«Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики»




Название«Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики»
Дата публикации16.03.2014
Размер80.6 Kb.
ТипУрок
lit-yaz.ru > Астрономия > Урок
g:\вечер\dsc00581.jpg

Култышева Наталья Николаевна

учитель начальных классов

Краснокаменской СОШ №4
«Основы религиозных культур и светской этики»

Модуль «Основы светской этики»
Тема урока №5: «Добро и зло»

Тип урока: Изучение нового материала.
Цели урока:

Образовательные:

  1. Формировать представления о взаимосвязи добра и зла в мире.

  2. Формировать в детях качества личности со своими взглядами, убеждениями, умеющей отличать добро от зла, положительные качества от отрицательных.

  3. Разбудить в чувствах детей необходимость в совершении добрых поступков.

Развивающие:

  1. Развивать представления о том, что добро, прежде всего, находится внутри нас и зависит от духовно-нравственного содержания человека.

  2. Способствовать развитию мышления и грамотной речи учащихся.

  3. Закреплять коммуникативные навыки.

Воспитательная:

Воспитывать ответственность за совершенные поступки;
^ Виды деятельности: беседа, чтение стихов, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, дискуссия.

Основные термины и понятия: добро и зло как основные этические понятия

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, текст притчи, карточки с названиями качеств человека, пословицы, запись песни «Если добрый ты» слова Аркадия Хайта, муз. Б. Савельева, надписи «Добро» и « Зло».
^ Место проведения урока:
классная комната

Ход урока:

  1. Организация деятельности учащихся. Психологический настрой. Мотивация.


- Здравствуйте, ребята! Прежде чем начать урок, создадим себе и друг другу хорошее настроение. А хорошее настроение начинается с улыбки. Подарите улыбку друг другу. От ваших улыбок засияло солнце и согрело нас своим теплом. Когда вы улыбаетесь, у вас счастливые и добрые лица. А значит, здесь собрались добрые люди.

– Произнесем вместе: “Добро”, “Доброта”. Какие ассоциации возникают, когда вы слышите эти слова? (Ответы детей)

- Подберите антоним к слову добро. (Зло)

- Какие ассоциации у вас возникают с этим словом? (Ответы детей)
^ II. Сообщение цели и темы урока.

- Сегодня на уроке мы должны выяснить, что такое добро и зло, разобраться, откуда появилось зло и легко ли быть добрым.

Дети записывают тему урока.

  1. ^ Работа над новым материалом.

  1. Беседа

Что такое добро? И что такое зло? Над этими вопросами люди размышляют на протяжении всей истории человечества. Это вечные вопросы. Где существует добро, там есть и зло, которое всегда желает помешать добру, уничтожить его. В жизни между добром и злом идёт борьба.

(Ученик читает наизусть стих)
Добро и Зло
Гласит легенда, в смутное то время,

Воды с тех пор немало утекло,

Сев на коней, слегка поправив стремя,

Сражались на Земле Добро и Зло.

И белого коня вперед направив,

Добро открыто мчалось на врага.

Но Зло, оно не соблюдает правил,

Ударило ножом исподтишка.

Добро едва успело увернуться,

А может, ему просто повезло,

С тех пор они сражаются, дерутся,

И кто из них сильней, Добро иль Зло?

Вот, кажется, Добро уж победило,

Мы воспоем победу храбреца,

Но живо зло, оно лишь затаилось,

Оно не умирает до конца.

И что поделать, им не примириться,

Никто из них не может победить.

Менялись их доверенные лица,

Добро и Зло – их некем заменить. Юрий Шмидт
2 .Работа с учебником (Работа в парах)

-Давайте заглянем в учебники и узнаем определение Добра и Зла.

Чтение статьи на странице 12-13. Найти и записать ответы на вопросы:

  • Что такое добро и зло?

Прочтите определение этих слов.
- Ожегов С.И. дает такое определение: Добрый – делающий добро другим людям, отзывчивый, а также выражающий эти качества. Несущий благо, добро, благополучие.

Злой – заключающий в себе зло. Полный злобы, злости.
3. Работа в группах
- Перед вами карточки с качествами человека. Нам необходимо распределить их на две группы. Раздаются карточки с качествами человека. Необходимо обсудить в группе и прикрепить данное качество на доске к надписи «Добро» или к надписи « Зло»
(Мужество, честь, хвастливость, жестокость, скромность, милосердие, совесть трусость, зависть, жадность, честность, тактичность, болтливость, правдивость, хитрость, бестактность, лживость, малодушие, справедливость, выдержка, эгоизм)

Взаимопроверка.
4. Дискуссия.

- А какими людьми вы хотели бы быть? Добрыми или злыми? (добрыми)

– Как же так получается, что одни люди добрые, а другие – злые? Почему люди вырастают злыми? Кто в этом виноват: семья, школа, общество? Поразмышляйте. Выскажите свое мнение. (Ответы учащихся)


  1. Работа с притчей.


- Послушайте притчу про двух волков.

Старый индеец рассказал своему внуку:

- Внутри каждого человека идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло - зависть, ревность, эгоизм, амбиции, ложь.

Другой волк представляет добро - мир, любовь, надежду, любезность, истину, доброту, верность.

Маленький индеец на несколько мгновений задумался, а потом спросил:

- А какой волк в конце побеждает?

Лицо старого индейца тронула едва заметная улыбка, и он ответил.

- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
5.Обсуждение содержания притчи.
Вопросы для обсуждения:

- Как вы поняли последние слова индейца?

- Как вы думаете, какой поступок легче совершить?

- Почему?

- Так кто всё таки виноват почему мы вырастаем злыми.

6. Беседа

– А как победить зло? Что нужно сделать, чтобы зла стало меньше? (Ответы учащихся)

- Часто люди совершают злой поступок от обиды. Прежде чем отвечать на обиду обидой, подумайте! Ведь обида обычно лежит где то низко и к ней следует наклониться, чтобы ее поднять. Все обижаются и ссорятся, но намного лучше будет, если мы научимся прощать все обиды.

Звучит стихотворение «Злое чувство». (Ученица рассказывает стихотворение)
Мне сказали слово злое,

Грустно стало на душе,

Захотелось мне, не скрою,

Злом ответить, и уже
Начала я хмурить брови,

Злое слово подбирать.

Но подумала: любовью

Надо раны врачевать.
И тогда, чтоб ты не дулась,

Не взлетала высоко,

Я взяла и улыбнулась.

Стало вдруг легко-легко…
- Легко ли быть добрым? (Добрым быть не сложно, нужно заботиться о том, чтобы окружающим было приятно с тобой, чтобы всем было хорошо и т.д.)

7. Психологическая игра.
- Дорогие мои друзья, предлагаю вам сыграть в игру «Комплимент» и при этом проявить свои положительные качества. А вы знаете, что такое комплимент?
(Выслушав ответы детей, учитель подводит итог.)
- Комплименты – это любезные, приятные, красивые слова или выражения, лестные отзывы, содержащие похвалу, одобрение.
- Комплименты бывают лестные, т.е. добрые, приятные, чудесные, и при этом правдивые.
Ученики встают в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!» Затем он дарит комплимент своему соседу, упражнение проводится по кругу.
Обсуждение:

– Скажите, приятно делать комплименты или получать?

- Чем больше добра дашь, тем больше добра становится.

--А вы знаете, что иногда добро превращается в зло. Как это возможно?

--Как нужно совершать добрые дела? (бескорыстно)

- Нужно ли на добро отвечать добром? А требовать добра взамен? (на добро нужно отвечать только добром, никогда не требовать добра взамен, это не правильно). Свершив добро, наслаждайтесь тем, что другому человеку стало хорошо, комфортно. «От добра добра не ищут», – гласит русская народная пословица. Хорошо бы научиться искренне дарить добро, не ожидая какой-либо выгоды и ответа. Если вы научитесь этому, вы – богатый человек.

- Если совершил доброе дело, то не нужно напоминать об этом постоянно.

^ IV. Закрепление понятий. Работа в парах ( делают записи в тетрадях).

- Нам приятнее находиться в обществе добрых людей, но для этого мы должны быть сами добрыми людьми. Давайте составим с вами правила доброты, пользуясь которыми мы станем по-настоящему добрыми.
-Помогать слабым, маленьким, больным, попавшим в беду;

-Прощать ошибки других;

-Не жадничать;

-Не завидовать;

-Жалеть друг друга
- Станет ли зла еще больше – зависит от человека. Всё, только, в наших руках. Но наш выбор должен быть во благо окружающих, а не во вред. Добрый человек ни когда не ответит злом на зло. Он найдет в себе силы простить обидчика, и в этом сила доброты, высота духа доброго человека.

^ V. Итоги урока.

- Что такое добро и зло?

(Добро – всё положительное, хорошее. Зло – нечто дурное, вредное)

- Каким человеком вы хотели быть добрым или плохим? (Добрым)

- Что человека делает добрым или злым? ( Его поведение, мысли, поступки и т.д.)

- Как вы думаете, чего в нашей жизни больше: доброго или злого?
- Доброго в жизни все-таки больше, чем злого.
- А от кого и от чего зависит наличие добра и зла в жизни?
- Вы правы: станет ли добра еще больше, а зла меньше – зависит от человека.
Ручаюсь, ребята

Что хватит вам дел,

Творите добро,

Кто еще не успел –

Любите животных,

Людей и цветы,

Прошу вас, не прячьте

Своей доброты.

Парадность, безделье –

Гоните их прочь!

Планета в беде! –

Вы должны ей помочь.

Конечно задачи

Совсем не просты,

Но в каждом сердечке

Есть луч доброты!
^ VI. Домашнее задание: совершить доброе дело, хотя бы маленькое.
Мероприятие заканчивается песней кота Леопольда «Если добрый ты» слова Аркадия Хайта, Муз. Б. Савельева.

Используемая литература:

  1. http://luntiki.ru/blog/chtenie/1543.html

Стихи для детей о добре и доброте, о вежливости. Пословицы и поговорки


  1. http://azps.ru/ Упражнение "Комплименты"

  2. Журнал «Классное руководство и воспитание школьника» http://ruk.1september.ru/

  3. http://peskarlib.ru/

  4. http://www.clubochek.ru/

  5. http://www.prodlenka.org/

  6. Учебное пособие «Основы светской этики»/Москва «Просвещение», 2010 год/

  7. Книга для учителя «Основы религиозных культур и светской этики», М. Просвещение, 2010г.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики» icon«Моральный долг»
Предмет «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики»

«Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики» iconРабочая программа по модулю «Основы светской этики»
«Основы светской этики» из курса «Основы религиозных культур и светской этики» составлена и в соответствии с требованиями Федерального...

«Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики» iconРабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской...
Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» математике для 4 класса разработана на основе государственного...

«Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики» iconРабочая учебная программа основы мировых религиозных культур и светской...
Успешное освоение программы должно позволить слушателям эффективно решать следующие задачи

«Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики» iconМетодические рекомендации по преподаванию комплексного учебного курса...
«Основы религиозных культур и светской этики» в образовательных учреждениях Тюменской области

«Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики» iconФормы и виды организации учебной деятельности на уроках «Основы религиозных...
Формы и виды учебной деятельности, рекомендуемые для организации занятий в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики»...

«Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики» iconФормы и виды организации учебной деятельности на уроках «Основы религиозных...
Формы и виды учебной деятельности, рекомендуемые для организации занятий в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики»...

«Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики» iconФормы и виды организации учебной деятельности на уроках «Основы религиозных...
Формы и виды учебной деятельности, рекомендуемые для организации занятий в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики»...

«Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики» iconРабочая программа по учебному предмету «Основы религиозных культур...
«Средняя общеобразовательная школа №20 с углублённым изучением отдельных предметов»

«Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики» iconО реализации комплексного учебного курса «Основы религиозных культур...
Нефтеюганска от 15. 08. 2012 №1281 «Об утверждении плана мероприятий по введению с 2012-2013 учебного года в общеобразовательных...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница