Скачать 70.86 Kb.
|
Содержание Методы и приемы создания ситуации успеха на урокеДача, мальчики, ёжик. Методы стимулирования учащихся Методы стимулирования родителей |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №8 Выступление на педагогическом совете « Методы и приёмы организации ситуации успеха на первой ступени образования» Подготовила: учитель начальных классов Колпакова Н.А. Елец, 2013 «Если вы тщательно присмотритесь к людям, которые никого не могут хвалить, всякого порицают и никем не довольны, то вы узнаете, что это те самые люди и есть, которыми никто не доволен». Ж. Лабрюйер В.Ф.Шаталов утверждал, что для того, чтобы работа в школе была эффективной, должен сработать «эффект соленого огурца». Главное – создать рассол, тогда какой бы ни был огурец, плохой или хороший, попав в рассол, он просолится» Как создать такой «рассол»? Что взять за его основу? Основой и главной идеей моей методической системы в педагогической деятельности является создание ситуации успеха. С психологической точки зрения успех – это переживание состояния радости, удовлетворения оттого, что результат, к которому личность стремилась в своей деятельности, либо совпал с её ожиданиями, надеждами, либо превзошёл их. На базе этого состояния могут сформироваться устойчивые чувства удовлетворения, формируются новые, более сильные мотивы деятельности, меняется уровень самооценки, самоуважения. С педагогической точки зрения ситуация успеха – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создаётся возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом. Успех в учении – один из источников сил и положительной мотивации школьника. Для младших школьников успех играет особую роль, являясь важнейшим стимулом учения. А в начальной школе дети ходят в школу: 78% - чтобы учиться; 21% - чтобы получать знания; 1% - чтобы получать оценки. Успех в учении - один из источников внутренних сил школьника, рождающий энергию для преодоления трудностей, желание учиться и мы, педагоги, должны как можно дольше сохранить у детей это желание учиться. В основе ожидания успеха у младшего школьника – стремление заслужить одобрение старших: учительницы, родителей. Как создать «ситуацию успеха»? Приёмов много. (о классе) Вот, на мой взгляд, несколько наиболее интересных, нестандартных, построенных на психологических поисках путей к ребёнку. ^ Для создания «ситуации успеха» на уроке я использую следующие приёмы:
«Угадай сказку» (или рассказ). По опорным словам отгадай название рассказа из раздела «О братьях наших меньших»(2 класс). Скрипка, ручей, щепка, музыка, медведь. ^ 2) положительный эмоциональный настрой, через создание на уроке доброжелательной атмосферы доверия и сотрудничества, яркую и эмоциональную речь учителя: -Здравствуй, солнце! Здравствуй, день! - Подарите улыбки друг другу. Если вы научитесь улыбаться красоте, добру, то ваша улыбка будет возвращаться к вам с радостью. Ведь окружающий мир – это большое волшебное зеркало. 3) рефлексия, через оценку собственной деятельности и деятельности других, оценку результата деятельности, вопросы, требующие многовариантных ответов (например, "почему было трудно?", "что открыли, узнали на уроке?" т.д.); 4) занимательность, необычное начало урока, через использование музыкальных фрагментов, игровые и соревновательные формы, юмористические минутки. С добрым утром! Начат день, В мире много интересного, Первым делом гоним лень. Нам порою неизвестного. На уроке не молчать Миру знаний нет предела. Всем работать, отвечать! Так скорей, друзья, за дело! 5) включение учащихся в коллективную деятельность, через организацию работы в группах, игровые и соревновательные формы, разноуровневые задания, взаимопроверку, коллективный поиск решения проблемы, приём "метод проб и ошибок", оказание учащимися помощи друг другу; Пример: 1 класс. «Сказки К. Чуковского» -Я приведу вам несколько утверждений. Если они верные, ставьте 1, если утверждение неверное, ставьте 0. 1.Чуковского зовут Корней Павлович. (Иванович) 2.Тараканище, Мойдодыр, Приключения Незнайки – сказки К.И.Чуковского. (Незнайка – Н.Носова) 3.К.И.Чуковский писал загадки в стихах и т. д. 6)необычная форма преподнесения материала; -Угадайте, кто сегодня будет героем сказки? В подполье, в каморке Живёт она в норке, Серая малышка, Кто же это? (Мышка) - Правильно! Сегодня мы прочитаем «Сказку о глупом Мышонке» С.Я.Маршака 7)создание проблемной ситуации, через анализ, сравнение учебных объектов, организацию обучения от учащихся; Постановка проблемы (задача на сообразительность) *Росли две вербы, на каждой вербе – по две ветки. На каждой ветке – по две груши. Сколько всего груш? (На вербе груши не растут) -Давайте подумаем, как можно обозначить зрительно «нисколько», «ни одной». 8) сотрудничество на уроке, через совместное решение проблемы и разрешение противоречий, учебную дискуссию, выделение существенных признаков предметов, классификацию, обобщение. Успех без признания приводит к разочарованию. Эта мысль определяет такую форму педагогического взаимодействия, как стимулирование учащихся, родителей. ^
Я провела опрос детей «Закончи предложение»: Мне всегда приятно, когда взрослые … 46% - меня хвалят; 31% - спокойные, рады мне; 21% - любят меня, помогают мне, общаются со мной; 2% - дарят мне подарки, ходят со мной в парк. Я чувствую себя уверенным, когда учитель … 25% – поддерживает меня, помогает мне; 15 % – улыбается мне и говорит что-то приятное; 60% - мне всегда приятно, когда учитель хвалит меня. При словесной поддержке использую фразы: - Постарайся приложить усилия, и у тебя получится это задание. - Я очень рада, что ты смог преодолеть себя и сделал это задание. - Не расстраивайся, в следующий раз тебе удастся выполнить задание быстрее и качественнее. - Я сейчас подскажу тебе, как правильно выполнить задание, а в следующий раз ты всё сумеешь сделать сам.
- Я буду стараться, и у меня все получится. - Мне будет трудно, но я не подведу свою группу или учителя. - Мне нравится, что меня хвалят, и я постараюсь всё выполнить быстро и правильно.
- Использую устную похвалу. - Коллективная похвала – учащиеся хлопают ученику, который дал правильный ответ на трудный вопрос. - Письменная похвала в тетрадях. Использую слова и выражения: «Умница!», «Старался!», «Молодец!», «Отлично!», «Стал лучше писать!» и т.д. - Знаки отличия - «Самому умному», «Ты сегодня отличился!», «Лучшему читателю» и т.д. изготавливаю на компьютере или использую готовую печатную продукцию.
Каждую работу ученика рецензирую и комментирую, отмечаю малейший успех, подчеркивая, что ученик «раньше этого не умел, а теперь научился».
Используем на уроке учебные дискуссии по качеству выполнения работ одноклассниками.
В конце каждой четверти определяем учеников, получивших за четверть большее количество «4» и «5». Результаты вывешиваются в классном уголке. Не забываем отметить успехи всех учащихся в динамике. В классном уголке размещаем Грамоты как отдельных учащихся, так и коллективные. ^ 1. Вручение благодарностей и Благодарственных писем; 2. Устная благодарность учителя на родительском собрании. Создание ситуации успеха – это эффективное средство формирования положительного отношения к процессу учения. Я рассказала лишь о малой части всех приёмов и способов достижения и установления ситуации успеха. Ситуация успеха – явление не одномоментное по своей сути, это длительный и кропотливый процесс. Но, как говорится, «игра стоит свеч», тем более, что наградой учителям может стать не только высокая успеваемость и спокойная, доброжелательная атмосфера в классе, но и стихи, подобные тем, что написал второклассник из свердловской школы № 30: Хочу, чтобы на всей планете Были счастливыми дети, Чтобы мамы все улыбались, Чтобы цвела цветами Планета наша Земля. И чтоб была здорова Учительница моя! |
![]() | Нь живых организмов на Земле, субъект общественно-исторической деятельности и культуры, в котором биологическое и социальное начало... | ![]() | В 2013 году ученые мира отметили 135-летие одного из величайших физиков современности А. Эйнштейна. 135 лет назад, это давно или... |
![]() | Ситуация успеха это особая атмосфера на уроке, когда и учитель и ученик чувствуют себя комфортно. Ученик не боится ошибиться, раскрывает... | ![]() | Евангелия от Иоанна для нас выяснились величайшие глубины христианских истин, необходимо ли еще разбираться в сущности христианства,... |
![]() | Преодоление трудностей в обучении английскому языку с точки зрения русскоязычного ребёнка | ![]() | Классификация неологизмов с точки зрения происхождения, по языкам-донорам |
![]() | Воспитание эстетического вкуса с точки зрения массовой и элитарной культуры | ![]() | «внутреннего зрения», «внутреннего переинтонирования»; развитие умения читать стихи под соответствующее музыкальное сопровождение;... |
![]() | Развитие умений и навыков говорения: высказывание и аргументирование своей точки зрения | ![]() | Приёмы педагогической техники для учебного успеха ученика на уроках биологии, географии, химии |