Программа «Развивающие игры»




Скачать 273.7 Kb.
НазваниеПрограмма «Развивающие игры»
страница1/2
Дата публикации27.02.2014
Размер273.7 Kb.
ТипПрограмма
lit-yaz.ru > Астрономия > Программа
  1   2
Муниципальное образовательное учреждение

«Саровская средняя общеобразовательная школа»

Программа

«Развивающие игры»

Саровка 2011

Пояснительная записка.

Игра - наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.
Играя, дети учатся применять свои знания и умения на практике, пользоваться ими в разных условиях. Игра - это самостоятельная деятельность, в которой дети вступают в общение со сверстниками. Их объединяет общая цель, совместные усилия к ее достижению, общие переживания. Игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка и способствуют формированию добрых чувств, благородных стремлений, навыков коллективной жизни.

Они учатся решать самостоятельно игровые задачи, находить лучший способ осуществления задуманного, пользоваться своими знаниями, выражать их словом. Нередко игра служит поводом для сообщения новых знаний, для расширения кругозора. С развитием интереса к труду взрослых, к общественной жизни, к героическим подвигам людей у детей появляются первые мечты о будущей профессии,

стремление подражать любимым героям. Все это делает игру важным средством создания направленности ребенка, который начинает складываться еще в дошкольном детстве.

Таким образом, игровая деятельность является актуальной проблемой процесса обучения.
^ Рекомендации по организации и проведению игр:

•  Подвижные игры с бегом и прыжками должны быть огра-
ничены во времени и сопровождаться частыми перерыва-
ми, сменами характера движений.

•  Недопустимы игры, связанные с большими силовыми на
грузками, с длительным неподвижным сидением за сто
лом.

•  Если по правилам игры ребенок вынужден выйти из нее, то
только на короткое время, иначе он будет нарушать пра-
вила, вступая в игру самостоятельно, без разрешения.

•   Дети этого возраста любят игры, в которых они должны
«замереть» на месте. Такие игры способствуют развитию
функции торможения.

•   Все дети любят водить в игре. Выбор водящего должен
быть каждый раз обоснован: «он у нас еще ни разу не во-
дил»,  «он был очень смел в предыдущей игре»,  «очень
честно соблюдал правила игры»... Водящий может быть
выбран с помощью считалки или им может быть назначен
победитель предыдущей игры.

•   Детей надо учить играть, не нарушая правил, приучать
действовать по сигналу.

•   Заканчивая игру, нужно отметить лучших, инициатив-
ных игроков.

^ Содержание программы.

1

Игры на развитие внимания

Что слышно?”

Будь внимателен!”

Слушай музыку!”


2

Игры на развитие памяти

Запомни свое место”

Тень”

В магазине зеркал”


3

Игры на преодоление двигательного автоматизма

Флажок”

Стоп!”

Замри!”


4

Подвижные игры

Иголка и нитка”

Скучно, скучно так сидеть”

Ловишки”

Сова”


5

Игры, способствующие успокоению и организации

Слушай команду!”

Идем за Синей птицей”


6

Игры на выражение различных эмоций

Таня-плакса”

Поссорились-помирились”

Прогулка”


7

Логоритмические занятия


Полетаем”


8

Музыкально-дидактические игры


Угадай, на чем играю?”

Музыкальный телефон

Как тебя зовут?”

Птичка и птенчики

«Горячо – холодно

9

Игры на листе бумаги

"Цветик-восьмицветик".

"Змейка"

"Крестики-нолики"

"Рэндзю",

"Коридорчики",


10

Настольные игры

«Скачки»

«Вокруг света»

«Остров динозавров»

«Гонки»

11

Пальчиковые игры

«Замок»

«Скачет зайчик»

«Моя семья»

«Сон»

12

Конструктор.

Пазлы

«Лего»

Литература

  1. Дошкольное воспитание – 1996. - №5–9 (статья И.Скрыпник. “Логоритмические занятия”).

  2. Е.А.Екжанова, Е.А.Стребелева. Программа “Коррекционно-развивающее обучение и воспитание”. М.: Просвещение, 2003. – 272 с.

  3. Кононова Н.Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников. М.: Просвещение, 1982. – 96 с.

  4. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии. Под ред. Е.А.Медведевой. – М.: Издательский центр “Академия”, 2002. – 224 с.

5. Чистякова М.И. Психогимнастика. М.: Просвещение, 1990. – 128 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Описание игр, направленных
на коррекцию различных сторон психики


Игра на развитие внимания “Будь внимателен!”

Цель игры: Стимулировать внимание, учить быстро и точно реагировать на звуковые сигналы.

Дети шагают под “Марш” С.Прокофьева. Затем на слово “зайчики”, произнесенное ведущим, дети должны начать прыгать, на слово “лошадки” - двигаться прямым галопом, “птицы” - “летать” (бегать, раскинув руки).

^ Игра на развитие памяти “Запомни свое место”

Цель игры: Развивать моторно-слуховую память.

Дети стоят по кругу, каждый должен запомнить свое место. Под музыку И.Дунаевского “Галоп” все разбегаются, а с окончанием музыки должны вернуться на свои места.

^ Игра на преодоление двигательного автоматизма “Флажок”

Рекомендуется гипер- и гипоактивным детям.

Играющие ходят по залу под “Болгарскую песню” обр. Т.Ломовой. Когда ведущий поднимет вверх флажок, все дети должны остановиться, хотя музыка продолжает звучать.

^ Подвижная игра “Иголка и нитка”

С помощью таких игр можно развивать сообразительность, ловкость, быстроту реакции у детей, страдающих задержкой психического развития. С аутичным ребенком воспитатель выполняет движение вместе, держа его за руку. Дети становятся друг за другом. Первый – иголка. Он бегает, меняя направление. Остальные бегут за ним, стараясь не отставать.

^ Подвижная игра “Самый ловкий наездник”

По залу расставлены стулья. Наездники садятся на стулья лицом к спинке. Когда заиграет музыка, все скачут по залу, как “лошадки”. В это время ведущий убирает один стул. С окончанием музыки (Р.Шуман “Смелый наездник”) дети садятся на стулья, обязательно лицом к спинке. Оставшийся без стула выходит из игры.

^ Игра, способствующая успокоению и организации “Идем за Синей птицей”

Цель игры: тренировать эмоционально-волевую сферу у детей.

Дети идут по залу змейкой, взявшись за руки и произнося многократно пол музыку (И.Сац “Шествие”) слова:

Мы длинной вереницей
Идем за Синей птицей,
Идем за Синей птицей,
Идем за Синей птицей.

^ Игра на выражение различных эмоций “Поссорились – помирились”

Выразительные движения. Дети стоят парами спиной друг к другу и притопывают одной ногой; руки на поясе, изображая сначала поссорившихся ребят. Затем поворачиваются лицом друг к другу и, улыбаясь, берутся за руки, весело кружатся в танце. В конце обнимаются.

Звучит музыка Т.Вилькорейской “Помирились”.

занятия

Следующий вид музыкально-двигательной терапии в коррекционной работе с детьми с разными отклонениями – логоритмические занятия. Как было сказано выше, каждое такое занятие является сюжетным. Используются: игровая мотивация, пантомима, музыкальные рассказы и импровизации. Музыка на этих занятиях является организующим началом движений. Каждый музыкальный сигнал вызывает немедленную двигательную реакцию. Это позволяет развивать внимание, слуховое восприятие, пространственную ориентировку, способствует коррекции речевых нарушений: фонематического слуха и т. д. Дети легко справляются со всеми заданиями логоритмики, т.к. им придается игровая форма.

Занятия строятся по следующей схеме:

*ритмическая разминка

*упражнение на развитие внимания

*упражнение, регулирующее мышечный тонус

*упражнение на развитие чувства темпа и ритма

*упражнение для развития координации слова с движением

*слушание

*пение

*упражнение для развития мелкой мускулатуры пальцев рук

*упражнение для развития речевых и мимических движений

*игра

*заключительное упражнение на релаксацию (цель – успокоить детей, переключить их внимание на другие виды деятельности).

Тематика логоритмических занятий на год (Приложение 1).

^ Конспект логоритмического занятия “Полетаем”

Вводное упражнение на развитие внимания. Педагог (под музыку) показывает картинки с изображением различных видов транспорта и предлагает детям (под ту же музыку) двигаться так, как: автомобиль (дробным шагом), лодка (покачиваться с ноги на ногу), самолет (легкий бег), лошадь (галопом).

Упражнение, регулирующее мышечный тонус. Дети изображают пантомиму “Ремонт автомобиля” (закручивают гайки – вращают кистями рук, “накачивают шины” - на выдох наклоняются вниз и произносят: “Ш–ш”

Упражнение для развития чувства темпа и ритма. Педагог: “Братцы в гости снарядились, друг за друга прицепились и помчались в путь далек, лишь оставили дымок”. Что это? (Поезд). И мы с вами поедем на поезде.

Упражнение для развития координации слова с движением. Педагог: “Быстро в небе проплывает, обгоняя птиц полет. Человек им управляет. Что такое?” (Самолет).

^ Дети (вместе с педагогом)

Дети:

Сам, сам, самолет

Два раза хлопают и разводят руки в стороны

Тут и там самолет.

То же самое

Самолет летит близко-далеко.

Руки сначала к себе, затем от себя вытянуть

Самолет летит низко-высоко.

Руки вниз; встают, руки в стороны

Слушание. Пьеса Р.Шумана “Смелый наездник”.

Пение. Песня “Паровоз”, муз. В.Карасевой.

Упражнение для развития речевых и мимических движений.

Педагог.

Дети.

Как стучат вагоны? Какую песенку поют?

Так-так-так, так-так-так.

А какую песенку поет паровоз?

Ту-ту-ту!

А как стучат копыта лошади?

Цок-цок.

Как сигналит машина?

Би-би-би.

Упражнение для развития мелкой маскулатуры пальцев рук.

Дети изображают скачущих лошадок, капитана, который смотрит в бинокль, хлопают в ладоши (стучат вагоны), трут ладонь о ладонь (шуршат шины).

Игра “Летчики, следите за погодой”, муз. М.Раухвергера.

Педагог: Все готово к полету. Будьте внимательны. Погода может измениться (солнце – полет, гроза – садятся на аэродром).

Заключительное упражнение.

Педагог. “После трудного полета летчикам надо отдохнуть”. (Дети ложатся на ковер. Звучит музыка. Затем рассказывают о том, что видели в полете.)

^ Музыкально-дидактические игры

Особое место в своей работе я отвожу музыкально-дидактическим играм, т.к. они являются важным средством сенсорного развития, в частности развития у детей слуховых ощущений. Но работа с детьми с пониженным интеллектом имеет свои особенности, обусловленные характером имеющихся нарушений у детей. Поэтому следовало внести коррективы в подбор музыкально-дидактических игр, эффективных в работе с проблемами данных детей.

Так, дети с умственной отсталостью, задержкой психического развития, определяют звучание различных инструментов сначала на слухозрительной основе, а потом только на слух. В игре “Угадай, на чем играю?” сначала я даю возможность увидеть музыкальные инструменты, послушать их звучание и найти на карточках, где изображены эти инструменты. В следующий раз музыкальные игрушки ставятся за ширму, и ребенок только по звуку определяет инструменты (барабан, бубен, дудочку, колокольчик).

Рисунок 5

Участвуя в такой игре, как “Музыкальный телефон”, дети, рассматривая иллюстрации, угадывают, к какой песне они сделаны. Методика проведения игры такова, что позволяет всем детям, независимо от тяжести дефекта, включиться в нее. Угадывая песню, ребенок, у которого отсутствует речь, подходит к столу и выбирает из нескольких иллюстраций или игрушек ту, которая соответствует содержанию песни.

В игре “Как тебя зовут?” на развитие чувства ритма также может принимать участие тот, у кого отсутствует речь. На вопрос “Как тебя зовут?” ребенок берет кубики и отстукивает ритмический рисунок своего имени: Ка-тя (2 удара), Ма-ри-на (3 удара) и т.д.

В игре “Птичка и птенчики” после прослушивания высоких и низких звуков малыши поднимают плоскую модель “мамы птички” - на низкие звуки, а “птенчиков” - на высокие звуки.

Различение звуков по силе лучше усваивается с помощью известной игры “Горячо – холодно”, когда звуки бубна усиливаются или становятся тише в зависимости от приближения или удаления ребенка от спрятанного предмета.

Игры на листе бумаги

Игры на бумаге – занятие, которое по праву можно поставить в один ряд с самыми умными развивающими играми. И подзабыты они совершенно не заслуженно. Любая из таких игр – это не просто забава. Это целый кладезь новой информации и полезных навыков, тренажер, учащий мыслить и рассуждать. И ошибаются те мамы и папы, которые считают, что игры на бумаге – штука сложная, не доступная пониманию малышей.

Юлия Каспарова

Как упоительно играли мы в детстве с папой или мамой в крестики-нолики, рисуя значки палочкой на влажном речном песке. С каким азартом сражались в «точечки», стараясь непременно обыграть старшего брата или сестру. Как хохотали на переменках над рассказами, получившимися в игре «чепуха». Сколько умных и, наверное, очень полезных лекций прошло мимо нас, уже студентов, увлеченно играющих в «рэндзю»… Некоторые игры сможет осилить только подросшая детвора. Но есть забавы и для малышей, а многие "взрослые" правила всегда можно изменить или упростить. В общем, дорогу осилит идущий… Научив малыша играть в подобные игры, вы всегда сможете занять его в долгой дороге, вам не придется скучать в дождливую погоду дома или на даче. Вы получите незаменимые и интересные развивающие упражнения, для которых всегда все под рукой. А всего и надо-то, карандаш да клочок бумаги…

Игры-малышки

В ряду "бумажных" игр, среди забав достаточно сложных, можно отыскать множество простых сражений, которые вполне по силам малышам. Вот, например, интересная и полезная игра, которая называется "Цветик-восьмицветик". Для нее нарисуйте на бумаге цветок с восемью одинаковыми лепесточками. Теперь вооружайтесь с малышом карандашами разных цветов и приступайте к раскрашиванию лепестков. Раскрашивать их нужно по очереди и придерживаться определенного правила: за свой ход можно зарисовать один любой лепесток или два соседних. Выигрывает тот, кто закрашивает последний лепесток. Поддавайтесь малышу через раз, постепенно подводя к мысли, что выигрыш в этой игре – не случайность, а итог тщательного продумывания ходов. Несложно свести игру к такому виду, когда от одного верного или неверного хода ребенка будет зависеть его выигрыш или проигрыш. Обратите на это внимание малыша, заметив: "Если ты сейчас раскрасишь лепестки верно – я уже не смогу тебя обыграть, если нет – я выиграю…" После нескольких попыток и обдумывания, малыш научится правильной тактике игры. Это принесет ему одновременно и огромное удовольствие от собственного достижения, и понимание того, что многие задачи в этом непростом мире можно решить самостоятельно и получить от этого несомненную пользу. Простая игра "Змейка" будет полезна не только голове, но и рукам маленького игрока. Она укрепит непослушные пальчики, научит проводить ровные линии. Возьмите лист бумаги в клеточку (желательно, что бы бумага была хорошего качества с четкими клетками). Ограничьте квадратное игровое поле размером 7x7 клеток. Две соседние стороны квадрата должны быть одного цвета (скажем, красного), остальные – другого (например, синего). На игровом поле поставьте красную и синюю точки в произвольных местах. Теперь игроки делают ходы по очереди, начиная рисовать ломаные линии-змейки от точки "своего" цвета "своим" же карандашом. За один ход линия удлиняется на одну клеточку в любую сторону (но не по диагонали). Линии не должны пересекаться, их можно проводить по стороне игрового поля, но это не должны быть стороны "своего" цвета. Тот, кому больше некуда продлевать свою змею, проигрывает.

Чур, я ставлю крестики!

В "Крестики-нолики" с удовольствием играют даже трехлетние крохи. И для них это не просто забава, а самая настоящая развивающая математическая игра. Проиграв несколько раз, они быстро смекают, что заполнять клеточки нужно не как попало. Для того, что бы выиграть (а, точнее, свести игру в ничью), следует выработать определенную тактику игры и думать на ход вперед. Но обычные "крестики-нолики" быстро надоедают даже малышам. И, когда эта игра освоена, имеет смысл перейти к усложненному варианту – трехмерному. Нарисуйте куб, расчертите каждую из трех видимых граней на девять клеток. У вас получится три игровых поля одновременно. В остальном, правила прежние: три крестика или нолика в ряд на любой грани означают победу. Но теперь малышу придется отслеживать гораздо большее количество комбинаций, да еще и подключить пространственное воображение. Ну, а когда ребенок будет легко ориентироваться и в трехмерной игре, попробуйте сыграть с ним в бумажный вариант японской игры "Рэндзю", что в переводе означает "нитка жемчуга". Цель игры – поставить в ряд пять ноликов или крестиков. Игра ведется на игровом поле размером 15x15 или 19x19 клеточек. Вот это уже задача не шуточная. И если через какое-то время вам придется здорово поломать голову для того, что бы выиграть у собственного ребенка, вы можете смело гордиться своим учеником!

Морские баталии

Думаю, правила игры в "морской бой" известны всем и нет необходимости их напоминать. Но есть несколько тактических хитростей. И если вы поделитесь ими с ребенком, вероятность его побед в бумажно-морских баталиях существенно возрастет. Итак, самый рациональный способ двух, идущих друг за другом "выстрелов" – буква "г", похожая на ход шахматного коня. Это даст возможность быстро вычислить "длинные" неприятельские корабли. Как известно, в "морском бою" даже один бессмысленный ход дает противнику существенное преимущество. А потому очень важно не делать непродуманных "выстрелов". Посоветуйте ребенку обносить каждый подстреленный корабль противника точками. Во-первых, малыш случайно не "выстрелит" в бесполезное место. А, во-вторых, при такой тактике места возможного расположения кораблей видны, как на ладони.

Территориальные войны

Множество игр на бумаге предполагает сражение за территорию. Кроме азарта, они несут в себе несомненную пользу, развивая логическое мышление и внимание. Попробуйте поиграть с ребенком в игру "Коридорчики", и вы легко в этом убедитесь. Игровое поле рисуется на листочке в клеточку. Его форма и размер не имеют принципиального значения. Это может быть квадрат или любая фигура. А чтобы заинтересовать малыша, можно нарисовать елочку, собачку или другой желаемый контур. Чем младше ребенок, тем меньше игровое поле. Бумагу лучше взять с крупными клетками. Вооружившись с малышом ручками или фломастерами, приступайте к игре. Каждый игрок проводит по очереди горизонтальные или вертикальные линии на одну клеточку. Тот, кому удалось провести последнюю, четвертую линию, замыкающую квадрат, ставит внутри клетки-квадрата свой знак (крестик, нолик или любой другой). Когда все клетки игрового поля будут заполнены "вензелями", подсчитывается их количество и определяется победитель. Игра "Феодалы" или "Точечки" будет интересна детворе постарше. "Точечки" – упрощенный бумажный вариант известной японской игры "Го". Она развивает тактическое и стратегическое мышление и является одной из самых любимых школьно-студенческих игр во время уроков и лекций. Игровым полем служит обычный лист бумаги в клеточку, а, если времени и терпения много, можно играть на целом тетрадном развороте. Для того, что бы во время игры возникало меньше конфликтных и спорных ситуаций, игровое поле лучше обвести линией и запретить правилами ставить точки на этой границе. У каждого игрока должна быть ручка или карандаш своего цвета. По очереди игроки ставят точки в произвольных местах на пересечении клеток. Цель игры – захватить как можно больше бумажных владений. Территория считается захваченной, если она обнесена точками своего цвета. Точки должны располагаться друг от друга на расстоянии в одну клеточку по горизонтали, вертикали или диагонали. Захваченная территория закрашивается своим цветом или вокруг нее рисуется крепостная стена (жирная линия). Если вам удалось обнести точками территорию или точки противника – они ваши. После такого захвата игроку предоставляется право внеочередного хода. В некоторых вариантах игры захватывать можно только те территории, где уже есть неприятельские укрепления. В других – вам доступны любые, в том числе и свободные, земли. Выбирайте, что вам больше по душе. В конце игры подсчитывается размер захваченных земель и объявляется победитель. Чаще всего, ничего специально считать и не нужно – результат очевиден. Попробуйте сыграть в эту игру не только с детьми-школьниками, но и с малышами. В этом случае сделайте игровое поле совсем небольшим – на четверть тетрадной странички или и того меньше, а бумагу возьмите с крупными клетками. Немного тренировки – и маленькие стратеги смогут составить вам неплохую компанию в бумажных баталиях.

Рисовальные фантазии

Эта игра потребует небольшой подготовки. Зато потом вам будет достаточно всего лишь вытащить из шкафа заветную коробочку, и малыш из скучающего "кишкомотика" мгновенно превратится в азартного игрока, художника и фантазера. Сначала сделаем игровое поле. Для него вполне подойдет плотный альбомный лист или лист картона. Обозначьте на игровом поле старт и финиш, а между ними нарисуйте извилистую тропинку из 32 кружочков с цифрами. Теперь вам потребуются небольшие карточки по количеству кружочков (например, пачка бумаги или картона для записи). На каждой карточке ставим номер и пишем загадочные фразы вроде "нарисуй огромные красные глаза", "нарисуй ослиные уши" или "добавь петушиные лапы". Когда подготовительный этап закончен, можно приступать непосредственно к игре. Используйте фишки и кубик от любой настольной игры-ходилки или приспособьте в качестве фишек пуговицы или игрушки от киндер-сюрпризов. В процессе игры вы вместе с малышом будет создавать "бяку-закаляку кусачую". Сначала нарисуйте основу – туловище с головой любого вида, а мелкие детали вроде глаз, носа, рта, рук, ног, ушей, рогов и т.п. вы будете дорисовывать в процессе игры, опираясь на карточки-подсказки. Итак, выставляем фишки на старт и бросаем по очереди кубик. Находим карточку с тем же номером, на который переместилась фишка, читаем задание и дорисовываем нашему монстрику лягушачьи лапки, лошадиные копытца, вороний клюв или драконьи шипы в соответствии с написанным на карточке. Вариантов игры может быть два. Все игроки или создают одно общее загадочное существо со множеством лап, глаз и хвостов, или рисуют каждый свое. Когда все фишки дойдут до финиша, рисунки сравниваются. Выясняется, у кого монстр получился самый смешной, самый страшный или самый "правильный" Можно, конечно, попытаться определить победителя, но главное в этой забаве, конечно, сам процесс игры и творчества. Придумывать задания для карточек лучше вместе с малышом. А если кроха как раз сейчас учится читать, сделайте надписи крупными четкими буквами. У вас получится не только занятная игра, но и тренажер для чтения. Кто же из юных фантазеров откажется узнать, что нужно дорисовать нашему "красавчику": рыбью чешую, драконий хвост или три горящих глаза.

Кто внимательнее и быстрее?

Необыкновенная игра "Ладошки" будет интересна ребятишкам, которые уже знакомы с цифрами. Она станет отличным тренажером внимания и мелкой моторики, научит быстро ориентироваться в числах. Возьмите два листа бумаги в клеточку и обведите на каждом ладошку малыша или свою. Для того, что бы хоть немного уравнять шансы, можно на своем листке обводить свою руку, а на листе малыша – его. Тогда ваше игровое поле будет немного больше, чем у ребенка. Теперь на пространстве, ограниченном рисунком, хаотично расставляются точки с числами от 1 и до… До скольки будут числа, зависит от возраста и знаний малыша. Самым маленьким достаточно до 10, а "продвинутым" математикам можно и до 100. Теперь начинается самое интересное. Первый игрок называет любое число и, пока соперник ищет его на своем игровом поле, быстро ставит крестики в своих клеточках. Нужно успеть зачеркнуть их как можно больше. Затем ход переходит к сопернику. Побеждает тот, кто быстрее заполнит крестиками все клетки своего поля. Ясно, что в этой игре зевать нельзя, а самым маленьким стоит иногда подыгрывать. Бумага – замечательный игровой инструмент, на котором можно устроить самые настоящие гонки. В эту игру, развивающую логику и моторику, закрепляющую основы сложения и вычитания можно играть даже с 4-5 летним малышом. Возьмите лист бумаги в клеточку и нарисуйте на нем гоночную "трассу" – извилистую дорожку шириной около 8-9 клеточек. "Трасса" может произвольно сужаться и расширяться. Понятно, что, чем младше "гонщик", тем проще должна быть траектория. На трассе обозначаются старт и финиш. Каждый игрок "едет" по очереди линией своего цвета, проводя отрезки по клеточкам горизонтально, вертикально, либо по диагонали. Двигаться можно со скоростью от 1 до 6. Первая скорость – линия в 1 клеточку. Шестая – соответственно в 6. "Набирать" и "сбавлять" скорость можно постепенно, увеличивая или уменьшая отрезки продвижения на 1 клеточку. Цель игры – выбирая оптимальную траекторию движения и скорость, первым добраться до финиша.

Буквы, стройтесь!

В семействе "бумажных" игр с буквами и словами существует великое множество всевозможных забав, которые вы отлично знаете и в которые наверняка когда-либо играли. Это и "Виселица", похожая по своей сути на всем известную телеигру "Поле чудес", и "Типография", где короткие слова составляются из букв, входящих в слово длинное, и "Балда", в которой каждая дописанная буква помогает образовать новое слов. В эти игры вполне можно играть с детьми, но здесь имеется одно непременное и явное условие: малыш должен уметь читать. Для ребятишек, которые только-только освоили непростую науку грамоты, игры с буквами будут замечательными помощниками на пути к осмысленному чтению, пониманию тонкостей родного языка, расширению словарного запаса. Покажите малышу, как замена всего одной буквы превращает косу в козу или кита в кота. Составьте вместе цепочки таких слов. Например: кот-рот-род-ром-ком-дом и т.д. На этом принципе основана замечательная интеллектуальная игра, придуманная Льюисом Кэрроллом. С ее помощью можно превратить не только кита в кота, а даже из мухи сделать слона. Каждый раз, меняя в слове всего одну букву, мы постепенно продвигаемся в решении задачи и в результате получаем нужное слово. Попробуйте поиграть в эту игру с малышом. Для начала возьмите два совсем простых трехбуквенных слова, и попробуйте трансформировать одно в другое. Например, превратим "сыр" в "сок" (сыр-сын-сон-сок или еще короче: сыр-сор-сок). Если кроху игра заинтересует, поиграйте и с другими словами. Конечно, основным сочинителем пока будете вы, но постепенно и малыш освоит эту непростую забаву. Игра "Виселица" обычно очень нравится малышам. Итак, задумываем какое-нибудь слово (для начала простое и короткое). Пишем его первую и последнюю буквы, а вместо недостающих ставим черточки. Задача малыша – отгадать загаданное слово. Он называет букву. Если эта буква в слове есть – вписываем ее на место. Если нет – начинаем рисовать "виселицу" – вертикальную линию. При следующей ошибке – горизонтальную (получается что-то вроде буквы "г"). Затем дорисовывается веревка, петля, голова человечка, туловище, ручки и ножки. За эти восемь попыток малыш должен угадать слово. Если не получилось – проиграл. Если успел – его очередь загадывать. К игре в "Типографию" можно привлечь и папу. Чем больше игроков – тем интереснее и разнообразнее слова. Пишем на листе бумаги какое-нибудь длинное слово (например, "типография"). Задача игроков – за пять минут составить как можно больше слов из букв, входящих в слово загаданное. Если вы позабыли, как играть в "Балду", будем вспоминать. На листе бумаги расчерчивается игровое поле с крупными клетками 5x5 (для опытных игроков поле может быть 6x6 и даже 7x7). В среднем ряду пишем слово из пяти букв (в усложненных вариантах из шести и семи букв соответственно). Теперь игроки делают по очереди ходы. За один ход в свободную клеточку вписывается буква таким образом, что бы каждый раз образовывалось новое слово. Слова могут читаться в любом направлении кроме диагонального. За каждое новое слово игрок записывает себе столько очков, сколько букв в его слове. Игра заканчивается тогда, когда заполнены все клетки, или когда никто из игроков не может придумать ни одного слова. Подсчитывается количество очков. У кого больше – тот и выиграл. А еще малыши обожают всевозможные шифровки и загадочные записки. Придумайте шифр-подсказку, изобразив каждую букву алфавита определенным значком (просто треугольником, треугольником с точкой внутри, звездочкой, квадратом, скобочкой, ромбиком и т.п.) Теперь при помощи этих фигурок можно составлять для малыша секретные послания сначала всего из нескольких слов, а потом и подлиннее. Для юного сыщика расшифровка текста будет нелегкой, но очень полезной и увлекательной задачей, которая потребует высокой степени внимания, собранности и усидчивости.

Даешь логику!

Развитию логического мышления и комбинаторики у малышей поможет увлекательная игра "Логика", бумажный вариант которой называется "Быки и коровы". Классический вариант "быков" – угадывание комбинации из четырех цифр от 1 до 9 (все четыре цифры должны быть разными). Один игрок пишет задуманную комбинацию на своем листочке, а второй – пытается ее угадать. Первым ходом угадывающий записывает на своем листке и называет любую комбинацию. Соперник сравнивает ее со своей и дает подсказки. Каждая правильно угаданная цифра называется "коровой", а если цифра не только угадана, а еще и стоит на правильном месте, ее называют "быком". Допустим, отгадывающий игрок назвал правильно 2 цифры из четырех, и для одной из них угадал порядок. Подсказка будет звучать так: "Две коровы и один бык". Опираясь на полученные сведения и рассуждая логически, игрок делает следующее предположение. И так до тех пор, пока вся комбинация не будет разгадана. Затем игроки меняются ролями. Такой вариант игры подойдет для младших школьников, а для 4 - 6 летних малышей игру стоит немного упростить. Во-первых, заменить цифры цветами, а, во-вторых, уменьшить их возможное количество до шести. Теперь один игрок будет загадывать цвета, располагая в ряд четыре разноцветных палочки из шести возможных. А второй игрок – их разгадывать. В остальном правила те же. Несколько раз сыграйте с малышом "в открытую", убедитесь, что он четко понял правила игры, покажите, как нужно рассуждать. В упрощенном варианте при правильном ходе мыслей, комбинация разгадывается за 3 - 5 ходов. И даже бестолковая на первый взгляд игра "Чепуха" несет в себе глубокий смысл, если поиграть в нее всей семьей. Каждый игрок получает лист бумаги и пишет вверху ответ на вопрос "Кто?" (Винни-Пух, кот Бегемот, сосед дядя Вася и т.п.). Затем ответ загибается таким образом, что бы его нельзя было прочитать, и листки передаются по кругу. Следующий вопрос – "С кем?" Затем следуют: "Когда?", "Где?", "Что делали?", "Что из этого получилось?" Когда все ответы написаны, бумажки разворачиваются и прочитываются. "Так какой же во всем этом смысл?" – спросите вы. Если вся семья хохочет над получившейся чепухой, если родителям и детворе интересно и весело вместе – не в этом ли самый главный, самый важный смысл любых семейных игр? Думаю, ответ будет положительным...

Пальчиковые игры для детей 5-6 лет

Многие родители, заботясь о том, как лучше подготовить детей к школе, обращают внимание, в основном, на чтение и счёт. Но именно в сфере моторики и произвольного внимания чаще всего наблюдаются низкие показатели при обследовании шестилетних детей на готовность к школе.

Поэтому так важны для детей дошкольного возраста игры, тренирующие мелкую моторику - движения пальцев и кистей рук.
Пальчиковые игры – универсальный тренинг мелкой моторики, гимнастика в игре. Такая гимнастика стимулирует речь, пространственное мышление, внимание, воображение, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность.
Прежде чем заняться пальчиковой гимнастикой с ребенком, сначала прочтите стихи сами и изучите жесты, соответствующие стихотворным строкам. Потом почитайте с ребёнком стихотворение, покажите ему, как «рассказывать» стихи руками. А затем пусть он делает это самостоятельно. Хорошо, если ребенок  попробует придумать новые игры, новые образы и движения. Такие занятия нравятся детям, в них удачно соединяются потребность в рифмованной речи и потребность в движении, присущие дошкольному возрасту.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа «Развивающие игры» iconРазвивающие игры для детей 3-4 лет
С детьми в возрасте 3-4 лет родители могут играть в следующие развивающие подвижные игры

Программа «Развивающие игры» iconРазвивающие игры для детей 3, 4 лет на развитие мелкой моторики
Развивающие игры для детей 3, 4 лет, которые развивают чувствительность пальчиков, развивают мелкую моторику, развивают творческое...

Программа «Развивающие игры» iconРазвивающие игры для детей 3- 4 лет
Развивающие игры для детей 3, 4 лет, которые развивают чувствительность пальчиков, развивают мелкую моторику, развивают творческое...

Программа «Развивающие игры» iconМетодическая разработка учебных занятий по курсу «Развивающие игры»
Данный сборник представляет собой конспекты учебных занятий по курсу «Развивающие игры» в рамках авторской программы психологической...

Программа «Развивающие игры» iconПолезные ссылки для родителей
...

Программа «Развивающие игры» iconМетодические разработки, консультации для воспитателей, документация...
Научно-практический журнал для педагогов и родителей: статьи педагогов, психологов, лингвистов, дефектологов и др.; образовательные...

Программа «Развивающие игры» iconЧем занять ребёнка дома (развивающие игры для детей 2-3-х лет)
Родителям удобно, вроде бы и занят малыш. Смотрит мультики, телепередачи, играет компьютерные игры. Дети мало гуляют и читают книг....

Программа «Развивающие игры» icon«Развивающие игры в различных видах деятельности дошкольников»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №14 «тополек»

Программа «Развивающие игры» iconУрок по теме: “Наша дружная семья”
Особенности занятия: проводился совместно с педагогом-дефектологом, который проводит развивающие игры

Программа «Развивающие игры» iconПроект «Кубигород»
Учебные предметы: Развитие речи, элементарная математика, изо, музыкальные занятия, ребенок и окружающий мир, дидактические развивающие...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница