Скачать 315.04 Kb.
|
Министерство образования Саратовской области Управление образования Дергачевского муниципального района Муниципальное общеобразовательное учреждение ООШ п. Советский КОНСПЕКТ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ВЕЧЕРА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЭЗИИ «О ЧЕМ ТРЕВОЖАТСЯ ПОЭТЫ?» Автор: Маматова Ирина Константиновна, учитель экологии МОУ ООШ п. Советский Дергачи 2012 «О ЧЕМ ТРЕВОЖАТСЯ ПОЭТЫ?»» (конспект вечера экологической поэзии для 6- 9 классов) Цель мероприятия: Формирование экологической культуры и мышления уч-ся; умения выявлять экологические проблемы, оперируя конкретными фактами. Задачи: Образовательные: обобщить и углубить знания по экологическим проблемам Земли. Воспитательные: воспитывать экологическую и эстетическую культуру у учащихся. Развивающие: развивать у учащихся память, экологическое мышление, речь, умение анализировать и систематизировать факты и делать по ним соответствующие выводы. ^ вечер экологической поэзии. Методы и методические приемы обучения: проблемный, объяснительно-иллюстрационный, частично-поисковый. ^ глобус, раздаточный материал со стихами, задание для закрепления, интернет-ресурсы, классическая музыка. Подготовка к внеклассному мероприятию: заранее раздать учащимся стихи (возможно и без предварительной подготовки – раздать непосредственно на мероприятии и дать некоторое время для ознакомления с текстом и подготовке к выразительному чтению); при чтении стихов создается тихий фон классической музыкой. План внеклассного мероприятия: 1. Вводная часть (3 мин); 2. Основная часть (30 мин); 3. Рефлексия (7 мин); 4. Заключительная часть (5 мин). Ход внеклассного мероприятия: (в кабинете парты расставлены в незамкнутый круг, выделено четыре зоны, в середине на постаменте стоит самый большой глобус в школе, задрапированный темной тканью, дети рассаживаются за парты, делясь при этом на 4 группы по желанию, на доске тема: «О чем тревожатся поэты?», подключенный интернет). ^ Здесь, у нас скрыт тайный предмет, сейчас по загадке, вы должны отгадать, что это такое? ЗАГАДКА: На столе передо мной закружился шар земной. Арктика, экватор, полюс... Уместил всю Землю... [ГЛОБУС] Правильно, здесь на столе, действительно, стоит глобус (открывает и показывает). На нём уместилась Вся наша Земля: Моря, океаны, Леса и поля. И северный полюс Там тоже найдёшь, А если захочешь - В руках унесёшь. Посмотрев на столь маленький объект, иногда не верится, что это маленькая копия нашей с вами планеты и еще труднее представить, что на этом шарике можно показать места, где размещаются вот такие прекрасные пейзажи - О красоте Земли поёт душа. О том, как мир огромен и прекрасен. Мы разные, Земля у нас одна! Перенесла она невзгоды и несчастья Вреда ей человек принёс сполна Давайте сохраним планету счастья. http://laluf.org.ua/post197670218/ (интернет-ресурс)… Можно найти место своей малой родины и представить, как в средней полосе России можно встретить столь трогательные пейзажи http://triinochka.ru/post197642092/, http://www.fototerra.ru/gallery.html?id=3583, http://blogs.mail.ru/mail/natata65/63de3daef494ff3a.html (интернет-ресурс). И все же глядя на эту микрокопию нашей планеты, преследует мысль… Посмотрите и подумайте, что вы можете сказать о глобусе как о геометрическом объекте и прочности всей этой структуры (дети приходят к выводу, что форма шара очень неустойчивый объект и вся структура глобуса говорит о хрупкости и непрочности данной конструкции). Да, действительно, очень легко толкнув глобус уронить его, разбив при этом. А по аналогии, представляя, что глобус это уменьшенная копия планеты, то представляешь как хрупка и уязвима наша Земля. Я обнял глобус – шар земной. Один над сушей и водой. В руках моих материки Мне тихо шепчут: «Береги». В зеленой краске лес и дол. Мне говорят: «Будь с нами добр». Не растопчи ты нас, не жги, Зимой и летом береги». Журчит глубокая река, Свои лаская берега, И слышу голос я реки: «Ты береги нас, береги». И птиц, и рыб я слышу всех: «Тебя мы просим, человек. Ты обещай нам и не лги. Как старший брат нас береги». Я обнял глобус – шар земной, И что-то сделалось со мной. И вдруг шепнул я: «Не солгу. Тебя, родной мой, сберегу» (Ефим ШКЛОВСКИЙ) Итак, я Вам сейчас прочитала стихотворение Ефима Шкловского и вы видите, что все то о чем мы с Вами проговорили можно изложить в поэтической форме. Действительно, поэты для своих стихов выбирают разные темы. Какие, например, Вы можете назвать? (дети говорят: природа, любовь, дружба, Родина и др.). Таким образом, можно сказать, что поэты пишут о том, что их интересует, что их тревожит. А поскольку у нас сегодня вечер экологической поэзии, то естественно, мы должны, познакомившись с некоторыми стихами как известных, так и не очень, поэтов на экологические темы, сделать выводы: Какие экологические проблемы Земли особенно тревожат их? Работать будем по группам. Сначала одна группа выразительно представляет нам свои поэтические строки, остальные группы, внимательно прослушав, должны определить те экологические проблемы, которые вызвали написание услышанных стихов. ^ 1 группа представляет набор стихов о разнообразных проблемах природы в целом: охрана лесов, водоемов, атмосферы и т.д. (приложение 1). Дети прослушав, делают обобщение упомянутых экологических проблем. 2 группа представляет набор стихов о проблемах животного мира (приложение 2). Обобщение и выводы детей. 3 группа представляет набор стихов, после прочтения и определения проблем, учитель задает вопрос: «Почему мы включили данные стихи в наш поэтический вечер, являются ли проблемы курения, наркомании и алкоголизма человека глобальной экологической проблемой?» (ответы детей). (Приложение 3) 4 группа читает стихи о Хиросиме, Чернобыле, войнах и др. Дети, прослушав, обобщают, почему все услышанное тоже необходимо отнести к глобальным экологическим проблемам. (Приложение 4) ^ Береги нашу Землю- Голубую планету, Ведь похожей на эту Больше в космосе нету. Береги эти реки, И росу на ромашке, Соловьиные трели Серой маленькой пташки. И тропинку лесную, И подсолнух на ножке, Эту радугу в небе И листок на ладошке. Перезвон колокольный, Солнца блики на липе, Береги эту землю, Этот мир многоликий. Если будем планету Проверять мы на прочность, Скоро мы убедимся - Она хрупкая очень. Рефлексия: Учитель: Мы сейчас посмотрели на примере стихов различных поэтов, что глобальные экологические проблемы нашей планеты тревожат всех прогрессивных людей. Что данные темы широко используются в стихах, как профессиональных поэтов, так и поэтов-любителей. Скажите, а Вас тревожит, то о чем мы сегодня здесь услышали? (ответы) Чтобы закрепить вам полученную информацию, а мне понять, что особенно запомнилось и тревожит Вас, я предлагаю Вам поучаствовать в написании стихов. Это не простые стихи, а особенные, которые Вы должны будете изложить в стиле японского стихонаписания «Хокку». ( Этот жанр японской поэзии появился в 17 веке. Создатели – простые жители городов и селений. Хокку - это стихи, хоть и без рифмы. У всех хокку 3 строчки, но они о многом могут рассказать. Хокку по-другому называются хайку. В хокку в основном, говорится о природе и о людях.) - Познакомьтесь с трехстишиями японского поэта Иссы в переводе Веры Марковой. Представь, что однажды утром, старик, склонный любоваться миром природы, с восторгом рассказывает соседу о своем ярком ночном впечатлении: Вот выплыла луна, И самый мелкий кустик На праздник приглашен! Сосед, слушавший старика с благоговением, вдруг замечает своего сынишку, выбежавшего на лужайку: Ах, не топчи траву! Там светляки сияли Вчера ночной порой. Попробуем стать поэтами и попытаемся написать хокку. Конечно, написать настоящее хокку, вероятнее всего у нас не получится, а вот подражать мы сможем. На ваших столах лежит инструкция по написанию японских трехстиший и несколько примеров. Прошу каждую группу внимательно ознакомится с данными рекомендациями и составить свои стихи, используя свои мысли по теме нашего поэтического вечера. - Прежде, чем начать стихописание, вслушайтесь в совет мудреца: Всматривайтесь в привычное- ^ Всматривайтесь в некрасивое- И вы увидите красивое. Всматривайтесь в простое- И вы увидите сложное. Всматривайтесь в малое- И вы увидите великое. (Дети работают и затем зачитывают свои стихи) - Молодцы! Я хочу сказать вам что-то на японском языке. Гокуросама. Что означает – спасибо за работу. Голубенький шарик парит во Вселенной, Посланья от Солнца и Неба приемлет, Землян наполняя любовью нетленной, Но Гласу Вселенскому люд тот не внемлет. Давай сохраним этот шарик парящий, Очистив и души, и бренное тело Молитвою искренней, песней щемящей И значимым словом, и стоящим делом! (Ирина Тетерчева) Надежда Кудашкина. ТАК И ХОЧЕТСЯ НА РУКИ ВЗЯТЬ. Наш космический век наступил, И родное моё Отечество Из заманчивой сказки – в быль Воплотило мечту человечества. А родная Земля с высоты Уж не так велика, как кажется, - Шарик сказочной красоты В голубом невесомом платьице. Так и хочется на руки взять, Защитить, как ребёнка малого, От безумцев погибнуть не дать, Сохранить для потомков нАдолго! ^ Учитель: Давайте подведем итоги нашего вечера экологической поэзии. Предлагаю обобщить: «Какие экологические проблемы тревожат поэтов Земли?». (ответы детей) - Что необходимо делать людям со своей планетой Земля, чтобы сохранить ее для следующих поколений такой же прекрасной и чистой, какой она была дана человечеству? Ответить на это нам поможет кроссворд: ЗЕМЛЮ НУЖНО… ЗАЩИЩАТЬ ОБЕРЕГАТЬ ПРЕУМНАЖАТЬ УЛУЧШАТЬ ЛЮБИТЬ - закончить нашу встречу мне хотелось стихами моего коллеги, учителя экологии СШ № 2 п. Екатериновка Зайцева А.В. Я как эколог верю в Землю, надеюсь выдержит она. Я не придерживаюсь племя, где человек – сам Сатана! Я верю в знание и силу, что важно в наши времена. Нельзя помочь в минуту миру, Но гибнуть не должна Земля! Литература:
Электронные ресурсы: http://www.ds17-nowch.edu.cap.ru/?t=hry&eduid=3696&hry=./3541/66205/66211/66858 http://ecovoice.ru/blog/public/502.html http://kollegi.kz/publ/17-1-0-3064 http://stihidl.ru/poem/64406/ http://www.prinas.org/taxonomy/term/123 http://marknet.narod.ru/eco/ http://schaburovo-school.narod.ru/p78aa1.html http://scenary.at.ua/load/scenarii_2012_year/scenarij_ehkologija/21 http://mou10.togliatty.rosshkola.ru/rabot_uchtelei/efremov_eko_vecher.aspx http://www.klass.by/ekolog.html http://humorial.ru/smatherials/show/1279 http://stalker.uz/mir-zony/stikhi-o-chernobyle.html http://festival.1september.ru/articles/313079/ http://good-planet.info/node/2?page=0%2C9 http://www.russlav.ru/aktualno/krasivye-stikhi-o-zhizni.html http://urakami.narod.ru/lib/books/ibuse/demchenko.html http://www.chitalnya.ru/commentary/8337/ http://vechkitova.ucoz.ru/load/stikhi/mir_prirody/beregite_zemlju/31-1-0-167 http://www.togur-school.tom.ru/trifonova/stihi.htm http://laluf.org.ua/post197670218/ http://www.fototerra.ru/gallery.html?id=3583http://triinochka.ru/post197642092/ http://blogs.mail.ru/mail/natata65/63de3daef494ff3a.html http://xoxotyn.ru/topics/21804895.html ПРИЛОЖЕНИЕ 1 1.1. Забывчивый охотник на привале не разметал, Не растоптал костер, он в лес ушел, А ветки догорели. И нехотя чадили до утра. А утром ветер разогнал туман, И ожил потухающий костер. И, сыпя искры посреди поляны, Багровые лохмотья распростер. Он всю траву с цветами вместе выжиг, Кусты спалил, в зеленый лес вошел. И, как испуганная стая белок рыжих, Он заметался со ствола на ствол. И лес гудел от огненной метели, И с грозным треском падали стволы. И как снежинки, искры с них летели Над серыми сугробами золы. 1.2. |
![]() | Саранская и мордовская епархия русской православной церкви (московский патриархат) | ![]() | План-конспект открытого внеклассного мероприятия,посвящённого 200– летию Н. В. Гоголя |
![]() | В рамках мероприятия проводится опрос учащихся, обрабатываются данные опроса, привлекаются учащиеся к участию в проведении мероприятия;... | ![]() | ... |
![]() | Методическую разработку этого внеклассного мероприятия можно использовать при проведении недели русского языка и литературы | ![]() | «Воспитание экологической культуры дошкольников с помощью ознакомления с шедеврами классической музыки» |
![]() | Краевой конкурс на лучший сценарий внеклассного мероприятия, посвященного празднованию Дня Матери в России | ![]() | Цель: На основе изученного материала о Германии провести закрепление знаний, умений |
![]() | России, исторические факты. В ходе внеклассного мероприятия используются стихотворения, музыкальные произведения, аудио и фотоматериалы,... | ![]() | Ермилова К: а вот его философское стихотворение, читает стихотворение «Памятник» |