий раз тебе удастся выполнить задание быстрее и качественнее.

- Я сейчас подскажу тебе, как правильно выполнить задание, а в следующий раз ты всё сумеешь сделать сам.


  1. Обучаю детей элементам самовнушения:


- Я буду стараться, и у меня все получится.

- Мне будет трудно, но я не подведу свою группу или учителя.

- Мне нравится, что меня хвалят, и я постараюсь всё выполнить быстро и правильно.


  1. Комплекс поощрительных мер за любые положительные достижения в учёбе: различные картинки, грамоты.




  1. Оценивание учащихся на уроке.

- Использую устную похвалу.

- Коллективная похвала – учащиеся хлопают ученику, который дал правильный ответ на трудный вопрос.

- Письменная похвала в тетрадях. Использую слова и выражения: «Умница!», «Старался!», «Молодец!», «Отлично!», «Стал лучше писать!» и т.д.

- Знаки отличия - «Самому умному», «Ты сегодня отличился!», «Лучшему читателю» и т.д. изготавливаю на компьютере или использую готовую печатную продукцию.


  1. Рецензирование учителем.

Каждую работу ученика рецензирую и комментирую, отмечаю малейший успех, подчеркивая, что ученик «раньше этого не умел, а теперь научился».


  1. Рецензирование товарищами.

Используем на уроке учебные дискуссии по качеству выполнения работ одноклассниками.



  1. Элементы соревнования. Рейтинг в классе.


В конце каждой четверти определяем учеников, получивших за четверть большее количество «4» и «5». Результаты вывешиваются в классном уголке. Не забываем отметить успехи всех учащихся в динамике. В классном уголке размещаем Грамоты как отдельных учащихся, так и коллективные.
^ Методы стимулирования родителей:

1. Вручение благодарностей и Благодарственных писем;

2. Устная благодарность учителя на родительском собрании.
Создание ситуации успеха – это эффективное средство формирования положительного отношения к процессу учения.
Я рассказала лишь о малой части всех приёмов и способов достижения и установления ситуации успеха. Ситуация успеха – явление не одномоментное по своей сути, это длительный и кропотливый процесс. Но, как говорится, «игра стоит свеч», тем более, что наградой учителям может стать не только высокая успеваемость и спокойная, доброжелательная атмосфера в классе, но и стихи, подобные тем, что написал второклассник из свердловской школы № 30:
Хочу, чтобы на всей планете

Были счастливыми дети,

Чтобы мамы все улыбались,

Чтобы цвела цветами

Планета наша Земля.

И чтоб была здорова

Учительница моя!

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

С педагогической точки зрения ситуация успеха icon1. 1 "Человеческий ребенок в момент рождения не человек, а только кандидат в человека."
Нь живых организмов на Земле, субъект общественно-исторической деятельности и культуры, в котором биологическое и социальное начало...

С педагогической точки зрения ситуация успеха iconРеферат по физике. А. Эйнштейн. "А вы действительно есть?"
В 2013 году ученые мира отметили 135-летие одного из величайших физиков современности А. Эйнштейна. 135 лет назад, это давно или...

С педагогической точки зрения ситуация успеха iconСоздание ситуации успеха как фактора развития ребёнка и сохранение...
Ситуация успеха это особая атмосфера на уроке, когда и учитель и ученик чувствуют себя комфортно. Ученик не боится ошибиться, раскрывает...

С педагогической точки зрения ситуация успеха iconКогда некоторое время тому назад мы собирались здесь, и обсуждали...
Евангелия от Иоанна для нас выяснились величайшие глубины христианских истин, необходимо ли еще разбираться в сущности христианства,...

С педагогической точки зрения ситуация успеха iconМеттыева Алиса Викторовна Преодоление трудностей в обучении английскому...
Преодоление трудностей в обучении английскому языку с точки зрения русскоязычного ребёнка

С педагогической точки зрения ситуация успеха iconГлава
Классификация неологизмов с точки зрения происхождения, по языкам-донорам

С педагогической точки зрения ситуация успеха icon“Эстетический вкус”
Воспитание эстетического вкуса с точки зрения массовой и элитарной культуры

С педагогической точки зрения ситуация успеха icon«Гармонии задумчивый поэт»
«внутреннего зрения», «внутреннего переинтонирования»; развитие умения читать стихи под соответствующее музыкальное сопровождение;...

С педагогической точки зрения ситуация успеха icon«Визитная карточка» проекта
Развитие умений и навыков говорения: высказывание и аргументирование своей точки зрения

С педагогической точки зрения ситуация успеха icon«Воспитание и обучение (Традиции, инновации, результативность)»
Приёмы педагогической техники для учебного успеха ученика на уроках биологии, географии, химии



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница